«Будденброки», художественный анализ романа Томаса Манна. Смерть старого Иоганна. Примирение братьев. Замужество Тони


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Филологический факультет

Кафедра литературы

Хождение Богородицы по мукам

Выполнила:

студентка группы РЛ-14-2

Карпова Александра Андреевна

Ульяновск, 2015

Каждый человек в своей жизни задавался вопросом: «Что же для него вера?», «Существует ли Бог, рай, ад?», «Как нужно жить и что есть настоящий грех?» Все эти вопросы вновь посетили мой разум после прочтения «Хождение Богородицы по мукам»

«Хождение Богородицы по мукам» -- довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Тема его -- описание мук грешников в аду.

Я попыталась разобраться в себе, в своих суждениях на этот счет и пришла к выводу, что преподносить людям веру в такой форме, пожалуй, нельзя. Попытаюсь зайти издалека и проанализировать для начала, что же такое Заповеди Господни. На мой взгляд, это упрощенный свод законов, для тех, кто не боится наказания земного. Хитрый способ держать людей под контролем, запугивание о постоянном наблюдении Всевидящего Отца. И за непослушание грешников ждут страшные муки в адовых котлах. Для этого сочинялись различные страшные истории о жутких наказаниях и чудовищных страданиях за всякую провинность. Я отказываюсь верить в такого жестокого Бога. Разве Отец наш может быть таким категоричным и злым? апокриф вера заповедь грешник

В самом тексте апокрифа меня поразило несколько моментов, вот один из них: « И увидела богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться»

Не очень-то милосердный отзыв из уст святой женщины…

Если принимать весь текст за чистую, неоспоримую правду, то, получается, каждый из нас должен готовиться к попаданию в огненную реку. Я ни в коем случае не говорю о ворах, убийцах и прочих тяжких преступниках, если ад есть, то место им, безусловно, там. Но ведь все остальные нормальные люди очень грешны и грешат понемногу каждый день! Болтают, объедаются, ленятся, по мелочи привирают, злятся и т.д. Но разве это повод обрекать их на вечные пытки? Если да, то возникает следующий вопрос: «Господь настолько глуп и деспотичен?» Зачем он продолжает создавать нас такими слабыми и поддающимися порокам и соблазнам? Зачем он делает жизнь такой сложной? Ведь часто люди совершают ошибки от незнания, неопытности, сложности жизненного выбора. Почему Бог посылает страдания невинным? Почему он допускает рак у младенцев? Сиротство? Педофилию? Может это нам стоит судить такого Бога, а не ему нас? Обладая могуществом и умением творить чудеса, он оставляет людям наркотики, войны, голод. И требует от человечества непорочности в данных условиях. Так не должно быть.

Но это не значит, что в Бога я не верю. Я искренне верю в высшую силу, управляющую людьми. Безусловно, существует наблюдатель, который где-то пишет книги наших дел. И за плохие деяния все получат по заслугам, но, только не жарясь на сковородках с крюками в языках. Ведь Господь не маньяк, а Отец наш и со стороны людей, пишущих истории вроде «Хождения Богородицы по мукам», просто некрасиво выставлять святыню в таком виде. В самом тексте я заметила моменты, которые должны нагнать на читателя жути своим величием. Например: «И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто -- с западной, сто -- с южной, сто -- с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы…» Зачем Богородице толпа из четырехсот сопровождающих? И сколько времени прошло пока они все её поцеловали?

Религия и вера не должны быть инструментом для устрашения людей, они должны быть источником вдохновения, очищения, просветления и оптимизма. Нет истинной веры в страхе перед наказанием. Просветление приходит к тому, кто не боится пыток, но остается хорошим человеком, творящим добрые дела. Не обязательно верить в истории из Библии, читать молитвы, ходить в церковь и тратить время на различные обряды, нужно просто помогать ближним и жить по совести. Тогда Всевышний будет оберегать и любить такого человека, даже если последний о нем вообще ничего не знает и никогда не слышал ни о какой религии.

