Культура руси конца 13 17 века кратко. Русская культура в XIII – XVII вв

Процесс становления единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Влияние его было неоднозначным. Так, были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций, «не вместившихся» в общий её ход. Местное летописание сменяется единой великокняжеской летописью, исчезают целые иконописные школы, как это случилось с тверской иконописью.

Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый урон русской культуре. В огне нашествия гибли храмы, книги, иконы, были разгромлены многие культурные ценности, убиты или уведены в плен ремесленники, мастера, огромное число сельских и городских тружеников. На время прекратилось каменное строительство, забыт накопленный годами опыт умельцев. Динамический подъем культуры связан с победой на Куликовом поле (1380г.), с этого времени можно говорить о формировании общерусской культуры. Одной из главных тем в литературе этого времени становится борьба с монголо-татарами.

В устном народном творчестве – это «Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче». В исторической повести – это: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (рассказ о подвигах рязанского богатыря Евпатия Коловрата), «Сказание о Мамаевом побоище». Особенно знаменита патетическая поэма «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем, объединившая православный героизм с глубокой скорбью о погибших.

Жития святых известны Сергия Радонежского, Стефана Пермского, принадлежавшие перу Епифания Премудрого (н. XV в.). Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове и др. В 1442 г. появляется Русский Хронограф - описание всемирной истории, составленное Пахомием Логофетом.



Возобновляется каменное строительство, прежде всего, в Новгороде и Пскове, затем и в других городах. Русская живопись XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Человек и его духовный мир стали главными мотивами в живописи. Самые известные живописцы этого времени: Феофан Грек (Новгородская школа - его манеру письма отличает выбор ярких сочных красок, эмоциональность, экспрессия) и Андрей Рублев (Московская школа - чистые светлые краски, высокий духовный пафос и проникновенная человечность). Кисти А. Рублева (ок. 1360-1370 г. - ок. 1439 г.) принадлежат фрески Благовещенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, несколько замечательных икон («Троица», символизирующая мысль о единстве мира и человечества).

Еще одним известным живописцем был Дионисий (ок. 1440-1441 гг. - после 1502-1503 гг.) Росписи: Иосифо-Волокаламского, Ферапонтова монастырей; иконостас Успенского собора Московского Кремля.

Литература XV – XVI вв.

В конце XV в. появляется Московский летописный свод, освещающий исторические события с позиций победившей Москвы. Под руководством митрополита Макария была создана «Книга степенная царского родословия», описывающая события от княжения Ольги до Ивана IV. Она обосновывала идею объединения русских земель под властью московских князей и подчеркивала роль церкви. Из среды макарьевского кружка, в частности, вышло такое монументальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи – Минеи» . Это 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых.

Зарождается в XVI в. и политическая публицистика : важнейшие вопросы жизни общества, в частности, о характере власти и государстве, становятся предметом широкого обсуждения как церковных, так и светских авторов. И. Пересветов в своих произведениях (Челобитных, написанных в 40-50-е гг.), обосновывал необходимость сильной государственной власти, но построенной на принципах справедливости и права.

Яркими талантливыми публицистами являлись А. Курбский и Иван Грозный – в полемике, которую открыл А.Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г.

Популярным становится жанр «хождений» - описания путешествий в дальние страны. Тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» описал свое путешествие в Индию, Персию и другие страны Востока (1466-1472 гг.).

Во 2-ой пол. XVI в. в Москве открылся первый Печатный двор. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол», на следующий год «Часослов». Всего было издано первыми книгопечатниками 20 книг, которые пока были дороже рукописных

Архитектура

Усиление московского князя, окончательно объединение русских земель вокруг Москвы напрямую отразилось на архитектуре столицы. Во второй пол. XV в. Кремль подвергся грандиозной перестройке. Были возведены новые стены, величественные соборы:

Успенский (1476-1479 гг.) – итальянский архитектор Аристотель Фиорованти; Благовещенский (1484-1489 гг) – псковские мастера; Архангельский (1505-1509 гг.)- Алевиз Новый и Грановитая палата (1487-1491 гг.) –для торжественных приемов создавали итальянцы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари.

В XVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь остается деревянной. Наибольшее распространение получает шатровый стиль в зодчестве. Одним из лучших образцов этого стиля является церковь Вознесения в Коломенском , заложенная в честь Ивана Грозного (1532г.). Возведенный зодчими Бармой и Постником, Покровский собор (храм Василия Блаженного ) в Москве был первоначально белым (1555-1560 гг.), свою пеструю окраску получил уже в 17 в. Собор был заложен в честь взятия Казани.

Идет активное строительство укреплений. Воздвигаются кремли в Туле, Коломне, Серпухове, Смоленске (Федор Конь) Нижнем Новгороде (Петр Фрязин).

Культура XVII века

Для русской культуры XVII в. характерно обмирщение (освобождение от церковного влияния) и рост западноевропейского влияния. Оно выражалось в распространении светских знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.

Просвещение и наука. В 1634 г. печатается первый букварь Василия Бурцева, а ко второй пол. XVII века их было издано уже 300 тыс. штук. В 40-е гг. Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян. Имелось еще несколько частных школ. При аптекарском приказе появляется первая научная библиотека. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей "всякого чина и возраста", где готовили духовенство и чиновников.

В XVII в. люди умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В 1676-1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новых сведений. Наряду с астрологическими сведениями, в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника. В 70-х годах в Киеве, а затем в Москве выходит первая печатная книга по истории – «Синопсис» киевского монах Иннокентия Гизеля, излагавшего в доступной форме события от древности до современной автору эпохи.

Литература

Появление ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смуты: «Сказание» Авраама Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя И.А.Хворостинина. Официальная версия событий Смутного времени содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанному по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения – укрепление положения новой династии Романовых. Крупнейшим публицистом был Симеон Полоцкий (монах С.Е. Петровский-Ситнианович, выходец из Полоцка). Образцом литературного новаторства стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Его отличают яркость образов, богатство языка.

Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Развитие самодержавия ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Для этого было необходимо систематическое собирание исторических материалов. Этим с 1657 по 1659 гг. занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф. Грибоедовым, типографским "справщиком" (редактором) Поликарповым и автором "Скифской истории" Андреем Лызловым.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался, прежде всего, возникновением сатирических повестей ("О Шемякиной суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Служба кабаку", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Сказание о куре и лисице" и т.д.). Эти произведения создавались в среде посадского населения. В них содержался протест против господствующих порядков. Осмеянию подвергались как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно внимание к человеческой личности. С этим связано появление нового героя - вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежащие к верхам общества, то теперь изображали и купцов, и простых горожан.

Архитектура. Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре проявилось, прежде всего, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка.

Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50-е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского (под Москвой), Иверского (на Валдае) и Крестного (на Белом море) монастырей.

Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. "нарышкинского стиля" или "московского барокко" Заметнуюроль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I Л.К. Нарышкиным, постройки Новодевичьего монастыря.

Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный разобранный позже царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объем строительства из кирпича, широко используются многоцветные изразцы, белокаменные детали, что придавало постройкам праздничный вид.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным в нем было развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр, парсуна (персона). Во главе нового направления стоял Симон Ушаков . В иконе "Спас нерукотворный" он изобразил живое, одухотворенное лицо человека.

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVII в. живописцы от парсуны переходят к написанию портретов красками на холсте (портреты князя Б.И. Репнина, Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина).

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовить сообщения или презентации по темам:

- «Еретические движения «стригольники» и «жидовствующие»;

- «Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Флорентийская уния»;

- «Митрополит Алексий и Сергий Радонежский».

2. Оформление контурной карты «Присоединение казанского и Астраханского ханств», «Вхождение Западной Сибири в состав России».

3. Выполнение заданий в рабочей тетради по данному разделу.

Форма контроля самостоятельной работы:

Защита сообщений и докладов;

Устный опрос;

Защита презентаций;

Проверка рабочей тетради.

Вопросы для самоконтроля

Ответьте на вопросы теста:

1. Окончательное свержение ига Золотой Орды на Руси произошло в:

2. Среди основных предпосылок объединения русских земель вокруг Москвы в XV в. не было следующих:

А) перенесение в Москву резиденции митрополита;

Б) выгодное географическое положение;

В) выступления Москвы как организатора борьбы против немецких рыцарей;

Г) быстрое экономическое развитие Московского княжества.

3. Государственное устройство России в XVI в.

А) Самодержавная монархия;

Б) сословно-представительная монархия;

В) конституционная монархия;

Г) феодальная монархия.

