Рассказ от лица девочки посетившую древнюю александрию. Интересные факты из жизни Геродота. Сокровище Фо-чужеземца и изгнание птицелова

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов - физически или умственно неполноценных «граждан».

Мой дед говорил, что раньше в Египте все было по-другому. У нас были свои боги, своя культура, мы жила от разлива великого Нила до следующего разлива. Потом нас захватили персы, а затем пришли эллины. Теперь же нам говорят, что наши боги - это олимпийцы, принявшие облик, называемый странным словом антропоморфный. Повсюду видно влияние эллинской культуры. Строятся храмы по эллинским канонам, возводятся статуи эллинов, повсюду видна чужеземная одежда. Конечно же, эллины освободили египтян из-под персидского гнета, но от этого мы, египтяне, не сделались эллинами.
И вот сегодня я еду с отцом на телеге в Александрию. Мы везем лён на продажу. Говорят, в Александрии можно продать и купить все, что угодно - там есть товары со всего мира. А еще говорят, что Александрия - прекраснейший город на всем свете. Если честно, посмотреть очень хочется. Вот мы въезжаем через ворота Солнца в иудейский квартал. Хм, когда-то иудеи были рабами египтян, а сейчас у них свой квартал в столице. Широкая мраморная дорога, на которой могут разъехаться несколько повозок, проходит через весь город. Но наш путь лежит в гавань. Там мы найдем своего покупателя. Вот слева виден гимнасий. Таких заведений в Египте раньше не было. Говорят, там совершенствуют свои знания и свое тело жители Александрии. Ну конечно же, в загробной жизни им это ой как пригодится. Справа мы видим гробницу Александра Македонского, сюда приходят толпы людей посмотреть на могилу великого завоевателя. Чуть дальше на площади возвышается театр. Забавные эти люди, эллины, они показывают представления не во славу богам, а ради собственного удовольствия.
Так, пора поворачивать к гавани. Мы проезжаем мимо величественного дворцово-храмового комплекса. Говорят, это место называется мусеон. Это храм девяти муз. Сюда царь поселил великих ученых со всего мира, которые приехали в Александрию по его приглашению. Они там и живут, и едят, и работают.
Вот и гавань. Она вся пестрит от многочисленных торговых кораблей со всего известного нам света. Вот корабль привез древесину, из нее получатся хорошие доски. А с этого корабля разгружают какие-то кувшины. Гавань огромная, но вход в нее очень узкий. Прямо перед входом в гавань стоит настоящий колосс. Это знамениты Фаросский маяк. О, боги, какой же он высокий. От такого величия аж даже дрожь в коленках. Он почти такой же высокий, как и Великая пирамида. Это как будто три огромных здания поставили друг на друга, а на купол последнего водрузили статую эллинского Посейдона. Да, такой красоты и изящества, конечно, в других городах Египта не увидишь. Может быть и правильно, что Египет стал эллинским…






этого маяка наблюдали за морскими просторами: не приближается ли вражеский флот.



утра до позднего вечера все улицы Александрии были заполнены людьми.






около 700 тысяч папирусных свитков.

Но этот прекрасный городя не забуду никогда!
Пожаловаться

Однажды мне пришлось посетить древнюю Александрию и сейчас я расскажу
вам о ней. Плыла я туда на корабле. Ещё издали я увидела досгаточно большой
маяк на острове Фарос, он был лишь на чуть-чуть меньше пирамиды Хеопса.
Надобность в этом маяке была велика! По ночам над его куполом, увенчанным
статуей Посейдона, пылал огонь, который освещал всё в округе. С вершины
этого маяка наблюдали за морскими просторами: не приближается ли вражеский флот.

Наконец я прибыла в саму Александрию. Город был выстроен по единому плану,
все его улицы пересекались под прямыми углами. Главная улица, вымощенная
мраморными плитками, была самой широкой и тянулась более чем на б км. С
утра до позднего вечера все улицы Александрии были заполнены людьми.

Крупнейшим центром науки являлся Музей, занимавший целый район. Ученые и
поэты съезжались туда, по приглашению царя Египта, из разных стран. В музее
им предоставляли бесплатное жильё, питание и помещения для занятий. По
вечерам обитатели музея встречались в красивом портике, где вели научные
споры и знакомили друг друга со своими открытиями. При Музее так же
находилась знаменитая Александрийская библиотека, которая насчитывала
около 700 тысяч папирусных свитков.

В Александрии я пробыла несколько дней, после мне пришлось оттуда уехать.
Но этот прекрасный городя не забуду никогда!

1. Слово «фара» произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова?

На острове Фарос находилось одно из чудес света – Фаросский маяк, который освещал остров ночью и не давал заблудиться морякам. Сегодня точно также освещают дорогу автомобильные фары.

2. Подумайте, почему александрийский Музей и музеи наших дней называются одним и тем же словом. В чем между ними различие и сходство?

Сегодня, музей – это место, в котором собираются, изучаются, хранятся и показываются различные предметы культуры (материальной и духовной).

Различия Александрийского музея от современного в том, что Александрийском музее жили и работали учёные многих областей знания, приглашенные из различных стран Средиземноморья. В современных музеях не ведутся подробные исследования и не делаются открытия, кроме того современные музеи однонаправленные и изучают какую-то одну тему.

Сходство между Александрийским музеем и современным в наличии: 1) коллекции предметов (экспонатов) - библиотека Мусейона насчитывала более 700000 рукописей, чучела животных, статуи и бюсты, 2) научно-исследовательской работы; 3) обучения.

3. Придумайте рассказ от имени мальчика или девочки, посетивших древнюю Александрию. Включите в рассказ описание маяка, гавани, улиц, Музея.

