Названия внеклассных мероприятий по литературе. Внеклассные мероприятия по литературе в школе: сценарии, конспекты, презентации по фгос. На что стоит обратить внимание

Внеклассное мероприятие «Лучший знаток мировой литературы», 5-6 класс


Описание: Данным материалом могут воспользоваться учителя литературы 5-6 классов. После завершения классного часа, дети вспомнят всю мировую литературу, поиграют и получат много положительных эмоций.

Тема: Писатели мировой литературы
Цель: проверить и углубить знания учащихся по мировой литературе
Задачи: развивать мышление, устную речь, внимание, сообразительность; способствовать воспитанию любви к литературе, а также воспитывать вечные духовные ценности; формирование широкого культурного кругозора, любознательность школьников.

Ход мероприятия

Учитель
Цифры, как и имена, имеют свое значение. Так, например, цифра 9 – это символ жизни, а цифра 8 означает двойную жизнь, 7 – единственная цифра, которая не является ни произведением, ни долей от деления (от 1 до 10) . Возможно, поэтому так часто встречается семерка в повседневной жизни, литературе, памятниках (примеры) . Чтобы стать мудрым, древние считали, что надо овладеть искусством: грамматикой, диалектикой, риторикой, арифметикой, геометрией, астрономией, музыкой.
Учебный год скоро заканчивается. Вы пополнили свои знания по литературе новыми именами, произведениями, впечатлениями, умением. Поэтому предлагаю вам вспомнить максимум из изученного и проверить свой багаж знаний. Вся наша игра будет связана с цифрой 7.
Внимание! Начинаем! (Представители команд по очереди дают ответ на вопрос, только тогда, как команда не сможет ответить, то могут ответить соперники. Каждый тур тоже начинают команды по - очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл).
Игру начинает команда учащихся 5 класса

I тур «Семь биографий – семь писателей»

Задача. По отрывкам из биографии назвать фамилию писателя.
1. «Братья собирали и тщательно записывали народные сказки своей родины – Германии» (Братья Гримм)
2. «От рождения был горбатым и очень уродливым. Всю жизнь провел в рабстве. По легенде, был сброшен со скалы» (Эзоп)
3. «Он автор многих книг, которые считаются жемчужинами русской литературы. Литературная одаренность проявилась рано. Когда ему было тринадцать, он уже печатал собственные стихи. За годы обучения в Царскосельском лицее им было создано около 130 стихотворений»
(Александр Сергеевич Пушкин)
4. «Был сыном бедного армейского офицера, родился в Москве. Семья постоянно переезжала с места на место. С детства не имел возможности учиться в школе. Но стремление парня к знаниям было настолько сильным, что он самостоятельно изучил языки, математику и стал высокообразованным человеком. Писать басни начал почти в сорок лет»
(Иван Андреевич Крылов)
5. «Он родился в Индии, где и провел первые шесть лет своей жизни. За свои творческие достижения писатель был отмечен высочайшей наградой – Нобелевской премией» (Джозеф Редьярд Киплинг)
6. «Он начал серию «Необыкновенные путешествия». Сделка была заключена на 20 лет. Даже после потери зрения не оставил писать с помощью специального устройства» (Жюль Верн)
7. «Страна, находящаяся на севере Европы, посчастливилось стать родиной Великого Сказочника. Его удивительные сказки, которыми зачитываются дети всего мира, прославили его родину – Данию» (Ганс Кристиан Андерсен)

II тур «7 ключевых слов – писатель»

Задача. По представленным ключевым словам или словосочетаниям определите фамилию писателя
1. Дик Сенд, смугач, Америка, Миссисипи, Пилигрим, миссис Уэлдон, Джек (Жюль Верн)

2. Сказочник, бедность, обучение, Снежная Королева, Дания, Кай, Герда (Ганс Кристиан Андерсен)
3. Рождественская песня, Скрудж, духи, Рождество, контора, Англия, репортер (Чарльз Диккенс)
4. Писатель, джунгли, Индия, Англия, сказка, Маугли, Шер-Хан (Джозеф Редьярд Киплинг)
5. Роман, робинзонада, Крузо, Лондон, духовная академия, остров, Пятница (Даниэль Дефо)
6. Россия, поэт, няня, слава, сказка, дуэль, Крым (Александр Сергеевич Пушкин)
7. Рассказы, Хамелеон, Толстый, Тонкий, Таганрог, Москва, комичное (Антон Павлович Чехов)

