Как генералы наградили мужика по возвращению домой. В каком виде два генерала прибыли на остров? Какой принцип лежит в основе композиции сказки

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

7 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2014

Пояснительная записка

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения (УМК Г.И. Беленького). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героев, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленные тесты можно использовать на уроке после анализа произведения.

I вариант

1. Укажите годы жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина

1) 1854-1906

2) 1826-1889

3) 1824-1886

2. Укажите, какая сказка не была написана М.Е. Салтыковым-Щедриным?

1) «Три медведя»

2) «Дикий помещик»

3) «Премудрый пескарь»

3. Сатира – это

1) едкое выражение насмешки

2) особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому

3) вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

4. В каком году писатель решил создать книгу для «детей изрядного возраста»?

1) 1872

2) 1869

3) 1874

5. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) в результате кораблекрушения

2) по щучьему велению, по моему хотению

3) с помощью волшебника

6. В чем мужик варил суп?

1) в котелке

2) в пригоршне

3) в кокосовой скорлупке

7. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1) «Московскую правду»

2) «Московские ведомости»

3) «Московское обозрение»

8. Как генералы отыскали на острове мужика?

1) по следам, оставленным на песке

2) по звукам балалайки

3) по запаху мякинного хлеба

9. Кем этот мужик работал в Петербурге?

1) поваром

2) маляром

3) извозчиком

10. К какому жанру относится «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

1) народная сказка

2) литературная сказка

3) повесть

11. Какой принцип лежит в основе композиции сказки?

1) антитеза

2) повтор

3) параллелизм

12. Как повел себя мужик, увидев генералов?

1) «дал стрекоча»

2) поклонился

3) начал им прислуживать

13. В каком виде два генерала прибыли на остров?

1)в мундирах

2) в ночных рубашках

3) раздетые

14. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1) пуговицу

2) орден

3) тапочки

15. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1) все время спать

2) научиться работать

3) найти мужика

16. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1) из собственных волос

2) из собственной рубахи

3) из собственных лаптей

II вариант

1. Основная тема сатирических произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина – это

1) взаимоотношение народа и власти

2) показ отдельных пороков людей

3) недостатки в человеческих взаимоотношениях

2. В 1878-1884 гг. Салтыков-Щедрин был редактором журнала

1) «Современник»

2) «Время»

3) «Отечественные записки»

3. Гротеск – это

1) предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального

2) иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

3) способ изображения действительности в нереальном виде

1) «Отечественные записки»

2) «Современник»

3) «Эпоха»

5. Как генералы вернулись домой?

1) заснули и проснулись дома

2) их спасли случайно

3) мужик построил корабль

6. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1) на Подьяческой

2) на Фонтанке

3) на Литейной

7. Какой из двух генералов был умнее?

1) тот, кто был учителем каллиграфии

2) тот, кто был учителем географии

3) тот, кто вообще не был учителем

8. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

1) высекли

2) напоили

3) откормили

9. Как генералы мужика при себе удерживали?

1) цепью приковали

2) верёвочкой привязали

3) он остался сам

10 Чем генералы наградили мужика?

1) бутылкой пива

2) медалью

3) рюмкой водки и пятаком

11. Что произошло с генералами в конце сказки?

1) поехали в казначейство

2) поехали в департамент

3) легли спать

12. Что сначала раздобыл мужик для генералов?

1) поймал рябчика

2) нарвал по десятку самых спелых яблок

3) накопал картофеля

13. Чем мужик устлал дно лодки?

1) лебяжьим пухом

2) сеном

3) травой

14. Чем кормил мужик генералов во время плавания?

1) супом

2) селёдками

3) яблоками

15. Что вызвало у генералов наибольшее удивление?

1) на деревьях всякие плоды

2) рыба в ручье так и кишит

3) человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет

16. Какой сатирический приём используется в словах:

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились. Воспитывались и состарились…»

1) ирония

2) гипербола

3) усмешка

Ответы

I вариант

Критерии оценивания:

«5» - 15 – 16 баллов,

«4» - 12 – 14 баллов

«3» - 8 – 11 баллов

«2» - 0 – 7 баллов

Список использованной литературы

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс, - Москва «ВАКО», 2010 (несколько вопросов)

Тест по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант I

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) В результате кораблекрушения.

2) По щучьему велению, по моему хотению.

3) С помощью волшебника.

4) Прилетели на ковре-самолете.

2. В чем мужик варил суп?

1) В котелке. 3) В кокосовой скорлупке.

2) В пригоршне . 4) В чане.

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1) «Московскую правду».

2) «Московские ведомости».

3) «Московское обозрение».

4) «Вестник Москвы»

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

1) По следам, оставленным на песке.

2) По звукам балалайки.

3) По запаху мякинного хлеба.

4) По его крикам.

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

1) Поваром. 3) Маляром.

2) Кузнецом. 4) Извозчиком.

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?

1). Маленькой пенсией. 3) Отсутствием жены.

2) Обилием мужиков . 4) Отсутствием детей.

7. Кого звал помещик в гости?

