Натюрморты. Рисуем то, что под рукой. Каменева Е. О чём рассказали яблоки. Какие бывают натюрморты. «Мир вещей - натюрморт»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

О чём говорит «Натюрморт».

Вспомним? Что такое натюрморт? Когда и где возник этот жанр живописи? С какой целью создавались натюрморты? Что изображалось на полотне? Какое значение имели предметы, представленные на натюрморте?

Россыпи старых книг и писем – символ ушедшего времени. Скрипка – символ откровенности

Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы.

Попугай символизировал красноречие, благодарность или представлял верующего.

Роза – посвящение Богоматери.

Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна.

Нож - призыв к защите от коварства. Насекомые – символ скупости. Рак – знак мудрости и неторопливости. Стеклянный бокал с вином – хрупкость наполовину прожитой жизни.

Яйцо – традиционный знак воскресения. Рыба – символ морской стихии.

Часы напоминают о быстротечности жизни. Книги – ушедшее время. Карты, игральные кости – людские пороки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 1-го класса "О чём расскажет твой портфель?"

Классный час предназначен для учащихся 1-го класса, хотя его можно использовать как открытое внеклассное мероприятие. Цель данного классного часа: научить детей правильно собирать портфель, брать в шк...

Родительское собрание "О чём расскажет семейный альбом"

Родительское собрание "О чем расскажет семейный альбом" Цель собрания: развивать у детей интерес к истории происхождения своей семьи.Оформление: на доске пословицы и поговорки о семье. (Семья сил...

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи окончательно оформился в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников.

До этого времени он не являлся самостоятельным жанром, а лишь включался в другие жанры в качестве обрамления других картин (например, цветочными гирляндами), украшения мебели, интерьера и т.д.

Термин

Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Цветы в вазе – это натюрморт; те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. В широком смысле натюрморт – это художественное изображение неодушевлённых предметов: растений, дичи, посуды и т.д. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу.
Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).

Разновидности натюрморта

Ванитас

Майкл Конрад Хирт. Ванитас
Ванитас – аллегорический натюрморт. Обычно на нём, среди прочего, изображается череп. Такой натюрморт предназначен для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти – раздумий над смыслом человеческого существования. Термин взят из стиха из Библии: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!». По-латински это звучало так: «Vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas ». Более подробно о ванитас можно прочитать .

Голландский натюрморт

Нидерландский натюрморт, оформившийся в XVII в. как самостоятельный жанр, оказал влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. Оказывается, обычные предметы также живут, но жизнь их тиха и незаметна для человека. В этом есть какая-то тайна. Видимо, поэтому жанр натюрморта стал популярным и сохранился до наших дней. Иногда натюрморт притягивает взгляд, волнует чувства, от него невозможно оторваться – возникают какие-то ассоциации, мимолётные воспоминания...

Цветочный натюрморт

Этот вид натюрморта, пожалуй, самый распространённый и самый первый, выделившийся в отдельный жанр.

Ян Давидс де Хем (1606-1684). Натюрморт с цветочной вазой (около 1645). Национальная галерея искусства (Вашингтон)
Традиционно в Нидерландах выращивалось много цветов, разводились сады, поэтому цветочные натюрморты были естественным продолжением жизни общества. Самыми первыми художниками этого жанра были Амброзиус Босхарт Старший (1573-1621) и Бальтасар ван дер Аст (1593-1657).

Амброзиус Босхарт Старший «Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе» (около 1619). Масло на меди

Учёный натюрморт

Наиболее интеллектуальный вид натюрморта. В таких натюрмортах предполагалось размышление над изображённым, а для этого – знание Библии и другие познания о мире. В эту категорию можно отнести и ванитас, но учёный натюрморт по тематике шире: в нём присутствуют книги, музыкальные инструменты и т.д.

Мария ван Остервейк. Натюрморт

Д. Анненков «Размышления с Бодлером»

Натюрморт в русской живописи

В России натюрморт как самостоятельный жанр появился в начале XVIII в. Но некоторое время (почти до конца XIX в.) натюрморт считался низшим жанром и изображал только цветы и фрукты.
Известным художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий.

