Мужские и женские архетипы. Архетипы по юнгу

Во второй части мы с Ольгой Редько приводим краткое описание каждого архетипа из первоисточника - книги Кэрол Пирсон «Пробуждение внутреннего героя», которая не издавалась по-русски.

1. Простодушный. Он же - Невинный.
(THE INNOCENT)

Во все времена человечество придумывало мифы о золотом веке или земле обетованной, где жизнь была или будет совершенной. Главное желание Невинного - чтобы жизнь не была тяжелой. Невинный есть в каждом из нас - это спонтанный и доверчивый ребенок, который, хотя и зависим от других, оптимистично пускается в путь.

Невинный боится быть покинутым и ищет безопасности. Его сильные черты, доверие и оптимизм, располагают к себе других, и так он получает помощь и поддержку в своем квесте. Основная опасность для Невинного - быть слепым и не видеть очевидных недостатков или даже отрицать их. Он может стать слишком зависимым от других в выполнении своих архетипических задач.

Теневая сторона Простодушного: Проявляется в отрицании чего-либо, и тогда мы не позволяем себе осознать, что же происходит в действительности. Например, мы можем делать больно себе или другим, но не признавать этого. Нам так же могут причинять боль, но мы будем стараться не замечать и даже запрещать себе думать об этом. Или мы будем верить тому, что говорят другие, даже если их точка зрения прямо противоположна нашему глубинному пониманию.

Итак, Простодушный больше всего на свете не хочет ни за что отвечать. Поэтому он более склонен до последнего оттягивать принятие решений, констатацию фактов и декларацию намерений. Ему бы хотелось, чтобы все устроилось как-нибудь само. При этом сытый и здоровый Простодушный - существо веселое, довольное жизнью, заряжающее всех позитивом.

2. Славный Малый. Он же - Свой парень. Он же - Сирота.
(THE ORPHAN)

Сирота понимает, что каждый важен, каждый в мире имеет значение, как и он сам. Этот архетип выглядит домашним и непритязательным. Но в его простоте заключена глубина человека, которого уже задела жизнь. Он похож на раненого или осиротевшего ребенка, который мало чего хорошего ожидает от жизни. В то же время, он полон эмпатии, реализма и прекрасно знает законы улицы.

Свой Парень опасается, что его, беззащитного Сироту, будут использовать в своих целях другие люди. И он ищет, как вернуться в покой утробы и снова пережить безопасность новорожденного в руках любящих родителей. Для того чтобы пройти свой квест, Сирота должен пробраться насквозь через те стадии развития, что он пропустил. Его сильные черты - умение поддержать и быть полезным, а также прагматичный реализм, которому ему пришлось научиться с ранних лет. Главная опасность архетипа - в том, что он глубоко впадет в состояние жертвы и так никогда внутренне не дозреет до героя.

Теневая сторона Славного Малого: Жертва, которая обвиняет других в своей некомпетентности и безответственности. Такой человек ожидает особого обращения и освобождения от жизни как от экзаменов, поскольку он пострадал или он такой хрупкий. Когда теневая сторона Своего Парня получает контроль над нашей жизнью, мы склонны атаковать даже тех, кто пытается нам помочь. Тем самым мы причиняем боль и им, и себе. Другой вариант Тени Сироты - когда мы капризничаем, требуем специальных условий и настаиваем на своей беспомощности или особом положении. Например, «Вы не можете от меня ничего ожидать. Я так ранен; я этого не умею; мне больно».

По-русски Своего парня или Сироту хочется назвать еще одни метким определением «Сын полка». Благодаря навыкам выживания он очень хорошо понимает законы общежития, с ним легко договориться, он многое умеет. С другой стороны, иногда этот тип склонен назойливо демонстрировать свои раны и страдания в надежде, что за это ему положены особые блага.

3. Воин. Он же - Герой.
(THE WARRIOR)

Когда все кажется потерянным, Воин является во всеоружии и спасает положение. Жесткий и храбрый, этот архетип помогает нам устанавливать цели и добиваться их, преодолевать препятствия и упорно продолжать в трудные времена, хотя он также склонен принимать других за врагов и делить весь мир на черное и белое. Воин относительно прост в своих мыслительных паттернах: он ищет возможности просто победить все, с чем сталкивается, включая драконов, живущих в его собственной голове. Он сражается и со своим страхом слабости. Квест для Воина - в том, чтобы увидеть смысл в своих действиях и мудро выбрать сражение, используя всю свою смелость и воинскую дисциплину.

Теневая сторона Героя: Преступник, использующий мастерство Воина для личной выгоды. Его не беспокоят мораль, этика или интересы других людей. Теневой Воин проявляется в нашей жизни и тогда, когда мы чувствуем, что нас заставляют поступиться нашими принципами: воин явится тот же час, чтобы настоять на своем и победить всех. Еще, как пример, теневой Воин буйно цветет в сегодняшнем деловом мире. Он воспринимает практически все, что происходит вокруг, как пренебрежение, угрозу или призыв к противостоянию. Поэтому у теневого Воина есть тенденция быть постоянно в боевой готовности.

