Русские народные сказки. Картинки сказочных героев русских сказок и не только


Вы заглянули в категорию сайта Русские народные сказки . Здесь вы найдёте полный список русских сказок из русского фольклора. Давно известные и горячо любимые персонажи народных сказок встретят здесь вас с радостью, и в который раз расскажут вам о своих интересных и занимательных приключениях.

Русские народные сказки делятся на такие группы:

Сказки о животных;

Волшебные сказки;

Бытовые сказки.

Герои народных сказок русских часто представлены в лице животных. Так волк всегда отображал жадного и злого, лиса хитрого и смекалистого, медведь сильного и доброго, а заяц слабого и трусливого человека. Но мораль этих историй заключалась в том, что не стоит вешать ярмо даже на самого злого героя, ведь всегда может встретиться трусливый заяц, который сможет обхитрить лису и победить волка.

Include("content.html"); ?>

Русская народная сказка играет и воспитательную роль. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Например, Колобок, который убежал из дома, считал себя самостоятельным и храбрым, но на пути у него попалась хитрая лисица. Ребёнок, даже самый маленький, сделает для себя вывод, что ведь на месте колобка мог бы оказаться и он.

Русская народная сказка подойдёт даже для самых маленьких деток. И по мере взросления ребёнка всегда найдётся подходящая поучительная русская сказка, которая сможет дать подсказку или даже ответ на вопрос, который ребёнок ещё не может решить сам.

Благодаря красоте русской речи русские народные сказки читать одно удовольствие. В них хранится и народная мудрость и лёгкий юмор, которые умело переплетаются в сюжете каждой сказки. Читать сказки детям очень полезно, так как это хорошо пополняет словарный запас ребёнка и помогает ему в дальнейшем правильно и чётко формировать свои мысли.

Нет сомнения, что русские сказки позволят окунуться и взрослым в мир детства и волшебных фантазий на много счастливых минут. Сказка на крыльях волшебной жар-птицы унесёт в воображаемый мир и не раз заставит оторваться от повседневных проблем. Все сказки представлены для ознакомления абсолютно бесплатно.

Русские народные сказки читать

У сказок есть своя особая структура – в ее композиции постоянно используются устойчивые сюжеты и мотивы, встречаются герои сказок со своими неизменными функциями и способностями. Все мы помним популярные народные сказки с их троекратными повторами, с повторяющимися формулами «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Сказка – ложь, да в ней намёк…». Пространство в сказке условно и отдалено от реальности.

Герои сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Богатыри – изначально герои русских былин, но со временем они проникли и в народные сказки. Наиболее известен герой сказок Илья Муромец. Он воплощает в себе идеал героя-воина, который славится не только своей недюжинной физической силой, но также и особенными нравственными качествами, присущими настоящему богатырю: спокойствием, стойкостью, добродушием. В былинах и сказках этот богатырь является народным заступником. Вспомним, например, такое произведение как «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Также заслуживает упоминания благородный, но малоизвестный старинный герой русских сказок Руслан Лазаревич. Сюжеты и приключения, в которых он появляется, близки известным сюжетам с Ильей Муромцем.

Добрыня Никитич, как герой сказок, выступает надежным помощником князя, которому он, верно, служит долгие годы. Он выполняет личные поручения князя, например, спасти его дочь или племянницу. Добрыня отличается особенной храбростью – он сам решается выполнять задания, от которых отказываются остальные богатыри. Часто это герой сказки о змееборстве, равно как и Алёша Попович. Их приключения и те сюжеты сказок, в которых они появляются, крайне схожи друг с другом. Вспомним, например, такие сюжеты, как «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Все эти три былинных богатыря находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и в разных сказках по-разному проявляют свои сильные и благородные качества. Всем знакомы эти имена героев народных сказок. Алёша Попович является собирательным образом богатыря в русском фольклоре. В характере этого героя сказки мы видим смешение самых различных черт. В первую очередь Алеша отличается смелостью, но также он очень задорен и хитер. В его образе отразилась вся широта души русского человека, вся ее многогранность.

Любимый герой народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своем царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Иванушка-дурачок – также очень важный герой сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Важно отметить, что Иван-дурак обладает особым творческим умением – он играет на музыкальных инструментах (гуслях или дудочке), и в сказках часто придается большое значение его чудесному пению. В этом состоит его особенность, ведь не всегда положительные герои сказок способны сотворить нечто прекрасное самостоятельно, не прибегая к помощи волшебных животных или предметов.

Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип Чудесной невесты. Этот необыкновенный герой сказок отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок.

Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в, то, же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки. Добрый герой народных сказок проходит, суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

Как мы видим, положительные герои народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам. Ведь в русском фольклоре сказочные герои стремятся к свету, а добрые силы всегда одерживают верх.

Герои-взрослые

Взрослый герой народной сказки - это, как правило, искатель. Человек, который ищет либо диковину (молодильные яблоки, например), либо невесту (сбежавшую царевну, лишившуюся лягушачьей шкурки), либо волшебный артефакт (меч-кладенец). Иными словами, тот, кто выполняет квесты, по ходу проходя «прокачку». При этом по ходу он борется со злом, вызволяет из беды каких-нибудь жертв, добывает могущественное оружие, знакомится с уймой волшебных людей и существ. Всё это помогает ему достичь конечной цели, но самой целью героя не является. Мы уже говорили о том, что в сказке цель героя - повысить свой социальный статус, добиться лучшей жизни.

В литературной сказке, из-за особенностей жанра, - чаще всего сказки предназначены всё таки для детей, - главными героями выступают дети или подростки, а взрослые - герои второго плана. А вот в эпик-фэнтези - всё, как правило, наоборот. Впрочем, во «Властелине колец» хоббит Фродо вполне ассоциируется с ребенком: мал ростом, обладает детской непосредственностью, мало что повидал в жизни, кроме хоббичьей норки, сражаться не умеет, потенциальными невестами не интересуется. Иными словами, приключения Фродо и Сэма вполне можно расценивать как приключения двух подростков. Но обычно, даже если фэнтези-сага начинается с детства героя, она обязательно показывает взросление героя, становление его как воина или мага (например, как в цикле Урсулы Ле Гуин про Земноморье). Путь взрослого героя описал американский культуролог и исследователь мифов Джозеф Кэмпбелл в культовой книге «Герой с тысячью лиц» . В этой статье привести все этапы этого пути просто невозможно, поэтому отправляю вас прямиком к вышеозначенной книге (кто её еще не читал).

Хотя уверена, что большинство из вас кэмпбелловского тысячеликого героя хорошо знают. А вот что делать, если ваш протагонист - женщина, а не мужчина? Каков её путь? Ведь женский архетип значительно отличается от мужского. Если вы хотите глубже разобраться в этой теме, то есть две книги, обязательные к прочтению:

Первая книга - «Бегущая с волками» - изобилует примерами из сказок и мифов обоих полушарий нашей планеты. Встречаются там и русские народные сказки, и европейские, и южноамериканские, и североамериканские, и сказки и мифы народов Севера. Более полного собрания различных женских архетипов и их проявлений в мировой мифологии трудно найти. Однако в этой книге вы не увидите четкую структуру пути героини, от этапа к этапу, от фазы к фазе, как у Кэмпбелла. Впрочем, книга Клариссы Эстес для этого и не предназначена. Её цель - философия и психология женского архетипа. А вот вторая книга «Путешествие героини» Морин Мёрдок - как раз содержит женский вариант кэмпбелловского пути героя. К сожалению, книгу Мёрдок пока у нас не перевели, хотя вышла она еще в 1990 году. Но в интернете есть перевод пути героини и его стадий (всего их 10). Вот, например, по этой ссылке можно почитать перевод пути героини с примерами.

Но вернемся к литературной сказке. Мы уже выяснили, что главными героями в ней в подавляющем большинстве случаев являются дети и подростки, а также юные влюбленные. Например, как в повести «Звездная пыль» Нила Геймана . В этой сказочной истории юноша Тристан, влюбленный в красавицу Викторию, отправляется за звездой для неё. Здесь мы видим героя брачного возраста в поисках невесты.

Юных героев окружают взрослые, с которыми у них могут быть либо дружественные отношения, либо враждебные. Рассмотрим их подробнее:

- Взрослые - советчики (помощники, союзники). Вспомним «Гарри Поттера». Здесь советчиком и помощником главного героя выступает профессор Дамблдор. В сказке «Золушка» помощницей является крестная-фея.