И. Хруцкий. Натюрморт с вазой (1832)

И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)
В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться.
Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.

Е. Скуинь «Пионы и вишня» (1956)

В. Стожаров. Натюрморт с рябиной (1969)

Натюрморт в различных стилях и направлениях искусства

Рубеж XIX-XX вв. известен экспериментами в области художественного творчества. Натюрморт также не избежал этой участи. Первыми начали экспериментировать с натюрмортом Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри Матисс и др.

П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой (1889). Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Смело экспериментировал кубист П. Пикассо.

П. Пикассо «Кувшин, бокал и книга» (1908)
Ж. Брак также работал в стиле кубизма.

Ж. Брак «Музыкальные инструменты» (1908)
Кубофутуристы работали в поисках нового пространственно-временного измерения.

К. Малевич «Корова и скрипка» (1913). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Его «... интуитивное чувство нашло в вещах энергию диссонансов, полученных от встречи двух противоположных форм» (К. Малевич «От кубизма и футуризма к супрематизму»).
В метафизических натюрмортах Джорджо Моранди (1890-1964) предметы прижимаются друг к другу, образуя плотные группы, словно стремясь сохранить тепло, страшась внешнего холода и агрессии.

Джорджо Моранди. Natura Morta (1956)
Самый известный представитель сюрреализма Сальвадор Дали в своей знаменитой работе «Постоянство памяти», являющейся по сути аллегорическим натюрмортом, размышляет об относительности времени.

С. Дали «Постоянство памяти» (1931)
Коммерческая реклама второй половины XX в. воспитала в людях алчное отношение к вещам и ненасытимое потребление. Налицо фетишизация предмета. Элементы натюрмортного жанра начинают преобразовываться из искусства в источник потребления.

Энди Уорхол «Банка с супом Кэмпбелл» (1968)
Дмитрий Краснопевцев представляет русское «неофициальное» искусство, хотя имеет вполне официальное классическое художественное образование (окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова).

Д. Краснопевцев. Натюрморт
Основной жанр Краснопевцева – близкий к сюрреализму «метафизический натюрморт» с простой, часто побитой керамикой, сухими растениями и раковинами. Эти работы, написанные в пепельных тонах, развивают мотив бренности и ирреальности мира.
А вот картины-натюрморты современного художника Дмитрия Анненкова вполне «одушевлённые». Они разные: радостные, грустные, смешные, но вполне живые. Их хочется потрогать. Глядя на эти натюрморты, невозможно удержаться от доброй улыбки.

Д. Анненков «Натюрморт с кофемолкой»

Д. Анненков «Весеннее солнце»

Д. Анненков «Воспоминания о лете»

Конспект урока

«Мир вещей - натюрморт»

Цель урока: познакомить с историей возникновения жанра искусства – натюрморт.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с жанром «натюрморт»;

    Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;

Материалы и оборудование:

Для педагога: репродукции картин художников, словарь терминов, компьютер, классическая музыка в инструментальной обработке.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте. Наш урок сегодня начнётся несколько необычно, а вы мне в этом поможете. Я прошу (приглашаю 2-х помощников) выйти к доске и разыграть сценку из жизни учащихся.

Сценка

(Около мольберта стоит девочка и рисует натюрморт, в класс входит мальчик и подходит к девочке)

Мальчик: Привет! А что это ты делаешь?

Девочка: Я составляю натюрморт.

Мальчик: Что-что?

Девочка: Хочу нарисовать натюрморт. Помнишь, Оксана Валерьевна читала нам стихотворение?

Мальчик: Что-то не припомню.

Девочка: Мы тебе сейчас напомним.

(В центр класса выходят 3 человека и читают стихотворение «О картинках»)

1 ученик:

Если видишь на картине –
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,

Или снежная равнина,
Или поле, иль шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.

2 ученик:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется портрет.

3 ученик:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.

(Учащиеся рассаживаются на свои места, сценка продолжается).

Мальчик: А, Там говорилось про груши и торты, а ещё про кофе, а у тебя только ваза.

Девочка: Зато с цветами!

Мальчик: Рисуешь, стало быть?

Девочка: Не мешай.

