Античная культура древнего рима. Культура Древнего Рима: её становление и развитие Культура древнего рима кратко самое главное

На территории Апеннинского полуострова считается этрусская, предшествовавшая римской и оказавшая на нее большое влияние. В I тыс. до н. э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.

Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигала и керамика - это "зачерненные" при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.

Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.

В религии этрусков большое значение имело гадание по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений - необычных явлений природы. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.

В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. - времени основания города. Первый, царский период истории охватывает VIII-VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием -

внутренним двориком и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической , т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Культура Рима в период республики

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого (534/533 - 510/509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI-III вв. до н. э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства . Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся професиональными артистами, (именно в Риме появилось слово актер).

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла, собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм .

Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан -с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги - Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник , переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, "Одиссею" Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Крупнейший римский писатель конца III - начала II в. до н.э.- Плавт (сер. III в.-184 г. до н.э.). В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций (ок. 125-159 гг. до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция и Катулла. Лукрецию (1-я пол. I в. до н.э.) принадлежит философская поэма "О природе вещей", излагающая учение Эпикура. Катулл (ок. 87-54 гг. до н. э.) был мастером лирической поэзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описываются различные человеческие чувства.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего (234-149 гг. до н. э.) "О сельском хозяйстве". Наиболее выдающимися позднереспубликанскими писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон . Главное произведение Варрона (116-27 гг. до н. э.) "Древности дел божеских и человеческих" - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения. Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики , где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры , где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц , термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки , места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка , которая возводилась в ознаменование очередного успешного военного похода и возглавлявшего его полководца. Наиболее

прославившихся полководцев стали называть императорами .

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря .

Характерной чертой мышления римлян был практицизм , любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона), римский архитектор Витрувий (2-я половина 1 в. до н.э.) написал трактат "Об архитектуре". В Риме появляются и руководства по риторике , где излагались основные правила

В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья . На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства , население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.

В конце I в. до н.э. Древний Рим становится мировой державой. Римская культура сложилась в результате взаимодействия культуры местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческой культурой, осуществляемого сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и Сицилии), затем оно усилилось в результате завоевания Греции Римом.

Культура Древней Италии и Древнего Рима распадается натри основных периода:

  • 1) культура доримской Италии (3 тыс. - III в. до н.э.);
  • 2) культура Римской республики (III-I вв. до н.э.);
  • 3) культура Римской империи (I-V вв. н.э.).

Предшественницей культуры Древнего Рима была культура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Аппенинских гор на востоке, а ее северная граница в VII в. до н.э. доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств с рабовладельческим строем, основанным на безраздельном господстве аристократии. Расцвет этрусской культуры относится к VI-V вв. до н.э., когда она испытывала сильное воздействие греческой культуры.

В живописи и скульптуре этрусков просматриваются греческие влияния (статуя Аполлона из Вей, мастер Вулка, VI в. до н.э.; росписи гробниц в Корнето, Кьюзи, Вульчи, Черветри, Орве- то, VI-V вв. до н.э.), но были и собственно этрусские традиции, которые ярче всего выражены в монументальных терракотовых саркофагах с фигурами умерших (саркофаг из Черветри, VI в. до н.э.), бронзовом литье (Капитолийская волчица, VI в. до н.э.), изготовлении глиняных сосудов буккенеро («черной земли»).

Культура Древнего Рима складывалась как синтетическая, куда вошли этрусские, греческие и собственно римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой - долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами.

Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса - Юпитером, Афродиту - Венерой, Ареса - Марсом, Диониса - Вакхом и т.д.

В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежат в основе их художественной культуры. Римляне считали, что богам нужны не чувства людей, а жертвы (вино, кровь, дым и т.д.), и само латинское слово «религия» (religio ) означает первоначально связь между человеком и богами (я даю тебе, чтобы ты дал мне).

Практический склад римской культуры сказывается во всем: в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство - все переосмысливалось с точки зрения «Рим - центр Мира».

Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. Оно представляло собой систему норм и юридических законов рабовладельческого государства, включало частное и публичное право, регулировало имущественные, частнособственнические и гражданские отношения.

Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но не были равны в политической и социальной сферах. Знатные и богатые имели монополию на права, но они же и в большей степени несли обязанности. В отличие от греков, простые люди не могли рассчитывать на высокие посты, но любой римский гражданин имел право на земельное владение.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, воплотившая в себе идеи могущества государства. Основное место в ней принадлежало не храмовому (как у греков), а общественно-гражданскому строительству. Римляне изобрели водоупорный бетон; широко применяли арочные, сводчатые и купольные конструкции; ввели новые инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости); усовершенствовали планировку больших городов. Общественная жизнь протекала на

форуме - площади, украшенной храмами, базиликами, лавками торговцев, статуями именитых граждан, рынками. Форум был центром торговли, политической и общественной жизни римлян (Римский форум или форум Романум, форумы императоров Цезаря, Августа, Веспасиана, Траяна).

Потребности римского общества породили и такие типы сооружений, как амфитеатры (Колизей), термы (бани Каракаллы, Диоклетиана), триумфальные арки (арка Тяга) и колонны (колонна Траяна). В архитектуре Древнего Рима появились новые типы дворцов, загородных вилл и надгробных памятников.

Гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей (от лат. colosseum - колоссальный) было предназначено для грандиозных представлений и гладиаторских боев. Колизей, построенный из туфа, вмещал до 50 тыс. зрителей. Начал строительство амфитеатра пришедший к власти после гражданской войны 68- 69 гг. н.э. Тит Флавий Веспасиан (9-79 гг. н.э.). Завершение его строительства пришлось на правление сына Веспасиана - Тита (с 79 по 81 г. н.э.). В честь открытия Колизея были устроены стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой замкнутый овал (524 м в окружности), расчлененный поперечными и кольцевыми проходами. Его центральная часть, арена, окружена ступенчатыми скамьями для зрителей. Внешний облик Колизея, монументальный и величественный, определяется кольцевой стеной, разработанной в виде многоярусной ордерной аркады: внизу - тосканский, выше - ионический, в третьем ярусе - коринфский, над которым размещались коринфские пилястры.

С целью спуска нечистот и грязной воды в Риме была сооружена подземная труба - клоака. Римляне шагнули далеко вперед по сооружению необходимых в хозяйстве построек. В Риме строились общественные бани - термы, имевшие постоянную подачу чистой воды; бассейны с теплой и холодной водой.

Лучшим в наследии римской культуры был портрет как самостоятельный вид творчества с начала I в. до н.э. Римляне проявляли реализм в изображении черт лица конкретного человека. Римские портретисты исторически фиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

В живописи Римской империи один декоративный стиль сменяет другой. Появляются первые римские живописные портреты, созданные греческими художниками. Их отличительной особенностью является использование формы тондо - круга. Живопись II в. н.э. - это преимущественно росписи гробниц, фрески жилых домов и нимфейонов (бассейнов), отличающееся строгостью образцов и статичностью фигур.

В древнеримском искусстве стоит также сказать о монументальной настенной живописи, известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие.

Римский театр, в отличие от греческого, был мало связан с религиозными культами. Главное место среди сценических представлений играл мим. Актеры могли свободно импровизировать. Важная роль отводилась танцу и жесту.

По греческому образцу в Риме перестраивались сценические представления. Авторы обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Полностью сохранились комедии Плавта и Теренция. Комедии Плавта (ок. 254-184 до н.э.) были очень популярны. Главным героем его произведений стал ловкий, неистощимый на выдумки раб, помогавший сыну хозяина обманывать его скупого отца, выманивая у него деньги. Представления сопровождались игрой на флейте, использовались маски. Своего высшего развития лирическая поэзия республиканского Рима достигла в творчестве Катулла (87-54 гг. до н.э.). Римский поэт выдвигает на первый план стихийные, противоречивые, неподвластные разуму эмоции, обращается к внутреннему миру человека, воспевает любовь.

В эпоху первого императора Августа его сподвижник Меценат оказывал материальную поддержку и покровительствовал выдающимся поэтам - Вергилию, Горацию и Овидию. Вергилий

(70-19 гг. до н.э.) опубликовал «Буколики», сборник, где он прославлял Августа; «Георгики» - поэму, посвященную сельской жизни. А славу принесла ему поэма «Энеида». Гораций (65-8 гг. до н.э.) воспевал в стихах старину и также восхвалял Августа. Писал любовные стихи и сатиры, высмеивающие пороки римского общества. Овидий (43 г. до н.э. - 17 г. н.э) прославился любовными стихами и поэмой «Метаморфозы», построенной на основе мифов.

В I в. до н.э. в Риме появились и философские произведения. Самым выдающимся из римских мыслителей считался философ- материалист Лукреций Кар (ок. 98-54 гг. до н.э.). Свои взгляды на возникновение вселенной, природы, человека он изложил в поэме «О природе вещей», где с блестящим мастерством описал в доступной форме, стихами сложные философские проблемы.

