Альтман натан исаевич картины. Смотреть что такое "Альтман, Натан Исаевич" в других словарях

После незаконченной учёбы в ОХУ (1903–1907; учителями были К.К.Костанди, Г.А.Ладыженский и другие), получил свидетельство об окончании четырёх классов. Как вспоминал сам художник, в двух последних классах подружился с В.Д.Барановым-Россине, а через него – с В.Д.Бурлюком, а «оттуда протянулись нити к возникавшему тогда авангарду». Тогда же возникла дружба с А.Е.Кручёных. Продолжал самостоятельные занятия живописью и в 1910 дебютировал на выставке ТЮРХ в Одессе.

Альтман мечтал о Петербурге, но из-за условий жизни в черте осёдлости проще было поехать в Париж, куда он и отправился в декабре 1910, предварительно посетив Вену и Мюнхен. В Париже сначала жил в мастерской Баранова-Россине, но вскоре переехал в «Улей». Посещал Академию М.В.Васильевой и мастерские Академии Рансон (см.: академии парижские). Участвовал в «Салоне национального общества изящных искусств» (Salon de la Société Nationale).

Н.И. Альтман. Петрокоммуна. 1921. Холст, масло, эмаль. 104х88,5. ГРМ


Н.И. Альтман. Автопортрет. 1911. Бумага,темпера. 46х33. ГРМ


Н.И. Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 1914. Холст, масло. 123,5х103,2. ГРМ

Недолгое пребывание в Париже открыло художнику современное французское искусство. Он экспериментировал в разных стилях – от постимпрессионизма до фовизма – но собственного стиля обрести не успел. Некоторые работы парижского периода свидетельствуют о тяготении к фовизму («Пейзаж. La Ruche». 1911. Два варианта. Частные коллекции).

Осенью 1911 Альтман через Бельгию (побывал в Брюгге) вернулся в Винницу. Его первые автопортреты написаны в Виннице (оба – 1911. ГРМ). Там же сделано первое тематическое произведение – «Еврейские похороны» (1911. Частная коллекция). Картина написана в отвлечённо-условной манере. Альтман, в отличие от коллег по «Улью», в первую очередь М.З.Шагала, эксплуатировавшего «еврейскую тему», не делал национальную тематику главным предметом своего искусства, хотя и писал пейзажи и типажи местечек («Портрет старого еврея», «Местечко». Обе – 1913. Частные коллекции).

В большей степени его влечёт столичное искусство, и в первую очередь «Мир искусства». Сразу же после получения в Бердичеве диплома живописца вывесок, дававшего «право жительства» вне черты осёдлости, Альтман в конце 1912 приезжает в Петербург.

А в 1913 он уже дебютировал в нескольких разных по своей направленности петербургских выставках: «Постоянной выставке современного искусства» в Художественном бюро Н.Е.Добычиной (1913), «Союзе молодёжи» (ноябрь 1913 – январь 1914), «Мире искусства» (декабрь 1913 – январь 1914), «Выставке картин в пользу лазарета деятелей искусства» (октябрь – декабрь 1914). Тут проявилась характерная для художника особенность – быть вне течений и в то же время соучаствовать в них.

Из довоенной живописи Альтмана выделяются написанные им портреты, сочетающие в себе элементы кубизма с натурным сходством и определённой долей салонности («Дама у рояля (Портрет Власьевой)». ГТГ; «Портрет Н.Е.Добычиной». Частная коллекция; оба – 1913). Особую известность Альтману принёс созданным им в 1914 «Портрет Анны Ахматовой» (ГРМ), с которой художник познакомился в 1911 в Париже.

В 1912–1913 обращается к печатной графике. По примеру своего товарища Кручёных он издаёт два выпуска линогравюр «Винница в шаржах» (Винница, 1912). В 1913–1914 он публикует шаржи в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Тогда же создаёт серию «Еврейская графика», в которой стилизует мотивы старых еврейских надгробий (издана в 1923 в Берлине), делает обложку и иллюстрации к детской книге «Картинки Натана Альтмана» (не издана. 1914. ГРМ).