Мальчик: Вот ты рисуешь натюрморт, а, наверное, не знаешь когда и где он появился впервые, какие художники работали над натюрмортом?!

Девочка: А ты прав, я совершенно об этом ничего не знаю.

(В класс входит учитель)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Чем это вы здесь сегодня занимаетесь?

Девочка: Вот решила нарисовать натюрморт, а совершенно ничего о нём не знаю.

Мальчик: Расскажите нам подробно об истории возникновения натюрморта.

Учитель: Я с радостью поделюсь с вами своими знаниями, а вы слушайте очень внимательно.(Дети садятся на свои места).

2. Сообщение нового материала в сопровождении слайдов

Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, иногда перестаём даже их замечать. Но художник, пытливым, зорким взглядом может увидеть в самом простом, обычном предмете необычное, прекрасное. То, на что мы смотрим порой равнодушно, на картине удивляет и радует, и даже может рассказать о человеке, его привычках, укладе жизни, социальном положении…

И тема нашего сегодняшнего урока так и будет звучать: «Мир вещей - натюрморт».

Вопрос: Слово “натюрморт” вы прекрасно знаете. А что это такое?

(Ответы учащихся)

«Натюрморт» происходит от французского nature morte , что буквально обозначает – «мертвая природа» - это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Кроме неодушевлённых предметов в натюрморте изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь – рыбу на столе, цветы в букете, плоды в блюде и т. д.

Вопрос: А может ли в натюрморте присутствовать человек, животные, птицы, насекомые?

Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых.

Натюрмортные мотивы, как детали композиции, встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности. Их изображения обычно служили для характеристики человека, обозначали его положение и род занятий.

В росписях Древнего Египта или Месопотамии мы видим жезлы царей, оружие воинов, ритуальные предметы мифических персонажей – богов и героев, а так же предметы быта – различные сосуды и чаши, корзины сборщиков налогов, принадлежности писца и строителя, музыкальные инструменты и предметы мебели.

Мастера Древней Греции создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась от времени и до нас не дошла.

Однако мы знаем, что в поздний период своей истории древние греки добивались такой техники передачи изображаемого, что порой их творения казались живыми. Около двух с половиной тысяч лет назад, как гласит легенда, два греческих художника поспорили между собой – кто из них лучше рисует. Одного звали Зевксист, другого – Паррасий.

Через год они закончили свои картины.

На картине Зевксиса был изображён крупный с матовым налётом, ярко блестящий на солнце виноград. Словно на ветру дрожали его зелёные листья. Птицы в саду, увидев гроздь винограда, подлетели к картине и начали клевать ягоды.

После этого Паррасий показал свою картину. На ней был изображён белый занавес, за которым, казалось, было скрыто изображение. Зевксис быстро подошёл к картине и попытался отодвинуть занавес, решив, что он настоящий.

Победителем состязания признали Паррасия, сумевшего обмануть острый глаз художника.

В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, усыпальниц, жилых домов и общественных зданий покрывали фресками, мозаиками проявляя особый интерес к деталям и добиваясь такой техники передачи изображаемого, что порой их творения кажутся живыми.

Римляне любили изображать корзины с цветами и плодами, рыбой и дарами моря, овощами и дичью, яйцами и курами, а также остатками праздничных пиршеств. Эти изображения отличаются удивительной жизненной достоверностью и пластической выразительностью, что говорит о тонкой наблюдательности античных мастеров.

Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей.

В период Возрождения у художников вновь появился интерес к материальному миру. Но, как самостоятельный жанр, натюрморт появляется в западноевропейском искусстве только в конце XVI - начале XVII в., благодаря новаторскому гению Караваджо, который избрал обычную корзину с яблоками, виноградом и инжиром в качестве сюжета одной из самых известных своих картин “Корзина с фруктами”, хранящейся в галерее Амброзиана в Милане. И особого расцвета достигает в XVII веке, прежде всего в Голландии и Испании.

На Голландском языке жанру изображения предметов неживой природы больше соответствует слово - stilleven – «тихая жизнь».

«Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но, если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом.

Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых: любители шумных охотничьих забав просили написать «охотничьи трофеи», жившие проще горожане заказывали небольшие натюрморты – «завтраки» - чаще скромные, но порой и весьма торжественные, любители цветов – изображение композиций с цветами и фруктами, а если человек задумывался о жизни, то появлялись философские натюрморты.

Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: «битая дичь» (Абрахам ванн Бейерен), «рыбы» (Абрахам ванн Бейерен), «цветы и фрукты» (Ян Давид де Хем), «завтрак» (Виллем Клас Хеда), аллегоричный натюрморт - Vanitas - «суета сует» (Питер Класс), где каждый предмет что–то символизирует.

В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм окружающих вещей, особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя.

Давайте остановимся на двух работах голландских художников Виллема Класа Хеды «Завтрак с ежевичным пирогом» и Яна ван Хейсума «Цветы».

Вопрос: Что изображено на этих картинах?

(Ответы учащихся)

В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В первом вещи говорят не о самих себе, а о своём хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только что отошёл и может тот час вернуться.

В другом типе натюрморта предметы изображаются как нечто самоценное. Они говорят прежде всего о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы и цвета.

Вопрос: Какую работу какого художника мы можем отнести к первому типу натюрморта, а какую - ко второму?

(Ответы учащихся)

Почти через три века другой голландский художник Винсент Ван Гог писал цветы. Писал очень просто, без внешних сопоставлений, красивой компоновки. Писал то, что видел.

Вопрос: Рассмотрите работу художника «Подсолнухи», какие чувства у вас возникают?

(Ответы учащихся)

Сочетания простых предметов могут выражать самые разные чувства. В музее изобразительных искусств в Москве есть натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Что может быть бесхитростнее? Красные рыбки плавают в аквариуме, и всё. Но композиция пробуждает в нас чувства.

Вопрос: Какие чувства пробуждает в вас картина Матисса «Красные Рыбки»?

(Ответы учащихся)

3. Подведение итогов урока. Викторина.

Вопросы для викторины:

В каком веке, где произошло рождение натюрморта, как самостоятельного жанра?

Как переводится выражение nature morte ?

Как голландцы называют искусство изображения вещей?

Изображали ли вещи в древности? В каких государствах?

Назовите несколько имен художников, работавших в жанре “натюрморт”?

Какие два основных типа натюрморта вы знаете?

Изобразительное искусство 6 класс

Тема урока. О чём расскажет натюрморт?

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: расширение знания уч-ся о жанровых особенностях

натюрморта, выполнение рисунка на тему: «Книги на столе».

Задачи урока:

Образовательные: показать выразительные возможности натюрморта и его

композиционные возможности;

учить основам линейной перспективы;

учить анализировать произведения искусства.

Развивающие: развивать наблюдательность, творческую и

познавательную активность, умение использовать

выразительные средства и композиционные

закономерности жанра.

Воспитательные: воспитание эстетической восприимчивости,

наблюдательности;

показать значение вещей в жизни человека;

воспитание позитивного эмоционального отношения

к миру.

Оборудование урока: мультимедийная презентация

Эпиграф : «Каковы сами, таковы и сани»

Народная поговорка

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться поближе с жанром, который вам уже хорошо известен. Но сегодня мы этот жанр узнаем ещё и с других, ранее нам неизвестных сторон. Давайте вспомним стихотворную загадку поэта и музыканта Григория Гладкова, чтобы узнать о каком жанре сегодня пойдёт речь.

(Слайд № 1)

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это … натюрморт.

(Слайд № 2)

Объявление темы урока.

    Актуализация опорных знаний

Вопросы к уч-ся :

1. Вспомните, пожалуйста, как кратко определить, что такое натюрморт?

2. Жанр натюрморта актуален для всех видов изобразительного искусства?

3. Какое главное выразительное средство использует живопись?

(Слайд № 3)

4. Какое выразительное средство является главным для графики?

(Слайд № 4)

5. Какое из выразительных средств скульптуры можно назвать главным?

(Слайд № 5)

Игра «Угадай-ка».

Давайте, ребята, вспомним и другие жанры изобразительного искусства.

