Значение водовозов василий иванович в краткой биографической энциклопедии. Смотреть что такое "Водовозов, Василий Васильевич" в других словарях

Учился в Коммерческом училище (1835-1842) и на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. По окончании университета (1847) преподавал в Варшавской гимназии, с 1851 - в 1-й петербургской гимназии (угол Кабинетской (теперь - Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической)), где среди его учеников был Владимир Щиглев.

Руководил организованной им воскресной школой (1861-1862), преподавал в Смольном институте (1860-1862), в женской учительской семинарии (1863), позднее на Аларчинских женских курсах (1870). В неоднократных поездках за границу знакомился с постановкой народного образования.

На «вторниках» Водовозовых бывали В. А. Слепцов, П. И. Якушкин, В. С. Курочкин и Н. С. Курочкин, П. А. Гайдебуров. В 1866 был уволен из государственных учебных заведений. Основной деятельностью стал литературный труд.

Литературная деятельность

Первая публикация - статья «Заметки о современном образовании в Германии» («Журнал Министерства народного просвещения», 1856). Опубликовал в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово» и других изданий свыше 120 работ: переводы, статьи по педагогике, очерки о школах в европейских странах, критические статьи, произведения для детей. В литературно-критических статьях и работах по методике преподавания литературы художественное значение произведения ставил в зависимость от его общественного и нравственного смысла.

Известен как составитель популярных книг для детского чтения. «Рассказы из русской истории» (выпуск 1-2, Санкт-Петербург, 1861-1864) представляет собой сборник исторических документов с предисловиями или комментариями Водовозова. «Книга для первоначального чтения народных школах» (ч. 1, Санкт-Петербург, 1871; 18-е издание 1887) и методическое пособие к ней «Книга для учителей» (Санкт-Петербург, 1871; 5-е издание, 1879) отмечены премией Ушинского. Автор и составитель книг «Детские рассказы и стихотворения» (Санкт-Петербург, 1871, 1876), «Новая русская литература (От Жуковского до Гоголя включительно)» (Санкт-Петербург, 1866; 7-е издание, 1908), «Древняя русская литература. От начала грамотности до Ломоносова» (Санкт-Петербург, 1872), «Русские сказки в стихах» (Санкт-Петербург, 1883).

Переводы

Знал десять языков и переводил на русский язык произведения Анакреона, Софокла, Горация, Катулла, Лукиана, Дж. Байрона, И. В. Гёте, Генриха Гейне, П. Ж. Беранже. Кроме того, выступал со статьями о зарубежной литературе. Переводы вошли в сборник «Переводы в стихах и оригинальные стихотворения» (Санкт-Петербург, 1888).

Водовозов, Василий Иванович

Один из основателей новой русской педагогии; родился в 1825 году в Петербурге, в купеческой семье. Учился в коммерческом училище и на филологическом факультете петербургского университета. Как в годы студенчества, так и во время четырехлетнего пребывания в Варшаве в качестве учителя реальной гимназии он крайне нуждался, и его обстоятельства несколько поправились лишь с тех пор, когда он получил (в 1851 г.) место преподавателя словесности в 1-й петербургской гимназии (в 1860-62 гг. по приглашению Ушинского В. преподавал литературу и в Смольном институте). Еще в Варшаве В. усердно занимался переводами греческих и римских классиков. С 1856 г. он стал печатать в журналах как эти переводы, так и статьи по истории русской и всеобщей литературы: некоторые из них вошли в состав его известных книг "Новая русская литература" (от Жуковского до Гоголя включительно; 1866) и "Словесность в образцах и разборах" (1868). В деле преподавания словесности заслуги В. весьма значительны: преимущественно благодаря его трудам из наших средних учебных заведений было изгнано зазубривание теории словесности по тетрадке, продиктованной учителем, и заменено непосредственным изучением произведений русской и иностранной литератур. Водовозов содействовал также установлению правильного метода в преподавании истории литературы. В своих литературных работах Водовозов определял ценность художественного произведения главным образом по его нравственному смыслу и общественному значению. Несмотря на то, что В. прекрасно знал древние языки и литературы и перевел стихами некоторые произведения Софокла, Еврипида, Пиндара, Анакреона, Катулла и Горация, он при обсуждении вопроса о постановке среднего образования в России явился энергическим противником классической системы. В статьях и рефератах по этому вопросу В. доказывал, что в отношении грамматической логики и лингвистических упражнений классические языки могут быть с успехом заменены тремя новыми иностранными и родным языком и что в основу гимназического курса должны быть положены литература, история, география, естествознание и математика. Эти взгляды были причиною того, что в 1866 г. В. пришлось оставить службу.

