Литература византии кратко. Византийская литература iv–vi вв. i. Игорь Медведев. «Византийский гуманизм XIV-XV веков»

На планете Земля проживает более 7 миллиардов людей… Только вслушайтесь в эту цифру… 7 миллиардов разных, талантливых, творческих, способных личностей! Нет, я не ошибаюсь, действительно все люди талантливые, творческие и способные. Здесь, наверное, со мной кто-то не согласится… Мы знаем, что каждый человек рождается с возможностями, вопрос другой: «Использует ли он их в своей жизни?» И ответ здесь неоднозначный.

Для начала ответим на вопрос, который не одно поколение людей задает себе и другим: «Что нужно человеку?»

Так как каждый из нас индивидуален, то ответы будут отличаться, но все они будут касаться сферы здоровья, карьеры, контактов с другими людьми, мечтаний, желаний и целей. В положительной психотерапии существует так называемая модель баланса или кристалл Пезешкиана, в ней выделяют 4 сферы: Тело, Деятельность, Контакты, Смыслы. Носсрат Пезешкиан (основатель позитивной психотерапии) говорит, что между этими сферами должен быть баланс.

Джон Леннон сказал мудрые слова: «Жизнь – это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы». К счастью или к сожалению, не все всегда идет по плану. Кого-то это закаляет, и он ищет новые способы, а кто-то просто «вынужден» отказаться и остановиться.

От чего это зависит?

Здесь может быть много разных вариантов: от психологических особенностей человека, от силы воли, от обстоятельств…

Сразу вспоминаются биографии известных людей, которые сделали из проблемы возможность.

Что же делать, когда мы видим перед собой только проблему из проблем, а не какие-то варианты и возможности?

  1. Сделать остановку

Это похоже на ситуацию со спортсменом, который бежит марафон, сил остается не много, он делает паузу (возможно, даже проплывают мысли «Сдаться, сдаться…»), а затем бежит из последних сил.

Cлучалась ли такая ситуация в вашей жизни, которая казалась просто ужасной?

Шло время и вы понимали, что эта «ужасная» ситуация принесла положительные изменения в жизнь. Например, вас уволили с работы и это выглядит «концом всего». Проходит время и вы понимаете, что это освобождение дало возможность больше времени проводить с родными, у вас появилось время уехать куда-то, куда всегда мечтали, но из-за лимита времени не могли этого сделать, и наконец у вас появилась возможность понять, куда двигаться дальше. Но на первый взгляд ситуация казалась просто ужасной.

  1. Заехать на заправку

Здесь имеется в виду найти ресурс, который придаст сил, чтобы двигаться дальше. Это может быть хобби, любое дело, которое всегда хотели научиться выполнять, но опять же не было времени, сил…

  1. Набрать разгона

После того как авто сделало остановку, заправилось – оно готово двигаться дальше, и даже с максимальной скоростью. Так и человек, насытившись ресурсом, готов к движению вперед.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 27. Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой Что дало возможность русским землям начать открытую борьбу за независимость от Золотой Орды? Что стало их первым успехом? 1. Укрепление Москвы при князе Дмитрии Ивановиче. Политику Ивана Калиты по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья Семён Гордый и Иван Красный. При них Москва стояла во главе всех земель Северо-Восточной Руси. После смерти Ивана Красного наследником остался его девятилетний сын Дмитрий Иванович (московский князь в годах). Малолетством князя сразу воспользовался суздальский князь Дмитрий Константинович, хитростью заполучив в Орде великокняжеский ярлык. Казалось, верховная власть ускользает из рук московской династии. Но рядом с маленьким Дмитрием оказа- 177

2 лись тогда верные соратники московские бояре и глава Русской церкви митрополит Алексей. Они повели борьбу за возвращение ярлыка в Москву. В конце концов Дмитрий Иванович стал великим владимирским князем. А ещё через несколько лет московский и суздальский князья окончательно помирились. Дмитрий Иванович женился на княжне Евдокии, дочери суздальского князя. Чтобы ещё больше укрепить своё владение, Дмитрий Иванович вместе с двоюродным братом Вла Митрополит Алексий. димиром Андреевичем, князем серикона. Иконописец Дионисий. XV в. пуховским, возвёл новые стены Московского Кремля белокаменные. Это оказалось очень вовремя. Восстановившая свои силы Тверь вновь вступила в борьбу за власть над Северо-Восточной Русью. Кремль при Дмитрии Донском. Художник А.М. Васнецов г. 178

3 Тверской князь заключил союз с могущественным великим князем литовским Ольгердом, который трижды подходил со своим войском к Москве, но не смог захватить её. Москву защитили белокаменные стены Кремля и мужество москвичей. Когда тверской князь добился в Орде ярлыка на великое княжение, Дмитрий собрал огромное войско. Отряды чуть ли не всех княжеств Северо-Восточной Руси пришли к нему. С большими силами подступил московский князь к Твери, и Михаилу Александровичу пришлось уступить. Князья заключили мир. Согласно договорной грамоте, тверской князь отказался от притязаний на великое княжение, обязался признать московского князя своим «старшим братом», а владимирское великое княжение наследственным владением, «отчиной» московских князей. В трудах и борьбе Дмитрию Ивановичу удалось увеличить территорию Московского княжества (теперь оно включало в себя почти половину всей Северо-Восточной Руси) и обеспечить главенствующее положение Москвы. Это создавало предпосылки для начала борьбы с Ордой. 2. Борьба с Ордой. Золотая Орда в тот период находилась в состоянии упадка и распада. За неполных 20 лет здесь сменилось 25 ханов. Ведущую роль стали играть ханские приближённые, военачальники, знать. Степи к западу от Волги контролировал те мник (военачальник) Мама й. Он не принадлежал к ханскому роду и потому не мог претендовать на престол. Но фактически Мамай сосредоточил в своих руках всю власть в западной части Орды и правил от имени хана Чингизида. Вспомните, кого называли Чингизидами. И всё же Орда Мамая представляла для Руси грозную опасность. В середине 70-х годов XIV века Дмитрий Московский вступил в открытую борьбу с Мамаем. Самым близким к Орде из русских земель было Нижегородское княжество. Русские князья решили опередить неприятеля 179

