История создания "василия теркина" - поэмы твардовского

Главный герой поэмы является собирательным, обобщенным образом, воплощающим весь воюющий народ. О конкретной личности Василия Теркина не говорится почти ничего. Известно только, что ему за двадцать — ближе к тридцати, и что родом он, так же как и автор, со Смоленщины, что «на Карельском воевал — за рекой Сестрою».

Теркин — большой жизнелюб, «охотник жить лет до девяноста», встал в строй из запаса, служит в пехоте, в войсках, «самых близких к земле, к холоду, к огню и смерти». Для него война — обычная работа, которую нужно сделать правильно, умело, не ради славы, а «ради жизни на земле».

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный…
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой — героем …

Через обыкновенность, усредненность Твардовский показывает. типичность Теркина, ведь он является воплощением солдатской массы, вынесшей на себе все тяготы войны. Однако образ Теркина лишен схематизма. Это жизнерадостный, полнокровный герой, со своим особым характером.

Он весельчак, балагур на привале, любитель сытно поесть, он не прочь развеселить товарищей игрой на гармони («Гармонь»), помочь старикам («Два солдата»), наколоть дров солдатке («Перед боем»).

Это жизнелюбивая, добродушная, широкая русская натура, имеющая щедрое сердце, соединяющая в себе такие исконно русские качества, как душевность и благородство, сметливость и мудрость, решимость и мужество.

Василий Теркин — образ героический. Он, не задумываясь, переправляется на другой берег вплавь в ноябре, чтобы сообщить о том, что переправившийся взвод закрепился на том берегу («Переправа»), занимает вражеский дзот и удерживает его до прихода своих («Теркин ранен»), сбивает вражеский самолет («Кто стрелял?»), заняв место убитого лейтенанта, поднимает бойцов в атаку и первым врывается в село («В наступлении»), подбадривает и воодушевляет измученных солдат во время боя за безвестный «населенный пункт Борки», «Где война стелила путь, / / Где вода была пехоте / По колено, грязь — по груды («Бой в болоте»).

В главе «Поединок», являющейся кульминацией всей поэмы, Теркин вступает в рукопашный бой с немцем, физически более сильным:

Тервин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.

Но моральный дух, уверенность в победе оказываются сильнее у Теркина, поэтому он выходит победителем:

И тогда-то,
Злость и боль забрав в кулак,
Неваряженной гранатой

Теркин немца — с левой — шмяк!
Немец охнул и обмяк …

Эта глава перекликается с былинным эпосом, а сама схватка вырастает до символического обобщения «Человек-народ». Теркин, символизирующий Россию, противостоит сильному и грозному противнику, символизирующему фашистскую Германию:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Но следует отметить, что образ Теркина намеренно лишен aвтором романтического ореола. как будто даже снижен. Это достигается за счет введения разговорной лексики, просторечий («хрястнул немца промеж глаз», «в·санки сунул», «дал леща», .Теркин немца с левой — «шмяк» и др.)

Таким образом автор стремится подчеркнуть, что главный герой не только обобщенный образ-символ, но и личность, индивидуальность, что для него война — работа, тяжелая, грязная, но необходимая, неизбежная, не за славу, не за ордена и медали, не за повышение по службе.
И только в заключительной строфе автор позволяет себе подняться до масштабного, торжественного звучащего обобщения:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

В споре двух сил одержали победу добро, любовь и сама жизнь. Эти строки неоднократно звучат в поэме, являются своеобразным рефреном, подчеркивающим главную тему произведения: беспримерный подвиг русского солдата.

Тот же прием обобщения и индивидуализации встречаем в главе «Теркин — Теркин». Василий встречается со своим однофамильцем Иваном. Иван отличается от Василия только цветом волос (он рыжий), фронтовой профессией (бронебойщик), а в остальном оба героя похожи. Спор между ними решает старшина:

Что вы тут не разберете,
Не поймете меж собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.

Поэму Твардовского часто называют энциклопедией военной действительности эпохи Великой Отечественной войны» (по аналогии с «Евгением Онегиным» Пушкина). Действительно, книга про бойца написана исключительно правдиво. Правда войны, как бы ни была горька, бьет прямо в душу.

