А. Потехин - известный и забытый. «Алексей Антипович Потехин - известный и забытый. Смотреть что такое "Потехин, Алексей Антипович" в других словарях

Известный писатель.

Род. в Кинешме Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил в военной службе.

В 1856 г., вместе с другими писателями - Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе великого князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье.

В 80-х годах заведовал репертуарной частью С.-Петербургских Императорских театров.

Литературная деятельность П. началась в 1852 г. сценами из провинциального быта: "Забавы и удовольствия в городке", напеч. в "Современнике". Затем появился в "Москвитянине" ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком.

Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества.

Впоследствии П. не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 70-х гг. он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения П. на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии.

С наступлением эпохи реформ П. печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми.

Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман П., ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами.

Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство.

Шумным успехом пользовались драмы П. "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13-го представления.

Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена.

П. написал также несколько драм из народной жизни: "Чужое добро в прок не идет", "Суд людской не Божий", "Около денег" (переделка романа под тем же заглавием) и др. Как художник, Потехин не обладает резко выраженной индивидуальностью.

Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности.

Рисует он захватьваемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придает его произведениям большую яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного П. вошло в собрание его произведений, изд. в 1874 г. в 6 т. Ср. "Соч." Добролюбова (т. 2); Aп. Григорьев (т. 1); Скабичевский, "Винегрет современной морали" ("Соч.", т. II). {Брокгауз} Потехин, Алексей Антипович (дополнение к статье) - известный писатель.

В 1900 г. избран почетным академиком. {Брокгауз}

Потехин Алексей Антипович (1.07.1829 - 16.10. 1908), писатель, драматург, театральный деятель. Родился в г. Кинешма в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного Кинешемского суда. Окончил Костромскую гимназию (1846) и с золотой медалью - Ярославский Демидовский лицей (1849), в котором испытал плодотворное влияние К. Д. Ушинского, во многом определившее круг писательских интересов Потехина. После непродолжительной военной службы ок. 2 лет служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе, расширяя и пополняя знание русского провинциального быта и крестьянской жизни «промышленных», «отходнических» областей Верхнего Поволжья. Потехин начал печататься с 1851, опубликовав в газете «Московские ведомости» театральную рецензию «Бенефис актера С. В. Шумского». Затем появились в печати его очерки «Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма» (в газете «Московские ведомости» за 1852), «Забавы и удовольствия в городке» («Современник». 1852. Т. 34). Они привлекли читателя обилием этнографических подробностей, хорошим знанием быта и нравов русской провинции.

Часто бывая в Москве, благодаря земляку А. Ф. Писемскому, сошелся с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин», повлиявшей на формирование его идейно-художественной позиции. Под влиянием А. Н. Островского он пишет первую «мужицкую» драму «Суд людской - не Божий» (1854), за которой следуют «Шуба овечья - душа человечья» (1854) и «Чужое добро впрок не идет» (1855). В цикле этих драм Потехин противопоставляет развращенной городской цивилизации патриархально-крестьянские устои, сохранившие верность православно-христианским нравственным традициям. Эта же тема развивается автором в романах «Крестьянка» (1853) и «Крушинский» (1856), а также в ранних повестях «Бурмистр» («Библиотека для чтения». 1859. № 2), «Барыня» («Библиотека для чтения». 1859. № 10) и др. Поэтизируя патриархальный крестьянский уклад, Потехин широко вводит в народные драмы, романы и повести фольклорные и этнографические мотивы: песни, обряды, пословицы, местные говоры и крестьянское просторечие.

В 1856 Потехин участвует в литературно-этнографической экспедиции, расширившей его писательский кругозор. Он обследует жизнь народов Поволжья от Оки до Саратова и выступает с циклом очерков «Лов красной рыбы в Саратовской губернии» (1857), «Река Керженец» (1959), «С Ветлуги» (1861) и др.

С н. 1860-х Потехин обращается к тенденциозной, обличительной драматургии. Пьесы «Мишура» (1858), «Новейший оракул» (1859), «Отрезанный ломоть» (1865) печатаются в «Отечественных записках», «Современнике» и др. ведущих литературно-художественных журналах. Громадным успехом пользовалась драма «Виноватая» (1868) и др. пьесы, подвергавшиеся цензурным преследованиям и запретам, что еще более способствовало его популярности.

Потехин участвует в театральной реформе 1880-х, заведует репертуарной частью Александринского театра, является управляющим драматическими труппами императорских театров Петербурга и Москвы, участвует в учреждении Общества вспомоществования актерам (впоследствии Русское театральное общество) и в созыве первого съезда русских сценических деятелей (1897). В 1900 Потехин избирается почетным академиком по разряду изящной словесности.

Ю. Лебедев

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Соч.: В 12 т. СПб., 1903-05;

Избранные произведения. Иваново, 1938;

Суд людской - не Божий. Мишура // Русская драма эпохи А. Н. Островского. М., 1984;

Литература:

Лит.: Касторский С. В. Писатель-драматург А. А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. М.; Л., 1959;

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961;

Тамаев П. М. «Мужицкие пьесы» А. А. Потехина в контексте русской драматургии сер. XIX в. Иваново, 1991.

Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Потехин Алексей Антипович родился 1 июля (13 июля) 1829 года в г. Кинешма Костромской губернии, в небогатой дворянской семье. Учился в Костромской гимназии, затем в Ярославском Демидовском лицее, где с золотой медалью закончил курс в 1849г. После недолгого пребывания на военной службе, около двух лет состоял чиновником особых поручений при костромском губернаторе.

На литературном поприще дебютировал в 1851 театральной рецензией в газете "Московские ведомости". Первые очерки писателя - "Путь по Волге", "Уездный город Кинешма", "Забавы и удовольствия в городке" (1851-1852) - были опубликованы в "Московских ведомостях" и журнале "Современник". Затем в "Москвитянине" появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Решающую роль в становлении Потехина-драматурга сыграл А.Н. Островский. По его совету Алексей Антипович написал первую свою драму "Суд людской - не божий" (1854). Он же привлек начинающего писателя и в кружок "молодой редакции" "Москвитянина". В дальнейшем познанию Потехиным русского провинциального быта содействовала его служба в конце 1850-х - начале 1860-х в качестве доверенного лица по управлению имениями Е.Л. Игнатьевой и Л.М. Голициной в селах Горки и Карабиха Ярославской губернии, участие в литературно-этнографической экспедиции вместе с А.Н. Островским, П. Я. Полонским, С.В. Максимовым, А.Ф. Писемским. Итогом явилась серия этнографических очерков. Но все же наибольшую известность Потехин получил благодаря своим драматическим произведениям. Их успеху сопутствовало стремления автора идти в ногу с передовой общественно-политической мыслью.

В 1870-х он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии. С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами. Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13 представления. Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена. Наряду с литературной деятельностью большое место в творческой биографии Потехина занимает его работа в театре.

1. Биография А.А.Потехина.
Творческий путь.

Алексей Антипович Потехин родился в г. Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановская область) 14(1) июля 1829 года в старинной дворянской семье, весьма многочисленной и богато наделенной талантами.
В метрических книгах Кинешемской Благовещенской церкви за 1829 г. значится актовая запись № 8:
« 1 июля у Кинешемского уездного казначея титулярного советника Антипы Макарова Потехина от жены его Анфисы Алексеевой родился сын Алексей. Крещен десятого. Восприемники: содержатель питейного кинешемского откупа, дворянин, титулярный советник Николай Степанов Карцев и помещичья жена, дворянка Варвара Николаева Яковлева».
Отец писателя – Антип Макарович Потехин 1782 года рождения, являлся ковалером орденов Св. Станислава 3 степени (1837г.) и Св. Владимира 4 степени (1838г.), жил в Кинешме, владел имением в д. Долгово Кинешемского уезда. Служил Кинешемским уездным казначеем и коллежским асессором. Имел 11 детей (Изучением генеалогии рода Потехиных занимался Костромской краевед А.А.Григоров.):

Петр (старший сын, д.р. не известна) – был лекарем;
Алексей, 1829 г.р. ;
Владимир, 1831 г.р. и Константин, 1832 г.р. – обучались в Императорском Московском Университете;
Николай, 1834 г.р.- писатель-драматург, актер, режиссер, антрепренер, театральный критик;
Леонид, 1837 г.р. и Павел, 1839 г.р., как и Николай, обучались в Костромской губернской гимназии (Павел стал адвокатом);
Анатолий, 1847 г.р. (стал врачом);
Людмила, 1825 г.р.;
Надежда, 1833 г.р.;
Софья, 1841 г.р.

У Антипы Макаровича Потехина было два брата – Прокопий (коллежский асессор и ковалер, Кинешемский уездный стряпчий) и Борис (титулярный советник).
Дедом А.А.Потехина был Макар Федорович Потехин, подканцелярист воеводской канцелярии.
Николай Антипович Потехин – брат писателя также обладал незаурядным литературным талантом. Он создал эффектные комедии – «Злоба дня», «Мертвая петля», «Нищие духом», которые пользовались неизменным успехом на провинциальных сценах.
Другой его брат – Павел Антипович Потехин стал адвокатом и известным столичным общественным деятелем. В своих выступлениях он талантливо сочетал красноречие чисто русского типа с большой находчивостью и глубоким знанием законов и судебной практики. Долгое время он был членом Совета присяжных поверенных, гласным столичной городской Думы и председателем городской комиссии по народному образованию (после М.М.Стасюлевича), где работал энергично и плодотворно.
Родители Алексей Антиповича жертвовали всем, ради хорошего образования своих детей.
Детей в многодетной семье Потехиных обучали игре на пианино, скрипке, учили хорошим манерам. Но при этом не запрещали дружить со сверстниками из бедняцких семей.
В летнюю пору Алеша пропадал на Волге. Купался, загорал, ловил рыбу… Порой еще утро едва начиналось, а мальчик уже спешил к Волге послушать песню бурлаков.