4 Русский воин. XIV в. 180 и выступили в поход, но, дойдя до реки Пья ны, остановились. Начались охоты и веселье. Ордынцы внезапно ударили и разгромили силы князей. Нижний Новгород пал и был сожжён ордынцами. Мамай решил закрепить успех и послал войско во главе с военачальником Бегичем уже на самого Дмитрия Ивановича. Теперь, однако, успех сопутствовал русским воинам. В битве на реке Во же (правый приток Оки) 11 августа 1378 года русские полки под командованием московского князя наголову разбили ордынцев. Ордынцам было нанесено первое серьёзное поражение. 3. Куликовская битва. Мамай начал готовить новый поход на Русь. Он хотел полностью восстановить власть Золотой Орды над Русской землёй. Мамай собрал большое войско из всех своих владений. Союзником Мамая выступил литовский великий князь Ягайло. Он спешил навстречу ордынцам, чтобы соединиться с ними. А на Руси Мамай потребовал от рязанского князя Олега Ивановича участвовать в походе. Князь Олег вынужденно признал власть Мамая и обещал поддержать его, но при этом предупредил Дмитрия Ивановича о предстоящем нашествии и никакой реальной помощи ордынцам не оказал. Почти вся Северо-Восточная Русь встала на защиту своей Ордынский всадник земли. Под знамёна московского князя собрались полки из Ростова, Ярославля, Мурома, Белоозера и многих других городов. Пришли даже братья Ягайло православные литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, княжившие на русско-литовском пограничье. Не прислал свои дружины тверской князь Михаил Александрович. Собирались русские силы около Коломны города-крепости на Оке, прикрывавшей путь из степей в центральные области Северо-Восточной Руси. Отсюда они дви-

5 нулись к Дону, навстречу врагу. Дмитрий Иванович спешил нужно было не дать соединиться войскам Мамая и Ягайло. Русские рати подошли к Дону. При подходе к реке полки Дмитрия Ивановича заметили и разгромили сторожевой разведывательный отряд Мамая. Решающее сражение становилось неотвратимым. Переходить реку или нет? На военном совете Дмитрий Иванович решил переходить. Полки переправились за Дон и расположились на Куликовом поле, неподалёку от впадения в Дон реки Непря двы. Войско было выстроено в две линии. Впереди стоял заслон, сторожевой полк. За ним располагались основные силы: великий полк, прикрываемый с флангов полками правой и левой руки. В соседнем лесу Дмитрий спрятал засадный полк во главе со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпу ховским и опытным воеводой Дмитрием Бобро ком-волынским. Сам князь встал в строй. Это было очень рискованно, но Дмитрий Иванович, видимо, хотел личным примером укрепить боевой дух русских воинов, вдохнуть в них уверенность в возможность победы над опасным противником. Ранним утром 8 сентября 1380 года, чуть только рассеялся туман, русские воины увидели вражеские полчища. Утро на Куликовом поле. Художник А.П. Бубнов гг. 181

6 Поединок Пересвета с Челубеем. Художник М.И. Авилов г. По преданию, битву начал поединок могучего ордынского богатыря с русским иноком Пересветом. Оба единоборца погибли в схватке. Появившаяся ордынская конница обрушилась на русские полки. Битва была жестокой. Ордынцы всё теснили и теснили русские ряды, был смят сторожевой полк. Мамай стремился расчленить русские войска надвое, часть окружить и уничтожить, а часть рассеять. Великий полк Дмитрия с трудом держался. Однако после двух часов жестокой битвы ордынцы начали одерживать верх. Казалось, ещё немного, и всё будет кончено, как это бывало во время монголо-татарского нашествия. И тут из соседнего леса на врага обрушился засадный полк. Это решило исход битвы. Воодушевлённый великий полк тоже перешёл в наступление. Ордынцы сражались упорно, но под натиском свежих русских сил в конце концов дрогнули и побежали. Их гнали и гнали. Разгром ордынцев был полным, русские захватили даже ордынский лагерь с богатой добычей. Узнав о разгроме Мамая, Ягайло повернул своё войско назад. В Куликовской битве проявился незаурядный полководческий талант князя Дмитрия Ивановича. С тех пор его стали называть Донским, а его брата Владимира Андреевича Храбрым. На Куликовом поле русские воины покрыли себя неувядаемой славой. 182

7 Куликовская битва Значение Куликовской битвы огромно, несмотря на то что ордынское владычество вскоре было восстановлено. Москва окончательно стала центром складывавшегося единого государства. Русские люди ощутили себя не только москвичами, ростовцами или суздальцами, а жителями всей Русской земли, единым народом, способным противостоять Золотой Орде и добиться независимости. Обелиск на Куликовом поле. Архитектор А.П. Брюллов. XIX в. 183

8 4. Нашествие Тохтамыша на Русь. После поражения и бегства Мамая правителю восточной (заволжской) части Орды хану Тохтамышу из рода Чингизидов удалось объединить большую часть золотоордынских земель. Тохтамыш вознамерился восстановить ордынскую власть на Руси. Летом 1382 года войско Тохтамыша скрытно двинулось на Русь. Впервые после Батыева нашествия сам хан возглавил поход на Русь. Тохтамыш стремился застать обескровленную после Куликовского сражения Русь врасплох. Это удалось. Нижегородский и рязанский князья, боясь за свои земли, не оказали сопротивления ордынскому хану. Был захвачен и сожжён Серпухов. Дмитрий Иванович оставил Москву и отправился на северо-восток, в Кострому собирать войска. Ордынцы осадили столицу. Москвичи оказывали ожесточённое сопротивление. На защиту Москвы поднялись простые горожане, ремесленники. Оборону города возглавил литовский князь Остей, внук Ольгерда. С белокаменных стен по врагу ударили тюфяки, так в те времена называли пушки. Впервые для защиты Москвы было использовано огнестрельное оружие. Тогда Тохтамыш пошёл на обман. Он принудил сыновей нижегородского князя, присоединившихся к нему, заверить защитников Москвы, что вовсе не собирается разорять город, а удовольствуется дарами. Городские ворота распахнулись, и ордынское войско ворвалось в столицу, всё сметая на своём пути. Грабежам и бесчинствам захватчиков не было конца. Москва была разгромлена и сожжена. Из Москвы Тохтамыш разослал отряды, которые должны были захватить другие русские города. Захватить, однако, удалось только Переяславль-Залесский, а на обратном пути из Руси Коломну. Ордынский отряд, отправленный к Волоку Ламскому (теперь город Волоколамск в Московской области), был разбит полками героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Серпуховского. Опасаясь сразиться лицом к лицу с полками Дмитрия Донского, Тохтамыш с воинством повернул назад. Русь снова была вынуждена платить дань Орде, но владимирское великое княжение отбирать у Дмитрия Донского хан не стал. За московскими князьями остались и все территориаль- 184

9 Оборона Москвы от войск Тохтамыша. Художник А.М. Васнецов г. ные приращения. Дмитрий Донской был уверен, что время, когда Русь освободится от ордынского владычества, близко. В своей духовной грамоте (завещании) князь писал, что, «если ослабит Бог Орду», детям его «не придётся платить выход в Орду». Из Рогожского летописца Безбожный и нечестивый ордынский князь Мамай поганый, соб рав рати многие пошёл на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую Слышав же это, князь великий Дмитрий Иванович, собрав многочисленных воинов, пошёл против них, стремясь защитить свою отчину, святые церкви, правоверную ве ру христианскую и всю Русскую землю. И когда он переехал Оку, пришла к нему ещё другая весть: рассказали ему, что Мамай соб рал войско за Доном, стоит в поле и ждёт себе на помощь Ягайлу во главе литовской рати. Великий же князь перешёл Дон, и было там поле чистое и очень большое в устье Непрядвы. И там по строились оба войска, и устремились в бой, и столкнулись оба вой 185

