Памятник минину и пожарскому на красной. Памятник минину и пожарскому на красной площади. «Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской

Памятник Минину и Пожарскому (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В самом сердце Москвы - на Красной площади - расположен памятник Минину и Пожарскому. Если быть точнее, скульптурная группа установлена перед Собором Василия Блаженного. Она посвящена Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции, и победе над Польшей в 1612 году.

История скульптуры началась в 1803 году, когда с идеей о постройке памятника выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Императору Александру идея понравилась, и он ее поддержал. Интересно, что памятник Минину и Пожарскому стал первым памятником в Москве, который установили не в честь царя, а в честь народных героев. В 1808 году скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России.

Стоит отметить, что при создании скульптур Минина и Пожарского Ивану Мартосу позировали его собственные сыновья. Мартос был сторонником классицизма, и именно поэтому герои его творения немного напоминают античных богов. Однако детали их внешности и одежды указывают на то, что Минин и Пожарский - русские. Так, например, волосы Минина пострижены в скобку, а одеяние напоминает русскую вышитую рубаху.

Создание памятника Минину и Пожарскому вызывало у людей большой интерес. После победы в войне 1812 года россияне еще больше поддержали эту идею, поскольку видели в скульптуре символ победы.

Первоначально предлагалось установить памятник в Нижнем Новгороде, где и было собрано ополчение. Но позже решили, что победа над Польшей имеет огромное значение для всей России и логичнее установить скульптуру в столице. Новгороду же был подарен мраморный обелиск.

Стоит отметить, что впервые в европейской истории памятник был отлит целиком за один раз. Для его изготовления подготовили 1100 пудов меди, которую затем плавили в течение 10 часов. Гранит для пьедестала был доставлен в Санкт-Петербург из Финляндии, а уже оттуда по воде его перевезли в Москву. В 1818 году состоялось торжественное открытие памятника при участии императора Александра и всей его семьи.

Мартос сам определил место для памятника - в центре Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (современный ГУМ).

История, однако, внесла свои коррективы - в 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного , поскольку на прежнем месте он мешал проведению демонстраций и парадов.

Сегодня памятник Минину и Пожарскому - это одна из главных достопримечательностей столицы России. Кстати, не так давно в Москве возродили традицию, идущую с конца 19 века, и в зимнее время снова стали заливать каток на Красной площади, рядом с памятником спасителям Отечества.

Один из наиболее известных памятников России, посвященный героям народного ополчения 1612 года - новгородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Объект культурного наследия, расположенный рядом с собором Василия Блаженного на Красной площади.

Первым монументом, положившим начало украшению памятниками не государю, а великим людям, своими делами или подвигами прославившими , стал в начале XIX столетия величественный монумент героям второго народного ополчения - новгородскому старосте и князю , освободившим Москву от польских, литовских и шведских захватчиков в 1612 году.

Описание монумента

На высоком гранитном постаменте расположены фигуры героев-освободителей России - новгородца Кузьмы Минина, стоящего в полный рост с поднятой вверх правой рукой и призывающего князя Дмитрия Пожарского освободить Родину от захватчиков, и самого князя, сидящего перед ним на ложе, раненого, в одной руке держащего щит с изображением Спаса, а другой рукой опирающегося на меч, протянутый ему К. Мининым, и полного решимости возглавить народное ополчение. Обе фигуры известный русский скульптор начала XIX столетия Иван Петрович Мартос облачил в античные одеяния с элементами русского костюма и едва уловимыми нюансами в некоторых деталях внешности героев. Так, римская тога Кузьмы Минина гармонирует с его прической «в скобку», характерной для русского крестьянина, а обшитый узором хитон напоминает рубаху землепашца.

Основание памятника с обеих сторон украшают барельефы. На лицевой стороне изображена сцена сбора средств для ополчения, состоящая из двух групп людей. Правая группа изображает приносящих пожертвования мужчин, а левая - коленопреклоненных женщин в античных одеждах, но русских кокошниках, возлагающих на алтарь победы свои драгоценности. На заднем плане видны фигуры мужчин - отца и его сыновей, которых он благословляет на ратный подвиг. Портретное сходство отца с самим скульптором И. Мартосом неслучайно - его сын в 1812 году сражался с французами в армии . В самом центре барельефа скульптор изобразил принесенные людьми и сложенные на земле пожертвования. Сверху композиции выгравированы слова благодарности потомков освободителям Отечества.