Первоначальное образование А.А.Потехин получил в Костромской губернской гимназии, откуда поступил в Ярославский Демидовский Лицей, где и окончил курс в 1849 году с золотой медалью. Некоторое время служил на военной службе.
Был офицером, выйдя в отставку, служил чиновником в Костроме, затем в Москве.
Женился на дочери героя войны 1812 года Марии Петровне Кондратьевой, сестре Геннадия Петровича Кондратьева, певца и главного режиссера Петербургской оперы.
А.А.Потехин вырос на Волге, хорошо знал крестьянский и провинциальный быт. В 1856 году А.А.Потехин участвовал в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе Великого Князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье (а также и другие приречные и приозерные местности) и быт его берегового населения вместе с другими писателями – Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским. В эту экспедицию Потехин был приглашен по личному указанию Великого Князя, имевшего случай слышать его мастерское чтение своих произведений. При распределении местностей, описание которых было задачей экспедиции, Потехин взял на себя изучение средней Волги от устья Оки до Саратова. Литературные материалы этой экспедиции печатались в «Морском Сборнике», а частью и в других журналах. Так, статья Потехина «Река Керженец», излагавшая в прекрасной литературной форме данные о лесном торге на одном из притоков Волги, была помещена в «Современнике», а другая статья – «С Ветлуги» вышла в журнале «Век».
Бывая в Москве, Потехин сблизился с молодой редакцией журнала «Москвитянин», с А.Н.Островским. Великий русский драматург сыграл большую роль в писательской судьбе А.А.Потехина. Благодаря Островскому Потехин полюбил театр, стал его постоянным посетителем. Вот почему статья о театре («Несколько слов о бенефисе г. Шумского»), напечатанная в 1851 году в «Московских ведомостях», стала первым произведением А.А.Потехина. Затем, в течение года, почти в каждом номере появлялись статьи, в которых он разбирал пьесы тогдашнего сезона и игру московских артистов: Ленского, Самарина, Леонидова, Щепкина, а также вел отдел «Городская хроника», где публиковал очерковые зарисовки о московской жизни.
В 1852 году здесь же печатаются его первые этнографические очерки на родную и близкую тему – о Волге, Кинешме (где он провел свое детство) – «Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма», «Забавы и удовольствия в городке». Последний был помещен в лучшем и передовом журнале того времени – некрасовском «Современнике». Так началось большое и плодотворное знакомство Потехина с Н.А.Некрасовым, которое продолжалось до самой смерти поэта и имело большое влияние на писателя, сблизило его с передовой и демократически настроенной интеллигенцией. Большой интерес к творчеству А.А.Потехина проявлял Л.Н.Толстой.
Историк литературы Федор Батюшков, обозревая творчество Потехина, писал:
«…в наше время тревожного решения проблемы морали, исканий тех или иных форм и концепций, после испытанных разочарований и смутно мелькающих надежд, чтение такого автора действует как-то успокоительно».

В своих «мужицких драмах»: «Суд людской – не Божий» (1854), «Шуба овечья – душа человечья» (1854), «Чужое добро впрок нейдет» (1855), а также романе «Крестьянка» (1853) – Потехин решал нравственные проблемы, противопоставлял городской цивилизации крестьянский мир.
Поэтизировал патриархальный уклад, для этого обильно вводил фольклорные и этнографические мотивы.
Большая часть комедий и сцен печаталась на страницах некрасовских журналов «Современник» и «Отечественные записки» («Новейший оракул» 1859. № 10; «Закулисные тайны» . 1861. № 3; «Вечеринка у бедной родственницы». 1863. № 9; «Отрезанный ломоть» 1865. № 10; «Рыцари нашего времени». О.З. 1869. № 2; на сцене Александринского театра шла под названием «В мутной воде»; «Вакантное место». О.З. 1869. № 11. Почти все комедии долгие годы не дозволялись к постановке на сцене).
В пьесах «Мишура» (1858), «Отрезанный ломоть» (1865) и др. под влиянием общественного подъема 60-х годов, А.А.Потехин обличал крепостников, чиновников, решал проблемы «отцов и детей», ратовал за свободу женщин.
В одной из самых удачных комедий «Вакантное место» (1859) А.А.Потехин высмеивал сановный либерализм, использование новых идей для защиты старых порядков.
В половине 70-х годов А.А.Потехин публикует свои произведения в «Вестнике Европы». И здесь его повести и рассказы имеют по-прежнему главной темой народный и провинциальный быт, но уже с более реальной окраской. В «Вестнике Европы» Потехин дебютировал повестью – «Хай - девка» (1875 г.), затем издал повести - «Хворая» (1876 г.), «На миру» (1878-79), «Деревенские мироеды» (1880 г.) и роман – «Около денег» - 1876 г.
Помимо этих произведений Потехиным в других журналах был напечатан ряд повестей и романов. Среди них – «Бедные дворяне», лучший его роман, изображающий старинную помещичью семью с ее приживальщиками и шутами. А также – «Крушинский», и повести: «Бурмистр», «Крестьянские дети» и др.
Заявляя себя в литературе одним из первых и выдающихся беллетристов – бытописателей, А.А.Потехин с самого начала своей литературной деятельности обнаружил особое тяготение и любовь к драматическому творчеству и сцене, которой он и отдался всецело, начиная с 1880 года.
Плодовитость Потехина в области драматургии удивительна. Им написан длинный ряд пьес. Но постановка их на сцену почти всегда сопровождалась крупными недоразумениями с цензурой. Трудно найти другого русского драматурга, который бы так много претерпел в этом отношении. Цензурные незадачи Потехина были введены его современниками в поговорку. Пьесы его находились под запретом годами, а иногда и десятилетиями. Перечитывая их теперь трудно понять, чем они вызвали такие гонения. Иные его пьесы подвергались урезкам и изменениям. Причиной такого положения дел во многом являлась присущая творчеству Потехина обличительная тенденция. Он был действительно злободневный писатель, чутко откликавшийся на всякую неправду окружающей жизни, стремясь разоблачить и искоренить ее. Для наших дней разоблачения писателя кажутся невинными. Но в свое время они производили эффект достаточный, что и препятствовало их выходу на сцену.
Успех А.А.Потехина, как выдающегося драматурга, был оценен и привел его к тому, что еще в самом начале 80-х годов ему был предложен трудный и ответственный пост заведующего репертуарной частью столичных Императорских театров. На этой должности он состоял несколько лет и успел в значительной мере освежить репертуар казенной сцены, упорядочить сценические постановки. Как театральный деятель Потехин содействовал проведению в жизнь полезных начинаний: обновил трупу Александринского театра; пригласил из провинции 27 актеров (Мичурина, Долматова, М.Писарева, В.Свободина, В.Давыдов и др.), в Малый театр был приглашен Сумбатов. Следил Потехин за пополнением репертуара классикой – произведениями Пушкина («Борис Годунов»), Лермонтова («Маскарад»), Шекспира, Шиллера, Мольера. При содействии Потехина была поставлена «Власть тьмы» Л.Толстого.

