Монтессори мария основные труды. Педагогическая система мария монтессори

Мария Монтессори была первой женщиной, получившей диплом доктора медицины в Римском университете. Работая в качестве младшего врача в психиатрической клинике, она заинтересовалась вопросами воспитания слабоумных детей и посвятила себя изучению этой проблемы. В Италии, работая в такой школе для слабоумных два года, Монтессори удалось достичь потрясающих результатов в обучении этих детей письму и грамоте. Слабоумные дети выдерживали экзамен, установленный для нормальных детей их возраста в обычных школах. Занимаясь проблемами лечения и воспитания дефективных детей, Монтессори искала причины, благодаря которым нормальные дети в обычных школах задерживаются в своем развитии, если на экзаменах могут равняться со слабоумными.

Традиционный класс превратился в шумную студию. В своей концепции французский педагог подчеркивал роль естественного развития ребенка. Он указал на большую роль наблюдения, которая позволяет ребенку испытать свои природные условия окружающей среды. Он отрицал концепцию экстремального биологизма, но не отвергал принцип развития интересов и талантов ребенка при искоренении нежелательного поведения.

Эта руководящая мысль определяет методологические последствия; Поскольку каждый ребенок отличается, у каждого разные интересы. Процесс обучения эффективен, когда вокруг него царит атмосфера уважения к ребенку: спокойствие и тишина, отсутствие спешки, суждения и соперничества. Ребенок может сосредоточиться на своей работе. У него есть учебные пособия. Он тратит свою энергию на то, чтобы отличить фантазию от реальности. Роль учителя заключается в том, чтобы руководить ребенком, как использовать учебный материал, внедрять и уважать принципы свободы выбора, типа, времени, места и формы работы, принципа классификации и изоляции трудностей, порядка, передачи, самодеятельности и повторения, самоконтроля и ограничения. Цель работы учителя - помочь разработать индивидуальные особенности личности каждого ребенка в соответствии с объективными социальными нормами. Ребенок не становится совершенным, но достигает оптимального потенциала своего развития. Как мы знаем, невежество - это не о невежестве, а о том, как рисовать из знания, которое не является реальным. В общепринятой системе образования предположение состоит в том, что ребенок является пассивным человеком, под влиянием внешних воздействий и, следовательно, полностью зависит от руководства взрослых. Это ложная антропологическая предпосылка. Это объясняется тем, что учителя несут ответственность за обучение и обучение детей в соответствии со взрослыми планами. Поэтому они это понимают. учебные программы. Такая деятельность заставляет ребенка чувствовать себя беззаботным и препятствует унынию, неполноценности, запугиванию, покорности, зависящему от вознаграждения, стремлению к власти и владению, сновидению и фантазированию о бредовых качествах, агрессивности, лени, Это приводит к его первоначальному энтузиазму в обучении. Монтессори-педагогика не спрашивает: «Можно ли учить маленьких детей?» Вопрос: «У взрослых хотят, чтобы маленькие дети учились?» Вопрос, к сожалению, обновлен, хотя дети доказывают, что хотят учиться, они могут учиться и они учатся. Дети предпочитают учиться чему-то, а не развлекаться. Дети хотят так много узнать, что они не отличает науку от игры и - счастливо - не обращают внимания на споры псевдонауки. Они остаются в этом отношении, пока мы, взрослые, не убедим их в том, что наука - это не весело. Но вы не должны знать об этих детях. Учителя должны быть осведомлены об этом. Ребенок хочет узнать все, что может, и как можно быстрее. В то же время большинство учителей становятся наиболее важными для развития детского периода, чтобы сохранить их аккуратно изолированными от обучения. К счастью, до того, как ребенок получил образование, он или она учится самостоятельно. С самого раннего возраста жизни ребенка процесс обучения протекает с большой скоростью, и, если мы его ценим, он будет работать невероятно быстрыми темпами. Эта ставка может быть уменьшена путем ограничения возможности получить опыт. По окончании средней технической школы она решила получить диплом с отличием. Она была первой в Италии, женщина-врач. Вскоре она наткнулась на работу Марка Гаспара Итарда и его ученика Эдварда Секкина. Монтессори был членом Национальной лиги образования по вопросам психического здоровья. Монтессори было поручено руководить этим институтом. Вскоре стало ясно, что дети с умственными недостатками, которых она преподавала, имеют лучшие результаты, чем дети в стандарте. По мнению Монтессори, причиной этого были разные методы дидактической работы. Первое было облегчено, когда их нормальные коллеги были смущены и уничтожены. Для этого в каждом доме на первом этаже было принято решение открыть детский сад на базе детского сада. Эти учреждения предназначались для найма учителей, врачей и имели хорошо управляемый руководитель штаба. Монтессори, который с радостью принял его. Монтессори провел свободное время в детском саду в Римском университете и практиковал медицину в детском саду. Монтессори придавал новое значение феномену, который позже назывался «Поляризация внимания». Монре отметила очарование детей молчанием и включила его в свою систему образования в виде успеха этого нового объекта, что вызвало интерес к росту, и это вызвало О формировании следующих детских садов и школ. С этого момента она приступила к совершенствованию своих методов. Вскоре мир педагогической теории Монтессори стал популярным. Монтессори полностью посвящен совершенствованию и распространению своего метода. Он много путешествовал, чтобы поддержать растущее черногорское движение. Результатом этих усилий является создание комитетов и организаций, поддерживающих идеи Монтессори. Есть курсы и педагогические симпозиумы, в ходе которых лекции и чтения Монтессори. По его методу работают новые учреждения. В движение Монтессори присоединяются известные личности педагогического мира и те, кто был властями того времени. Идея Монтессори порождает новые педагогические тенденции. Идея воспитания свободы и независимости, воплощенная в методе, стала угрозой для фашистских правительств. Монтессори снова предпринял усилия, чтобы оживить социальное движение для этого метода. Это привело к возрождению старых и новых ассоциаций, учебных центров, детских садов и школ Монтессори. За выдающиеся педагогические и гуманистические достижения, воплощенные в идеях его образовательного метода, Мария Монтессори была удостоена высшей награды, присуждаемой правительствами и университетами во многих странах. Она была удостоена звания доктора Онориса Кауса, в Сорбоннском университете она получила Крест Почетного легиона, была номинирована на Нобелевскую премию мира. В ознаменование ее восьмидесятилетия была организована встреча по педагогике. Монтессори дал три лекции. Она собрала в них все основные идеи своей теории. Она также сформулировала знаменитое предложение, которое является принципом образования Монтессори - «Помогите мне сделать это самостоятельно». В нем приняли участие почти 150 делегатов из 17 стран. Но памятник гораздо более великолепен и, как мы хотим верить, гораздо более прочный, будет и будет, построенный с радостью и счастьем, исходящий от лиц тысяч детей, во всех частях света. Педагогические принципы Свободный выбор Характерной особенностью детского сада Монтессори и школьного образования является принцип бесплатного выбора классов или кратко: «Свободная работа». В подготовленной среде ребенок выбирает предмет своей деятельности и определяет темп и продолжительность обучения и степень сложности. Кроме того, ребенок должен выбрать возможного партнера. Поэтому он, по сути, решает о ходе образовательного процесса в окружающей среде, подготовленном для этой цели, и направляет себя на его обучение и действия. Таким образом, они направлены на способность наслаждаться свободой. Здесь важны учителя и педагоги, потому что их педагогическая работа в значительной степени зависит от умелой подготовки окружающей среды и, следовательно, от косвенного влияния. Педагогические и развивающие потребности ребенка должны быть научно структурированы, чтобы когнитивное развитие ребенка соответствовало фазе развития и специфике культуры, чтобы ребенок мог удовлетворять свои потребности в развитии и познании и всесторонне развиваться в различных сенсорных фазах. В детском саду все материалы всегда доступны на полках у кончиков пальца ребенка. Ребенок принимает решение, с которым материал будет работать. Наше согласие на самостоятельный отбор не обязательно относится к работе с детьми-инвалидами. Легко различить два варианта выбора, сделанные детьми. Первый - это спонтанный выбор, когда он достигает определенного предмета под влиянием мгновенного любопытства, вызванного, помимо прочего, спонтанным отбором. его внешняя привлекательность. Это непостоянный интерес, характерный для детей, которые начинают образование Монтессори. Принцип свободного выбора рабочего места Все дети - наши. На практике это означает, что ребенку не нужно работать в своей группе. Он