Империя разврата: шокирующие обычаи Древнего Рима. В римской семье

10 обычаев Древнего Рима

Древний Рим, наравне с Древней Грецией, считается колыбелью европейской культуры. Однако, некоторые традиции того времени даже нам, которые видели все или почти все, кажутся странными.

10 место: Улицы Рима часто назывались по тем ремесленникам или торговцам, которые там обосновались. Например, была в городе «Сандальная» улица – улица специалистов по выделке сандалий (vicus Sandalarius). На этой улице Август поставил знаменитую статую Аполлона, которая и стала именоваться по улице – Apollo Sandalarius.

9 место: На римских улицах не сажали ни цветов, ни деревьев: для этого просто не было места. Пробки на дорогах римляне узнали задолго до Рождества Христова. Если по улице проезжал конный военный отряд, он мог безнаказанно оттеснять пешеходов и даже бить их.

8 место: Стены многих домов были украшены откровенными изображениями сексуальных сцен. Это считалось не порнографией, а объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до зрителей весь накал таких сцен.

7 место: Рим вообще знаменит своими свободными нравами. Педофилия, однополые связи и групповой секс были в порядке вещей. Но знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из высшего общества, так как если в результате появлялся незаконнорожденный ребенок, то возникали большие проблемы с дележом наследства.

6 место: Римские пиры были не очень красивым зрелищем. Независимо от размеров помещения и числа обедающих, стол был очень маленьким. Одного сотрапезника от другого отделяли подушками и тканями. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.

5 место: Гладиаторские бои римляне переняли у греков. Стать гладиатором мог не только военнопленный, но и любой свободный гражданин, желающий заработать. Для того, чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвым».

4 место: «К арене» могли приговорить и гражданских преступников. Как, например, одного ювелира, который обманывал покупателей.

3 место: Было у римлян и что-то вроде кино. Во время наумахий во всех подробностях разыгрывались исторические баталии. Для инсценировки одной битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов.

2 место: Проституция цвела в Риме пышным цветом. Проститутки работали практически везде и различались не только по стоимости, но и по характеру оказываемых услуг. Например бустуариями ("Bustuariae") назывались проститутки, что по ночам бродили около могил (busta) и костров на кладбищах. Часто именно они исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.

1 место: Римские туалеты (по-латыни они назывались «latrina» или «forica») были достаточно вместительны – в самых больших могло одновременно «заседать» порядка 50 человек. Пол туалетов был выложен мозаикой, обычно изображавшей дельфинов, а в центре бил фонтан. В фориках часто играли музыканты, а собравшиеся вели беседы и делились новостями. Часто там можно было услышать и политические остроты и стихи.


Культура античного Рима, доставшаяся нам в наследство, интересна не только величественными каменными руинами, несущими на себе отпечаток былого могущества Империи, но и живыми традициями, отчасти видоизмененными, а во многом поразительно узнаваемыми. Полезно иногда обратить свой взор вглубь столетий, чтобы оценить: так ли уж отличались от нас представители человечества, жившие на заре новой эры?

Две тысячи лет назад, как и сегодня, семья была не только ячейкой, но и основой общества. Брачные церемонии и все, связанные с этим событием, праздники составляли неотъемлемую часть римской жизни. Стоит, например, попробовать провести параллель между брачными обычаями наших предков и современными празднованиями в честь бога Гименея, чтобы обнаружить в собственных свадебных ритуалах крепкие античные корни. Так воздадим же славу богу Гименею!

В отличие от новобрачных XX-XXI вв., юные римляне практически не имели возможности выбирать спутника жизни по своему усмотрению, этой привилегией пользовались их родители. Браки по расчету, особенно в ранний период Империи, составляли почти стопроцентное большинство. Разница заключалась лишь в том, какую цель преследовали главы семей: политические, экономические или социальные.

Римлянин, будь то патриций или плебей, мог иметь только одну жену, но разводы и повторные браки законом не возбранялись. Учитывая, что продолжительность жизни в античном обществе была вдвое короче нашей, молодые люди долго не засиживались в отчем доме. Так, официально девочку могли выдать замуж в 12 лет, но, как правило, родители придерживали будущую невесту подле себя до 14 лет. К этому же времени старались окончательно определиться с кандидатурой будущего мужа и хозяина.

Итак, невеста созрела, жених определен, родители согласны - теперь самое время заключить брачный договор. Люди попроще делали это на словах, но наиболее практичные отцы семейств предпочитали закрепить условия союза на бумаге и, желательно, в присутствии юриста, чтобы потом зря не сетовать на строптивость невесты или жениха, вздумавших пойти против воли родителей.