Позднее Потехин возглавил общество помощи сценическим деятелям. Этой работе он посвятил более десяти лет. Благодаря его настойчивости было открыто общежитие для престарелых артистов, а само общество разрослось и преобразовалось в Императорское Театральное Общество.
В дальнейшем А.А. Потехин был председателем Театрально-Литературного Комитета при дирекции Императорских театров.
В 1900-м году А.А.Потехин путешествовал по Европе с дочерью Диной. Париж, Ницца, Генуя, Женева…
Неприятный случай приключился в июле 1900 года на вокзале в Кельне: носильщик украл у русских путешественников саквояж. Он, конечно, не знал, что тащит у писателя, известного на родине обличителя капиталистического общества.

Полное собрание сочинений А.А.Потехина издавалось в 1904 г. в Санкт - Петербурге Товариществом «Просвещение» в 12 томах, в 1873 – 1874 г.г.выходило собрание сочинений в 6 томах. Многие произведения Потехина издавались отдельно - для народного чтения в специальных изданиях, например, Комитета Грамотности. В 1960 г. были изданы избранные произведения писателя. В советское время в г. Иваново дважды издавались романы «Около денег» и «Молодые побеги». В 1984 году в сборнике трудов Московского государственного университета были напечатаны пьесы «Суд людской – не Божий» и «Мишура».

Талант Потехина отмечали такие маститые писатели, как Григорович, Писемский, Лесков, Тургенев, Некрасов, Островский.
Свидетельством большого интереса современников к личности и творчеству А.А.Потехина является и тот факт, что его портрет создал выдающийся русский художник Н.Н.Ге. Это полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.
«Глубокоуважаемый Алексей Антипович… Сколько раз вы производили на меня потрясающее впечатление Вашими творениями со сцены! Они проходили для меня не бесследно»,- признавался в письме к Потехину Илья Ефимович Репин.
Последние годы жизни (летние месяцы) А.А.Потехин проводил в с. Орехово в небольшом именьице жены в 40 км от Кинешмы, подаренном жене писателя Марье Петровне Потехиной в 1855 году матерью - Анной Федоровной Кондратьевой. Кондратьевы – известная фамилия в Кинешемском уезде. Отец жены писателя – Петр Петрович Кондратьев – офицер конной гвардии, полковник, участник Отечественной войны 1812 года.

В стенах Ореховской усадьбы (ныне Родниковский район) были продуманы и созданы многие произведения А.А.Потехина. Вот как сам Потехин описывал Орехово:
«Ряд вросших в землю темных низеньких крестьянских домиков, занесенных снегом… Мы вошли в бедную крестьянскую избу… жизнь крестьян сразу поразила нас своей неустроенностью. Едва мы вошли в избу, как бросился в нос удушливый запах гари, щекотавший в носу и вызывающий слезы. Мы осмотрелись: изба была «курная», где дым из печи выходил прямо в избу, а уже из избы через отдушину проходил на волю. Несмотря на вечер, своеобразный запах дыма стоял в доме, им пропахли стены, потолки, одежда и все, что было в доме. Следы копоти покрыли весь дом. Все избы в деревне были такие же, как были много десятков лет назад».