В I в. н.э. в недрах Римской империи зародилось христианство. Жесткая внутренняя борьба за власть и изменения в социально- экономических и политических условиях жизни народов Европы привели Римскую империю к упадку. Христианская церковь негативно и враждебно относилась к античной культуре, считая ее варварской. Данный фактор ускорил гибель культуры Древнего Рима.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя прекратила существование в 476 г. Восточная Римская империя, получившая название Византии, просуществовала еще тысячу лет. Разрушенный и разграбленный варварами в IV-VII вв. Рим опустел; среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить.

Античная культура Рима, существовавшая в период с 8 в. до н.э. и до распада Священной Римской Империи в 476 год н.э., подарила миру свое собственное видение системы идеалов и ценностей. Для этой цивилизации были первостепенными любовь к Родине, достоинство и честь, почитание богов и вера в свою уникальность. В данной статье представлены основные аспекты , способные описать такое уникальное явление, как культура Древнего Рима, кратко.

Вконтакте

Античная римская культура

Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:

  • царский (8–6 вв. до н.э.);
  • республиканский (6–1 вв. до н.э.);
  • имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.).

Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит . В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.

Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый.

Республиканский период характеризуется проникновением в жизнь Древнего Рима античной греческой культуры. В это время начинают развиваться философия и право .

Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.

Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.

В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей . В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.

Древнеримское наследие

Многие достижения Древнего Рима в сфере цивилизации и культуры, созданные в античный период, и сейчас пользуются популярностью во всем мире:

  • Водопровод. Акведуки использовались еще в Вавилоне, однако в Древнем Риме они стали применяться не только для орошения, но и для бытовых нужд. Водопроводы были проведены и к промышленникам: местам, где добывались ресурсы и ремесленным кварталам. Сохранившиеся акведуки, возведенные в период античности, на территории современной Европы можно найти в Германии, Франции и Италии.
  • Канализация. Она стала необходимым элементом крупных римских городов. Дренажные системы использовались как для отвода воды во время дождя, так и нечистот различного характера. Античные клоаки используются и сейчас, правда, только для удаления воды после ливня.
  • Гражданство. Основное наследие Древнего Рима. Именно римляне установили порядки получения гражданства. Законными жителями Империи считались все вольные люди, вне зависимости от того, где они были рождены и на какой территории государства проживают.
  • Республика. Республиканская форма правления, созданная в Риме в античный период, положила начало созданию современного типа власти . Именно римляне начали разделять бразды правления, так как, по их мнению, концентрация ее в руках одного правителя может стать губительной для всех граждан. У римлян длительный промежуток времени получалось сохранять согласие между слоями общества благодаря делегированию. Однако, по иронии судьбы, именно республиканская форма правления и похоронила Римское государство.
  • Памятники культуры Древнего Рима. В это богатейшее наследие входят римские здания, скульптуры, литературные произведения, философские труды.

Искусство

Художественная культура Древнего Рима очень походила на греческую того же периода. Но в этом есть и свои плюсы. Благодаря римлянам удалось сохранить многие произведения античной живописи, которые были скопированы у греческих художников.

Скульптуры у римлян приобрели эмоции. На их лицах отражалось состояние души, благодаря чему скульптура оживала. Именно в Древнем Риме появляется такое литературное направление, как роман.

Единая греко-римская культура античного периода породила множество писателей, драматургов и поэтов. Зародилось новое направление в литературе – роман. Среди известных сатириков того времени стоит отметить Плавта и Теренция .

Их комедии удалось сохранить до наших дней. Ливий Андроник стал первым трагиком в Риме и перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Из числа поэтов стоит отметить Луцилия, писавшего стихотворения на житейские темы. Чаще всего в своих произведениях он высмеивал одержимость богатством.

Во времена Цицерона в Древнем Риме приобретает популярность философия. Появляются такие направления, как римский стоицизм, основной идеей которого было достижение человеком нравственного и духовного идеала, и римский неоплатонизм, который проповедовал восхождение души человека к единству с неким экстазом.

В области астрономии известен античный ученый Птолемей, который создал геоцентрическую систему мира. Он же написал ряд трудов по оптике, математике и географии.

Архитектура Древнего Рима

Древнеримская эпоха оставила величественные памятники античной архитектуры, которые можно увидеть и сегодня.

