Что означает петух в разных культурах. Петух. Тотемическое и символическое значение. Петух в Древней Греции

Древнее восточное учение фен-шуй уже давно и прочно вошло в нашу жизнь.

Как ни крути, но многие из нас, чтобы улучшить свое жизненное пространство при оформлении дома или офиса руководствуются принципами этой науки.

Однако о том, что существуют специальные символы, которые несут с собой особое значение и содержание, знают немногие.

Каждая статуэтка фен-шуй — это талисман, который является своеобразным активизатором зоны, привлекающим определенный вид энергии.

К примеру, какой-то талисман способствует обретению богатства, второй привлечению успеха, третий укреплению здоровья, четвертый появлению взаимной любви.

Можно сказать, что талисманы это такие своеобразные магниты, притягивающие в ваше жизненное пространство благоприятные энергетические потоки, гармонизируют их, порождая определенное магнитное поле, которое призвано увеличить благосостояние хозяина и упрочить его положение.

Однако не стоит превращать свою квартиру в музей талисманов. Но грамотно подобранные и правильно расставленные статуэтки фен-Шуй, могут и вправду творить чудеса.

Например, Петух по фен шуй символизирует накопление богатства, притягивает в дом удачу и положительную энергию.

Статуэтка петуха представляет собой изображение домашней птицы с ярко выраженным гребнем, мускулистой грудью и роскошными хвостом и оперением.

Петух является разноплановым символом. Фигурка петуха, выполненная из природных материалов, приносит в дом удачу, богатство, карьерный рост.

Воплощение мужского начала, символ защиты и поддержки слабых. Охраняет жилище от отрицательной энергии, недобрых людей и пожара.

Статуэтки петуха чаще всего выполняются из металла (бронзы, меди). Фигурка птицы может располагаться либо на ровной поверхности, либо «подниматься» на горку из монет.

Имейте в виду, что недопустимо ставить рядом статуэтки петуха, дракона и .

Как выбрать талисман Петух по фен шуй

Металлический петух , взбирающийся на денежный холм, символизирует накопление богатства. Такая статуэтка принесет удачу работникам страхового бизнеса, горнодобывающей и химической промышленности, тем, чья деятельность связана с дизайном, недвижимостью, электроникой.

Такая фигурка поможет сохранять своему владельцу хладнокровие, выносливость. Развивает и совершенствует предпринимательские качества.

Металлический петух необходим тем, кто не только дорожит своей репутацией, но и стремится обрести популярность в обществе.

Считается, что металлический петух способен удержать от измены. Фигурка домашней птицы защитит семейный союз от неверности, поможет наладить отношения и понять партнера.

Петух, изготовленный из керамики , фарфора и хрусталя, способен уберечь от негативного воздействия внешних факторов. Такой петух поможет защитить дом от злоумышленников, трансформирует отрицательную энергию в положительную.

Деревянный петух фен шуй способствует созданию общей положительной атмосферы, благоприятно влияя на человеческую психику и весь организм в целом. Создает покой и уют, способствует расслаблению и восстановлению сил.

Где поставить петуха по фен-шуй

Зона славы, известности и достижений расположена в южной части жилища. Все, кто стремится к популярности, должны «поселить» петуха именно в этой части дома. Хорошо, если птица будет красного цвета.

Сектор богатства находится на юго-востоке. Жаждущие злата могут поместить металлического петуха здесь.

Для защиты жилища от непрошеных гостей, огня, негативной энергии следует расположить керамическую фигурку птицы у входа в дом.

Опасаясь измен партнера, можно поставить металлическую статуэтку петуха в шкаф. Большего эффекта добиваются, располагая две фигурки по обе стороны от дверцы.

Французский галльский петух – уникальный символ с многовековой историей. Мифологическая эмблема указывает на связь с солнечным светом и божествами, символизирующими солнце, рассвет, зарю. Именно эта яркая птица становится предвестником нового дня, его своеобразным глашатаем.

Из истории галльского петуха

Галльский петух стал буквально вторым именем для Франции. Его огненная природа связана множеством легенд, мифов и поверий, а также древними жертвоприношениями. В некоторых ритуальных традициях откуп в виде птицы нередко соотносится с разжиганием огня. Считается, что первый утренний крик этой огненной птицы распугивает ночных призраков.