В своих повестях и рассказах 70-80 годов Алексей Антипович отказался от приукрашивания народного быта. Крестьянская жизнь для него стала объектом критического исследования. Здесь, по неопубликованным воспоминаниям сына, писатель подолгу беседовал с крестьянами, записывал легенды, народные песни, обряды, присматривался, частенько ходил в расположенные неподалеку фабричные села Тезино, Бонячки, Новая Гольчиха (ныне они входят в черту города Вичуга), заводя знакомства с фабрикантами и изучая постановку дела на текстильных предприятиях, жизнь фабричного населения.
В 1901 году в честь 50-летия литературной деятельности писателя в селе была открыта школа, построенная на пожертвования А.А.Потехина и поклонников его таланта. Усадьбу посещали родственники, друзья, знакомые писателя, известные актеры.
В истории русской словесности А.А.Потехин занимает почетное место. Выросший на лучших художественных традициях гоголевского периода литературы и являясь представителем ее реалистического направления, А.А.Потехин открыл своими беллетристическими произведениями новую эпоху в развитии русской литературы, которая характеризуется названием «народничества».
Насколько серьезна и плодотворна была работа А.А.Потехина, как бытописателя, свидетельствует историк русской этнографии академик А.Н.Пыпин, извлекший из художественных произведений Потехина чрезвычайно ценный научно – этнографический материал.
Первоклассный художник слова и признанный знаток народной жизни А.И. Эртель, в личной беседе (еще при жизни Потехина, в 1904 году) высказал, что первым и чуть ли не единственным знатоком народной жизни и настоящего народного русского языка он считает А.А.Потехина.
Дружеские чувства, духовная близость связывали А.А.Потехина и видного деятеля отечественной музыкальной культуры А.Н.Серова, отца знаменитого художника.
Вот что писала об этом жена композитора Валентина Семеновна:
«Серов не пропускал ни одного нового спектакля, так что мы все вечера проводили или в театрах, или у Потехина, а четверги в том же обществе у нас.
Почти незаметно втягивались мы в споры, рассуждения об искусстве, драме и опере; отчасти на этих вечерах сложились у нас взгляды довольно единодушные на произведения того времени; тогда же впервые поднялась в образовавшемся нашем кружке речь о мужицкой драме. Потехину принадлежали всецело инициативы этого важного вопроса; он знал народ без излишней идеализации, любил его, и ему удавалось изобразить его в драме и повестях так талантливо и живо, что мы все были им восхищены и захвачены всецело».

Под влиянием «мужицких» драм Потехина композитор А.Н.Серов создал в 1871 году народную оперу «Вражья сила».
В 1901 году Российская Академия Наук избрала Алексея Антиповича почетным академиком по разряду изящной словесности. Причем звание академика было присвоено Алексею Антиповичу одновременно с Чеховым. Оно стало наградой прежде всего за ту лепту, которую Потехин, вслед за Островским, внес в дело создания русского драматического театра. То была высокая оценка его заслуг на ниве многолетней деятельности русской литературы, признание многогранного и обширного его творчества.
В этом же году, 10 октября, в обеих столицах и во многих городах России был отпразднован 50-летний юбилей литературной деятельности А.А.Потехина исполнением на сцене его драматических произведений. А на квартиру его, в Петербург, несли и везли поздравления, подарки, адреса и телеграммы от многочисленных поклонников его таланта. Явившихся поздравить, он принимал у себя дома и был особенно тронут приветствиями, присланными ярославским Демидовским лицеем и бывшим директором императорских театров И.А.Всеволжским.
Последний телеграфировал Потехину:

«Вспоминаю долголетнюю вместе службу театру. Долго перо ваше отдыхало. Ознаменуйте начало полстолетия новым порывом творчества. Подарите сцене новую пьесу. В театральном комитете недород от засухи. Нужна скорая помощь».

Преклонный возраст и болезнь не позволили Алексею Антиповичу выполнить этот «творческий заказ». Через семь лет, 29 (16) октября 1908 года, он ушел из жизни. Как отмечал в некрологе «Исторический вестник»:

«С Потехиным сошел с жизненной арены последний видный представитель той московской литературной группы, которая в пятидесятых годах прошлого века открыла…настоящего русского мужика, вывела его на свет Божий напоказ всему миру и признала за ним все законные права на пребывание в литературе не в каком-нибудь подкрашенном виде или при искусственном освещении, а со всею его плотью, кровью, речью, потом и слезами, какими наградила его мать- природа».

В последние годы своей жизни писатель тяжело болел. Скончался А.А.Потехин в Петербурге и был погребен на Никольском кладбище в Александро - Невской Лавре.
После смерти Потехина его драматические произведения были забыты. Последняя премьера пьесы Потехина «Нищие духом» состоялась на костромской сцене в предреволюционные дни семнадцатого года.

О детях А.А. Потехина известно следующее:

Леонид – известный специалист по пчеловодству, его труды вышли в книгоиздательстве Л.Девриена;
Валерий – известный общественный деятель Костромской губернии, гласный Юрьевецкого уездного и Костромского губернского земства, член губернской земской управы;
Николай;
Павел – титулярный советник, служил в г.Юрьевце;
Раиса – актриса Малого театра;
Дина;
Ангелина.