Еще в первой половине шестидесятых годов В. немало занимался вопросами первоначального обучения, и теоретически, в журнальных статьях, и практически, в руководимой им воскресной школе. Результатом этих занятий, а также изучения иностранных школ и иностранной педагогической литературы явилось составление им в 1871 г. "Книги для первоначального чтения" (год I), изданной совместно с "Книгою для учителей". И та, и другая вызвали самые сочувственные отзывы специалистов-педагогов, были одобрены учеными комитетами мин ист. народного просвещения и Св. синода, увенчаны Педагогическим обществом денежною премиею имени К. Д. Ушинского, золотою медалью вольного экономического общества по присуждению Комитета грамотности и, наконец, золотою медалью в память гр. Киселева по присуждению Ученого комитета Министерства государственных имуществ. "Книга для первоначального чтения" (ч. I) быстро распространилась в наших народных школах; в течение двадцати лет ее разошлось более 700000 экземпляров. В своей книге В. дал строго обдуманный цикл элементарных данных из области естествоведения, истории и географии; не было недостатка и в статьях, цель которых - правильное развитие воображения, чувства прекрасного и нравственного чувства. Через 8 лет после составления первой части "Книги для первоначального чтения" появилась ее вторая часть, предназначенная автором для старшего возраста и для взрослых. Здесь автор охватил уже более обширный круг знаний из области естественной истории, физики, географии и этнографии; немало места отвел он также отрывкам из сочинений наших лучших авторов.

Из написанного В. назовем еще: "Рассказы из русской истории" (вып. 1-й, 1861 г., вып. 2-й, 1864 г.); "Русская азбука для детей" (1873); "Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам" (1873 г.); "Русские сказки в стихах" (1882 г.); "Очерки из русской истории XVIII века с приложением очерков из древнерусской жизни и из истории допетровского переходного времени" (1882) - одно из лучших популярных сочинений по истории России XVIII века, и др. После смерти В. († 1886) были изданы особым сборником его "Переводы в стихах и оригинальные стихотворения" (1888 г.) Ср. "В. И. Водовозов", В. И. Семевского (СПб., 1888).

{Брокгауз}

Водовозов, Василий Иванович

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Водовозов, Василий Иванович" в других словарях:

    Выдающийся педагог (1825 1886). Родился в семье крупного петербургского коммерсанта, ко времени рождения Василия Ивановича обедневшего. Учился в санкт петербургском коммерческом училище и на историко филологическом факультете Санкт Петербургского … Биографический словарь

    - (1825 86) российский педагог, методист по русской словесности и начальному обучению. Труды по теории педагогики, учебники, книги для народного чтенияБольшой Энциклопедический словарь

    Русский педагог и методист словесник, последователь К. Д. Ушинского. Окончил Петербургский университет (1847) и почти 20 лет проработал учителем словесности. В 60 х гг. 19 в. активно… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Водовозов. Василий Иванович Водовозов … Википедия

    - (1825 1886), российский педагог, методист по русской словесности и начальному обучению. Труды по теории педагогики, учебники, книги для народного чтения. * * * ВОДОВОЗОВ Василий Иванович ВОДОВОЗОВ Василий Иванович (1825 86), российский педагог,… … Энциклопедический словарь - Василий Иванович Водовозов (27 сентября (9 октября) 1825, Санкт Петербург 17 (29) мая 1886, там же) русский педагог, переводчик, детский писатель; муж писательницы и педагога Е. Н. Водовозовой. Содержание 1 Биография 2 Литературная деятельность … Википедия