Я считаю, что Создатель добрый, милосердный и понимающий. Мы дети его, а он, как любой родитель простит нам прегрешения наши, поймет и пожалеет. Человек рожден, чтоб ошибаться и грешить, но выходить, набираясь опыта, на верную дорогу. Наверное Господь не так могуществен, как мы его себе представляем, раз он допускает столько страданий и бед, но он делает это не со зла и не с целью наказать род человеческий, возможно он сам не в силах изменить многое. Но я верю, что он видит каждого из нас, грустит и радуется со всеми, пытается помочь и наставить на путь истинный. Всевышний Создатель внутри нас, нужно лишь увидеть его в себе и нести этот свет людям.

Подобные документы

    Прославление Божьей Матери превыше всех святых в Православной Церкви, ее значение в истории человечества. Католические и протестантские крайности в почитании Богородицы. Догматы о непорочном зачатии и вознесении Богородицы, не имеющие прочных оснований.

    сочинение , добавлен 23.12.2013

    Место религиозных представлений в решении социальных и конфликтных ситуаций, получения творческого вдохновения, ухода от реальности. Религия в мировой истории: вера центрально-американских индейских племен, в Средневековой Европе и современном мире.

    реферат , добавлен 16.09.2016

    Для религии необходимо несколько духовно единых в вере людей, находящихся в устойчивом, организованном общении. Вера исходит из индивидуальности верующей личности, а религия – из общности верующих людей. Любая религия зарождается от личной веры.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Религия - вера людей в сверхъестественные силы и существа, свод норм поведения, культов, обрядов и духовных убеждений. Характеристика и тенденции развития трех мировых религий - буддизма, христианства, ислама. Их роль в социальной жизни человека и обществ

    курсовая работа , добавлен 30.01.2012

    Слово "религия" как эквивалент слова "вера". Вера в Авесте – древней книге иранцев, ее связь с именем бога Варуна у индоариев. Религия как совокупность способов достижения Бога. Этапы развития религии: анимизм и монотеизм. Религиоведческие школы Запада.

    реферат , добавлен 20.05.2009

    Религия как древнейшая форма духовной культуры, ее происхождение, структура, проблема происхождения и роль в современном мире. Особенности религиозной веры как основы любой религии. Сравнительная характеристика основных групп ныне существующих религий.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Структура и основные черты мифологического сознания. Вера как основной принцип религиозного сознания. Основные мировые религии. Мифология как систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира.

    реферат , добавлен 14.03.2010

    Общее понятие религии, представляющей собой сдержанность, духовное удовлетворение для человека. Опасность противоборства групп людей вследствие религиозных ценностей и взглядов. Значение веры в жизни человека, которая поможет преодолеть многие проблемы.

    сочинение , добавлен 21.02.2015

    Аспекты научного поиска и формирования религиозной веры: интуиция, воображение и вера. Формы дополнения научных и религиозных наблюдений друг другом. Отношение ученых разных эпох к религии и вере. Наука и религия как неотъемлемые части мировой культуры.

    реферат , добавлен 04.03.2009

    Понятие веры и знания. Гносеологический элемент веры, ее психологическая сторона. Особенности религиозной веры. Наука и религия: проблемы взаимопонимания. Знание как проверенный практикой результат познания действительности. Рост научного знания.

Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы Коллектив авторов

Хождение Богородицы по мукам (в сокращении) Перевод М. Рождественской

Хождение Богородицы по мукам (в сокращении)

Перевод М. Рождественской

…Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, благодатная, я все тебе расскажу». И спросила его святая Богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»

Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в Отца и Сына и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, – Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются…

Архистратиг спросил ее: «Куда хочешь теперь, благодатная, на юг или на север?» И ответила благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели Богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку – одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

Увидев их, святая Богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила Богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила пресвятая Богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила святая Богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил ей архистратиг: «Это те, госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

И увидела святая Богородица мужа, висящего за ноги, поедаемого червями, и спросила ангела: «Кто это? Какой грех он совершил?» И сказал ей архистратиг: «Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается».

И увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая Богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». Михаил сказал ей: «Еще не видела ты, святая Богородица, великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, благодатная?» Святая ответила: «На север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в святое воскресенье не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И сказала святая Богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен»…

И увидела святая Богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?» И сказал архистратиг: «Это клеветники и сводники, разлучившие брата с братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, пресвятая, что я тебе скажу о них. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению. За это они навек мучаются».

А в другом месте святая увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его. Он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня». Глядя на него, пресвятая Богородица сказала: «Господи, помилуй», – трижды – и сотворила молитву. К ней подошел ангел, владеющий муками, чтобы освободить этому человеку язык. И спросила его святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается», поэтому он и мучается здесь». И сказала святая: «Что заслужил, то и получает». И ангел снова связал ему язык…

И увидела святая мужа и крылатого змея с тремя головами – одна голова была обращена к глазам мужа, а другая – к его губам. И сказал архистратиг: «Этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю Божию творил, а жил в блуде и беззаконии…»

И сказал архистратиг: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод – многих грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивавшие, что говорят близкие, это сводники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питались чужими трудами, разлучали супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божию, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники». Услышав это, пречистая Богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!» И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!»

Вопросы и задания

1. Какие грехи описываются в этом произведении и как они отражают систему ценностей средневекового русского человека?

2. Сопоставьте это произведение с «Божественной комедией» Данте, отметьте сходство и различия в системе ценностей этих произведений.

3. Объясните, почему Богородица плачет, видя мучения грешников.

Из книги Найдите, что спрятал матрос: "Бледный огонь" Владимира Набокова автора Мейер Присцилла

Перевод В «Бледном огне» исследователи физического мира связаны с исследователями мира метафизического через немецких ученых и поэтов. В процессе литературного взаимообмена немцы, как и французы, играют важную роль, наводя мосты между русской и английской традициями.

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ Культ богородицы и праздники в ее честь занимают видное место в православной церкви, и многие из них вошли в число двунадесятых праздников. Культ Марии (мадонны) у католиков затмил даже культ самого Иисуса

Из книги Собрание сочинений. Т.24. Из сборников:«Что мне ненавистно» и «Экспериментальный роман» автора Золя Эмиль

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ Культ богородицы и праздники в ее честь занимают видное место в православной церкви, и многие из них вошли в число двунадесятых праздников. Культ Марии (мадонны) у католиков затмил даже культ самого Иисуса Христа. Своими корнями культ

Из книги Сочинение Набокова автора Барабтарло Геннадий Александрович

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ (МАЛАЯ ПРЕЧИСТАЯ) 8(21) сентября Праздник рождества богородицы, или, как часто православные христиане называют его, малая пречистая, является одним из крупнейших праздников культа богородицы и относится церковью к двунадесятым праздникам.Церковь

Из книги Мой XX век: счастье быть самим собой автора Петелин Виктор Васильевич

Успение праведной Анны - матери богородицы 25 июля (7 августа) Через два года после переселения в Иерусалим умерла и Анна. В память ее смерти церковь установила специальный праздник - успение праведной Анны, матери богородицы. Легенда о жизни богоотцов Иоакима и Анны и

Из книги Проза разных лет автора Борхес Хорхе

УПАДОК © Перевод. В. Шор Мы являемся свидетелями великолепной комедии, которая разыгрывается в Салоне у картин Курбе. Меня, критика изобразительного искусства, порою больше, чем творчество самих художников, занимает поведение посетителей выставок, ибо они, сами того не

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Laura и ее перевод 1. В конце «Трагедии господина Морна» таинственный Дандилио говорит, что «смерть - любопытна». В «Приглашении на казнь» один из действующих шутов под шумок и как бы ненароком выдает музыкальный ключ к замыслу книги (правда, калейдоскопически

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

ЮГ ** © Перевод М. Былинкина Человек, сошедший в 1871 году с судна в порту Буэнос-Айреса, звался Иоханнесом Дальманом и был пастором евангелической церкви. В 1939 году один из его внуков, Хуан Дальман, заведовал муниципальной библиотекой на улице Кордова и чувствовал себя

