Таблица русская культура 10 17 века. Достижения русской культуры XVII века. Образование и просвещение

Образование и культура в 17 веке бурно прогрессировали. На это влиял рост городов, развитие торговли и ремесла. К тому же усилились культурные и политические отношения России с Беларусью и Украиной. А также произошло расширение связей со странами Западной и Центральной Европы, оттуда все больше стали проникать культура и научные знания.

В городах начали строить двух- и трехэтажные постройки, чаще сооружали каменные дома. Характерной особенностью строительства стала богатая декоративная отделка.

Образование и просвещение

Образование и культура в 17 веке в России хотя и развивались с небывалой скоростью, но большинство людей оставалось неграмотными, хотя среди горожан грамотных стало больше. В Москве печатались буквари, которые пользовались хорошим спросом. Появилось множество книг, переведенных на русский язык. Некоторые люди стали собирать и хранить книги.

Было уже недостаточно просто обучаться грамоте, арифметике и письму. Государственная и хозяйственная деятельность усложнялась, появилась потребность в образованных людях, которые владеют знаниями в разных областях. Но образование и культура в 17 веке встречали упорное сопротивление со стороны боярской знати и духовенства, которые были настроены консервативно. Между тем в Москве возникали все новые и новые частные школы. И в 1687 году в России первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия.

С 1621 года для царя и его окружения выпускали рукописную газету «Куранты», где описывались последние события, произошедшие в других странах. Книги, в которых сообщались светские знания, были доступны далеко не всем.

Знания в медицине основывались на опыте лечения. Хотя распространялись «травники» (описание лекарственных свойств растений) и переведенные учебники.

В 1678 году напечатана история Русского государства, повествование в «Синопсисе» начинается с древнего времени и вплоть до 70-х годов 17 века.

Расширение географии

Географические знания, так же как образование и культура в 17 веке, неуклонно развивались. такие как Семен Дежнев (совершил экспедицию к проливу между Северной Америкой и Азией в 1648 году), (составил карту земель по реке Амур в 1649 году, позже там образовались русские поселения), В. Атласов (провел обследование Курильских островов и Камчатки), внесли огромный вклад в расширение географии. Основываясь на всех этих знаниях, были разработаны карты Российского государства, Украины и Сибири.

Литература

Образование и культура в 17 веке в России обусловили возникновение новых жанров в литературе. Стали писать не только о богатых, но и о простых людях. Появилась сатира, объектами которой явились церковь и господа. В этом веке возникло стихосложение и драматургия. Симеон Полоцкий был их основателем, так как являлся автором пьес при дворе Алексея Михайловича.

В это время впервые записали пословицы, народные песни, поговорки. Фольклор прочно проник во все области культуры. Повсеместное распространение получила западная литература, переведенная на наш язык.

Зодчество

Монументальные храмы стали сменять небольшие посадские церкви, которые поражали игрой объемов и красок, нарядные, живые, покрытые множеством узоров. Под влиянием Беларуси и Украины в последние десятилетия 17 века в архитектуре распространился стиль московского барокко. Главной его идеей была пропорциональность всей композиции и пышная декоративная отделка. Большое внимание уделялось созданию колоколен и ярусов. Делая вывод, можно сказать, что образование и культура 17 века сказались и на внешнем виде городов, сделав их еще более красивыми.

Живопись

Образование и культура в 17 веке способствовали развитию живописи. Художники начали проявлять свое внимание к человеческой личности. Хотя иконопись достигла небывалого доселе мастерства, возникла портретная живопись. Основателем ее является

Оружейная палата стала центром изобразительного искусства, она находилась в Московском Кремле. В ней трудились как русские, так и иностранные художники. В своей работе они старались добиться большого сходства с натурой. В 70-х годах был создан «Титулярник» - это собрание портретов правителей, начиная от Рюрика и заканчивая Петром Алексеевичем, содержались там и портреты иностранных патриархов, царей, изобразили в нем также гербы разных стран.