В 1915 в «Новом журнале для всех» в рубрике «Художник о художнике» была опубликована небольшая статья Л.А.Бруни «Натан Альтман» и заметка самого Альтмана о своём искусстве. Альтман в то время входил в содружество «Квартиры №5» и был одним из молодых художников, которых поддерживал Н.Н.Пунин.

Участвовал в петроградской экспозиции «Мира искусства» в феврале–марте 1915. На ней экспонировался «Портрет А.Ахматовой» (1915. ГРМ), а в рецензии Пунин восхищался «могучим» Альтманом (Н.Пунин. По выставкам // Северные записки. 1915. №5–6. Май–июнь. С.150). Однако через год (февраль–март 1916) жюри не включило в состав выставки работы Бруни и Альтмана. Этим фактом Пунин был возмущён, о чём написал А.Н.Бенуа, главному идеологу «Мира искусства» (Н.Пунин. Открытое письмо А.Н.Бенуа // Речь. 1916. №69. 11 марта. С.5).

В 1915–1917 Альтман участвовал практически во всех выставках авангардного искусства: в «Выставке живопи­си 1915 год» (март–апрель 1915. Москва), в «Выставке картин левых течений» (апрель–май 1915. Петроград), в «Последней футуристической выставке картин 0,10» (декабрь 1915 – январь 1916. Петроград), в «Выставке картин и скульптуры русских и польских художников» (апрель–май 1916. Москва), в «Современной русской живописи» (апрель 1916; ноябрь 1916 – январь 1917. Петроград), в «Бубновом валете» (ноябрь–декабрь 1916. Москва). Весной 1916 стал членом этого общества вплоть до его закрытия в 1917.

В 1916 вошёл в художественную секцию Еврейского ОПХ, а в июле–августе 1918 участвовал в «Выставке картин и скульптуры художников-евреев» в Москве.

В 1916 Альтман заявил о себе, как о серьёзном мастере скульптуры, умеющем работать с различными материалами («Автопортрет». ГРМ). Тогда же дебютировал как театральный художник: оформил пьесу «Чудо св.Антония» в «Привале комедиантов».

К этому времени он уже считается одним из ведущих художников современного искусства. Стилевое разнообразие обеспечивало ему благосклонность как правой критики (похвалы от А.Я.Левинсона, А.Н.Бенуа и А.А.Ростиславова), так и представителей левых (В.В.Хлебников включил его в число «Председателей земного шара»).

После февральской революции Альтман с энтузиазмом включился в процесс создания новых художественных структур. В марте 1917 вошёл СДИ, а в 1918, по приглашению Д.П.Штеренберга, – в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при Отделе Изо НКП вместе с Пуниным, А.Е.Карёвым и Барановым-Россине (для чего Альтману пришлось отказаться от поездки с персональной выставкой в Америку).

Был одним из инициаторов и участником «Первой государственной свободной выставки произведений искусства» (1919. Петроград), редактировал газету «Искусство Коммуны» (до 1919), входил в Совет Дома искусств (1919–1921). Много сил Альтман отдал созданию МХК, в том числе недолгое время был его директором (1921). В мае 1920, после участия в заседаниях московской Музейной комиссии, привёз в Петроград шестьдесят три произведения авангардных художников – для пополнения МХК.

Эскизы флага РСФСР и печати Совнаркома, выполненные Альтманом, были признаны лучшими на конкурсе Отдела Изо (1918). На первом конкурсе на советскую почтовую марку также получил первую премию (1918). Сделал несколько эскизов для агитационного фарфора (1919). Участвовал в оформлении площади Урицкого в Петрограде (1918–1920). Вёл живописную и скульптурную мастерские в Свомасе (1918–1920).