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

История Власа – лентяя и лоботряса (в сокращении) Влас Прогулкин – милый мальчик, спать ложился, взяв журнальчик. Всё в журнале интересно. – Дочитаю весь, хоть тресну! - Ни отец его, ни мать не могли заставить спать. Засыпает на рассвете, скомкав ёрзаньем кровать, в

Из книги Русский театр в Петербурге. Ифигения в Авлиде… Школа женщин… Волшебный нос… Мать-испанка… автора Белинский Виссарион Григорьевич

«Зелёный шум…» (в сокращении) Идёт-гудёт Зелёный Шум, Зелёный Шум, весенний шум! Играючи, расходится Вдруг ветер верховой: Качнёт кусты ольховые, Поднимет пыль цветочную, Как облако: всё зелено, И воздух и вода! Идёт-гудёт Зелёный Шум, Зелёный Шум, весенний шум! Как

Из книги автора

Корзина с еловыми шишками (в сокращении) Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия

Из книги автора

Из книги автора

Повесть временных лет. В сокращении Перевод Д. Лихачева Это произведение – одно из древнейших сочинений русской литературы. Оно создано в самом начале XII века монахом Киевско-Печерской лавры Нестором-летописцем. В нем рассказывается о происхождении Русской земли, о

Из книги автора

Русские апокрифические «хождения по мукам» В средневековой русской литературе большой популярностью пользовался жанр видений, или «хождений по мукам». В нем описывались путешествия в ад, которые совершали Богородица, святые, а иногда и простые люди, которым позволено

Из книги автора

Школа женщин. Комедия в пяти действиях, в стихах, соч. Мольера, перевод Н. И. Хмельницкого Критика на «Школу женщин». Комедия в одном действии, соч. Мольера, перевод с французского Г. Н. П Вот, что касается до возобновления Мольера на тощей сцене русского театра, – это другое

Хождение Богородицы по мукам

Каждый человек в своей жизни задавался вопросом: «Что же для него вера?», «Существует ли Бог, рай, ад?», «Как нужно жить и что есть настоящий грех?» Все эти вопросы вновь посетили мой разум после прочтения «Хождение Богородицы по мукам»

«Хождение Богородицы по мукам» -- довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Тема его -- описание мук грешников в аду.

Я попыталась разобраться в себе, в своих суждениях на этот счет и пришла к выводу, что преподносить людям веру в такой форме, пожалуй, нельзя. Попытаюсь зайти издалека и проанализировать для начала, что же такое Заповеди Господни. На мой взгляд, это упрощенный свод законов, для тех, кто не боится наказания земного. Хитрый способ держать людей под контролем, запугивание о постоянном наблюдении Всевидящего Отца. И за непослушание грешников ждут страшные муки в адовых котлах. Для этого сочинялись различные страшные истории о жутких наказаниях и чудовищных страданиях за всякую провинность. Я отказываюсь верить в такого жестокого Бога. Разве Отец наш может быть таким категоричным и злым? апокриф вера заповедь грешник

В самом тексте апокрифа меня поразило несколько моментов, вот один из них: « И увидела богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться»

Не очень-то милосердный отзыв из уст святой женщины…

Если принимать весь текст за чистую, неоспоримую правду, то, получается, каждый из нас должен готовиться к попаданию в огненную реку. Я ни в коем случае не говорю о ворах, убийцах и прочих тяжких преступниках, если ад есть, то место им, безусловно, там. Но ведь все остальные нормальные люди очень грешны и грешат понемногу каждый день! Болтают, объедаются, ленятся, по мелочи привирают, злятся и т.д. Но разве это повод обрекать их на вечные пытки? Если да, то возникает следующий вопрос: «Господь настолько глуп и деспотичен?» Зачем он продолжает создавать нас такими слабыми и поддающимися порокам и соблазнам? Зачем он делает жизнь такой сложной? Ведь часто люди совершают ошибки от незнания, неопытности, сложности жизненного выбора. Почему Бог посылает страдания невинным? Почему он допускает рак у младенцев? Сиротство? Педофилию? Может это нам стоит судить такого Бога, а не ему нас? Обладая могуществом и умением творить чудеса, он оставляет людям наркотики, войны, голод. И требует от человечества непорочности в данных условиях. Так не должно быть.