Заключение

Начались перемены в России, изменилось образование и культура в 17 веке. 7 класс школы - это время, когда изучается этот пласт нашей истории, который стал переломным для русской культуры. Частые войны, события Смутного времени дали понять народу, что он способен участвовать в своей судьбе. Миропонимание изменилось, расширился кругозор. Появилось движение вперед во всех областях, обнаружилась потребность в обучении и подготовке квалифицированных кадров.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока : выявить особенности развития культуры России конца XV-XVII вв.

Задачи урока:

  • Образовательная. В Результате урока: учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры конца XV-XVII вв.; выявят и охарактеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода;
  • Развивающая . Ученики учатся: совершенствовать навыки: самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работать с документами и текстом учебника; формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем; развивать творческие (эстетические, художественные) способности.
  • Воспитательная . Учащиеся: продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждаются в необходимости охраны памятников культуры.

Урок изучения новой темы . Форма проведения урока – виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.

I. Оргмомент. (слайды 1,2)

II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Сообщение темы и цели урока.

III. Усвоение новых знаний .

Учитель: (слайд 3) Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Сегодняшний урок мы проведем в виртуальном музее культуры. Добро пожаловать в первый зал под названием «Архитектура».

Выступление первой группы учащихся-экскурсоводов «Архитектура»

Экскурсовод 1. (слайд 4) Зодчество на Руси было храмовое, крепостное и гражданское. История сохранила до наших дней некоторые культовые памятники конца XV-XVII веков. Одним из выдающихся памятников крепостного зодчества (слайд 5) этого периода стал кремль, превращавший город в неприступную крепость. К XVII веку в Московском Кремле были уже сотни построек. Кремль превращался во всемирный известный, уникальный архитектурный ансамбль, символ силы и единения русской земли. Так заглянем туда!

Экскурсовод 2. Главная площадь Кремля – Соборная. (слайд 6) Её идейным и архитектурным центром стал Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, «чюдна велми величеством и высотою, светлостью. И звоностью. И пространством», - сообщает нам летописец. Собор стал средоточием русской государственности и церковной жизни, здесь венчались на царство русские цари императоры, провозглашались важнейшие государственные акты, происходило поставление в сан митрополитов и патриархов.

Благовещенский собор сначала венчали 3 главы, потом по углам собора пристроили одноглавые приделы. Остроконечные 9 глав были богато вызолочены. Отчего собор прозвали «Златоверхим». Церковь Ризположения, ставшая домовой церковью митрополита, а затем и патриарха всея Руси.

Построенный итальянцем Алевизом Фрязиным Архангельский собор, ставший семейной усыпальницей рода великих князей. В XVII веке построят собор Двенадцати апостолов.

А между Успенским и Архангельским соборами Бон Фрязин создал новую колокольню. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила наименование Иван Великий. Зодчие Петрок Малый Бажен Огурцов пристроил к колокольне звонницы. Все три звонницы образовали необычайно выразительный архитектурный комплекс и придали Соборной площади особую торжественность.

Экскурсовод 3. (слайд 7) Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом.

А самый древний из сохранившихся шатровых храмов деревянного зодчества – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.

Экскурсовод 4 . (слайд 8) Завершен шатром с маленькой главкой центральный храм Покровского собора – церковь Покрова Богородицы на Красной площади в память взятия Казани. Состоит из 8 несимметричных разновеликих столпообразных храмов. Каждый посвящен восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань.

В убранстве церкви Рождества Богородицы в Путинках были использованы сразу четыре декоративных шатра. Кстати, эта церковь стала последним памятником шатрового зодчества в Москве, т.к. в 1652 г. патриарх Никон « шатровые церкви отнюдь не строить».

Экскурсовод 1 . XVII век принёс с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась всё более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема. (слайд 9) Появились ярусные , кубоватые и многоглавые храмы. Так в архитектуру пришел декоративный, живописный стиль. Формы зданий усложнялись, их стены покрывали многоцветный орнамент, белокаменная резьба.

Экскурсовод 2. К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко , пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. (слайд 10) Самой знаменитой постройкой конца 17 века является храм Покрова Богородицы в Филях – усадебная церковь Нарышкина Л.К.