Этот архетип - один в поле воин, неподкупный супергерой, готовый сражаться с целым миром или даже с самим собою. В крайних случаях его проявления описываются как «слабоумие и отвага», а в более адекватных своих проявлениях он просто решителен, настойчив и всегда готов соревноваться. Если же вы столкнулись с кем-то крайне упертым или чересчур жестоким, - возможно, вам встретился Воин-тень.

4. Хранитель, он же Опекун, он же Наставник.
(THE CAREGIVER)

Хранитель - это альтруист, движимый состраданием, щедростью и самопожертвованием для того, чтобы помочь другим. Несмотря на склонность к мученичеству, внутренний Опекун помогает нам растить наших детей, помогать нуждающимся и выстраивать структуры для укрепления жизни и здоровья. Хранитель в первую очередь найдет, как помочь другим, и сделает это с состраданием и щедростью. В этой погоне за помощью другим он рискует сделать больно себе самому. Опекун питает отвращение к эгоизму, особенно в себе, и опасается, что эгоизм может им завладеть.

Теневая сторона Хранителя: Страдающий мученик, который контролирует других тем, что заставляет их чувствовать свою вину. «Посмотри, чем я для тебя пожертвовал!». Архетип проявляется во всех манипулятивных и поглощающих паттернах поведения, когда человек заботится о других, чтобы контролировать или подавлять их. Он также проявляется в созависимости, навязчивой потребности жить чужой жизнью или спасать кого-то.

Пожалуй, Наставник - недостаточно точное русское название для этого архетипа. Скорее, его можно назвать Спасатель или Брат Милосердия. По сути же своей он - Хранитель.
Всякий опекун полагает, что должен прежде помочь людям, а потом уже думать о себе самом. Иногда это приводит к тому, что помогать нечем, все роздано. А порой Опекун оказывается в позиции агрессора, подвергая добру и нанося ласку: когда заботится о ком-либо, не учитывая реальные потребности и исходя лишь из своих взглядов на пользу.

5. Искатель, он же Землепроходец, он же Странник.
(THE SEEKER)

Искатель покидает изведанное, чтобы открыть и исследовать неизвестное. Этот внутренне суровый человек смело встречается с одиночеством и изоляцией, чтобы искать новые пути. Часто оппозиционный, этот ниспровергающий авторитеты архетип помогает нам раскрыть нашу уникальность, наше понимание и наш зов. Искатель ищет нечто, что поможет качественно улучшить его жизнь, и часто не осознает, что многое уже есть в нем самом. Он много учится, полон амбиций на своем пути и часто избегает взаимодействия с другими людьми и взаимопомощи. Ему важно «сделать это самому», он продолжает движение, пока не найдет свою цель (и истинного себя тоже).

Теневая сторона Искателя: Перфекционист, всегда стремящийся достигнуть невозможной цели или найти «правильное» решение. Мы видим это в людях, чья основная деятельность по жизни - это саморазвитие (они движутся от одной оздоровительной системы к другой, переходят из одной школы духовного роста в другую, и так далее), и, тем не менее, теневые Искатели никогда не готовы взять на себя обязательство завершить хоть что-либо.

Русский перевод названия архетипа отражает важную грань - стремление к пути, к поиску. Но нам кажется, что важно добавить еще один оттенок смысла - Естествоиспытатель, поскольку любой поиск в этом архетипе производится деятельно. Всякий ученый, одержимый возможностью открыть нечто новое или решить давнюю загадку - тоже Искатель, хотя может проводить дни свои в кабинете, а не в походе. Однако, он постоянно встречается с чем-то новым, и не просто созерцает новое, но и взаимодействует с ним, пробует на зуб и пытается угадать свойства. Искатель не очень заинтересован в поиске связей и сути вещей, это удел Мудреца. Скорее, Искателю нравится находить и разглядывать.

6. Разрушитель, он же Изгой, он же Бунтарь.
(THE DESTROYER)

Разрушитель воплощает подавленную ярость в отношении структур, которые больше не служат жизни, даже если такие структуры поддерживаются социумом или нашим сознательным выбором. Несмотря на то, что этот архетип может быть безжалостным, он пропалывает сад от сорняков, чтобы освободить место для новых ростков. Разрушитель - парадоксальный персонаж, чья деструктивность отражает одновременно движение к смерти и внутренний страх быть уничтоженным. Бунтарь - боец, он не заботится о своей безопасности и может подвергнуть опасности других. Его квест - измениться, отпустить гнев или другую силу, что движет им, и вернуться в равновесие, найдя жизненное направление, что укрепит его. Живя на острие жизни и смерти, он часто на удивление скромен.

Теневая сторона Бунтаря: Включает все саморазрушающие паттерны поведения: привязанности, принуждения или действия, подрывающие близость, карьерный успех, самоутверждения. И все паттерны поведения, которые оказывают разрушающий эффект на других: неправильное эмоциональное или физическое обращение, убийства, изнасилования.