скан 01.12.2014 21:26:04

К сожалению, А. А. Потехин основательно забыт. Так же как подзабыты Ваан Терьян, В.Бенедиктов, С.Надсон, М.Лохвицкая, А. Коринфский и десятки других, не менее значительных поэтов. Да и среди малоизвестных ныне писателей фигурируют имена Гаршина и Успенского, бывших при жизни не менее популярными, чем нынешние Донцова и Полякова.
Поэт Сергей Каныгин

Марина Валерьевна Потехина- Белякова 17.01.2011 21:09:14

Здравствуйте Елена прочитала биографию А.А Потехина. Заинтересованна, статья вызывает интерес. А кем вы доводитесь Потехину А.А.? и откуда такая информация о его детях? Верны ли эти данные?

Елена Потехина 02.12.2014 20:51:55

Добрый вечер. А.А.Потехину я вероятнее всего никто. А вот материалы о нем собирала по крупицам из справочников, энциклопедий, литературных статей и томов "Истории русского драматического театра". Пользовалась ссылками исследователей на изыскания Костромича Григорова.. В 2009 г. выпущена книга "А.А.Потехин и Кинешма" в издательстве "Референт" . Книгу редактировал профессор Ивановского Университета П.М.Тамаев. Все материалы В Избе-читальне из этой книги.

Список использованной литературы.

1. Аристова Н.Н. К вопросу о местонахождении дома Потехиных. // Историко-культурный и природный потенциал кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 2-й регионал. краевед. конференции, 24-25 марта 2004 г. – Кинешма, 2004. – с.16-18.

2. Аристова Н.Н. К истории рода Потехиных // Историко-культурный и природный потенциал Кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 3-й (27 сент. 2005г.) и 4-й (18-19 апр. 2006г.) регион. краевед. конференции. – Кинешма, 2006. - с. 23-25.

4. Бяковский В. Их вдохновляла муза Мельпомена: Братство талантов.// Рабоч. край – 1992. – 24 марта (Об А.А. и Н.А.Потехиных).

5. Виноградов Н. Мелочи для биографий А.Ф.Писемского и А.А.Потехина. – С. Пб., 1909.

6. Гнедич П. Хроника русских драматических спектаклей на Императорской Петербургской сцене 1881-1890 годов. // Сборник Историко-театральной секции. Петроград, 1918. – т.1.-с.13-15, 35, 57-59, 62-63.

7. Горбунов С. Знаток народного быта: К 160-летию со дня рожд. писателя А.А.Потехина. // Рабоч. край. – 1989. – 13 июля.

8. Город Кинешма. // Кинешемский Календарь – Ежегодник на 1916 год. – Кинешма, 1916. – с. 51-56.

9. Журавлева А.И. А.А.Потехин: (Вступит статья). // Русская драма эпохи А.Н.Островского: Сборник. – М., 1984. – с. 25-30.

10. Захарова О. И писатель, и земледелец: 165 лет со дня рожд. А.А.Потехина. // Рабоч. край.- 1994. – 8 июля.

11. Захарова О.И. К вопросу о документальном наследии А.А.Потехина. // Историко-культурный и природный потенциал Кинешемского края и развитие регионального туризма: Материалы регионал. Краевед. Конференции. 22-23 апр. 2003 г. – Кинешма, 2003, - с. 80-81.

12. Знаток народного быта. // Горбунов С.В., Шутов Г.К. Узник «святого монастыря»: краевед. очерки. – Иваново, 1994. – с. 210-221.

15. Из переписки А.А.Потехина и М.П.Погодина (1850-е г.г.) // Тамаев П.М. Фольклор и литература Ивановского края. – Иваново, - с. 109-119.

16. История русского драматического театра. В 7-ми т.: т. 4, 5, 6, 7, - М.: Искусство, 1979-1987.

17. Косицин Б. Братство талантов. // Твоя газета, Кинешма. – 2004. - в„– 1.- с. 2.

18. Крылов А. В Ореховской усадьбе: К 150-летию А.А.Потехина. // Приволж. правда. – 1979. – 23 июн.

19. Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: Учеб. пособие./ Иван. гос. ун-т; Науч. ред. П.В.Куприяновский. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 1991.

20. Морозов П. Писатель – народник А.А.Потехин: (К 50-й годовщине его лит. деятельности). // Мир Божий. – 1901. - в„– 11. – с. 236-251.

21. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. В 12-ти т.: т. 12. Письма (1881-1886) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина и др. – М.: Искусство, 1980.

22. Писатель Потехин // Антонов И.П., Щелков А.Ф. Приволжская сторона: Ист.-краевед. Очерки о Кинеше. районе. – Иваново, 1993.- с. 63-64.

23. Потехин А.А. Из театральных воспоминаний: К юбилею А.А.Потехина, // Театр и искусство. – 1909. - в„– 40. – с. 703-705, в„– 41. – с. 723-727.

24. Потехин А.А. Письмо (родителям). // Лит. сборник. – Кострома, 1928. – с. 15-16.

25. Алексей Антипович Потехин. // Кинешемский Земский Календарь – Ежегодник на 1914 год. – Кинешма, 1914. – с. 11-17, 1л. порт.

26. А.А.Потехин. // Ивановская область. По «Золотому кольцу России». – Иваново, 2007, - с. 228.

27. Потехин Алексей Антипович // Писатели земли Ивановской: Биобибл. справочник / Иван. писат. организация; Сост. З.Н.Корчагина, - Ярославль, 1988. – с. 211-214.

28. А.А.Потехин. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков, - М., 1968, - т. 5. – с. 915.

