Тема чести в произведении сотников. Честь и бесчестие – аргументы ЕГЭ. Наш образец: сочинение по направлению «Честь и бесчестие

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Ctrl+Enter .

Спасибо за внимание.

Честь и бесчестие. Мы часто слышим эти слова, а задумываемся ли, что они означают?Честь – это достойные уважения моральные качества личности. Это нравственные принципы, которые человек готов защищать до последнего своего вздоха.

Бесчестие – это проявление человеческой слабости, трусости, это гнусные поступки, это безнравственность и беспринципность.

Эти два понятия наиболее полно раскрываются тогда, когда человек попадает в экстремальную ситуацию нравственного выбора.

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме чести и бесчестия. В Быков в повести «Сотников» рассказывает о судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам и сделавшим свой выбор.

Сотников с честью, выдержав все пытки фашистов, готовиться с достоинством встретить смерть. И только одна мысль не дает ему покоя: вместе с ним погибнут неповинные люди. Перед смертью он думает о спасении других. Свою казнь он встречает мужественно и достойно.

Иначе ведет себя Рыбак. Только одна мысль сейчас в его голове: любой ценой остаться в живых. И он сохраняет себе жизнь,встав на путь бесчестия. Рыбак соглашается служить фашистам, он участвует в ликвидации Сотникова. Его путь- путь предателя. И не сойти ему уже с этой дороги. Оказавшись перед выбором, он выбирает бесчестие.

Сейчас, конечно, не военное время. Но жизнь часто ставит нас перед выбором. И какой путь выбрать – зависит от нас. Будет ли это дорога чести или бесчестия. Давайте не будем забывать о чести, долге, высокой нравственности.

Честь и бесчестие (Аргументы ЕГЭ)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В понятие «честь» вложены самые достойные человеческие качества: моральные принципы, гордость, незапятнанная репутация. Человек чести имеет доброе имя, пользуется заслуженным уважением. Бесчестие – полная противоположность нравственных качеств личности.

Честь определяется не только помыслами, убеждениями, но и поступками. Поступать по чести в любой ситуации означает не отступать от нравственных принципов, руководствоваться совестью, а не сиюминутной выгодой или собственным «хочу».

Василий Быков в рассказе «Сотников» противопоставил честь бесчестию, на примере показал человеческий выбор в самой сложной ситуации.

Главный герой – Сотников, бывший учитель, офицер-артиллерист при отступлении части оказался в партизанском отряде на территории Белоруссии. Несмотря на щуплое телосложение, он имел твердые принципы – сохранять преданность Родине при любых обстоятельствах, «не мог сочувствовать человеку, который согласился на службу у немцев и так или иначе исполнял эту службу».

Вместе с бывшим старшиной Рыбаком, заболевший Сотников отправился на поиски провизии для партизан. Во время задания измученный болезнью бывший офицер невольно стал причиной того, что они с напарником оказались в плену у полицаев. «Он мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака» и под тяжестью своей вины примирился с неизбежностью смерти. Сотников мужественно перенес нечеловеческие пытки, но не предал товарищей. Вместе с двумя партизанами в заложниках у немцев оказались мирные люди, которых полицаи обвинили в пособничестве. Пытаясь спасти сельчан, Сотников взял всю вину на себя.

Крепкий на вид деревенский парень Рыбак повел себя совершенно иначе. В плену он думал лишь о собственном спасении, испугался предстоящих истязаний и согласился служить полицаям. Поначалу он надеялся, что сбежит при случае и вернется в отряд, но после собственноручной казни товарища, обратной дороги уже не было… Сотников погиб, не запятнав чести офицера, не поступившись убеждениями, остался верен Отечеству. Рыбак проявил малодушие и бесчестие, что обернулось вечными угрызениями совести и бесцельностью дальнейшего существования.

Иной пример чести и бесчестия описан Николаем Лесковым в рассказе «Человек на часах». Постников в карауле слышит мольбы о помощи утопающего человека. Солдат неравнодушен к чужой беде, но перед ним сложный выбор: присяга велит ему ни при каких обстоятельствах не покидать караульную будку. И все же совесть одерживает верх над воинским долгом – Постников спасает беднягу и возвращается на пост. Малограмотный мужик поступил по чести, в отличие от офицера Миллера, который присвоил собственной персоне чужое геройство. Бесчестный дворянин получает награду, а настоящий герой – наказание розгами за нарушение присяги.

Можно констатировать, что честь проверяется жизненными обстоятельствами, когда люди оказываются в ситуациях нравственного выбора. Лишь волевой человек способен сохранить честь, ради которой готов принести в жертву собственную жизнь.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Сочинение на тему "Честь и бесчестие В Литературе"

Когда-то понятие «честь» было одним из самых значимых в характеристике человека. Честь берегли, честью дорожили, честью клялись. «Честь имею!» - гордо говорили, приветствуя собеседника. А сейчас это слово редко услышишь, в крайнем случае оно сводится к понятию «честный», то есть «правдивый».