Бунтарю перестали подходить все законы, которыми он пользовался раньше. Это не значит, что законы плохие, это значит, что он сам - изменился. Но пока он это не осознал, он будет полон протеста, который поможет избавиться от всего чужого, наносного и неважного.

7. Любящий. Он же Любовник. Он же Романтик. Он же Эстет.
(THE LOVER)

Архетип Любящего определяет все виды любви: родительскую, дружескую, духовную, но легче всего узнать его в романтической любви. Хотя он может принести всю гамму сердечных мук и драм, он помогает нам испытать опыт удовольствия, постичь близость. Этот архетип готов принимать на себя обязательства и следовать за предметом своей страсти. Любящий ищет блаженство истинной любви и дуализм божественной пары. И он уже достаточно созрел, чтобы не просто поглощать любовь, но и любить самому. Вкладываться в любовь действиями и брать на себя обязательства, чтобы испытать взаимную любовь другого. Он страшится одиночества и потери своей любви, и потому стремится постоянно укреплять свои любовные отношения и связи с объектом душевной страсти.

Теневая сторона Любящего: Сирены (выманивают других из их квестов), соблазнители (используют любовь для завоевания), помешанные на сексе или отношениях (чувствуют жажду и необходимость получать любовь). Они же - те страдальцы, которые не могут остановиться и сказать «нет», или те, кто утратил страсть и с ней радость жизни, или те, кто полностью разрушается от разлуки с любимым

В широком понимании, Любящий - это существо, очарованное кем-то или чем-то. Не важно чем: картиной, девушкой, поэмой или решением задачи. В своих младших ипостасях это пылкий созерцатель, тот, кто часами любуется и упивается объектом страсти. Он склонен украшать и проявлять себя как еще одно творение искусства, он подчеркивает гендер и умело расставляет соблазняющие акценты. Это человек, жаждущий ответа от мира, ожидающий любви и восхищения от других существ, так же, как восхищен ими сам. В своих зрелых проявлениях Любящий не просит, но дает любовь сам. Ему уже не нужно взаимности или страсти, потому что он достаточно вырос для того, чтобы быть в отношениях партнерства со всем миром. События эмоциональные и духовные здорово отвлекают Любовника от насущных дел, но он обычно хорошо адаптируется. И если Бунтарь отказывался от обыденности и повседневности, то Любящий снова согласен приступить к своим делам, с любовью.

8. Творец
(THE CREATOR)

Архетип Творца поощряет любые порывы воображения: от высокого искусства до мельчайших инноваций в жизни или работе. Он плохо относится к бездействию, и может привести нас к тому, что наша жизнь будет перегружена новыми проектами. Но если верно направлять энергию Творца, это поможет нам выразить себя множеством прекрасных способов. Творец страшится, что всякая реальность может оказаться иллюзией, и ему очень важно убедиться, что есть живой существующий мир вне его разума. Критическая часть его квеста - найти и принять себя, открыть свою истинную индивидуальность, связанную с внешним миром.

Теневая сторона Творца: Проявляется в творческой одержимости. У Теневого Творца так много потенциальных воображаемых возможностей, что он, в итоге, не воплощает ни одну. (Вы, возможно, помните фильм «Пожиратель тыкв» (The Pumpkin Eater), в котором женщина беременела каждый раз, когда лицом к лицу сталкивалась с пустотой в своей жизни). Так же и мы можем заполнять нашу пустоту еще одним маловажным проектом, вызовом, новым занятием, как она наполняла себя новым ребенком. Одна из разновидностей этого - трудоголизм, когда мы всегда имеем под рукой еще одно дело, которым можно срочно заняться.

Творец - тот, кто постоянно создает свои реальности, но при этом очень нуждается в базовом реальном мире снаружи, иначе он чувствует себя незащищенным и одиноким.
Мир снаружи нужен, чтобы видеть создания Творца, находить им применение, реагировать на них. Таким образом Творец понимает, что он существует. То есть, жизнь Творца - в его творениях, как бы пафосно это ни звучало. И если Творец утрачивает смысл, он сбегает от собственной жизни тоже в творения и проекты, которые могут отвлечь его от главного.

9. Правитель.
(THE RULER)

Архетип Правителя вдохновляет нас на то, чтобы взять ответственность за жизнь всего нашего царства и за общество в целом. Преодолев искушение доминировать над другими, продвинутый Правитель создает среду, благоприятную для даров и мнений всех причастных. Квест Правителя - создать порядок и структуру и, следовательно, эффективное общество, в котором субъекты правления могут жить продуктивно и относительно счастливо. Это не всегда легкая задача, поскольку порядок недалеко отстоит от хаоса, и Правителю нужно посвятить себя полностью своей работе. Правитель часто имеет дело с протестами и взбрыкиваниями, поэтому ему приходится брать на себя полную ответственность. А для этого ему требуются единоличные властные полномочия.