Что же означает символ галльский петух? Это некая защита, олицетворение солнечного свечения. Еще на Ближнем Востоке в древности был широко распространен тотем петуха. Неудивительно, что галльский петух, с которым и сегодня олицетворяется Франция, часто присутствует в легендах и сказках, выступая своеобразным «оружием» против злых духов, нечистой силы, ночных призраков.

Образ галльского петуха

Почему же столь необычная и яркая эмблема – галльский петух – была выбрана для Франции? Ведь многие соседние государства использовали в роли символов более «царственных» животных: слонов, львов, орлов, медведей, волков. На самом деле в этом есть определенная логика. Колоритный галльский петух – символ Франции – это яркое и четкое отражение национального характера французов. Он вполне может ассоциироваться со многими метальными чертами нации: отважностью, решительностью, вспыльчивостью, драчливостью, но, в то же время – с заботливостью и галантностью в адрес близких и представительниц прекрасного пола.

Яркую, смелую домашнюю птицу, которую так почитают во Франции, часто именуют живыми часами со шпорами и гребнем. Неофициальная эмблема государства – галльский петух – стала нетривиальной аллегорией страны и ее самобытным колоритом. Городские парки французских городов нередко украшают скульптурными фигурами галльского петуха. Достаточно часто эти произведения ландшафтного искусства выполнены из живых цветов. Французы любят удивлять.

Почему символ Франции – галльский петух

Колоритный и запоминающийся галльский петух, с которым неразрывно связана Франция, стал для государства символом и по другой причине. Все дело заключается в том, что прародителями современных французов были кельты. Этот рыжеволосый народ в Древнем Риме именовали галлами. Что примечательно, «галлус» в переводе с латыни – это и «галл», и «петух». Историки склонны предполагать, что древние римляне ассоциировали рыжие волосы кельтов с гребнями домашней птицы.

Этот образ в Древнем Риме часто обозначал задиристость, чрезмерный напор, заносчивость, норов. Неудивительно, что для обозначения варварских племен, которые жили на территории сегодняшней Франции, использовалось слово «галлус». Древние римляне вкладывали в него оба значения, так как для них кельты были олицетворением дерзости и нахальства. Так смелый и яркий галльский петух, фото которого не может в полной мере отразить весь колорит птицы, стал негласной эмблемой Франции.

Это интересно. «Галльский золотистый» – это именно та порода птицы, которая удостоилась чести стать уникальным символом целого государства. Это животное относится к очень древнему виду домашней птицы.

Особенности символики галльского петуха

Галльский петух – образ, впервые появившийся во Франции после 1789 года, когда завершилась первая французская революция. Изображение птицы часто появлялось на монетах, архитектурных фасадах, фригийских колпаках, печатях. Фигуры петухов можно встретить в скульптурном декоре некоторых католических церквей Франции. В церковной символике он служил олицетворением братства.

Сегодня галльский петух красуется на государственной печати Франции, но официальным государственным символом страны он так и не стал. Фигура петуха, отлитая из бронзы, украшает ограду Елисейского парка. Отважная домашняя птица и по сей день выражает стремление к борьбе. Если в прежних эпохах предки современных французов носили эмблему на знаменах и оружии, то даже в наше время смелый образ все еще ассоциируется со свободой и независимостью.

Галльский петух в интерьере французского кантри

Галльский петух – один из выразительных символов Франции, который широко используется в интерьерном дизайне. Металлические, фарфоровые, керамические, стеклянные статуэтки петуха нередко украшают интерьеры кухонь, столовых, гостиных. Самобытный шарм отличает тряпичных петухов-тильд в стиле французского Прованса. Керамическая плитка для кухонного фартука с рисунком петушков и курочек – это вариант отделки, придающий помещению провинциальный флер. Изображения домашней птицы часто присутствуют в декоре французской столовой посуды: тарелок, чашек, супниц.

Это интересно. Символичную птицу изображают на рисунках аллегорического и юмористического характера. Французские мастерицы создают вышивки с галльским петухом в роли основного действующего лица. Это птица часто служит вдохновляющим образом для декупажа дерева, мебели, аксессуаров в стиле французского кантри Прованса.

Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления...