Экскурсовод 3 . Отмечается подъём гражданской архитектуры . (слайд 11) Подлинный шедевр русской архитектуры - Теремной дворец Московского Кремля. Зодчие использовали ярусно-ступенчатое чередование объёмов, живописную асимметрию пристроек, островерхие завершения крыш. Пышность и нарядность фасадам придавали наличники окон, украшенные растительным орнаментом, а также рельефные лопатки и карнизы с изразцами.

Уникальным творением русского зодчества XVII в. был деревянный дворец в подмосковном селе Коломенское . Семь хором в два-три этажа. Их венчали кровли разной формы. Дворец имел 3 тыс окон, украшенных разными наличниками. К каждому входу вело выступающее резное крыльцо.

Экскурсовод 4. (слайд 12) Возводились дворцы, административные сооружения, башни, жилые дома, гостиные дворы. Живописная композиция срубов с многочисленными выступающими крыльцами и яркой подкраской производила праздничное впечатление.

Итак, (слайд 13) в конце 15-17 веков получили свое развитие направления: храмовое, крепостное, гражданское. Особенности развития архитектуры: стили архитектуры – шатровый, барокко.

Учитель: (слайд 3) Таланты русских людей распространяются не только на деревянное или белокаменное зодчество. Живопись не стала исключением. Экспозиция представляет вашему внимаю коллекцию живописи XV-XVII вв.

Выступление второй группы учащихся-экскурсоводов

Экскурсовод 1. (слайд 14) Главной идеей искусства было служение Господу. Ведущее направление в живописи, конечно, церковное . Время расцвета иконописи – XV век, вершины творения её связаны с именами Андрея Рублева, Даиниила Черного. Русская живопись середины XV века перестала быть специальностью одних только монахов, и на смену художнику – монаху приходит художник – мирянин. Наиболее выдающимся представителем Рублевского направления в искусстве второй половины XV – начала XVI века был Дионисий. Особенность его стиля – написание житийных икон, состоящих из средника с фигурой и ряда клейм, где рассказано о их жизни. Иконы Дионисия светлы и просторны, их он украсил архитектурными и пейзажными зарисовками

Экскурсовод 2. (слайд 15) Вершиной творчества Дионисия являются фрески в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В них своё своеобразие: изобразил мучеников, ангелов, Христа, евангелистов, «Страшный суд». Дионисий создает роспись, прославляющую Богородицу. Мария прославляется как заступница рода человеческого. Всю роспись пронизывает настроение праздничности, нарядности, светлой радости. Работы отличаются утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом.

Экскурсовод 3. (слайд 16) В XVI в. стала расширяться тематика живописи. Художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру. Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом свидетельствует икона – картина в 4 метра «Благословенно воинство небесного царя», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном Грозным от охваченного пламенем города.

Экскурсовод 4. 17 век… Живопись утрачивает свою целостность. Художники проявляют интерес к реальному, земному миру. Росписи того времени напоминают нарядные ковры. В них много реальных персонажей и бытовых подробностей. В отличие от древних икон, в них нет глубоких раздумий художника о добре и зле, о судьбах людей и смысле жизни.

Выдвинулись два направления. (слайд 17) Годуновская школа (иконописцы работали по заказам царя Бориса и его родственников. Они были противниками всяких новаций и подражали манере великих Рублева и Дионисия). Второе направление - Строгановская школа. (по заказам купцов Строгановых, любителей иконной миниатюры). Художники старательно украшали иконописные изображения мелкими декоративными деталями, богатой орнаментикой, изысканной каллиграфией. Одним из самых известных мастеров этой школы был Прокопий Чирин. («Никита-воин»). «Строгановцам» не было равных в умении передавать пейзажные панорамы, ранее не встречавшиеся в русской иконописи.(икона «Иоанн Предтеча в пустыне»).

Экскурсовод 1. К правдивому отображению реальных вещей стремился и живописец и график Симон Ушаков, среди работ Ушакова есть иконы особого рода – политические картины - «Насаждение древа государства Российского»: изображен Московский Кремль, в центре - Успенский собор. Возле него Иван Калита сажает дерево. На фоне листвы дерева – икона Владимирской Богоматери, на ветвях – медальоны с портретами московских святых и государей. Симон Ушаков – один из основоположников русского портрета. В 17 веке они назывались парсуны.

