Какие есть старинные народные обычаи. Женитьба и еда - неизменные традиции Турции. От «ритуальных совокуплений» до «отвращения к сексу»

Обряды, обычаи и традиции русского народа уходят корнями в далёкие старинные времена. Многие из них значительно видоизменились со временем и потеряли свой сакральный смысл. Но есть и такие, которые до сих пор имеют место быть. Рассмотрим некоторые из них.

Календарные обряды русского народа уходят корнями еще во времена древних славян. В то время люди возделывали землю и растили скот, поклонялись языческим идолам.

Вот некоторые из обрядов:

  1. Жертвенные обряды богу Велесу. Он покровительствовал скотоводам и земледельцам. Перед посевом урожая люди выходили в поле, надев чистые наряды. Украшали головы венками, в руках держали цветы. Самый старый житель деревни начинал сеять и бросал первое зерно в землю
  2. Сбор урожая тоже был приурочен к празднеству. Абсолютно все жители деревень собирались у поля и приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Мужчины начинали вспахивать первую полосу земли, а женщины в это время собирали зерно и собирали его в снопы. В конце сбора урожая накрывали стол с щедрым угощением, украшали его цветами и лентами
  3. Масленица - календарный обряд, который дошел и до наших дней. Древние славяне обращались к богу солнца Ярилу с просьбой послать богатый урожай. Пекли блины, водили хороводы, сжигали знаменитое масленичное чучело
  4. Прощеное Воскресенье - самый важный день масленицы. В этот день люди просили прощения у близких и родственников, а также сами прощали все обиды. После этого дня начинался Великий пост.

Несмотря на то, что Масленица потеряла свой религиозный смысл, люди до сих пор с удовольствием принимают участие в массовых празднествах, пекут блины и радуются наступившей весне.

Святочные традиции

Невозможно не сказать о святочных ритуалах, которые остаются актуальными и по сей день. Они традиционно проводятся с 7 января по 19 января в период с Рождества до Крещения.

Святочные обряды следующие:

  1. Коляда. Молодежь и дети ходят по домам ряженые, а жильцы угощают их сладостями. Сейчас колядуют редко, но традиция пока еще не изжила себя
  2. Святочные гадания. Молодые девушки и женщины собираются группами и устраивают гадания. Чаще всего это ритуалы, которые позволяют узнать, кто станет суженым, сколько родится детей в браке и прочее
  3. А 6 января перед Рождеством на Руси варили компот с рисом, стряпали вкусную выпечку и забивали скот. Считалось, что эта традиция помогает привлечь богатый урожай весной и обеспечить семью материальным благосостоянием

Сейчас святочные обряды утратили свое магическое таинство и используются в основном для развлечения. Лишний повод повеселиться в компании подруг и друзей - устроить групповое гадание на суженого, нарядиться и поколядовать в праздники.

Семейные обряды на Руси

Семейным обрядам уделялось большое значение. Для сватовства, проведения свадьбы или крещения новорожденных использовались специальные ритуалы, которые свято чтили и соблюдали.

Свадьбы, как правило, назначали на время после успешного сбора урожая или крещения. Также благоприятным временем для обряда считалась неделя, наступающая после светлого праздника Пасхи. Молодожёнов женили в несколько этапов:

  • Сватовство. Для того, чтобы сосватать невесту жениху, все близкие родственники с обеих сторон собирались вместе. Обсуждали приданое, где будет жить молодая пара, договаривались о подарках на свадьбу
  • После того, как благословение родителей было получено, начиналась подготовка к торжеству. Невеста с подружками собирались каждый вечер и готовили приданое: шили, вязали и ткали одежду, постельное белье, скатерти и прочий домашний текстиль. Пели грустные песни
  • В первый день свадьбы невеста прощалась с девичеством. Подружки пели грустные обрядовые песни русского народа, прощальные плачи - ведь девушка с этого момента оказывалась в полном подчинении мужа, никто не знал, как сложится ее семейная жизнь
  • Согласно обычаю, во второй день свадьбы новоиспеченный муж вместе с друзьями отправлялся к теще на блины. Устраивали бурное застолье, заходили в гости ко всем новым родственникам

Когда в новой семье появлялся ребенок, его следовало обязательно крестить. Обряд крещения проводили сразу после рождения. Требовалось выбрать надежного крестного - этот человек нес большую ответственность, практически наравне с родителями, за судьбу младенца.

А когда малышу исполнялся год, у него на темечке выстригали крест. Считалось, что этот обряд дает ребенку защиту от нечистой силы и сглаза.

Когда ребенок подрастал, он был обязан ежегодно в Сочельник навещать крестных с угощением. А те, в свою очередь, одаривали его презентами, угощали сладостями.

Смотрите видео про обряды и обычаи русского народа:

Смешанные обряды

Отдельно стоит рассказать о таких интересных обрядах:

  • Празднование Ивана Купалы. Считалось, что только с этого дня можно было купаться. Также в этот день цвел папоротник - тот, кто отыщет цветущее растение, откроет все сокровенные тайны. Люди разводили костры и прыгали через них: считалось, что пара, перепрыгнувшая, держась за руки, через огонь, будет вместе до самой смерти
  • С языческих времен дошел и обычай поминать покойников. За поминальным столом обязательно должно было стоять богатое угощение и вино

Следовать древним традициям или нет - дело каждого. Но можно не возводить их в культ, а отдавать дань уважения предкам, их культуре, истории своей страны. Это касается религиозных обычаев. Что касается развлекательных мероприятий, типа Масленицы или празднования Ивана Купалы - это лишний повод повеселиться в компании друзей и второй половинки.