    Водовозов, Василий Иванович - (1825 1886) педагог, методист по русской словесности и начальному обучению. Сторонник реального метода преподавания гуманитарных дисциплин. Разработал систему упражнений и аналитических бесед, охватывающих все этапы начального обучения (… … Педагогический терминологический словарь

    - (1825 1886) переводчик и педагог, печатался в Отечественных записках и Вестнике Европы … Словарь литературных типов


Году в Петербурге в купеческой семье. Учился в коммерческом училище и на филологическом факультете петербургского университета. Как в годы студенчества, так и во время четырехлетнего пребывания в Варшаве в качестве учителя реальной гимназии он крайне нуждался, и его обстоятельства несколько поправились лишь с тех пор, когда он получил (в г.) место преподавателя словесности в 1-й петербургской гимназии (в 1860-62 гг. по приглашению Ушинского В. преподавал литературу и в Смольном институте). Еще в Варшаве В. усердно занимался переводами греческих и римских классиков. С г. он стал печатать в журналах как эти переводы, так и статьи по истории русской и всеобщей литературы: некоторые из них вошли в состав его известных книг «Новая русская литература» (от Жуковского до Гоголя включительно; ) и «Словесность в образцах и разборах» (). В деле преподавания словесности заслуги В. весьма значительны: преимущественно благодаря его трудам из наших средних учебных заведений было изгнано зазубривание теории словесности по тетрадке, продиктованной учителем, и заменено непосредственным изучением произведений русской и иностранной литератур. Водовозов содействовал также установлению правильного метода в преподавании истории литературы. В своих литературных работах Водовозов определял ценность художественного произведения главным образом по его нравственному смыслу и общественному значению. Несмотря на то, что В. прекрасно знал древние языки и литературы и перевел стихами некоторые произведения Софокла , Еврипида , Пиндара, Анакреона, Катулла и Горация, он при обсуждении вопроса о постановке среднего образования в России явился энергическим противником классической системы. В статьях и рефератах по этому вопросу В. доказывал, что в отношении грамматической логики и лингвистических упражнений классические языки могут быть с успехом заменены тремя новыми иностранными и родным языком и что в основу гимназического курса должны быть положены литература , история , география , естествознание и математика . Эти взгляды были причиною того, что в г. В. пришлось оставить службу.

Еще в первой половине шестидесятых годов В. немало занимался вопросами первоначального обучения, и теоретически, в журнальных статьях, и практически, в руководимой им воскресной школе. Результатом этих занятий, а также изучения иностранных школ и иностранной педагогической литературы явилось составление им в г. «Книги для первоначального чтения» (год I), изданной совместно с «Книгою для учителей». И та, и другая вызвали самые сочувственные отзывы специалистов-педагогов, были одобрены учеными комитетами мин ист. народного просвещения и Св. синода, увенчаны Педагогическим обществом денежною премиею имени К. Д. Ушинского, золотою медалью вольного экономического общества по присуждению Комитета грамотности и, наконец, золотою медалью в память гр. Киселева по присуждению Ученого комитета Министерства государственных имуществ. «Книга для первоначального чтения» (ч. I) быстро распространилась в наших народных школах; в течение двадцати лет ее разошлось более 700000 экземпляров. В своей книге В. дал строго обдуманный цикл элементарных данных из области естествоведения, истории и географии ; не было недостатка и в статьях, цель которых - правильное развитие воображения, чувства прекрасного и нравственного чувства. Через 8 лет после составления первой части «Книги для первоначального чтения» появилась ее вторая часть, предназначенная автором для старшего возраста и для взрослых. Здесь автор охватил уже более обширный круг знаний из области естественной истории, физики , географии и этнографии ; немало места отвел он также отрывкам из сочинений наших лучших авторов.

Из написанного В. назовем еще: «Рассказы из русской истории» (вып. 1-й, 1861 г., вып. 2-й, 1864 г.); «Русская азбука для детей» (1873); «Предметы обучения в народной школе.