Но это не значит, что в Бога я не верю. Я искренне верю в высшую силу, управляющую людьми. Безусловно, существует наблюдатель, который где-то пишет книги наших дел. И за плохие деяния все получат по заслугам, но, только не жарясь на сковородках с крюками в языках. Ведь Господь не маньяк, а Отец наш и со стороны людей, пишущих истории вроде «Хождения Богородицы по мукам», просто некрасиво выставлять святыню в таком виде. В самом тексте я заметила моменты, которые должны нагнать на читателя жути своим величием. Например: «И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто -- с западной, сто -- с южной, сто -- с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы…» Зачем Богородице толпа из четырехсот сопровождающих? И сколько времени прошло пока они все её поцеловали?

Религия и вера не должны быть инструментом для устрашения людей, они должны быть источником вдохновения, очищения, просветления и оптимизма. Нет истинной веры в страхе перед наказанием. Просветление приходит к тому, кто не боится пыток, но остается хорошим человеком, творящим добрые дела. Не обязательно верить в истории из Библии, читать молитвы, ходить в церковь и тратить время на различные обряды, нужно просто помогать ближним и жить по совести. Тогда Всевышний будет оберегать и любить такого человека, даже если последний о нем вообще ничего не знает и никогда не слышал ни о какой религии.

Я считаю, что Создатель добрый, милосердный и понимающий. Мы дети его, а он, как любой родитель простит нам прегрешения наши, поймет и пожалеет. Человек рожден, чтоб ошибаться и грешить, но выходить, набираясь опыта, на верную дорогу. Наверное Господь не так могуществен, как мы его себе представляем, раз он допускает столько страданий и бед, но он делает это не со зла и не с целью наказать род человеческий, возможно он сам не в силах изменить многое. Но я верю, что он видит каждого из нас, грустит и радуется со всеми, пытается помочь и наставить на путь истинный. Всевышний Создатель внутри нас, нужно лишь увидеть его в себе и нести этот свет людям.

произведение древнерусской литературы XII-XIII вв. Встречается в древнейшем русском индексе "отреченных книг" в Изборнике 1073. В основе - византийский источник. Русский вариант был полностью переработан и приспособлен к местному читателю. В одном из списков "Хождения" есть упоминание языческих божеств - Трояна, Хорса, Велеса, Перуна (трое из них встречаются в "Слове о полку Игореве"). Художественная сила этого произведения проявляется в изображении Богородицы, которую Архангел Михаил проводит по аду, показывая муки, претерпеваемые грешниками. Образ сострадающей православным Богородицы, страшные описания мучений грешников, смелое изображение милосердия Божьего - сделали "Хождение" одним из самых популярных литературных произведений того времени.

Отличное определение

Неполное определение

Хождение Богородицы по мукам

Хождение Богородицы по мукам – один из самых популярных в древнерусской письменности переводных апокрифов. Старший из древнерусских списков датируется XII–XIII вв. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 12, начало утрачено). Этот список издавался И. И. Срезневским, Н. С. Тихонравовым, Р. Траутманном. В списке 1602 г., изданном А. Н. Пыпиным, памятник имеет название: «В среду 5-й недели великого поста слово... велми душеполезно о покои всего мира» (нач.: «Хоте святая Богородица помолитися и Господу Богу нашему на горе Елионстей...»). В списках более позднего времени апокриф назван: «Предсказания архистрастига Михаила о страшных муках ко пресвятой Богородице, како грешным мучатца» (ГПБ, собр. ОЛДП, 0.233, нач. XIX в.), «Слово о муках геенских» (ГПБ, собр. Тиханова, № 753, XIX в.), «Слово о муках» (ГПБ, собр. Тиханова, № 2665, XIX в.). Греческий текст X. издавался И. И. Срезневским (в сопоставлении с древнерусским) и А. Васильевым (Analecta graeco-byzantina, pars prior / Gollegit, digessit, recensuit A. Vassiliev. Mosquae, 1893, p. 125–134).