История и культура русского народа насчитывает уже много столетий. Все эти годы она беспрерывно обогащалась новыми явлениями и традициями, но продолжала хранить память об опыте и обычаях предков. Часто русские национальные обряды образуют собой довольно причудливое сочетание действий, обусловленных древними языческими верованиями, которые, тем не менее, гармонично соотносятся с христианскими православными канонами.

Большинство обрядов на Руси, так или иначе, связано с религией, а более древние, дохристианские традиции с мифологическим олицетворением стихий и природных явлений.

К наиболее известным и важным языческим обрядам, которые сохранились и после крещения Руси относят:

  1. Масленицу.
  2. День Ивана Купалы.
  3. Колядование.
  4. Ярилин день.

Все они, так или иначе, были связаны с архаичными представлениями славян о силах природы и чаще всего были привязаны к каким-то событиям, календарю или временам года.

Масленица

Издревле событие, наступавшее в день весеннего равноденствия, отмечалось широко и с размахом. Люди радовались приходу весны: не случайно символом этого праздника был блин – миниатюрное символическое солнце. Сама Масленица символизировала зиму. Считалось, что после обряда сожжения всю свою мощную энергию она передаст земле, обеспечив, тем самым, богатый урожай и защитив от стихийных бедствий.

День Ивана Купалы

Изначально праздник привязывался ко дню летнего солнцестояния, но само название, дошедшее до наших дней, получил уже в христианскую эпоху по имени Иоанна Крестителя. Этот эпитет на греческом звучит как «купатель», «погружатель», что вполне соответствует сути празднования – ритуальному омовению в открытом водоеме. Этот праздник очень наглядно демонстрирует причудливое совмещение христианских религиозных традиций с языческими, архаичными верованиями и обрядами.

Одной из главных традиций на Ивана Купалу являются прыжки через костёр. Считалось, что это способствует очищению, уберегает от хворей и позволяет защититься от злых духов. Очень важно было в ночь на Ивана Купалу искупаться в реке или озере, поскольку вода считалась очищенной от всякой нечисти и приобретающей некие волшебные свойства.

Ярилин день

Опять же в изначально языческий праздник, посвященный богу солнца – Яриле, с принятием христианства были добавлены некие мотивы о борьбе святых с языческим божеством.

В этот день древние славяне обращались к Яриле за помощью, чтобы он обеспечил посевы солнечным светом и защитил от затопления. Важный обряд, проходивший в этот день, носил название «Отмыкание земли». Непременно нужно было искупаться в росе, т.к. считалось, что она в этот день обладает целебными и чудодейственными свойствами.

Колядование

Этот обряд, как правило, был приурочен к святкам и представлял собой обход всех домом в деревне группой молодых людей и девушек, которые исполняли шуточные песни или благожелания в адрес хозяев, получая за это ритуальное вознаграждение. Древнерусские землепашцы были уверены, что участие в святочных обрядах удваивает энергию плодородия и способствует увеличению урожайных сборов, приплоду у скота и обеспечивает общее благополучие в подворье.

С принятием православия появилось значительное количество религиозных обрядов, связанных с наступлением в жизни человека тех или иных важных этапов. Среди основных можно выделить:

  1. Крещение.
  2. Свадебные обряды.
  3. Погребальные обряды.

Крещение

Обряд крещения означал духовное рождение человека и его принадлежность к христианской религии. Ребёнка необходимо было покрестить на первом году жизни. Для каждого младенца назначались крестные родители, которые преподносили ребёнку икону его покровителя и православный нательный крестик. Называли новорожденного в соответствии с именем святого, упоминаемого в святцах.

К выбору крёстных относились очень ответственно: считалось, что они отвечают за ребенка и должны подавать ему достойный пример в такой же степени, как и биологические родители. После совершения обряда в церкви, устраивалось праздничное и щедрое застолье с присутствием всех близких новокрещёному младенцу людей.

Свадебные обряды

Для свадеб на Руси старались отводить определённые периоды в календарном году. Нельзя было жениться во время больших постов. Кроме того, редко играли свадьбы в период наиболее интенсивных сельскохозяйственных работ.
К основным свадебным обрядам относили:

  • Сватовство.
  • Смотрины и погляд.
  • Сговор.
  • Свадебный поезд.
  • Венчание.

Без сватовства не обходилась ни одна свадьба. Это был важнейший этап, на котором семейство жениха принимало решение о том стоит ли уговорить отдать замуж за своего сына приглянувшуюся девушку. Причём, очень часто на этом этапе, мнением самих потенциальных молодоженов даже не интересовались, а увидеть друг друга жених с невестой могли разве что только на смотринах.

Если обе стороны всё устраивало, происходил свадебный сговор, в ходе которого, главы семейств, в прямом смысле, били друг другу по рукам, символически обозначая тем самым достижение принципиального согласия на брак между своими детьми. Во время сговора обсуждалась дата венчания, приглашенные гости, а также иные организационные вопросы.