Что же такое честь? Это очень емкое понятие. Оно включает в себя и внутреннее благородство, и следование нравственным принципам, и защиту справедливости, и совесть, не замаранную предательством. Честь – это одна из важнейших нравственных категорий, и она важнее жизни, так как жизнь у человека можно отнять, а вот честь отнять невозможно. Ее можно только потерять, совершив подлый поступок. И это страшнее смерти, так как обесценивается сама личность человека.

В произведениях литературы часто поднимается проблема чести и бесчестия. И во все времена благородные, сильные личности не только гордились своей честью, но и вставали на защиту чести своих близких. Так, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М. Ю. Лермонтова мы видим столкновение двух персонажей, двух жизненных позиций. Молодой опричник Кирибеевич, привыкший к вседозволенности, давно забыл, что такое честь. Для него важнее собственные желания и прихоти. Ему противостоит купец Калашников, которые, зная, что погибнет, встает на защиту чести своей жены. И он спокойно идет на казнь, чувствуя свою правоту и победу над бесчестным врагом.

Основной является тема чести и бесчестия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Даже эпиграфом к своему произведению автор выбрал слова русской поговорки: «Береги честь смолоду».

Оказавшись в круговороте сложных исторических событий, герои повести ведут себя по-разному. Симпатии А. С. Пушкина на стороне честных людей. В первую очередь, это главный герой Петр Гринев, который, несмотря на молодость, имеет твердые моральные принципы. Он не забывает отблагодарить незнакомца, который оказал помощь, вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего девушку, отказывается служить самозванцу и разбойнику, предпочитая смерть предательству.

Маша Миронова воплощает понятие о женской чести, она тоже отказывается от сговора с предателем и готова умереть. Честную смерть бесчестью предпочитает капитан крепости Миронов. И даже разбойник Пугачев имеет свои представления о чести.

И как противопоставление этим благородным героям А. С. Пушкин рисует образ бесчестного и беспринципного Швабрина, готового оскорбить женщину и забыть присягу. И он отвратителен в стремлении спасти свою шкуру любой ценой. «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака», - говорит о нем Петр Гринев.

В литературе много примеров, когда герои выбирают дорогу чести, и писатели подчеркивают их внутреннюю красоту и благородство. И пусть в наше время слово «честь» употребляется все реже, но честные и благородные люди также высоко ценятся в обществе, а предателей и подлецов презирают. Поэтому произведения литературы имеют огромную воспитательную силу – они нам дают примеры для подражания.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Честь и бесчестие… Мы часто слышим эти слова, а задумываемся ли, что они означают? Честь – это достойные уважения моральные качества личности. Это нравственные принципы, которые человек готов защищать до последнего своего вздоха.

Бесчестие – это проявление человеческой слабости, трусости, это гнусные поступки, это безнравственность и беспринципность.

Эти два понятия наиболее полно раскрываются тогда, когда человек попадает в экстремальную ситуацию нравственного выбора.

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме чести и бесчестия. В Быков в повести “Сотников” рассказывает о судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам и сделавшим свой выбор.

Сотников с честью, выдержав все пытки фашистов, готовиться с достоинством встретить смерть. И только одна мысль не дает ему покоя: вместе с ним погибнут неповинные люди. Перед смертью он думает о спасении других. Свою казнь он встречает мужественно и достойно.

Иначе ведет себя Рыбак. Только одна мысль сейчас в его голове: любой ценой остаться в живых. И он сохраняет себе жизнь, встав на путь бесчестия. Рыбак соглашается служить фашистам, он участвует в ликвидации Сотникова. Его путь – путь предателя. И не сойти ему уже с этой дороги. Оказавшись перед выбором, он выбирает бесчестие.

Сейчас, конечно, не военное время. Но жизнь часто ставит нас перед выбором. И какой путь выбрать – зависит от нас. Будет ли это дорога чести или бесчестия. Давайте не будем забывать о чести, долге, высокой нравственности.


Другие работы по этой теме:

  1. Слова “честь” и “бесчестие” стали редки в нашем лексиконе, но наверняка каждый задумывался над вложенным в них смыслом. Честь подразумевает достоинство и нравственные принципы, от...
  2. Прежде всего это не слова, а поступки. Можно тысячу раз говорить, что вы честны, добры и благородны, а на деле быть лживым злодеем. Настоящая честь...
  3. ­Честь и бесчестие А. С. Пушкин когда-то сказал такую фразу: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. В полной мере он ее раскрыл в...
  4. Честь-это верность, благородство, правдивость, справедливость. Можно вечно перечислять присущие этому слову качества. И как же тонка грань между честью и полной ее противоположностью-бесчестием! Бесчестными можно...
  5. ­Честь и бесчестие Главный герой произведения И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – человек, пропагандирующий “новые” социальные устои и отрицающий все старое. Автор...
  • Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
  • Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
  • Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
  • Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
  • Война выявляет бесчестных людей
  • Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
  • Честь нужно отстаивать
  • Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
  • Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен

Аргументы

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. В произведении мы видим двух полностью противоположных героев: Петра Гринева и Алексея Швабрина. Для Петра Гринева понятие чести является ключевым при принятии важных решений. Он не изменяет своим принципам даже тогда, когда ему грозит казнь: герой отказывается присягнуть Пугачеву. Он решается вызволить Машу Миронову из Белогорской крепости, захваченной неприятелем, хотя это очень опасно. Когда Петра Гринева арестовывают, он говорит всю правду, но не упоминает о Марье Ивановне, чтобы не портить ей и без того несчастную жизнь. Алексей Швабрин – человек трусливый, способный делать подлые поступки, ищущий для себя более выгодные условия. Он мстит Маше Мироновой за отказ выйти за него замуж, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, на дуэли с Петром Гриневым стреляет в спину. Все это говорит о том, что он является человеком бесчестным.