Где родился Василий Теркин? January 2nd, 2011

Когда-то, в конце 1960-х годов, "Литературная газета" вдруг зажгла дискуссию о том, каким должен быть лучший советский роман о Великой отечественной войне. Который можно было бы сравнить - ни более ни менее - с "Войной и миром". Глядя из нашего прекрасного далека и зная при этом, что в Советском Союзе в области идеологической ничто не возникало случайно, можно предположить, что целью дискуссии была, по-нынешнему говоря, раскрутка романа М.Шолохова "Они сражались за Родину". Романа, еще не дописанного, но уже назначенного партийными идеологами в великие.

Дискуссия зажглась, но не очень-то горела. А потом и вовсе досрочно погасла. Во-первых, товарищ М.А.Шолохов задание партии не выполнил и эпопею на-гора не выдал. А во-вторых, эта дискуссия вдруг оживила в писательских кругах слухи о романе Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Роман этот был арестован КГБ. Вследствие такого необычного ареста в те годы его никто не прочитал. Но именно по этой причине многие из нечитавших считали роман В.Гроссмана книгой, вполне сопоставимой и по масштабу, и по качеству с классическим романом Л.Н.Толстого. И здесь они не ошибались - скажем мы из своего прекрасного далека.

В любом случае упомянутая дискуссия была пустопорожней. Хотя бы потому что к тому моменту лучшая книга советской литературы о Великой отечественной войне уже была написана. Даже если и не считать таковой опальное произведение В.Гроссмана.

Правда, была эта книга не романом, а поэмой. И не поэмой даже, а собранием небольших стихотворных глав, объединенных только общим героем. По имени этого героя книга называлась "Василий Теркин". С подзаголовком "Книга про бойца"

Что ж еще?.. И все, пожалуй.
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Почему так - без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать ее сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.

Во время войны "Василий Теркин" Александра Твардовского (1910 — 1971) был известен и любим фронтовиками. Простые стихи, составленные из простых слов, легко запоминались. И были эти стихи совсем не "дурками" типа "Смелого пуля боится, смелого штык не берет". А были они настоящей поэзией, которая по определению является разговором человека с Богом. Может быть, поэтому высшую оценку советскому поэту поставил такой абсолютно антисоветский писатель, как И.А.Бунин. "Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!"

Да уж, книга у Твардовского получилась потрясающе правдивая. Это еще один признак настоящей поэзии. Ведь разговор с Богом лжи не терпит. Даже, творец уже упомянутой бодрой песенки-дурки про пулю и штык, А.Сурков, это понял. Свое единственное настоящее стихотворение он написал в пору душевного раздрая, выйдя из настоящего боя. В том неожиданном сражении стихоплету стало ясно: пуля-дура не боится никого, даже специального корреспондента газеты "Красная звезда". Вот и написал он в письме любимой женщине простые и честные слова о том, что "до смерти - четыре шага".

Да и то за эти "четыре шага" ему пришлось еще бороться с цензурой. Которая лучше самих фронтовиков знала, что им, фронтовикам, нужно. Ведь на войне петь про смерть не этично и не патриотично. Не правда ли?

Как бы не так! В том же "Василии Теркине" одна из самых пронзительных глав называется "Смерть и воин".

— Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?
Дашь ты мне в тот день немножко
Погулять среди живых?
Дашь ты мне в одно окошко
Постучать в краях родных,
И как выйдут на крылечко,—
Смерть, а Смерть, еще мне там
Дашь сказать одно словечко?
Полсловечка?
— Нет. Не дам...

"Василий Теркин" - великое произведение, которое в великие в общем-то не метило. Вася Теркин появился в 1939 - 1940 годах во время войны с Финляндией. Войну эту в Советском Союзе не очень любили вспоминать. С легкой руки того же А.Т. Твардовского она получила название "незнаменитой":

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу, —
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький лежу
.

Эту войну начали - что бы там не говорилось - с одной целью: сделать, наконец, Финляндию "красной". Образец уже был. В сентябре 1939 года произошел почти бескровный "освободительный поход" в Западную Украину и в Западную Белоруссию. Предполагалось, что могучей Красной армии и для "освобождения" Финляндии много времени не понадобится. Потому-то, наверное, и затеяли финскую компанию не в самую подходящую для войны на севере пору. Военные действия начались зимой, 30 ноября 1939 года.