Отказаться от заключения брака после сговора – означало опозорить себя и своего потенциального супруга. В случае отказа, «потерпевшая» сторона, была в праве потребовать возместить ей все убытки, связанные с этим действием.

В день венчания собирался свадебный поезд, представлявший собой нарядные брички, повозки или сани, во главе которого находился дружка жениха распоряжавшийся на маршруте.

Наконец, самым главным свадебным обрядом было венчание. После свершения таинства, в доме жениха молодых ждали родители, встречали их хлебом-солью и закатывали щедрый и весёлый свадебный пир.

Погребальные обряды

Главным смыслом всех обрядов, связанных с погребением усопшего, было желание облегчить ему переход из этого мира в царство Божие. Отпевание не могло быть совершено, если человек был не крещеным, совершил грех самоубийства или в течение года перед смертью не исповедовался или не причащался. На усопшего одевали нательный крест, облачали в чистые одежды и укрывали погребальным покрывалом. Музыка считалась неуместной, также как и цветы.

Считалось, что главное в этот день – молитва о прощении грехов усопшего. После предания земле покойного, родственники организовывали поминальную трапезу, которая сопровождалась соответствующими молитвами. Приносить еду на погост считалось недопустимым. По традиции продукты приносили в церковь и угощали прихожан. На 3, 9 и 40 день в церкви заказывалась поминальная панихида. Всё это время родственники скорбели по усопшему, одевались в платья темных оттенков


Warning : Creating default object from empty value in /home/user177/сайт/plugins/content/relatedarticlesembeddr/relatedarticlesembeddr.php on line 1066

Путевые заметки

Ах, эти давние традиции...

Давние традиции немецкого красного вина

Полувековые традиции «Чуда красного вина»

Полвека назад немецкие красные вина отличались большой известностью. По своему качеству старое немецкое Красное прошлых лет совсем не уступает прославленному Бургундскому. Ряд виноделов приняли решение возродить традиции красных вин и, по всей видимости, не безуспешно красные вина современности имеют все шансы получить мировое признание.

Вернер Некель - винодел - говорит «Мне нравится каждое утро спуститься в погреб и открыть бутылку старого вина!». Прекрасный жизнелюбивый, носящий бороду, виноградарь из Дернау-на-Ааре (земля Рейнланд-Пфальц) является производителем одного из лучших немецких сортов красного вина современности. В настоящее врем он и некоторые другие виноделы и эксперты пытаются возродить традицию изготовления красных немецких вин, которая была нарушена полвека назад.

Во время дегустации, которая была устроена в одном из известных винных домов, Пино Нуар «Assmannsh user Hllenberg» 1921-1959 годов получило оценку не ниже старого французского Бургунского. Надо сказать, что немецкие вина подлежат сравнению с такими очень известными марками вин, при упоминании одних только имен которых знатоки и ценители начинают трепетать: «La Tache» 1957 года, «Clos de Vougeot» 1947 года, «Bonnes Mares»1937 года и «Gevrey Chambertin» 1928 года.

«Нам хотелось показать наличие в Германии давних традиций виноделия, которые подлежат возрождению» - высказывается генеральный директор Kloster Eberbach Дитер Грейнер, который организовал дегустацию совместно с журналом о винах «Fine». Ему это хорошо известно, т.к. еще в 1924 году в образцовой винодельни, выстроенной в Пруссии, Assmanshausen находилась отличная коллекция красных вин. Для Пино Нуар созданы все условия, чтобы быть прекрасным: положение Долины Ада на крутом южном склоне, плодородная земля, прекрасный микроклимат с большим диапазоном температур.

Красные вина Германии превосходят конкурентов

Никель - винодел со стажем. Его производство прекрасных вин насчитывает уже 25 лет. Они обладают изысканным и тонким вкусом и находятся среди наименований лучших мировых вин. Надо отметить, что «Пино Нуар» Некеля получило Всемирную награду специализированного журнала «Графин», которая предназначена исключительно для бургундского вина. Успех подтверждается дегустациями, проходящими в монастыре Эбербах, весьма впечатляющими, как написал в своем блокноте британский писатель Робинсон, высказываясь относительно качества немецких вин.

Весьма удивителен и тот факт, что французское Романе-Конти 1923 года и «Assmannsh» 1921 года оказались одинаково свежими.

Женитьба и еда - неизменные традиции Турции

История Турции богата удивительными яркими, но агрессивными событиями. Неоднократно на протяжении многих веков земля этой маленькой страны подвергалась завоеваниям, но и сама покоряла не раз восточные и западные земли. К настоящему времени воинствующий характер турецкого народа стал более спокойный, остепененный. А вот традиции европейских и славянских стран, которые были завоеваны Турцией, прочно укрепились в национальной культуре. Перед Турцией стоит делема, к какой стране себя теперь отнести - светской или мусульманской? Тем не менее, у турецкого народа практически неизменными остаются традиции в области брака и национальной кухни.

Давай поженимся!