может перейти во вторую, третью или групповую школу. Работайте на столе, на полу, в коридоре, на подоконнике, на террасе или в саду. Где он решает и где позволяют ограничения нашего чувства и организационные возможности. Очевидно, что ребенок всегда наблюдает учитель. На этом этапе добавим, что ребенок не обязан участвовать в групповых действиях. Если это что-то важное занятие. Принцип свободного выбора рабочего времени. Если мы осознаем фазы поглощения, о которых говорилось выше, нам легко смириться с тем, что невозможно определить, когда ребенок собирается заниматься нашими идеями, если, кроме того, мы хотим сделать это с интересом. Напоминаю, что фазы поглощения не могут быть вызваны внешними действиями. Да, вы можете навязать свою волю ребенку. Однако в педагогических институтах Монтессори ребенок сообщает нам, что он или она теперь решил, что он или она будет иметь дело, например, с грамотностью или шнуровкой, или узнает названия цветов. Он будет делать столько, сколько захочет: две минуты, два часа или две недели, каждое утро или раз в неделю, после чая или в любое другое время. Принцип свободного выбора формы работы Основной урок мы проводим с каждым ребенком индивидуально. Затем он начинает работать самостоятельно. Он знает, что он имеет право работать в тишине, его никто не будет беспокоить. Он также знает, что никто не поможет ему, если помощь не нужна. Она сама выбрала работу, она работает, когда захочет, она будет работать до тех пор, пока работа будет привлекательной для него и сделает его счастливым. Если в группе 30 человек, каждый может сделать что-то еще. Если двое или трое детей решают сделать что-то вместе, они делают это вместе. Принцип порядка Каждый предмет в детском саду имеет свое место - откуда он был взят, где он взят. Аналогично - каждый человек также имеет свое место и знает, к чему он принадлежит. Это просто - дети любят порядок. Заказ в окружающей среде - порядок в сердце. Принцип ограничения. Детские сады также управляются различными клиниками, указывая на педагогику Монтессори, поскольку это метод без стресса, когда дети могут делать то, что хотят, а между ребенком и учителем существует партнерство. Это большое недоразумение. Монтессори-педагогика не является ни партнером, ни методом без стресса. Дети не могут делать то, что хотят, и не являются партнерами учителей. Ограничения, правила и правила поведения - все это элементы дошкольной жизни. Пока страх перед обменом - просто нехватает места для перечисления всех правил. Например: каждый вид материала находится только в одном экземпляре, и его необходимо использовать в соответствии с его назначением, можно работать только по вашему выбору, вы не можете помочь другим - если вам это не нужно, вы не можете беспокоить других, вы не можете беспокоить себя. Нет места спонтанным рефлексам, случайным решениям, нестабильному поведению. Метод Монтессори - это не репрессивный метод, дети делают то, что им интересно, и что не беспокоит других. Принцип изолированности проблемы. Он не заботится о цветах, потому что он используется для других цветных плакатов. Он не касается длины, толщины, температур, весов, звуков и т.д. потому что для этого используются другие материалы; красные лучи, коричневые лестницы, термальные бутылки, барные стулья, банки для бормотушк и другие. Принцип передачи. Монтессори Педагогика также предлагает самый полный набор учебных пособий - материал Монтессори - всех методов обучения дошкольного и раннего детства. Каждый из этих материалов является «звеном», логически связанным в длинную «цепочку». Каждая «ссылка» содержит функции ранее введенного материала и еще одну функцию. Информация, компетенции, навыки, полученные при работе с материалом, который ребенок перемещается в окружающую среду. Передача качеств в материале и передача навыков окружающей окружающей среде ребенка - это принцип передачи. Принцип самодействия и повторения Типичным подходом к приобретению новых навыков является интенсивное превращение ребенка в конкретную область человеческой деятельности, а с этим и явление повторения. Примером может быть общение как способ практиковать речь или повторять различные движения, развивая координацию глаз правой и левой рукой. Явление повторения наблюдается и в детской игре. Детям не нужно «внедрять программу, основанную на предположениях» в настройках Монтессори. Если он входит в лестницу, чтобы спрыгнуть с матраца и повторяет это действие много раз - Поощряйте его провести это время - для его хорошего, конечно, - для рисования краской «осенние подарки», потому что окно просто осень. Нет - мы позволяем ребенку действовать и повторяться независимо, независимо от того, нравится нам это или нет. Принцип самодисциплины Это один из принципов, который наиболее трудно примирить с учителем. Он лишает его инструментов, которые можно использовать для некоторых из нас, одной из немногих причин, которые оправдывают наше присутствие на объекте в целом. Это лишает нас возможности исправлять, исправлять, выражать мнения, восхвалять детей, выражать неодобрение, возможность использовать нежную улыбку поддержки, серьезную гримасу неудовлетворенности. Одним словом; Этот принцип лишает учителя власти над ребенком. Не много: это становится ненужным. Где место пошло не так и как исправить эту ошибку. Как и во всех образовательных системах, учитель Монтессори - благодаря своей социальной роли и квалификации - является главным героем, от которого зависят результаты институционального обучения. Его роль очень сложна и требует не только тщательной подготовки существенного и отличного знания материала Монтессори. Он должен продемонстрировать знание теоретических и практических вопросов, связанных с методом Монтессори, и возможностью создавать новые материалы Монтессори. Послание Монтессори-метода - это лозунг: «Помогите мне сделать это сам» - это призыв ученика к учителю. Формулирование этого лозунга, сделанного самим Монтессори, следует рассматривать как сущность ее педагогических размышлений. Он выражает стремление ребенка к независимому и неограниченному развитию в условиях надлежащей помощи учителя, которое должно основываться на его глубоком и глубоком знании этого явления. Однако форма этой помощи должна вдохновлять ученика работать независимо. Роль учителя заключается не в том, чтобы помогать в этой работе, а в выполнении задач студенческого гида. Учитель должен быть осторожным наблюдателем за его работой. Задача учителя - обеспечить ребенку оптимальные условия развития и тем самым освободить процессы формирования правильных форм поведения. Этот процесс гармоничен, когда он приводит к желаемому педагогическому эффекту, т.е. возникновению творческой личности, независимой и уважающей универсальные моральные нормы. Может случиться так, что откровенная оценка работы ребенка заставляет его или ее потерять интерес к тому, что учитель не доверяет субъективным оценкам ученика, в зависимости от его собственного благополучия, вкуса или критериев ухода. Он обретет уверенность, проявив интерес к своей работе. Если студент ошибается в момент решения проблемы - материал, который позволяет осуществлять самоконтроль, позволит ему или ей самостоятельно исправить ошибку. В педагогике Монтессори ошибки ученика рассматриваются как информация о том, что ученику еще не пора обращаться к этой теме. Решение о том, когда это должно произойти, является основной ролью преподавателя, и принимать его легко, потому что это следует из наблюдения за поведением ученика. Задача учителя - выбрать наиболее подходящий материал для развития ребенка, указать правильный способ его использования и умело уйти, чтобы оставить ребенка свободным выбирать тип и диапазон деятельности, а также ритм и темп работы. Его функции включают в себя: простоту, точность и эстетику исполнения, принимая во внимание принцип сложности оценки, адаптированный к потребностям развития ребенка, логическую согласованность тематических строк, построение, позволяющее самоконтроль ошибок, ограничение - данный тип встречается только один раз в одной копии. Дидактический материал, используемый в педагогике Монтессори, является самым обширным набором учебных пособий, приписываемых любому начальному и раннему обучению. Он был спроектирован самой Марией Монтессори и ее учениками. Также используются элементы системы Фройля и Секвина. Преподавание Монтессори оставляет возможности для проектов учителей Монтессори, которые могут разрабатывать новые комплекты учебных пособий. Цвета не случайны - они последовательно повторяются во всем материале, например, упорядочивание строк в десятичной системе. Цвет и точность материала побуждают детей заботиться о нем. Кроме того, эти материалы прочны. Эта система неизменно находится во всем наборе учебных пособий от детского сада до средней школы. Предлагаемый материал дает ему возможность самостоятельно проверять правильность выполняемой деятельности и определять ошибки. Если ошибка совершена, она удаляет ее и восстанавливает ее должным образом. Это дает ребенку возможность насладиться самореализацией, обрести уверенность в себе и принять более сложные задачи. Работа с сенсорным