Художник-стенописец Гурий Никитин. Расписывал стены храма Ильи Пророка в Ярославле. В фресках подчеркиваются незначительные жизненные детали библейского текста, исчезает религиозная одухотворенность, уступая место мастерски написанному красочному «рассказу».(сцена жатвы из «Деяний пророка Елисея»). Так с XVII века древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.

Экскурсовод 2. Черты реализма заметны и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского сделаны в обычной манере, то изображения середины и второй половины XVII в. говорят о стремлении к портретному сходству, реалистичному письму. Таковы портреты царей Алексея Михайловича (С. Лопуцкий), Федора Алексеевича (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вутерс). На иконах появляются реалистические пейзажи.

Экскурсовод 3. (слайд 18) Искусство художественного оформления книги играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем иконопись. Главные элементы художественного оформления книг – миниатюры, заставки и инициалы. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Заставка: в XV-XVI вв. получают распространение заставки – книжный орнамент . Это балканский и нововизантийский стили, затем старопечатный. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов.

Экскурсовод 4. (слайд 19) Таким образом, в конце 15 –по 17 век основными направлениями в живописи были церковное и художественное оформление книги. А также особенности живописи. (слайд)

Учитель: (слайд 3) XVI век – это эпоха складывания нового государства, реформ местного и центрального управления. Они требовали все большего количества грамотных людей. Добро пожаловать в следующий зал.

Экскурсовод 1. (слайд 20) В 1563 г. государь Иван-IV повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны" . Дом этот, названный впоследствии Печатным двором, заложили близ Никольского монастыря. Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. С "Деяний и Посланий Апостолов, " увидевших свет 1 марта 1564 г., началась книгоиздательская деятельность русского государства. Второй книгой Печатного двора стал Часовник (1565 г.): это и молитвенник, и книга для обучения грамоте. Формат издания – в восьмую долю листа. Страницы украшены изящными заставками. В 1568 г . Печатный двор выпустил Псалтырь. Готовили его Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев.

Экскурсовод 2. В 1649 г. в Москве появилась первая книга с иллюстрациями, изготовленными методом глубокой гравюры. Это было "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В ней содержалось 35 гравированных таблиц.

Экскурсовод 3. В 1679 году появилась первая библиотека , названная Типографской, в которую сдавались книги и рукописи. Хранились там и эталонные издания с поправками и заметками справщиков для будущих тиражей. Постепенно библиотека так разрослась, что в 1670 г. была введена особая должность книгохранителя.

(слайд 24) Итак, жанры светской литературы: повести, сказания, публицистика, путевые заметки, «Хронограф». Особенности: сатирические повести и сказания, рождаются новые жанры – светская повесть-драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

Экскурсовод 1. . (слайд 25) Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Обряды были своеобразной игрой-представлением. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты на Руси - скоморохи. Гражданские власти (а власти церковные особенно) боролись со скоморохами. Указом 1648 г. царь Алексей Михайлович выступления скоморохов запретил.

Особой формой театра была на родная драма (драмы «Царь Максимилиан», «Лодка». «Комедия о барине»). Другая форма - церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. (Рождественская инсценировка «Пещное действо»).

Экскурсовод 2. . Интерес к театральному искусству возник у царя Алексея Михайловича.

Есть основания считать, что окончательное решение Алексея Михайловича создать театр возникло 30 мая 1672 г., во время пира в честь рождения его сына Петра. Указ «учинити комедию» датирован 4 июня того же года. Человека, способного написать пьесу и поставить спектакль в Москве, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в России иностранцы - Иоганна Готфрида Грегори, пастора местной лютеранской церкви, и трупу из 60 иностранцев. За дело взялись серьёзно: одновременно писалась пьеса и строилось здание театра.

Экскурсовод 3. . Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо», по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Премьеру сыграли 17 октября 1672 г. в «комедийной хоромине» в селе Преображенском в одном из летних царских дворцов. Царь остался очень доволен «потехой» и щедро наградил её автора. Театральные представления становились при дворе регулярными. В Кремле тоже соорудили сцену и кроме «Артаксерксова действа» играли пьесы «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве». Вскоре и русских людей направляли на учёбу к Грегори.