Для этого периода характерны конструктивно выстроенные натюрморты, с элементами различных стилей: стилизованного кубизма («Цветовые объёмы и плоскости». 1918. ГТГ; ГРМ), супрематизма («Материальная живопись (Натюрморт с белым кувшином)». 1919; «Петрокоммуна». 1921. Обе – ГРМ; «РСФСР». 1920. ГРМ), конструктивизма («Россия – Труд». 1921. ГТГ).

В то же время Альтман работает по осуществлению плана «монументальной пропаганды». В этой области его произведения, согласно поставленной задаче, идеализированно-реалистичны (проект монумента В.К.Рентгену. 1920; скульптурные бюсты А.В.Луначарского и В.И.Ленина. 1920). Натурные зарисовки Ленина (1920. ЦМЛ) – одни из самых жизненных изображений вождя революции (из-за чего долгое время не публиковались). В дальнейшем Альт­ман неоднократно эксплуатировал этот сюжет.

Уже в начале 1920-х какие-либо элементы авангардного искусства постепенно исчезают из произведений Альтмана.

В 1921 по распоряжению Луначарского стал руководителем московского Отдела Изо НКП и переехал в Москву. Работал в Инхуке (1920–1924). Был организатором и участником Первой русской художественной выставки в Берлине и Амстердаме (1922–1923). Участник «Выставки трёх» (Альтман, Шагал, Штеренберг. 1922. Москва), многочисленных тематических, а также зарубежных выставок. В 1926 вступил в ОРС.

В 1920-е Альтман много времени отдаёт театру. В июне 1921 был приглашён для постановки «Мистерии-буфф» В.В.Маяковского (режиссёр А.М.Грановский), где применил принципы конструктивизма. Оформил в театре-студии «Габима» пьесу Ан-ского «Гадибук» в постановке Е.Б.Вахтангова (1922). В 1924–1928 был главным художником ГосЕТа.

В 1928, после гастрольной поездки театра по Европе, остался в Париже, где пробыл до 1935. Обращение к неореализму характерно для живописи Альтмана этих лет. Также он создаёт фантасмагорические иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя (1933) и оформляет спектакль «Бронепоезд 14-69» в «Театре Интернационального действия» (1932).

После возвращения в СССР Альтман продолжал плодотворно работать в основном как книжный иллюстратор и театральный художник.

, заслуженный художник РСФСР (), мастер портрета.

Биография

Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского (1921, Московской цирк), «Гамлет» У. Шекспира (1954, ).

Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года , похоронен в Комаровском Некрополе , (посёлок Комарово). Надгробие (скульптор Н. И. Альтман, архитектор Т. Н. Милорадович) создано в 1972 году.

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Бюст Натана Альтмана в Русском Музее СПб.

    Могила Альтмана и его жены.jpg

    Могила художника Альтмана и его жены

    Надпись на обороте памятника Альтману.jpg

    Могила художника Альтмана - надпись на обороте памятника

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде

  • 1916-1923 - 1-я линия, 4;
  • 1937-1941 - «Дом специалистов » - Лесной проспект, 61, кв. 157;
  • 07.08.1944 - 12.12.1970 - «Дом специалистов» - Лесной проспект, 61.

Память

  • На доме по адресу Лесной проспект 61 в 2000 году была установлена мемориальная доска (скульптор Н. И. Никитин, архитектор С. П. Одновалов) с текстом: "Художник Натан Исаевич Альтман жил в этом доме с 1937 по 1970 год".