материалом приводит к развитию сенсорных чувств. Особенностью следующего материала является: - способность влиять на каждое из чувств, - отличительные особенности каждого объекта, - дифференциацию путем планирования, спаривания, сортировки, поиска. Упражнения можно разделить на: визуальные упражнения, слуховые упражнения, сенсорные и кинестетические упражнения, другие упражнения чувств, такие как запах и вкус. Адлер включены в группу великих реформаторов традиционной школы, которые также принимают непосредственное участие в педагогике детей-инвалидов. Теория Монтессори, используемая при работе с детьми с хорошим интеллектуальным развитием, одинаково подходит для работы с детьми, задержанными в процессе развития. Преимущества метода в этом случае - это забота, с которой учитель Монтессориан относится к ребенку, предлагая ему учебную помощь, учебные пособия, которые привлекательны и обнадеживают настойчивость на работе, что дает максимальную вероятность успеха. Кроме того, метод Монтессори предоставляет практические упражнения, которые непосредственно связаны с обучением изобретательности и общению в ОПР. Еще одно преимущество метода - дать ребенку возможность принять личное решение о том, как долго он работает. В специальном образовании важны общие принципы, присущие методу, то есть принципы принятия и доброты, всеобъемлющий взгляд и пример, всесторонняя помощь и индивидуализация. Основой метода Монтессори является мультисенсорное обучение. Это позволяет влиять на многие чувства, что является предпосылкой для формирования ассоциаций в процессе обучения. Основной источник понятий, которые ребенок должен использовать для понимания окружающего мира, может быть усвоен только путем повторения впечатлений, которые они воспринимают, и связывания их с соответствующими именами и ситуациями. Поэтому методы, используемые при реабилитации с детьми с более умственными нарушениями, наиболее эффективны, когда они основаны на активации различных сенсорных функций, памяти, дифференцировке раздражителей, проявлении внимания и ассоциации мультисенсорных впечатлений. Не менее важной сферой, чем восприятием, является моторное развитие, которое в этой группе детей часто нарушается. Реляционные упражнения, которые влияют на чувства, могут одновременно активировать сферу движения. Реабилитационные упражнения, поддерживающие физическую сферу, должны сочетаться с другими видами деятельности, такими как развитие вербальных концепций или пространственной ориентации. Все эти задачи могут быть выполнены с использованием материала Монтессори. Требование активировать сферу движения реализуется при выполнении любого вида работы с материалом. Как идеальный инструмент интеграции, специальная педагогическая педагогика Монтессори, разработанная в Центре детского здоровья в Мюнхене, зарекомендовала себя. Эта педагогика учитывает нейрофизиологические основы обучения, в которых ребенок самостоятельно работает с использованием учебника Монтессори. Поддержка ребенка с интегрированным воспитанием касается не только повседневной жизни, но, прежде всего, социального развития. Этот центр основан на тесном сотрудничестве между врачами, реабилитаторами, психологами и педагогами. Центр проводит раннюю терапию развития. Ребенок, допущенный в центр, подвергается специализированным медицинским и психологическим обследованиям, направленным на определение жизненно важных функций ребенка и надлежащую реабилитацию. Как только ребенок достигнет дошкольного возраста, начнутся индивидуальные встречи с преподавателем Монтессори. Занятия проводятся в присутствии родителей ребенка, которые помимо обеспечения ребенка чувством безопасности имеют возможность получить ОПР. Педагог после консультации с врачом и психологом начинает индивидуальные занятия. Он познакомит ребенка с материалом Монтессори, демонстрируя надлежащую судьбу. Учитель принимает очень активное отношение; Она наблюдает за интересами ребенка и предлагает ему подходящий материал. Во время тренировки вы можете обнаружить, что вам нужно дополнительное оборудование, такое как соответствующие магниты, чтобы помочь построить розовую башню. Во время курса создается хороший контакт между ребенком и учителем, который наблюдает за тем, насколько хорошо ребенок может заниматься физическими упражнениями, понимать цель материала и следовать инструкциям учителя. Если ребенок-инвалид получает необходимую независимость, он или она включается в интеграционную группу. Адаптация материала монтессории к потребностям детей-инвалидов не представляет трудностей. Часть материала может быть использована без каких-либо изменений. В случае использования его слепыми детьми преобразование цвета в другую текстуру или черный алфавит в шрифт Брайля - это механическое упражнение. Одной из целей реабилитации возрастного возраста является социальная интеграция ребенка-инвалида в большей или меньшей степени. Цель реабилитации возрастного возраста находится в противоречии с широко распространенной педагогикой специального образования, Сюда входит создание специальных организаций, занимающихся проблемами отдельных дефектов и инвалидности, что приводит к перемещению детей, страдающих инвалидностью от общества. является первым шагом на пути к интеграции в общество. Преодоление шока родителей, когда они обнаруживают, что у них есть ребенок, который обычно не развивается, требует специальной психологической помощи. Иногда для родителей требуется психологическая терапия. Большинство родителей не хотят, чтобы какая-либо терапия принимала это, но им нужны четкие советы о том, что делать со своим ребенком. Предпочтительно, во многих случаях, в некоторых центрах семейной терапии для здоровья детей. Зачастую, однако, это препятствует контролируемая терапия и поддержка ребенка, поскольку ОПР ориентирован на развитие системы, ориентированной на детей, в поддержку семей детей-инвалидов. Драматические проблемы матери, усугубляемые скандальным поведением врачей, акушерок и т.д. Неадекватными семейными реакциями, опасениями соседей и дисквалификацией со стороны общественности, уже находятся в больнице. Следующие месяцы и годы вызывают дальнейшее усиление неполного чувства матери - отсутствие информации заставляет родителей некритически принимать рекомендации, полученные специалистами-терапевтами. В сознании матерей устанавливается механизм откладывания попыток решить свои проблемы, чтобы помочь их ребенку. Некритическое согласие на использование рекомендаций вызывает чувство зависимости от мнений и рекомендаций среды, а также дошкольного и школьного образования. Только после начального образования родители получают ощущение утраченного времени, чтобы поддерживать развитие ребенка во всех отношениях. Они хорошо знают, что они потерпели неудачу, пропорциональную их действиям и ожиданиям. Это совпадает с появлением дальнейших драматических вопросов: Что сделает ребенок во взрослой жизни и что будет с ним после смерти родителей? Этот механизм можно изменить, поставив акцент на помощь родителям, предоставив информацию, чтобы помочь им решить проблему образования. Нельзя четко указать, является ли образование ребенка с инвалидностью более серьезной проблемой, чем воспитание здорового ребенка. С другой стороны, есть данные о непростительной драме, которую его родители испытали на этом пути. В индивидуальной терапии родители получают четкие указания относительно лечения. Цель здесь состоит в том, чтобы перенести даже самые маленькие эффекты обучения жизни в домашнюю среду. Эффективная поддержка социального развития предлагает Монтессорианский метод терапии для небольших групп. Целью этой терапии является развитие навыков общения с детьми-инвалидами и показать родителям, как они могут повлиять на эффективную интеграцию своих детей-инвалидов в семейную и соседнюю среду. Педагогика Монтессори также зарекомендовала себя в интеграции детей в детские сады. Поскольку педагогическая деятельность направлена ​​на детей, легко поддерживать процесс обучения у детей с нормальным интеллектом, а также у детей с физическими недостатками, слепых, глухих или умственно отсталых детей. Взаимопомощь между детьми происходит спонтанно, тем самым развивая независимость ребенка. Как и в детском саду, метод Монтессори - отличный инструмент для интеграции детей в школу. Потому что в методе Монтессори нет классов. Процессы социального обучения на первом месте и зависят от возраста и опыта ребенка. Социальное развитие в области развития автономии и коммуникационной компетенции определенно улучшилось. Благодаря независимости детей когнитивные процессы обучения более эффективны. Урок молчания Часто мы задаемся вопросом, почему наши дети так кричат ​​и шумны? Почему они кричали во дворе, на улице, в детском саду, с самых ранних лет? Почему они делают домашнее задание, слушая громкую музыку, и когда они приходят домой, включите телевизор? Мы знаем, что молчание облегчает концентрацию, позволяет успокоить эмоции. Посетители нашего детского сада часто удивляются тому, что они видят. Тот факт, что в детском саду тихо, каждый ребенок занят своей избранной работой, детям не надоедают, не сражаются и не плачут, а