В глубокой древности любые украшения на теле человека - от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных - выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию» - подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т. д. Эстетические функции этих предметов, по всей видимости, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков, расшифровать которую на протяжении вот уже полутора столетий тщетно пытаются тысячи далеких от народа ученых. Между тем этнографы свидетельствуют, что еще во второй половине XIX века в некоторых русских деревнях жили старушки, умевшие «читать» по вышитому орнаменту и во время свадебных обрядов разъяснявшие жениху с невестой значение узоров на их венчальной одежде. Одна такая старушка-ведунья могла бы заткнуть за пояс десяток современных ученых со всеми их сравнительными таблицами, системными анализами и формулами.

Знакомясь с результатами многолетней и кропотливой деятельности маститых исследователей народного творчества, невольно приходишь к выводу, что основные интеллектуальные усилия их были направлены вовсе не на изучение народного искусства как такового, а прежде всего на отыскивание в нем иноземных (византийских, арабских, индийских, скандинавских, немецких и пр.) влияний.

Знаменитый трехтомник А. Н. Афанасьева, за который Сергей Есенин в голодные 20-е годы отдал пять пудов муки, таит в себе гораздо больше разгадок, открытий и откровений, нежели десятки тысяч объемных томов, написанных современной ученой братией.

Начало изучению орнамента русской народной вышивки положил В. В. Стасов, отыскавший в самобытном творчестве русских вышивальщиц «финские» и «иранские» влияния. Этот же маститый ученый всю свою сознательную жизнь старательно доказывал (к счастью - безуспешно) тюркско-монгольское происхождение русских былин и сказок. Представитель мифологической школы Ф. И. Буслаев также усмотрел в русской вышивке целый букет чуждых влияний: «азиатское», «позднеримское», «византийское» и «германское». Следующему исследователю, В. А. Городцову, удалось обнаружить в орнаменте северной вышивки дако-сарматские элементы. Е. Н. Клетнева возвела русские узоры на ткани к «великой культуре Востока». Г. Громов, Л. В. Деопи и В. И. Плющеев пытались раскрыть семантику русских вышивок путем механического подсчета голов, крыльев и хвостов, однако ничего путного из этой затеи так и не вышло. Остальные либо придерживались концепции своих предшественников, либо вообще не затрагивали эту тему. Единственным исследователем, подошедшим к рассмотрению образов северной вышивки беспристрастно, явился академик Б. А. Рыбаков, труды которого по славянскому и русскому язычеству явились неоценимым вкладом в дело изучения глубинных пластов великой русской культуры.

Как уже отмечалось, орнамент русской народной вышивки

первоначально играл роль оберега: им покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывался доступ к телу.

Среди орнаментальных мотивов севернорусской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц (лебедь, утка, петух, курица, павлин, орел) и животных (конь, олень, лось, лев, барс и т. д.). Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления. Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха крестьяне определяли время: «первые петухи» - полночь, «вторые» - до зари, «третьи» - рассвет (заря). Отсюда выражение: «до третьих петухов», «встать с петухами», «проспать петухов». Петушиный крик отгонял нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене. В русских деревнях старались не держать черных петухов, т. к. считалось, что супруги при этом будут часто ссориться.

Выражение «пустить красного петуха» означало поджечь дом. При переходе в новое жилище крестьянин пускал в избу петуха с курицей и дожидался, когда первый пропоет «на новоселье». Кровь жертвенного петуха считалась лучшим средством для смягчения гнева домового. С криком петуха связывалось немало русских народных примет и поверий: «Если петух поет раньше обычного, то летом это предвещает ненастье, а зимой - оттепель», «Петух поет днем под окнами - к гостям», «Если петух запел вечером в необычный час, надо бежать к насести и ошупать ему ноги: теплые ноги бывают к гостям, а холодные - к покойнику», «Петухи не в пору поют - новые указы будут» и т. д.

Широко известны также новогодние гадания с петухом. Связав хвостами петуха и курицу, сажали их под решето и смотрели,- кто кого потянет: если петух курицу - верховодить в доме будет муж, если наоборот - жена. С той же целью выпускали петуха с курицей на середину комнаты и наблюдали: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый, а если курица станет храбриться - верховодить в доме будет жена. Считалось, что хороший петух должен быть бойким и драчливым: для этого в Страстной четверг его кормили перцем на печной заслонке и затем выбрасывали из окна во двор. Выражение «петушиться» означало лезть в драку, горячиться, храбриться, а «петухом» в старину звали человека задорного, драчливого, забияку.