III тур «Писатель - семь ключевых слов»

Задача. За фамилией писателя назвать ключевые слова или словосочетания, которые касаются его жизни и творчества.
1. Федор Иванович Тютчев (Дворянин, Москва, Россия, эмиграция, поэт, природа, пейзаж, мелодичность, «Весенние воды», «Чародейка зима», очеловечивание...)
2. Жан де Лафонтен (Франция, Шато-Тьерри, Париж, баснописец, басня, «добродушный», аллегория, антитеза, Лев, Осел, Лис)
3. Мацуо Басе (Япония, хокку, трехстрочный стих, поэт, сын самурая, учителя каллиграфии, «Банановая хижина», путешественник, «Ветер веет», «Старый пруд», «Ива склонилась», «Бабочка летает»...)
4. Иван Андреевич Крылов (Россия, Москва, Петербург, байка, семья офицера, Петербургская публичная библиотека, «Басни Ивана Крылова», девять сборников басен, «Волк и Ягненок», «Слон и Моська», «Цикада и Муравей»...)
5. Самуил Яковлевич Маршак (Россия, Воронеж, Петербург, чтение, талант, гимназия, Англия, политехникум, Лондонская академия, переводчик, «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», Падчерица, Королева, пьеса...)
6. Джек Лондон (Америка, бедность, тяжело работал, золотоискатель, матрос на шхуне, «Тайфун у японских берегов», «Белая Тишина», «Белый клык», «Любовь к жизни», «Сын волка», «Зов предков», Билл, волк, золото...)
7. Шарль Перро (Франция, академик, фольклор, сказки, «Сказки моей матушки гусыни...», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Заколдованная красавица», «Золушка или Соболева туфелька», «Мальчик-с-Пальчик», «Синяя Борода»...)

IV тур «Сочинение – 7 ключевых слов»

Задача. Назвать ключевые слова к произведению.
1. «Пятнадцатилетний капитан» -
2. «Руслан и Людмила» -
3. «Рождественская песня в прозе» -
4. «Маугли» -
5. «Приключения Робинзона Крузо» -
6. «Снежная Королева» -
7. «Прометей» -

V тур «Семь ключевых слов – произведение»

Задача. Назвать произведение и автора по ключевым словам
1. Мачеха, падчерица, починок, лужайка, колодец, золото, смола – «Госпожа Метелица» Уильям и Якоб Гримм
2. Катастрофа, остров, дикари, козы, порох, зарубка, цивилизация – «Жизнь и необычные и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниель Дефо
3. Зеркало, осколки, олень, ворон, река, розы, голуби – «Снежная Королева» Ханс Кристиан Андерсен
4. Волк, ягненок, река, обвинения, жара, поток, ложь – «Волк и Ягненок» Иван Андреевич Крылов
5. Подснежники, принцесса, мороз, кольцо, собаки, солдат, огонь – «Двенадцать месяцев» Самуил Яковлевич Маршак
6. Очумелов, полицейский, магазины, собака, Хрюкин, генерал Жигалов – «Хамелеон» Антон Павлович Чехов
7. Вдовец, бал, дворец, Золушка, туфелька, карета, волшебница – «Золушка или Соболева туфелька» Шарль Перро

VІ тур «Семь писателей – семь стран мира»

Задача. Назвать страну, где родился писатель
1. Даниэль Дефо – Англия
2. Дж.Г.Киплинг – Индия
3. Эзоп – Древняя Греция
4. Ф.И.Тютчев – Россия
5. Антон Чехов – Россия
6. Г.К.Андерсен – Дания
7. Жюль Верн – Франция

VІІ тур «Семь вопросов»

Задача. Дать правильный ответ.
1. В Копенгагене установлен памятник Мюнхаузену или Русалке?
2. «Прометей» - это миф или рассказ?
3. Шер-Хан - это герой положительный или отрицательный?
4. «Любовь к жизни» написал Даниэль Дефо или Джек Лондон?
5. Герда Каю была сестрой или подругой?
6. «Пятнадцатилетний капитан» Же. Верна по жанру приключенческий или фантастический роман?
7. «Руслан и Людмила» – это литературное или фольклорное произведение?