29. А.А.Потехин (1829-1908) // Литерат. краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: учеб. пособие / Науч. ред. П.В.Куприяновский. – Иваново, 1991. – с. 41-49.

30. А.А.Потехин и его повесть «Молодые побеги» // Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в Х1Х вЂ“ начале ХХ в.в. – Иваново, 2006. – с. 232 – 233, 106, 211, 227.

31. Прокофьев Д. А.А.Потехин // Писатели текстильного края: Лит. – критич. статьи. – Иваново, 1953. – с. 19-32.

33. Русская драма эпохи А.Н.Островского: Сборник / Сост. А.И.Журавлева. – М., 1984. – с. 25-31.

35. Смирнов И. Талант, забытый временем и потомками. // 168 час. – 2002, - 16 июля. – с. 11.

36. Сокольников М.П. Литература Иваново-Вознесенского края: Введение в изучение местной литературы. – Иваново–Вознесенск, 1925. – с. 6-8.

37. Степаненко Е. «Вы спрашиваете, знаю ли я Потехина?»: Замечат. земляки. // Русь. – 1997. - в„– 3. – с. 145-149.

38. Степаненко Е. Кострома – наш родимый уголок // Губернский дом. – 1998. в„– 1-2. – с. 65-67.

39. Тамаев П.М. Алексей Антипович Потехин. // Потехин А.А. Уездный городок Кинешма.- Иваново, 2005. – с. 3-9.

40. Тамаев П.М. «Мужицкие пьесы» А.А.Потехина в контексте русской драматургии середины Х1Х века: Текст лекций – Иваново, 1991.- 44 с.

41. Тамаев П.М. А.А.Потехин в литературном процессе 1850-1860 –х годов: Автореферат диссертации. – Л., 1988.

42. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: Репринт. воспроизведение изд. 1928 – 1958 г.г. – М., 1992, - т. 63. Письма. – с. 455- 456.

43. Толстой л.Н. Полное собрание сочинений: Репринт. воспроизведение изд. 1928- 1958 г.г. – М., 1992. – т. 64. Письма. – с. 13-14.

44. Шамшурин В. Дорога на Китеж. // Наш современник. – 2007. - в„– 7. – с. 267.

Алексей Антипович Потехин
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Родился 13 июля 1829 года в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834-1896) и адвоката Павла (1839-1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию . В 1846-1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее , за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом » был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х - начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями - Писемским , Островским , Максимовым , Михайловым , Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича ; исследовал Поволжье . В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров .

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике ». Затем в «Москвитянине » появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества . Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы » известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма , но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии .

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике », «Современнике», «Библиотеке для чтения » и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство . Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Умер 29 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры .

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861-1890).

Издания

  • Сочинения Алексея Потехина: В 7 т. - СПб.: К. Н. Плотников, 1873-1874.
  • После освобождения. Рассказы из крестьянского быта: В 3 т. - СПб.: А. С. Суворин, 1891.
  • Сочинения А. А. Потехина: В 12 т. - СПб.: Просвещение, 1903-1905.

Напишите отзыв о статье "Потехин, Алексей Антипович"

Примечания

Литература

  • Касторский С. В. Писатель-драматург А. А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. М.; Л., 1959.
  • Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961.
  • Тамаев П. М. «Мужицкие пьесы» А. А. Потехина в контексте русской драматургии сер. XIX в. Иваново, 1991.

Источники

  • Потехин, Алексей Антипович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Клевенский М. // Литературная энциклопедия
  • . ЯрГУ им. П. Г. Демидова

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Потехин, Алексей Антипович

– Тяжко тебе, горестная!.. Боязно... Прости меня, доченька, заберу я твоего Радомира. Не судьба ему находиться здесь более. Его судьба другой будет теперь. Ты сама этого пожелала...
Магдалина лишь кивнула ему, показывая, что понимает. Говорить она не могла, силы почти покидали её. Надо было как-то выдержать эти последние, самые тяжкие для неё мгновения... А потом у неё ещё будет достаточно времени, чтобы скорбеть об утерянном. Главное было то, что ОН жил. А всё остальное было не столь уж важным.
Послышалось удивлённое восклицание – Радомир стоял, оглядываясь, не понимая происходящего. Он не знал ещё, что у него уже другая судьба, НЕ ЗЕМНАЯ... И не понимал, почему всё ещё жил, хотя точно помнил, что палачи великолепно выполнили свою работу...