- Взрослые - друзья . В качестве примера можно привести сказку Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» . Хотя Хоттабыч - не человек, а джинн, читателями он воспринимается как старик, наделенный магическими способностями. На роль советчика Хоттабыч не тянет, ибо его знания сильно устарели. Зато сильно смахивает на ребенка, который то и дело попадает в переделки, и Вольке с приятелем приходится его выручать.

Взрослые - критики. Под эту категорию попадают все взрослые в окружении героя, которые не проявляют к нему враждебности и не чинят препятствий, но так или иначе мешают ему. Иными словами, критикуют, не верят в его способности, проявляют равнодушие, избегают потребностей героя и т. д.т. п Например, вечно занятые родители в повести Дианы Уинн Джонс «Девять жизней Кристофера Чанта» .

Взрослые - враги. Сюда можно отнести как вредителей, так и антагонистов. Вредители, в отличие от антагониста, не вступают с главным героем в главный конфликт, но они вредят ему на его пути. Например, дядя и тетя Гарри Поттера не являются антагонистами главного героя (имя является Волан-де-Морт), но чинят ему всяческие препятствия и постоянно вредят.

Отдельно следует разобрать архетипичные образы, которые из сказок народных попали в литературные. Например, Баба-Яга в литературной сказке прошла довольно сильную трансформацию: это и всевозможные ведьмы самого широкого спектра - от добрых до злобных. В авторской сказке эта героиня может совершенно утратить свой типичный сказочный облик (нос-крючком, костяная нога, полет в ступе), но мы все равно ее узнаём. Существует два самых распространенных пути использования типично сказочных героев в литературной сказке. Давайте рассмотрим их на примере всё той же Бабы-Яги.

Первый способ:

Перечисляем основные характеристики: костяная нога - живет наполовину в царстве мёртвых, наполовину - в царстве живых; старая и уродливая; ест людей; летает на ступе с метлой; владеет волшебными предметами; чует человеческий дух; злая или вредная.

Переосмысливаем эти характеристики на иной лад: связь с царством мёртвых можно изобразить, будто она - зомби, потусторонняя сущность, дух, восставший мертвец и т.д.; поедание людей можно заменить на «поедание» человеческих мыслей, чувств, воспоминаний и т.д.; старая и уродливая - старуха с пластической операцией; волшебное средство - что-угодно; летает на ступе - владеет частным самолётом или иным реальным или волшебным средством или является главой частного аэродрома, где в заколдованном виде стоят ступы или что-то другое; чует чел. Дух - видит, какой человек - злой, хороший, жадный тп; злая - критичная.

Второй способ:

Берем любого персонажа и даём ему что-то, связанное с Бабой-Ягой. Например, протез на ноге, ссохшуюся ногу или пальцы на ноге, или крючковатый нос, или любовь к полётам, или любовь к сырому мясу. Но только один или максимум - два.

И в завершение напомню вам самые распространенные архетипы сказочных героев.

Баба-Яга. Сложный образ, связанный с эпохой матриархата, а значит очень древний. Символ женского предка-охранителя дома, очага - отсюда связь с печью и утварью (ступа, кочерга). Яга - не живая, лежит на полке (печке, кровати) либо летает; человека видеть не может, только чует его дух. Костяная нога - еще один символ загробного мира. Избушка на курьих ножках - домовина, гроб, место погребения. Духу предков по материнской линии поклонялись, всячески уважали. Баба-Яга - вещая, ведунья, повелевает животными, что связано с тем, что в эпоху матриархата женщине приписывали колдовские силы. Угощение героя и мытье его в бане - это ритуальное приготовление для пути в другое царство, то есть к инициации героя. Зажаривание в печи детей - отголосок очищения детей огнем. Изначально Баба-Яга не была злым персонажем, а, напротив, выступала помощницей. Всё изменилось, когда наступила эпоха патриархата - на сцену вышел Кощей Бессмертный, а Баба-Яга превратилась в злую ведьму-людоедку. Не знаю, насколько это верно, - это всего лишь мое предположение, - но этим превращением в злобное существо мы, видимо, обязаны мужчинам, которые всегда боялись женской силы. Ведь женщина производит на свет человека, с ней связано плодородие и вообще вся жизнь. Женщины рожали, берегли огонь, от них зависел урожай, и, вероятно, воительницами они тоже были неплохими (не из пустоты же возник миф про амазонок). Мужчина зависел от женщины, и это ему очень не нравилось. Кощей Бессмертный - это своеобразный патриархальный «ответ» Бабе-Яге.