Вступление в брак - наиболее важное событие в жизни любого гражданина страны. Подготовка в браку начинается с самого рождения. Счастливый брак носит название земного проявления благосклонности Аллаха. В конце 20-х годов прошлого столетия, когда произошла адаптация европейского гражданского кодекса, в Турции упразднили многоженство, а имущественные права женщин приравняли к мужским. Но в Турции по сей день есть 2 вида брака: гражданский и религиозный. Брак, который освящен имамом, не признается Турецким государством, но не смотря на это, пользуется популярностью в глубинках. Статистика не в силах подсчитать истинное количество пар, вступивших в брак. По словам известного тов. Саахова: «Где-то, высоко в горах, не в нашем районе», по сей день существуют все прелести аутентичного брака.

Во-первых, старинная турецкая традиция предполагает активный торг между семьями жениха и невесты. Все получает денежное выражение: внешние данные невесты, ее семейные связи, черты характера, добродетели (целомудренность, сдержанность, трудолюбие). Бывает, что семья невесты боится продешевить и назначает такую цену, которая для жениха становится баснословной. Поэтому «влюбленный джигит» и его «кунаки» могут прибегнуть к воровству невесты.

Во-вторых, провинция славится процветанием различных форм родственных браков. С целью защиты прав детей и сохранения целостности имущества, брат женится на вдове покойного брата (левират). Для этого же за вдовца выходит замуж свояченица (сорорат). Интересным является вид брака, при котором создают союз жених и невеста солидного возраста, а так же и их взрослые дети.

Если семейная пара не может иметь детей по вине женщины или родившиеся дети имеют неизлечимое заболевание, то мужчина может взять еще одну жену, но при этом, дети, которые родятся в этом союзе, официально будут считаться детьми первой жены. Таким образом, был достигнут, своего рода, компромисс между официальным и мусульманским браком.

По турецкой традиции, когда закончен активный поиск невесты при помощи родных, друзей, соседей, и профессиональных свах, совершается обряд сватовства. Родня жениха начинает восхвалять его достоинства. Если невеста попалась капризная, то сваты в ее дом могут наведаться неоднократно.

Когда в обе стороны пришли к согласию в вопросах списка приданого, суммы калыма, количества гостей, перечня подарков для новобрачной, прав свекрови и тещи, а также даты свадьбы, все это прописывается в «Сёз Кесими». «Сёз Кесими» - это договор особой формы о намерениях вступающих в брак. Древняя турецкая традиция предполагает, что Договор, завернутый в шелковый платок, должен быть скреплен кольцом, преподносимое мужчиной будущей жене.

Ночь Хны - это красивый турецкий обряд, который совершается в доме невесты накануне дня свадьбы. Происходит встреча родственников жениха подружками невесты - готовятся лучшие блюда, исполняются веселые песни и танцы. Самая достойная женщина (как правило, та, чьи родители живы, имеющая здоровых детей, и имеющая любовь мужа в виде золотых украшений) в серебряной посуде разводит принесенную женихом хну. Эта хна предназначена для росписи рук, ног и лица невесты определенными символами, которые призваны спасти молодую от сглаза и злых духов. Веселятся в доме невесты до утра, но она в этом веселье не участвует.

Продолжается свадьба 4 дня. В зависимости от региона Турции свадебные церемонии имеют свои различные особенности. К невесте могут идти пешком или ехать на автомобиле, под Знаменами невесты, происходит многократный обмен подарками (символами взаимной любви и уважения) гостей и вступающих в брак. Отдаленные деревни долины Тауруса, еще придерживаются правил брачной ночи (гердек). Согласно этим правилам специально нанятая старая женщина сводит новобрачных, расстилает им брачное ложе, а наутро показывает гостям подтверждение того, что невеста была непорочна.

Приятного аппетита!

Наряду с женитьбой, турецкий народ предпочитает, так же, вкусную еду! Турки с легкостью очаруют любого человека своими национальными достижениями в кулинарии. Популярный кебаб из баранины, ягнятины, теленка, как правило, турецкими поварами (по традиции - мужчинами) готовится на гриле и в специальных печах. Кебабча - место (передвижной или стационарный ларек), где можно полакомиться вкусным кебабом, который приготовлен по всем лучшим турецким традициям. Рестораны и отели встретят вас такими блюдами, как гювеч, яхни, кавурма, капама. Все они обильно приправлены овощами и травами, которые подчеркивают вкус мяса, что отличает турецкую кухню от других восточных.

Берек - пирожки из слоеного пресного теста с мясной рыбной или овощной начинкой. Данное блюдо, часто упоминаемое в национальных сказках и анекдотах, считается истинно турецким.

То, что Турция омывается тремя морями, имеет свои преимущества. Турки всегда имеют в своем рационе устрицы, креветки, морского окуня, тунца. В Турции рыбные продукты употребляют запеченными, жареными на гриле. Рыба, как правило, подается в качестве первого блюда, легкого и сытного.

Для любителей растительной пищи тоже найдется, чем полакомиться - несколько десятков сортов маринованных, соленых и квашеных маслин доставят им неслыханное удовольствие. Самый уважаемый овощ в стране - баклажан. Из него готовят «Имам баилди» - блюдо, которое понравится любому истинному гурману.