Обратную сторону барельефа занимает сюжет изгнания интервентов, также состоящий из двух композиционных частей. В одной части изображены мужественные русичи во главе с князем Д. Пожарским, конь которого попирает копытом побежденного неприятеля, в другой - в ужасе убегающие враги.

Предыстория создания монумента

Спустя два века после трагического периода в истории средневековой России - Смуты, окончившейся изгнанием иностранных захватчиков из Москвы и победой над Польшей в 1612 году, недавние выпускники гимназии при Санкт-Петербургской Академии Наук, создавшие литературно-общественную организацию - Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, в 1803 году вынесли предложение о увековечивании в бронзе памяти народных героев - К. Минина и Д. Пожарского. Монумент предлагалось установить в - центре народного ополчения.

Скульптору Ивану Мартосу понравилась эта идея, и в 1804 году он приступил к работе над проектом. Первую гравюру будущего памятника выдающийся монументалист представил общественности в 1807 году. А уже в 1808 году жители Нижнего Новгорода подали прошение императору об объявлении конкурса на лучший проект памятника. Участие в конкурсе проектов кроме Ивана Мартоса приняли известные в начале XIX столетия скульпторы и архитекторы - Иван Прокофьев, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Андрей Михайлов и француз Жан Тома де Томон. В ноябре 1808 года победителем конкурса проектов стал скульптор И. Мартос. Императором Александром I был издан указ о начале сбора пожертвований для возведения величественного монумента. В первых числах января 1809 года началась всенародная подписка, и по всем большим губернским городам и небольшим селениям России были разосланы гравюры, на которых был изображен будущий монумент. Сам Александр I был заинтересован в возвеличивании народных героев, принесших свободу и независимость Российской империи от поляков, поэтому первым внес двадцать тысяч рублей для сооружения исторического монумента.

Средства собирали, что называется, «всем миром». В подписке участвовали, кроме представителей дворянских сословий, купцы, мещане и ремесленники. К 1811 году сумма, необходимая для начала работ, была собрана, а имена всех подписчиков напечатаны и преданы гласности. К этому же времени окончательным местом установки монумента, как важного памятника героического прошлого России, была определена Москва, а Нижний Новгород решено было украсить мраморным обелиском в честь героев-ополченцев - К. Минина и Д. Пожарского.

История создания памятника

Над малой и большой моделями памятника скульптор трудился весь 1812 год, лишь ненадолго прервав работу из-за начавшейся Отечественной войны. Победа над французами стала еще одним знаковым событием, на фоне которого создание монумента Минину и Пожарскому приобрело более глубокий, сакральный смысл, а именно - олицетворение победы России над врагами. В печати освещался не только ход работ над созданием монумента и технологии, которыми пользовались мастера при изготовлении деталей памятника, но этой теме также был посвящен цикл статей, в обсуждении которых принимали активное участие все желающие. В феврале 1813 года большая модель монумента была представлена императорской семье и общественности. Матери Александра I, вдовствующей императрице модель понравилась, равно высоко ее оценили члены Императорской Академии Художеств.

Для отливки столь значительного памятника был выбран лучший в то время литейных дел мастер - заведующий Литейным домом Академии Художеств Василий Екимов, и заготовлено свыше тысячи пудов меди. Подготовительные работы продолжались почти до конца лета 1816 года, и вот 5 августа отливка, продолжавшаяся десять часов, была произведена. Таких грандиозных работ в Европе тех лет еще не было. За что В. Екимов получил орден Анны II степени и премию в двадцать тысяч рублей, а сам скульптор И. Мартос - пенсию в четыре тысячи рублей в год пожизненно.

Постамент изначально планировалось делать из сибирского мрамора, но, учтя немалые размеры монумента, мрамор заменили гранитом. Несколько огромных кусков этого камня были доставлены из Финляндии, в то время бывшей провинцией Российской империи, и известный петербургский камнетес Самсон Суханов из трех гранитных глыб изготовил постамент.