1) Медведя. 3) Генералов-соседей.

2) Губернатора. 4) Судью.

8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?

1) На четвереньках . 3) Верхом на лошади.

2) В карете. 4) В телеге.

Вариант I I

1. В каком виде два генерала прибыли на остров?

1) В мундирах. 3) В шубах и валенках.

2) В ночных рубашках . 4) Раздетые.

2. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1) Пуговицу. 3) Тапочки.

2) Орден. 4) Платок.

3. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1) Все время спать. 3) Найти мужика.

2) Научиться работать. 4) Поймать зверя.

4. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1) Из собственных волос . 3) Из собственных лаптей.

2) Из собственной рубахи. 4) Из лески.

5. Как генералы вернулись домой?

1) Заснули и проснулись дома.

2) Так же как и попали на остров.

3) Их спасли случайно.

4) Мужик построил корабль.

6. С кем помещик охотился на зайцев?

1) С волком. 3) С лисой.

2) С медведем . 4) С кабаном

7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1) Колбасой. 3) Вареньем.

2) Пряниками . 4) Ягодами и грибами.

8. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1) Надел тулуп. 3) Оброс волосами.

2) Сидел на печи. 4) Беспробудно пил.

9. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

1) Губернское начальство . 3) Соседи.

2) Сам помещик. 4) Царь.

Вариант III

1. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1) На Подьяческой . 3) На Литейной.

2) На Фонтанке. 4) На Невском.

2. Какой из двух генералов был поум нее?

1) Тот, кто был учителем каллиграфии.

2) Тот, кто был учителем географии.

3) Тот, кто был учителем логики.

4) Тот, кто вообще не был учителем.

3. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

1) Высекли . 3) Откормили.

2) Напоили. 4) Отпустили поплавать.

4. Как генералы мужика при себе удерживали?

1) Цепью приковали.

2) Веревочкой привязали.

3) Смирительную рубашку надели.

4) Он остался сам.

5. Чем генералы наградили мужика?

1) Бутылкой пива.

2) Медалью.

3) Плетьми.

4) Рюмкой водки и пятаком .

6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1) В некотором царстве.

2) В Орловской губернии.

3) В приволжских степях.

4) За границей.

7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

1) Вперед. 3) Долой.

2) Старайся . 4) Даешь.

8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

1) Когтей. 3) Звериной силы.

2) Хвоста . 4) Шерсти.

Вариант 1.

1) К какому жанру относится «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

А. летопись

Б. литературная сказка

В. повесть

Г. народная сказка

2) Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А. В результате кораблекрушения.

Б. По щучьему велению, по моему хотению.

В. С помощью волшебника.

Г. Прилетели на ковре-самолёте.

3) Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

А. «Московскую правду».

Б. «Московские ведомости».

В. Московское обозрение.

Г. «Вестник Москвы».

4) Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке.

Б. По звукам балалайки.

В. По запаху мякинного хлеба.

Г. По его крикам.

5) Какой из двух генералов был поумнее?

А. Тот, кто был учителем каллиграфии.

Б. Тот, кто был учителем географии.

В. Тот, кто был учителем логики.

Г. Тот, кто вообще не был учителем.

Тест по произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 2.

Какой принцип лежит в основе композиции сказки?

А. антитеза

Б. повтор

В. параллелизм

Г. кольцевое изображение событий

2) В каком виде два генерала прибыли на остров?

А. В мундирах.

Б. В ночных рубашках.

В. В шубах и в валенках.

Г. Раздетые.

3) Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А. Всё время спать.

Б. Научиться работать.

В. Найти мужика.

Г. Поймать зверя.

4) Из чего сделал мужик силки для птиц?

А. Из собственных волос.

Б. Из собственной рубахи.

В. Из собственных лаптей.

Г. Из лески.

А. Заснули и проснулись дома.

Б. Так же как и попали на остров.

В. Их спасли случайно.

Г. Мужик построил корабль.

Тест по произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 3.

1) Какой сатирический приём используется в словах:

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились. Воспитывались и состарились…»

А. ирония

Б. гипербола

В. усмешка

Г. литота

2) Кем мужик, которого генералы нашли на острове, работал в Петербурге?

А. Поваром.

Б. Кузнецом.

В. Маляром.

Г. Извозчиком.

3) Как генералы мужика при себе удерживали?

А. Цепью приковали.

Б. Верёвочкой привязали.

В. Смирительную рубашку надели.

Г. Он остался сам.

4) Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

А. Пуговицу.

В. Тапочки.

Г. Платок.

А. Плетьми.

Б. Рюмкой водки и пятаком.

В. Бутылкой пива.

Г. Медалью.

Тест по произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 4.

1) Гротеск - это

А. предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального

Б. иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

В. способ изображения действительности в нереальном виде

Г. намеренное преуменьшение каких-либо качеств

2) На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А. На Подьяческой.

Б. На Фонтанке.

В. На Литейной.

Г. На Невском.

3) В чем мужик варил суп?

А. В котелке.

Б. В пригоршне.