Кощей Бессмертный. Символ господства мужской грубой агрессивной силы. Теперь главный - мужчина. Он подчиняет себе женщин, что в сказках выражается через похищение и заточение в плен девушек. Украв девушку, Кощей держит ее в темнице, пытается соблазнить богатством и могуществом. В общем, делает всё, что делает авторитарный мужчина - подчиняет женщину и подавляет её, грозит насильно выдать за себя замуж, угрожает и пытается подкупить сокровищами. Собственно, образ Кощея довольно наглядно рисует положение женщины в течение долгого времени: у нее не было прав, её покупали, продавали, насиловали, грубили, били и т.д. Сравнительно недавно по историческим меркам женщины обрели права и независимость, но до сих пор по традиции они считаются слабым полом. Этимология имени «Кощей» до сих пор точно не установлена, но она группируется вокруг нескольких понятий: кость, раб и стоянка (поселение). Кость - значит костлявый, раб - кощей в старославянском, стоянка (поселение) - кошь (отсюда «кошевой» у казаков). Но Кощей еще и очень могущественный колдун, в его распоряжении целое царство, его смерть надежно спрятана, а прислуживает ему зачастую ужасный монстр Змей Горыныч.

Змей Горыныч. Животное-трансформер - одновременно и ящер (змея), и птица. Олицетворение злого, темного начала. Обладает множеством голов (начиная с трёх). Имеет способность к регенерации. Извергает огонь. «Горыныч» - тоже не совсем ясное слово. То ли в горах живет, то ли в лесах, то ли под землей, то ли в воде. Чудовище это охраняет реку Смородину, которая ведет в царство Кощея (либо в царство мертвых). Змей Горыныч - это, по сути, дракон. По Юнгу это существо олицетворяет нашу теневую личность, наши страхи, хаос и неизвестное. Победить дракона - значит победить свои страхи. Образ дракона - один из самых многозначных, перечислить все трактовки в рамках этой статьи просто невозможно. Главное, что мы должны помнить - дракона обязательно надо победить! Победа над змеем дает герою внутреннюю свободу.

Иван. Архетип, который выражает надежду народа на то, что добрый, открытый, бесхитростный, отважный человек всегда будет награждён. Именно поэтому чаще всего этот архетип реализуется по пути от Иванушки-дурачка к Ивану-царевичу. То есть, был сирый и бедный, а стал богатый и знатный. И всё - благодаря своей доброте, естественности, отзывчивости и мудрости (мудрость здесь не синоним образованности или ума, а синоним интуиции, внутреннего голоса). А также хитрости и находчивости, - когда врага силой не одолеть, именно эти качества приходят ему на помощь. У этого архетипа имеется и женский вариант (добрая, простая, но тоже отнюдь не глупая девушка), хотя в народных сказках он встречается реже. Например, принцесса на горошине, Василиса, Аленушка, принцесса из сказки Ш. Перро «Ослиная шкура».

Женские архетипы. Их довольно много, они разнообразны и многогранны: принцесса, мать, жрица, воительница, охотница, ведьма, мачеха и так далее. В сказках представлены почти все эти архетипы. Вновь отсылаю вас к книге "Бегущая с волками"

Волшебные животные. Отзвук тотемических верований наших предков. Ворон - связь с миром мертвых; лягушка - влага и плодородие; конь - посредник между миром мертвых и живых; волк и медведь - священные животные у многих народов, они покровители и защитники, грозные и опасные, но справедливые.

Задание для самостоятельной работы:

1. Возьмите путь героя или путь героини и сопоставьте с сюжетом ваших любимых книг.

2. Возьмите любого архетипичного героя народной сказки и трансформируйте его одним из двух предложенных способов.

3. За рамками данной статьи остались герои-волшебные существа, герои-предметы и герои-природные силы. Проанализируйте самостоятельно этих героев. Какие у них характеристики, зачем они нужны в сказке, какую роль играют.

Даже в зрелом возрасте люди не забывают о сказках. Военные и чиновники, бизнесмены и менеджеры, адвокаты и бармены, строители и участники аукционов, которым нужна бесплатная оценка монет онлайн – все хотят немного волшебства. На этих рассказах формировалось мышление и мировоззрение многих поколений. Поступки главных героев показывали, как различить добро и зло, учили быть смелыми и справедливыми.