В разряд апокрифов X. было занесено уже в древнейшем славянорусском индексе «отреченных» книг в Изборнике 1073 г. Рукописная традиция памятника на русской почве обширна. Текст дошел до нас в нескольких видах, или редакциях, которые полностью не изучены. Н. С. Тихонравов предполагал существование двух славянских переводов памятника. Один представлен старейшим русским списком (Тр.-Серг. лавры, № 12), где в ряду грешников, терпящих муки в аду, оказываются язычники, поклонявшиеся при жизни своим божествам Трояну, Хорсу, Велесу и Перуну. Другой перевод отразился, по мнению Н. С. Тихонравова, в списке из собрания Григоровича XV в. и других южнославянских списках (см.: Пыпин А. Н. Для объяснения статьи о ложных книгах. СПб., 1862, с. 26–32; Jagi? V. Arkiv za povjestnicu jugoslavansku, Zagreb, 1886, t. 9, s. 110–118; Лавров П. А. Апокрифические тексты. – СОРЯС, СПб., 1899, т. 67, с. 144–148; Strohal R. Stare hrvatske apokrifne pri?e i legende, sobrao iz starih hrvatskih glagolskih rukopisa od 14–18 vijeka R. S. U. Bjelovaru, 1917, s. 47–54). Сравнив оба славянских перевода между собой и с греческим текстом, Н. С. Тихонравов пришел к выводу, что в византийской литературе была известна иная, нежели в древнерусской, более подробная редакция X.

Особый интерес к X. возник в старообрядческой среде, о чем говорит большое количество списков памятника в старообрядческих сборниках. Широкое распространение X. получило и в устно-поэтической традиции, именно в духовных стихах, где сильнее, чем в письменном тексте, отразился мотив моления богородицы Христу за всех грешников. X. было использовано Ф. М. Достоевским в Легенде о великом инквизиторе в романе «Братья Карамазовы».

Изд.: ПЛ, вып. 3, с. 118–124; Срезневский И. И. 1) Хождение Богородицы по мукам. – Изв. II отд. имп. АН за 1863 г., т. 4, с. 551–577; 2) Памятники, с. 204–217; Тихонравов . Памятники, т. 2, с. 23–39; Франко . Апокрифы, т. 4, с. 135–172; Trautmann R. Altrussisches Lesebuch. Leipzig, 1949, Th. 1, S. 26–38; Хождение богородицы по мукам (подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской). – ПЛДР. XII век. 1980, с. 166–183, 651–652.

Лит.: Пыпин А. Н. Древняя русская литература. II. Сказание о хождении богородицы по мукам. – Отеч. зап., 1856, № 115, с. 335–360; Смирнов И. Апокрифические сказания о божией матери и деяниях апостолов. – ПО, 1873, апрель, с. 569–614; Веселовский А. Н. Опыты по истории развития христианской легенды. – ЖМНП, 1876, апрель, отд. 2, с. 241–228; Сахаров В. 1) Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 193–200; 2) Апокрифические и легендарные сказания о пресвятой деве Марии, особенно распространенные в Древней Руси. – Христ. чт., 1888, ч. 1, с. 281–331, ч. 2, с. 63–69, 289–324, 640–663; Порфирьев И. Я. Апокрифы новозаветные. СПб., 1890, с. 109–110; Тихонравов Н. С. Соч. М., т. 1, 1898, примеч. с. 59; Кирпичников А. И. Деисус на востоке и западе и его литературные параллели. – ЖМНП, 1893, ноябрь, с. 15–19; Бокадоров Н. С. Легенда о хождении богородицы по мукам. – В кн.: Изборник киевский. Киев. 1904, с. 39–94; Яцимирский А. И. Отличное определение

Неполное определение ↓