В. В кокосовой скорлупке.

Г. В чане.

4) Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

А. Высекли.

Б. Напоили.

В. Откормили.

Г. Отпустили поплавать.

5) Чем генералы наградили мужика?

А. Бутылкой пива.

Б. Медалью.

В. Плетьми.

Г. Рюмкой водки и пятаком.

Тест по произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 5.

1) Сатира - это

А. едкое выражение насмешки

Б. особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому

В. смешное представление событий

Г. вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

2) Что вызвало у генералов наибольшее удивление на острове?

А. на деревьях всякие плоды

Б. рыба в ручье так и кишит

В. человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет

Г. в лесу тетерева токуют

3) Как повел себя мужик, увидев генералов?

А. «дал стрекоча»

Б. поклонился

В. начал им прислуживать

Г. спрятался за кустами

4) Чего не делал мужик для генералов?

А. поймал рябчика

Б. нарвал по десятку самых спелых яблок

В. накопал картофеля

Г. напёк блинов

5) Чем мужик устлал дно лодки?

А. лебяжьим пухом

Б. старыми тряпками

В. травой

Тест по произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 6.

1) Сатира, в отличие от юмора:
А. изображает что-либо в комическом виде;
Б. даёт возможность посмеяться;

В. обличает пороки, высмеивает зло;

Г. не имеет конкретного адресата;

2) Генералы в диалогах предстают как:
А. люди, преданные отечеству;
Б. трудолюбивые, самостоятельные;

В. добрые, великодушные;

Г. никчёмные, пустые.

3) Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А. все время спать;

Б. научиться работать;

В. найти мужика;

Г. позвать официанта.

4) На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А. на Подьяческой;

Б. на Фонтанке;

В. на Грибоедовской;

Г. на Литейной.

5) Как генералы вернулись домой?

А. заснули и проснулись дома;

Б. они вызвали спасателей;

В. мужик построил корабль;

Г. их спасли случайно.

ТЕСТ
по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем»
8 класс
В каком городе происходят описанные Н.В.Гоголем события?
А) Таганрог. Б) Миргород. В) Тарханы.
2. Кто из героев повествования носил «славную бекешу» и смушки?
А) Иван Иванович. Б) Иван Никифорович. В) Агафия Федосеевна.
3. Соотнесите описания с героями - Иваном Ивановичем или Иваном Никифоровичем.
«Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье». «… шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением». «… бреет бороду в неделю два раза». «Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Отворите только окно - так ветви и врываются в комнату». «Уже тогда прошло более десяти лет, как он овдовел. Детей у него не было». «… никогда не был женат». «… больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы». 4. Какие качества Ивана Ивановича обличает Н.В.Гоголь в сцене разговора с нищими?
А) Человеколюбство. Б) Цинизм. В) Богобоязненность. Г) Бессердечие.
5. Какой предмет стал яблоком раздора между друзьями?
А) Пистолет. Б) Пулемёт. В) Ружьё.
6. Какую плату за желаемый предмет предлагает Иван Иванович Ивану Никифоровичу?
А) 500 золотых. Б) Свинью. В) Свинью и два мешка овса.
7. Название какой птицы окончательно рассорило приятелей?
А) Петух. Б) Качка. В) Гусак.
8. Кому принадлежат слова: «Ты, Иван Никифорович, не мирись с ним и не проси прощения: он тебя погубить хочет, это таковский человек!»?
А) Гапка. Б) Агафия Федосеевна. В) Городничий.
9. Каким образом Иван Иванович повредил гусиный хлев на участке Ивана Никифоровича?
А) Подпилил столбы, хлев рухнул. Б) Поджёг строение. В) Разбил жерди молотком.
10. Как, по мнению Ивана Ивановича, Иван Никифорович мог отомстить за испорченный хлев?
А) Поджечь дом. Б) Побить его самого. В) Застрелить кого-то из животных.
11. Как Ивану Ивановичу удалось уничтожить в суде прошение Ивана Никифоровича?
А) Прошение выкрала бурая свинья. Б) Прошение съела серая свинья. В) Подослал вора.
12. Удалось ли примириться друзьям?
А) Помирились и простили друг друга.
Б) До конца жизни продолжались судебные тяжбы.
В) Дело решилось в пользу Ивана Никифоровича.

13. Содержанием жизни каждого из героев стала
А) вражда. Б) духовность. В) дворянская честь.
14. Каким образом Н.В.Гоголю удаётся создать комический эффект в произведении?
А) Наличие смешных эпизодов.
Б) Интересные словечки в речи героев.
В) Столкновение реальной сущности героев с их обманчивой внешней формой.
15. «Повесть… » заканчивается фразой «Скучно на этом свете, господа!» Какой смысл, на ваш взгляд вкладывает Н.В.Гоголь в эти слова?
А) В мире мало развлечений.
Б) Человеческое достоинство в людях подменяется глупыми амбициями, которые начинают главенствовать над здравым смыслом.
В) В мире не хватает духовности, люди слишком часто обращают внимание на мелочные обиды.


Приложенные файлы