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Письмо Татьяны Лариной, рассказывающей о своих чувствах, Евгений Онегин не воспринимает как что-то серьезное. После дуэли с Ленским герой уезжает из деревни. Чувства Татьяны не утихают, она все время думает о Евгении. Проходит время. На одном из светских вечеров появляется Евгений Онегин, которому по-прежнему чуждо общество. Там он видит Татьяну. Герой объясняется перед ней, Татьяна тоже признается в любви к Онегину, однако она не может предать своего мужа. В этой ситуации Татьяна сохраняет свои честь и достоинство, уважая не собственные желания, а высокие нравственные принципы.

А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”. Великому композитору Моцарту дан дар свыше. Сальери – труженик, добившийся успеха многолетней работой. Из зависти Сальери решается на не только бесчестный, но и бесчеловечный поступок – он бросает яд в стакан Моцарта. Оставшись наедине, Сальери осмысливает слова Моцарта о несовместимости злодейства и гения. Он плачет, но не раскаивается. Сальери рад, что выполнил “долг”.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

А.Н. Островский “Гроза”. Катерина, выросшая в в атмосфере любви и заботы, не может хорошо жить с безвольным мужем и своенравной Кабанихой. Девушка влюбляется в Бориса, это приносит ей и счастье, и горе. Измена Катерины – предательство, которое она не может пережить как человек нравственный. Героиня решается на самоубийство, зная, что совершила тяжкий грех, который не простит и без того ужасное общество. Вряд ли Катерину можно назвать бесчестным человеком, несмотря на совершенный ею поступок.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрея Соколова, главного героя произведения, не без оснований называют человеком чести. Его лучшие нравственные качества раскрылись на войне, в плену у немцев. Герой сказал правду о работе, которую делают пленные. Кто-то донес на Андрея Соколова, из-за чего его вызвал Мюллер. Немец хотел расстрелять героя, но перед смертью предложил выпить “за победу немецкого оружия”. Андрей Соколов – человек, не способный на такой бесчестный поступок, поэтому он отказался. За свою смерть он выпил, но не закусил, показывая силу духа русского народа. Отказался закусывать он и после второй стопки. Мюллер назвал Соколова достойным солдатом и отпустил с хлебом и куском сала назад. Для Андрея Соколова было делом чести разделить продукты между всеми, несмотря на то, что сам он был очень голоден.

Н. Карамзин “Бедная Лиза”. Эраст, человек дворянского происхождения, влюбляется в Лизу, обычную крестьянку. Поначалу юноша мечтает оставить свое общество ради их будущего счастья. Лиза не может не верить ему, ее настолько охватывает любовь, что она без сомнений отдается Эрасту. Но ветреный молодой человек проигрывает в карты большую сумму денег, теряет все свое состояние. Он решает жениться на богатой вдове, а Лизе говорит, что уходит на войну. Разве это не бесчестный поступок? Когда Лиза узнает об обмане, Эраст пытается от нее откупиться. Бедной девушке не нужны деньги, она не видит смысла жить и в итоге погибает.

В. Распутин “Уроки французского”. Молодая учительница Лидия Михайловна преподает французский язык и является классным руководителем главного героя произведения. Когда мальчик приходит в школу побитым, предатель Тишкин рассказывает, что он играет на деньги. Учительница не спешит ругать героя. Постепенно Лидия Михайловна узнает, как трудно живется ребенку: его дом далеко, еды мало, денег не хватает. Учительница пытается помочь, предложив мальчику играть на деньги с ней. С одной стороны, ее поступок является недопустимым. С другой стороны, его нельзя назвать и плохим, ведь он совершен во имя благой цели. Директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и увольняет ее. Но понятно, что осудить учительницу не за что: кажущийся бесчестным поступок на самом деле несет добро.

А.П. Чехов “Попрыгунья”. Ольга Ивановна замужем за врачом Осипом Ивановичем Дымовым. Муж ее очень любит. Он много работает, чтобы оплатить увлечения жены. Ольга Ивановна знакомится с художником Рябовским, изменяет мужу. Дымов догадывается об измене, но не подает виду, а старается работать еще больше и упорнее. Отношения Ольги Ивановны и Рябовского заходят в тупик. В этом время Дымов заражается дифтеритом, выполняя свой врачебный долг. Когда он умирает, Ольга Ивановна понимает, насколько бесчестным, безнравственным было ее поведение. Она признает, что потеряла по-настоящему достойного человека.

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В. Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В. Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.