Некролог майе кристалинской. Майя кристалинская - биография, творчество, личная жизнь

В конце 20-х годов у Владимира Кристалинского и его жены родилась девочка, которую они назвали Майей. Но ребенок прожил всего два года. Горе родителей было безутешным, и когда 24 февраля 1932 года снова родилась девочка, ее тоже назвали Майей. Она-то и станет знаменитой певицей.

Ее отец зарабатывал на жизнь тем, что сочинял и создавал головоломки и шарады для различных изданий. Муж его сестры работал режиссером в музыкальном театре, он-то и подарил маленькой Майе гармошку, на которой она самостоятельно выучилась играть. А еще она любила петь.

Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре ЦДДЖ (Центрального Дворца детей железнодорожников), которым руководил сам И.Дунаевский. Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Пела «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет. Следующие ее выступления перед публикой состоялись, когда Майя уже училась в Московском авиационном институте и, конечно же, активно участвовала в студенческой самодеятельности.

Отработав после института на авиационном заводе в Новосибирске, Майя вернулась в Москву и стала трудиться в конструкторском бюро Яковлева, продолжая участвовать в самодеятельности на этот раз в эстрадном ансамбле ЦДРИ (Центрального Дома работников искусств). И тут, на счастье начинающей певицы, в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Выступления Кристалинской на площадках фестиваля были замечены. Очень благосклонно коллегами и весьма злобно партийной публицистикой. В статье «Музыкальные стиляги» ансамблю, с которым выступала Майя, сильно досталось. Однако, как говорится, ход истории не остановишь.

В 1957 году певица вышла замуж за одного из своих поклонников молодого медика Аркадия Арканова, ставшего впоследствии известным писателем-сатириком. Но брак их оказался недолгим - уже через год они разошлись. Слишком многое в её и его судьбе в это время резко менялось.

Кристалинская уже получала известность в музыкальных кругах, совмещая работу в конструкторском бюро с выступлениями на эстраде. Госконцерт предложил ей гастроли по Закавказью: Баку, Тбилиси, Ереван. Горячая южная публика приняла певицу с восторгом. Она получает в столице предложение стать профессиональной артисткой и вскоре выступает с прославленными джаз-оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера.

Города и публика сменяли друг друга, одна за другой выходили пластинки. Песни «Тишина», «Царевна-несмеяна», «Возможно», «В нашем городе дождь», «У тебя такие глаза», «Спасибо, аист», «Скоро август» и десятки других в исполнении Кристалинской обожала вся страна. Певица одной из первых исполнила на эстраде песенку Булата Окуджавы «Ах, Арбат», звучавшую до этого только в магнитофонных записях. Пластинка с песенкой «Два берега» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров в стране, где проигрыватель был далеко не в каждом доме. Огромный успех выпал на долю и своеобразного музыкального сериала о мальчике и девочке с одного двора, который открывался песенкой Кобзона «А у нас во дворе» и заканчивался меланхоличной песней Кристалинской «И все сбылось, и не сбылось». Широкое признание получила после выхода кинофильма «Жажда», в котором исполнила песню А. Эшпая на стихи Г. Поженяна «Мы с тобой два берега». Пластинка с записью этой песни разошлась тиражом 7 миллионов экземпляров. В 1966 телезрители назвали Кристалинскую лучшей певицей года. Записала несколько песен на английском языке: Подмосковные вечера Соловьева-Седого, Течет Волга М. Фрадкина, на польском Старый клен А. Пахмутовой и Москвичи А. Эшпая. Сотрудничала со многими известными композиторами А. Пахмутовой, А. Бабаджаняном, Л. Лядовой, М. Таривердиевым. Вершиной певческого искусства Кристалинской считается песня Нежность (А. Пахмутова, Н. Добронравов). В 1974 певице присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.

Внешне все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 60-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но после песни «В нашем городе дождь» на новогоднем «Голубом огоньке» руководство телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца известным журналистом. Но самое страшное - это болезнь, которая открылась у Майи в середине 60-х: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах.

Когда ей не давали петь, Кристалинская писала замечательные статьи в «Вечерней Москве», перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления». Появился любящий муж архитектор Эдуард Барклай. И вдруг все резко пошло к концу. Летом 1984 года Барклай скоропостижно скончался. У Майи ухудшилась речь, стали отказывать руки и ноги. Весной 1985 года речь у нее пропала совсем, она могла только плакать. Майя Владимировна Кристалинская умерла в больнице 19 июня 1985 года. На ее могиле есть эпитафия: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь». И по сей день творчество певицы широко востребовано, а имя ее навечно занесено в пантеон самых ярких звезд нашей эстрады.

Детство Майи Кристалинской

Майя Владимировна Кристалинская родилась в Москве. В 20-х годах у её родителей родилась дочь, которую также звали Майей. В возрасте двух лет девочка умерла. Когда в 1932 году появилась вторая дочь, ей решили дать тоже имя – Майя. Отец Майи - Владимир Григорьевич Кристалинский был ученым-математиком, он занимался созданием кроссвордов и головоломок, которые печатали в детской газете «Пионерская правда», а также проводил занятия в Доме пионеров.

Майя Кристалинская - Нежность

Двоюродная сестра Владимира Кристалинского – Лилия была певицей и актрисой, в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Муж тёти Лилии - Павел Самойлович Златогоров был известным режиссёром и долгое время возглавлял театр. Благодаря «дяде Паше» и «тете Лиле» музыка с самого детства вошла в жизнь Майи, она пересмотрела почти весь репертуар театра. Однажды дядя подарил маленькой Майе гармошку, на ней она самостоятельно научилась играть.