10 ска, и долго шла битва упорная и сеча жестокая, весь день сражались, и было множество убитых с обеих сторон. И помог Бог великому князю Дмитрию Ивановичу, а Мамаевы полки поганые побежали, а наши за ними, преследуя И гнали их до реки Мечи, и там перебили многих, а другие погрузились в воду и утонули И убежал Мамай с небольшим отрядом в свою землю Татарскую. Было это побоище сентября в 8 день, на Рождество Святой Богородицы, в субботу до обеда. 1. О каком событии рассказывается в приведённом отрывке? 2. Как объясняет автор «Летописца» мотивы действий князя Дмитрия Ивановича и русского войска? Из поэмы «Задонщина» О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взлети к синим небесам, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу! Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамёна русские у Дона Великого на берегу К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу». И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдём туда, прославим жизнь свою, удивим землю, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую!» И сказал всем князь великий Дмитрий Иванович: «Братья и князья русские, гнездо мы великого князя Владимира Киевского! Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни чёрному ворону, ни поганому этому Мамаю!» * В «Рогожском летописце» и «Задонщине» говорится об одних и тех же событиях. Сравните стиль описания этих событий в летописи и поэме. В чём состоят особенности каждого текста? 186

11 1. В чём выражалось укрепление Московского княжества при потомках Ивана Калиты? 2. Объясните, почему князь Дмитрий Иванович решил вступить в борьбу против Орды. 3. Начните составление таблицы важнейших событий борьбы русских земель за независимость от Орды. Год Событие Участники Результаты 4. Используя картосхему (с. 183), расскажите о ходе Куликовской битвы. 5. Как вы думаете, почему на Куликовом поле победило русское войско? 6. Составьте характеристику похода Тохтамыша на Москву по плану: 1) задачи похода; 2) основные события; 3) итоги. 7*. Куликовская битва не означала окончание зависимости Руси от Золотой Орды. Почему она сохранилась в русской истории как одно из важнейших событий? Как увековечена память о ней в произведениях литературы и искусства?


КУЛИКОВСКАЯ БИТВА С 1995 года в России установлен День воинской славы 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) «День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими

Тест по истории России Объединение русских земель вокруг Москвы 6 класс 1 вариант 1. Укажите даты правления московского князя Дмитрия Ивановича (Донского). 1) 1325-1340 гг. 2) 1340-1353 гг. 3) 1353-1359

Возвышение Москвы. Даниил Александрович (1276-1303) - Первый московский князь, младший сын Александра Невского 1. Начало расширения территории московского княжества (присоединено к Москве: Коломна - 1300г.,

Проект по истории на тему: «Куликовская битва» Выполнил: ученик 9 класса «А» Мордвинов Сергей Руководитель: учитель истории В.В. Маликова О проекте Цель стремление разобраться в событиях, произошедших

Образование Российского государства Причины возвышения Москвы Первые московские князья. Иван III основатель российского государства 2 Предпосылки объединения Русских земель Нашествие изменило политикогеографическую

Задания B8-В11. Анализ исторических карт, схем 1 Рассмотрите схему и выполните задания 1.Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками. 2.Напишите название города, обозначенного

Тест по истории России Усиление Московского княжества 6 класс 1 вариант 1. Какой князь считался главным среди русских князей Северо-Восточной Руси в XIV-XV вв.? 1) московский 2) владимирский 3) смоленский

Тест по теме: «Феодальная раздробленность». «Монголо-татарское нашествие на Русь» Автор: Гамиева Ольга Николаевна МОУГимназия 2, г.новокубанск 1. О каком событии повествует летописец? «И пошел «князь Александр»

Тема Монгольская империя и изменение политической карты мира. Батыево нашествие на Русь. Северо- Западная Русь между Востоком и Западом. Литовское государство и Русь. Золотая Орда: государственный строй,

Тема: Монголо татарское нашествие и Ярославский Край. План: 1.Нашествие. 2.Битва на Сити. 3.Народные восстания. Федор Чёрный. В начале XIII в. на Русь стала надвигаться смертельная опасность из Центральной

Методические приемы Ход урока Деятельность учащихся Прогнозируемый результат Организационный момент Ребята, мы с вами переходим к изучению новой темы: «Москва-центр объединения русских земель. Дмитрий

Покудова Надежда Ивановна преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный

Начало объединения русских земель. МАТЕРИАЛЫ для сайта. История России. 6 классы. Тема: «На пути к единому государству (XIV XVI в.)» Учитель: Морарь Н.П. ТЕМА Знать Уметь Знать: причины образования единых

Раздел 3. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому государству Лекция 3.2.3. Начало возвышения Москвы и образование единого русского государства. План 1. Раздробленность на Руси: причины

Лекция 4 Русские княжества в XIV XV вв. Образование единого Русского государства. План 1. Особенности золотоордынского ига. 2. Основные подходы к изучению проблемы образования Русского государства в XIV

Игра «За семью печатями». Оформление: репродукция картины Васнецова «Богатыри», иллюстрации по теме «Куликовская битва» Условия игры: играют 4 игрока, предлагаются 7 вопросов. Тот игрок, который правильно

Открытый урок по дисциплине История группа ДО-17-01 10.11.2017 Преподаватель: Видинеев Д.Ю. Тема: «Александр Невский. Между Орденом и Ордой» Николай Черкасов в роли Александра Невского. Фильм Сергея Эйзенштейна

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского Преподаватель Киященко А.А. Характеристика Великого Московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) 1. Описание его наружности: «Бяше крепок и мужественен,

Тема урока: «Нашествие с востока» Создание державы Чингисхана В центре Азии с древнейших времен кочевали монгольские племена. В начале XIII века во главе этих племен стал талантливый и беспощадный нойон

Раздел 4. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ Тема 4.3. Образование единого Русского государства. Тема занятия: Начало возвышения Москвы. Образование единого Русского государства. План: 1. Причины

ТЕСТ «МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ» 1. Мощная держава степных кочевников тюрко-монгольских племен сложилась к а) IX в.; б) X в.; в) XI в.; г) XIII в. 2. Монгольское государство сложилось на территории а)

Всем добрый день! Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день,

ТЕМА 11. МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО В ХIV ВЕКЕ. План: 1. Социально-экономическое и политическое развитие славянских земель. 2. Объединительные тенденции. Укрепление Московского княжества. 3. Москва и Тверь

Контрольная работа по окружающему миру (март) Традиционная программа Школа России 4 класс Уважаемые родители, распечатайте данную работу. Ученик должен выполнить её от руки. Выбранный вариант ответа обводить

6 Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде» ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1 Подберите синонимы из рамки: би"тва во"йско грани"ца поги"бнуть покори"ться пра"вить Слова для справок: преде"л, полк, сраже"ние,

Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы Преподаватель Киященко А.А. Судьбы русских земель в послебатыево время 1. Южная и Юго-Западная Русь (Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское

Александр Невский родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Внук Всеволода Большое Гнездо. В 1236 он был посажен на новгородское княжение.