Не останутся без внимания и сладкоежки. Каждый маленький ресторан или киоск переполнен разнообразными десертами из орехов, фруктов, ягод, риса, воздушного теста. Хорошие отели порадую своих гостей «сладким столом» длинной в 6 метров. По традиции, помимо пирожных, тортов, сдобной выпечки, гости угощаются халвой, сютлачем, свежими, сушеными и консервированными фруктами, арбузами и дынями. Черный ароматный кофе, приготовленный в медной турке на раскаленном песке, является национальным напитком. Настоящий турецкий кофе - это кладовая бодрости и хорошего настроения.

Таинственная Трансильвания

Труднодоступная и гористая местность Марамуреш (Maramures), село Сэпынца (Sapânta), что находится на севере Румынии, в таинственной Трансильвании, расположила на своей территории «Веселое кладбище», которое является единственным в мире. Чимитирул Весел охраняется ЮНЕСКО. Трудно еще где-либо в мире встретить такие веселые эпитафии и расписные могильные памятники. По своему размеру «Веселое кладбище» в Сэпынце уступает только Долине царей в Египте, поскольку хоронили здесь много столетий со всех окрестных селений.

Еще из дохристианской эры язычников валахов (потомкам римлян и даков), которые жили в древности Марамуреше, тянется традиция воспринимать смерть с радостью. Они верили в бессмертность души и в то, что а встреча с верховным богом Замолксисом сделает гарантирует загробную жизнь счастливой.

Современная история Чимитирул Весел началась с середины сороковых годов прошлого столетия, когда Йон Петраш (Stan Ioan Patras) - художник-самоучка и мастер по дереву, возвел на могиле своей жены резной деревянный крест и украсил его веселой эпитафией и ярким орнаментом. Его односельчане положительно восприняли эту идею и так же стали ставить своим родным разноцветные памятники и писать на них остроумные стихи, делая заказы Петрашу. Помимо того, что Петраш был мастером по дереву, он еще был и хорошим поэтом, не смотря на то, что не учился в школе, а письмо его имело много ошибок. Сюжеты для надгробий Петраш брал из жизни, т.к. лично был знаком с умершими.

Если умерший был пьяница - Петраш изображал его с бутылкой, если водитель - за рулем машины, если учитель - с книжками. Кроме этого, он мог положить в сюжет какую-либо черту характера усопшего - скряга, сплетница, гулена. Некоторые памятники были с изображением событий из жизни покойного — свадьба, проводы в армию, постройка дома. Петраш в рисунках надгробий, в основном, использовал синий цвет. Искусствоведы назвали этот синий цвет в честь села «синяя Сапанта».

Это все происходило в 70-е г XX столетия и не все разделяли подобный взгляд на то, какими должны быть культовые сооружения. В связи с этим на Йона Петраша поступали жалобы местному священнику. А секретарем партийной организации даже было написано о происходящем самому Николае Чаушеску.

Реакция в ЦК Компартии Румынии неизвестна. Известно только, что Петраш не перестал делать свои уникальные памятники. Им было создано больше 800 неповторимых надгробий за сорок лет.

Последним надгробием в исполнении Петраша было надгробие для него самого. Закончил он его в 1977 году за два месяца до смерти. Эпитафии в стихотворной форме на могиле Йона Петраша не сделано. На надгробии выведены лишь две надписи: «За всю свою жизнь я никому не причинил зла…» и благодарственная от односельчан: «Здесь лежит творец».

После смерти Петраша расписывать надгробья на «Веселом кладбище» в Сэпынцах стал ученик Петраша — Думитру Поп.

Французский Новый год

Во Франции есть прекрасная традиция, которая почитается с 12 века - из свежей, как правило, это вишня, древесины делают полено, называемое Буш де Ноэль. После изготовления это рождественское полено, с применением особых церемоний, наносится в дом. В церемониях участвуют все члены семьи. В то время, как все собравшиеся на торжество воздают молитвы, самый старший член семьи поливает рождественское полено маслом, которое смешано с подогретым вином. Маленькие девочки должны поджечь полено при помощи щепок, которые остались от прошлогодней церемонии. Затем сохранившиеся угольки и недогоревшие кусочки древесины от рождественского полена собираются до последней крошечки и оставляются на хранение до следующего года. Есть поверье, что эти угольки и кусочки древесины будут охранять дом от несчастий, молний, происков недругов, проделок дьявола в течение всего текущего года. Важным моментом являются вымытые руки тех, кто участвует в процессе сожжения рождественского полена.

В настоящее время данная традиция сохранилась только там, где в домах есть камины. Те, кто живут в современные квартирах не имеют возможности проведения церемонии сожжения рождественского полена. Но французский народ помнит об этой традиции, на что указывает украшение столов маленькими макетами Буш де Ноэль и рождественские блюда, выполненные в виде полена. Сегодня во Франции все кондитерские и пекарни продадут вам Буш де Ноэль, который является праздничным лакомством - шоколадный рулет с украшениями в виде симпатичных сахарных фигурок.

Новый год во Франции празднуется, как и в большинстве европейских стран, по григорианскому календарю в ночь с 31-го декабря на 1-е января. Однако, в некоторых местах Франции его начинают отмечать еще 6 декабря — рождество приурочено ко дню Святого Николаса. Дед Мороз, которого французы называют Пер Ноэль, приносит хорошим, добрым, послушным детям рождественские подарки. На ногах у Пер Ноэля деревянные башмаки, за спиной большая корзина с подарками, а снаружи он оставляет осла. В дом этот добряк проникает при помощи дымохода в камине. Перед камином дети оставляют обувь, в которую Пер Ноэль и складывает подарки.