После смерти Алексея Михайловича спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь - Фёдор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ. Но идея театра не умерла. Начался долгий процесс развития русской сцены.

Учитель: Наш Нижегородский крайбогат памятниками культуры данного периода.Приглашаем вас в зал «Культура Нижегородского края 15-17 веков».

Росту грамотности способствовало появление рукописных и печатных учебников – 1634 г. первый Букварь В.Бурцева; в 1648 г. Грамматика М.Смотрицкого: в 1687 г. «Считание удобное» – таблица умножения. Школы устраивались в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе было открыто училище с двумя классами; в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. В 1687 г. была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой получали служебные чины.
Архитектура второй половины XVII в. отличается декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля – четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, подчеркнутая устремленность здания вверх. Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно: происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный – парсунная (изображение персон) живопись. Это направление возглавил С.Ф. Ушаков, парсуны и миниатюры которого сочетают в себе традиционные и новаторские приемы. («Спас Нерукотворный»).
До XVII в. на Руси не было театра. Его заменяли народные обряды – свадьбы, праздники, колядки, на которых выступали скоморохи – плясуны, акробаты, канатоходцы, музыканты, кукольники. Лишь в XVII в. в Москве при царе Алексее Михайловиче появляется настоящий придворный и школьный театр (1672 г.). Пьесы по евангельским и житейским сюжетам ставились учителями, а играли в них учащиеся.
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навига-ционных наук – первое светское государственное учебное заведение. В 1724 г. открывается Академия наук со своим университетом и гимназией. М.В. Ломоносов становится первым русским академиком, до него это звание носили только иностранцы. В 1755 г. по инициативе Ломоносова открывается Московский университет.
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Поэзия представлена творчеством крупнейшего поэта Г.Р. Державина. В его одах («Фелица») есть пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатира на вельмож.
Прославленными русскими архитекторами были В.П. Баженов и М.Ф. Казаков, которые смело сочетали западный и русский стили (Михайловский замок и Петровский дворец). При строительстве новой столицы – Петербурга приглашались иноземные архитекторы: швейцарец Д.Трезини (Петропавловская крепость), итальянцы Б. Растрелли (оформление Петергофа) и В.В. Растрелли (Смольный монастырь и Зимний дворец). В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж (с фр. «место уединения»). В его основе приобретенные Екатериной II частные собрания картин западноевропейских мастеров. В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера.

Основная литература:

1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 255-268
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 49-55
3. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002
4. Полищук В. Культурология / М., 1999
5. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994

Дополнительная литература:

1. Адушкин Г.С. Нравственные уроки русской классической литературы / М., 1993
2. История культуры России / М., 1993
3. История русского искусства. В 3-х т./ М., 1991
4. Культурология. Под ред. А.Д. Попова / М., 1994
5. Соловьев С.М. История России (с древнейших времен). Соч. в 18 кн./ М., 1994
6. Очерки русской культуры XII-XV вв. / М., 1969-1970
7. Анисимов Е.В. Время петровских реформ / Л., 1989
8. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность / М., 1993
9. Турысжанова Р.К. Краткий курс философии / Алматы, 2004

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. Просвещение………………………………………………………………….4

II. Литература…………………………………………………………………..5

III. Архитектура………………………………………………………………..10

IV. Изобразительное искусство……………………………………………….13

V. Музыка и театр…………………………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….19

ВВЕДЕНИЕ.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название "обмирщения" культуры (от слова "мирской" светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, "латинское" влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей в специально отведенной для них Немецкой слободе. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д.

Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается

печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

I. ПРОСВЕЩЕНИЕ.

О развитии просвещения в XVII веке свидетельствует работа печатного двора, который стал издавать все больше книг гражданского содержания. Первой из них был букварь Василия Бурцова, вышедший в свет в 1634 году. В середине столетия увидела свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в конце – богато украшенный рисунками букварь Кариона Истомина .