В Тарногском районе больных «от испуга» окачивали водой, в которой до этого купали петуха. Чтобы у малыша безболезненно резались зубы, прокалывали у черного петуха гребень и выступившей оттуда кровью смазывали ребенку десны. В том, что петух когда-то являлся одним из тотемов древних славян, нет никаких сомнений. Запрет на убийство тотемных животных свято соблюдался в течение многих столетий. На Русском Севере считалось смертным грехом убивать лебедь - священную птицу древних русичей. А. Н. Афанасьев сообщает также о том, что в Вологодской губернии «считают за грех резать и есть петухов». Вовсе не случайно одним из самых известных персонажей русских народных сказок являлся Петушок - Золотой Гребешок.

День Козьмы и Демьяна (1/14 ноября) крестьяне называли «курячьим праздником» или «курячьими именинами»: родные и знакомые дарили друг другу кур, которые затем содержались в почете, их нельзя было убивать, а снесенные ими яйца считались целебными. Как и петух, курица нередко фигурировала в русских народных приметах: «Курица на одной ноге стоит - к стуже», «Куры дерутся - к гостям», «Куры кричат на насести - к домашней ссоре», «Куры хвостами вертят - к метели», «Куры клохчут по ночам - быть ссоре, войне или рекрутскому набору», «Курица запоет петухом - к покойнику» и т. д.

Кроме Козьмы и Демьяна, в русском народном календаре имелось еще несколько «куриных праздников»: воскресенье Жен Мироносиц (третье после Пасхи), «вьюнишное» (Фомино) воскресенье (первое после Пасхи), день Бориса и Глеба (2/16 мая), а также день Сергия Радонежского - «хранителя курей» (25 сентября/8 октября). Зеленин описывает также древний русский обряд «троецыплятницы» или «куричьей братины», совершавшийся «по обещанию» при тяжелых родах, болезнях и т. д.

Довольно часто использовалась курица и в народной медицине: больных желтухой, лихорадкой, криксой или «куриной слепотой» обливали водой под куриной насестью. В Череповецком уезде практиковался другой способ избавления от «куриной слепоты»: больному следовало забраться на «куриное седало» и запеть петухом. Против лихорадки под подушку больному клали дохлую курицу; против чахотки употребляли студень убитой курицы, а против пьяного буйства пили куриный помет. Для предотвращения беременности брали черную курицу и в полночь обходили с ней вокруг осинового кола.

В русской мифологии курица считалась «вещуньей», т. к. перед несчастьем она начинала петь петухом. Ломание грудной кости («дужки») курицы в известном русском обычае «памятование» служило символом договора между двумя влюбленными. В русских пословицах и поговорках курица упоминается гораздо чаще петуха: «И не рада б курочка на пир, да за хохол тащат», «Не петь курице петухом, не владеть бабе мужиком», «Яйца курицу не учат», «На своей улочке и курочка храбра», «Напьется, так с царями дерется, а проспится, так и курицы боится», «Скажи курице, а она и всей улице», «У него денег и куры не клюют» и пр.

Известны также крылатые выражения: «Курам на смех», «Как мокрая курица», «Слепая курица», «Словно куры набродили» и т. д. На крышах вологодских изб нередко встречаются «курицы» - деревянные узорные крюки для поддержки водосточного желоба. Л. К. Зеленин справедливо полагает, что это - воспоминание о черепах животных, некогда приносившихся в жертву...

Согласно восточному календарю, 2017 год - это год Огненного Петуха. Люди со всего мира верят, что определенный восточный знак по-разному влияет на их судьбы. Мы решили окунуться в историю и посмотреть, какую роль петух играл в жизни наших предков.