Суперигра «Семь забытых слов»

Задача. Выбрать правильное слово.
Джозеф Редьярд Киплинг – известный английский писатель. Он происходил из высокообразованной и обеспеченной индийской или английской семьи. Он родился в Индии, где и провел первые шесть лет своей жизни. Удивительная природа Англии или Индии, традиции и обычаи народа, стали неотъемлемой частью его счастливого детства. Когда мальчику исполнилось десять или шесть лет, родители отправили его в Индию или Англию, где он должен был получить хорошее образование. Период обучения длился шесть или десять лет. Он сначала учился в частном пансионе, а впоследствии и в институте или училище военного типа. Закончив учебу, он вернулся к милой его сердцу Англии или Индии.
Определение и награждение победителей

Гайворонская Маргарита Владимировна
Учебное заведение: МОУ СОШ № 3 с УИОП г. Фрязино Московской области
Краткое описание работы: Цель: познакомить учащихся со случившейся трагедией в нашей стране; : показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в этой трагедии.Задачи:формировать чувство ответственности по отношению к окружающей природе, патриотизм;развивать позитивную активную жизненную позицию;воспитывать чувство сострадания, умение сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Литература преподается в школах России в 5-11 классах. На нашем сайте материалы по литературе можно найти в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование Мастер-классы Дидактические материалы Презентации для уроков

Лучшие конспекты внеклассных мероприятий по литературе на сайте Конспектека

Существуют несколько видов внеурочной деятельности учащихся в школе. В первом случае, мы можем говорить о выполнении текущего домашнего задания, подготовке выступлений и докладов, написании сочинений на заданную тему, подготовке различных учебных проектов. Вторая часть внеклассных мероприятий связана с уроками опосредовано и может включать в себя занятия в секциях и кружках, посещение предметных факультативов - все, что призвано удовлетворить всевозможные интересы учащихся.

В данном разделе нашего сайта представлены сценарии, которые помогут вам в проведении интересного внеклассного мероприятия по литературе на любую тему. Лучшие педагоги со всей страны присылают нам свои авторские материалы, которые мы публикуем на нашем сайте. Наша база постоянно растет и планы-конспекты внеклассных мероприятий по литературе являются не единственным видом методических разработок, представленным у нас. Вы сможете найти на нашем сайте все, что требуется для успешной и продуктивной работы педагога, а также опубликовать свои наработки и получить свидетельство.

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа

Викторина

«СИЛЬНОЕ ЗВЕНО»

ПРОВЕЛА: учитель

русского языка и литературы

Дорожкина О.В.

Красный Бор, 2012 г.

Цель:

1.Обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность.

2.Развить навыки логического мышления.

Оборудование: карточки с заданием «Умная ромашка», плакаты с высказываниями великих писателей о русском языке и литературе, чистые листы и ручки, «умы» для награждения участников, мультимедийный проектор, компьютер.

План:

    Тур: «Умная ромашка»

    Тур: «МИЛЛИОН ВОПРОСОВ»

    Тур: Загадки, пословицы и ребусы.

    Тур: « А знаете ли Вы..?»

    Тур Игры со словами.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил:

- «Что хорош квас?».

Хорош, - сказал тот.

А чем хорош?

Вкусный, холодный, с эрфиксом.

С чем? – насторожился Даль.

С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?

Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.

Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.

Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.

Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).

Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?

Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.

«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.

«Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком!» -

писал якутский поэт С. Данилов.

Наша сегодняшняя викторина «Слабое звено» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодиться».

Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.

Итак, начинаем I тур.

Задание этого тура называется «Умная ромашка». Каждый из участников получает лепесток от ромашки, на обороте которого написаны два слова. Ваша задача – вспомнить правила, характеризующие данные слова, то есть дать им определение.

(Учащиеся отвечают по очереди)

II. Тур: «Миллион вопросов»

Ответить на вопросы. Вопросы я буду задавать каждому участнику в отдельности. Остальные участники не имеют права отвечать не на свой вопрос. Если учащийся не отвечает на вопрос, право ответить получает тот игрок, который первый поднял руку. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается.