Теневая сторона Правителя: Тиран-людоед, настаивающий на том, что все должно быть по его правилам, и изгоняющий творческие элементы из королевства (или из души), чтобы обеспечить контроль любой ценой. Это Король или Королева, который потакает себе в якобы праведном гневе и кричит: «Голову с плеч!». Часто так действуют люди, когда они обнаруживают себя в доминирующем положении (например, молодые родители), но еще не знают, что делать с обрушившейся ответственностью. Теневая сторона также проявлена теми, кто мотивирован сильным стремлением контролировать.

Отчасти Правитель напоминает Опекуна, поскольку тоже лучше вас знает, что для вас лучше. Но задачи Правителя куда шире, и ответственности на нем больше. Он дает закон и порядок миру, который был им создан.

10. Маг, он же Волшебник, он же Иной
(THE MAGICIAN)

Архетип Мага исследует фундаментальные законы науки и метафизики чтобы понять, как трансформировать ситуации, влиять на людей и превращать видения в реальность. Если Маг сможет преодолеть искушение использовать силу в корыстных целях, он активизирует энергию во благо. Квест Мага не в том, чтобы «колдануть», но в том, чтобы трансформировать и преобразовывать что-то или кого-то. Маг обладает значительной силой, и поэтому его могут бояться. Он тоже может опасаться себя и своего потенциала нанести вред. Вероятно, наивысшая цель Магов - трансформировать самих себя, достигая все более высоких уровней осознания.

Теневая сторона Мага: Темный маг, сводящий лучшее к худшему по ходу трансформаций. Мы вовлекаем себя в такую теневую магию, когда умаляем других или себя, выбираем варианты и вероятности, приводящие к тому, что мы уважаем себя все меньше. Теневой Маг - это еще и часть нас, способная негативными мыслями и действиями сделать себя или других больными.

Таким образом, Магу предоставляется выбор - либо он имеет дело с наличествующей реальностью, осваивая все новые способы работы с ней, либо он погружается в иллюзорные реальности с помощью наркотиков или просто придумывая их, чтобы не получать угроз и задач от существующего мира. В тени Маг самоуничтожается, в своем прямом воплощении продолжает творить мир, на этот раз сверхъестественными способами (для тех, кто смотрит со стороны). Задача архетипа - познать свою силу и научиться с ней обращаться.

11. Мудрец, он же Философ.
(THE SAGE)

Архетип Мудреца ищет истину, которая освободит всех. И если искушение догмой преодолено, Мудрец в нас поможет увидеть мир и самих себя объективно и изменить свою жизнь, основываясь на максимально объективном анализе результатов наших действий и наших выборов. Мудрец - искатель истины и просветления, который отправляется в далекие путешествия за еще одним золотым слитком знания. Опасность Мудреца и его глубинный страх, что его, добытая ценой больших усилий, мудрость построена на песке фальши или вымысла. Его самая светлая надежда в том, что он действует честно и объективно. Мудрец учится видеть с ясностью, которая различает правду от кривды.

Теневая сторона Мудреца: Бесчувственный судья, холодный, рациональный, бессердечный, догматичный, часто помпезный, оценивающий нас и других и говорящий, что мы (или они) недостаточно хороши или делаем это неправильно.

Мудрец недаром имеет у Пирсон уточнение значения: Sage, прорицатель или провидец. Его компетенция достигла такого уровня, что начала переходить в интуицию. И то, что было когда-то стройной логической концепцией, становится откровением, чудом.

12. Шут.
(THE FOOL OR JESTER)

Архетип Шута побуждает нас наслаждаться простым течением жизни. И хотя Шут может быть склонен к лени и беспутству, он приглашает нас всех к игре, показывая нам всем, как можно превратить нашу работу, наше взаимодействие с другими и даже самые рутинные дела в ВЕСЕЛЬЕ. Цель Шута, вероятно, самая мудрая из всех: наслаждаться жизнью как она есть, со всеми ее парадоксами и дилеммами. Шута больше всего страшит недостаток событий и впечатлений, и быть «не живым». Он нуждается в том, чтобы находить это состояние жизненности, но может этого не осознавать.

Теневая сторона Шута: Обжора, мошенник или развратник, полностью обусловленный сильными желаниями или нуждами тела, без чувства собственного достоинства или самоконтроля.

Шут - архетип, исповедующий наслаждение, а еще он рассказывает истории, переваривая события, миры и персонажей. Это его главная задача. Он готов не только веселиться, и согласен не только развлекаться, но радость должна присутствовать в любом событии жизни. Бывает, что тяга к наслаждению подменяет собой все другие - и тогда мы встречаемся с Тенью Шута.

Наряду с бессознательным, которое формируется в индивидуальном опыте, Юнг обнаружил еще «коллективное бессознательное», элементы которого общие у разных людей. Анализ его структур (архетипов) составляет основу учения Юнга.

Юнг, как глубинный психолог, исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в снах пациентов психотерапии нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга, как глубинного психолога, в его приверженности идее коллективного бессознательного.

Именно «коллективное бессозна­тельное» является для швейцарского психиатра тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы».