Возникают регулярные школы. В 1665 году при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Ее учащиеся овладевали грамматикой и латинским языком. В школе при Печатном дворе, открытой в 1680 году, обучалось свыше двухсот человек, главным предметом был греческий язык. В 1687 году в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили грамматике, риторике, диалектике, философии и богословию. Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений. Возглавили Академию братья Лихуды. Здесь готовили священников и чиновников.

В XVII веке, как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 году экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 году составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII века сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова .

II. ЛИТЕРАТУРА.

В начале XVII века произведениях литературы отражались события Смутного времени. Сохранились народные песни о Григории Отрепьеве, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой. О Смуте рассказывают и многие произведения письменной литературы: «Сказания Авраамия Палицина», «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Новый летописец», который излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол .

Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия сковывала божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных начинаниях. Герои литературы XVII века начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.

В литературе XVII века утвердились два течения: панегирическое и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан.

С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные стихи. В сочинениях Полоцкого господствуют панегирические тона, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке, например, «Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубить» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших.

Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.

Оценка самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Крижанича. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 году и написавший ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспечить только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов. Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических порядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.

Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум – талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. «Житие» – остросюжетное полемическое сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия. Во всех поступках вождя старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык «Жития» прост, динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на свою сторону. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи.

Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.

В «Повести о Савве Грудцыне» фигурируют реальные исторические личности и определенная географическая среда, чем создается видимость подлинности рассказанной истории. Герои повести – богатые купцы Грудцыны – Усовы, торговавшие по городам Волги и Камы. В основу сюжета положены похождения купеческого сына Саввы Грудцына, отправленного отцом по торговым делам в Соль Камскую: беспутный сын предался разврату, продал душу дьяволу, затем попал в солдаты, участвовал в Смоленском походе, освободился от дьявола с помощью казанской иконы Богоматери и оказался в монастыре, где и закончил свою жизнь.

Примечательны сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека и т. д. Повесть о «Шемякиной суде» рассказывает о разбирательстве в суде конфликта между двумя братьями, один из которых был богатым, а другой бедным. Богач дал своему брату лошадь и сани, чтобы тот вывез из леса дрова, но пожалел дать сбрую. Бедняк привязал сани за хвост лошади, хвост оборвался, и богач через суд затребовал от брата возвращения лошади с хвостом. Бедняк во время суда многозначительно показывал из-за пазухи судье Шемяке сверток, давая понять, что его ожидает богатый посул. Это и определило поведение Шемяки – он решил дело в пользу бедняка. На поверку оказалось, что в платок был завернут простой камень. Выражение «Шемякин суд» стало нарицательным для характеристики продажности и беспринципности судей.

«Повесть о Ерше Ершовиче» тоже пародирует судебные порядки, предусмотренные Уложением 1649 года Герои повести - рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы-господа Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства. Выиграть процесс мелкой рыбешке Ершу у сына боярского Леща оказалось не под силу, Ерша суд признал виновным. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза и скопил в хворост: только того Ерша и видели».

Повесть «Калязинская челобитная» высмеивает быт монахов Калязинского монастыря, прославившегося распутной жизнью. Монастырская братия озабочена не молитвами, а наличием в достатке пива и вина. Мечта монахов состояла в том, чтобы иметь такого архимандрита, «который бы с нами горазд лежа вино да пиво пить, а в церковь не ходить, а нас бы не томить» .

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил "Синопсис" (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII первой половине XVIII в. "Синопсис" использовался как учебник русской истории .

III. АРХИТЕКТУРА.

Архитектурные сооружения XVII века отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII века многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII веке получили многоцветные «солнечные плитки» - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем».

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII века, в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля - церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII века можно назвать церковь Николы в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Троицы в Никитниках.

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского» (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей. Внутреннее убранство зданий отличается пышностью и богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца здания, резные обрамления арок. Наконец, почти во всех зданиях «нарышкинского» барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI веке итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. К выдающимся памятникам деревянного зодчества XVII века относится затейливый и роскошный царский дворец в Коломенском, называвшийся современниками восьмым чудом света. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII века, когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости. Комплекс представлял сочетание больших и малых срубов-клетей и включал соединенные между собой переходами хоромы царя, царицы, царевичей и царевен, а также разнообразные служебные постройки. Дворец венчали разной формы покрытия, окрашенные в яркие цвета: шатровые, бочечные и кубовые. Снаружи его украшала позолоченная резьба.