В эти дни в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины" с целью "культурной поддержки" боевых действий организовалась группа писателей и поэтов, среди которых был и Александр Твардовский. В лучших традициях фронтовой пропаганды было решено вывести на страницах газеты этакого лубочного героя-солдата, веселого, умелого, удачли вого, ежедневно совершающего небывалые подвиги.

Как назвать героя? Кто-то предложил: пусть будет Василий Теркин. А что? Нормально! Василий - имя достаточно простонародное и русским народом любимое. Кстати, вышеупомянутый Василий Гроссман был совсем не Василий, а Иосиф. Просто в детстве его нянька превратила уменьшительное имя мальчика "Йося" в более понятное для нее "Вася". Чуть позже, при выборе псевдонима писатель вспомнил этот забавный детский эпизод. Так и появился Василий Гроссман.

Ну и Теркин - тоже понятно почему. Поскольку богатырь и сотрет врага в пыль. О чем А.Т.Твардовский и написал во вступительном фельетоне.

Вася Теркин? Кто такой?
Скажем откровенно:
Человек он сам собой
Необыкновенный.

Богатырь, сажень в плечах,
Ладно сшитый малый,
По натуре весельчак,
Человек бывалый.
Хоть в бою, хоть где невесть, -
Но уж это точно:
Перво-наперво поесть
Вася должен прочно...
Но зато не бережет
Богатырской силы
И врагов на штык берет,
Как снопы на вилы.

Эти "снопы на вилы" взялись из лубочных стихов для солдат времен Первой мировой войны. Подобное "творчество" расцвело тогда во всех воюющих армиях. В России тех лет былинным героем, надевающим немцев на пику, как шашлык на шампур, стал вполне реальный человек, казак Козьма Крючков (1890 — 1919) . С Василием Теркиным произошла обратная история. Задуманный как богатырь, образец боевой и политической подготовки, первоначально был он бестелесным и потому абсолютно неинтересным. Но пройдя через реальные бои Великой Отечественной войны, придуманный Василий Теркин тоже стал реальным. Таким реальным, что тут же у него отыскались живые прототипы, да не один! Более того, именно выдуманный Василий Теркин стал главным защитником своего создателя, когда А.Твардовский попал в опалу, идя наперекор самому идеологическому отделу ЦК КПСС!

И, как это часто случается с реальными людьми, у Василия Теркина возникла путаница с самыми элементарными, что называется, паспортными данными. На вопрос, где и когда родился Василий Теркин, можно дать по крайней мере три ответа.

Первый следует из только что рассказанного. Бравый солдат Василий Теркин, как плод коллективного творчества мобилизованных писателей и поэтов, родился в декабре 1939 года. Место рождения - политодел Северо-Западного фронта, который находился тогда на захваченном у Финляндии западном берегу Ладожского озера в городе Кексгольме. Городе старом и славном, который в 1948 году зачем-то переименовали в Приозерск (не Приозёрск!).

Книжица о подвигах Василия Теркина на финской войне сохранилась. В ней можно отыскать второй вариант необычной биографии. Оказывается, этот былинный удалец Вася Теркин - паренек из Подмосковья.

Что же касается "настоящего" Василия Теркина, то А.Т. Твардовский сделал его своим земляком.

...не иной какой-нибудь, не энский
Безымянный корешок.
А действительно - смоленский,
Как дразнили нас, рожок!

Это вспомнит всякий, кто читал поэму. А тот, кто читал ее внимательно, назовет место рождения еще точнее. Помните берущую за сердце главу "Про солдата-сироту", о возвращении Теркина в уничтоженную родную деревню?

Вот и взгорье, вот и речка,
Глушь, бурьян солдату в рост,
Да на столбике дощечка,
Мол, деревня Красный Мост.

И нашлись, что были живы,
И скажи ему спроста
Все по правде, что служивый -
Достоверный сирота.

Варианту, предложенному творцом, конечно, доверия больше всего. Ведь А.Т.Твардовский наполнил поэму о выдуманном Василии Теркине таким количеством невыдуманных подробностей, что внимательный читатель сможет восстановить по ним и биографию героя, и его славный фронтовой путь. Итак, договорились, Василий Теркин - смолянин.