Учитель озвучивает название картины, а ученики угадывают жанр изображения (определение жанра изобразительного искусства по названию) и только потом показывается изображение:

    «Утро в сосновом бору»?

Слайд № 6

    «Лодки в море»?

Слайд № 7

    «Девочка с персиками»?

Слайд № 8

    «Опять двойка»?

Слайд № 9

3. Сообщение нового материала

Ребята, эпиграфом нашего урока станет народная поговорка.

Слайд № 10

В кратких и простых поговорках содержится всегда очень значительная житейская мудрость.

    Почему мы взяли к нашему уроку, посвящённому натюрморту, именно эту поговорку?

    Можно ли узнать что-либо о человеке по его вещам?

Давайте попробуем узнать – кому могут принадлежать эти вещи? Современные это предметы или нет?

Слайды № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

Действительно, вещи – не безмолвные наши спутники в жизни, они могут сказать наблюдательному человеку очень многое (вспомните Шерлока Холмса). Поэтому, наверное, долгое время натюрморт существовал не отдельной темой в изобразительном искусстве, а служил красноречивым дополнением к жанру портрета.

Слайд № 20

Посмотрите, как художник через века передаёт нам послание о характере купца, который заказал ему портрет.

    Можем ли мы что-либо сказать о характере купца на портрете? Какой у него взгляд: добрый и открытый или настороженный и подозрительный?

    Обратили ли вы внимание, что купец окружён множеством вещей? Зачем художник его как бы «заточил» в плотное кольцо этих вещей?

Слайд № 21

    Посмотрите какой букетик стоит на рабочем столе купца. Какое впечатление он производит на вас? Как он характеризует хозяина?

Слайд № 22

    Почему на первый план портрета художник выносит приоткрытую коробочку с деньгами?

Слайд № 23

    Соединив эти факты, можно ли определить, какие чувства художник испытывал к заказчику портрета – купцу?

Как самостоятельный жанр, портрет зародился лишь в 17 в. в Голландии. Натюрморт – очень молодой жанр, по сравнению с другими.

Слайд № 24

Обратите внимание, что на натюрмортах голландских живописцев всегда незримо присутствует человек. Надрезанная кожура лимона, смятая салфетка, надломленный хлеб… Предметы на натюрмортах будто хранят теплоту человеческих рук, которые прикасались к ним, что-то передвигали, что-то уронили. Это – особенность голландского натюрморта.

Слайд № 25

В изображении предметов натюрморта художники стремятся наиболее впечатляюще показать их форму, объём, цвет, фактуру материала из которого они сделаны.

Но натюрморты – не только красивая иллюстрация жизни. Они полны сложных символов, которые надо прочитывать, как книгу.

Современные художники в своих натюрмортах продолжают эти традиции, более свободно обращаясь с формой, светом и цветом предметов. Расширились и темы натюрмортов. Художники выбирают для изображения очень неожиданные предметы, удивляя зрителей.

Слайды № 26, 27, 28, 29

Слайд № 30

    Постановка практического задания.

Выполнение практического задания.

Ребята, т.к. мы сегодня будем рисовать натюрморт «Книги на столе», нам необходимо вспомнить основные законы линейной перспективы:

    ближний предмет изображается крупнее удалённого.

    параллельные линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода.

Давайте выполним первые этапы рисунка, разметку и прорисовку основных элементов композиции, вместе.

Учитель выполняет учебный рисунок на доске.

Вот перед нами картинная плоскость – наш лист бумаги. Давайте расположим её горизонтально, т.к. горизонтальная композиция, в отличие от вертикальной, позволит нам расширить пространство стола. Мы изображаем не открытое пространство, линии горизонта мы не увидим. Но нам надо провести линию уровня глаз, примерно выше середины листика. Эта линия одновременно будет и дальним краем стола. Очертания стола с других сторон мы изображать не будем, чтобы не ограничивать предметную плоскость рисунка. Композиционным центром нашей работы будет книга, лежащая на середине стола, ближе к зрителям. Остальные книги мы расположим слева и справа от неё. (Приложение 1, 2)

Давайте вспомним какими выразительными средствами можно выделить композиционный центр.