В школе она училась хорошо, ей легко давалась литература, иностранный язык и математика. С детства у Майи проявились способности к пению. На школьных вечерах она часто пела под рояль без подготовки. Она начала петь в хоре в Центральном Дворце детей железнодорожников (бывшем Доме пионеров), руководителем которого был Семен Дунаевский. На выпускном вечере в июне 1950 года на Манежной площади Майя исполняла для случайных зрителей песни военных лет «Синий платочек» и «Друзья-однополчане».

Восхождение звезды и начало карьеры Майи Кристалинской

После окончания школы Майя поступила вместе с подругой в Московский авиационный институт на инженера-экономиста. В институте она участвовала в художественной самодеятельности, пела в хоре. Руководители заметили в тихой, скромной девушке от природы поставленный голос. Подруга Майи - будущая известная оперная певица Галина Карева предлагала ей оставить институт и посвятить себя пению, но Майя не могла решиться на такой радикальный шаг.

В 1955 году Майя Кристалинская окончила институт. Вместе с подругой Валей Котелкиной их по распределению направили в Новосибирск, на завод имени Чкалова. Девушки оказались в совершенно непривычных условиях, по десять-двенадцать часов в день им приходилось работать в грязном цеху «выдавальщицами» деталей. Долго они не выдержали и спустя некоторое время решили бежать в Москву. В те времена это было преступлением. Новосибирский завод направил в Москву ходатайство о привлечении их к уголовной ответственности за самовольное оставление места работы. Только благодаря связям им удалось избежать неприятностей. По знакомству их устроили на работу в "Авиационное конструкторское бюро имени Яковлева".

Майя продолжала принимать участие в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Кристалинскую пригласили в джазовый ансамбль студии «Первый шаг» при ЦДРИ. В составе ансамбля Майя приняла участие во множестве спектаклей, концертов и шоу. Вскоре в газете «Советская культура» вышла разгромная статья «Музыкальные стиляги» с критикой молодёжного оркестра «Первый шаг». Заказчиком статьи был главный джазмен страны А. Цфасман, который видел в молодёжном оркестре своих конкурентов. Вскоре последовали «оргвыводы», и студия «Первый шаг» прекратила существование.

Майя Кристалинская - Таежный вальс

Летом 1958 года Майе Кристалинской поступило предложение от Госконцерта принять участие в гастролях по Закавказью. Она согласилась и взяла отпуск в конструкторском бюро. Её выступления имели ошеломляющий успех. Известный джазмен Эдди Рознер предложил ей стать солисткой его ансамбля. Майя приняла это предложение и твёрдо решила посвятить себя эстраде, в конструкторское бюро она уже не вернулась.

Кристалинская много гастролировала по стране с джаз-оркестрами, выпустила множество пластинок с песнями, которые моментально раскупались. Широкое признание она получила после выхода фильма "Жажда", в нём Майя исполняла песню «Мы с тобой два берега». Пластинка с этой песней разошлась по стране тиражом в семь миллионов экземпляров. Певица первой исполнила песню Булата Окуджавы «Ах, Арбат», которая до этого звучала только на магнитофонных записях. В 1966 году Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

Позже удача отвернулась от неё. В 70-м году председателем Гостелерадио стал Сергей Георгиевич Лапин, который был личным другом Брежнева. После чего начались гонения на многих известных певцов, в число которых попала и Кристалинская. После исполнения на новогоднем «Голубом огоньке» песни «В нашем городе дождь» телеруководство обвинило исполнительницу в пропаганде грусти. Её практически перестали показывать по телевидению, гастроли её продолжались, но выступать ей разрешали только в сельских клубах и райцентрах Рязанской, Тульской и Орловской областей.


В последние годы своей жизни Кристалинская занималась переводом с немецкого языка книги Марлен Дитрих «Размышления». Книга вышла уже после смерти певицы.

Личная жизнь Майи Кристалинской

Первым мужем Кристалинской стал писатель Аркадий Арканов в 1958 году. Расписались они втайне от родителей, а потом просто поставили их перед фактом. Брак продлился недолго, уже через год Арканов и Кристалинская расстались. Официально они развелись только в 1962 году.

Вторым мужем стал известный архитектор Эдуард Барклай, с которым она познакомилась на званом ужине, дома у знаменитого врача А. Вишневского. За столом они сидели рядом и Эдуард Максимович весь вечер вежливо ухаживал за Майей. Спустя несколько месяцев они стали жить вместе.

Брак Барклая и Кристалинской продлился почти двадцать лет. В июне 1984 года супруги устроили застолье, отмечая отъезд в отпуск, который они планировали на следующий день. Утром Эдуард Максимович почувствовал себя плохо, он страдал сахарным диабетом. Он потерял сознание. Майя вызвала скорую, приехавшие врачи сделали Эдуарду укол, но было уже поздно, он скончался. 19 июня его похоронили. Потерю мужа Майя переживала тяжело, утратила интерес к жизни и перестала наблюдаться у врача.

Майя Кристалинская - Отчего

Болезнь и смерть Майи Кристалинской

В 1962 году во время гастролей Майя Кристалинская попала в больницу с высокой температурой. У неё была обнаружена тяжёлая болезнь - опухоль лимфатических желез (лимфогранулематоз). Майя не сдалась, она продолжала выступать на сцене. Её выступления сменялись длительным лечением в клиниках. После курса химиотерапии ей приходилось выступать на сцене в косынке, чтобы скрыть от зрителей следы болезни. К счастью ей повезло с врачами, которыми были известные гематологи Воробьев и Кассирский. Они продлили ей жизнь на двадцать пять лет.