Оставлять ли тому или иному ребенку подарок подсказывает напарник Пера Ноэля Пер Фуетар (дед с розгами). Пером Фуетаром пугают непослушных детей. Получит малыш подарок или нет зависит от его поведения на протяжении уходящего года. Кое-где во Франции Пер Ноэль теперь приносит небольшие подарки и сувениры еще и на Рождество, а не только 6 декабря. Этим совместились старые и новые традиции. Это говорит о том, что не только Россия отличилась двойным празднованием Нового года.

Как видно, французский народ не прочь найти лишний повод, чтобы отдохнуть и повеселиться. Пети Ноэль (ребенок-Иесус) - это персонаж, который тоже может принести ребятишкам подарки. Кроме этого, 31 декабря, как и многие европейцы, французы отмечают день Святого Сильвестра. Празднуется он очень весело и шумно. Люди наряжаются в маскарадные костюмы и выходят на улицу. Народ собирается в большие компании, много кушают, шумно проводят время, осыпают друзей и прохожих конфетами, проводят лотереи и ожидают Новый год.


Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами, семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, а некоторые языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.

Календарные обряды

Славяне были скотоводы и земледельцы. В дохристианский период в пантеон славянских богов входило несколько тысяч идолов. Верховными богами были Сварожичи, прародители всего живого. Одним из них был Велес, покровитель скотоводства и земледелия. Ему славяне приносили жертвы перед началом сева и уборки урожая. В первый день сева все жители деревни выходили на поле в новых чистых рубахах с цветами и венками. Сев начинали самый старый житель села и самый маленький, они и бросали первое зерно в землю.

Уборка урожая также была праздником. Все, даже старые и больные, жители села собирались у границы поля, Велесу приносилась жертва, чаще всего большой баран, затем в ряд вставали самые сильные и красивые мужчины и молодые парни с косами в руках и одновременно проходили первую полосу. Затем девушки и молодые женщины, обязательно быстрые и здоровые, связывали снопы и ставили бабки. После удачной уборки накрывали богатый стол для всех жителей села, во главе стола ставили большой сноп, украшенный лентами и цветами, который тоже считался жертвой богу Велесу.

Масленица также относится к календарным обрядам, хотя в настоящее время считается уже и полурелигиозным праздником. В древности этот обряд призывал Ярило, бога солнца и тепла, от которого напрямую зависел урожай. Именно поэтому и зародился обычай в этот день печь блины, жирные, румяные, горячие, как солнце. Все люди водили хороводы, также являющиеся символом солнца, пели песни, воспевающие силу и красоту светила, сжигали чучело Масленицы.

Сегодня Масленица оставила свой языческий смысл, и считается почти религиозным праздником. Каждый день масленичной недели имеет свое предназначение. А самый важный день — Прощенное Воскресенье, когда следует у всех домашних и родственников просить прощения за невольные обиды. Воскресенье – это поворот на Великий Пост, самый строгий и длинный, когда в течение семи недель верующие отказываются от мясной и молочной пищи.

Святочные обряды

Когда на Руси твердо установилось христианство, появились и новые церковные праздники. А некоторые праздники, имеющие религиозную основу, стали поистине народными. Именно к таким и нужно отнести святочные гуляния, которые проходят с 7 января (Рождества Христова) до 19 января (Крещения Господня).

В святки молодежь ходила по домам с представлениями, другие группы парней и девушек колядовали, девушки и молодые женщины по вечерам гадали. Обязательно все жители деревни участвовали в подготовке к праздникам. Забивали скот и готовили специальные блюда. В сочельник, 6 января, вечер перед Рождеством, варили узвар, сладкий компот с рисом, готовили ватрушки и пироги, сочево, специальное блюдо из капусты с зерном.

Молодые люди пели специальные шуточные песни-колядки, просили угощения, в шутку угрожали:

«А не дашь пирога, сведем корову за рога».

Если угощения не давали, то могли подшутить: закрыть трубу, развалить поленницу дров, приморозить дверь. Но это бывало редко. Считалось, и до сих пор считается, что щедривки, песни с пожеланиями счастья и достатка, и зерно, принесенное в дом гостями, приносят в дом счастье на весь новый год, избавляют от болезней и несчастий. Поэтому все старались вдоволь угостить приходящих и раздать им щедрые гостинцы.

Молодые девушки чаще всего гадали на судьбу, на женихов. Самые смелые гадали в бане с зеркалом при свечах, хотя и считалось это очень опасным, потому что в бане с себя снимали крест. Девушки заносили в дом охапки дров, по числу поленьев четному или нечетному можно было сказать выйдет или нет, она в этом году замуж. Кормили курицу счетным зерном, топили воск и рассматривали, что же он им предсказывает

Семейные обряды

Пожалуй, больше всего обрядов и традиций связано именно с семейной жизнью. Сватовство, свадьба, крестины- все это требовало соблюдения старинных ритуалов, пришедших от бабушек и прабабушек, и их точное соблюдение обещало счастливую семейную жизнь, здоровых детей и внуков.