В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними получили распространение ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков (Вознесенская церковь в Торжке). Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.

Гражданское строительство в XVII веке не отличалось многообразием типов сооружений. Торгово-промышленные здания представлены гостиными дворами в Китай-городе в Москве (1661–1665 гг.) и в Архангельске (1668 – 1684 гг.), а также Хамовным двором в Москве. Гостиный двор в Архангельске, построенный под наблюдением Дмитрия Старцева, вытянулся вдоль Северной Двины на 400 метров, его окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри гостиного двора размещалось более двухсот торговых помещений.

Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного назначения. За основу были положены жилые, постройки, которым были приданы более монументальные формы. Примером может служить Сухарева башня архитектора Михаила Чоглокова, воздвигнутая для стрелецкого Сухарева полка, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей. Над массивным первым ярусом, по традиции являвшимся подклетом, расположились два яруса палатного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу вела широкая парадная лестница. К общественным постройкам в Москве, сооруженным тоже в конце столетия, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683 год), а также Монетного двора .

IV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы Симона Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII века появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII веке.

Живопись относилась к тому виду искусства, где в наибольшей степени сохранилось влияние традиций и где новое проявлялось меньше, чем в литературе и зодчестве. Это объясняется тем, что изобразительное искусство XVII века представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В патриаршей и царской грамотах 1668 и 1669 гг. живописцам предписывалось придерживаться издавна установившихся традиций. Особенно рьяно защищали старину старообрядцы, считавшие святотатством всякие отклонения в изображении

Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. Возникнув еще в XV веке, как хранительница драгоценностей царской семьи и мастерская по производству оружия, она в XVII веке становится художественным центром страны. В Оружейную палату были привлечены лучшие художники со всей страны, а также иностранные мастера. В ней выполнялись работы для царского двора: писали иконы, парсуны (портреты), украшали рукописи, изготавливали знамена, шатры, повозки, мебель, утварь, игрушки для царевичей. Среди художников Оружейной палаты сложилось разделение труда: одни из них разрабатывали композицию иконы, другие писали лица, третьи – одежду, четвертые специализировались на изображении растений и животных.

Помимо икон, художники расписывали стены храмов, в частности Архангельского собора. Стены нижнего яруса собора и столбы были украшены изображениями похороненных князей и царей.

В течение 30 лет художественную деятельность в Русском государстве возглавлял Симон Ушаков. Он выступал в роли художника, организатора живописцев страны, работавших в Оружейной палате, а также теоретика нового направления в живописи. Характерная черта творчества Ушакова – пристальный интерес к изображению человеческого лица.

В ранних произведениях лик под кистью Ушакова мало отличался от традиционного: худое плоское лицо, прямой тонкий нос, темные круги под глазами. Постепенно он преодолевал суровость выражения, аскетичное лицо приобретало живые черты. Стремление очеловечить лик Христа ярче всего выражено Ушаковым в знаменитой иконе «Спас Нерукотворный».

Широко известна другая его икона – «Насаждение древа государства Российского». У истоков древа находится Иван Калита и митрополит Петр. На ветках древа укреплены медальоны с изображением наследников Калиты. С левой стороны древа стоит царь Алексей Михайлович, справа – его супруга и двое царевичей. Это был живописный панегирик Романовым, якобы составлявшим единое древо с Рюриковичами.

Высказывания Ушакова об искусстве и его назначении существенно отличались от традиционных. Искусство должно быть близким к природе, радовать глаз яркими красками, а не мрачным, изображающим святых тощими и смуглыми. В основе оценки иконы должен лежать эстетический принцип, ей надлежит быть красивой. Ушаков создал живописную школу. Его последователями были Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев. Иосиф Владимиров развивал взгляды на иконопись, близкие взглядам Симона Ушакова .