вдобавок - что нам нелегко заметить между ними - они объясняют, что группа небольшая, Кто ответит, что это значит, сколько это может быть? Может, сорок миллионов, может быть, более четырех миллиардов? То же самое и с нашими упражнениями. Можно ли вообще их выполнять? Ответ прост - да, да, да. Если кто-то не верит - не пытайтесь. Если кто-то не уверен - пусть проверяет. Если у кого-то есть свои идеи - пусть они реализуют их. Один запрос - всем - не критикуйте, прежде чем мы узнаем, не отрицайте, прежде чем мы не проверим, не балансируйте открытую дверь. Вы можете привести их домой. Описанные упражнения проводятся в детских садах, и у нас есть возможность каждый день видеть их положительные ценности. Дети становятся тише, тише, легче учиться. Уроки молчания - так называемые ваши занятия с детьми - являются характерной особенностью метода Монтессори и проводятся во всех дошкольных и учебных заведениях, работающих в соответствии с педагогикой Монтессори. Идея взята из богатой литературы по педагогике Монтессори. Прямым вдохновением послужила работа г-жи Хедвиг Гейлен. Это хорошая идея, чтобы ознакомиться с правилами, которые применяются ко всем упражнениям ниже. Для заказа мы представляем их в форме, подобной контуру классов, хотя, конечно, и даже любые модификации допускаются. Упражнения могут выполняться с одним ребенком или целой группой и могут предлагаться детям всех возрастов. Основным требованием для начала занятий является согласие ребенка. На практике это означает некоторую трудность, особенно в начале, когда дети еще не знают, что мы хотим им предложить. Однако, когда мы можем интриговать их голосом, лицом или отношением - с обещанием удивления и специального события, мы, вероятно, соберем около 5-10 детей. Было бы хорошо, если бы группа, которая мало практиковалась, но не слишком далеко, потому что, конечно, наши упражнения могут их заинтересовать, и, кто знает, возможно, в следующий раз они присоединятся к нам. Помните, что вы не должны делать никаких упражнений без согласия всех участников. Эти классы никогда нельзя рассматривать, понимать, воспринимать как наказание. Прежде чем начать заниматься спортом, вы должны подождать, пока все дети сядут на стулья или на пол, и в комнате будет тихо. Большинство упражнений проводятся в кругу, состоящем из детей и учителя. Чтобы облегчить нам работу, мы должны окружить правый диаметр на полу. Центр этого круга окажется важным моментом, мы обычно ставим целью привлечь внимание детей. Попробуем побудить детей «исследовать» новый опыт молчания. Еще одним условием для выполнения упражнений на молчание является то, что их сущность отражается в отношении и поведении человека, ведущего свою деятельность. Мы решительно отговариваем делать упражнения молчания у учителей, которые не должны быть «целыми идеями» благосклонно, хотят делать это изо дня в день, со всей группой, просто чтобы доказать, что представленные здесь предложения невозможны. Каждое из упражнений, представленных в этой книге, сложно выполнить, требуя много терпения, спокойствия и хорошего психического здоровья. У инструктора должно быть хорошее настроение и вы хотите выполнять упражнения как можно лучше. Разумеется, вы не должны ожидать мгновенных результатов. Мария Монтессори сказала, что вы можете думать о себе как о хорошем учителе, если вам удастся сделать урок один раз в месяц, из которого вы счастливы. Если вы работаете в хорошей команде, и все знают, что они делают, возможно, что через 6-12 месяцев вы заметите положительное влияние своей деятельности. Этот комментарий важен, прежде чем вы начнете заниматься 11 Мы входим в интимный мир ребенка. Мы помогаем ему контролировать свои тревоги, тревоги, сомнения или страх. Дети откроют свой интерьер, покажут свои настоящие проблемы и сомнения. Как мы все знаем, это может быть так же драматично, как и наши «взрослые» проблемы. Дети расскажут о своих надеждах и потребностях. Важно, чтобы лектор был особенно нежным, тонким. Ни один вопрос не может вас удивить, никакой реакции или ответа, чтобы рассмешить вас. Независимо от нашего суждения или мировоззрения, мы должны уважать заявления детей. Наша роль не судит, а наши субъективные чувства - если отрицательные - не имеют значения. Дети покажут нам, что им действительно нужно и чего ожидать. Работа и игра - творческое воображение «Открытие» детской забавы было связано с развитием педагогики натурализма. Было несколько теорий о происхождении игровой деятельности; Различия были связаны с внутренним характером, импульсивными ощущениями и потребностями ребенка. Американский педагог и психолог Холл создал теорию теории атавизма. Согласно этой теории в игре, эти тенденции человеческой природы, которые характеризовали наших предков на прошлых этапах исторического развития, исчезли с развитием цивилизации. Кароль Гросс рассматривал игру как подготовительное упражнение. Гросс сравнивал удовольствие детей с весельем у молодых животных, утверждая, что игровые действия готовятся ко многим видам деятельности позже, уже в возрасте. Эдвард Клапареде создал вымышленную теорию о том, что игру следует рассматривать в компенсационном и функциональном смысле. Он делает это «на своем пути», тем самым удовлетворяя его потребность в действии. Эдвард Клапареде, ссылаясь на метод Монтессори, сначала сформулировал утверждение об отсутствии творчества в пьесе, Термин «работа» в терминах Монтессори не должен быть привязан к кропотливым усилиям и к последовательно систематическим усилиям, аналогичным тому, что выполняется взрослыми. Монтессори, который был более активен в деятельности ребенка и назвал его работой, чтобы отличить его от общепринятого понятия игры. Это создает прекрасную возможность для учителя сделать осознанную попытку сформировать ментальную конструкцию ребенка, как предложила учительница. Для Монтессори это неприемлемое вмешательство. Иногда встречающиеся трудности не связаны между собой отдельными эпизодами игры, иногда разрыв в прошлых переживаниях и опытах не позволяет найти правильные идеи, чтобы продлить удовольствие от истории. Выполнение постулата вымышленного поведения в игре легче реализовать, поскольку оно не требует, чтобы оборудование ребенка было оснащено соответствующим набором учебных пособий. Практика Монтессори показывает, что когда вы оставляете своего ребенка свободу выбора между моделью автомобиля и куском дерева, чтобы подражать машине, ребенок выбирает модель автомобиля. Монтессори говорит: если ребенок хочет помыться - пусть он моется, не предлагайте мыть руки. Если вы хотите построить дом или мост, позвольте ему использовать материал, специально предназначенный для этой цели. Этот вид деятельности выдвигается детьми над фиктивными действиями. Гармоничное развитие стимулируется реальностью, а не внешностью и притязаниями. Один из мифов о методе Монтессори заключается в том, что нам не хватает способности развивать детское воображение, воображение и инициативу, чтобы ограничить свободное творчество. И все же процессы обучения и образования в институтах Монтессори основаны на по методам валоризации; Впечатляющая и выразительная - стимулирующая интеллектуальная, эмоциональная, сенсорная, двигательная и восприимчивая деятельность. В конце концов, выразительный или отстраненный является естественным этапом обучения, приписываемым всем видам деятельности ребенка в среде Черногории. Подготовленная среда Монтессианского детского сада позволяет реализовать все виды свободного творчества, например, содержание и объем художественных и технических работ определяются воображением, инициативой и воображением детей. Монтессори объяснял большую важность развития воображения ребенка - она ​​работала с материалом для разработки, она готовила ребенка к тому, чтобы точно воспринимать детали качества предмета или явления, которые она считала процессом сбора впечатлений для творческого развития воображения ребенка. Она считала, что творческое воображение - это не блуждание художественной литературы между несвязанными впечатлениями, но конструктивно связано с реальностью. Творческое воображение не может работать в вакууме художественной литературы. Лучший способ помочь ребенку развить свое воображение - обеспечить такие отношения с его окружением, чтобы его воображение основывалось на его спонтанном наблюдении за окружающей средой. Это правда, что ребенок часто убегает от реального мира к внешним проявлениям. Но из какого реального мира? Бежит от мира, который взрослые разработали для себя; с пропорциями, стандартами, целями и поспешностью взрослых. Мир, в котором ребенок рассматривается сверху, как отвлечение, создает путаницу и нарушает мир. Мир ребенка удаляется, если это возможно, в детской комнате или классе, пока он не станет полезным членом общества. Вспомним, что даже в этих местах по-прежнему преобладают взрослые. Неудивительно, что он ищет спасения от такой реальности в мире явлений, которые он может попытаться контролировать, и о том, что Монтессори - история сказок. Чтение сказок детьми семь - восемь лет, полезно из-за содержащегося в них морального содержания. Перед ребенком в течение трех-четырех лет задача