Произведения

  • Портрет А. А. Ахматовой, 1915, Русский музей , Санкт-Петербург (холст, масло)
  • Автопортрет, скульптура, 1916 (Государственный русский музей , гипс, медь, дерево)
  • Автопортрет, 1911 (Государственный русский музей , бумага, темпера , 46 x 33, 63 х 46,5)
  • цикл «Еврейская графика», 1914
  • Портрет А. В. Луначарского, гипс, 1920, Третьяковская галерея , Москва
  • «Портрет актрисы Е. В. Дзюбинской-Адамовой», 1915 (Государственный русский музей , 80,0 x 62,5)
  • Бюст Вильгельму Рентгену , 1920, дерево, Санкт-Петербург, Улица Рентгена , д. 6 (не сохранился, в 1928 году заменён памятником работы В. А. Синайского)
  • Петрокоммуна,
  • «Еврейская графика», 1923 (48,5 x 37)
  • «Мимоза», 1927 (Государственная Третьяковская галерея , холст, масло 63,3 x 50)
  • «Портрет писателя Никулина Л. В.», 1928-1935 (73 х 55)
  • «Портрет С. М. Михоэлса», 1927-1928 (холст, масло)
  • «Россия. Труд», 1921 (Государственная Третьяковская галерея , красное дерево, эмаль, уголь, бумага 98,2 x 49,3)
  • «Материальный подбор», 1920 (масло, эмаль. штукатурка)
  • «Южный дворик» (масло, 22,6 х 20)
  • «Автопортрет», 1926 (Государственная Третьяковская галерея , свинцовый карандаш, бумага 44,6 x 35,9)
  • «Цветовые объёмы и плоскости», 1918
  • «Кабинет В. И. Ленина», 1920 (бумага, карандаш)
  • «Зимний пейзаж», (бумага)
  • «Дама у рояля», 1914 (холст, масло)
  • «Портрет Надежды Крэт», 1915 (Государственный русский музей , холст, масло, 39 x 35)
  • «Портрет поэта Бориса Корнилова», (25 x 19,2)
  • «Парк», (холст, масло, 65 х 50)
  • «Цыганка-цветочница», 1915 (холст, масло, 49,5 x 69,5)
  • «Синагога» (бумага)
  • «Натюрморт с синими туфлями», 1911 (холст, масло, 43 x 33)
  • «Моление. Шарж на А. Ахматову», 1911 (бумага, гуашь, 22,6 х 17,5)
  • «Портрет еврейской женщины», 1911 (Государственный русский музей , холст, масло, 67,5 x 47,5)
  • «Женщина в деревне», 1929 (холст, масло, 61,5 x 50,3)
  • «Старый Еврей (портрет дяди Н. Альтмана)», (холст, масло)
  • «Натюрморт», (Государственный русский музей , 67,5 x 47)
  • «Пейзаж La Ruche», 1911 (холст на картоне, масло, 43,5 x 35)

Театральные работы

  • В.Маяковский Мистерия-Буфф . Постановка на немецком языке в честь делегатов III конгресса Коммунистического Интернационала . В помещении Первого государственного цирка. Москва, 1921
  • Ан-ский . Гадибук. Театр Габима , Москва. Эскизы костюмов. 30 листов ГЦТМ. Эскизы декораций. 2 листа. Бумага, акварель, графитный карандаш. СпбГТМ. 1921
  • К. Гуцков . Уриэль Акоста. Московский государственный Еврейский камерный театр . Эскизы декораций, эскизы костюмов. 1922
  • Шолом-Алейхем Доктор. Московский государственный Еврейский камерный театр. 1922
  • К. Чапек Мать. Госеударственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр) Ленинград, 1939
  • «Король Лир », ГБДТ , 1941
  • «Гаянэ », 1942, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
  • «Отелло », 1944, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
  • «Измена нации (Золотая чума)», 1953, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
  • А. П. Бородин «Князь Игорь », 1954
  • «Гамлет », 1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
  • «Ночь в Толедо » Лопе де Веги (1959–1960) и др.