Однажды мне пришлось посетить древнюю Александрию и сейчас я расскажу вам о ней. Плыла я туда на корабле. Ещё издали я увидела достаточно большой маяк на острове Фарос, он был лишь на чуть-чуть меньше пирамиды Хеопса. Надобность в этом маяке была велика! По ночам над его куполом, увенчанным статуей Посейдона, пылал огонь, который освещал всё в округе. С вершины этого маяка наблюдали за морскими просторами: не приближается ли вражеский флот.

Наконец я прибыла в саму Александрию. Город был выстроен по единому плану, все его улицы пересекались под прямыми углами. Главная улица, вымощенная мраморными плитками, была самой широкой и тянулась более чем на 6 км. С утра до позднего вечера все улицы Александрии были заполнены людьми.

Крупнейшим центром науки являлся Музей, занимавший целый район. Ученые и поэты съезжались туда, по приглашению царя Египта, из разных стран. В музее им предоставляли бесплатное жильё, питание и помещения для занятий. По вечерам обитатели музея встречались в красивом портике, где вели научные споры и знакомили друг друга со своими открытиями. При Музее так же находилась знаменитая Александрийская библиотека, которая насчитывала около 700 тысяч папирусных свитков.

Александрии я пробыла несколько дней, после мне пришлось оттуда уехать. Но этот прекрасный город я не забуду никогда!

Вопросы и задания к разделу «Древняя Греция»

1. Назовите самого знаменитого поэта Древней Греции. Какие две поэмы он создал?

Гомер, он написал две поэмы «Иллиада» и «Одиссея».

2. В чем состояло главное преимущество древнегреческого алфавита перед финикийским?

Отличие греческого алфавита от финикийского в том, что греки впервые в истории стали обозначать буквами гласные звуки. Всего букв в греческом было24.

3. Какие части имело здание греческого театра? Каково назначение каждой?

Греческий театр располагался под открытым небом на склоне холма. Он состоял из трех частей:

первая часть – места для зрителей, они разделялись проходами на секции. В первом ряду сидели почетные гости, а дальше все остальные;

вторая часть – орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор;

третья часть – скене – постройка, на которой была сцена, а также внутри нее хранились костюмы и маски актеров.

4. Назовите имена поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

Пьесы писали: Софокл – «Антигона», Аристофан – «Птицы».

5. Назовите самый известный храм, созданный древними греками. Как он выглядел?

Самый известный храм древних греков – Парфенон – храм богини Афины. Храм находился на вершине холма Акрополя. Парфенон был сооружен из мрамора, окружен колонами. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) заполняли статуи. На одном фронтоне был изображен спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом – рождение Афины из головы Зевса. Внутри храма находилась богиня Афина, сделанная Фидием.

6. Какие произведения древнегреческой скульптуры вы запомнили? Опишите их.

Статуя богини Афины скульптора Фидия. Основа статуи была деревянная; одежда, щит и шлем сделаны из сверкающего золота; лицо, шея т руки покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела.

Также можно вспомнить, скульптура «Метатель диска» Мирона, «Копьеносец» Поликлета, в которых люди изображены в движении, показаны сильными, красивыми, готовыми к подвигам.

7. Покажите на карте места сражений греков с персами. Почему греки гордились этими сражениями?

Основные битвы греко-персидских войн – Марафонская битва, битва в Фермопильской проходе, Саламинская битва.

8. Как афиняне называли управление в своем полисе? Почему они считали эту форму правления наилучшей? Почему при этой форме правления развивалось красноречие?

Свою форму правления афиняне называли демократией. Они считали ее самой лучшей потому, что все граждане–мужчины участвовали в управлении государством. Существовало Народное собрание, которое голосованием принимало решение об объявлении или завершении войны, принимало законы, распоряжались казной и др. Кроме того, народное собрание выбирало десятерых стратегов, а первый стратег руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Важным моментом при выборе стратега было то, чтобы стратег был оратором, мог повлиять на толпу и доказать свою точку зрения.

9. Представьте себе, что вы оказались в Афинах во времена Перикла. Опишите те места и постройки, которые вам запомнились. Каких знаменитых людей можно было встретить в городе? Чем они были знамениты?

Во времена Перикла был возведен Парфенон, сделана статуя Афины, построены другие храмы и статуи.

Можно было встретить таких знаменит людей, как 1) Анаксагор, он изучал явления природы и считал; 2) Софокл, знаменитый поэт, автор «Антигоны»; 3) Геродот, знаменитого путешественника, «отца истории»; Фидия, скульптора, создавшего статую Афины.

10. Покажите на карте страны и области, завоеванные Александром Македонским.


Александр Македонский завоевал Малую Азию, Персидское царство, Египет, Вавилон, Финикию.

11. Что означают слова и выражения: демократия, стратег, оратор, лаконичная речь, стиль, трагедия и комедия, спартанское воспитание, ипподром, атлет, Музей?

Демократия – власть демоса, то есть простого народа.

Стратег – по-гречески «военачальник».

Оратор – человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

Лаконичная речь – это краткая четкая речь с тонными ответами.

Стиль – металлическая или костяная палочка, которой писали на дощечках, натертых воском, другим концом палочки можно было затирать неправильно написанное.

Трагедия и комедия – это два главных вида представлений в театре; в трагедиях изображали подвиги, страдания и часто гибель героев, в комедиях – веселые насмешливые сценки.

Спартанское воспитание – это суровое воспитание мальчиков, направленное на обучение боевой подготовке и искусству выживания.

Ипподром – место для проведения конных состязаний.

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач.

Музей – это «место, где обитают музы»; место, где жили различные ученые, вели исследования, писали научные труды.