Копия монумента в Нижнем Новгороде и другие интересные факты, связанные с легендарным событием

Копию московского монумента, всего на пять сантиметров ниже оригинала, создал российский скульптор Зураб Церетели, воспроизведя даже надпись на постаменте, только без указания года. Установлен монумент на территории нижегородского Кремля возле церкви Рождества Иоанна Крестителя. Как определили историки, именно с паперти этой церкви осенью 1611 года призывал Кузьма Минин собирать народное ополчение. Торжественное открытие памятника произошло 4 ноября 2005 года - в День народного единства, который незадолго до этого, в декабре 2004 года был внесен в список государственных праздников поправкой к федеральному закону «О днях воинской славы».

Одной из версий причины переноса монумента в 1931 году считается событие, произошедшее после смерти вождя революции , когда его соратники начали жестокую борьбу за власть. Тогда, по преданию, на постаменте памятника появилась надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Надпись сразу стерли, но памятник перенесли.

Подвиг русских людей - К. Минина и Д. Пожарского на веки-веков вписан в скрижали истории государства Российского, а монумент, созданный в честь народных героев, служит молодому поколению примером самоотверженности, героизма, мужества и готовности отдать свою жизнь за Отечество.


20 февраля (4 марта) 1818 года в Москве на Красной площади был открыт памятник Минину Пожарскому. «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» – так гласит надпись не его пьедестале.

Это один из самых знаменитых памятников Москвы, занимающий, к тому же, самое почетное место.


Идея поставить памятник руководителям народного ополчения, освободившего Москву от польских отрядов и обеспечивших прекращение Смуты после избрания на царство Михаила Романова созрела в начале XIX века, в годы 300-летия смутного времени. В 1808 году Александр I одобрил идею сбора средств по подсписке на создание памятника, который первоначально планировалось поставить в Нижнем Новгороде. Победителем конкурса на лучший проект стал скульптор Иван Мартос.

Проект Мартоса так понравился Императору, а сам памятник имел такое значение для формирования русского патриотизма, что решено было поставить его в Москве. А в Нижегородском Кремле решили воздвигнуть мраморный обелиск в память ополчения и его руководителей.

Работы по реализации проекта были прерваны из-за войны с Наполеоном, но после изгнания французской армии из России установка памятника народным героям Минину и Пожарскому в центре освобожденной Москвы стала особенно актуальной. По предложению Мартоса памятник поставили не на площади Тверских ворот, как планировалось до войны, а на Красной площади возле не сгоревшего в великом пожаре Кремля. В 1818 году памятник был установлен посередине площади напротив Верхних Торговых рядов (ныне это ГУМ).

На открытии памятника присутствовали Император Александр I и цвет российского генералитета и офицерства, включая многих героев войны с Наполеоном. При большом стечении людей состоялся гвардейский парад.

В 1931 году памятник помешал проведению парадов физкультурников и боевой техники, и его переместили на нынешнее место к Собору Василия Блаженного. Это нарушило архитектурный ансамбль Красной площади, которая стала напоминать плац, и во второй половине 90-х годов ХХ века обсуждалась целесообразность и возможность возвращения памятника на прежнее место. Однако вскоре военные парады на Красной площади возобновились, а сама она была приспособлена для проведения помпезных концертов, коммерческих мероприятий и для заливки катка.

4 ноября 2005 года, после установления нового государственного праздника – Дня народного единства – в Нижнем Новгороде у подножия Кремля возле церкви Рождества Иоанна Предтечи, где, как считают некоторые историки, Козьма Минин и обращался к нижегородцам, открыта уменьшенная на 5 см копия московского памятника, выполненная Зурабом Церетели.




В.Ф. Тимм. Красная площадь во время коронации Александра II. 1865.
Рисунок из файла Арну
Вид Красной площади. Литография Л.Ж. Арну.
Манифестация у памятника Минину и Пожарскому на историческом месте в центре Красной площади в первые дни войны. Фото А. Савельева. 1914.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Охотный ряд

Сдан: 1818 г.

Скульптор: Иван Мартос

Описание

В бронзе увековечены два героя поднявших Русский народ против Польских захватчиков, захвативших Москву. Гражданин Минин вручает меч князю Пожарскому, и призывает поднять народное ополчение для освобождения Руси от Польских интервентов. Князь Дмитрий Пожарский, сидя, правой рукой принимает меч, а левой опирается на круглый щит.

Скульптурная композиция установлена на большой, гранитный постамент. На постаменте изображены рельефные сцены начала семнадцатого века. Так же на постамент нанесена памятная надпись “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия 1818 год”.