Юнг сопоставлял архетипы с системой осей кристалла, которая реформирует кристалл в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким "веществом" является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде архетип, поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания ("архетипические образы") стоят в опыте сновидений, и, мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное. В работах по психологии религии для характеристики архетипических образов Юнг использует термин "нуминозное". По этому поводу Юнг говорит: «Понятие Бога есть необходимая психологическая функция, иррациональная по своей природе: с вопросом о существовании Бога она вообще не имеет ничего общего. Ибо на этот последний вопрос человеческий интеллект никогда не будет в состоянии дать ответ; в еще меньшей мере эта функция может служить каким бы то ни было доказательством бытия Бога" . Идея Бога является архетипической, она неизбежно присутствует в психике каждого человека, но отсюда невозможен вывод о существовании божества за пределами нашей души.

По мысли Юнга, бессознательное – это вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления. Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории.

Архетипы "коллективного бессознательного" являются своеобразными когнитивными образцами, тогда как инстинкты - это их корреляты; интуитивное схватывание архетипа предшествует действию, "спускает курок" инстинктивного поведения.

    ИЕРАРХИЯ АРХЕТИПОВ

Юнг организовал архетипы в отдельные группы; так, он заметил, что существует тенденция к персонификации бессознательного.

Самым глубоким внутренним архетипом является самость

Из идей Юнга о самости: наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте.

это самый центральный архетип, архетип порядка, который организует переживание других архетипов. Говоря о "центральном" архетипе, Юнг санкционирует иерархическую форму классификации.

Другой широко принятый подход состоит в том, что существует четыре типа архетипов. Во-первых, это "мелкие" архетипы, такие как персона и тень, далее архетипы "души" ,затем "архетипы духа" (мудрые старик и старуха), и наконец, самость.

Другое различие проводится между архетипами семьи (ребенок, мать, отец, дом) и архетипами, относящимися к человеку (самость, анимус/анима, тень, персона).

    АРХЕТИПИЧЕСКАЯ БИПОЛЯРНОСТЬ

Архетипы выражают врожденную биполярность между положительным и отрицательным аспектами переживаний и эмоций. Например, архетипическии образ отца может быть разделен на помогающего, поддерживающего, сильного отца, вызывающего восхищение, и на тиранического, подавляющего, кастрирующего отца (или слабого, бесполезного отца). Образ отца опирается в большой степени на то, как переживания, вызванные внешней средой, сливаются или, говоря более техническим языком, опосредуют архетипическую образную систему. Абсолютно хороший отец, конечно, идеализация, и то, что кажется хорошим одному, вполне может восприниматься иначе другим.

Человек подчинен и пойман на крючок всего только одной стороной и из всего диапазона архетипических возможностей; это жестокая депривация.

    АРХЕТИП КАК УНАСЛЕДОВАННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ

Юнг никогда не был уверен относительно точного наследования архетипов, т.е. того, как они передаются, но он проводил параллели с такими явлениями, как цыплята, которые вылупляются из яиц, птицы, которые строят гнезда, и другими типами специфического поведения, свойственными определенным видам. Этот биологический аспект архетипа суммируется биологом Портманном:

"порядок внутренней жизни животного управляется образующим элементом, действие которого психология человека обнаруживает в мире архетипов. Весь образ жизни высших животных имеет в высшей степени архетипический характер. Биологу это предстает как явная организация инстинктивной жизни" .

Юнг по этому поводу пишет:

«Критики довольствовались утверждением, что не существует никаких архетипов. Конечно, они не существуют, так же как ботаническая система не существует в природе! Но станет ли кто-нибудь отрицать существование в природе семейств растений на этом основании?".

Основная идея Юнга относительно архетипических моделей состояла в том, что это "биологические нормы психической деятельности".

    АРХЕТИП КАК ОТПЕЧАТОК

Отношения между архетипом и опытом - это система обратной связи; повторяющийся опыт создает остаточные психические структуры, которые становятся архетипическими структурами. Но эти структуры оказывают влияние на опыт, стремясь организовать его в соответствии с уже существующей моделью.

Простой пример показывает, как работает система обратной связи. В течение миллионов лет эволюции человека дети в своем выживании были полностью зависимы от других, особенно от матери. Это настолько регулярное и предсказуемое явление, что теперь, наконец, современный ребенок начинает жизнь с уже бессознательными намерениями - не рассматривать мать как хорошее (приятное) или плохое (болезненное), но организует свой личный опыт ранней уязвимости вокруг моделей "самости", "матери", "хорошего", "плохого". Можно сказать, что ребенок структурирует свой опыт в соответствии с врожденной психологической схемой точно так же, как он "знает", как дышать или испражняться.

Юнг обобщает: "коллективное бессознательное - это образ мира, который формировался в течение миллионов лет. В этом образе определенные черты, архетипы или доминанты выкристаллизовывались с течением времени. Они являются главными силами" .