Существовало несколько типов брачного договора, но суть их сводилась, в основном, к тому: был ли брак «полноправный» или «неполноправный». Первый вариант союза был возможен только между гражданами Римского государства, а второй - уделом беднейших плебеев и бесправных рабов. В случае с представителями «низов общества» молодой человек покупал себе жену в собственность, пусть даже выкуп составлял всего один асс (1). Церемония бракосочетания у плебса упрощалась до минимума, хотя и были сохранены основные ритуалы.

При «полноправном» браке допускались две формы: «cum manu», когда жена перешла во власть мужа и получила право назваться «матрона» (2) и «sine manu», тогда она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только «уксор» (3). Римлянка, решившаяся стать «матерью семейства», становилась собственностью супруга или свекра, если отец суженного был еще жив, но, при этом, имела право наследовать мужу и разделить с детьми любое имущество. Со временем женщины из знатных семей стали предпочитать второй вариант, сохраняя собственную независимость, и теряя, при этом, все права на наследство мужа. «Двенадцать таблиц» - первый писанный закон Рима гласил, что «жена автоматически попадает под власть своего мужа, если живет в его доме постоянно не менее года». Но так ли уж трудно было обойти это предписание? Стоило провести всего несколько ночей в родительском доме или у подруги, и женщина оставалась фактически свободной.

Предположим, что заключение договора так или иначе состоялось, и продолжим следить за серией брачных церемоний. Теперь новобрачным предстояла помолвка. Бог брака Гименей здесь становился главным действующим лицом. Его надлежало всячески задобрить, чтобы потом, на свадьбу собрались и другие духи необходимые в семейном деле. День помолвки, а тем более, свадьбы выбирался особенно тщательно. Были времена, когда невеста в сопровождении матери отправлялись к оракулу, чтобы определить дату, угодную богам. Затем обычай стал неприличным, но при подготовке к этому радостному событию продолжали обращаться к религиозному календарю, дабы не искушать небожителей. Чаще всего свадьбы игрались в мае или во второй половине июня - в период, считавшийся особенно счастливым и благоприятным.

Ночью накануне помолвки невеста приносила в жертву богам свои детские игрушки, т.е., сжигала их на домашнем жертвеннике. В те далекие времена присутствие священнослужителя на церемонии обручения не требовалось, хотя и не возбранялось. Римляне, как и современные молодожены, скрепляли будущий союз кольцами. Жених дарил своей суженой простое железное кольцо без камней как залог заключаемого брачного договора. Невеста принимала дар и в знак признательности одевала его на предпоследний палец левой руки, т.к. считалось, что именно там находится особый нерв, соединяющий руку с сердцем. Затем молодые давали друг другу незамысловатую клятву «Ubi Gaius, ego Gaia» (лат. «Там, где ты - Гай, я - Гайя») и скрепляли свой союз…, но не поцелуем, а пожатием рук.

В день свадьбы дом отца невесты украшали цветочными гирляндами и накрывали праздничный стол. Молодую одевали в белую тунику. Когда жених, украшенный венком, прибывал в дом новобрачной, одна из замужних женщин (сваха) выводила девушку ему навстречу и соединяла их руки. После чего молодожены в присутствии гостей подписывали, заранее составленный, свадебный договор, скрепляя его словесными обещаниями. После этого вновь наступала очередь богов. Жрец три раза обходил алтарь по часовой стрелке, произнося молитву, жених и невеста следовали за ним рука в руку. Затем новоиспеченных супругов усаживали в кресло с двойным сиденьем, покрытое шкурой животного, приносимого в жертву, а к подножию алтаря бросали его печень. Воздаяния совершались в честь разных богов, покровительствующих домашнему очагу, плодородию, здоровью, но более остальных старались воздать почести богине Юноне - покровительницу брака - ее ублажали с помощью вина с медом и молока. Уважающая себя невеста приносила на жертвенный алтарь пшеничный хлеб, что означало ее готовность подчиняться мужу беспрекословно. Впрочем, если молодая предпочла остаться под надзором отца, то она этого могла и не делать. Когда священный ритуал заканчивался, гости праздника поздравляли супругов, высказывая свои пожелания, и время от времени выкрикивали «Feliciter» - «Счастливо!». Вслед за этим начиналось свадебное пиршество, длившееся до самой ночи.