Напишите отзыв о статье "Альтман, Натан Исаевич"

Примечания

Источники

  • Натан Альтман к ретроспективной выставке произведений: Живопись, Графика, Скульптура, Прикладное искусство, Театр, кино, Оформление улиц и массовых зрелищ / Составитель Э. Д. Кузнецов. - Л.: Художник РСФСР, 1968.
  • Петров В. Разносторонний художник // Творчество. - 1969. - № 10.
  • Эткинд М. Н. Альтман. - М., 1971
  • Альтман Н. 1889-1970: Каталог выставки / Вступительная статья А. А. Каменского . - М., 1978.
  • Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина ХХ века. Каталог. А-В. - Т. 8. - СПб.: Palace Edition, 1997. - С. 22-25.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918-1941. - Минск: Медисонт, 2007. - 144 с.
  • Иванов Владислав. . - М.: «АРТ», 1999.
  • Иванов Владислав. . - М.: «ГИТИС», 2007.
  • Большая иллюстрированная энциклопедия живописи.. - М .: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. - 8 с. - ISBN 978-5-373-03516-3 .
  • Сарабьянов А. Д. Альтман Натан Исаевич // Энциклопедия русского авангарда : Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин , А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. - М .: RA, Global Expert & Service Team, 2013. - Т. I: Биографии. А-К . - С. 16-18 . - ISBN 978-5-902801-10-8 .

См. также

Ссылки

  • Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга N 870-р от 07.09.1998 об установке мемориальной доски Н. И. Альтману.

Отрывок, характеризующий Альтман, Натан Исаевич

– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

Натан Исаевич Альтман — русский и советский живописец

Автопортрет (1911)

Биография

Натан Альтман родился 10 (22) декабря 1889 года в Виннице, в бедной еврейской семье: отец занимался мелкой торговлей, мать служила кастеляншей в больнице. В четырёхлетнем возрасте остался без отца, который умер от скоротечной чахотки; жил с бабушкой. С 1902 по 1907 г. учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем продолжил учёбу в парижской частной студии (1910—1911). В этот период испытал влияние модернизма, в частности кубизма.

В Париже художник посещал «Свободную русскую академию Васильевой» С 1906 года принимал участие в выставках. В 1910 году показывал свои работы на выставке объединения «Товарищество южнорусских художников» в Одессе, в 1911 представлял свои работы в Париже в «Салоне национального общества изящных искусств». В дальнейшем принимал участие в выставках объединения «Мир искусства» (в 1913, 1915, 1916), «Союза молодежи» (1913-1914), «0,10» (1915-1916), объединения «Бубновый валет» (1916).

С 1912 г. жил в Петербурге (после переименования города — соответственно в Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств». После революции 1917 г. участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928). Проявил себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина.

Наиболее известен его живописный портрет А. А. Ахматовой (1914, Русский музей):

…Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Всё горше и страннее было сходство
Моё с моим изображеньем новым…

9 апреля 1922 года в Московском государственном еврейском театре была показана премьера «Уриэля Акосты» (вторая редакция; первую в 1919 году оформлял М.Добужинский) с декорациями Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала. В этом же 1922 году состоялась ещё одна премьера, оформленная Н.Альтманом, — «Гадибук» С. А. Ан-ского в театре-студии «Габима» в постановке Е. Вахтангова. Оба спектакля имели большой резонанс.

Успешная совместная работа в ГОСЕТе Грановского, Михоэлса, Альтмана и композитора Л. М. Пульвера натолкнула их на мысль снять вместе фильм. Сценарий был написан по Шолом-Алейхему и назывался «Еврейское счастье». Автором титров был Исаак Бабель. В 1925 году съёмочная группа направилась на выбор натуры. По предложению Альтмана группа приехала в его родную Винницу, один из районов которой — Иерусалимка — сохранился в том первозданном виде, в каком подобные местечки были при Шолом-Алейхеме. В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже.

Весной 1928 Альтман выехал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года. В 1932 году Альтман делает оформление для "Театра Интернационального действия", созданного Анри Барбюсом. Свои новые работы Н. Альтман показывает на парижских выставках общества "Молодая Европа" (1932) и "Ассоциации революционных писателей и художников" (1934, 1935). Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя, изд. в 1937).