    АРХЕТИП И ИНСТИНКТ

Юнг связывал архетипы и их функционирование с инстинктами. Вначале, в 1919 г., он рассматривал архетип как психологический аналог инстинкта, "автопортрет инстинкта... то, как инстинкт понимает сам себя" .

Архетипы начинают рассматриваться как психосоматические единства, занимающие промежуточное положение между инстинктом и образом. Юнг писал в 1947 г.:

"реализация и ассимиляция инстинкта никогда не происходят с помощью растворения в инстинктивной сфере, они происходят только через интеграцию образа, которая определяет и одновременно пробуждает инстинкт" .

Поэтому существует взаимозависимость, и ни инстинкт, ни образ не имеют отдельного или первичного существования по отношению друг к другу.

Психоидное бессознательное - это первичная упорядочивающая структура, но ее проявления "невозможно непосредственно воспринять или представить" .

Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, "первичных моделей") . Архетипы -- врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия. мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие; врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации -- например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 2.1.). Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Архетип сам непосредственно никогда не может достичь сознания, но только опосредовано, с помощью символов. Так, Бога нельзя видеть, Бог -- это страх Божеский, человеческая психика не выдержит встречи с ним. Это архетип, он всегда дан только через символы, таким символом Бога является для христиан Иисус Христос, для мусульман -- Мохаммед и т.д.

В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительнее сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Напримep, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности "Я". Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Таблица 2.1 Примеры архетипов, описанных Юнгом.

Определение

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария,

Мона Лиза

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос,

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хусейн

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

Некоторые наиболее важные архетипы.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченнымм. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется Персоне, Аниме и Анимусу, Тени и Самости.

Персона (от латинского слова "persona", обозначающего "маска") -- это публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона -- это маска, которую надевает человек в ответ на требования социальных условностей и традиций, и в ответ на внутренние архетипические потребности (Jung, 1945). Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность и она часто -- хотя и не всегда -- скрывает истинную природу человека. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Персона -- это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом.

Если, как это часто случается, эго идентифицируется с персоной, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он отчуждается от себя, и вся личность становится плоской, двухмерной. Он становится видимостью человека, отражением общества -- вместо того, чтобы быть автономным человеческим существом.

Ядро, из которого развивается персона,-- архетип. Этот архетип, как и все, происходит из расового опыта; в этом случае опыт состоит в социальных взаимодействиях, в которых принятие социальной роли служило на пользу людям как социальным животным. (В некоторых аспектах персона напоминает суперэ-го по Фрейду.)

Тень - это "низший человек в нас": наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения. Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции (Jung, 1948г.). Следовательно, тень воплощает животную сторону человеческой природы. Как архетип, тень ответственна за наши представления о первородном грехе; проецируясь вовне, она становится дьяволом или врагом.

Архетип тени ответствен и за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств, действий. Они могут либо укрываться от публичного позора за персоной, либо вытесняться в личное бессознательное. Таким образом, теневая сторона личности, обязанная своим рождением архетипу, пронизывает частные аспекты эго и значительную часть личного бессознательного.

Тень с ее энергией и страстностью животных влечений придает личности более объемное, трехмерное существование.

Обычно Тень проецируется на других, потому что человек не хочет признавать за собой неодобряемых им самим и культурой качеств. Встречу с собственной Тенью трудно выдержать, однако опыт показывает, что устранить ее невозможно. Просто подавить ее не удается. Чтобы устранить невроз, страдание, связанное с Тенью, ее надо научиться принимать и сосуществовать с ней. Обнаружение и признание собственной Тени позволяет прекратить ее проецирование на других - приписывание им собственных негативных качеств. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью. Анима и Анимус.

Широко признано, что человек в сущности -- животное бисексуальное. На физиологическом уровне мы видим, что и у мужчин, и у женщин выделяются и мужские, и женские гормоны. На психологическом уровне у представителей обоих полов обнаруживаются как маскулинные, так и фемининные характеристики. Гомосексуальность -- лишь одно из явлений, хотя и наиболее яркое, из тех, что положили начало представлениям о человеческой бисексуальности.

Фемининную сторону мужской личности и маскулинную сторону женской Юнг приписывает архетипам. Фемининный архетип в мужчине называется анима, маскулинный архетип в женщине -- анимус (Jung, 1945 1954). Эти архетипы, хотя и могут быть обусловлены хромосомами и половыми железами, являются продуктами мужских расовых переживаний, связанных с женщинами, и женских, связанных с мужскими. Иными словами, мужчина, живя с женщиной на протяжении веков, стал феминизированным; женщина, живя с мужчиной, стала маскулинизированной.

Анима и Анимус - архетипы женственности и мужественности соответственно. Женщина обладает не только собственным женским началом, но и Анимусом, а мужчина - Анимой. Анима -- природный женский архетип, это выражение жизни, в которой есть и благо, и зло жизни, которая дана и богине, и ведьме. Анима получает персонификацию в принципе Эроса и символически представлена галереей женских фигур от святой до проститутки. Доминирование в мужчине Анимы, представляющей собой эмоциональное начало, выражается в его женоподобном поведении, неспособности принимать самостоятельные решения. Однако, хорошо гармонично развитая, Анима в мужчине позволяет ему успешно соотноситься с глубинными слоями собственной психики.