В начале 1985 года после очередного сеанса облучения у неё ухудшилась речь и стали плохо двигаться правая рука и нога. Болезнь прогрессировала. В июне 1985 Кристалинская опять легла в больницу, состояние её резко ухудшилось. Она потеряла сознание и впала в кому. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская скончалась в возрасте 53 лет.

Похоронена она была в Москве на Донском кладбище. На её могиле можно прочесть эпитафию: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь».

Майя Владимировна Кристалинская. Родилась 24 февраля 1932 года в Москве - умерла 19 июня 1985 года в Москве. Советская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР (1974).

Отец - Владимир Григорьевич Кристалинский (1904-1972), еврей, родом из Мглина Черниговской губернии, окончил реальное училище в Могилёве.

Мать - Валентина Яковлевна Кристалинская (урождённая Пыткина, 1911-1996), русская, родом из Павлодара.

Ее родители поженились в Саратове и вскоре переехали в Москву, где отец окончил художественно-конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов (ВХУТЕМАС) и работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда», автором книги «Шутки-минутки».

Во время учёбы в школе Майя занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского.

После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. В институте она занималась художественной самодеятельностью.

После окончания института уехала по распределению в Новосибирск на завод имени Чкалова. Но, по воспоминаниям подруги и одногруппницы Валентины Котёлкиной, они вскоре вернулись в Москву, и Майя стала работать в КБ А. Яковлева.

В 1957 году Майя Кристалинская стала лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Юрия Саульского.

После 1960 года она записала песню Маши для кинофильма «Жажда» и с выходом фильма стала популярна в СССР. Первоначально эту песню исполнила Ирина Сергеевна Денисова, артистка молодёжного ансамбля «Полный вперёд!» Ленинградской Филармонии, позднее журналистка (творческий псевдоним Рыжова), но это даже не было отражено в титрах. Когда фильм и песня стали популярны, песню стали исполнять певицы, к фильму сделали новую звуковую дорожку и вставили в титры фамилию исполнительницы (в разных вариантах: Кристалинская, Дворянинова).

Несмотря на то, что композиция «Жажда» ежедневно звучала на радио, пластинки с ее записью, выпущенные тиражом в 7 млн экземпляров, мгновенно разлетелись с прилавков магазинов.

Майя Кристалинская - Нежность

В 1966 году согласно опросам телезрителей Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин. Обладая безграничной властью, Лапин проводил на ТВ политику антисемитизма.

Попали в чёрный список и практически остались без работы (а многие и уехали из страны) известные певцы и певицы: Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, Нина Бродская, Лариса Мондрус. Путь на телеэкран и в радиоэфир был практически закрыт и для Майи Кристалинской.

Однако для Кристалинской изредка всё же делались исключения и её приглашали участвовать в творческих вечерах известных поэтов и композиторов-песенников проводившихся в Колонном зале Дома Союзов под давлением авторитета этих мэтров таких как Колмановский, Пахмутова, Френкель, Ошанин и др., а также бессменного дирижёра Ю. Силантьева.

Кристалинская стала персоной нон грата на Центральном телевидении, кроме описанных выше исключений.

Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, оказалось очень сложно.

Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, её интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как её знают только специалисты.

В 1974 году ей было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР», хотя на самом деле ее обрекли на забвение.

Майя Кристалинская - Старый клён

Любила она и кино. Её любимой актрисой была .

В последние годы жизни она взялась за перевод книги Дитрих «Размышления» с немецкого языка на русский. Книга вышла в СССР уже после смерти Майи Кристалинской.

Также в 1970-е Майя Кристалинская нашла себя в новой сфере: она писала культурологические статьи в «Вечернюю Москву».

В 1984 году её болезнь обострилась, и прожить ей удалось ещё только год. 19 июня 1985 года в возрасте 53 лет Майя Кристалинская скончалась, чуть больше, чем на год пережив своего спутника жизни, архитектора Эдуарда Барклая, который умер от сахарного диабета 15 июня 1984 года.

Прощались с Майей в ЦДРИ, звучали её песни, выносили под песню «Русь».

Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь» .

Майя Кристалинская (документальный фильм)

Личная жизнь Майи Кристалинской:

Первый муж - , писатель-сатирик. Поженились в 1957 году, но брак был недолгим и вскоре распался.

Арканов позже рассказывал: "В то время она еще не была знаменита. Я только что окончил институт, а Майя готовилась к выступлению на Международном студенческом фестивале. Случайно стал свидетелем, как она репетирует с оркестром Юрия Саульского. Надо сказать, мне всегда нравились худенькие девушки с огромными глазами, особенно если они хорошо пели. А Майя пела завораживающе - я влюбился. Все время думал о ней и однажды рассказал все своему другу. А он: «Слабо тебе жениться?» «Нет, - говорю, - не слабо». И вскоре сделал предложение Майе. А через полгода мы расстались, потому как в таких вопросах, как женитьба, спешить не надо!".

Второй муж - Эдуард Максимович Барклай (1925-1984), архитектор и скульптор, с ним прожила около 20 лет в счастливом браке.