4. Первый московский князь:

А) Юрий Долгорукий;

Б) Даниил Александрович;

В) Иван Калита;

Г) Александр Невский.

5. Историческое событие, которому посвящено литературное произведение «Задонщина»:

А) битва на реке Калка;

Б) стоянию на Угре;

В) Куликовская битва;

Г) взятие Козельска монголами.

6. Творчество великого русского художника Андрея Рублева приходится на:

А) кон. XIV – нач. XV вв.;

Б) кон. ХIII – нач. XIVвв.;

В) середину - вторую половину XV в.;

Г) конец XV - начало XVI вв.

7. Общенациональный кризис в России в начале XVII века, проявившийся в политике, экономике и социальных отношениях, известен в истории под названием....

А) бунташный век;

Б) опричный террор;

В) династический кризис;

Г) смутное время.

8. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием:

А) Судебник;

Б) «Русская Правда»;

В) Соборное уложение;

Г) Указ об «урочных летах».

9. Что из названного характерно для экономического развития России в 17 в.?

А) Начало промышленного переворота;

Б) аграрное перенаселение;

В) формирование капиталистического уклада в промышленности;

Г) появление первых мануфактур.

10.Имя первопечатника Ивана Фёдорова связано с веком:

11.Какое из приведенных ниже положений относится к церковной реформе патриарха Никона?

А) Учреждение Святейшего Синода;

Б) отделение церкви от государства;

В) замена двоеперстного крестного знамения троеперстным;

Г) открытие Славяно-греко-латинской академии.

12.Какое из названных событий относится к 17 веку?

А) борьба иосифлян и нестяжателей;

Б) церковный раскол;

В) создание Святейшего Синода;

Г) учреждение в России патриаршества.

13.Какой из перечисленных ниже терминов относятся к архитектурному стилю церквей и храмов в 16в.?

А) крестово-купольный;

Б) готический;

В) шатровый;

Г) романский.

Выполните задания:

1. Расположите правителей Руси в хронологической последовательности:

А) Дмитрий Донской;

Б) Иван Калита;

В) Симеон Красный;

Г) Иван Красный.

2. Установите последовательность событий:

А) Куликовская битва;

Б) набег хана Тохтомыша;

В) «великое стояние» на реке Угре;

Г) сражение на реке Вожже.

1 .______ 2.______ 3. ______ 4.______

3. Установите соответствие между событиями и датами:

1) опричнина; А) 1547 г.;
2) Ливонская война; Б) 1556 г.;
3) венчание на царство Ивана IV; В) 1549 г.;
4) присоединение Астраханского царства; Г) 1565-1572 гг.;
5) созыв первого Земского собора; Д) 1552 г.;
6) присоединение Казанского ханства. Е) 1558-1583 гг.
А) Б) В) Г)

6. Расположите имена следующих религиозных деятелей в хронологическом порядке их жизни и деятельности:

А) митрополит Илларион;

Б) патриарх Никон;

В) патриарх Филарет;

Г) Иосиф Волоцкий.

1 .______ 2.______ 3. ______ 4.______

Разгадайте кроссворд по теме « Смутное время»:

По горизонтали : 1. Вооруженное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. 2. Место подписания перемирия с Польшей в 1618 г. 3. Служилые люди. 4. Глава Русской православной церкви с 1589 г. 5. Дворянин, один из организаторов первого ополчения. 6. Имя первого царя из династии Романовых. 7. Крупный землевладелец в Польше и Литве.

По вертикали: 8. Период боярского правления в России XVII века. 9. Мелкий феодал в Польше и Литве. 10. Предводитель восстания крестьян и холопов в 1603 г.

Рис. 11 «Кроссворд по теме «Смутное время».