Обычно пожилая женщина, владеющая магией. В большинстве историй это отрицательный персонаж. Она крадет маленьких детей и юношей, чтобы убить и съесть. Однако в исключительных случаях помогает.

В современных представлениях она хозяйка леса и охранительница границ «иного измерения» (тридевятое царство). Поэтому у нее костяная нога – чтобы стоять в мире мертвых. Стоит отметить, что эта героиня также встречается в словацких, чешских, болгарских и сербских сказаниях.

Змей Горыныч

По сути это дракон, который дышит огнем. Всегда является олицетворением зла. Чаще всего похищает красивых девушек и держит их в заточении (либо съедает). В славянской мифологии встречается как «змок», «смок» или «змий». Интересно, что в некоторых древних языках значения слов «гора» и «лес» не различаются, поэтому героя зовут Горыныч, то есть «лесной».

Иван-дурак

Пожалуй, самый популярный сказочный герой. Этот Ваня все время попадает в передряги, но для любой проблемы у него найдется собственное оригинальное решение. Кроме того, ему всегда везет. Нередко удается добыть богатство и даже жениться на царевне. Некоторые исследователи считают, что Ивана называют дураком только потому, что он третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций).

Василиса Прекрасная (Премудрая)

Этот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Само имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная» (поэтому иногда она Царь-девица). Эта девушка показывает читателю, что представляет собой главный герой, а именно – испытывает его. По мнению исследователя русского фольклора Владимира Проппа, ее действия отражают переход власти от тестя к зятю через женщину (дочь). Так, борьба за престол между молодым парнем и старым царем есть явление историческое. Вот почему в сказках так мало говорится о характере невесты.

В общих чертах – могущественный лесной дух. Однако целостный образ собрать сложно. То он предстает в виде живого дерева, то оборачивается зверем, а то и вовсе, неопределенным антропоморфным существом. Согласно легендам, леший умеет менять свой рост, голос и внешний облик. Кроме того, он может становиться невидимым и обладает большой физической силой.

Почти всегда его появление сопровождается ветром. Отношение к данному персонажу всегда было двойственным. С одной стороны, его причисляли к нечистой силе, а с другой – называли хозяином леса, который всегда поступает справедливо.

Кощей

Могущественный чародей, что позволяет назвать его прототипом жрецов. Всегда злой и богатый, чахнущий над златом с goldadvert.com . Кощей (от слова «кость») – фактически живой скелет, который почти невозможно убить. Так, его смерть спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах.

Игра для детей 5-6 классов «Что? Где? Когда? с героями сказок».

Гришина Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 12», Пермский край, г. Кунгур.

Описание материала: предлагаю вам разработку игровой программы «Что? Где? Когда? с героями сказок» для детей 5-6 классов. Данный материал будет полезен классным руководителям, вожатым в детском оздоровительном лагере или воспитателям на школьной площадке.

Игра «Что? Где? Когда? с героями сказок».

Цель: формирование познавательного интереса в области литературы.
Задачи:
1. Расширить кругозор.
2. Развивать навыки работы в команде.
3. Формировать интерес к чтению.
Организация игры:
Игра построена по принципу телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Играет команда из 8 игроков(знатоков), против которых будут играть «герои сказок». Участник команды крутит волчок, ведущий берет со стола конверт, на который указывает стрелка волчка, и зачитывает вопрос из конверта от «сказочного героя». Участникам дается одна минута на обсуждение, после чего они должны дать ответ. Если команда дает правильный ответ, то она зарабатывает один балл, если нет, то балл уходит «сказочным героям». По окончании игры все знатоки награждаются медалями. Один игрок команды, которого выберут сами знатоки, награждается сувениров в виде совы, как самый лучший игрок.
Оборудование: картонный круг, разделенный на 11 секторов, волчок (юла) с прикрепленной к нему стрелой-указателем, «черный ящик» (картонная коробка обклеенная черной цветной бумагой или самоклеющейся пленкой), репродукция картины Васнецова «Три богатыря», медали для игроков с надписью «Знаток клуба «Что? Где? Когда?), сувенир в виде совы, конверты с вложенными внутрь карточками с вопросами.