Песни Майи Кристалинской:

А в Подмосковье (В. Шаинский - Э. Успенский);
А любовь, как песня (О. Фельцман - В. Харитонов);
А мне не грустно (Е. Птичкин - Я. Халецкий);
А снег идёт (А. Эшпай - Е. Евтушенко) - из кинофильма «Карьера Димы Горина»;
А я такая (К. Акимов - К. Филиппова);
Август (Я Френкель - И. Гофф);
Аист (Аркадий Островский - В. Семернин);
Аисты (Е. Глебов - ?);
Апрель (А. Фаттах - О. Фокина);
Белые сны (С. Заславский - М. Пляцковский);
Березка (Е. Мартынов - С. Есенин);
Буду я ждать на земле (В.Гевиксман - Л.Дербенёв);
Будь добрей (М. Вайнберг - Р. Сеф);
Будь, женщина, уверена в себе (Б. Терентьев - Б. Дубровин);
Бывает так (М. Таривердиев - Б. Гайкович) - из кинофильма «Человек за бортом»;
Была у Фрола (К. Акимов - К. Филиппова);
Белый свет (О. Фельцман - М.Танич, И. Шаферан);
В землянке (К.Листов - А.Сурков);
В лесу прифронтовом (М. Блантер - М.Исаковский);
В мае (О. Анофриев) - дуэт с Олегом Анофриевым;
В нашем городе дождь (Э. Колмановский - Е. Евтушенко);
В парке у Мамаева кургана (Я. Френкель - И. Гофф);
В песне - жизнь моя (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Вальс о вальсе (Э. Колмановский - Е. Евтушенко);
Вдвоем с тобой (А. Аверкин - В. Матвеев);
Вдруг тебя вспоминая (Е. Стихин - Л. Румарчук);
Верба-вербочка (Я. Френкель - Р. Рождественский);
Вёрсты (М. Вайнберг - Булат Окуджава);
Верю, верю (П. Аедоницкий - Я. Халецкий);
Ветер северный (Я. Френкель - И. Гофф);
Ветерок бессонный (Д. Львов-Компанеец - М. Лисянский);
Взрослые дочери (О. Фельцман - Н. Доризо);
Внуки (Э. Колмановский - Н. Доризо);
Возможно (Аркадий Островский - Игорь Шаферан);
Вокализ (Микаэл Таривердиев) - дуэт с Юрием Ростом, из кинофильма «Мой младший брат»;
Волны (Г. Портнов - К. Рыжов);
Восемнадцать лет (О. Гришин - В. Застрожный);
Вот что песня сделала (В. Дмитриев - О. Долматов);
Всё как прежде (И. Дунаевский - В. Шкваркин);
Всё потому (П. Аедоницкий - И. Шаферан);
Всегда со мной (То ли встречу…) (А. Эшпай - В. Котов);
Вязаный жакет (А. Долуханян - Н. Доризо);
Где ты раньше был (Э. Колмановский - Е. Долматовский);
Главное, ребята, сердцем не стареть (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Говорила я ветру (Ю. Зацарный - Р. Рождественский);
Горизонт (А.Зацепин - Л.Дербенёв);
Горит звезда (М. Табачников - А. Гангов);
Город спит (А. Островский - Л. Ошанин);
Городок (Дм. Покрасс - М. Светлов);
Да, то есть нет (К. Акимов - К. Филиппова);
Два берега (А. Эшпай - Г. Поженян) - из кинофильма «Жажда»;
Две копейки за счастье (М.Звездинский);
Девчонки танцуют на палубе (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
Детство ушло вдаль (А. Островский - Л. Ошанин);
Для тебя (Я. Френкель - И. Шаферан);
До завтра (О. Фельцман - М. Лисянский);
Доброе утро (автор не известен);
Добрый вечер (О. Фельцман - М. Лисянский);
Добрый день (Э. Колмановский - В. Дыховичный, М. Слободской);
Добрый мой друг (Б. Терентьев - Н. Добронравов);
Доверчивая песня (Аркадий Островский - Лев Ошанин);
Довоенное танго (Д. Покрасс - Ф. Лаубе);
Дожди (Аркадий Островский - И. Кашежева);
Дождь идёт (Д. Оливьери - Б. Дубровин);
Его зарыли в шар земной (Я. Вайсбурд - С. Орлов);
Еду я (А. Эшпай - Л. Дербенёв);
Если вам ночью не спится (А. Островский - С. Михалков);
Если можешь, прости (Г. Раймондо - И Аркадьев);
Если отец герой (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Если ты любить устал (С. Туликов - Р. Рождественский);
Ещё раз о письмах (А. Экимян - В. Лазарев);
Жалоба (В. Кудрявцев - В. Орлов);
Жду любви (Т. Хренников - Е. Шатуновский);
Женский возраст (В. Хорощанский - Б. Шифрин);
Женщины (Л. Лядова - В. Лазарев);
Журавлёнок (Э. Колмановский - Игорь Шаферан);
За окошком света мало (Э. Колмановский - К. Ваншенкин);
За рулём (И. Лебедовская - С. Фогельсон);
Записка (А. Островский - Ф. Пузырёв);
Заря (Ю. Саульский - Ю. Цейтлин);
Зачем мы перешли на «ты» (Б. Окуджава - А.Осецка, Б. Окуджава);
Звёзды Мехико (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Здравствуй (А. Петров - С. Фогельсон);
Зимняя песня (А. Норченко - В. Фельдман);