– Прощай, Радость моя... – тихо прошептала Магдалина. – Прощай, ласковый мой. Я выполню твою волю. Ты только живи... А я всегда буду с тобой.
Снова ярко вспыхнул золотистый свет, но теперь он уже почему-то находился снаружи. Следуя ему, Радомир медленно вышел за дверь...
Всё вокруг было таким знакомым!.. Но даже чувствуя себя вновь абсолютно живым, Радомир почему-то знал – это был уже не его мир... И лишь одно в этом старом мире всё ещё оставалось для него настоящим – это была его жена... Его любимая Магдалина....
– Я вернусь к тебе... я обязательно вернусь к тебе... – очень тихо сам себе прошептал Радомир. Над головой, огромным «зонтом» висела вайтмана...
Купаясь в лучах золотого сияния, Радомир медленно, но уверенно двинулся за сверкающим Старцем. Перед самым уходом он вдруг обернулся, чтобы в последний раз увидеть её... Чтобы забрать с собою её удивительный образ. Магдалина почувствовала головокружительное тепло. Казалось, в этом последнем взгляде Радомир посылал ей всю накопленную за их долгие годы любовь!.. Посылал ей, чтобы она также его запомнила.
Она закрыла глаза, желая выстоять... Желая казаться ему спокойной. А когда открыла – всё было кончено...
Радомир ушёл...
Земля потеряла его, оказавшись его не достойной.
Он ступил в свою новую, незнакомую ещё жизнь, оставляя Марии Долг и детей... Оставляя её душу раненой и одинокой, но всё такой же любящей и такой же стойкой.
Судорожно вздохнув, Магдалина встала. Скорбеть у неё пока что просто не оставалось времени. Она знала, Рыцари Храма скоро придут за Радомиром, чтобы предать его умершее тело Святому Огню, провожая этим самым его чистую Душу в Вечность.

Первым, конечно же, как всегда появился Иоанн... Его лицо было спокойным и радостным. Но в глубоких серых глазах Магдалина прочла искреннее участие.
– Велика благодарность тебе, Мария... Знаю, как тяжело было тебе отпускать его. Прости нас всех, милая...
– Нет... не знаешь, Отец... И никто этого не знает... – давясь слезами, тихо прошептала Магдалина. – Но спасибо тебе за участие... Прошу, скажи Матери Марии, что ОН ушёл... Что живой... Я приду к ней, как только боль чуточку утихнет. Скажи всем, что ЖИВЁТ ОН...
Больше Магдалина выдержать не могла. У неё не было больше человеческих сил. Рухнув прямо на землю, она громко, по-детски разрыдалась...
Я посмотрела на Анну – она стояла окаменев. А по суровому юному лицу ручейками бежали слёзы.
– Как же они могли допустить такое?! Почему они все вместе не переубедили его? Это же так неправильно, мама!.. – возмущённо глядя на нас с Севером, воскликнула Анна.
Она всё ещё по-детски бескомпромиссно требовала на всё ответов. Хотя, если честно, я точно так же считала, что они должны были не допустить гибели Радомира… Его друзья... Рыцари Храма... Магдалина. Но разве могли мы судить издалека, что тогда было для каждого правильным?.. Мне просто по-человечески очень хотелось увидеть ЕГО! Так же, как хотелось увидеть живой Магдалину...
Наверно именно поэтому, я никогда не любила погружаться в прошлое. Так как прошлое нельзя было изменить (во всяком случае, я этого сделать не могла), и никого нельзя было предупредить о назревавшей беде или опасности. Прошлое – оно и было просто ПРОШЛЫМ, когда всё хорошее или плохое давно уже с кем-то случилось, и мне оставалось лишь наблюдать чью-то прожитую хорошую или плохую, жизнь.
И тут я снова увидела Магдалину, теперь уже одиноко сидевшую на ночном берегу спокойного южного моря. Мелкие лёгкие волны ласково омывали её босые ноги, тихо нашёптывая что-то о прошлом... Магдалина сосредоточенно смотрела на огромный зелёный камень, покойно лежавший на её ладони, и о чём-то очень серьёзно размышляла. Сзади неслышно подошёл человек. Резко повернувшись, Магдалина тут же улыбнулась:
– Когда же ты перестанешь пугать меня, Раданушка? И ты всё такой же печальный! Ты ведь обещал мне!.. Чему же грустить, если ОН живой?..
– Не верю я тебе, сестра! – ласково улыбаясь, грустно произнёс Радан.
Это был именно он, всё такой же красивый и сильный. Только в потухших синих глазах теперь жили уже не былые радость и счастье, а гнездилась в них чёрная, неискоренимая тоска...
– Не верю, что ты с этим смирилась, Мария! Мы должны были спасти его, несмотря на его желание! Позже и сам понял бы, как сильно ошибался!.. Не могу я простить себе! – В сердцах воскликнул Радан.
Видимо, боль от потери брата накрепко засела в его добром, любящем сердце, отравляя приходящие дни невосполнимой печалью.
– Перестань, Раданушка, не береди рану... – тихо прошептала Магдалина. – Вот, посмотри лучше, что оставил мне твой брат... Что наказал хранить нам всем Радомир.
Протянув руку, Мария раскрыла Ключ Богов...
Он вновь начал медленно, величественно открываться, поражая воображение Радана, который, будто малое дитя, остолбенело наблюдал, не в состоянии оторваться от разворачивающейся красоты, не в силах произнести ни слова.
– Радомир наказал беречь его ценой наших жизней... Даже ценой его детей. Это Ключ наших Богов, Раданушка. Сокровище Разума... Нет ему равных на Земле. Да, думаю, и далеко за Землёй... – грустно молвила Магдалина. – Поедем мы все в Долину Магов. Там учить будем... Новый мир будем строить, Раданушка. Светлый и Добрый Мир... – и чуть помолчав, добавила. – Думаешь, справимся?