Русь и Золотая Орда План урока 1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. 2. Повинности русского населения 3. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русь и Орда при Александре

Раздел 3. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому государству Лекция 3.2.2. Раздробленность на Руси. План 1. Раздробленность на Руси: причины и последствия. 2. Крупнейшие территории

МБОУ Утянская средняя общеобразовательная школа Классный час «Герои земли русской» Подготовила: классный руководитель 7 класса Куцыкова С.Ю Уточка, 2013 год Цель: Познакомить детей с героическими страницами

Тема: Куликовская битва Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цели урока: 1. Обучающая: способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы, влиянии данного

Тема: «Куликовская битва». Н.К. Колпакова учитель истории МКОУ СОШ 5 Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии. Цели урока: 1.Актуализировать прежние знания,

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. Часть 1 К каждому из заданий 1-10 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. Инструкция по выполнению работы

Рекомендации по выполнению задания С6. по истории Древняя Русь. Исторические портреты Приветствую дорогих читателей сайта и в этом посте я продолжу разговор, посвященный С6. Сегодня будут приведены 6 авторских

Вопросы и задания: Можно ли процесс объединения русских земель назвать закономерным? Назовите предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. Назовите причины объединения русских земель вокруг Москвы.

Тема урока: Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва. Дата проведения: 02.02.17г. Ц е л и: сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против монголо-татарского ига;

Возвышение Москвы П О Д Г О Т О В К А К Е Г Э Предпосылки объединения русских земель Социальноэкономические Развитие экономики (трехполье, рост ремесла, торговли, городов) Рост феодального землевладения

Всероссийский Фестиваль науки Конкурс «Год российской истории» Номинация «Молчаливый рассказчик музейный лабиринт» Тема проекта: «Молчаливый рассказчик музейный лабиринт: Куликовская битва» Выполнила:

1 Цель: - на примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: (1 слайд) Дети близится праздник "День защитника Отечества". Много

1 сентября День знаний В нашей стране ежегодно 1 сентября отмечается праздник День знаний. Свое название он получил благодаря тому, что является первым днем осени, когда начинается новый учебный год во

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа 10 станицы Советской Новокубанского района Краснодарского края Тема урока: «Куликовская битва.» Класс 6 Учитель

Ход урока. Постановка проблемы: - Вы повторили 2 раздел: «Времена Древней Руси». - А сейчас познакомимся с новым этапом в истории Руси. - Но сначала, расшифруете древнюю летопись. (один ученик читает)

Александр Невский Команда «Малый Китеж» 2014 Александр Невский одно из тех имѐн, что известны каждому в нашем Отечестве. Князь, покрытый воинской славой, удостоившийся литературной повести о своих деяниях

Недаром помнит вся Россия Номинация: Дни воинской славы России Автор: Малякшин Евгений, 4Г класс МБОУ «НОШ 2», г. Чебоксары, 10 лет История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм,

Смирнова Валентина Владимировна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Руднянская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина" Руднянского муниципального района Волгоградской области

В 1981 г. Япония стала называть 7 февраля «Днем северных территорий». С тех пор в этот день перед российскими диппредставительствами в Японии проходят митинги и демонстрации с требованиями вернуть острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые СССР получил по итогам Второй мировой войны.

Измена бывшего союзника

Возвращение отторгнутой по Портсмутскому мирному договору 1905 г. южной части острова Сахалин и передача под юрисдикцию СССР Курильских островов были одним из условий вступления нашей страны в войну с Японией. Договоренности были закреплены в документах Ялтинской (Крымской) и Потсдамской (Берлинской) конференций.

США больше, чем кто-либо из союзных держав, были заинтересованы во вступлении СССР в войну с Японией. Открытие русского военного фронта значительно ускорило бы поражение японцев. Однако смерть президента США Франклина Рузвельта привела не только к смене главы страны, но и изменению курса во взаимоотношениях с Москвой.

В ходе Потсдамской конференции была подготовлена декларация, подписанная президентом США, премьер-министром Великобритании и президентом Национального правительства Китайской Республики, в которой излагались цели и задачи войны с Японией. При этом советское руководство было поставлено в известность об этом документе позже, чем оно попало в прессу. Такой не согласованный с СССР шаг союзников вызвал по меньшей мере недоумение Сталина, которое он высказал в последующем на заседании глав правительств. Возможно, этот акт по отношению к СССР был предпринят в связи с успешным испытанием американцами атомной бомбы 16 июля 1945 г., уверовавшими в возможность самостоятельно решить проблемы завершения войны на Тихом океане.

Вместе с тем декларация содержала пункт 8, гласивший: «Условия Каирской декларации 1943 г. будут выполнены, и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые укажем». Таким образом, формально подтверждалось признание договоренностей о передаче СССР Курильских островов.

Выполняя союзнический долг и достигнутые в ходе конференций соглашения, правительство Советского Союза еще в апреле 1945 г. уведомило японское правительство о невозможности продления заключенного в 1940-м Пакта о нейтралитете между СССР и Японией, а 8 августа ввиду отказа Японии от безоговорочной капитуляции советское правительство объявило о состоянии войны с Японией с 9 августа 1945 г. Вступление СССР в войну на территории Маньчжурии и в Корее значительно сократило сроки завершения Второй мировой войны, и 14 августа правительство Японии объявило о капитуляции перед союзными державами.

Через несколько месяцев после капитуляции Японии в меморандуме главнокомандующего союзных держав генерала Дугласа Макартура №?677 от 29 января 1946 г. японскому правительству предписывалось прекратить осуществление или попытки к осуществлению государственной или административной власти в любом районе вне Японии. При этом ее территория была определена «…в составе: четырех главных островов Японии (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку) и приблизительно 1000 мелких прилегающих островов». Особо исключались из государственной и административной юрисдикции японского правительства: а) все тихоокеанские острова, захваченные или оккупированные по мандату, или же приобретенные Японией иным способом с начала мировой войны 1914 г.; б) Маньчжурия, Формоза (Тайвань) и Пескадорские острова; в) Корея; д) Карафуто (Сахалин. — Прим. «К»).

Это определение территории Японии относилось ко всем будущим директивам, меморандумам и приказам штаба главнокомандующего, если оно не будет каким-либо образом уточнено. При этом Курильские острова рассматривались как единое целое, без деления на южные или северные, большие или малые.

Не акцентируется внимание на выделении из состава Курил островов Итуруп, Кунашир и Малой Курильской гряды и в Сан-Францисском мирном договоре 1951 г., где в главе 2 («Территория») «…Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.».

По сути, Токио отказывалось от прав на Курильские острова, но в чью пользу, глава 2 договора не раскрывает. Однако в главе 4 («Политические и экономические положения») Япония признавала «полную силу всех договоров, заключенных союзными державами в настоящее время или в будущем, для прекращения состояния войны, начатой 1 сентября 1939 г., а также любые другие соглашения союзных держав, заключенные для восстановления мира или в связи с восстановлением мира».