Земля смоленская героями и знаменитыми людьми богата, но с радостью приняла в их число и героя выдуманного. К пятидесятилетию Великой победы в центре Смоленска был установлен памятник двум знаменитым землякам: Александру Твардовскому и Василию Теркину.

  1. А.Турков. Жизнь одна и смерть одна «Василий Теркин». Рождение. Путь. Судьба
  2. Тот еще , времен финской войны, Вася Теркин .
  3. Ксенофонтов, И. От Карелии до Берлина : Боевой путь гвардии младшего лейтенанта Василия Тёркина / Игорь Ксенофонтов // Литературная газета. - 2010. - 16-22 июня (№ 24). - С. 9.
  4. А.Сурков.

Поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин» не случайно входит в число интересных и вместе с тем уникальных произведений XX века. О художественных достоинствах этой книги, о богатстве и образности ее языка, о ее роли в истории нашей страны уже было написано немало критических статей, опубликовано сотни научных трудов. В числе тех, кто высоко оценил поэму Твардовского, были Бунин, Солженицын и многие другие. Своей популярности поэма или, как называл ее сам автор «Книга про бойца», обязана центральному образу — Василию Теркину.

История создания столь яркого образа русского солдата Василия Теркина уходит корнями в период русско-финской войны. Он был придуман коллективом авторов, среди которых и был Твардовский. Тогда же, во время финской кампании, стало создаваться произведение в стихах о неунывающем солдате Васе Теркине. Предполагалось, что летом 1941 года поэма будет завершена. Но вскоре разразилась Великая Отечественная война. Твардовский был назначен на должность корреспондента в газету «Красная Армия» и уехал на фронт. Твардовский вернулся к начатому произведению, только, по сути, это была уже другая поэма о другой войне. «Вася Теркин» стал «Василием Теркиным», сменилась концепция образа. Автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой судьбе, на его роли в жизни других персонажей поэмы.

Фронтовая «биография» Василия Теркина такова: он начинает воевать во время финской кампании, вновь оказывается в действующей армии в июне 1941 года, вместе со своей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии. Уже при первом упоминании фамилия Теркин указывает на особенность характера ее обладателя. Василий — бывалый человек, «тертый калач» или, как сказано в поэме, «жизнью тертый человек». В целом образ Василия Теркина — образ символический, это собирательный русский тип. Не случайно, автор подробно останавливается на его фронтовой «биографии», а о личной не говорит практически ничего. Он человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная размеренная жизнь Теркина в колхозе прервана войной, а война для простого рабочего человека — стихийное бедствие. Поэтому вся поэма пронизана мечтой о мирной, спокойной жизни.

Как уже было сказано выше, образ Теркина — это обобщенный образ, автор наделяет своего героя стандартной славянской внешностью, избегает портретных примет:

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

С одной стороны, он яркая незаурядная личность, а с другой — включает в себя черты многих людей, как бы многократно повторяется в других. Не случайно, например, в «Книге о бойце» есть и такая глава: «Теркин-Теркин». Как оказалось, в поэме два Теркина, один — Василий, другой — его однофамилец Иван. Они, несомненно, похожи, но не двойники. Второй Теркин по профессии бронебойщик, рыжий и не курит. Разрешается ситуация, как и положено на войне, «строгим старшиной»:

Что вы тут не разберете,

Не поймете меж собой?

По уставу каждой роте

Будет придан Теркин свой.

Что касается военной профессии Теркина, то в разных ситуациях он оказывается и связистом, и стрелком, и разведчиком. Таким образом, прослеживается принадлежность героя к самому массовому роду войск — пехоте, вынесшей на своих плечах тяжесть войны. Теркин, несомненно, — герой конкретной войны с немцами, но в то же время в нем есть то, что сближает его с русским солдатом всех времен. В образе главного героя явно прослеживаются интернациональные корни, и в первоначальной версии поэмы есть и такие строки:

И в своей шинели мятой,
Похудевший, бородатый,
В самый раз походит он
На российского солдата
Всех кампаний и времен.