Ребята, мы закончили построение трёх книг – основы нашей композиции. Следующий этап – это ваша индивидуальная работа. Выберите остальные предметы для вашего натюрморта так, чтобы зрителям было понятно – человек какой профессии работает за этим столом, какие у него увлечения, любит ли он природу, искусство, аккуратен он или предпочитает творческий беспорядок. Может, это будет ваш стол – такой, как есть или такой, о котором вы мечтаете. После прорисовки всех элементов вашей композиции, определитесь – будет ли это графический натюрморт или живописный. От этого выбора зависит, какое выразительное средство в вашей работе станет главным. Колорит будущей работы вы тоже будете выбирать самостоятельно. Не забудьте, что яркие и сочные цвета помогут передать вам настроение радости и праздника, преобладание тёмных и холодных создадут атмосферу уныния, печали.

    Подведение итогов урока.

Выставка работ уч-ся, их обсуждение.

Ребята задают вопросы друг другу по выбору предметов для натюрморта, интересуются названиями книг, изображённых на рисунках товарищей, отмечают удачные работы.

Учитель принимает участие в обсуждении.

Вопросы учителя к уч-ся:

    Было ли вам интересно сегодня на уроке?

    Считаете ли вашу работу удачной или её стоит доработать?

    Домашнее задание.

По желанию ребёнка – доработать натюрморт.

Приложение 1

Приложение 2

Е. Каменева

О чём рассказали яблоки

Картины бывают разные. На одних изображена природа, на других - портреты людей или какие-нибудь события.


Но есть такие, где главные «герои» - цветы, фрукты, книги, карандаши, молоток, рубанок, скрипка... У этих картин и название особое - «натюрморт». «Натюрморт » - слово французское и в переводе на русский язык означает - «неживая природа».

Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, порой даже перестаём замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он может увидеть необычное, прекрасное и изображает это. То, на что мы смотрим иногда равнодушно, на картине удивляет и радует своей неожиданной красотой.

Интересно и другое. Один и тот же кувшин или чайник на полотнах разных мастеров всегда будут выглядеть по-разному.
Ведь каждый мастер - художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что он пережил и почувствовал,- вкладывает в своё произведение.

Попробуем и мы посмотреть на мир глазами художников.

Художник, птицы и виноград

Давным-давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес. Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушёл. Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются клевать ягоды. Виноград был написан так искусно, так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта до наших дней не дошла. А рассказ о ней превратился в легенду.

В разных странах и у нас в старину художники тоже любили писать так, чтобы всё было, как в жизни.
Тишиной и покоем веет от натюрморта старого русского мастера Григория Теплова. Здесь как-то по-домашнему уютно. Кажется, что хозяева жили неторопливо и художник работал не торопясь, тщательно выписывая все подробности. Ясно видны позолоченный узор на книжных переплётах и старинный альбом с нотами. Пожалуй, можно проиграть на рояле мелодию, записанную на этих нотах.

В центре картины, на синей ленточке, висят часы. В то далёкое время часы были редкостью, ими гордились. Поэтому очень важны и интересны для художника даже мельчайшие детали циферблата.
Подробно, внимательно мастер изобразил заморскую птицу - ярко-зелёного попугая, усевшегося на полочке.

Эти старинные натюрморты назывались «обманками». Форма вещей, их цвет настолько правдоподобно написаны на картинах, что зритель мог обмануться и принять их за настоящие.

С такой же достоверностью изобразил Фёдор Толстой цветы в вазе. Сквозь зеленоватую прозрачность стекла виден каждый стебелёк, на розовых лепестках дрожат капли росы.
Взгляни: бабочка, словно живая, прилетела и села на вазу. Кажется, сейчас она вспорхнёт и улетит.
Всё выписано так верно, будто птица, бабочка и оранжевая гусеница специально позировали художнику.

Большой поднос и маленькие персики

Прежде чем мастер берёт в руки кисти и краски, он сначала обдумывает свой натюрморт. Рассматривает разные вещи, отбирает их, ставит то вместе, то подальше друг от друга... Он «составляет» натюрморт, или, как говорят, создаёт его композицию. И только потом начинает изображать всё это на холсте.