По окончание праздничного ужина, все участники и гости под звуки флейты направлялись в дом жениха. Впереди всех шли шесть факелоносцев, за ними следовали молодожены в сопровождении матери девушки. Во время шествия, по традиции, друзья молодого мужа имитировали попытку похищения невесты. Естественно, им это сделать не удавалось, тогда они принимались окуривать новобрачную факелами из боярышника, дабы предохранить ее от дурного глаза и порчи. Здесь же были и слуги, несущие в дом молодоженов символическое приданное: прялку с пряжей, веретено и ивовую корзину с принадлежностями женского рукоделия. Уличные мальчишки, вприпрыжку сопровождавшие процессию, распевали неприличные песни, смысл которых, в основном, сводился к тому, что героине праздника вскоре придется узнать все стороны семейной жизни - это считалось своеобразным сексуальным просвещением девицы.

Перед входом в семейное гнездо, жених бросал на землю горсть орехов, в знак того, что он не будет мелочным и жадным со своей женой. Невесте давали воду и зажженный сосновый факел. Новобрачная прикрепляла к дверям шерстяные повязки - утверждая таким образом, что она будет хорошей пряхой, - и мазала косяк свиным и волчьим салом" (4). После этого нехитрого обряда невесту на руках вносили в новый дом, т.к. считалось дурным знаком, если ноги молодой жены касались порога.

Новую хозяйку приглашали в атриум (5), вручали ей ключ, а жених преподносил несколько золотых монет - в знак того, что полностью доверяет новоиспеченной подруге жизни. Затем они вместе зажигали огонь в очаге - так начиналась совместная жизнь двух римлян, вступающих в семейную жизнь.

На следующий день молодая хозяйка устраивала небольшой пир, на котором впервые выступала как хозяйка.

1 Асс - Медная римская разменная монета.

2 Матрона (лат. Matrona) - почтенная замужняя женщина, мать семейства.

3 Уксор (лат. Uxor) - супруга, жена.

4 Дезобри. «Рим во времена Августа».

5 Атриум - внутренний двор римского жилого дома.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определя­емое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наи­более развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее вли­яние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и со­здали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные метал­лурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этрус­ки плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя куль­турные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градост­роительства, ремесленную технику, технологию изготовле­ния железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некото­рые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по леген­де, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высо­кого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, се­верное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

    республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

    империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Особенности мировоззрения

Древнее население Италии жило родами в территориаль­ных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республи­канское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из не­большого города в столицу огромной державы Средиземно­морья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Даль­нюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсив­ному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, про­никновение состоятельных людей в новоприобретенные про­винции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые мате­риальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после ази­атских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, ин­крустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция пленен­ная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях инозем­ная образованность сочеталась со староримскими традиция­ми и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослежи­вается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Греци­ей с этой поры являет тайное преклонение римлян перед гре­ческой культурой, стремление достичь ее совершенства, до­ходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое со­держание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для рим­лян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония гре­ческого искусства, поэтическая одухотворенность его обра­зов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусло­вили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхища­ясь мастерством греков, достичь их пластического равнове­сия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патрио­тизм - представление о Риме как о высшей ценности, о дол­ге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме по­читались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свой­ственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские за­нятия. Достойными же гражданина Рима делами в его пред­ставлении были лишь войны, политика, право, историогра­фия и земледелие.

Социальное устройство и экономика.

Римское общество было рабовладельческим. К римлянам относились:

    патриции, знать происходившая от основателей Рима. Это было городское население, сосредоточившее в своих ру­ках всю власть;

    клиенты, бедные латиняне, жившие в сельской местнос­ти и обрабатывавшие земли патрициев;

    плебеи, потомки покоренных народов, самый многочис­ленный класс, поэтому долгое время остававшиеся бес­правными;

    рабы, полностью бесправные, их ряды пополнялись во­еннопленными.

Рим был экономически очень мощным государством, его экономика развивалась за счет нескольких отраслей:

    сельское хозяйство;

    промышленное производство (оружие, стекло, керами­ка);

    торговля;

    военные трофеи и дань, которую выплачивали завоеван­ные народы.

Религия и мифология.