Образ Василия Теркина близок фольклорным героям: и богатырям былин или сказаний, и народным героям из бытовой солдатской сказки. Автор часто делает акцент на «фольклорности» своего героя, в этом отношении характерна глава «Поединок», построенная на перекличках с былинным эпосом. В этой главе Теркин вступает в единоборство с противником, превосходящим его по силе:

Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что шит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Твардовский придает поединку максимум масштабности, особенно удачны строки, ставшие рефреном поэмы:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

В то же время Василий Теркин в поэме не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои на протяжении всего сказания даны в неизменной форме. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе конец произведения, тем больше тревожных раздумий тревожат героя. В первых главах Василий — балагур, веселый и жизнерадостный, но никак не беспечный, не теряющий самообладания ни при каких обстоятельствах. Эти качества Теркина были особенно важны в тяжелые дни войны. В финале главы «На Днепре» Теркин молча курит в стороне от радующихся товарищей, и последние строки показывают его с неожиданной стороны:

— Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?..
— Виноват...

Как известно, герой большинства произведений Твардовского прежде всего — крестьянин, мечтающий о счастье и благоденствии на родной земле. Но финская и Великая Отечественная война открыли автору новый мир, дали ему целый пласт впечатлений и размышлений. Поэтому в главном герое «Книги о бойце» Василии Теркине органично сплелись черты, характерные как для простого крестьянина, так и для воина, защитника отечества. Образ Василия Теркина многогранный, емкий, яркий и запоминающийся, а рифма «Василий — Россия», несколько раз повторенная в тексте, подчеркивает, что этот герой является воплощением богатырства русского народа.

Меню статьи:

Произведение на военную тематику часто встречаются в культуре и литературе всех без исключения стран и народностей. И это не удивительно, именно война стала в жизни многих людей бесповоротным рубежом, кардинально поменявшим их жизни. В большинстве случаев такие произведения печальны и настраивают читателя на определенную трагедию. Однако это не касается произведения А. Твардовского «Василий Теркин».

Собирательность образа Василия Теркина

Александр Трифонович Твардовский в военные годы был корреспондентом на фронте, поэтому он много общался с рядовыми солдатами, и соответственно, много времени проводил на полях сражений. Такая деятельность позволила Твардовскому подмечать характерные черты солдат, особенности их поведения, а также узнавать о некоторых необычных, геройских поступках защитников Родины.

В скором времени все эти наблюдения и материалы воплотились в образе Василия Теркина – центрального персонажа одноименной поэмы Твардовского.

Биография Василия Теркина

О биографических данных Теркина известно крайне мало, Зовут его Василий Иванович. Его родина – Смоленщина. На этом информация заканчивается. Данные о внешности героя также скудны – его внешность не была запоминающейся: он не был ни высок, ни низок, не был Теркин ни красавцем, ни уродом.
Пожалуй, это связано с желанием автора изобразить типичного солдата из простой семьи. Именно благодаря таким незначительным данным создается впечатление о типичности героя – его можно подстроить под любую биографию человека реально принимавшего участие в военных событиях.

Символичность фамилии

В то время как о символичности имени главного героя поэмы говорить сложно – скорее всего, оно было взято из разряда самых распространенных имен, то его фамилия не лишена символизма и подтекста.

В первую очередь символизм фамилии Василия объясняется его оптимистическим отношением к войне и верой в победу войск, к которым принадлежит Василий.

Теркин постоянно поддерживает сослуживцев, особенно тех, которые впервые оказались на фронте и с ужасом воспринимают все происходящее. Он неоднократно говорит, что все пройдет, перетрется. Именно здесь и заключен основной посыл, объясняющий его фамилию – жизнь все время «трет» Василия, но, несмотря на все неприятности и сложности, он не теряет оптимизма и усердия.

Военная служба Теркина

Основную массу повествования занимают описание различных военных ситуаций и роль в их разрешении Василия Теркина.

Вторая мировая война – не первая война в жизни Теркина, до этого он уже побывал на фронтах финской войны, поэтому все тяжести, противоречия и сложности военной жизни Теркин не воспринимает как нечто ужасное и необычное, для него уже привычна жизнь военного человека.


Судя по всему, в Финскую войну Теркин был простым, рядовым солдатом и не был произведен в офицерское звание. Вторую мировую Теркин также начинает в звании рядового, однако, благодаря своим неоднократным подвигам, он получает значительные награды и офицерское звание.