История создания

Идея создания памятника возникла в самом начале 19-го века. Первоначально его планировали разместить в Нижнем Новгороде, откуда началось восстание против агрессоров. В результате конкурса, проект скульптора Ивана Мартоса был признан лучшим.

Значение памятника было настолько велико, что было решено установить памятник в Москве в центре Красной площади. И в 1818 году памятник был торжественно открыт. На открытии присутствовал Император Александр. Еще в 1812 году после победы над Наполеоном памятник стал еще более популярен, хотя была только создана его малая модель. Памятник стал символом свободы и независимости.

В 1931 году памятник был перемещен к Храму Василия Блаженного. А в 2005 году в Нижнем Новгороде была установлена точная, но немного уменьшенная копия памятника , созданная скульптором Зурабом Церетели.

Как добраться

От станции метро Охотный ряд идете через Манежную площадь на Красную площадь. Любуясь Красной площадью, проходите ее насквозь к Храму Василия Блаженного. Здесь у входа в Храм и увидите этот символ освобождения.

6 сентября 1817 года в Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому. Он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород. Впервые в истории Москвы был установлен памятник в честь народных героев, а не государя.

Работы по созданию памятника начались в 1804 году. Руководил ими российский скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос, а отливка была поручена Василию Екимову – литейному мастеру Академии Художеств. На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов меди, время плавления которой составляло около десяти часов.

Кто такие Минин и Пожарский? Где они жили? Чем прославились?

Давайте заглянем в историю. Свой подвиг они совершили почти четыреста лет назад. Тяжелое это было время для Руси, названное народом «лихолетьем». Древний Новгород был захвачен шведами. Вся Русь на Западе и северо-западе была в руках польско-литовских интервентов. Даже в столице находился польский гарнизон. Враги хозяйничали и бесчинствовали.

1611г. был одним из самых тяжелых в истории Москвы и всей земли русской. России угрожала потеря независимости. К тому же обрушились на землю русскую невиданные беды: несколько лет подряд стояла небывалая засуха, случился сильный неурожай, начался голод. Вымирали целые деревни.

Казалось, что небыло в истории времени более мрачного, чем это; казалось, что Русь погибает от всех несчастий, обрушившихся на нее, и неоткуда ждать спасения. Но оно пришло!


«За веру православную стою…» Кузьма Минин

В это время в городе Нижний Новгород (на Волге) жил богатый торговец Кузьма Минин. Он призвал новгородцев на борьбу с иноземцами:

«Братья! Постоим за русскую землю, ополчимся поголовно, отдадим наше имущество, соберем деньги на войско, освободим Москву от иноземцев!»

Воспрянули духом нижегородцы, собрали ополчение и двинулись к Москве. По дороге со всех сторон присоединялись к ополчению люди, а возглавил войско князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

В 1612 году подступили русские полки к столице и здесь приняли бой с поляками, три дня отважно сражались и одержали победу, а вскоре и Кремль освободили от укрывшихся там последних захватчиков.

Этот великий подвиг гражданина Минина и князя Пожарского остался навека в народной памяти.

«Стечение жителей было неимоверное»

Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади, заполненной тысячами москвичей, были выстроены войска, прошел военный парад. Под барабанный бой и крики «ура» с памятника сняли покрывало. Одна из московских газет так описывала это событие:

«Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Памятник произвел на зрителей большое впечатление. На нем в русской рубашке изображен нижегородский староста Кузьма Минин, призывающий Дмитрия Пожарского возглавить ополчение и повести его на спасение отечества. Пожарский, опираясь на щит, принимает меч из рук Минина.


Пьедестал памятника сделан из трех цельных кусков гранита, привезенного из Финляндии, а знаменитые барельефы «Нижегородские граждане» и «Изгнание поляков», а так же сама скульптура Минина и Пожарского — из бронзы.



Интересные факты

Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них — стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом — нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Значение памятника Минину и Пожарскому далеко выходило за рамки памяти о событиях 1612 года. Он не только стал первым монументом в Москве, но и первым памятником, на котором изображен человек из простого народа.

В 1930 году при проведении реконструкции Красной площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного. Уже в нашем веке восторжествовала справедливость и в отношении Нижнего Новгорода, где напротив крепостных ворот, из которых когда-то выходило народное ополчение, была установлена копия памятника Минину и Пожарскому.