Религия первоначально основыва­лась на смешении обрядов и верований. Мифология и рели­гиозные представления древних римлян просты и безыскус­ны. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам царь. Главные божества: Маны - духи предков и Пенаты - по­кровители семьи. Покровителями общин и их земель счита­лись Лары - божества домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов - Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. По мере сближения с гре­ческим миром римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Диана - Артемида, Вене­ра - Афродита, Виктория - Ника, Марс - Арес, Мерку­рий - Гермеси др. Приспосабливалисьи греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлонаи пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские - культ Исиды, Осириса, Кибелы. В начале но­вой эры все большее распространение получает христиан­ство.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало ми­ровой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рож­дества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по сво­ему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мес­сией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Кон­стантину оно стало государственной религией Римской импе­рии, принеся с собой в его культуру не только новое мировоз­зрение, но и новое искусство.

Зрелища и праздники.

Всей античной культуре присущ дух борьбы, состязания, испытания. Римляне, как и греки, обо­жали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраива­лись во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды кон­ницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, вы­ступления редкостных зверей. Большую популярность име­ли сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора: комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.

Научные и технические достижения

Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что римлянин оставался недоучкой. В просве­щенных домах учили не только греческому языку, но и пра­вильной, изящной латыни.

Уже в республиканский период в Риме складываются са­мобытное, оригинальное искусство, философия, наука, фор­мируется свой метод творчества. Их главная черта - психо­логический реализм и подлинно римский индивидуализм.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Собы­тийная модель римлянина упростилась до двух событий: со­бытие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.

Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого явления воспринимались более отчетливо, познавать их ста­ло значительно легче, но было утеряно нечто невосполни­мое - исчезло ощущение цельности бытия. Именно поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна естественная модель мира - основа и тайна древне­греческого величия.

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей рас­тущей Римской империи. Математика, география, естествоз­нание и прочие науки у римлян носили узко прикладной харак­тер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Алек­сандрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея (оба были греками по происхождению) Были написаны труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1 600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален славился своим мастерством и сложнейшими операциями, заложил основы санитарии, вплотную по­дошел к открытию значения нервов для двигательных реф­лексов и кровообращения.

Римляне были прекрасными строителями. Их строительная техни­ка, позволившая создать Колизей Флавиев в Риме и другие амфитеатры, мост через Дунай при Траяне длинной 1,5 км и т. п. Усовершен­ствовались механика, использовались грузоподъемные меха­низмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» (для граждан Рима ими в основном и были завоёванные ученые и изобретатели) каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для на­гревания помещений (в завоеванной Англии в римских домах имелось паровое отопление), особую полировку мрамора, зеркаль­ные черепицы для отражения солнечных лучей.

Большой популярностью пользовалась астрология, кото­рой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые изучали и комментировали греков. Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспру­денция. В древнеримской философии эклектически (эклектика – смешение) сочетают­ся принципы различных учений греческих мыслителей, осо­бенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное зна­чение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм .

Представитель стоицизма Сенека видел смысл жизни в до­стижении абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью. Огромную часть своих усилий, счита­ет Сенека, человек должен посвящать собственному совер­шенствованию.

Эпикуреизм - единственная материалистическая фило­софия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской поэмой «О природе вещей».

Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом . Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современ­ных знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономии и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества.

Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда так­же киники , обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Популярными были фи­лософские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

Золотому веку римской науки присуще не столько умноже­ние знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась це­лая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных уче­ных. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов гречес­ких и римских авторов составил энциклопедическую «Есте­ственную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации римской античности свя­заны с развитием политики и права . Древний Рим - родина юриспруденции.

Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосред­ственного волеизъявления правящей верхушки или всеобще­го собрания граждан, то управление огромной Римской дер­жавой потребовало создания детально разработанной систе­мы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регули­рующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулиру­ющий уголовные, финансовые, торговые отношения. Посто­янное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного пра­ва, регулирующего отношения между латинянами и покорен­ными народами, живущими в провинциях.

Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал и совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно зало­жили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности многочислен­ныхбюрократических учреждений и чиновников - сената, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. не устраняли напряженности политической борьбы. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку. Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотических речей, воспевающих Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература, искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество и действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. От­сюда вытекает одна из главных черт римской культуры - по­литизированность.

Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высо­кому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Ци­церон, Юлий Цезарь) и логики . Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судеб­ных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу, и на историографию. Искусство красноречия преподавалось в публичных школах, где учителя получали жалованье от го­сударства. Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание ора­тора» в 12 книгах.

Великий римский историк Тацит, один из лучших историков Рима, в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, со­стоящую в несовместимости императорской власти и свобо­ды граждан. Ещё один известный историк - Тит Ливий.

Литература

С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литерато­ры писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала иг­рать немаловажную роль в древнеримской культуре.