Водовозов, Василий Васильевич


Сын Вас. Ив. В. (см.) и Елизав. Ник. В. (см.), публицист. Род. в 1864 г. В 1883 г. поступил в СПб. университет, сначала на историко-филологический, потом на юридический факультет. В 1886-1887 г. вел иностранный отдел в газете "Неделя". В феврале 1887 г. был арестован и после трехмесячного заключения отправлен на пять лет в Архангельскую губ.; в 1890 г. получил отпуск для сдачи государств, экзаменов, после чего вновь отправлен в ссылку. В 1890 г. поместил в "Сев. Вестн." статью о "Пенитенциарном конгрессе в С.-Петербурге", в 1892 г. в "Юридич. Вестн." - о "Дореформенной юстиции". В 1893-94 г. вел иностранный отдел в газете "Русская Жизнь". В марте 1894 г. был выслан из С.-Петербурга и отправился на Балканский полуостров. В 1895 г. поместил в "Русском Богатстве" статью "Стефан Стамбулов", в "Вестнике Европы" - "По Болгарии". В 1897 г. ездил в Австрию, но за корреспонденции оттуда арестован в Пшемысле (в Галиции) и выслан без права въезда в Австрию навсегда. В 1901 г. ездил в Австрию вновь, но под чужим именем. С 1896 г. жил в Киеве. В 1900 г. был арестован по так называемому "Ибсеновскому делу" (делу о реферате Луначарского, в частной квартире, об Ибсене), просидел в киевской тюрьме 6 недель, был под следствием 2 года и освобожден за отсутствием улик. С 1904 г. вновь живет в С.-Петербурге где принадлежит к редакции "Нашей Жизни", а также ведет иностранный отдел в "Вопросах Жизни". В 1903-1905 г. читал лекции в разных городах России по вопросам государственного права. Написал ряд работ по новейшей истории, государственному праву и политике в "Мире Божием", "Русском Богатстве", "Новом Слове", "Начале", "Новом Пути"; по преимуществу занимается вопросами избирательного права и политическими партиями Запада. В статьях "Антисемитизм в Германии и предстоящие выборы в рейхстаг" и "Политические партии в Австрии" (в "Рус. Богатстве", 1898) сделал попытку применения статистич. метода к исследованию роста политических идей. Отдельно издал: "Материалы для характеристики положения русской печати" (Женева, 1898); "Исследование г. Тарле по социальной истории Англии" (СПб., 1901; отрицательная оценка диссертации Е. Тарле о Томасе Море); "Всеобщее избирательное право на Западе" (популярная брошюра, Ростов-на-Дону, 1905; 2 издание, сильно измененное, в том же 1905 г.); "Пропорциональные выборы или представительство меньшинства" (СПб., 1905). В настоящем "Энциклопедическом Словаре" ему принадлежит большая часть статей по государственному праву (Милитаризм, Монархия, Обструкция, Парламент, Партии политические, Союз государств, Федерация, Консервативная, Либеральная, Социалистическая партия и т. д.) и новейшей истории Запада.

{Брокгауз}

Водово зов, Василий Васильевич

Род. 1864, ум. 1933. Юрист, экономист, публицист, автор статей по социально-экономической и политической истории. С 1926 г. в эмиграции.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Водовозов, Василий Васильевич" в других словарях:

    Писатель, сын В. И. и Е. Н. Водовозовых. Родился в 1864 г.; учился на историко филологическом и юридическом факультетах Санкт Петербургского университета; в 1887 г. выслан на 5 лет в Архангельскую губернию. Из ссылки получил отпуск для сдачи… … Биографический словарь

    - (1864 1933) русский публицист, юрист и экономист. Статьи по социально экономической и политической истории. В 1926 эмигрировал … Большой Энциклопедический словарь

    - (22.12.1864, Петербург, ‒ 1933), русский публицист, юрист и экономист, автор статей по социально экономической и политической истории. За участие в народническом революционном движении конца 19 в. подвергался арестам и ссылкам. С 1906 трудовик… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Водовозов. Василий Васильевич Водовозов … Википедия

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). Водовозов Василий Васильевич (1864 1933) сын Василия Ивановича Водовозова (см.) и Елизаветы Николаевны Водовозовой (см.), публицист … Википедия