    Кто написал стихотворение «Бородино»? (Лермонтов)

    Что стоит в слове перед корнем? (приставка).

    Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).

    В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

    Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

    Сколько букв в русском алфавите? (33)

    Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

    Кто был третьим от кого ушел колобок? (заяц)

    Сколько падежей в русском языке? (6)

    На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

    Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)

    Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).

    Сколько спряжений у глагола? (2)

    Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

    Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)

    К какому жанру относится «Медной горы хозяйка»? (сказ)

    Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)

    Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)

    Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

    В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)

    Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

    Кто напечатал 1-ю книгу на Руси? (И. Федоров)

    кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)

    Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

    Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»

    Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? (Антитеза)

    Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)

    Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

    На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)

    Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)

    Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)

    Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)

    Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)

    С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.

    Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)

    Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)

    Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский)

    Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)

    Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?(сравнение)

    Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

    Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? (ни одного не поймаешь)

    Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)

    От какого суффикса зависит написание корней – - лаг-, -лож- мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)

    Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)

    Сколько –н- пишется в слове серебряный? (одно)

    Закончите пословицу: «терпение и труд … ? (все перетрут)

    Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)

    К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)

    Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

    Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? (общий род)

    Поставьте ударение: договор или договор?

    Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)

    Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)

    Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречий (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

III. тур: Загадки, пословицы и ребусы.

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т. Сейчас мы проверим как вы знаете пословицы и загадки и ребусы.

1-е задание.

Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете. Отвечает тот, кто первый поднял руку.

Загадки

Как не петляет, где ни бродит –

Все ж к морю синему приходит.

Пускай дорога далека,

Но не заблудится она. (река)

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках – ласты красные. (гуси)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь во 100 раз умней. (книга)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (подушка)

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (ноты)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову станет

Ровно на три меньше станет . (девять)

Я сильней десяти коней.

Где в полях пройду весной,

Летом станет хлеб стеной. (трактор)

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся! (буквы)

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (двойка)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та что выше, - каждый час (стрелки часов)

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет

Весь лист опадет. (календарь)

Что за птица пролетает?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (дни недели)

Дом не велик, а дверь большая

В нее не входят, а въезжают. (гараж)

Шагаешь – впереди лежит

Оглянешься – домой бежит. (дорога)

Что за зверь: зимой ест, летом спит, тело теплое, а крови нет.

Сесть на нее сядешь, а с места не свезет. (печь)

На дворе горой,

А в избе водой. (снег)

Я травянистое растение

С цветком сиренево цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

Всех кормит, а сама не ест. (ложка)

Кто носит шляпу на ноге? (гриб)

Ушком не слышит, носиком не дышит,

Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)

2- е задание этого тура - продолжите пословицы и объясните их смысл.

Не спеши языком,… (торопись делом).

Одежда лучше новая, …(а друзья старые).

Когда друг просит, …(не существует завтра).

Руки поборют одного,… (знания – тысячу).

Под лежачий камень… (вода не течет).

3-е задание этого тура – отгадайте ребусы

См. презентацию к мероприятию.

IV тур: «А знаете ли Вы..?»

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня сесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Леса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится? – Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр. Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

1-е задание этого тура: А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. На экране вы увидите фразеологизмы, ваша задача отгадать и объяснить их значение. Называет тот, кто первым поднял руку.

Сесть в калошу.

Вставлять палки в колеса.

Водить за нос.

На воре и шапка горит.

Съесть вместе пуд соли.

Крокодильи слезы.

Знать на зубок.

2-е задание этого тура – угадать крылатые слава из произведений Крылова. Я называю начало, а вы заканчиваете.

А вы, друзья, как не садитесь ….(все в музыканты не годитесь)

Ты все пела? Это дело …. (так поди же попляши)

Наделала синица славы, ….(а моря не зажгла)

Кукушка хвалит петуха … (за то, что хвалит он кукушку)

Ты виноват уж тем, …. (что хочется мне кушать)

Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз …. (и ныне там)

А ларчик ….(просто открывался)

V тур: Игры со словами.

Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же во Франции самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.

1 игра: на экране написано слово «республика». Вам нужно составить наибольшее количество слов из этих букв. Каждую букву можно использовать только 1 раз.