Ввиду того, что американо-английский проект мирного договора не отражал интересов ряда стран — участниц войны на Тихом океане, от работы в конференции отказались Индия и Бирма, а часть государств, в том числе СССР, не стали подписывать договор. Позицию Москвы с достаточной ясностью и полнотой изложил в своем выступлении на Сан-Францисской конференции первый заместитель министра иностранных дел Анатолий Громыко, однако поправки, вынесенные им на обсуждение, в результате давления США во внимание приняты не были.

Тем самым отсутствие четких формулировок дало возможность Японии и американской стороне по-своему трактовать положения мирного договора. Уже при ратификации в Сенате США была внесена оговорка, что условия договора не будут означать признание за СССР каких-либо прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Страны восходящего солнца на эти земли. Американские законодатели также не пожелали признавать какие бы то ни было положения в пользу СССР в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении.

Этим США продемонстрировали свое отношение к соблюдению международных договоров и создали предпосылки к тому, чтобы породить условия для сохранения напряженности во взаимоотношениях между Японией и СССР в дальнейшем. Поддерживаемые американцами японские представители на конференции обвинили СССР в самовольном захвате Южных Курильских островов Итуруп и Кунашир и группы островов Хабомаи.

Пропагандистское давление

Позиция официального Токио с 1951 г. не изменилась и укладывается в четыре пункта:

1. «Северные территории» являются вековыми территориями Японии, продолжающими находиться под незаконной оккупацией России. Правительство США также последовательно поддерживает позицию Японии.

2. Чтобы решить этот вопрос и по возможности быстро заключить мирный договор, Япония энергично продолжает переговоры с Россией на основании уже достигнутых соглашений.

3. Согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности «северных территорий» к Японии Токио гибко подойдет к решению вопроса о времени и порядку их возврата. Вдобавок, поскольку японские граждане, жившие на «северных территориях», были оттуда насильственно выселены Сталиным, Япония готова прийти к соглашению с правительством РФ с тем, чтобы проживающие там российские граждане не подверглись такой же трагедии. Иными словами, после возврата Курильских островов Япония намерена уважать права, интересы и желания ныне живущих там россиян.

4. Правительство Японии призвало население своей страны не посещать Курильские острова вне рамок безвизовой процедуры до разрешения территориального спора. Токио не сможет допустить никакой деятельности, включая экономическую, третьих сторон, которая могла бы рассматриваться как подчинение юрисдикции России, а также позволять деятельность, предполагающую юрисдикцию РФ над «северными территориями». Япония придерживается политики принятия соответствующих мер, чтобы предотвратить такую деятельность.

А в 1996 г. была издана брошюра «Северные территории Японии», где с позиции истории взаимоотношений России и Японии предпринимается попытка обосновать неправомочность занятия советскими войсками не только Южных Курил и островов Хабомаи, но и Курильских островов вообще. Утверждается, что Курилы стали территорией Японии не в результате войны, а в процессе мирных переговоров в Портсмуте. Ссылаясь на Каирскую декларацию 1943 г., японская пропаганда утверждает, что союзные державы провозгласили принцип территориального нерасширения, а Советский Союз занятием Курил нарушил его. При этом не принимается во внимание Крымское соглашение, подписанное позже, и документы Потсдамской конференции.

Полярные точки зрения на процесс подписания мирного договора между Россией и Японией сохраняются до сегодняшнего дня. Москва и Токио признают ненормальным отсутствие мирного договора между ближайшими соседями и предпринимают меры для урегулирования существующих проблем. Однако если говорить о «законности и справедливости», то следовало бы учитывать не только односторонне изложенные факты, но и всю совокупность международно-правовых документов, в особенности Ялтинской и Потсдамской конференций.

Юрий ЗАЙЦЕВ, кандидат исторических наук, специально для «К»

Пожалуйста помогите создать какую нибудь полезную программу на паскаль, срочно нужно до понедельника, чтобы в этой программе были все темы за 8 класс,

read.writeln.else.to.if и тд которые сможете
Вот пример идеи для программы, в академию поступают какое то количество учеников, нужно написать сколько учеников сдали документы, сколько пришли на экзамен, и сколько учеников кто прошло и не прошло
возможно не возможно создать программу на этой идее, тогда прделагайте свои со своими программами, пожалуйста помогите!

1. Когда и кем были изобретены счетно-перфорационные машины? Какие задачи на них решались?

2. Что такое электромеханическое реле? Когда создавались релейные вычислительные машины? Каким быстродействием они обладали?
3. Где и когда была построена первая ЭВМ? Как она называлась?
4. Какова роль Джона фон Неймана в создании ЭВМ?
5. Кто был конструктором первых отечественных ЭВМ?
6. На какой элементной базе создавались машины первого поколения? Каковы были их основные характеристики?
7. На какой элементной базе создавались машины второго поколения? В чем их преимущества по сравнению с первым поколением ЭВМ?
8. Что такое интегральная схема? Когда были созданы первые ЭВМ на интегральных схемах? Как они назывались?
9. Какие новые области применения ЭВМ возникли с появлением машин третьего поколения?
10. Что такое микропроцессор? Когда и где был создан первый микропроцессор?
11. Что такое микроЭВМ и персональный компьютер?
12. Какие типы ПК наиболее распространены в мире?
13. Что такое суперкомпьютер?
14. Что такое кластерные системы ПК?
15. В чем особенность компьютеров пятого поколения?

Что такое операционная система? А) набор из определенных узлов ПК б) комплект программ, позволяющий создать новые программы в) программа позволяющая

эффективно использовать компьютер в соответствии с потребностями человека г). Программа обработки числовых и текстовых данных
Д) комплекс программ упровляющей ПК
3. Выберете действие относящиеся к формированию а) копирование фрогментов текста б) исправление опечаток в) проверка орфографии г) изменение размера шрифта д) перемещение фрагментов текста

Задание #1 Вопрос: Интернет - это: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) группа ПК, размещенных в одном помещении 2) глобальная компьютерная сеть,

объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети 3) комплекс терминалов, подключенных каналами связи к ЭВМ 4) мультимедийный компьютер с принтером, модемом, факсом Задание #2 Вопрос: Файл - это: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) единица измерения информации 2) программа в оперативной памяти 3) область памяти ПК, имеющая имя 4) текст, напечатанный на принтере Задание #3 Вопрос: Укажите расширение файла proba.docx Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) нет расширения 2) proba 3) docx 4) .docx Задание #4 Вопрос: Укажите тип файла fakt.exe Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4) Web-страница Задание #5 Вопрос: Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256 000 бит/с. Передача файла через данное соединение заняла 3 мин. Определите размер файла в килобайтах. Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 125 2) 56 250 3) 45 000 4) 5 625 Задание #6 Вопрос: Для каких целей необходимо системное ПО Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) для разработки прикладного ПО 2) для решения задач из проблемных областей 3) для управления ресурсами ЭВМ 4) для расширения возможностей операционной системы Задание #7 Вопрос: Локальная сеть объединяет: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) компьютеры одного учреждения 2) компьютеры нескольких учреждений 3) компьютеры одного региона 4) компьютеры, имеющие общие доменные имена Задание #8 Вопрос: Установите соответствие Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа: 1) информация, записанная на диск под определенным именем 2) программа, облегчающая работу пользователям с файлами и каталогами в операционной системе Windows 3) программы, используемые для работы на компьютере 4) первоначальная подготовка диска к работе - нанесение магнитных дорожек и секторов на его поверхность 5) программы, обеспечивающие работу компьютера и всех его устройств как единой системы 6) место на диске под определенным именем, где хранятся списки файлов и подкаталогов (папок) по определенной тематике __ программное обеспечение (ПО) __ форматирование диска __ операционная система __ файл __ каталог (папка) __ проводник Задание #9 Вопрос: URL- адрес Web-страницы http://www.mipcro.ru/index.htm. Укажите доменное имя компьютера. Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) mipcro.ru 2) http 3) htm 4) index.htm Задание #10 Вопрос: Браузеры - это: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) серверы Интернета 2) антивирусные программы 3) трансляторы языка программирования 4) средства просмотра Web-страниц Задание #11 Вопрос: Что из перечисленного относится к браузерам Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) Opera 2) Google 3) Excel 4) Mozilla 5) Hyper Text Задание #12 Вопрос: Тэг - это: Выберите один из 3 вариантов ответа: 1) инструкция браузеру, указывающая способ отображения текста 2) текст, в котором используются специальные символы 3) указатель на другой файл или объект Задание #13 Вопрос: Укажите теги, определяющие видимую часть документа Выберите несколько из 8 вариантов ответа: 1)2)3)

Задание #14 Вопрос: Укажите теги, определяющие размер заголовка Выберите несколько из 8 вариантов ответа: 1)2)3)

Задание #15 Вопрос: Запишите тэг, определяющий перенос на новую строку. Запишите ответ: __________________________________________ Конец

Какие задачи решает ПК? Какое устройство необходимо компьютеру для хранения и запоминания информации? Какие виды памяти вы знаете? Что представляет собой

структура памяти ПК? В каком виде ПК хранит в памяти информацию? Что такое байт? Какое максимальное число может храниться в 1 байте? Основные блоки входящие в структурную схему ПК? Какое устройство необходимо для управлением компьютером? Какие устройства ввода информации вы знаете? Какие устройства вывода информации вы знаете? Для чего необходимо …