Знакомая песенка (М. Таривердиев - В. Орлов);
Знакомый мотив (С. Мелик - Ю. Гарин);
Золотые сумерки (М. Таривердиев - В. Орлов, С. Давыдов);
И меня пожалей (А. Пахмутова - И. Гофф);
Иванушка-дурачок (Н. Богословский - М. Танич);
Ивушка (С. Пожлаков - С. Голиков);
Ивы России (Ю.Степанов - Г.Иванов);
Как знать (Э. Колмановский - И. Гофф);
Как тебе служится (Я. Френкель- М. Танич);
Как хороши, как свежи были розы (А. Аренский);
Какая песня без баяна (О. Анофриев);
Камыши (В. Соловьёв-Седой - А. Чуркин);
Карелия (А. Колкер - К. Рыжов);
Килиманджаро (А. Островский - В. Громов, Ф. Данилович);
Когда разлюбишь ты (Э. Колмановский- И. Гофф);
Колыбельная (Э. Колмановский - К. Кулиев, Н. Гребнев);
Колыбельная с четырьмя дождями (С. Пожлаков - Л. Лучкин);
Колыбельная Светлане (Т. Хренников);
Костёр на снегу (А. Зацепин- Л. Дербенёв);
Красно солнышко (П. Аедоницкий - И. Шаферан);
Круги на воде (А. Островский - И. Кашежева);
Кто отзовётся (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Лесная колыбельная (В. Махлянкин - А. Кондратьев);
Летний снег (Д. Тухманов - М. Ножкин);
Лето кончилось (В. Зубков - Н. Кондакова);
Летят стрижи (Аркадий Островский - Лев Ошанин);
Листопад (С. Туликов - В. Лазарев);
Листья клёнов (Ю. Акулов - Л. Шишко);
Листья прошлогодние (Э. Колмановский - М. Матусовский);
Лунный камень (Аркадий Островский - И. Кашежева);
Лучший город земли (А. Бабаджанян - Л. Дербенёв);
Люби меня, как я тебя (Г. Пономаренко - Г. Георгиев);
Любимым прощают (В. Левашов - В. Харитонов);
Люблю тебя (Б. Терентьев - В. Винников и В. Крахт);
Люди как реки (А. Флярковский - Р. Рождественский);
Маленький принц (М. Таривердиев - Н. Добронравов);
Мамина осень (Ю. Акулов - Н. Малышев);
Москва и Варшава (Б. Терентьев - Ю. Каменецкий);
Москвичи (А. Эшпай - Е. Винокуров);
Мосты (А. Бабаджанян - В. Орлов);
Мы с тобой случайно встретились (Е. Рохлин - И. Финк);
На кургане (А. Петров - Ю. Друнина);
На лодке (В. Соловьёв-Седой - В. Лебедев-Кумач);
На причале (В. Гевиксман - Б. Окуджава);
Наши мамы (Э. Колмановский - И. Шаферан);
Не было печали (О. Фельцман - И. Шаферан);
Не зажигай огня (Е. Жарковский - А. Поперечный);
Не знаю тебя (Э. Рознер - М. Пляцковский);
Не зови меня (С. Кац - Г. Рублёв);
Не повторяется такое никогда (С. Туликов - М. Пляцковский);
Не рассказывай никому (А. Норченко - Г. Регистан);
Не спеши (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко);
Нежность (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Неизвестный солдат (А. Пахмутова - Е. Евтушенко);
Ненаглядный мой (А. Пахмутова - Р. Казакова);
Нет и да (Н. Богословский - М. Танич);
Нет, не прошла весна (Я. Френкель - И. Гофф);
Неужели это мне одной (Г. Портнов - Ю. Принцев);
Ничего не говорила (В. Соловьёв-Седой - А. Фатьянов);
Новогодний тост (А. Зацепин - М. Матусовский) - дуэт с Леонидом Харитоновым;
Новогодняя песня (Е. Птичкин - Л. Куксо);
Ночные вокзалы (М. Фрадкин - Е. Долматовский);
О любви и о тебе (Д. Тер-Татевосян - Б. Брянский);
Обучаю игре на гитаре (Я. Френкель - К. Ваншенкин);
Оглянись (Я. Френкель- И. Гофф);
Одноклассники (В.Дмитриев - М. Пляцковский);
Опять плывут куда-то корабли (А. Колкер - И. Кашежева);
Осенние ели (Д. Покрасс - А. Пришелец);
От разлуки до разлуки (В. Баснер - М. Матусовский);
Отчего (Б.Терентьев - В. Крахт);
Офицерские жёны (А. Долуханян - Е. Долматовский);
Палуба (Ю. Левитин - Г. Шпаликов) - из кинофильма «Коллеги»;
Перед дальней дорогой (М.Блантер - В.Дыховичный, М.Слободской) с Геннадием Пономарёвым;
Песенка Люси (Э. Колмановский - Л. Ошанин) - из спектакля «Дайте крышу Матуфлю»;
Песенка о ветре (Г. Портнов - К. Григорьев);
Песенка о счастье (К. Акимов - К. Филиппова);
Песенка об Арбате (Б. Окуджава);
Песенка почтальона (А. Колкер - Л. Норкин);
Песня Веры (Я. Френкель - Р. Рождественский) - из кинофильма «Корона Российской империи»;
Песня о ветре (Г. Портнов - Ю. Принцев);
Песня о матери (А. Зацепин - Л. Дербенёв) - из кинофильма «Ангел в тюбетейке»;
Песня о пожарнике (М. Таривердиев);
Песня о стюардессах (Л. Лядова - О. Милявский);