В 1935 году женится на Ирине Валентиновне Щеголевой, дочери В. А. Тернавцева.

Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского (1921, Московской цирк), «Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина).

Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года, похоронен в Комаровском Некрополе, (посёлок Комарово).

Бюст Натана Альтмана в Русском Музее СПб

Могила художника в Комаровском Некрополе

Могила художника Альтмана и его жены

Могила художника Альтмана - надпись на обороте памятника

«Встреча Шабата»

«Автопортрет» 1912 г.

«Дама у рояля»

«Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости»

«Материальный подбор»

«Портрет Е.В.Дзюбинской-Адамовой»

«Портрет молодого еврея (Автопортрет)»

«Россия. Труд»

«Синагога»

«Тройка»

«Дама с собачкой (портрет Эстер Шварцман)»

«Натюрморт» 1914 г.

«Натюрморт с белым кувшином»

«Кувшин и помидоры»

«Дядя художника» 1913 г.

«Часовщик» 1914 г.

«Петрокоммуна» 1921 г

«Портрет художника Колесникова» 1919 г.

Натан Исаевич Альтман
נתן אלטמאן
Н. Альтман.
Род деятельности:

Художник

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Альтман, Натан Исаевич (1889, Винница , – 1970, Ленинград) - художник.

При царе

Учился в Одесском худ. уч-ще (1903–07) у К.К. Костанди, Л.Д. Иорини, Г.А. Ладыженского. В 1907, неудовлетворенный постановкой преподавания, уехал в Винницу, где занялся самостоятельной разработкой проблем живописи, начал писать портреты («Дама на балконе», 1906, «Портрет бабушки», 1908). В 1910 уехал в Париж , посещал «Свободную русскую академию» М. Васильевой (1910-11), создал свою первую картину «Еврейские похороны» (1910). В 1912 г. приехал в Петербург .

Альтман рано проявил глубокий интерес к еврейскому искусству, сохранив его на всю жизнь.

В 1913 Альтман поехал в Грицев Волынской губернии, где создал ряд графических работ. Пользовался итальянским карандашом, оправлял свои композиции в золото, что придавало им своеобразную пышность, сближающую их с роскошью восточного искусства. С 1914 в Петрограде.

Раннее творчество Альтмана разнообразно: яркие живописные пейзажи, портреты, книжная графика, карикатуры, скульптура в бронзе и гипсе, декоративные рельефы.

В 1914 создал знаменитый «Пейзаж» и «Портрет А.А. Ахматовой», ставший сенсацией на выст. «Мира искусства» в 1915. Постепенно в творчестве Альтмана проблемы цвета заменялись проблемами объема. Художника интересовала конструкция вещей. Он начал заниматься скульптурой, строя свою работу на таком же членении объема, как в живописи, соединяя различные пластические материалы – бронзу, кованную медь, дерево («Голова молодого еврея», «Автопортрет», 1916).

Преподавал в студии М.Д. Берешитейна (1915–17). Участвовал в основании Еврейского общества поощрения художеств.

После октябрьского переворота 1917 г. Альтман возглавил секцию художественных работ коллегии по делам искусств и художественной промышленности. В 1918–20 гг. Альтман - профессор Свободных художественных учебных мастерских (СВОМАС). В 1920 им сделано несколько графических и скульптурных портретов Ленина. В 1920 занялся книжной графикой, создал обложки к книгам И.Г. Эренбурга, Ю.К. Олеши, И.Э. Бабеля и др., цикл иллюстраций к повести Шолом-Алейхема «С ярмарки» и т.д.

С 1921 г. Альтман - руководитель отдела изобразительного искусства при Народном комиссариате просвещения. В этот период главным в творчестве Альтмана становится работа в театре.