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль

Перечень точек рубежного контроля :

№ ТРК Наименование ТРК в соответствии с КТП Форма контроля знаний Тематика разделов ТРК
ТРК №1 Письменная работа Раздел 1 «Древнейшая стадия истории человечества», Раздел 2 «Цивилизации Древнего мира».
ТРК №2 Письменная работа Разделы 3,4 «Цивилизации Запада и Востока в Средние века»; «История России с древнейших времен до конца XVII века».
ТРК №3 Письменная работа Разделы 4,5 «История России с древнейших времен до конца XVII века»; «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.».
ТРК №4 Письменная работа Раздел 6 «Россия в XVIII веке». Раздел 7 «Становление индустриальной цивилизации».
ТРК №5 Тестирование Раздел 9 «Россия в ХIХ веке».
ТРК №6 Письменная работа Раздел 10 «От Новой истории к Новейшей».
ТРК №7 Письменная работа СССР в 20-40-е годы Раздел 11 « Между мировыми войнами».Раздел 12 «Вторая мировая война».
ТРК №8 Письменная работа Раздел 13 «Мир во второй половине XX века».Раздел 14 «СССР в 1945-1991 гг.».
ТРК №9 тестирование Раздел 15 «Россия и мир на рубеже ХХ–-XXI веков».

3.2 Итоговый контроль по дисциплине

По итогам изучения дисциплины проводится экзамен в виде компьютерного тестирования, также учитываются точки рубежного контроля.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

Лишь постепенно русская культура оправлялась от последствий монгольского нашествия, нанесшего ей страшный урон. Интерес к строению Земли и вселенной привёл к появлению специальных сочинений. Усиливается интерес к медицине. В летописях описывались многие болезни и эпидемии, стали систематизироваться сведения о лекарственных растениях, появляются «Лечебники». В 1581 году в Москве открылась первая аптека. Развитие торговли и денежного обращения вызвало потребность в совершенствовании знаний в арифметике. Рос интерес и к устройству мира.

Основным памятником общественно-политической и исторической мысли как впрочем и литературы были летописи. Летописание отражало те процессы социальной и политической жизни, которые шли на Руси. В связи с созданием нового большого Успенского собора возник московский летописный свод 1480 – одно из самых значительных произведений русского летописания. В 16 столетии официальный характер московского летописания усилился, в нём широко используются различные официальные документы. Надо отметить что в области исторического знания уже в 16 веке наметились изменения, которые свидетельствуют если не об изживании летописного жанра, то о прекращении его доминирования. Так по новой форме изложения была составлена в третьей четверти 16 века «Книга степенная царского родословия». Здесь изложение велось не по годам а по «степеням» или «граням» т.е исторический материал сгруппирован по направлениям князей и митрополитов. С образованием единого государства усилилось стремление осмыслить историю России в связи со всемирной историей. Вот почему получили дальнейшее распространение хронографы. Наиболее известен хронограф редакции 1512 описывающий события византийской, южно-славянской и русской истории. Основой литературы древней Руси были исторические знания, исторические факты, да и сами эти произведения – чаще всего повести, входившие в состав летописей. Во второй половине 13-15 веков центральной темой литературы стала борьба русского народа против завоевателей. Одним из значительных произведений стала «Повесть о разорении Рязани Батыем», которое находиться в сборнике 16 века. Целый цикл произведений возникает под влиянием Куликовской битвы. Литература рубежа веков связана с общественно-политической мыслью. В посланиях Сильвестра развивались мысли о высокой ответственности царя перед богом, высказывалась идея о необходимости ограничения монастырского землевладения, о «мудрых подвижниках царя».