Анимус - это мужской архетип во внутреннем мире женщины. Он персонифицируется в Логосе, это способность к рациональному мышлению, рефлексии. Идентификация с Анимусом вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, заставляет стремиться к власти. В то же время, хорошо развитый, Анимус позволяет женщине действовать разумно и целенаправленно.

Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителя каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы на то, чтобы понять представителей другого и ответить. Мужчина чувствует природу женщины через реальность своей Анимы, женщина чувствует мужскую природу через реальность своего Анимуса. Но Анима и Анимус могут привести к непониманию и разладу, если архетипический образ продуцируется безотносительно к реальному характеру партнера. Так, если мужчина пытается идентифицировать свой образ идеальной женщины с реальной женщиной и недостаточно принимает в расчет расхождение между идеальным и реальным, он может жестоко страдать, когда поймет, что эти двое неидентичны. Между требованиями коллективного бессознательного и реальностью внешнего мира должен быть компромисс, иначе человек не сможет достаточно хорошо адаптироваться.

Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, "феминизировались" в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

В работе "Психология и алхимия" (1944) Юнг разрабатывает психологию целостности, основанную па символе мандалы. Главным понятием этой психологии целостного единства выступает самость- это архетип, представляющий стремление человека к целостности. Самость -- это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.

Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспредельной личности, это целостность человека как индивидуальности. К Самости ведет процесс индивидуализации, т.е. интеграции коллективного бессознательного в отдельной личности. В ходе индивидуализации человек разрешает свои внутренние противоречия и проблемы.

Самость -- это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, которой редко достигают. Как и все архетипы, она мотивирует человеческое поведение и заставляет искать целостности, особенно на религиозном пути, истинные религиозные переживания почти так же близки к переживанию самости, как то, к чему когда-либо смогут прийти люди, а фигуры Христа и Будды настолько отчетливые выражения архетипа самости, насколько возможно в временном мире. Неудивительно, что самость была открыта Юнгом при исследовании религий Востока, где поиск целостности и единства с миром посредством ритуальных практик (например, йоги) развит гораздо сильнее, чем в запади религиях.

Прежде чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. Поэтому архетип самости не очевиден до достижения человеком кризиса середины жизни. В этот период человек начинает предпринимать серьезные попытки сместить центр между сознательным и бессознательным. Этот срединный регион -- область самости. И, наконец, когда все структуры психики находятся между собой в относительной или полной гармонии, возникает Самость, целостный человек, самость -- это как бы образ Бога в нас, идеал, к которому мы постоянно стремимся.

Однако этот путь этот долог, он практически бесконечен, поэтому символом индивидуализации является квадрат, заключенный в круг.

Самость выражается в различных символах, главный из которых -- мандала или магический круг (Jung, 1955). Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство "Я", символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в человеческом опыте. Представление о самости -- быть может, самое важное психологическое открытие Юнга и представляет кульминационный момент в его исследовании архетипов точкой между сознательным и бессознательным.

Архетипы, по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политики и других видах теоретической и практической деятельности людей.

Архетип порождают определенные психические формы, главным источником которого служат сновидения, обладающие тем преимуществом, что являются непроизвольными, спонтанными продуктами природы, не искаженными никаким сознательным намерением. Тем самым, они являются чистыми произведениями природы, которые не фальсифицируются, какой бы то ни было сознательной целью.

Другой источник - "активное воображение", подразумевающее последовательность фантазий, порожденных намеренной концентрацией. Существование нереализованных, бессловесных фантазий увеличивают частоту и интенсивность сновидений, если же фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, становятся более слабыми и редкими. Таким образом, сновидения часто содержат фантазии, которые хотят стать осознанными.

Источниками сновидений часто становятся подавленные инстинкты, обладающие оказывать влияние на сознание.

Источниками архетипов являются делюзии параноиков, сновидения раннего детства (от 3 до 5-ти лет), фантазии. Такой материал лишен ценности, пока мы не сможем провести мифологические параллели. Чтобы сделать это, необходимо знать функциональное значение индивидуального символа, и выяснить, не имеет ли он то же самое функциональное значение.

Как мы уже видели, архетип может стать ядром комплекса, притягивающим переживания. Тогда архетип может проникать в сознание через ассоциированные переживания. Мифы, сновидения, видения, ритуалы, невротические и психотические симптомы, произведения искусства содержат значительное количество архетипического материала и представляют лучший источник наших знаний относительно архетипов. Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявлению архетипов в религиозных представлениях, мифах и сновидениях.

В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное , унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.


Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.


Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те , которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, .
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.


Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

Архетип в аналитической психологии — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте проявляемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифологических рассказов, волшебных сказок, художественных произведений.

Архетип с древнегреческого означает "первообраз", это не просто образы, аналогичные воспринимаемым нами. Это более глубокие и устойчивые следы, которые могут, однако, до поры до времени оставаться неосознанными. Архетипы являются общими для всего человечества и передаются по наследству.

Понятие архетипов было введено К.Г. Юнгом в 1919 году в работе «Инстинкт и бессознательное». Несмотря на близость понятия архетип к понятию эгрегор их не стоит смешивать в рамках одной теории. применима как правило для эзотерического мировоззрения, описания различных магических практик и уходит корнями в средневековую мистику, в то время как теория архетипов базируется на фундаментальных принципах психологии, она как правило находит своё применение в маркетинге, различных политических технологиях и технологиях манипулирования сознанием.

Карл Густав Юнг (26.07.1875 - 6.06.1961) — швейцарский психолог и психиатр.

В 1906-1913 гг. работал с З. Фрейдом, в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Создал собственную аналитическую психологию, основанную на использовании аналогий из мифологии при анализе сновидений. В результате многолетних клинических наблюдений Юнг пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков.

Изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующие даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греческого "архе" — "начало" и "типос" — "образ") — мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления и переживания.

Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Они передаются из поколения в поколение и составляют структуру мировоззрения. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием. Почти повсеместно встречаются одни и те же символы, обозначающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, порядок и хаос.

Согласно Юнгу, архетипы являются структурно-формирующимися элементами бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы (людей, животных, природных сил, демонов), которые доминирую и в мышлении людей, и в культуре. Юнг сравнивает архетип с пересохшим руслом реки, которая определяет направление психического потока, но сам характер течения зависит только от самого потока. Архетипы сами по себе бессознательны, но могут представлены в сознании в виде архетипических образов.

Юнг показал, что архетипы являются отражением потребности людей в определенной “информации” (в широком смысле слова). Это позволило описать набор базовых архетипов, как сочетание видов восприятия и психологических установок. Каждому человеку присущи все эти потребности, а значит и базовые архетипы, но их приоритет индивидуален. Вот примеры расширенного описания проявления базовых архетипов в характере и поведении людей:

Правитель

Если у человека активизируется архетип Правителя, он с удовольствием берет на себя руководящую роль и старается максимально контролировать все происходящее. Размышления о лучшем способе организации деятельности и разработка стратегий и процедур дают ощущение совершенного владения собой и власти над миром, которое приносит огромное удовлетворение.

Люди, у которых сильно выражен архетип Правитель, склонны беспокоиться о вопросах имиджа, статуса и престижа не в силу своей поверхностности, а потому, что они прекрасно понимают, как важно для усиления власти внешнее воздействие. В лучших своих проявлениях Правителями движет желание помочь миру, а в худшем случае это выливается в авторитаризм и тиранию.

Герой

Естественное окружение для Героя - это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место или любое другое место, где трудности или вызовы требуют мужественных и энергичных действий. Герой хочет сделать мир лучше. В глубине души он боится потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и одержать победу. Этот архетип воспитывает в людях дисциплину, сосредоточенность, решительность, целеустремленность.

Наряды и окружающая среда Героя функциональны, а не роскошны. По сути, слишком большой комфорт воспринимается им как опасность, т.к. может размягчить человека. Когда в человеке активизируется архетип Героя, в нем просыпается честолюбие и готовность принять брошенный вызов. Герои защищают тех, кого считают невинными, ранимыми и неспособными помочь себе самостоятельно. В лучших своих проявлениях они совершают великие деяния, а в худших — страдают высокомерием, жестокостью и вечным поиском врага.

Основные потребности человека описываются базовыми архетипами, которые содержат как позитивные, так и негативные возможности их реализации. Правитель может превратиться в тирана, Герой - в жестокого карьериста, Хранитель - в консерватора, чуждого всему новому и т.д.

Базовые архетипы проходят красной нитью через все культурное наследие человечества - в сказках, преданиях, религиях. Например, в римской и греческой мифологии архетипы проявлены в божественых персонажах: Правитель - Юпитер, Зевс; Герой - Марс, Арес; Мудрец - Минерва, Афина; Любовник - Венера, Афродита; Хранитель - Церера, Деметра. Поражает тот факт, что сходные образы присутсвуют в культурах практически всех времен и народов.

Есть такое понятие "резонанс" — явление сильного возрастания амплитуды колебаний (электрических, механических, звуковых и т. д.) под влиянием внешних воздействий, когда частота собственных колебаний системы совпадает с частотой колебаний внешнего воздействия. Подобное происходит и с восприятием человека, когда из общей массы разнообразной информации он вычленяет ту, на которую он настроен, которая им востребована. Так сонастороившись с определённым архетипом можно значительно усилить в сонастроеном те черты характера и мотивирующие факторы которые присущи архетипу.

Подобные технологии широко распространены в рекламном бизнесе, в полит технологиях, и других техниках манипулирования человеческим сознанием.

При копировании информации просьба оставлять ссылку на статью и пару добрых слов в комментариях =)