В 1922 г. он выполнил художественное оформление спектакля по пьесе С. Ан-ского «Дибук» в театре Габима . Альтман оформил спектакли «Уриэль Акоста» К. Гуцкова в Госете , 1921; «Доктор» по Шалом Алейхему , 1927; «Десятая заповедь» И. Добрушина по А. Гольдфадену , 1926, и другие.

В 1925 г. Альтман работал над эскизами декораций и костюмов к кинофильму «Еврейское счастье» (по Шалом Алейхему). В 1924–28 гг. Альтман - главный художник Госета . Живописный портрет Ш. Михоэлса (1926) относится к числу самых больших достижений Альтмана-портретиста.

В 1928–35 Альтман жил в Париже . Участник мировых выставок с 1906.

В 1933 г. Альтман создал серию иллюстраций на библейские темы («Адам и Ева», «Авраам, Сарра и служанка», «Каин и Авель», «Лот и его дочери» и другие). В 1936 г. поселился в Ленинграде . К этому времени он почти оставил живопись и занялся книжной графикой и работой в театре.

Альтман оформил спектакли «Бар-Кохба» Ш. Галкина , «Горит» И. Л. Переца (1940), «Заколдованный портной» по Шалом Алейхему (1940).

Во время Второй мировой войны Альтман, наряду с интенсивной театральной работой, уделял много времени антифашистской карикатуре.

- (1889 1970), советский живописец и график. Заслуженный художник РСФСР (1968). Учился в Одесском художественном училище (1902 07) и в Париже (1910 11). Произведения раннего периода, созданные под влиянием кубизма, графически отточены,… … Художественная энциклопедия

Альтман Натан Исаевич - (1889—1970), живописец, скульптор и график, заслуженный художник РСФСР (1968). Учился в Одесском художественном училище (1902—07) и в Париже (1910—11). Жил в Петербурге (Ленинграде) (1912—21 и с 1936). Преподавал в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (1889 1970) российский живописец, скульптор и график, заслуженный художник России (1968). Живописные портреты (А. Ахматова, 1914), иллюстрации, оформление спектаклей. Выполнил с натуры скульптурный портрет (1920) и серию зарисовок В. И. Ленина … Большой Энциклопедический словарь

- [р. 10(22). 12.1889, Винница], советский художник, заслуженный художник РСФСР (1968). Учился в Одесском художественном училище (1902‒07) и в Париже (1910‒11). В ранний период испытал влияние ряда новейших направлений в искусстве начала 20 в.… … Большая советская энциклопедия

- (1889 1970), живописец, скульптор и график, заслуженный художник РСФСР (1968). Учился в Одесском художественном училище (1902 07) и в Париже (1910 11). Жил в Петербурге (Ленинграде) (1912 21 и с 1936). Преподавал в Петроградских… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- (1889 1970), живописец, скульптор и график, заслуженный художник РСФСР (1968). В ранний период испытал влияние кубизма. Эффектные по композиции, графически отточенные портреты («А. Ахматова», 1914), иллюстрации, оформление спектаклей. * * *… … Энциклопедический словарь

Русский художник; р. 1889 в Виннице. Учился в Одессе у Костанди, в 1911 несколько м цев в Париже, с 1912 в Ленинграде. В творчестве А. можно проследить следующие периоды: импрессионизм (1906 12), кубизм (1913 17), футуризм (1918 22), от которого… … Большая биографическая энциклопедия

- … Википедия

Альтман, Натан Исаевич Мемориальная доска на доме, в котором жил художник (Лесной проспект, 61) Дата рождения: 10 (22) декабря 1889(18891222) … Википедия

Книги

  • Весёлая азбука. Страна Медведия , Усачев Андрей Алексеевич. Одетые по моде 1930-х годов, персонажи "Весёлой азбуки", милые медведи, счастливо живут в городских квартирах, работают, учатся, купаются в ванной, занимаются спортом, трапезничают, читают…