Письма (А. Экимян - В. Лазарев);
Письмо на Усть-Илим (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Поговорим (Г. Мовсесян - Игорь Шаферан);
Подкова (А. Изотов - С. Гершанова);
Подмосковные вечера (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский);
Позови меня (А. Зацепин - А. Галиев);
Пока ещё не осень (В. Левашов - А. Детерихс);
Пока стучат часы (В. Шаинский - М. Ножкин);
Половинка (Л. Иванова);
Полынь (А. Пахмутова - Р. Рождественский);
Признание в любви (С. Туликов - М. Танич);
Присядем друзья перед дальней дорогой (М. Блантер - В. Дыховичный, М. Слободской) - дуэт с Г. Пономарёвым;
Просто очень люблю (К. Акимов - К. Филиппова);
Просто-напросто (Л. Вербицкий - А. Вратарёв);
Прощайте, голуби (М. Фрадкин - М. Матусовский);
Птицы (Р. Майоров - А. Ольгин);
Пускай сложилось всё иначе (С. Туликов - Д. Смирнов);
Пусть дни проходят (Б. Терентьев - И. Финк);
Расцвёл мангустан (О. Лундстрем - русский текст Е. Гвоздев) - индонезийская народная песня;
Ретро (В. Мильман - Б. Шифрин);
Родимая земля (Г. Мовсесян - Р. Рождественский);
Ромашка (К. Акимов - К. Филиппова);
Россия (А. Флярковский - М. Сергеев);
Русь (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
С Новым Годом (О. Фельцман - А. Внуков, Я. Хорейчик) - песня с О. Анофриевым, В. Трошиным, Л. Барашковым;
Садовое кольцо (М. Таривердиев - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Седые мужчины (Н. Кудрин - В. Бут);
Сидят в обнимку ветераны (А. Пахмутова - М. Львов);
Синие розы (Л. Вербицкий - Ю. Ерусалимский);
Сколько лет, сколько зим (В. Ветров - О. Фокина);
Сны (Мальчишки уснули…) (А. Флярковский - Р. Рождественский);
Сны (Мы наши первые печали…) (Э. Колмановский - И. Гофф);
Спящая красавица (Н. Богословский - М. Танич);
Старое время (Дм. Покрасс - Ф. Лаубе);
Старый клён (А. Пахмутова - М. Матусовский);
Старый клён (А. Пахмутова - М. Матусовский) - дуэт с Владимиром Трошиным на польском языке;
Старый причал (В. Гевиксман - Б. Окуджава);
Судьба (Я. Френкель - Э. Пузырев);
Суздаль (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский);
Счастливый день (В. Дмитриев - М. Рябинин);
Сын полка (О. Фельцман - Е. Долматовский);
Сыновья покидают родительский дом (А. Изотов - М. Лисянский);
Таёжный вальс (Э. Колмановский - Лев Ошанин);
Так уж бывает (А. Флярковский - М. Танич);
Так устроен свет (Д. Тухманов - М. Пляцковский);
Такие ночи (Г. Портнов - ?) - дуэт с Эдуардом Хилем, из кинофильма «Когда песня не кончается»;
Текстильный городок (Я. Френкель - М. Танич);
Телефонный звонок (Ю. Акулов - Л. Шишко);
Течёт Волга (М. Фрадкин - Л. Ошанин);
Тик-так (А. Флярковский - Л. Дербенёв);
Товарищу комсоргу (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
То ли буря, то ли вьюга (Г. Пономаренко - М. Агашина);
Только любовь права (А. Бабаджанян - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Топ-топ (С. Пожлаков - А. Ольгин);
Тоска по Родине (М. Фрадкин - В. Лазарев);
Три товарища (Ю. Левитин - Б. Ахмадуллина);
Трио из оперетты «Сто чертей и одна девушка»;
Тропена когийре - бразильская шуточная народная песня-скороговорка в обработке А. Котякова;
Ты мечтаешь о дальних полётах (Я. Френкель - В. Войнович) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
Ты не печалься (Микаэл Таривердиев - Николай Добронравов);
Ты сейчас далеко (С. Туликов - М. Пляцковский);
Ты это не забудь (О. Фельцман - А. Гангов);
У песни есть имя и отчество (Е.Мартынов - М.Лисянский);
У тебя такие глаза (М. Таривердиев - С. Кирсанов);
Улыбка (Е. Птичкин - Я. Халецкий);
Ходите чаще в гости к старикам (А. Изотов - С. Гершанова);
Царевна-несмеяна (Г. Шангин-Березовский);
Часы (В. Людвиковский - Б. Брянский) - дуэт с Владимиром Трошиным;
Это было, это будет (Д. Тухманов - М. Танич);
Этот Новый Год (Е. Птичкин - Б. Брянский);
Я - Земля (А. Абрамов - Игорь Шаферан);
Я ваша весна (Ю. Левитин - Е. Шевелёва);
Я иду на свидание с тобой (Д. Покрасс - П. Градов);
Я с утра к тебе шла (Л. Иванова - Л. Иванова);
Я тебя не знаю (В. Кащеев - Л. Иванова);
Я тебя подожду (А. Островский - Л. Ошанин)