превращения хаоса, окружающего его в упорядоченную картину, закончилась. Для маленького ребенка жизнь полна секретов и «чудес». Маленькому ребенку не нужна дополнительная тайна, содержащаяся в сказках. На этом этапе ребенок примет все персонажи, которые мы вводим, и таинственные явления как объективная реальность. Это приведет к тому, что рано или поздно ребенок вступит в период разочарования, когда он будет вынужден отделить факты от художественной литературы. Движение и деятельность Здоровый ребенок может развиваться только через свою собственную деятельность. Если мы предположим, что эта эффективность развивается во все более сложном процессе координации и повторения, мы также признаем, что крайне важно создавать возможности для таких действий, посредством которых мобильность ребенка может развиваться независимо. Эта работа не будет выполнять ни один ребенок, и никто не может лишить ее ребенка. Повторение является хорошим симптомом, и, когда ребенок показывает это, его не следует беспокоить. Более того - в педагогической практике этот феномен повторения координирующего действия учитывается, предоставляя детям возможность сделать это. Есть, среди прочих. Практические ежедневные упражнения, обучение с помощью чувств, а затем работа со школьными учебными пособиями. В таких упражнениях всегда есть возможность повторения. Дети без опыта, накопленного в результате движения, достигают определенного уровня интеллекта. С развитием ручного труда этот уровень увеличивается - с этого момента управление рукой становится все более и более сознательным. Если маленький ребенок захватывает объекты инстинктивно, он уже сделал 6 месяцев с конкретным намерением. В возрасте 10 месяцев интерес ребенка пробуждает наблюдение за окружающей средой, которую он хочет захватить и освоить. Здесь начинаются настоящие ручные упражнения, конкретным выражением которых является движение и движение объектов. Ребенок, который пытается всевозможные ручные действия и пытается идти, должен быть обеспечен свободой передвижения и возможностью практических занятий. У упражнений движения теперь есть другая функция - поскольку двигательные навыки молодых людей могут быть результатом их деятельности. и некоторые забавные игры. Набор упражнений, которые мы предлагаем ребенку, не служит для игры. Существенное различие между потехой, как в значительной степени бессознательной деятельностью и работой ребенка, - это сознание собственных действий. Работа начинается с повышения осведомленности. Еще одна особенность перехода от забавы к работе - это целенаправленность действия. Когда дети делают что-то, что не имеет внешней цели, мы называем это забавой. Но мы должны - даже тогда - понять цель ребенка, и он может полагаться на развитие и совершенствование своих навыков, пока не достигнет состояния сознания своих собственных действий. Играть маленького ребенка - отличный способ играть. Предмет упражнений не является их реальной целью. С другой стороны, когда он хочет принять целеустремленность своей деятельности, он также будет готов принять вдохновение в своем окружении. На этом этапе этого документа есть два вопроса; во-первых - учитель хочет, чтобы ребенок выполнял целенаправленные действия? Второй - что делать, чтобы сделать готовность ребенка выполнять эти целевые действия? Мы пропустим ответ на первый вопрос, понимая, что читатель, который «не заботится», уже закончил чтение. Ответ на второй вопрос выходит за рамки настоящего исследования, но предлагаемые упражнения ниже следует понимать как косвенный ответ. Мы предлагаем детские упражнения, в которых есть движение, направленное на полезную цель, так что действия детей не имеют значения гимнастических упражнений. Практические ежедневные упражнения, такие как такие виды деятельности, как. Дневная уборка и уборка, ежедневное самообслуживание и т.д. должны обрабатываться в мероприятиях, адаптированных к развитию ребенка, и без временных дат и учета достигнутых результатов. Такие упражнения позволяют вам достичь следующих уровней автономии и независимости и в том, что они воплощены в формах, которые, если кто-то должен, можно считать воспроизводимыми. Нет никаких сомнений в том, что этих упражнений недостаточно для полного развития двигателя. Первой и основной потребностью в развитии ребенка, особенно с точки зрения моторного развития, является позитивное отношение лидера упражнений, который понимает центральное значение движения и дает ребенку то, что ему или ей изначально необходимо: поощрение в форме спокойствия, поддержка усилий и понимание того, что когда потребность в движении Поэтому необходимо, чтобы наборы упражнений стимулировали сенсорную активность и физическую активность и в то же время отвечали психическим потребностям: материал, который позволит вам изучать формы и цвета, звуки и запахи; Элементы, которые можно перемещать, поворачивать и вставлять и т.д. таким образом, мы применяем проверенный практикой набор упражнений, подходящих для готовности и активности ученика. Помните, что мы имеем дело с группой детей всех возрастов и поэтому нуждаемся в разнообразных мероприятиях с различной степенью сложности в зависимости от предрасположенности ребенка, его конкретных индивидуальных потребностей, также зависящих от среды, в которой они живут каждый день. Эти упражнения позволяют достичь следующих целей: - дать разумное и привлекательное направление для основного желания ребенка двигаться и действовать; - они могут улучшить движение и координацию; - укрепить у детей веру в свою силу и чувство личной ценности, дать им возможность получить общественное признание; - они обеспечивают интеграцию с сообществом и принимают на себя ответственность за себя и других и тем самым косвенно реализуют цели социального образования. Наблюдая за детским садом Монтессори, внимательно наблюдая за ребенком Монтессори, она обнаружила, что умственный рост ребенка гармоничен, когда она может удовлетворить свои познавательные потребности в спонтанной деятельности, соответствующей ее фазе развития. В детских садах Монтессори в каждой группе есть дети разного возраста. Дети сами выбирают свою дошкольную работу, решат время своей работы, кто они и где они хотят работать. Эти выборы зависят от интересов, способностей и предрасположенностей ребенка. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать область деятельности ребенка, чтобы он или она могли самостоятельно приобретать опыт. Учитель вдохновляет ребенка на творчество. Деятельность ребенка в подготовленной среде заставляет его сосредоточиться на данной деятельности. Выживание этой внутренней концентрации, созерцание порядка психики ребенка. В этом процессе важное место занимает религиозное образование. Монтессори - это универсальный способ ощущения, который сопровождает человечество с самого начала мира. Это не то, что мы должны дать ребенку. Поскольку каждому человеку дана способность говорить, ему предоставляется способность к выходу из религии. Как и при изучении языка, существует вероятность открытости для религии, а также в случае религии. Способность переживать религиозную жизнь при рождении - это стремление к полному осознанию, стремлению к трансцендентности и, следовательно, к всестороннему знанию мира и творчества. Монтессори отличился в учении религиозности, фазе чувства и этапа обучения. В фазе чувства, характерной для раннего детства, ребенок может принимать религию быстро, всесторонне и бессознательно. Решающее значение имеет семейная среда и ближайшая среда, как область опыта и опыта. Маленький ребенок мыслит символическим образом и нуждается в религиозных символах в непосредственной близости. В детском саду Монтессори есть религиозный уголок. Ребенок чувствителен к признакам любви; Образ Бога развивается через отношения с другим человеком. Он учит религии не только словами, но и косвенно посредством совместных действий, изучения вежливости, способов разрешения конфликтов. Существует потребность в безопасности в эмоциональных потребностях малыша. Открытие существования Божьей заботы - радость для ребенка, и это поднимает потребность в молитве в нем. Дети хотят чувствовать себя не только в физической сфере, но и хотят, чтобы их защищали право на индивидуальность, они хотели иметь право на секреты, независимое мышление и спонтанную деятельность. Монтессори считал, что взрослые нуждаются в своего рода духовном обучении, очищающем их сердца, в течение которых они обретут глубокую веру в необходимость уважения достоинства ребенка. Нам сложно взрослых из-за наших недостатков, которые склонны искать плохие тенденции, а также у детей. В результате они постоянно исправляют и упрекают. Сообщая детям о существовании добра и зла, мы должны сосредоточиться на добром и гармонии. Давайте не будем спрашивать или ожидать слишком много от ребенка, но давайте вспомним, что дети до 6 лет не только очень чувствительны, но и способны понимать вещи намного глубже, чем мы думаем. Иордания Ярослав: «Движение и самодеятельность» Тенденции и инновации. Барбара Штайн: Теория и практика педагогики Марии Монтессори в начальной школе. Урлих Стинберг: Педагогика Мэри Монтессори в детском саду.