Архитектура. Первым городом Северо-восточной Руси, где после нашествия снова началось каменное строительство, стала Тверь. Здесь в 1285-1290 был построен главный храм – Спаса-Преображения. Крупнейшим центром развития архитектуры в 14-15 веках был Великий Новгород. Здесь уже в 1292 был построен один из интереснейших памятников новгородского зодчества – церковь Николы на Липне. Особенность архитектуры – кладка, использование валунов и частично кирпича. Это создавало неровную волнистую поверхность и усиливало впечатление грубоватой силы и мощи. Теперь на смену монументальным зданиям 11-12 века пришли небольшие сооружения. В первой половине 14 в. Выработался новый стиль новгородского зодчества, который расцвёл во второй половине столетия. Один из классических памятников – церковь Фёдора Стратилата на торговой стороне. На примере этой церкви видно стремление к нарядному, декоративному убранству постройки, что отличает эти сооружения от более суровых и строгих построек предшествующего времени. Вскоре, новгородцы начинают избегать декоративности, возвращаются к старым строгим формам. Во второй четверти 14 в Москве началось каменное строительство. В 1367 в Москве был возведён Кремль. Крупнейшей постройкой века был Успенский собор в Коломне. Были возведены древние соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове. В архитектуре преобладали традиции Владимиро-Суздальской Руси. Это крестово-купольные одноглавые церкви с тремя апсидами. Убранство – скромное, но появ. новые мотивы – арочки в порталах. С образов единого гос-ва – подъём во второй половине 15в. Увеличился размах строит-ва, стали восттанавл старые здания. На смену традиционному белокаменному строительству приходит кирпичная кладка. Мощный толчок формиров нового стиля дала перестройка Московского Кремля, Успенского Собора. Теперь уже всё приобретает нарядный вид: фрески, узоры. В 1516 закончили возведение новых стен Кремля, сложилась и внутренняя планировка. Рос и формировался и сам город. Стали укрепляться военные объекты, бойницы, дозорные вышки, строиться мощные укрепления. Дальнейшее развитие зодчества в перв половине 16 в постепенному изживанию местных особенностей в архитектуре. В культовые сооружения проникли чисто светские элементы. Стремление к некоторой декоративности. Монументальные постройки возводились или под влиянием Успенского собора Московского Кремля (собор Дмитрова) или в духе раннемосковских традиций 14в (Покровский монастырь в Суздале). В 16в. В русском зодчестве стал развиваться шатровый стиль. Это были каменные шатровые церкви без внутр. Столбов и единым внутр. пространством – Покровский собор на Красной площади в Москве («Собор Василия Блаженного»). Собор объединяет девять небольших церквей символизируя объединение русских земель под властью Москвы.

Живопись. В Новгороде в 14в. Как и в зодчестве в живописи сложился новый стиль. В фресках на смену тяжеловатым приземистым фигурам пришли узкие вытянутые изображения людей, многослойных композиций, обогащалась цветовая гамма. Крупнейшим художником конца 14в. Был Феофан Грек приехавший из Византии. Он работал в Новгороде и в Москве. Новгородское иконописание постепенно освободилось от следования образцам фресковой русской живописи и уже в конце 14в. Сложилась в самостоятельное направление искусства. Новгородские иконы посвящены популярным в народе святым. Святые изображались стоящими в ряд, житийные иконы выполнялись в виде большого изображения святого в центре, окружённого со всех сторон отдельными эпизодами из жизни святого. В рамках архаичных традиций развивалась и московская живопись первой половины 14в. Москва стала притягивать лучших мастеров живописного искусства. Помимо «феофановского» направления в московской живописи также имеется ряд произведений с византийской и юно-славянской художественных традиций. Вершиной русской живописи этого времени стало творчество Андрея Рублева. (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор во Владимире, в Зенигороде). Его живопись отличает мягкость и глубокая человечность. Самое известное его произведение – икона «Троица» для собора Троице-Сергиева монастыря. С конца 15в.ведущее положение в живописи заняла Московская школа. Крупнейшим художником был Дионисий (росписи Ферапонтова монастыря), для Дионисия свойственны богатство и праздничность декоративного убранства. Далее гос-во начинает оказывать всё больший вес и воздействие на развитие живописи. Художники должны были работать под контролем церковных и светских властей. Живопись стала более тесно связана с библейскими сюжетами. Памятник первой половины 16в. – фрески московского Благовещенского собора, выполненные под руководством Феодосия, сына Дионисия. Здесь на стенах и столпах изображены византийские императоры и русские князья. Особенно сильно гос-ые тенденции стали проявляться в правление Ивана Грозного. К концу 16в. Выработалось своеобразное художественное направление сосредоточившее главное внимание на живописной технике. Это направление названо в честь известных промышленников и купцов «строгановская школа». Крупные мастера школы: Прокопий Читин, Никифор, Истома, Назарий. На ряду со Строгановской школой получило распространение и годуновская школа, стремившаяся вернуться к монументальным формам характерным для конца 15в.

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII-XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV-XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод - Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов - своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466-1472гг.)).

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV-XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля - Успенский собор. В 1484- 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487-1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

Основные документы эпохи

«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

Русская культура ХIII-XV вв.

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество . В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» - городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание. В условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав - более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII - начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по летописцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их - идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» - их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование русского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина - первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) - продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя - создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV - начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красною кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен - 3,5-6,5 м, а их высота - 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей - Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII вв.

В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека - гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.

Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.