Однажды Теркин сумел сбить винтовкой вражеский самолет. За этот поступок он был награжден генералом орденом. Однако это не единственный подвиг Теркина – он также помогает переправиться своим войскам через речку. Для этого он переплывает зимой реку, смело и самоотверженно сражается с противниками и даже был ранен, но отлеживаться не собирается, а сразу же после улучшения состояния опять порывается на фронт.

Характеристика личности

Первое, что бросается в образе Теркина – это его оптимизм. Он веселый человек и старается не унывать даже в самые печальные моменты жизни. Даже тогда, когда кажется, что надежды на благополучный исход нет, Теркин находит возможность пошутить и в такой образ поддержать своих товарищей.


Василий добрый и бескорыстный человек, у него большое сердце и щедрая душа. Теркин помнит все добрые поступки по отношению к нему и старается отплатить добром в ответ. Так, например, он помнит, как после ранения потерял шапку, а медсестра ему отдала свою. Эту шапку Теркин бережно хранит – она напоминает ему о человеческой отзывчивости и доброте. Когда его сослуживец теряет кисет, Теркин ему отдает свой. Василий считает, что на войне можно потерять все, что угодно – как материальные вещи, так и не материальные, вплоть до совей жизни. Единственное, что нельзя потерять, по мнению Теркина – это Родину.

Василий очень любит жизнь, в такой степени, что ради жизни других людей готов рискнуть своей жизнью. Однако при этом не упускает возможности в шутливой форме ответить, что он бы хотел дожить лет до 90.

Теркин – человек чести, он считает, что на войне нужно забыть о личных интересах и руководствоваться понятием чести.

Теркин умеет хорошо играть на гармошке. Своей игрой он умеет и развеселить людей, и заставить их взгрустнуть.

Кроме этого, Теркин знает много забавных историй и обладает талантом их рассказывать. Василий всегда увлекает сослуживцев своим рассказом, умеет надолго удержать их внимание на своем рассказе.

Чтобы развеять тоску товарищей, Теркин смешно умеет перекривлять пение немцев. Одним словом, Теркин, который сам не любит грустить и печалиться знает множество способов, как развеселить солдат и ободрить их. Именно поэтому, он любимчик всех солдат.

Однако не только веселые рассказы в арсенале Теркина. Так, например, он рассказывает историю о солдате, который, придя к себе в деревню с освободительной армией обнаружил, что вся его семья погибла, а дом разрушился. Теркин говорит, что, нужно помнить о таких людях и не забывать о них в то время, когда вражеская армия будет повержена.
Теркин – мастер на все руки. Он умеет делать любую работу. Так, например, пребывая в одной из деревень, Теркин чинит старикам часы и пилу.

Таким образом, образ Василия Теркина – собирательный. Он основан на множестве воспоминаний солдат Второй мировой войны и обличает наилучшие характеристики людей.

Василий всегда готов прийти на помощь другим, он честный и бескорыстный человек. Теркин во всем происходящем, в первую очередь, готов увидеть что-то позитивное, это связанно с его жизнеутверждающим настроем и верой в восстановление справедливости и победы добра.

Образ русского солдата Василия Теркина в поэме Твардовского: характеристика и описание героя