  • Эти интересы появляются в разное время и длится какое-то время.
  • Они не могут быть вызваны внешними действиями, они могут исчезнуть безвозвратно.
  • Ребенок учится самостоятельно, если он или она готов это сделать.
Дошкольная образовательная программа М.

…В школах М. Монтессори каждому из детей предоставлена, возможно, полная свобода, пределом которой служит то, что может обидеть, оскорбить других или помешать им. Подавляется только то, что неприятно действует на других или оказывается проявлением грубости и невежества. Вообще в школах М. Монтессори не применяются наказания и награды, здесь никто не мешает ребенку самому преодолеть затруднения при выполнении какой-либо новой работы. Роль же педагогов сводится к наблюдению, к пассивному руководству ребенка в форме указаний, если он в этом нуждается.

Мария Монтессори предлагает свой метод правильно организованного воспитания детей, деля его на три части: воспитание мускулов; воспитание чувств; воспитание речи (языка).

Вся внешняя обстановка жизни ребенка (ходьба, дыхание, одевание, раздевание, переноска и передача предметов и т.д.) дает возможность для развития мускульного воспитания. Воспитанию чувств и развитию речи должны служить особые приспособления - дидактический материал, придуманный М. Монтессори, представляющий многообразие геометрических фигур и тел, ящиков с цветными табличками и выдвижными рамками, несколькими сериями брусков, палок с постепенно изменяющимися размерами и окрашенных в разные цвета, а также деревянные дощечки с гладкой и шероховатой поверхностью и др. Кроме того, М. Монтессори изобрела специальный дидактический материал для выполнения упражнений, подготавливающих детей к обучению письму и математике.