Петух в верованиях славян

И восточные, и южные славяне опасались крика петуха в неурочное время (таких петухов называли «кривци», «мамници»).
Услышавшего такой крик - например, после полуночи - может ожидать скорая смерть; возможно, петух заманивает его на улицу, чтобы причинить зло, и, чтобы отогнать птицу, требовалось выкинуть из дома горящий уголь или выстрелить в окно. Петух, поющий в ночи, может преследовать черта или домового, и при крике петуха нужно было во сне обязательно перевернуться на другой бок.

Сербы считали, что петуха нельзя держать в доме долго: он может превратиться в беса или навести на хозяина беду. Петух, проживший в доме семь лет, откладывает зловещее яйцо, из которого вылупляется маленькое нечистое существо, принимающее форму кота, искры, цыпленка или маленького человечка. Три года оно выполняет все желания хозяина, а потом забирает его душу.
Известен русский обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю.

Петух в мифах коми

Для народов коми петух олицетворял шамана. Он мог проникать под землю и на небеса, управляться с космическими стихиями и посещать загробный мир. Его не брал огонь, поскольку он и сам в каком-то смысле огонь (у него огненный гребень), и поэтому увиденный на крыше петух предвещал пожар в доме. В мифах коми петух проваливается в колодец и возвращается невредимым, прогоняет нечистую силу и колдунов и поедает медведей, волков и лис. А еще петух - это символ скорого бракосочетание: выражение «утренний петух отмечает время» означало, что девушка скоро выйдет замуж.

Болгарский «день петуха»

Старинный болгарский праздник «Петльовден» («День петуха»), который празднуется 2 февраля, был когда-то днем юношеской инициации, когда мальчик становится мужчиной в глазах общины. В этот день белят стены в доме, жители деревни надевают белые одежды и закалывают специально приготовленного петуха. Петушиной кровью мажут лица мальчиков, ограду их дома, ею же проводят специальную заградительную черту между домой и улицей. В довершении всего петушиную голову сажают на забор клювом наружу, а из петуха готовят ритуальное блюдо, которое съедается родней. Иногда даже изготавливают праздничное знамя, украшенное петушиными перьями. Сейчас этот праздник превратился просто в обильный праздничный обед с курицей.

Петух-душа у индейцев

В верованиях индейцев Южной Америки петух занимает особое место. Считается, что у человека есть несколько мистических спутников - это части души, живущей отдельно от человека в каком-либо обличьи. Чем больше у человека таких духов-спутников, тем он могущественней - у сильных колдунов их может быть более десятка, и все принимают форму хищных животных или птиц. А у обычного человека такой дух-спутник может быть всего один - и чаще всего это петух: его смерть влекла за собой и смерть человека.

Петух в Древней Греции

Петух считался древними греками символом одновременно могущественным и тревожным - не случайно красный петух был связан с богом солнца Фебом, а черный приносился в жертву богу аида Гадесу. Разумеется, он был символом Солнца и огня, и поэтому с ним часто изображали солнечного бога Апполона и Зевса, олицетворявшего утреннюю зарю. Но его воинственность и красный гребень, ассоциировавшийся с кровавыми сражениями, делает его атрибутом бога войны Ареса - древние греки нередко устраивали петушиные бои, чтобы вдохновить идущий на бой воинов. С петухом связывали и символику воскрешения из мертвых - он сопровождает Персефону, которая большую часть времени проводит со своим супругом в царстве мертвых, и Асклепия, бога-целителя. Выздоравливающий должен был принести Асклепию в жертву черного петуха; Сократ перед смертью прошептал: «Критон, мы должны Асклепию петуха».

Греки верили, что петух помог Лето, матери Артемиды и Апполона, в трудных родах, поэтому петуха было принято держать при роженице, чтобы облегчить роды.

Петух в Китае

Петух - одно из двенадцати символических животных, составлявших китайский зодиак. Гребень на его голове означает литературный дар, а красный цвет соотносится с закатом и осенью. Петухов с большим гребнем особенно любили дарить чиновникам, поскольку петух (по китайски «куньчи») кукарекает (по-китайски «минь»), а «кунь-минь» значит «почет и уважение», кроме того гребень (куан) по китайски значит чиновник. В Китае почет и уважение петухам воздавалось в полной мере - даже на императорских одеяниях изображен петух (трехпалый, символизирующий Ян, мужское начало, тепло и жизнь). Из почтения петух не употребляется китайцами в пищу. Зато, на новогоднем столе центральное место может занять ароматный зеленый чай. Например, нежный и освежающий листовой чай Oriental Temple из новой коллекции чайных открытий Lipton.