В XVII веке было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оба жанра, однако, не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии. Портретная живопись представлена немногочисленными парсунами. В парсунах, даже выполненных Ушаковым, отсутствует объемность изображения, стремление достичь сходства с оригиналом сочеталось с плоскостной трактовкой. Таковы, например, парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Пейзаж тоже еще не стал объектом самостоятельного изображения, он в иконе выполнял вспомогательную функцию, являлся фоном: рядом с ликом святого художник писал деревья, лес с птицами и зверями, цветы и др.

V. МУЗЫКА И ТЕАТР.

К XVII веку русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «распевов». Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающие самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей. Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

О начале обмирщения культуры говорит появление при дворе Алексея Михайловича первого русского театра в 1672 году. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин Артамон Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра. Режиссером театра был пастор Грегори. Репертуар театра составляли пьесы, написанные на основе библейских сюжетов. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слабоды, это были исключительно мужчины и юноши.

Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила замечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества

пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего

национального богатства, славы и величия нашего народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 661с.

ISBN 978-5-94879-739-7

Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года. 3-е издание. – М.: «Высшая школа», 2004. – с. 233-234

Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – с. 176

17 век является переходным от средневековой Московской Руси к Российской империи Нового времени. Многие считают, что именно в этот период была заложена почва для петровских преобразований. Действительно, ведь культура России в 17 веке переживала широкое обмирщение, т. е. освобождение от господства церкви.
Религия.

В середине столетия разгорелись серьёзные споры. Проблемным стал вопрос о том, каким путём реформировать церковь. Никонианцы считали, что образцом для исправления должны быть греческие тексты. Старообрядцы настаивали на превосходстве древнерусских писаний. В конце концов, патриарх Никон начал преобразования по первому пути (от имени и сложилось общее название его последователей, упомянутое выше). Так произошёл церковный раскол, и даже до нашего времени дожили люди, не принявшие этой реформы и следующие старым обрядам (отсюда и название).

Образование.
В 1687 году открывается первое в России учебное заведение, предлагающее получение высшего образования - Славяно-греко-латинская академия. Её основателями стали братья Лихуды.

Литература.
Особенно ярко обмирщение проявилось в литературе. Выходят в свет произведения, герои которых приобретает индивидуальные характеры. Кроме того, расширяется спектр жанров. Это и сатира (например, «Повесть о Шемякином суде»), и драма, и поэзия. Последние два появились благодаря творчеству Симеона Полоцкого. Изменения постигли и житийный жанр. Яркий пример - «Житие протопопа Аввакума». Оно было написано от первого лица при жизни героя. Более того, автор подчёркивал своё духовное превосходство и использовал просторечные слова в письменной речи.

Архитектура.
В 17 веке камень и кирпич стали использоваться в строительстве не только церковных зданий, но и гражданских сооружений, таких, к примеру, как Сухаревская башня и Теремной дворец.
После церковной реформы по настоянию патриарха Никона было запрещено возводить шатровые храмы. Прежняя крестово-купольная схема постройки считалась образцом. Однако зодчие догадались увенчивать шатрами колокольни.
В конце столетия появились живописные, усложнённые в плане красно-белые храмы. Так проявлял себя новый стиль в архитектуре - московское (нарышкинское) барокко, в полной мере отразившийся в таком творении, как Церковь Покрова в Филях.
Несмотря ни на что также продолжало развиваться деревянное зодчество. Стоит вспомнить, к примеру, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском или архитектурный комплекс Кижи в Карелии, который, кстати, в настоящее время замыкает десятку чудес России.

Иконопись.
Иконопись в отличие от литературы сохраняла традиции, хотя элементы новизны всё-таки имели место. Так, выдающийся художник Симон Ушаков в своём творчестве стремился добиться сходства с реальной жизнью и отказался от схематически плоского изображения. Его самое известное произведение - «Спас Нерукотворный». Кроме того, в 17 веке возникла портретная живопись. Она была представлена парсунами (сочетали в себе черты иконы и портрета).
В заключении, следует еще раз отметить, что в культуре России в 17 веке главной чертой был отход от церковных канонов и обращение к светскому началу в искусстве.