Весь материал М. Монтессори построен так, что, как бы за него ни принялся ребенок, в конце концов, он выполнит упражнение правильно, начнет видеть свои ошибки и исправлять их. Работая с этим дидактическим материалом, дети самостоятельно упражняют интеллект, приобретая умственные привычки, характерные для индивидуальностей. Работающий с детьми должен все время присматриваться к интеллектуальным нуждам детей, чтобы давать им своевременно необходимый дидактический материал

…Письмо и чтение - это ступень в развитии чувств, которым Монтессори придавала огромное значение. По Монтессори, для того чтобы научиться писать, надо развить мускульное, осязательное и зрительное чувства. Для того чтобы читать, необходимо развить все чувства, способствующие образованию понятий. Чтобы ребенок читал, необходимо его участие в высшей умственной деятельности. Так как вся система Монтессори покоится на антропологии и детальном изучении свободных проявлений ребенка, то свой метод обучения письму она основывает на наблюдении над человеком, который пишет, на анализе механизмов, которые участвуют в процессе письма.

Исходя из этого, Монтессори констатирует два рода движений, которые обычно проделываются при письме:

1) движения для воспроизводства формы графического знака буквы;

2) движения, необходимые для управления орудием письма.

В результате практической работы Монтессори придумала дидактический материал для развития мускульного механизма (обведение геометрических фигур, контурных рисунков птиц, зверей, штриховка цветными карандашами) и для закрепления мускульной памяти движений, необходимых для письма, использование карточек с наждачными буквами, ощупывание которых в направлении письма позволяет запомнить движения, необходимые для письма буквы (включается тактильная память). Благодаря этим двум актам ребенок владеет механизмом письма, может написать всякое слово, если ему давать ощупывать букву за буквой. Но для того чтобы действительно писать, необходимо ассоциировать мускульно-осязательное и зрительное ощущение со звуком, т.е. надо из области механически-моторных действий перейти в область умственной деятельности. И здесь необходимо вмешательство педагога, обращающего внимание на то, чтобы ребенок научился видеть букву и сознательно писать ее. Предлагая технологию обучения письму, Монтессори считает, что чем старше ребенок, тем труднее ему научиться писать. Чем старше ребенок, тем слабее его мускульное чувство, тем неохотнее проделывает он предварительные упражнения и тем больше дефектов в его устной речи, которые переходят в письменную. Вот почему Монтессори приветствует раннее обучение, а не с 6-7 лет, как общепринято.