Славяне раньше жили большими семьями, где взрослые дети, имевшие уже свои семьи, жили вместе с родителями. В таких семьях можно было наблюдать три-четыре поколения, семьи включали в себя до двадцати человек. Старейшиной такой большой семьи обычно был отец или старший брат, а его жена была главой среди женщин. Их распоряжения выполнялись беспрекословно наравне с законами правительства.

Свадьбы обычно праздновались после уборки урожая или после Крещения. Позднее самым удачным временем для свадеб стала «Красная горка»- неделя после Пасхи. Сам свадебный обряд занимал довольно большой промежуток времени и включал в себя несколько этапов, а значит, и большое количество ритуалов.

Сватать невесту приезжали родители жениха совместно с крестными, реже другие близкие родственники. Разговор следовало начинать иносказательно:

«У вас товар, у нас купец» или « Не забежала ли на ваш двор телушка, мы за ней приехали».

Если родители невесты отвечали согласием, следовало провести смотрины, где жених и невеста познакомятся друг с другом. Затем будет сговор или рукобитье. Здесь новые родственники договариваются о дне свадьбы, о приданном, и о том, какие подарки принесет жених невесте.

Когда все было обговорено, у невесты в доме каждый вечер собирались ее подружки и помогали готовить приданное: ткали, шили, вязали кружева, вышивали подарки жениху. Все девичьи посиделки сопровождались грустными песнями, ведь никто не знал, какая судьба будет у девушки. В доме мужа женщину ожидал тяжелый труд и полное подчинение воле мужа. В первый день свадьбы песни звучали, в основном, лирические, величальные, прощальные плачи. По приезде из церкви молодых встречали на крыльце родители хлебом-солью, а свекровь должны была положить своей новоявленной невестке в рот ложку меда.

Совсем другое дело – второй день. В этот день по обычаю зять с дружками отправлялись «к теще на блины». После хорошего застолья, гости рядились, закрывали лицо повязками или холстинками и разъезжали по деревне, заезжая в гости ко всем новым родственникам. Этот обычай до сих пор сохранился во многих деревнях, где на второй день свадьбы ряженые гости, сами запрягаются в телегу, и катают новых сватов по улицам.

И, конечно, говоря об обычаях, нельзя пропустить обряд крещения младенца. Детей крестили сразу после рождения. Для совершения обряда долго совещались, выбирая крестных. Они будут для ребенка вторыми родителями и наравне с ними несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание младенца. Крестные становятся кумовьями и всю жизнь поддерживают между собой дружеские отношения.

Когда ребенку исполнялся годик, крестная мать сажала его на вывороченный тулуп и ножницами аккуратно выстригала на темечке крест в волосах. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не имела доступа в его мысли и дальнейшие поступки.

Подросший крестник в сочельник каждый год обязательно приносил крестным кутью и другое угощение, а крестный одаривает его в ответ какими-либо сладостями.

Смешанные обряды

Как мы уже говорили, некоторые обряды зародились в дохристианский период, но продолжают жить и до сих пор, немного изменив свое обличье. Так было и с Масленицей. Широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала. Считалось, что только в этот единственный в году день цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты. Но найти его может только человек чистый сердцем, безгрешный.

С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь. Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде. Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.

Синтетической формой культуры являются обряды, обычаи, традиции и ритуалы, т.е. то, что называется образцами поведения. Обряды – это стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание им участниками обрядового действия.

Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определённые управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение.

В повседневной жизни предприятия ритуалы выполняют двойную функцию: они могут укреплять структуру предприятия, а с другой стороны, за счёт затушевывания истинного смысла совершаемых действий – ослаблять. В положительных случаях ритуалы являются сценическими постановками произведений, имеющих основополагающее значение. Ритуалы символизируют убеждения, играющие существенную роль на предприятии. В сочетании с выдающимися событиями ритуалы прямо и косвенно высвечивают образ предприятия и господствующие на нём ценностные ориентации.

Ритуалы, выражающие признание, например, юбилеи, празднования успехов во внешней службе, публичные поощрения, участие в поощрительных поездках, – все эти события должны продемонстрировать, в чём заключаются интересы предприятие, что вознаграждается и что торжественно отмечается.

Подобную функцию выполняют и так называемые инициирующие ритуалы, которые принято совершать при вступлении в коллектив. Они должны чётко продемонстрировать новому члену, что же ценится на фирме в действительности. Если свежеиспечённому дипломированному инженеру, окончившему элитарный университет, в первые же дни его служебной карьеры в представительстве фирмы в Южной Америке вручается веник и предлагается для начала подмести помещение, то в молодом человеке это может вызвать разочарование и смятение. Вместе с тем ему сразу дают понять, что на данном предприятии в первую очередь ценится не формальное образование, а личное участие в делах. Можно провести параллель с предприятиями, специализирующимися на выпуске высококачественных изделий, где практически каждый, независимо от образования, начинает в сфере сбыта.

В негативном случае взаимосвязь между ритуалами и ценностными ориентациями утрачивается. В этом случае ритуалы превращаются в излишнюю, чопорную и в конечном итоге смешную формальность, при помощи которой стараются убить время, уклониться от принятия решений, избежать конфликтов и конфронтации.