Петух у буддистов

Еще одна популярная трактовка образа петуха связывает его с сексуальностью, оплодотворением и похотью. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, представляя чувственные желания и гордость, которые удерживают человека в круге рождения и смерти.

Петух у северных народов

Особенную роль эта птица играет у скандинавов, кельтов, германцев - северные народы считают ее могущественной и довольно зловещей птицей, посланницей ада. У скандинавов петух - птица подземного мира, его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы. Кельты также считали петуха посланником подземного мира: он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности. В северогерманской мифологии петух с золотым гребнем стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.

Петушиные бои на Бали

Важнейшая для Бали традиция петушиных боев стала поводом для хрестоматийной работы антрополога Клиффорда Гирца « Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев», который заключает, что петух на Бали олицетворяет своего хозяина, и, таким образом, петушиные бои - это игровые бои между людьми, которые предотвращают реальные войны между деревнями или общинами: «Вы возбуждаете вражду и соперничество деревенских и родственных групп, но в «игровой» форме». Петух для балийца - понятная метафора самого себя, и лучший повод для примеров: язык мужской части населения Бали пропитан образами из петушиной сферы, и сравнение мужчины с петухом - наилучшее из сравнений.

Петух привлекает внимание любого человека своей особой яркой красотой, пышностью и гордостью. В разных видах искусства образ этой птицы занимает одно из ведущих положений. Его типаж благодаря яркости окраса и гордой осанки становится очень выигрышным. Но не стоит внимание к петуху объяснять только его внешними характеристиками.

В разных культурах и религиях петуху уделяется особое внимание на протяжении всей истории человечества. Ему издавна присваивают разные соответствия и символику.

Как правило, его считают символом солнца и небесного огня. Корнями такое соответствие уходит в мифологию. Как и солнце, он “отсчитывает время”, возвещая мир о приходе нового дня своим криком. Для людей крик петуха всегда был ориентиром времени, то есть живыми часами, естественным сигналом пробуждения. Сельские жители, отправляющиеся в путь, дожидаются пения первых петухов, чтобы, благословясь, отправиться в дорогу. После пения вторых петухов деревенские женщины встают с постелей, чтобы замесить хлеб и подоить коров. Вместе с третьими петухами всё рабочее население деревни уже отправляется на свои ежедневные работы.

В большинстве культур петух считается зооморфной трансформацией божества утренней зари и солнца. Чаще всего такие божества изображались с петушиной головой. Во многих религиях богов сопровождает петух.

Согласно народным легендам и поверьям ночные призраки, духи и дьяволы исчезают с первым криком петуха. Мотив петуха, разгоняющего своим голосом нечистую силу, становится кульминацией многих фольклорных былин. Часто наряду с солнцем его изображали на кресте в качестве защиты от потустороннего мира.

В скандинавских мифах петух своим “золотым гребнем” сторожил мост-радугу, ведущую из мира человеческого в обитель богов.

В Античной Греции петух служил верой и правдой очень многим богам - Аполлону, Афине, Гермесу, Асклепию. По одному из мифов Арес - бог войны - превратил своего слугу в петуха, когда тот не разбудил вовремя Ареса и его любовницу Афродиту во время одного из тайных свиданий. С тех пор слуга в обличие петуха будил своего хозяина до наступления утра.

Фигурка петушка украшает шпиль собора святого Вита в Праге. Именно на этом месте во времена язычества стоял идол Святовита, которого чешские племена считали главным богом. В жертву идолу приносили вино, калачи и обязательно чёрного петуха. Прага является своеобразной столицей чернокнижников и магов. У алхимиков петух всегда являлся символом Солнца. Одним из элементов астрономических часов на Староместской ратуше является также золотой петух, который находится над часами и перед боем курантов.

Петуха, как стража изображали на крышах, флюгерах, шпилях и шестах. Здесь его образ выступал как символ бдительности. Вспомните «Сказку о Золотом Петушке» А.С. Пушкина: флюгер поворачивается в ту сторону, откуда грозит зло. Его изображения украшали сундуки и реликвии.