Колизей. Огромный амфитеатр, строительство которого началось в 72 г. н.э. и закончилось только спустя 8 лет. Его второе название, амфитеатр Флавиев, связано с правящей династией, представители которой были инициаторами строительства. Общая вместимость римского Колизея составляла более 50 тысяч человек .

Обратите внимание! Чаще всего в гладиаторских боях участвовали военнопленные. Их жизнь зависела от того, насколько красочно они смогли продемонстрировать свои возможности и в какой степени они завоевали публику. Если гладиатор производил сильное впечатление, зрители Рима позволяли ему жить и поднимали большой палец вверх. Если же публика желала смерти, то большой палец хладнокровно опускался вниз.

Триумфальная арка Тита . Инициатором строительства монумента выступил римский император Домициан, вскоре после кончины своего предшественника Тита. Этот античный памятник построен в 81 г. н.э. в честь завоевания Иерусалима в 70 г.н.э. Арка известна своим выпуклым рельефом внутри пролета. На нем изображена процессия римских солдат с трофеями, захваченными в Иерусалиме.

Пантеон. Величественное сооружение, построенное императором Адрианом в 126 г. н.э. Пантеон – это храм, посвященный всем богам. Прекрасно сохранившись до наших дней в первозданном виде, этот памятник культуры античного периода уникален своей пропорциональностью и визуальной легкостью. Сверху римский храм украшает купол с отверстием в центре для подачи солнечного света.

Культурные традиции

Наиболее яркие и своеобразные традиции римской культуры античного периода представлены в брачной церемонии .

Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.

Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.

Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.

Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.

Специфика

Несмотря на то, что Древний Рим во многом подражал Греции, он обладал характерными отличительными особенностями в культуре. Если греки оккупировали территории путем распространения своих товаров, то Рим вел военные действия , полностью лишая завоеванную территорию самостоятельности.

Раз в пять лет проводился опрос населения – ценз. Активность населения ценилась как в военное время, так и в мирное.

Национальной одеждой в Риме считалась тога. Именно поэтому римлян называли «тогатус». Вечным спутником Древнего Рима была армия, которая стояла за пределами государства. Особенности культуры Древнего Рима позволили ей стать базой для последующего расцвета Европы.

Музыкальная культура

Музыкальная культура древнего античного периода ничем не отличалась от художественной в том плане, что она также полностью копировала греческую.

Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.

Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.

Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки . До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.

Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.

Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.

Вклад Древнего Рима в мировую культуру

Вклад Древнего Рима в развитие современной европейской цивилизации неоспорим. Римляне в античный период создали латинский алфавит, на котором писала вся средневековая Европа. В Риме была создана система гражданского права , определены гражданские ценности: патриотизм, вера в собственную идентичность и величие. Там же исторически сложилось христианство, сильно повлиявшее на последующие этапы развития человечества. Римлянами был введен в обиход бетон. Они научили мир строить мосты и водопроводы.

Скульптура и искусство, как часть культуры Древнего Рима

Культура и история Древнего Рима кратко

Вывод

Величайшие люди истории восхваляли античный Рим и его культуру в своих цитатах. Так, Наполеон говорил: «История Рима – история всего мира». Очевидно, что если бы Римская империя смогла противостоять натиску «варварских» племен в 476 году, то Ренессанс явился бы миру гораздо раньше. Вклад Древнего Рима в мировую культуру настолько велик, что изучать его предстоит еще долго.

Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приемной матери – волчице . Рим это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим – это Юлий Цезарь , который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!». Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным; Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня; Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом неистового разврата; Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои; Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут»; и благородный Тит , который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день».

Культура Древнего Рима формировалась в VIII в. до н. э. – 476 г. н. э.Рим – это государство, которое прошло стремительный путь от маленького городка на реке Тибр до огромной мировой сверхдержавы. Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, живописи, литературы, стала эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее завершением.

Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в 753 г. до н. э , и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Римская цивилизация, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии . Но на Апеннинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними, вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже – провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки.

Характерные черты и особенности древнеримской культуры. Характерными отличительными особенностями культуры Древнего Рима являлось то, что римляне:

· Создали свою систему идеалов и ценностей , главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как о высшей ценностии т. д.;

· Всячески возвышали роль и ценность закона , непреложность его соблюдения. Политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности путем развития правовых отношений . В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизацией в движении к “правовому государству”. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527–565 гг.). Для римлян общественные интересы были выше интересов индивида;



· Усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства ;

· Римляне, в отличие от эллинов, были гораздо более воинственными. Воинская доблесть являлась главным средством и основанием для успеха в политике, для занятия высокого положения в обществе.*

* В римской республике одной из первых обязанностей граждан было участие в войнах. Один раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан – ценз. И первым вопросом было: в каких военных кампаниях гражданин воевал. Общественная активность ценилась и в мирное время. Ценной считалась жизнь, отданная на благо республики (res publica – общественное дело).

Благодаря завоевательным войнам Рим превратился из городка в мировую империю. Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как земледельческая, морская и торговая. Однако войны обеспечивали римлянам не только защиту колоний (как это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства.

· В отличие от греческой римская культура является гораздо более рациональной и приземленной , направленной на практическую пользу и целесообразность. Римляне ничего не уважали, считал Т. Моммзен, кроме полезной деятельности и требовали каждый миг отдавать труду. По словам Цицерона «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне – чтобы измерять земельные участки»;

· В области духовной культуры можно отметить особое место так называемого «римского мифа», выступавшего как «Римская идея» - владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город»;

· В философии и науке для римлян были важны не теоретические изыскания, а обобщение и систематизация знаний , создание многотомных энциклопедий.

· В скульптуре римляне придавали своим произведениям неповторимые индивидуальные черты . Римские писатели создали новый жанр – жанр романа , римские зодчие – прекрасные памятники архитектуры. Римляне овладели разнообразными приемами строительства . Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации и культуры.

В культуре Древнего Рима принято выделять следующие периоды :

1. Культура монархического (царского) или архаического периода (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода Республики(V - I вв. до н. э.).

3. Культура периода Империи (I - V вв. н. э.).

На формирование римской культуры заметное влияние оказали:

· Соседние италийские города в некоторых обычаях, ритуалах, прикладном искусстве;

· Этруски – в ремеслах, практике строительства городов и архитектуре храмов, тайных науках о гаданиях жрецов и других обычаях;

· Греки – в религиозных обычаях и ритуалах, в искусстве, философии и науке.

Культура царского периода. С момента основания Рима начинается первый, царский период римской истории, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа.

Начальную историю монархического, или «царского» Рима связывают с реформами рекса (выборного вождя) Сервия Туллия . Во главе государства стоял выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял Сенат . Основной социально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фамилия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решало народное собрание.

По преданию, в Риме в VIII-VI вв. до н. э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый . Особое значение в истории раннего Рима и его культуре имеет время правления трех последних римских царей, которые происходили из этрусков. При этрусской династии Рим стал преображаться. При них произведены работы по осушению, некогда болотистого Форума. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера . Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе - Тарквинии Гордом - в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба - Великая клоака , которая служит “вечному городу” и поныне. Возведен первый цирк для гладиаторских игр . От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры , способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян - тога , форма дома с атрием - внутренним двориком - и т. д.

Культура эпохи Республики . В эпоху ранней Республики (конец VI - начало III вв. до н. э.) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

К IV в. до н. э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

В середине V в. до н. э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права . В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства . Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц - в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

В эпоху ранней Республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты .

С 60-х гг. III в. до н. э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138-78 до н. э.) или Цезаря (100-44 до н. э.) к концу I в. до н. э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих ее сторон.

Религия. Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Для Рима, с его серьезной и глубокой традиционностью, в большей мере, чем для Греции, был характерным культ предков, семейных божеств, божеств-духов. Умершим старшим поклонялись, сохраняя память о них, изготовляя специальные бюсты (имагинас – изображения), хранившиеся в домах, которые члены семьи несли во время торжественных процессий. Среди них выделялись Лары, Весты (духи домашнего очага). И у Рима была своя Веста, которой служили весталки (девы-жрицы).

Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона - с Аидом, Марса - с Аресом, Юноны - с Герой, Минервы - с Афиной, Цереры - с Деметрой, Венеры - с Афродитой, Вулкана - с Гефестом, Меркурия - с Гермесом, Дианы - с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха – бога живой природы, в честь которого разворачивались известные “вакханалии”, веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения.. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус , изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), как божество входа и выхода, а затем - всякого начала.

При всей внешней схожести греческого и римского политеизма, различия между ними значительны. Т. Моммзен отмечал, что если у греков боги – живые, человекоподобные (личностные), олицетворенные (в мифах о них), то у римлян религиозность иная – искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. Римлянин хотел от богов, прежде всего пользы. Он исполнял обрядность и ждал, что боги за это будут к нему благосклонны, выполнят просьбы молящегося. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Архитектура. От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее. В V-IV в. до н. э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф . В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор . Во II в. до н. э. римскими строителями был изобретен бетон , что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.

Кроме периптера (прямоугольного здания с четырех сторон окруженного колоннами), в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды , т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов - храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме.

Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным элементом римской архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Но римляне не отказывались и от колонн. Ими украшались общественные здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея , первый каменный театр в Риме (55-52 г. до н. э.).

Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны , воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках (от лат. aqua - вода и duco - веду) - многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров - оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.

Специфическим римским типом сооружения была - триумфальная арка , получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

В середине I в. до н. э. в г. Риме появились первые величественные мраморные постройки (например, базилика Цезаря (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви)).

Скульптура. С самых первых шагов своего возвышения римская культу­ра стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровож­далось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии были вывезены 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен их памятниками искусства. Так, были привезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятни­ков столь значительных, как греческие.

Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, раз­работали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета . Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значи­тельной мере обязан культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой иде­ально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда пре­дельно индивидуализирован. Римлянами были созданы тип статуи тогатус , изображавший оратора в тоге, и бюсты. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря . Классическим про­изведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, челове­ка практичного ума, хранителя строгих нравов.

Литература. Наряду с народным италийским творчеством на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме , причем преимущественно жанру комедии . Власти боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драма­тических авторов не жаловали.

В конце III в. до н. э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия . Одним из первых римских поэтов был отпущенник Ливий Андроник , грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами - масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов - Тита Плавта и Публия Теренция (III-II вв. до н. э.). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Плавту принадлежат слова: «Человек человеку - волк, до тех пор, пока он не поймет своей сущности».

Классиком римской литературы III - II вв. до н.э. был Квинт Энний , воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.

Первым римским прозаиком считается Марк КатонСтарший (II в. до н.э.). В отличие от многих своих современников, Катон враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и “нравов предков”. Из многочисленных сочинений Катона полностью сохранился лишь его труд “О сельском хозяйстве” (“De agri culfvra”).

Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Катулла . Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях воспевается дружба и любовь.

С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический . Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в. до н. э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал “Всемирную историю”, точнее, историю римских войн и побед.

В последнее столетие Римской республики (I в. до н.э.) прославились своими историческими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые лучше других отразили остроту политической борьбы в эпоху гражданских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских политических деятелей («Заговор Катилины»). Юлий Цезарь, выдающийся политический деятель и полководец в своих книгах “Записки о Галльской войне” и “Записки о гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру. Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян.

Наряду с историческими произведениями, в римской литературе эпохи Республики важное место занимали сочинения научные, философские и риторические. Крупным римским ученым-энциклопедистом был Марк Варрон (I в. до н. э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочинение, в котором изложена история римского народа, его культура, религия и обряды.

Во II-I вв. до н. э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии . Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах (“Об ораторе”, “Об обязанностях”, “О государстве” и др.) он изложил основы учения Платона и стоиков .

Одним из крупнейших римских философов был Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.), автор знаменитой поэмы “О природе вещей”, выдающийся мыслитель-материалист. Поэма насыщена афоризмами, например: «Что пища для одного, отрава для другого». Лукреций Кар писал о естественном, т. е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, и всего живого.

В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика , искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира , литературный жанр чисто римского происхождения . Ярчайшим его представителем был Луцилий (II в. до н. э.).

Культура Империи. В конце I в. до н. э. римское государство из аристократической республики превратилось в империю. После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской войны к власти пришел Октавиан Август, ставший первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом ). Во время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Римское государство превращается в огром­ную империю, включающую в себя восточное Средиземномо­рье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим стано­вится мировой столицей.

Согласно оценкам античных историков, эпоха правления Августа была золотым веком всей культуры Древнего Рима. В век Августа окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Окончательно оформилась в своей самобытности римская художественная культура.

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров , объявлявшихся после смерти божественными , и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи.

Философия. В период Римской империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии - эпикуреизм и стоицизм. Все они продолжают греческие течения. Главными фигурами эпикуреизма были Лукреций и Цицерон . Эпикуреизм призывал наслаждаться жизнью, ибо после смерти не будет главного источника наслаждений - самой жизни. Среди знати особенно популярен был стоицизм , основными представителями которого в это время были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Стоицисты проповедовали учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья.

Наука. Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Появляются трактаты Страбона, Птолемея , создавшего всемирно известную геоцентрическую систему мира. Плиний Старший создал «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Литература. Наиболее плодотворным век Августа оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали «золотым»). Этот период римской литературы представлен именами замечательных писателей: Апулей , автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы», или «Золотой осел» ; Плутарх знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан, поэты Вергилий, Гораций, Овидий, философы и историки Сенека,Плиний Младший и др. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный первого римского императора Августа - Гай Меценат , чье имя стало нарицательным.

Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи Империи был Вергилий Марон Публий , к поэтическому дару которого Август не раз обращался для оправдания и прославления своих деяний. Вергилию принадлежит произведение «Буколики» (пастушеские песни), поэма в четырех книгах «Георгики», воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Самое прославленное произведение поэта - это героическая поэма «Энеида» , провозглашавшая идею мирового господства Рима, прославлявшая победы и величие Августа и ставшая самым популярным памятником римской литера­туры.

Поэзия Горация стала образцом для европейской лирики. Не менее знаменит римский поэт -Овидий. Особенно славятся его «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев.

В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Титу Ливию принадлежит труд «История Рима». Крупный римский историк Тацит -автор работ «Анналы», «История», «Германия», Светоний - “Жизнь двенадцати цезарей”.

В Риме появился жанр романа , который представлял собой одновременно и реалистические рассказы о жизни раз­ных слоев римского общества, и пародии на модные в то время греческие романы о возвышенных чувствах и злоключениях ге­роев.

Архитектура. Ориентация на греческое классическое наследие была характерна и для архитектуры. Но, в отличие от греков, вытесывавших все элементы де­кора из мраморных блоков, римляне возводили стены из кир­пича и бетона, а затем навешивали на них мраморную обли­цовку. Известные слова Августа о принятии Рима кирпичным, а оставлении потомкам мраморным, отражают именно этот новый метод строительства.

Рубеж I - II вв. н. э. стал временем создания грандиозных архитектурных комплексов , создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т. д. Из памятников архитектуры императорской эпохи особого внимания заслуживает знаменитый Колизей , или амфитеатр Флавиев. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тысяч зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать амфитеатр.

Со времени правления династии Флавиев сохранились остатки триумфальной арки Tита , воздвигнутой в честь победы в иудейской войне 70 г. н. э.

По грандиозности замысла, уровню технической мысли и общественной значимости с Колизеем соперничает «храм всех богов» - Пантеон , сохранившийся до наших дней. Выстроенный Аполлодором Дамасским , он представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Храм освещался через отверстие в купо­ле диаметром 8,5 м, представлявшем собою настоящий шедевр инженерного искусства. Сам купол, диаметром 43 м, имел форму полусферы и опирался на бетонные стены толщиной 6 м. В даль­нейшем многие зодчие пытались превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения, но не смогли сделать этого.

Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях и Геркулануме, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н. э.

Скульптура. Период Империи в художествен­ной культуре Рима был ознаменован расцветом неоаттической школы в скульптуре, мастера которой вновь об­ратились к художественным идеалам Греции, и стали копировать шедевры древнегреческой пластики. Сложилось новое направление в скульптуре, кото­рое получило название августовский классицизм . Это направление резко изменило характер образа, стремясь отразить строгую классическую красоту, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Идеалом этого художественного стиля в скульптуре считалась чистота линий и монументальность, скупые ли­нии и крупные формы. В лице выделялось самое характерное. Иногда выразительно­сть доходила до гротеска. Так, например, в портрете императора Нерона резко подчеркнут низкий лоб, тяжелый взгляд из-под припухших век и зловещая улыбка чувственного рта, отмечая, т. о., холодную жестокость деспота.

Искусство мозаики. Кроме скульптуры в художественной культуре эпохи Империи заслуживает особого внимания искусство мозаики . Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры домов. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. И поскольку музы были вечны, то и картины, посвященные им, так же должны были быть вечными. Поэтому их создавали не красками, а набирали из кусочков цветных камней. Само искусство мозаики зародилось в Греции в V в. до н. э. Тогда там, в качестве исходного материала использовалась цветная галька, но затем греки научились варить непрозрачное (глушеное) стекло - смальту. Римляне также заимствовали это искусство у греков.

В эпоху Империи римская художественная культура продолжала развиваться. Однако в духовной культуре уже в I в. н. э. появились симптомы наступающего кризиса. К этому времени идея великого Рима как власти над всем миром утратила свое значение, поскольку была реализована. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник своего внутреннего саморазвития. Неслучайно уже в период правления Августа ведущей становится идея «вечного Рима», которая была ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели обще­ство было обречено на гибель.

Начиная с I в. н. э. римская культура все больше превраща­ется в исторически первую форму общества потребления. Зна­менитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев общества. Даже у образованной элиты римского общества гедонизм все больше превращался в культ гру6ых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон были символами жестокости и морального разложения.

Культура Поздней Империи. В период поздней империи (конец III - конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими принципами.

В архитектуре в эту эпоху не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону, искусство архитектора реализовывалось в основном в строительстве домов и роскошных вилл. Выдающимся архитектурным памятником той поры стали грандиозные термы Каракаллы . Их строительство было вызвано необходимостью занять работами огромные массы римского плебса, большую часть времени проводившего на форумах, в термах и амфитеатрах. В римской культуре термы выполняли скорее общественно-культурную, чем узкобытовую роль.

Установление в конце III в. н. э. в Римской империи неог­раниченной монархии домината, предполагавшей отношение к императору, как к божеству, сформировало новые особенности скульптуры этого периода. Так, например, мо­нументальная бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия , стала воплощением идеала гражданственности, без­различия к славе и богатству.

В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики . Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Однако новая религия уже не смогла спасти римскую культуру, так как ее кризис был слишком глубоким и не обратимым. В 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий). А в 476 г. – после поражения римлян от германских племен – перестала существовать Западная Римская Империя. Это событие принято считать концом всей древнеримской культуры.

Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно увидеть в обзорном курсе. Во многом культура древнего Рима кратко преподается для того, чтобы лишь затронуть познавательный интерес учащихся, заставить их самих добывать знания.

Обратим некоторое внимание на особенности римской культуры, чтобы все же составить, хоть и ущербное, но поверхностное впечатление о наследии древней цивилизации.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.

Художественная культура древнего Рима

К концу I века до нашей эры угасают эллинские государства и ведущее место занимает древний Рим. Римская культура впитала в себя традиции греческой и воплотила их в художественную практику громадной Римской империи. Греческий антропоцентризм был дополнен римским прагматизмом и трезвостью, римляне не признавали никакого могущества, кроме могущества силы, именно они создали могучее и великое государство и вся римская жизнь определялась этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались, следовательно, формула римской культуры: все великие деяния совершили римляне, но среди них не было великих людей, то есть гениев=античной Греции. Свою силу государство выразило в строительстве. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором огромное место уделялось зданиям общественности или общественным зданиям, рассчитанных на огромное количество людей, большую часть своей жизни римлянин проводил в толпе и это не было вынужденным неудобством, напротив, это воспринималось как ценность, как источник острой, коллективной, положительной эмоции, как компенсация исчезнувшего чувства общинной солидарности, следовательно, все массовые зрелища рассматривались как часть народного дела, которое регулировалось специальными должностными лицами. Зрелища укрепляли власть, давали мыслям толпы определенную направленность в пользу существующего режима.

Этапы Римской культуры:

1. Культура этрусков. Древнейшая цивилизация, которая обогатила римскую культуру искусством градостроительства.

2. Царский. VIII-VI в. до н.э. Рим - город государства греческого типа. По преданию в Риме 7 царей, при них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен цирк для гладиаторских боев, храм Юпитера на Капитолийском холме.

3. Период республики. XI-I в. до н.э. Большое влияние завоеванных греческих городов, следовательно, влияние греческой культуры. Римские боги равнозначны с греческими, ведущую роль занимает архитектура, но больше места не храмовым комплексам, а зданиям и сооружениям для практических нужд: базилики, амфитеатры, цирки, термы. Римляне применили новые конструктивные принципы: арка, свод, купола. В I в. до н.э. римляне применяют бутон и створчатые конструкции.

4. Период империи. Конец I в. до н.э. - V в. н.э. Римская империя - огромное государство, лежащее в различных частях света, главный центр - Афины. Здесь развивается архитектура, философия, литература. Римский период завершает период античной культуры. В 395 году Римская Империя распадается на Западную и Восточную, а сам Рим разрушен варварами, опустеет, но его традиции войдут в европейскую культуру.

Источники: oldgoods.ru, www.skachatreferat.ru, prezentacii.com, gumfak.ru

Тайны Мачу-Пикчу

В долине реки Урубамбы, на вершине горы, расположился потерянный город инков, чьи необычайных размеров каменные...

Древняя Месопотамия

Месопотамия считается колыбелью европейской и азиатской цивилизаций. Поэтому неудивительно, что эта территория имеет несколько географических названий, которые известны...

Три избранных рыцаря

Многие отважные рыцари пожелали отправиться на подвиги за святым Граалем. Но все рыцари Круглого стола были порочны...