Помня, что методика М.Монтессори позволила ей достичь потрясающих результатов, мы, тем не менее, должны признать, что этот опыт небесспорен. Центральное место в педагогической системе Монтессори, как для отсталых, так и нормальных детей, занимает воспитание органов чувств (сенсорное воспитание). Дидактический материал как средство упражнения каждого из органов чувств в отдельности представляет наряду с пособиями по обучению счету и письму главное пособие для занятий ребенка в течение всего его четырехлетнего пребывания в детском саду. Однако нормальные дети в отличие от отсталых могут выполнить все упражнения самостоятельно, имеют возможность исправлять свои ошибки, сами вносить нужные поправки. Вот почему вызывают опасение длительность и однообразность упражнений, чрезмерная многократность повторений, в которых нормальные дети нуждаются в меньшей степени, чем дефективные.

Несомненно, вызывает одобрение выдвинутая М. Монтессори идея развития сенсорной культуры в дошкольном возрасте. Тем не менее, следует заметить, что воспитание органов чувств, раз­витие наблюдательности хотя и должны и могут проводиться в раннем дошкольном и даже младенческом возрасте, но не в столь быстром темпе и не с той чрезмерной настойчивостью и систематичностью, с какой требует система Монтессори.

…Не может быть без оговорок принято (в отношении к нормальному ребенку дошкольного возраста) предположение Монтессори, что душа ребенка представляет «хаос», который необходимо «упорядочить» путем приучения ребенка к строжайшей самодисциплине, выработки в нем привычки крайней сдержанности в проявлении чувств, к педантической «точности» во всем поведении, движениях, речи, ибо система быстрого упорядочивания детской психики с помощью формальных упражнений может лишить ребенка наиболее ценных для младшего возраста детских черт и тем самым навсегда обесцветить его личность.

Принцип формальных, изолированных упражнений красной нитью проходит через всю педагогику Монтессори. Однако те культурные привычки, которые система Монтессори развивает с помощью упражнений, нормальные дети могут усвоить и без специальной тренировки путем непосредственного влияния культурной обстановки, путем инстинктивного подражания. Для этого необходимы два условия, при которых привычки окажутся достаточно прочными: ребенок должен длительно находиться под влиянием такой обстановки и обстановка должна быть жизненной, чтобы ребенок сжился с нею настолько, что она стала бы неотъемлемой частью развития его личности.

Особое место в системе Монтессори занимают уроки тишины, т.е. перерывы в течение учебного дня, имеющие целью приучить детей к молчанию, к полной неподвижности, к временной задержке всех движений. Такого рода упражнения представляют ценность для детей неуравновешенных, гиперактивных, легко возбудимых. Для детей малоподвижных, вялых, пассивных эти упражнения, по крайней мере, бесполезны.

Наряду с уроками тишины Монтессори широко практиковала игры вслепую, занятия с повязкой на глазах и т.п., не задумываясь над тем, что частое их повторение может вызвать у детей серьезные отклонения в развитии с точки зрения физической и психической гигиены. Упражнения такого рода разрывают естественную связь между впечатлениями, получаемыми от взаимо­действия всех наших органов, и лишают орган зрения его доминирующей роли среди других органов чувств, ведь глаз и мозг развиваются взаимосвязано и в одной своей части - сетчатке - глаз является частью головного мозга, вынесенной на периферию.

Мария Монтессори также показала возможность использования окружающей ребенка обыденной обстановки для самостоятельных упражнений в полезном производительном труде начиная с трехлетнего возраста, когда работа становится привычкой. Игра же в системе Монтессори выполняет второстепенную роль. Нельзя не отметить ошибочность такого подхода, так как игра - наиболее адекватный для данного возраста способ подготовки ребенка к жизни.

…Все сказанное свидетельствует о том, что педагогическая система Марии Монтессори, как и любая другая, не является универсальной, в ней есть свои слабые и сильные стороны. Внедрение системы в целом возможно с учетом ошибок, допущенных автором при ее разработке, а также при условии изменений и дополнений в ее частях в соответствии с современ­ными взглядами на ребенка.

(Цитаты из работы: Управление развитием школы /Под ред.Поташника М.М. и Лазарева В.С -.М..,1995. С.422-427.)

Вопросы для самоконтроля

1. Значит ли, что такое личностно-ориентированный подход – это работа только с личностью в ущерб коллективу?

2. В чем отличие личностно-ориентированного подхода в воспитании от традиционного?

3. Как вы считаете, осознание «личностной исключительности» должно быть присуще младшему школьнику? Почему вы так думаете?

4. Верно ли, что основные понятия личностно-ориентированного подхода являются новыми в современной педагогике? Объясните свою позицию.

5. Чем личностно-ориентированная, гуманистическая система воспитания отличается от авторитарной?

6. Каковы основные принципы личностно-ориентированного воспитания Ш.А.Амонашвили?

7. Как вы думаете, использование гуманистической педагогики М.Монтессори может идти без купюр в практике учителя начальных классов? Объясните свою позицию.

8. В чем новация М.Монтессори в области педагогики воспитания?

Тема 12. Совместная работа семьи и школы

поформированию личности ребенка

Характеристика семьи как социального института и ее воспитательные функции. Принципы педагогического взаимодействия родителей и работников школы. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы. Содержание и формы совместной деятельности по воспитанию ребенка: коллективные и индивидуальные. Родительские функции матери и отца и их влияние на позицию ребенка в школе. Роль педагогического просвещения в совместном педагогическом сопровождении ребенка.

Основная

Вергелес Г.И., Кутергина Л.Н. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника. /Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». - СПб., 2005. С.217-221.)

Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы /Ред.сост. А.Н.Тубельский, А.О.Зверев. - М.,2002

Макаренко А.С. Избранные педагогич.соч: В 2 т. Т.2. – М.,1977. С.16-20 Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт. //Педагогика, 2005, №9. С.3-16)

Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1999.

Петрова Л.И. Индивидуальная работа с родителями младших школьников. /Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети».- СПб., 2005. С.263-267.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр.пед.соч.:В3-т.– М.,1981. Т.3.

Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. – М.,2004.

Дополнительная

Богданова Р.У. Как созидать вместе… - СПб.,2001

Воспитание: научные дискуссии – СПб.,2005. С.48-56

Воспитание. Подготовительный класс. Учебно-методическое пособие /Под ред.М.П.Осиповой. – Минск, 2000. С.68- 78

Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. – М.,1986

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.,2001

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.,2003

Соколов В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991

Фром Э. Искусство любить. – СПб.,2001

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Место семьи в системе социальных институтов.

2. Условия взаимодействия семьи и школы

4. Роль семьи в педагогическом сопровождении ребенка.

Педагогическая система Монтессори

О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» - поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Принцип системы Монтессори

Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное .

В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

Личное пространство

В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.

Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

Отличия системы Монтессори

Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Жизненная практика

В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.

А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.

Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

Сенсорное развитие по системе Монтессори

В области сенсорного ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

Математическое развитие по системе Монтессори

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Область языкового развития

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.

Космическое воспитание по системе Монтессори

Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.