Типичнейшим примером этого в обычной жизни являются переговоры о заключении тарифных соглашений, особенно тогда, когда этому предшествовали выступления рабочих. Прийти к соглашению в течение рабочего дня запрещает драматургия. Нет, нужно бороться всю ночь, а новое тарифное соглашение должно быть подписано по возможности незадолго до рассвета, так, чтобы представители профсоюза и работодатели, полностью измученные, в первых лучах солнца могли появиться перед телекамерами.

И на предприятиях можно часто наблюдать, как ритуалы превращаются в самоцель, как они становятся балластом в процессе реализации главных деятельных установок.

В рамках культуры предприятия ритуалы занимают важное место. Вместе с тем необходимо проверить, действительно ли при их помощи передаются ценностные ориентации, являющиеся актуальными и для повседневной

Обычай – это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Обычай – это неписаное правило поведения.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценностных достижений человечества. Слепое же поклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Старинные свадебные обряды

Свадебные обряды в России сложилась примерно к XV веку. Основные составляющие свадебных обрядов следующие:

Сватовство – свадебный обряд, при котором получалось предварительное согласие родственников невесты на свадьбу.

Смотрины – свадебный обряд, при котором сваха/(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем.

Рукобитье (сговор, запой, заручины, просватанье, своды) – часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы.

Вытие – свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его – показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей.

Девичник – свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы.

Выкуп, бранье – свадебный обряд при котором жених забирал невесту из дома.

Таинство венчания

Церковное бракосочетание или венчание – христианское таинство благословения жениха и невесты, изьявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни.

Свадебный пир – свадебный обряд при котором за едой и питьём с шутками и тостами праздновалась свадьба.

Праздничные обряды

Покров

В Покров день (14 октября) девушки спозаранок бежали в церковь и ставили свечку празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет.

Скоро, девушки, Покров,

Скоро нам гуляночка,

Скоро-скоро заиграет

Милого тальяночка.

Весело Покров проведешь – дружка найдешь.

В некоторых местностях в рюмки к жениху и невесте принято класть монеты. Молодоженам следует эти монеты хранить у себя на столе под скатертью, что будет всегда обеспечивать достаток в доме.

Если девушка за обедом прольет какой-нибудь напиток на скатерть – это предзнаменует мужа-пьяницу.

В иных краях молодожены долны были спать на ржаных снопах. И снопов этих должно бытьнечетное число, скажем, 21. Если это условие выдерживалось, то это означало, что они ни в чем не будут исптывать нужды.

На праздник девушки идут в церковь и ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и приговаривают: «Покров – Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником». И если в такой момент на растерявшийся парень накидывал понравившейся девушке на голову покрывало, то она беспрекословно делалась его женою – отмечал один арабский писатель, посетивший Русь в XII веке.

Святки

Святочные гадания

Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба, поверх всего нарывают чистым полотенцем, салфеткою или ширинкою (отрезком ткани). После того участвующие в гадании поют песню, посвященную хлебу и соли и потом другие подблюдные (святочные, гадальные) песни. По окончании каждой, отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимают один какой-нибудь предмет, попавшийся первым под руку. Это нечто вроде домашней лотереи. К этому обряду применялась песня, из содержания которой выводилось себе предвещание. Но так как вынутые из-под блюда вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, то присуждается по этому случаю выкуп вещей. Последнему, вынувшему из-под блюда уже последнюю вещь, поют псню обыкновенно свадебную, как бы предвещая скорый брак. Затем и кольцо катят по полу, наблюдая, в которую сторону оно покатится: если к дверям, то для девушки – близость брака для парня – отъезд.

Новогодние гадания

Для того чтобы узнать, какой будет жених или невеста, большого или малого роста, надо под Новый год идти в сарай с дровами и сразу взять полено. Если большое, то большого роста, и наоборот.

Если девушка обрежет или уколет палец до крови в новогоднюю ночь, она обязательно выйдет замуж в следующем году.

Замораживают к Новому году воду в ложке: если лед выпуклый и с пузырями – к долгой жизни, если ямка во льду – к смерти.

А вот как под Новый год гадали болгарские девушки: они собирались вместе где-нибудь у источника, у колодца, зачерпывали в полном молчании ведро воды, которой приписывали особую магическую силу. В это ведро каждая девушка бросала горсть овса, колечко или букетик со своей меткой. Маленькая девочка вынимала эти предметы по очереди, под пение особых обрядовых песен: слова песен относились к будущему мужу девушки, чье колечко вынуто. Затем девушки брали из ведра понемножечку овса и клали себе под подушку в надежде, что приснится суженый.

Не все гадания были только любовного свойства, случалось, что девушки гадали на погоду в предстоящем году, а через это строили прогнозы на будущий урожай.

Рождество

До Рождества шел 40-дневный Филиппов пост.Мясо не употребляли в пищу, обходились рыбой. Весь дом постничает, а старики сочельничают. Первый блин в сочельник – овцам (от мора)

В Рождественный сочельник (в ночь с 24 на 25 декабря) не едят до первой звезды. В первый день Рождества обязательно пекутся из пшеничного теста фигурки коров и овец. Они хранятся до Крещения, в Крещение же после водосвятия хозяйка эти фигурки размачивает в святой воде и дает скоту (для приплода, для удоев).