Ма́йя Влади́мировна Кристали́нская (24 февраля , Москва - 19 июня , там же) - советская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР ().

Биография

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве , в русско-еврейской семье . Её отец, Владимир Григорьевич Кристалинский (1904-1972), происходил из Мглина Черниговской губернии , окончил реальное училище в Могилёве . Её мать, Валентина Яковлевна Кристалинская (урождённая Пыткина, 1911-1996), происходила из Павлодара . Родители поженились в Саратове и вскоре переехали в Москву, где отец окончил художественно-конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов (ВХУТЕМАС) и работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда », автором книги «Шутки-минутки» (М.: Детский мир, 1958).

Во время учёбы в школе занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского. После окончания школы в 1950 году поступила в . В институте она занималась художественной самодеятельностью. После окончания института уехала по распределению в Новосибирск на завод имени Чкалова. Но, по воспоминаниям подруги и одногруппницы Валентины Котёлкиной, они вскоре вернулись в Москву, и Майя стала работать в КБ А. Яковлева .

В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин . Обладая безграничной властью, Лапин проводил на ТВ политику антисемитизма. Попали в чёрный список и практически остались без работы (а многие и уехали из страны) известные певцы и певицы: Вадим Мулерман , Эмиль Горовец , Аида Ведищева , Нина Бродская , Лариса Мондрус . Путь на телеэкран и в радиоэфир был практически закрыт и для Майи Кристалинской .Однако для Кристалинской изредка всё же делались исключения и её приглашали участвовать в творческих вечерах известных поэтов и композиторов-песенников проводившихся в Колонном зале Дома Союзов под давлением авторитета этих мэтров таких как Колмановский, Пахмутова, Френкель, Ошанин и др. и бессменного дирижёра Ю. Силантьева.

Кристалинская стала персоной нон грата на Центральном телевидении, кроме описанных выше исключений. Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, оказалось очень сложно .

Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, её интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как её знают только специалисты.

Любила она и кино. Её любимой актрисой была Марлен Дитрих . В последние годы жизни она взялась за перевод книги Дитрих «Размышления» с немецкого языка на русский. Книга вышла в СССР уже после смерти Майи Кристалинской.

В 1984 году её болезнь обострилась, и прожить ей удалось ещё только год. 19 июня 1985 года в возрасте 53 лет Майя Кристалинская скончалась, чуть больше, чем на год пережив своего спутника жизни, архитектора Эдуарда Барклая, который умер от сахарного диабета 15 июня 1984 года . Прощались с Майей в ЦДРИ, звучали её песни, выносили под песню "Русь".

Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь».

Известный поэт Роберт Рождественский называл Майю Кристалинскую «Эхом нашей юности».

Семья

Песни

Переводы

  • Марлен Дитрих . Размышления

Напишите отзыв о статье "Кристалинская, Майя Владимировна"

Примечания

Ссылки

  • (Производство: Медиасфера, 2006, Первый канал)

Отрывок, характеризующий Кристалинская, Майя Владимировна

В ночь с 6 го на 7 е октября началось движение выступавших французов: ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы.
В семь часов утра конвой французов, в походной форме, в киверах, с ружьями, ранцами и огромными мешками, стоял перед балаганами, и французский оживленный говор, пересыпаемый ругательствами, перекатывался по всей линии.
В балагане все были готовы, одеты, подпоясаны, обуты и ждали только приказания выходить. Больной солдат Соколов, бледный, худой, с синими кругами вокруг глаз, один, не обутый и не одетый, сидел на своем месте и выкатившимися от худобы глазами вопросительно смотрел на не обращавших на него внимания товарищей и негромко и равномерно стонал. Видимо, не столько страдания – он был болен кровавым поносом, – сколько страх и горе оставаться одному заставляли его стонать.
Пьер, обутый в башмаки, сшитые для него Каратаевым из цибика, который принес француз для подшивки себе подошв, подпоясанный веревкою, подошел к больному и присел перед ним на корточки.
– Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер.
– О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат.
– Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица.
Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных.
– Caporal, que fera t on du malade?.. [Капрал, что с больным делать?..] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного.
«Вот оно!.. Опять оно!» – сказал себе Пьер, и невольный холод пробежал по его спине. В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей воли умерщвлять себе подобных, ту силу, действие которой он видел во время казни. Бояться, стараться избегать этой силы, обращаться с просьбами или увещаниями к людям, которые служили орудиями ее, было бесполезно. Это знал теперь Пьер. Надо было ждать и терпеть. Пьер не подошел больше к больному и не оглянулся на него. Он, молча, нахмурившись, стоял у двери балагана.
Когда двери балагана отворились и пленные, как стадо баранов, давя друг друга, затеснились в выходе, Пьер пробился вперед их и подошел к тому самому капитану, который, по уверению капрала, готов был все сделать для Пьера. Капитан тоже был в походной форме, и из холодного лица его смотрело тоже «оно», которое Пьер узнал в словах капрала и в треске барабанов.
– Filez, filez, [Проходите, проходите.] – приговаривал капитан, строго хмурясь и глядя на толпившихся мимо него пленных. Пьер знал, что его попытка будет напрасна, но подошел к нему.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – холодно оглянувшись, как бы не узнав, сказал офицер. Пьер сказал про больного.
– Il pourra marcher, que diable! – сказал капитан. – Filez, filez, [Он пойдет, черт возьми! Проходите, проходите] – продолжал он приговаривать, не глядя на Пьера.
– Mais non, il est a l"agonie… [Да нет же, он умирает…] – начал было Пьер.
– Voulez vous bien?! [Пойди ты к…] – злобно нахмурившись, крикнул капитан.
Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне овладела этими людьми и что теперь говорить еще что нибудь было бесполезно.
Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти впереди. Офицеров, в числе которых был Пьер, было человек тридцать, солдатов человек триста.
Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы.
– О чем спорите? – сердито говорил майор. – Николы ли, Власа ли, все одно; видите, все сгорело, ну и конец… Что толкаетесь то, разве дороги мало, – обратился он сердито к шедшему сзади и вовсе не толкавшему его.
– Ай, ай, ай, что наделали! – слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. – И Замоскворечье то, и Зубово, и в Кремле то, смотрите, половины нет… Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть.
– Ну, знаете, что сгорело, ну о чем же толковать! – говорил майор.
Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.
Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.

Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве. Ее назвали в честь старшей сестры, которая умерла в двухлетнем возрасте.

Отец Майи – Владимир Григорьевич Кристалинский, был математиком. Он зарабатывал на жизнь составлением всевозможных головоломок и шарад, которые печатались в различных периодических изданиях.

Атмосфера творчества царила в семье Кристалинских. Ее дядя работал режиссером в музыкальном театре, а тетя Лилия была актрисой и певицей в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Благодаря таким родственникам, Майя с очень раннего возраста стала проявлять интерес к актерской профессии. Однажды дядя подарил маленькой племяннице гармошку. Майя научилась играть на ней самостоятельно.

Позднее Майя начала петь в детском хоре под руководством Исаака Дунаевского, выступала в школьной самодеятельности. Правда, сама Майя никогда не хотела связывать свою дальнейшую жизнь с профессией певицы. По окончании школы, она поступила в Московский авиационный институт.

Во время обучения в институте, Кристалинская принимает активное участие в самодеятельности. Тем временем в Москве начинается Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Выступления Майи на этом международном форуме привлекли внимание профессионалов. О ней заговорили в музыкальных кругах, правда, ансамбль, в составе которого она выступала в то время, подвергся жесткой критике в советской прессе.

После окончания института, Кристалинская пытается совмещать работу в конструкторском бюро и выступлениями на эстраде. Вскоре она получает предложение начать профессиональную карьеру певицы. Майя Владимировна начинает работать в легендарных джаз-оркестрах под управлением Эдди Рознера и Олега Лундстрема.

Зрители сразу полюбили эту яркую и талантливую молодую певицу. Песни в ее исполнении пела буквально вся страна. Пластинка с композицией «Два берега», вышедшая в 1960 году сделала Кристалинскую поистине всенародной любимицей - было продано 7 млн экземпляров.

В 1966 году телезрители назвали Кристалинскую лучшей певицей года. В ее репертуаре было много душевных и красивых песен, которые попросту не могли оставить слушателя равнодушным. Она сотрудничала со многими известными композиторами того времени: А. Бабаджаняном, А. Пахмутовой, М. Таривердиевым.

Песня «Нежность» стала для Майи Кристалинской вершиной творчества. В 1974 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.

У нее было все то, о чем только может мечтать артист: всенародная любовь и признание, многочисленные гастроли и великолепный репертуар. Однако, ее песня «В нашем городе дождь», прозвучавшая в новогоднем «Голубом огоньке» в конце 60-х, очень не понравилась кому-то из телевизионного руководства.

В то время председателем Гостелерадио был назначен С. Лапин. Он решил полностью изменить репертуар песен, которые должны были выходить в эфир. Благодаря его стараниям, в то время от съемок на телевидении были отстранены многие известные исполнители. В их числе оказалась и Майя Кристалинская.

Теперь концерты Кристалинской проходили в сельских клубах и домах культуры. Певица старалась не унывать. Во времена своего вынужденного творческого простоя, она начала публиковать свои статьи в газете «Вечерняя Москва» и сделала книги Марлен Дитрих «Размышления».

Несмотря на отсутствие выступлений, в 1974 году Майе Владимировне Кристалинской было присвоено звание Заслуженной артистки СССР

Личная жизнь

Первый раз Кристалинская вышла замуж в 1958 году. Ее избранником стал Аркадий Арканов. Они познакомились на вечере в Политехническом музее, и буквально через несколько дней подали заявление в ЗАГС. Этот скоропалительный брак просуществовал меньше года. Спустя 10 месяцев они развелись. Официальное расторжение брака состоялось в 1962 году.

Потом у Кристалинской были долгие отношения с известным журналистом популярного журнала «Огонек». Этот роман стал большим испытанием для певицы. Ее избранник отличался скандальным характером и склонностью к алкоголизму. Побои и постоянные выяснения отношений, в конце концов, привели к разрыву.

В 1961 году судьба приготовила Кристалинской еще одно испытание. Ей поставили страшный диагноз – лимфогранулематоз. Певице повезло с лечащими врачами. Гематологи Кассирский и Воробьев сделали все возможное, чтобы продлить жизнь Майе Владимировне. Они сумели сделать нечто невероятное: Кристалинская прожила еще целых 25 лет.

Изнурительные курсы химиотерапии сменялись концертами. Кристалинская не хотела сдаваться и продолжала выступать. Чтобы скрыть от зрителей следы болезни, ей приходилось выступать на публике с косынкой на шее. В народе ходило много слухов относительно этой детали ее гардероба.

Главным мужчиной в жизни Кристалинской стал известный архитектор Эдуард Барклай, с которым они познакомились в гостях у общих друзей. Брак Барклая и Кристалинской продлился почти двадцать лет.

Детей Майя Кристалинская иметь не могла, но с Эдуардом Барклаем они жили очень дружно и интересно. В 1984 году они вместе собирались поехать на отдых, но мужу Майи Владимировны стало внезапно плохо, и он скоропостижно скончался.

Убитая горем Кристалинская решает приостановить лечение. Майя Кристалинская умерла 19 июня 1985 года, пережив мужа ровно на год.

Похоронили Майю Кристалинскую на Донском кладбище. На ее могиле написана трогательная эпитафия: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься – и опять споешь».