Ход мероприятия.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости и знатоки клуба «Что? Где? Когда?». Рада приветствовать на первой игре летней серии игр, которая будет посвящена сказкам. Для начала, давайте определим 8 знатоков, которые сегодня займут места за игровым столом.
Отборочный тур.
(Может быть проведен заранее или непосредственно перед игрой).
Ведущая: Давайте вспомним, какой волшебный предмет из русских народных сказок обеспечивал героев разными кушаньями?
Верно, это скатерть-самобранка.
Задание отборочного тура:
В течение 5 минут составить из букв, входящих в слово «скатерть –самобранка», как можно больше новых слов.
8 победителей конкурса занимают свои места за игровым столом. Остальные будут болельщиками.
Ведущая: Начнем нашу игру. Уважаемые знатоки, сегодня против вас будут играть сказочные герои. Итак, против вас играют: Кот ученый, Дюймовочка, девочка Элли из Канзаса, Русалочка, Мальвина, три богатыря, Маленький принц, Чебурашка, дядя Федор из Простоквашино, домовенок Кузька.
Крутите волчок, игра начинается.

(Ведущий достает из конверта и зачитывает вопрос, на который указывает волчок. Игра продолжается, пока все вопросы не будут прочитаны).
1. Вопрос от Кота ученого:
Всем вам известны знаменитые строки А.С. Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». Внимание, вопрос: что такое лукоморье?
Верный ответ: Лукоморье – морской залив, бухта, изгиб морского берега (словарь Ожегова).
2. Вопрос от Русалочки:
Сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» настолько известна, что главной ее героине даже поставлен памятник.
Внимание, вопрос: в какой стране мира находится памятник Русалочке?
Верный ответ: В Дании, на родине писателя.
3. Вопрос от Мальвины:
Во время урока грамоты Буратино должен был записать фразу «А роза упала на лапу Азора», но поставил кляксу на лист бумаги и был отправлен в чулан.
Внимание, вопрос: фраза «А роза упала на лапу Азора» является палиндромом. Что такое палиндром?
Верный ответ: палиндром- слово или фраза. читающаяся одинаково в обоих направлениях.
4. Вопрос от Дюймовочки:
Меня назвали Дюймовочкой, потому что мой рост равен ровно одному дюйму.
Внимание, вопрос: каков мой рост в сантиметрах?
Верный ответ: рост Дюймовочки в сантиметрах равен 2,5 сантиметрам. Потому что в одном дюйме 2,5 сантиметра.
5. Вопрос от девочки Элли из Канзаса:
Все жители Изумрудного города были уверены, что город действительно построен из изумрудов, хотя на самом деле это были обычные стекляшки.
Внимание, вопрос: с помощью какой уловки Великому и ужасному Гудвину удалось заставить жителей поверить в обман?
Верный ответ: все жители Изумрудного города должны были днем и ночью носить очки с зелеными стеклами.
6. «Черный ящик».
Вопрос из «черного ящика»: этот овощ стал причиной страданий одной известной сказочной особы знатного происхождения. Что в «черном ящике»?
Верный ответ: в «черном ящике» находится горошина. Чтобы ответить на вопрос, нужно вспомнить сказку «Принцесса на горошине».
7. Вопрос от трех богатырей:
Перед вами лежит репродукция картины художника Васнецова «Три богатыря». Вспомните, как зовут богатырей, изображенных на картине, и подпишите имя каждого богатыря рядом с его изображением на картине.
Верный ответ: Илья Муромец – в центре картины верхом на черном коне, Добрыня Никитич верхом на белом коне с мечом в руке, Алеша Попович – самый молодой богатырь с луком в руках.
8. Вопрос от Маленького принца:
Что, по мнению Маленького принца обладает большей зоркостью чем глаз?
Верный ответ: сердце. «Самого главного глазами не разглядишь, зорко одно лишь сердце».
9. Вопрос от Чебурашки:
Где и кем работает мой друг крокодил Гена?
Верный ответ: крокодил Гена работает в Московском зоопарке крокодилом.
10. Вопрос от дяди Федора из Простоквашино:
Продолжите фразу: « Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно….»
Верный ответ: фраза дяди Федора звучит так: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное».
11. Вопрос от домовенка Кузьки:.
Когда я жил в доме у девочки Наташи, она угощала меня олелюшечками.
Внимание, вопрос: Что такое олелюшечки?
Верный ответ: так домовенок Кузя называет пирожные.
Подведение итогов игры:
В конце игры подводится итог, кто же набрал больше балов знатоки или сказочные герои. Команде знатоков вручаются медали. Самому лучшему игроку вручается сувенир в виде совы.