Император Август привлекал к себе лучших писателей сво­его времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Самыми прославленными поэтами были Верги­лий, Гораций , входившие в кружок Мецената - приближен­ного Августа - покровителя талантов, а также Овидий . Общеизвестным, знаменитым творением Вергилия стала поэма «Энеида», посвященная странствиям Энея, в ко­торой соединились воедино любовь автора к древним преда­ниям, греческие философские воззрения на строение Космо­са, греческие представления о мировой душе и посмертной судьбе; мысли о награде тем, кто верно служит отечеству, и о каре предавших его. «Эне­ида» является самым популярным памятником римской ли­тературы.

Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал поро­ки римского общества. Это его перу принадлежит знамени­тое стихотворение «Памятник», которое так мастерски пере­водили Ломоносов, Державин, Пушкин.

Овидий знаменит своими любовными элегиями, но особен­но поэмой «Метаморфозы» - мифологическим эпосом, в ко­тором повествуется о превращениях людей в растения и жи­вотных. Поэма завершается легендой о том, как Юлий Цезарь превращается в звезду.

Художественная культура

Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей игра­ли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали мно­гочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племен­ного сознания. Греки и римляне полагали, что отсутствие по­лисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.

Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались по одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали - одна с севера на юг, другая - с востока на запад. На их пересечении - площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и хра­мом императора, вблизи от нее - место для зрелищ (амфи­театр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люди жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в городе, участвовать в обще­ственной жизни. Именно поэтому римская архитектура изо­билует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.

Художественная культура Рима отличалась большим раз­нообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопро­никновения самобытного искусства местных италийских пле­мен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монумен­тальной живописью, скульптурным и живописным портре­том, отличающимся острым восприятием натуры и характе­ра. С этрусской традицией связан специфический италийс­кий тип жилого дома, композиционным центром которого яв­лялся атриум - обширное помещение типа зала с прямоу­гольным отверстием в центре перекрытия. Но основным было все-таки влияние греческого искусства.

Основные принципы художественной культуры двух наро­дов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого госу­дарства и единого географического пространства, а лишь кон­гломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был еди­ным государством, империей, простиравшейся на тысячи ки­лометров. Отсюда - совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римс­кой жизни определялся этой великой мощью. Личные талан­ты не выдвигались и не культивировались - социальная ус­тановка была совсем другая. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а значит, в архитектуре, ко­торая играла ведущую роль в римском искусстве.

Архитектура и строительство. Основные принципы древ­неримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV-I вв. до н. э.).

Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоря­ют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе ми­рового зодчества, в котором основное место принадлежало со­оружениям общественным, рассчитанным на огромные коли­чества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробни­цы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию ти­пов сооружений, богатству композиционных форм, масшта­бу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как ар­хитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пей­заж, применили новые строительные материалы (бетон) и конструк­ции (арки, купола и др.). Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тя­готевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Всемирную известность приобрели римские дороги, не по­терявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или го­сударственные, стоявшие в ведении центральной власти, ма­лые, принадлежащие общинным магистратам, частные и по­левые.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Гре­цией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строи­тельства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и по­лучают широчайшее распространение принципиально новые конструкции - кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить при­менение квалифицированных мастеров, переместив строи­тельные процессы на плечи малоквалифицированных и не­квалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолит­ных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-за­полнителя. Был получен искусственный монолит путем сме­шивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка - пуццолана (по названию местности, откуда он выво­зился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполня­лась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Рим­ляне знали все преимущества обожженной глины, изготав­ливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор.

Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости чис­ловых закономерностей, они знали различные виды чертежей с применением циркуля и линейки.

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон - храм всех богов, построенный в 118-125 гг. Патеон не име­ет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчан­ного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 м).

Нормы морали не могут быть одними и теми же от эпохи к эпохе, от страны к стране. К примеру, если бы Вы попали в Древний Рим, то наверняка были бы глубоко шокированы отношением римлян к некоторым вещам… впрочем, для них это была лишь каждодневная рутина.

1. В случае смерти пациента, врача, который его лечил, лишали рук.


2. Если сестра ослушивалась брата, то он мог наказать свою родственницу половым актом.


3. Если сразу несколько рабов были в собственности одного человека, то им присваивали одну фамилию.


4. Среди первых 15 императоров сразу 14 были гомосексуалистами. Клавдий считался настоящей белой вороной. За то, что он предпочитал только женщин, его постоянно высмеивали и критиковали.


5. В римской армии солдаты размещались по десять человек в палатках. Старшего по палатке именовали не иначе, как декан.


6. в те времена не было. Для этих нужд применялась специальная палка с тряпкой на конце. Ее макали в ведро с водой.


7. Элита Рима жила в особняках. На их дверях располагалась специальная колотушка. На пороге из мозаики обычно выкладывали «Добро пожаловать». Иногда рабы охраняли такие дома как собаки.


8. Кудрявые мальчики служили на пирах Рима в качестве салфеток. Об их волосы действительно вытирали жирные руки. Впрочем, мальчики не обижались, а наоборот считали это за честь.


9. Чтобы моча пахла розами, женщины, не опасаясь отравиться, пили скипидар.


10. Поцелуй на свадьбе – римское наследие. Тогда он обозначал символическую печать под устным соглашением жениться.


11. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое «Пенаты»? Это римские боги, в сферу ответственности которых входила охрана домашнего очага. Таким образом, расхожая фраза должна звучать не «… в родные Пенаты», а «… к родным Пенатам».


12. Мессалина, жена Клавдия, была одной из самых развращенных женщин того времени. Она содержала публичный дом и сама подрабатывала проституткой. В один из дней ей удалось обслужить сразу пятьдесят клиентов.


13. Месяц Август назван в честь одного из римских императоров.


14. Проституция в Древнем Риме никем не порицалась. Проститутки были полноценными членами общества, их никто не презирал.


15. Спинтрии – это специальные монеты из бронзы. Ими в Древнем Риме оплачивали труд проституток. На них изображались сюжеты исключительно эротического содержания.

Древний Рим – это колыбель культуры Европы. Несмотря на то, что мы уже много повидали, некоторые традиции и обычаи Древнего Рима могут показаться нем весьма необычными, или даже странными.

Зачастую римские улочки назывались в честь тех ремесленников или торговцев, которые там трудились. Так, к примеру, улица Сандальная – это улица была известна тем, что там делали сандалии. На этой улице была установлена статуя Аполлона, достаточно известная, а называлась она по улице - Apollo Sandalarius.


На римских улочках нельзя было увидеть цветов или деревьев. Дело в том, что их было невозможно посадить из-за отсутствия места. Пробки на улицах Рима были знакомы всем уже давно. Конный военный отряд был безжалостен в попытках проехать по улице. Пешеходов не просто оттесняли, а даже били.


Многие стены домов украшались изображениями с эротическими сценами. Но это не было признано порнографией. А, наоборот, этим восхищались, этому поклонялись. Каждый художник, который мог красиво и зрелищно донести накал страстей таких изображений, был весьма ценным.


Свободные нравы – это то, как можно охарактеризовать атмосферу того времени. Вполне обычным явлением была педофилия, наравне с однополыми связями, оргиями.


Действительно ли половая связь была настолько развязная?

Да, римляне не особо разбирались в своих половых связях. Единственное, что старались избегать – это внебрачные связи знатным богатых мужчин с женщинами ровней, из высокого общества. Ведь если в результате рождался ребенок незаконнорожденный, то при разделении наследства возникали большие проблемы.


Совет

Если бы у вас была возможно попасть на римские пиры того времени – все бы вас очень сильно отговаривали. Дело в том, что такие зрелища не вызывают аппетита. Помещения были маленькие, столы маленькие. Людей разделяли подушки и ткани. Люди кучковались, было тесно. После еды и вина они потели, а чтобы это не стало причиной простуды – они укрывались накидками.


Гладиаторы Древнего Рима

Эта традиция перешла от греков. Гладиатором могли становиться не только пленные, но и обычные граждане, которые хотели заработать. Для этого им необходимо было принять присягу, а также объявить себя мертвым с юридической точки зрения. Помимо этого, ими становились гражданские преступники после приговора. Например, был ювелир, который обводил вокруг пальца своих покупателей.


Можно сказать, что у римлян было кино. Когда разыгрывались исторические баталии, это походило на произведения. Как-то раз, чтобы как можно красочнее инсценировать битву, выкопали искусственное озеро. Представление потребовало 16 галер, а на них находились несколько тысяч гребцов и несколько тысяч гладиаторов.


Проституция

Как известно, это древнейшая профессия. Тут был расцвет. Жриц любви можно было найти где угодно. Они различались по стоимости услуг, а также по характеру услуг. Был один вид проституток, которые назывались бустуариями. Они бродили в ночной тьме у могил, кладбищенских костров. Зачастую они выполняли роль плакальщиц во время похорон.


История Рима