5 (100%) 3 votes

Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян («Просто парень сам собой / Он обыкновенный»); Т. воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский использовал имя главного героя романа П. Боборыкина «Василий Теркин» (1892). Герой по имени Василий Теркин фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940); ср. слова героя поэмы: «Я вторую, брат, войну / На веку воюю». Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. В главе «На привале» Т. с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. В главе «Перед боем» речь идет о том, как в первые месяцы войны в группе из десяти бойцов, выходящих из окружения, Т. был «как бы политрук», повторяя одну «политбеседу»: «Не унывай». В главе «Переправа» Т., чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями, которые находятся на противоположном берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде. В главе «Теркин ранен» герой, проводя во время боя телефонную линию, в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает в нем под обстрел собственной артиллерии; Т. ранен, однако наступающие танкисты спасают его, отвозя в санбат. В главе «О награде» Т. комично рассказывает о том, как вел бы себя, вернувшись с войны в родную деревню; говорит, что для представительности ему совершенно необходима медаль. В главе «Гармонь» Т. возвращается из госпиталя после ранения; по дороге встречает спасших его танкистов, играет на гармони, принадлежавшей их убитому командиру, и они на прощанье отдают гармонь ему. В главе «Два солдата» Т. по дороге на фронт оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству, разговаривает со стариком хозяином, воевавшим в первую мировую войну, и на прощанье на его вопрос: «Побьем мы немца / Или, может, не побьем?» - отвечает: «Побьем, отец». В главе «О потере» Т. рассказывает солдату, потерявшему кисет, как, привезенный танкистами в санбат, обнаружил пропажу шапки и молоденькая санитарка подарила ему свою; он надеется встретить ее и вернуть шапку. Т. дарит свой кисет бойцу взамен потерянного. В главе «Поединок» Т. вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. В главе «Кто стрелял?» Т. из винтовки неожиданно для себя сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Т. успокаивает: «Не горюй, у немца этот / Не последний самолет». В главе «Генерал» Т. вызывают к генералу, который награждает его орденом и недельным отпуском, - однако выясняется, что использовать его герой не может, поскольку его родная деревня пока занята немцами. В главе «Бой в болоте» Т. шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой за место, называемое «населенный пункт Борки», от которого осталось «место черное одно». В главе «О любви» выясняется, что у героя нет девушки, которая бы проводила его на войну и писала ему письма на фронт; автор шутливо призывает: «Обратите нежный взгляд, / Девушки, к пехоте». В главе «Отдых Теркина» нормальные бытовые условия представляются герою «раем»; отвыкнув спать в постели, он не может заснуть, пока не получает совет - надеть на голову шапку, чтобы имитировать полевые условия. В главе «В наступлении» Т., когда убивают командира взвода, принимает командование на себя и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. В главе «Смерть и воин» Т., лежа раненым в поле, беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы похоронной команды, и он говорит им: «Уберите эту бабу, / Я солдат еще живой»; они доставляют его в санбат. Глава «Теркин пишет» представляет собой письмо Т. из госпиталя к однополчанам: он обещает непременно вернуться к ним. В главе «Теркин - Теркин» герой встречает однофамильца - Ивана Теркина; они спорят, кто из них «истинный» Теркин (это имя стало уже легендарным), но не могут определить, поскольку очень похожи друг на друга. Спор разрешает старшина, который объясняет, что «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой». Далее, в главе «От автора», изображается процесс «мифологизации» персонажа; Т. назван «святым и грешным русским чудо-человеком». В главе «Дед и баба» вновь идет речь о старых крестьянах из главы «Два солдата»; проведя два года в оккупации, они ожидают наступления Красной Армии; в одном из разведчиков старик узнает Т., который стал офицером. В главе «На Днепре» говорится о том, что Т. вместе с наступающей армией все ближе к родным местам; войска форсируют Днепр, и, глядя на освобожденную землю, герой плачет. В главе «По дороге на Берлин» Т. встречает крестьянку, некогда угнанную в Германию, - она возвращается домой пешком; вместе с солдатами Т. дарит ей трофеи: коня с упряжкой, корову, овцу, домашнюю утварь и велосипед. В главе «В бане» солдата, на гимнастерке которого «Ордена, медали в ряд / Жарким пламенем горят», восхищенные бойцы сравнивают с Теркиным: имя героя уже стало нарицательным.

    В последней главе «Василия Теркина» автор «Книги про бойца» прощается со своим героем и размышляет о том, как примут его создание будущие читатели. Здесь, в финале поэмы, названо то, что Твардовский считает главным достоинством своей книги, а попутно...

    Но со времен фронта я отметил "Василия Теркина" как удивительную удачу... Твардовский сумел написать вещь вневременную, мужественную и неогрязненную... А.Солженицын. Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник...

    В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», где в образе главного героя был выведен простой русский солдат, «парень обыкновенный». Сам...

    Тему поэмы «Василий Тёркин» сформулировал сам автор в подзаголовке: «Книга про бойца», то есть произведение рассказывает о войне и человеке на войне. Герой поэмы - рядовой боец-пехотинец, что чрезвычайно важно, так как, по убеждению Твардовского, именно...