Византийская литература

Византийская литература

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - литература Византийской империи, среднегреческая по языку. Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через юго-славянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими. Наличность византийской книжности определяется так. обр. не одними греческими рукописями, но и славянскими переводами, к-рые иногда сохраняли произведения, неизвестные теперь в оригинале. Начало В. л. относится к VI-VII вв., когда греческий яз. становится господствующим в Византии. История В. л. представляет собой одну из мало разработанных областей в мировой литературе. Причину этого приходится искать гл. обр. в том, что до сих пор остаются еще неисследованными весьма сложные социально-экономические факторы, которыми характеризуется история Византии, образовавшейся из восточных провинций и областей Римской империи, после того как западная часть последней была в течение IV-V вв. захвачена германскими племенами. Памятники народного творчества Византии вовсе не дошли до нас. Сохранилась гл. обр. литература, созданная церковью, игравшей очень крупную экономическую и политическую роль в государственной жизни Византии (церковные соборы ограничивали власть императора, а к VIII веку одна треть всех земель была сосредоточена в монастырях). Современным исследователям приходится учитывать, что ученые Запада - враги восточной церкви - подходили с большим пристрастием к В. л. Они не признавали ее самобытного характера, считали ее «архивом эллинизма» (Фойгт) или отождествляли ее историю с периодом упадка античной литературы. В V-IX вв. Византия представляла собой могущественную централизованную монархию, опирающуюся на крупное светское и церковное землевладение и в известной мере на ссудный, торговый и отчасти промышленный капитал. Она создала свою самобытную культуру и литературу. И если приходится говорить об эллинизме в В. л., то лишь как о литературном влиянии, к-рое надо ставить рядом с влияниями арабской, сирийской и других литератур, с к-рыми Византия тесно соприкасалась. Эллинское влияние было, правда, одним из сильнейших.
Среди дошедшей до нас церковной литературы выделяется церковная поэзия гимнов. Наиболее крупными представителями ее являются: Роман Сладкопевец (VI в.), сириец, написавший около тысячи гимнов, император Юстиниан (527-565), Сергий, патриарх Константинопольский, к-рому принадлежит акафист богородице по случаю победы над аварами в 626, Софроний, патриарх Иерусалимский, и другие. Гимны Романа отличаются аскетическим характером, наивной искренностью и глубиною чувства. Они написаны в свободной форме, средней между метрической и прозаической речью, и ближе всего к псалмам. Как по форме, так и по содержанию эти гимны родственны семитическим элементам Ветхого завета, мотивы которого принаравливаются Романом к Новому завету (сопоставление событий и персонажей). Из тысячи гимнов Романа сохранилось всего 80. Обыкновенно они представляют собою повествование с введением свободно сочиненных диалогов. Нередко в этих гимнах проявляется догматическая и богословская ученость, которая грозит задушить горячее чувство, назидательность мешает поэзии и художественности. От эллинистической прозы Византия унаследовала много. Сюда надо отнести например египетскую повесть об Александре Македонском, полную сказочных эпизодов, к-рую Византия христианизировала и обработала в разных редакциях. Манеру эллинизма повторяют и многие др. произведения: любовные романы приключений Гелиодора («Эфиопики» о Теогене и Хариклее) IV в., Ахилла Татия (о Клитофоне и Левкиппе) V в., Харитона (о Хереасе и Каллироэ), Лонга (о Дафнисе и Хлое) и др. Из прозаических видов в первый период В. л. особенно процветает история, авторы которой подражали манере Геродота, Фукидида, Полибия и их эпигонов, например в VI веке - Прокопий, Петр Патрикий, Агафия (историк и поэт), Менандр Протиктор, Феофилакт Самокатт; к тому же времени относится Иоанн Малала, монах из Антиохии Сирийской, составивший всемирную хронику, вульгарную по содержанию и яз., близкую к живой речи. Раннее творчество Византии особенно обнаруживалось в церковном красноречии и догматике.
Лучшими церковными писателями, воспитанными в языческих школах на античности, в IV в. являются: Афанасий, патриарх Александрийский (писал против язычества и арианства, составил житие Антония Египетского), Василий, епископ Кесарийский, прозванный «Великим» (защитник форм «светской», т. е. языческой, литературы, подражатель Плутарха, писал против монахов, об аскетизме, составил литургию), Григорий Назианзин, епископ, прозванный «Богословом» (церковный оратор и поэт, наполнявший формы античной лирики христианским содержанием), Иоанн, патриарх Константинопольский, прозванный «Златоустом» (церковный оратор, составил литургию).
Колониальный, преимущественно восточный, элемент нашел яркое выражение в многочисленных сборниках рассказов V-VI вв. о пустынниках-аскетах византийских окраин (так наз. «патерики»).
Этот вид монашества развился сначала в Египте, потом в Палестине и Сирии, откуда распространился и по внутренним областям. Соответствовавшие дохристианской культуре тех или других окраин, верования их отражались на исповедании этих монахов, а следовательно и на рассказах патериков. Чары и мистерии Египта сказались в демонологии египетского патерика «Лавсаика» Палладия, епископа Еленопольского; древнеизраильский культ - в «Боголюбивой истории» об аскетах евфратской страны Феодорита Кипрского; арабский и еврейский элементы - в палестинском патерике «Луге духовном» (Лимонарь) Иоанна Мосха; наконец верования готов - в италийских «Диалогах» Григория Двоеслова (VI-VII в.), переведенных в VIII в. с латинского на греческий, и т. д. От самого начала В. л. известны в ней не признававшиеся официальной церковью книги с легендарными сюжетами и мотивами, прикрепленными к лицам и событиям Ветхого и Нового завета и христианского культа вообще. Эти книги частью ложно приписаны известным авторам и называются обычно апокрифами (см.).
В VII и VIII вв. Византия пережила тяжелые неудачи военного характера (авары, славяне, арабы), социально-политические и религиозные движения (иконоборчество); расцветает агиографическая литература (жития святых были собраны в огромные двенадцатимесячные сборники - Минеи (четьи)). Из писателей VII-VIII вв. отметим: Анастасия Синаита, диспутанта с иудеями и монофиситами в Сирии и Египте; Косму, епископа Майюмского, гимнографа; Андрея, епископа Критского, проповедника и поэта, написавшего «великий канон»; Иоанна Дамаскина, полемиста с иконоборчеством и исламом, проповедника и автора 55 канонов, богослова, построившего свою «Диалектику» по Аристотелю.
С прекращением иконоборчества, т. е. с IX в., появляются краткие руководства по всемирной истории, «хроники» с клерикальной тенденцией, основанные частью и на александрийцах и на церковных историках, на предшествующей византийской историографии вообще (Георгий Синкеля, Феофан Исповедник, патриарх Никифор, Георгий Амартол). Для русской древности всего интереснее хроника автора второй половины IX века Георгия Амартола, обнимающая историю «мира» от Адама до 842 (а если считать и ее продолжение, то до половины X века). Эта монашеская хроника отличается фанатической нетерпимостью к иконоборцам и пристрастием к богословию. Здесь помещены: обзор интересных для монаха фактов светской истории до Александра Македонского, библейская история до римской эпохи, римская история от Цезаря до Константина Великого, и история византийская. Главными источниками Амартола были хроники Феофана Исповедника и Иоанна Малалы. У Амартола есть также извлечения из Платона, Плутарха, Иосифа Флавия (I в.), Афанасия Александрийского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Федора Студита, из житий, патериков и т. д. Язык монашеских хроник IX в. близок к яз. греческой Библии и не чужд элементов живой речи. В этом столетии было написано около 500 канонов в честь святых (Феофан и Иосиф песнописцы), т. е. почти половина всех византийских канонов. Вместе с воестановлением иконопочитания монашество энергично принялось за составление житий защитников православия. В Константинополе создается даже особая школа, где преподавались агиографические приемы и шаблоны, основанные на образцах классических биографов. Исторический элемент в этих житиях весьма скуден, искажен и скрыт введением обязательных тем смиренномудрия и растроганности. Все жития составлены по одной программе прославления. Вторую половину IX века В. л. называют веком ученых энциклопедий; в его сборниках и переработках сохранился драгоценный материал древности, заимствованный из утраченных ныне писателей. В первом ряду деятелей IX-X вв. следует назвать Константинопольского патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного. Происходя из патрицианской семьи, Фотий отличался исключительной образованностью в типичной для Византии форме. Блестящий филолог не без педантизма, знаток греческого яз. и литературы всех периодов, почитатель Аристотеля, философ с богословским оттенком, обычным для Византии, и страстный педагог, Фотий собрал вокруг себя массу учеников, обратив своей дом в своеобразную академию, в ученый салон, где читались и обсуждались книги, начиная от классической древности до последних новинок. Он заставил своих учеников составить огромный Лексикон на основании как предшествующих словарей, так и выдающихся произведений античности и В. л. Самое выдающееся произведение Фотия - это его «Библиотека» или «Многокнижие» (Мириобиблон), состоящая из 280 глав. Она заключает в себе сведения о греческих грамматиках, ораторах (особенно аттических), историках, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях и т. д. Из «Библиотеки» Фотия явствует, как много не дошло до нас выдающихся произведений; только отсюда они и становятся известными.
Внук Василия I, Константин VII Багрянородный, император номинально с 912, в действительности с 945 по 959, распорядился составлять за свой счет обширные сборники, энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью; пользуясь простой византийской речью, писал сам и в соучастии. Из произведений Константина известны: история царствования его деда Василия; сочинение об управлении государством, написанное для сына, Романа (главным образом о сношениях с соседями Византии, быт которых изображается); о военном и административном делении империи (обстоятельная география, как и в предыдущем сочинении, с фантастическими рассказами о происхождении городов и колкими эпиграммами на их жителей); о церемониях византийского двора (среди описаний придворного этикета, поражавшего варваров, в литературном отношении интересны стихотворные клики, оды и тропари в честь императора, - в особенности весенняя песня в народном стиле и гимн готской рождественской игры). По приказанию Константина составлена историческая энциклопедия. Сюда вошла в извлечениях почти вся историческая литература греков всех периодов; есть извлечения и из литературных произведений (напр, романов). Из числа ученых, окружавших Константина, следует назвать историка Византии IX в. Генесия, любителя народных преданий и почитателя классической литературы, которую он однако безвкусно использовал. Позднее византийскую историю третьей четверти X века описал Лев Азиец, прозванный еще Дьяконом, плохой стилист, пользовавшийся и высокопарной риторикой и словарем церковных произведений. Всемирную хронику составил в это время Симеон Магистр, или Метафраст, прозванный так, потому что он риторически переработал массу прежних житий святых, ослабив в них фантастический элемент. Также к X в. или несколько позднее относятся объемистые сборники изречений (напр. «Мелисса», т. е. «Пчела», «Антония»). В половине XI в. расширилась высшая школа в Константинополе, распавшись на две - философскую (т. е. общеобразовательную) и юридическую. Сюда стали ездить учиться и из Зап. Европы и из Багдадского и Египетского халифатов. Талантливейшим и влиятельнейшим руководителем школы был Михаил Пселл, философ (платоник) и ритор, учитель нескольких императоров, которые сами стали литераторами, впоследствии первый министр. Литературная деятельность его была весьма обширна. Он оставил много сочинений по философии, богословию и естественным наукам, филологии, истории, был поэтом и оратором. Находясь под сильным влиянием эллинизма, он писал стихами и медицинские трактаты и христианские гимны; исследовал также стилистику Гомера, пересказал «Илиаду», дал комментарии к комедиям Менандра и т. д.
В XII в. наблюдается расцвет литературной деятельности и у церковников, писавших по богословию и философии, грамматике и риторике - и не только в столичном центре, но и на территории древней Эллады, где напр. Николай, епископ Мифонский (около половины XII века), спорил с неоплатонизмом, грамматизировал митрополит Коринфский Григорий; следует еще назвать комментатора Гомера Евстафия, архиепископа Солунского, и его ученика, архиепископа Афона, Михаила Акомината, изучившего Гомера, Пиндара, Демосфена, Фукидида и так далее, писавшего ямбом и гекзаметром. Характерными для этой эпохи являются следующие фигуры: Тцетцас, Продром, Глика, Константин Манассия, Анна Комнина, Никита Евгениан. Иоанн Тцетцас был одно время педагогом, потом нуждающимся профессионалом-литератором, зависевшим от милостей вельмож и принцев, которым он посвящал свои произведения. Он отличался начитанностью в античных поэтах, ораторах, историках, хотя не всегда пользовался ими из первых рук и допускал неточную их интерпретацию. Тцетцас собрал и издал свои письма к действительным адресатам - вельможам и друзьям, а также фиктивные эпистолы, полные мифологии и литературно-исторической мудрости, окрашенные своенравным самовосхвалением. К этим письмам он составил громадный версифицированный комментарий. Известны также его комментарии к Гомеру (например «аллегории к «Илиаде» и «Одиссее» занимают около 10 000 стихов), Гезиоду и Аристофану, трактаты о поэзии, метрике и грамматике, грамматические ямбы, где крестьянин, хор и музы прославляют жизнь ученого как счастливую, а мудрец жалуется на печальное положение мудрого, к-рому счастье отказывает в милости, наделяя ею невежд. Интересно «ступенчатое» стихотворение Тцетцаса на смерть императора Мануила Комнина (1180), где заключительное слово каждого стиха повторяется в начале следующего. Таким же профессиональным стихотворцем был Федор Продром, прозванный «Бедным» (Пуохопродром), вечно жалующийся самохвал и льстец, выпрашивающий подачки у знати хвалебными песнями, речами, эпистолами; писал и сатиры, эпиграммы и романы (о Роданфе и Дочиплее), подражая в прозе стилю Лукиана. Он был талантливее и оригинальнее Тцетцаса, осмеливаясь выступать с шуточными стихотворениями на простонародном яз. Из драматических произведений Продрома лучшее - пародия «Война кошек и мышей». Михаил Глика - подобный же литератор, но сверх бедности испытавший и тюрьму, а также и казнь ослеплением. По этому поводу он обращался к имп. Мануилу с просительным стихотворением на народном яз. (вроде русск. «Моления Даниила Заточника»). Главнейшим произведением Глика считают «Всемирную хронику» (до смерти Алексея Комнина). Раньше Глика в XII в. писали также хроники: Кедрин, Зонара, Скалица и Манассия, к-рые Глика и использовал. Константин Манассия написал много произведений - прозою и стихами. Его хроника состоит из 6 733 стихов. Манассия - собственно историк-романист; он пробует сообщить своей хронике поэтический подъем цветами красноречия, мифологическими намеками и метафорами. Стиль его рассказа отдаленно напоминает некоторые черты «Слова о полку Игореве». Анна Комнина, дочь имп. Алексея, отличалась исключительной образованностью, - читала Гомера, Фукидида и Аристофана, Платона и Аристотеля, была сведуща и в церковной литературе. Вскоре после смерти отца (1118) она удалилась в монастырь «Обрадованной», где и написала к 1148 историю царствования отца - «Алексиаду». Идеал формы для Анны - аттицизм. Кроме стихотворного романа Продрома, известны еще два романа XII в. Лучшим является стихотворный роман Никиты Евгениана («8 книг о любви Дросиллы и Харикиса»), к-рый многое заимствовал у Продрома. У Евгениана находим изнеженную эротику в любовных письмах, чувствительность излияний и живописность описаний. Местами роман порнографичен. Сюжет не носит черт современности, будучи отдален в довольно неопределенное прошлое эллинского язычества. Цветы своего красноречия Евгениан заимствовал у буколических поэтов, из антологии и из романов IV-V вв. Другой роман XII в., «Об Исмине и Исминии», написан Евмафием прозой; он также подражает языческой старине. С XII до средины XV в. (1453) в Византии наступает эпоха феодализма, господства так наз. «властелей» - светских феодалов и духовных сеньеров, - тревожное время, когда в борьбе с турками Византия искала поддержки у западного рыцарства, которое временно даже захватило власть в Византии; не имея достаточных внутренних сил для борьбы, империя после краткого периода успехов в XII в. постепенно становится добычею турок и в 1453, с падением Константинополя, прекращает свое существование. Этот период в истории развития В. л. характеризуется полным упадком ее.Библиография:

I. Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, Журн. МНП, 1891, №№ 1, 4, 9, 10; 1892, №№ 1, 2 и отд. оттиск, СПБ., 1891; Kenoyn Fr. G., The Palaeography of Greek papyri, Oxford. Clarendon Press, 1899; Lietzmann H., Byzantinische Legenden, Jena, 1911; Diehl Gh., Byzance, 1919; Heisenberg A., Aus der Geschichte und Literatur der Palaeologenzeit, Munchen, 1922; Ehrhard A., Beitrage zur Geschichte des christlichen Altertums und der byzantinischen Literatur, Bonn, 1922; Serbisch-byzantinische Urkunden des Meteoronklosters, Berlin, 1923; Istituto per l’Europa Orientale, Studi bizantini, Napoli, 1924; La Piana G., Le rappresentazioni sacre nella letteratura bizantina, 1912.

II. Hertzsch G., De script. rerum. imp. T. Constantini, 1884; Potthast A., Bibliographia historica medii aevi: Wegweiser durch die Geschichtswerke des eurolaischen Mittelalters, 1375-1500, изд. 2-е, 2 тт., Berlin, 1896; Krumbacher C., Geschichte der byzantinischen Literatur, Munchen, 1897; Bibliotheca hagiographica orientalis, Ed. Socie. Bollandiani, Bruxelles, 1910.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Смотреть что такое "Византийская литература" в других словарях:

    Культура Византии Искусство … Википедия

    Византийская литература - греч. литра визант. эпохи (4 в. 1453, до завоевания Константинополя турками). В В. л. можно различить, исходя из авторов сочинений, стилистич. особенностей языка и читательского круга, главным образом два осн. раздела: ученую литературу,… … Словарь античности

    Византийская литература - – делится на три периода. Первый, от Константина В. до смерти Ираклия (323 640 гг.), создал целую плеяду великих церковных писателей, св. отцов, учителей и получил название золотого века. Больше всего разрабатывалось богословие, затем… … Полный православный богословский энциклопедический словарь