2-я игра. Ваша задача придумать наибольшее количество слов в рифму: гараж, багаж.

(Багаж, блиндаж, пейзаж, экипаж, мираж, тираж, страж, массаж, шантаж, монтаж, абордаж, такелаж, персонаж, арбитраж, дренаж…).

3-ье задание. Говорят, что нельзя сделать из мухи слона. А вот языковедам это сделать удалось. Посмотрите на плакат (плакат прилагается). Эту игру изобрел Льюис Кэрролл. На листе бумаги пишется слово. Пониже пишется другое слово с таким же количеством букв. Нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. При каждой попытке менять можно только одну букву. Ваша задача превратить слово «поэт» в слово «луна». Чтобы это сделать вам нужно угадать три промежуточных слова.

поэт

порт

луза

луна.

Подведение итогов игры .

Персидский ученый визирь Сахиб (X в.) страстно любил книги. Он имел у себя библиотеку, насчитывавшую около 117 тыс. книг. Он всегда брал с собой в походы библиотеку. На перевозке книг было занято 400 верблюдов. Верблюды всегда шли в азбучном порядке, так что караванщики легко находили любую книгу, которая понадобилась визирю Сахибу.

(ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ ИГРЫ)

Заключительное слово.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

Литературный турнир.
Внеклассное мероприятие по литературе для 10 класса.
Проведено в рамках предметной недели русского языка и литературы учителем 1 категории Хорубко Е.А. МКОУ СОШ №4 с. Московского Ставропольского края.
Данное мероприятие предназначено для учителей русского языка и литературы. Можно использовать как внеклассное мероприятие в 9-11 класса в рамках Недели русского языка и литературы, в конце года как повторение и закрепление изученного материала.
Цели и задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о литературе 19 века
-развитие творческих способностей, логического мышления детей;
-повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
-повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
-формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
-формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
-воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Формируются две команды по 6-8 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Ход турнира:
I. Организационный момент. Вступление.

Чтец: I.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Слово ведущего:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом, литературой. Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Мы можем гордиться русским языком и русской литературой. Нашими соотечественниками созданы замечательные произведения литературы и искусства. Сегодня мы прикоснемся к их красоте и непреходящей ценности.
Давайте вместе приоткроем таинственный занавес - проведем турнир знатоков литературы среди учащихся 10 класса. Команды будут бороться за звание победителя.
В жюри - ученики 11 класса:

II. Турнирная программа.

1 тур «Представление команд».
Название, девиз, состав команд.

2 тур. Литература каждого народа начинается с устного народного творчества. Второй тур называется «Продолжи пословицу». Каждой команде предлагается продолжить пословицу (команды по очереди продолжают пословицы, названные ведущим):

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).
Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).
Кто обжёгся на молоке,(дует на воду).
Баба с возу - (кобыле легче).
Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).
Голова завита, (да делом не занята).
Хочешь есть калачи - (не сиди на печи).
Бодливой корове (бог рог не дает).
В чужой монастырь (со своим уставом не лезь).
Ворон ворону(глаз не выклюет).
Всяк сверчок (знай свой шесток).

3 тур. «Шерлок Холмс» (очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ).
Ведущий: - По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:
1) Острижен по последней моде, как денди лондонский одет. (Онегин)
2) Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. (Ленский).
3) Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива. (Татьяна).
4) «Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени. Умен, хорошо образован. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался. Что он на Кавказе у нас недавно.. Славный был малый, только немного странен.»
Ответ: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
5) «Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке. Герасим И.С.Тургенев «Муму».

6)В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным.
Чичиков Гоголь «Мертвые души»

7) Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
Штольц Гончаров «Обломов»

8)в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: "теперь я подожму немного губу и задумаюсь -- я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги"...
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Ольга Ильинская Гончаров «Обломов»

4 тур « Вспомним известные стихотворения»
Ведущий: - Сейчас прозвучат слова из строк известных стихотворений. Задача команд - в течение 1 мин. вспомнить и прочитать строфу этого стихотворения, название автора.
1. Что кинул он в краю родном? (Лермонтов Белеет парус…)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
2. Я не хочу печалить вас ничем. (Пушкин. Я вас любил)
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