    - (1864 1933), политический деятель, публицист. Сын В. И. Водовозова и Е. Н. Водовозовой. Член «Союза освобождения» (1903), один из создателей и руководителей Трудовой группы в 1 й и 2 й Государственных думах. Редактор издатель журнала «Вестник… … Энциклопедический словарь

    Сын Вас. Ив. В. (см.) и Елизав. Ник. В. (см.), публицист. Род. в 1864 г. В 1883 г. поступил в СПб. университет, сначала на историко филологич., потом на юридич. факультет. В 1886 1887 г. вел иностранный отдел в газете Неделя. В февр. 1887 г. был … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Известны следующие личности по фамилии Водовозов: Водовозов, Василий Васильевич (1864 1933) русский публицист, юрист и экономист, автор статей по социально экономической и политической истории; участник революционного движения в России; сын В. И … Википедия

    Известны следующие личности по фамилии Водовозов: Водовозов, Василий Васильевич (1864 1933) русский публицист, юрист и экономист, автор статей по социально экономической и политической истории; участник революционного движения в России; сын В. И … Википедия

Ва́силий Ива́нович Водово́зов (27 сентября (9 октября) , Санкт-Петербург - 17 () мая , там же ) - русский педагог , переводчик , детский писатель; муж писательницы и педагога Е. Н. Водовозовой .

Биография

Руководил организованной им воскресной школой (1861-1862), преподавал в (1860-1862), в женской учительской семинарии (1863), позднее на Аларчинских женских курсах (1870). В неоднократных поездках за границу знакомился с постановкой народного образования.

На «вторниках» Водовозовых бывали В. А. Слепцов , П. И. Якушкин , В. С. Курочкин и Н. С. Курочкин , П. А. Гайдебуров . В 1866 году был уволен из государственных учебных заведений. Основной деятельностью стал литературный труд.

Литературная деятельность

Первая публикация - статья «Заметки о современном образовании в Германии » («Журнал Министерства народного просвещения », ). Опубликовал в журналах «Библиотека для чтения », «Отечественные записки », «Современник », «Вестник Европы », «Русское слово » и других изданий свыше 120 работ: переводы, статьи по педагогике, очерки о школах в европейских странах, критические статьи, произведения для детей. В литературно-критических статьях и работах по методике преподавания литературы художественное значение произведения ставил в зависимость от его общественного и нравственного смысла.

Известен как составитель популярных книг для детского чтения. «Рассказы из русской истории» (выпуск 1-2, Санкт-Петербург, -) представляет собой сборник исторических документов с предисловиями или комментариями Водовозова. «Книга для первоначального чтения в народных школах» (ч. 1, Санкт-Петербург, ; 18-е издание ) и методическое пособие к ней «Книга для учителей» (Санкт-Петербург, ; 5-е издание, ) отмечены премией Ушинского. Автор и составитель книг «Детские рассказы и стихотворения» (Санкт-Петербург, , ), «Новая русская литература (От Жуковского до Гоголя включительно)» (Санкт-Петербург, ; 7-е издание, ), «Древняя русская литература. От начала грамотности до Ломоносова» (Санкт-Петербург, ), «Русские сказки в стихах» (Санкт-Петербург, ).

Переводы

Знал десять языков и переводил на русский язык произведения Анакреона , Софокла , Горация , Катулла , Лукиана , Дж. Байрона , И. В. Гёте , Генриха Гейне , П. Ж. Беранже . Кроме того, выступал со статьями о зарубежной литературе. Переводы вошли в сборник «Переводы в стихах и оригинальные стихотворения» (Санкт-Петербург, ).

Труды

/ В. И. Водовозов; [сост. В. С. Аранский] ; под ред. В. З. Смирнова; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 632 с. ]

Напишите отзыв о статье "Водовозов, Василий Иванович"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 1: А - Г. Москва: Большая Российская энциклопедия , 1992. С. 454-455.

Отрывок, характеризующий Водовозов, Василий Иванович

Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
«Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.
«Тогда, когда всё погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворять своим страстям в пределах добродетели, и чтобы наш орден доставлял к тому средства.
«Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся – тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества».
Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые казалось были на его стороне, понимали его по своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее.
По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре. Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.

На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.