Самый большой предмет в картине Павла Кузнецова - ярко расписанный поднос. Тут же, в середине стола, художник поместил чайник, чашку, стеклянный флакон.
А на переднем плане лежат персики и нож. Казалось бы, они могли находиться в любом другом месте картины. Но художнику нужны персики именно здесь. Попробуй закрыть их рукой, и ты увидишь, что впереди стало пусто, поднос как будто стал вдвое тяжелее, больше, и устойчивость композиции нарушилась.

Убери руку - в картине опять наступит равновесие. Вот какую важную роль играют эти маленькие персики. В натюрморте продумана каждая деталь. Не случайность и то, что художник изобразил светлые персики: их цвет гармонирует с розовыми тонами на подносе и не только делает композицию ещё более устойчивой, но придаёт натюрморту особую нарядность и выразительность.

Когда краски живут дружно

Натюрморт пишут масляными красками на холсте. А гуашью и акварелью - на бумаге.


Цветы художник Артур Фонвизин написал акварельными красками. Он любил акварель за нежность и прозрачность. Краски разводил водой, и они текли по листу бумаги, мягко переливаясь из одного тона в другой, создавая цветовое богатство. Местами акварель так прозрачна, что сквозь неё просвечивает бумага и неясные очертания цветов словно тают в воздухе. А иногда кисть делает мазок густой - и возникает бархатистый, нежный лепесток.

Краски в картине Фонвизина не спорят между собой, живут дружно. Такое «содружество» красок называется колоритом. Благодаря ему художнику удалось передать и красоту букетов, и даже самое неуловимое-воздух и трепетный свет.

Замечательным колористом был и художник Илья Машков. Как умело, красиво он подобрал в своём натюрморте «Бананы и ананасы»жёлтые, зелёные, серые, лиловые тона. В центре композиции два ананаса с плотной кожурой из чешуек. Тут же - нарезанные ломтики. Кажется, тронь их-и потечёт густой, ароматный сок. А для тех, кому ананас покажется недостаточно сладким, - стоит сахарница с сахаром.

Завтрак на розовом столе

На столе - небольшой самовар, стакан, яйца, цветы... Предметы лежат перед нами, как на ладони. Форма их ясная и чёткая.
Весело сверкают грани самовара, начищенного до блеска чьей-то заботливой рукой. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. Кое-где художник положил совсем светлые мазки. И сразу заискрились, заиграли солнечные блики на стакане с недопитым чаем, на стеклянной вазе, на крышке самовара.
Картина вся сияет, словно прозрачное летнее утро. Недаром автор Кузьма Петров-Водкин назвал её "Утренний натюрморт".

Обычно в натюрморте не изображают человека. Нет его и здесь. Но мы чувствуем его незримое присутствие. Ведь это человек собрал и поставил в вазу голубые колокольчики и жёлтые ромашки, он недавно сидел, пил чай... И невольно кажется, что человек этот совсем рядом.
Чтобы усилить ощущение близости человека, Петров-Водкин изобразил собаку. Большой рыжий пёс терпеливо ждёт своего хозяина.

Цветы, которые никогда не завянут

Однажды художник принёс в дом ветки душистой сирени, и его мастерская наполнилась ароматом. Он залюбовался цветами. Какие яркие и нежные краски, сколько оттенков фиолетовых, сиреневых, лиловых!
Хороши были цветы. Но пройдёт время - они увянут, осыплются. Мастеру захотелось сохранить навсегда их пышное, но короткое цветение.

И теперь перед нами на картине Петра Кончаловского этот букет. Решительные широкие мазки словно лепят форму каждого цветка и всего букета в целом. Эта свободная манера письма особенно ярко передаёт восторг художника перед щедрой красотой природы.

О чём рассказали яблоки

Натюрморт не просто изображение каких-то вещей. В нём есть смысл, содержание.
Вот яблоки, написанные Кончаловским. Розовые, жёлтые, зеленоватые с красными бочками... Совсем спелые, налитые соком, душистые. Наверное, их только что собрали. Утренняя прохлада ещё лежит на сине-зелёных листьях. Мы смотрим на яблоки, и они рассказывают нам о прекрасном саде, где они росли, о яблонях, склонивших ветки под тяжестью плодов.

О многом могут поведать вещи, изображённые в натюрмортах. О себе, о людях, о времени, в котором они жили.

В первые суровые годы после революции и гражданской войны было голодно. Картошка, селёдка и чёрный хлеб считались просто пиршеством. Поэтому не случайно они стали «героями» натюрморта Петрова-Водкина.

Казалось бы, что красивого и интересного в картошке? Или в селёдке? Да стоит ли вообще их писать?
Но посмотри, какие чудеса творит художник. От селёдки не отведёшь глаз - такая она красавица. Сколько оттенков нашёл для неё мастер серебристо-серых, жемчужных, голубых... Нежными красками написаны картошка и хлеб.

В те же годы художник Машков создал свой «Натюрморт с самоваром».Холодным блеском сверкает металлическая посуда. Даже от медных кастрюль веет холодом, и нам как-то печально смотреть на них.
Тогда в домах было темно, не топлено, не хватало угля, чтобы разогреть самовар или утюг. Вот и стоят на столе вещи тесно, словно жмутся друг к другу, стараясь согреться. Как искусно переданы их форма, цвет, материал, из которого они сделаны.

Машков изобразил самые скромные обычные предметы, но силою своего таланта сумел ещё раскрыть в этом натюрморте и более глубокий смысл. Он рассказал нам о трудном послереволюционном времени.

Праздник на картине

Прошли годы. Жизнь людей изменилась. В домах стало тепло, ярко зажглись лампочки, в магазинах - всего много.
Машков радуется этому изобилию и с увлечением пишет натюрморт с хлебом. Пышный, румяный хлеб ещё дышит жаром печи, из которой его вынули. И чего тут только нет! Булки и батоны, калачи с хрустящей корочкой! Сдобный крендель! Будто хлебосольный хозяин приготовился встречать гостей.

Жёлтые, коричневые, красноватые тона картины передают тепло хлеба. Нам даже чудится его запах. Тот самый, который доносится, когда идёшь мимо пекарни. Изображение обычного хлеба Машков превращает в нарядный, весёлый праздник.

Художник приносит радость

Осенью в долинах Армении созревают всевозможные фрукты. В это время года сюда любил приходить художник Мартирос Сарьян. Смотрел, как люди срезают тяжёлые гроздья винограда, как бережно снимают с деревьев спелые плоды, как укладывают в высокие плетёные корзины, а потом маленькие серые ослики увозят их. И Сарьян пишет всё это широкими смелыми мазками. Он не старается изображать детали, как Ф. Толстой. Фрукты и цветы на его холстах кажутся плоскими, не объёмными. Для Сарьяна главное - их краски. Ведь он видел мир таким ярким, таким сочным!..

Его привлекали красные, жёлтые, лиловые цветы, ослепительно нарядные огромные букеты в простых стеклянных банках или глиняных кувшинах.

А этот натюрморт Сарьяна можно назвать песней об урожае. Перед нами - красные пламенеющие гранаты, золотистая айва, душистые персики, яблоки, груши...
Художник работал прямо на открытом воздухе, и поэтому вдали в сиренево-голубой дымке видны горы с белоснежной шапкой на вершине. Но картина эта не только о красоте. Она и о большом труде человека, о его сильных руках, вырастивших земные плоды, и о горячем солнце, которое напоило их соками.

Ликующей радости полны полотна Сарьяна. Он любуется своей родиной - Арменией и нас заставляет любоваться её дарами.

Вот мы и побывали вместе с художниками в мире вещей. И хотя слово «натюрморт» означает «неживая природа», сколько жизни в этих картинах! Сколько добрых чувств и мыслей подарили нам они!..
Художник, работая над натюрмортом, словно беседует с вещами, проникая в их тихую жизнь, чтобы потом красками рассказать о ней людям.

А если ты станешь внимательно присматриваться к тому, что тебя окружает, может быть, и тебе откроется красота, которую ты раньше не замечал.

Каменева, Е.О. О чём рассказали яблоки / Е.О. Каменева. - М. : Малыш, 1986 . - 27 с.