5 тур«Чёрный ящик». Вы должны угадать, что лежит в ящике и кому принадлежит.
1. Это предмет, с помощью которого злая мачеха хотела погубить царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Яблоко).
2. «Он в том покое поселился,\nГде деревенский старожил\nЛет 40 с ключницей бранился,\nВ окно смотрел и мух давил».\nВ черном ящике находится приспособление, с помощью которого дядя Евгения Онегина давил мух. рюмка
1.Этот предмет забыла Ольга Ильинская, когда приходила к Обломову на квартиру. «На другой день Захар, убирая, комнату, нашел на письменном столе этот предмет, долго разглядывал его, усмехнулся, потом подал Обломову.
— Должно быть, Ильинская барышня забыла, — сказал он.»
2. Это предмет, отправленный героиней романа Пушкина своему возлюбленному. Письмо Татьяны к Онегину.
1. В черном ящике находится то, о чем французский писатель Ги де Мопассан сказал: "Так прелестно, это безмолвное биение крыльев, белых, пестрых и черных, которые трепещут, словно попавшие в плен ночные бабочки" ВЕЕР
2. Ч то с досадой бросила Ольга на свидании с Обломовым? «Он опять пошел тихонько по той же аллее и до половины ее дошел тихо, набрел на ….., которую она сорвала и с досадой бросила.» ветку сирени
6 тур Восстановить стихотворные строки по рифмам.
1 команда:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
2 команда
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Ответы: А.С.Пушкин «К Чаадаеву», М.Ю.Лермонтов «Пророк».

7 тур. По отрывку из произведения узнать название литературного произведения и назвать автора. Для ответа на вопрос дается 30 секунд. Правильные ответы оцениваются 1 баллом.
1. . «Многие дамы хорошо были одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как …, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие….Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся, виляют туда и сюда. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно, крепко, так что скорее место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят…».
Гоголь «Мертвые души»
2. «Что, ваше благородие?» - сказал он мне. - «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось… А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват» , - продолжал он, - «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда я принужден был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?» Пушкин «Капитанская дочка»
3. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… посмотри в окно…
Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

4. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Лермонтов «Смерть поэта»

8 тур «Узнай меня!»
Командам выдаются карточки, на которых написаны названия литературных произведений, а также имена писателей. Задача команд - соотнести эти карточки с портретами писателей.
1 команде: М.Ю.Лермонтов: Михаил Юрьевич, «Герой нашего времени», «Мцыри».
Н.А.Некрасов: Николай Алексеевич, «Кому на Руси жить хорошо?»,
«Дед Мазай и зайцы».

Л.Н.Толстой: Лев Николаевич, «Война и мир»
«Анна Каренина» «После бала»
2 команде:
А.С.Пушкин: Александр Сергеевич, «Руслан и Людмила» ,«Дубровский»,
А.П.Чехов: Антон Павлович, «Толстый и тонкий» ,«Чайка».

Ф.М.Достоевский: Федор Михайлович, «Преступление и наказание»,
«Братья Карамазовы».

9 тур «Афиша» .
Командам нужно определить по рисунку, к какому произведению нарисована афиша. Необходимо написать на афише автора и название пьесы.
Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Ревизор»
10 тур Конкурс капитанов

Капитанов просим выйти на сцену.

Блиц - турнир.
1. Кличка коня Казбича (Карагёз)
2. Противник Пушкина на дуэли (Дантес)
3. Автор картины «Бурлаки на Волге» (Репин)
4. Как звали жену Пушкина (Наталья Гончарова)
5. Товарищ Жилина (Костылин)
6. Автор рассказа «Хамелеон» (А.П.Чехов)
7. Няня Пушкина (Арина Родионовна)
8. Назвать эпиграф к повести «Капитанская дочка»
9. Автор поэмы «Мороз, Красный нос. (Некрасов)
10. Автор комедии «Горе от ума» (Грибоедов)
11. Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.
(Гипербола.)
12. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)

Вот и закончен наш литературный турнир.
Жюри подсчитывают результаты.
Пока жюри подводит итоги, ребята расскажут стихотворение. Стихи -8 человек.

Спасибо всем участникам турнира, зрителям и жюри. Надеемся, что наше мероприятие вдохновило вас на дальнейшее знакомство с русской литературой.