У восточных славян петух является «двойником» хозяина. Считалось, что вселении в новый дом возможно только в том случае, если петух благополучно проводил в нём ночь. У славян петушиный гребень предохраняет людей от кошмарных снов. Петух бдителен и всевидящ. Изображение петуха на стенах предохраняло дома от возможных пожаров.

Часто петуху присваивали черты дракона. С колдовством, гаданием и нечистой силой связан именно чёрный петух. Например, у западных славян известно такое чудовище как Василиск - с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона. Считалось, что такое чудовище рождалось у чёрного петуха, возраст которого превышал 7 лет. Образ чёрного петуха в фольклоре и во многих традициях многих народов связан с водой и подземным царством. Его часто приносили в жертву водяному.

Одним из проявлений жизненной силы петуха является его исключительная воинственность. Драчливость, задор, характерные поведению петуха, делают его олицетворением мужского начала, что тоже очень часто отражается в фольклоре.

Прародителем домашней курицы и домашнего петуха является банкивская курица - дикая птица из джунглей Юго-Восточной Азии и Китая, которую оказалось очень несложно приручить. Их начали одомашнивать ещё до нашей эры. Владение петухом считалось в то время царской привилегией, и использовались эти птицы только в качестве участников петушиных боёв. В 700 году до нашей эры из Индии и Китая мода на владение петухами перешла и в Вавилон, а затем петушиные бои распространились в Греции, Азии, и на Сицилии. Вплоть до середины 19-ого века петушиные бои были одним из любимых развлечений среди дворянских и королевских семей практически во всей Европе. В России благодаря Алексею Орлову петушиные бои также приобрели свою популярность. Протесты церкви и полиции практически не смогли поспособствовать прекращению варварского использования петухов.

Петух во многих культурах является священной птицей божеств не только солнца и войны, но и плодородия. Обряд жертвоприношения петуха ради получения богатого урожая широко практиковался с древних времён. А Германии, Словакии и Болгарии петуха считали воплощением духа хлеба.

Петух - популярный мотив ритуальных и свадебных полотенец. У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого петуха или его изображение. Во многих гаданиях петух обычно олицетворяет будущего жениха.

Китай следует отметить отдельно, как страну, в которой почёт к петуху невероятно огромен. Петух олицетворяет собой пять основных качеств: достоинство, благородство, храбрость, надёжность и великодушие. Относительно последнего интересно заметить, что петух предлагает найденную еду сначала курам и только потом ест сам! В китайской культуре петух с золотым оперением является десятым символическим животным 12-ти земных ветвей, относящихся к силе Ян, мужского начала во Вселенной. Человек, рождённый в год петуха, по восточным гороскопам считается отважным и сильным. Живого петуха или его изображение используют в похоронных процессиях в качестве силы, отгоняющей злых духов. Из почтения к петухам они не употребляются в пищу, но, правда, в некоторых церемониях его убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и благоприятный приход новой. Помимо этого, петух считается в Китае знаком “удачной судьбы”. Чиновникам принято дарить петухов или фигурку петуха с огромным гребнем с пожеланием удачи в бизнесе.

В буддизме петух олицетворяет чувственные желания и служит одним из трёх животных (наряду со свиньёй и змеёй), которое сопровождает человека в круге рождения и смерти.

В христианстве петух является птицей апостола Петра. Своими тройными криками петух подтверждает пророчество Христа о том, что Пётр трижды отречётся от своего учителя (Мф. 26:34).

И в настоящее время петух считается почитаемой птицей у многих культур.

Петух является одним из символов Франции, когда-то он считался священной птицей в Галлии. Слово петух происходит от латинского слова «gallus», которое значит одновременно «петух» и «галл».

Древние римляне называли галлами древних предков французов за их вспыльчивый и задиристый характер. Петух и сейчас является эмблемой национального олимпийского комитета Франции. На флаге Валлоннского (франкоязычного) региона Бельгии изображён красный петух с поднятой правой ногой готовым вступить в бой, на жёлтом фоне.

Как бы вы ни относились к символике, петух станет гордым и величественным украшением вашей коллекции фарфора! Мастера фарфоровых мануфактур и уделили достаточное внимание к образу петуха в своём искусстве.

Светлана Пономарёва - консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках