Викторина по страницам любимых сказок в начальной школе. Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам с презентацией

Цели:
- активизировать детское чтение;
- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
- организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки». Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок». Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный». Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Конкурсная программа.

Здравствуйте, дорогие ребята! А пригласили мы вас в дни весенних каникул ещё и потому, что для этого есть прекрасный повод для встречи - это неделя детской книги, которая проводится ежегодно, именно на весенних каникулах. Это, своеобразные именины книги.

Праздник Детской книги пришёл к нам из далёкого 1943 года. Тяжёлое время переживала наша страна: война, голод, холод, разруха. Хоть и старались взрослые как-то уберечь детей, облегчить им жизнь в эти страшные годы. Но все понимали, что детям приходится сложнее всего. И вот в марте 1943 года взрослые решили порадовать детей, провести для них праздник. Но какой? Как хоть на один день отвлечь детей от страха и голода, дать им немножко повеселиться.

Писатель Лев Абрамович Кассиль подумал, что больше всего на свете дети любят читать. Особенно любили книги дети войны. Многие из них не могли учиться: были разрушены школы, не хватало учителей, было очень мало детских книг. И Лев Абрамович Кассиль предложил провести праздник детской книги. И вот 23 марта 1943 года в Москве, в Кремлёвский зал пришли полуголодные, бедно одетые детишки. Но в их глазах светилось любопытство: « Что же будет здесь на встрече?» А в Кремле их ждали писатели, которые написали их любимые книжки, которые рассказывали о себе, о своих книгах, отвечали на вопросы детей. В этот день всем было интересно и весело. Участники праздника решили ежегодно в дни весенних каникул отмечать книжные именины. И не только один день, а целую неделю каникул ходить в детскую библиотеку: читать книги, принимать участия в различных беседах и викторинах. И не только в Москве, а во всех странах. Так появилась неделя детской книги.

«По страницам любимых сказок» - тема нашего праздника.

В некотором царстве, в тридевятом государстве,

Мишка, мышка, репка, клякса,

Сивка-бурка, Синеглазка,

Приглашают в гости к сказкам.

Скажите, а вы любите сказки? А за что вы любите сказки?

В сказке можно покататься на луне,

И по радуге промчаться на коне,

Со слонёнком подружиться,

И поймать перо жар птицы,

Покататься на печи,

Вмиг построить красивые дворцы,

Из лягушки превратиться в принцессу,

Тыкву превратить в карету.

Сказки - это чудеса,

Там побеждает красота и доброта.

Сказка - ложь, но в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды.

Дети делятся на команды - «Колобок - румяный бок», «Репка - засела в землю».

Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников.

Итак, первый конкурс, который называется «Разминка»

В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.

Отгадайте-ка, ребятки, мои весёлые загадки.

В ступе летаю,

Детей похищаю

А зовут меня …

Василиса Премудрая? (Б. Яга)

Он живёт в глуши лесной

Сердца моего герой

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок

Ну конечно,… Пятачок. (Кощей)

Формой он похож на мяч

Был когда-то он горяч

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушёл.

У него румяный бок

Вы узнали? (Колобок).

У отца есть мальчик странный

Необычный, деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это? (Буратино)

Конкурс «Интеллектуальный»

Вопросы первой команде.

1. По какой особой примете можно узнать Бабу-Ягу? (нос крючком).

2. На какой птице летала Дюймовочка? (ласточка).

3. Что не смог вытащить из земли дед и всё его семейство? (репа).

4. Из какого инструмента солдат сварил кашу? (топор).

5. Какой предмет потеряла Золушка? (туфелька).

6. Что потерял ослик ИА? (Хвост).

Вопросы второй команде.

1. Встреча с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука).

2. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Куриные ножки).

3. Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон).

4. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иглы? (Кощей).

5. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и журавль).

6. Любимый летательный аппарат Б. Я.? (ступа).

Конкурс «Сказочная ботаника».
Задания:

1. В одной из русских сказок царь отправил сыновей за молодильными…

а) апельсинами;

б) гранатами;

в) яблоками;

г) помидорами.

2. Это растение помогло принцу отыскать настоящую принцессу.

а) боб;

б) шиповник;

в) горох;

г) лилия.

3. В сказке «Дюймовочка» мать героини купила у колдуньи волшебное зернышко. Какое?

а) ржаное;

б) ячменное;

в) рисовое;

г) пшеничное.

4. На какой цветок было похоже растение, из которого появилась Дюймовочка?

а) на тюльпан;

б) на одуванчик;

в) на лилию;

г) на колокольчик.

5. Принца из сказки «Чиполлино» звали…

а) Лучок;

б) Тыковка;

в) Помидорчик;

г) Вишенка.

6. Как прозвали принцессу из сказки Ш. Перро, уснувшую на сто лет?

а) Розочка;

б) Шиповничек;

в) Фиалочка;

г) Гвоздичка.

7. Чебурашка плыл на корабле в ящике с…

а) апельсинами;

б) бананами;

в) вишней;

г) гранатами.

Конкурс «Сказочная зоология».

Задания:

1. Кто помогал героине сказки «Крошечка-Хаврошечка»?

а) корова;

б) собака;

в) петух;

г) кот.

2. Этого героя не было среди бременских музыкантов.

а) осла;

б) петуха;

в) кота;

г) волка.

3. Из гадкого утенка в сказке Андерсена вырос…

а) красивый гусь;

б) прекрасный лебедь;

в) фазан;

г) Финист - Ясный Сокол.

5. В одной из русских сказок Иван-царевич женится на…

а) ящерице;

б) лягушке;

в) жабе;

г) кошке.

6. Министра в сказке «Королевство кривых зеркал» на самом деле звали…

а) Жаба;

б) Гадюка;

в) Змея;

г) Коршун.

7. В сказке Гауфа калиф превращается в…

а) соловья;

б) аиста ;

в) сокола;

г) ворона.

Игры со скоморохами.

Каждой команде будет задано по 18 вопросов. Отвечать, нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда - соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:

1. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

2. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

3. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
4. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
5. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
6. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

7. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

8. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
9. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
10. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
11. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
12. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
13. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
14. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
15. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
16. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
17. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
18. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку - обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
5. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
6. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
7. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
8. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
9. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
10. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
11. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
12. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
13. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
14. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
15. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
16. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
17. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
18. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Волшебный сундучок».

Из сундучка достаются предметы, а дети отгадывают сказочных героев, которым они принадлежат. Побеждает команда, назвавшая больше верных ответов.

1) Золотой ключик (Буратино);

2) лукошко (Красной шапочке);

3) игла (смерть Кащея);

4) горошина (королеве из сказки «Принцесса на горошине»);

5) бумажный кораблик (стойкому оловянному солдатику);

6) скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке);

7) термометр (доктору Айболиту);

8) зеркальце (королеве из сказки о мертвой царевне);

9) яйцо (курочке Рябе);

10) мыло (Мойдодыру);

11) Воздушный шарик (Вини - пуху).

Подведение итогов и награждение.


Волшебная музыка.
Сказочник : Узнали? Я сказочник! Здравствуйте, дети!
Хожу по земле я уж много столетий
С волшебною книгой в резном переплете
Вы больше на свете такой не найдете
Листаю ее за страницей страницу,
И вот, перед нами идут вереницей
Все старые сказки и новые, впрочем,
Все добрые сказки, и страшные очень.
Веселые, грустные, разные сказки…
И к каждой есть ключик на этой вот связке.
Он дверцу от сказки
Пред вами откроет
И в мир волшебства поведет за собою.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам любимых книжек. Вот скажите, как обычно начинаются сказки? (В некотором царстве, жили-были и т. д.) Молодцы, знаете. А еще, обычно в сказках главные герои кого-нибудь спасают, освобождают. Давайте и мы для начала освободим бабочек из паутины.
(отгадываем загадки, написанные на бабочках)
А теперь, в путь, в сказку!
(Выбегает Домовенок)
Кузя : Ой, бяда, бяда, огорчение. Норки нет, щелки нет, чуланчика нет. Схорониться мне негде.
Сказочник : Кузенька, а зачем тебе чуланчик?
Кузя : Вот непонятливые. Сундук спрятать надо. В сундуке у меня вещи всякие. Потеряли их герои сказок разных. А я теперь их берегу.
Сказочник : Кузенька, давай лучше ребята помогут тебе найти их хозяев. Ты вещи показывай, а ребята будут говорить, чьи они.
(золотой ключик; очки; флакончик, с надписью «Выпей меня»;
красная шапочка; скорлупа грецкого ореха; оранжевый галстук;
градусник; клубок; серебряное блюдечко и наливное яблочко;
гаечный ключ; малахитовая шкатулка; «новое платье короля»;
перо куриное; горошина, аленький цветочек)
Сказочник : Вот видишь, Кузенька, и прятать ничего не надо. Все хозяева нашлись. Вот такие у нас ребята замечательные.
Кузя : Подумаешь, отгадали. Зато я на метле летать умею.
Сказочник : Так возьми и ребят научи.
(Кузя набирает команды по три человека. Верхом на швабре они должны пробежать
между кеглями, изображающими деревья в лесу, и не сбить их)
Сказочник : Во и лес густой остался позади.
Кузя : Ой, заболтался я с вами. А у меня там избушка без присмотра осталась. Ой, бяда, бяда огорчение. (убегает)
Сказочник : Ребята, а мы с вами оказались у деревни Простоквашино. Здесь живут герои сказок Эдуарда Успенского. Давайте о них и поговорим.
1) Скажите, как правильно есть бутерброд, чтобы вкуснее было?
2) Какие три покупки сделали дядя Федор и его друзья, когда нашли клад?
3) Как звали трактор и на чем он работал?
4) Чем обогревали друзья свой дом?
5) Какую премию обещали родители дяди Федора тому, кто найдет их сына?
6) Из-за чего Матроскин красил усы и сидел в подвале?
7) Где жил Чебурашка в городе?
8) Когда девочка Галя заболела, кто сыграл вместо нее Красную Шапочку?
9) Где и кем работал крокодил Гена?
10) Что построили крокодил Гена и его друзья?

Давайте и мы с вами построим Дом дружбы.
(соревнуются две команды, каждая получает набор кубиков, по очереди надо добежать до стула и принести один кирпичик - кубик, побеждает команда, которая быстрее сложит их кубиков домик)
Громкий рев.
Сказочник : Кто это плачет в нашем доме дружбы.
Появляется Царевна - Несмеяна
Сказочник : Что случилось, кто тебя обидел?
Несмеяна : Зеркало обидело. Там вместо меня постоянно кто-то другой получается. (плачет)
Сказочник : Кто - другой?
Несмеяна : Не знаюуууу… (плачет)
Сказочник : Ребята, давайте поможем Несмеяне. Покажи нам свое зеркало.
1) Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Она была необычайно прекрасна. Но вся изо льда. Из ослепительного сверкающего льда.
2) Он был одет в желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. На голове - синяя шляпа.
3) Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это не человек, а крокодил.
4) В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, а за плечами развевались блестящие крылышки.
5) У него на шее вакса, у него под носом клякса. У него такие руки, что сбежали даже брюки.
6) По сусеку скребен, по амбару метен, на окошке стужен.
7) Около изгороди стоял длинный шест, на нём торчало соломенное чучело — отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нём глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах — старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид.
8) милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб.

Сказочник : Вот видишь, ничего страшного, просто в твоем зеркале отражались герои разных сказок. Почему же ты все еще плачешь?
Несмеяна : Потому что мне скуууучноооо…. (ревет)
Сказочник : Ой, ребята, так она все сказки нам затопит. Давайте попробуем ее рассмешить. Несмеяна, смотри, у нас есть Жар-птица. Сейчас Аленушки да Иванушки будут выдергивать по одному перышку из ее хвоста и выполнять задания.
1. Станцевать как робот.
2. Показать, как ученый-зоолог ловит бабочку.
3. Попробуйте, при помощи жестов, движений и звуков изобразить танк.
4. Изобразите трубача, у которого сваливаются брюки.
5. Изобразите гитариста, у которого жутко зачесалась спина.
6. Прочтите стихотворение ___, как будто:
а) вы очень хотите спать;
б) вы сильно замерзли;
в) вам три года.
Сказочник : Наконец-то наша Несмеяна повеселела.
Несмеяна : Спасибо вам, ребята. Я отправляюсь в свою сказку, а вам хочу подарить клубочек. Он вас домой выведет.
Сказочник : И правда, ребята, пора нам уже домой отправляться.
(две команды выстраиваются паровозиком друг за другом, первый игрок получает мячик «клубочек»,
передают его над головой по рукам, последний игрок, получив мячик, бежит вперед. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не поменяются местами)
Сказочник : Наше путешествие по сказкам заканчивается. На прощание давайте еще поиграем. Я буду называть героя какой-нибудь сказки и кидать вам мячик, тот, кто его поймает, должен будет назвать его друзей.
Иван - царевич; Аладдин; Карлсон; Чебурашка; Элли; Чеширский кот; Артемон; Винтик; Кай; Матроскин; Хоттабыч; Ниф-ниф; доктор Айболит.

Молодцы, ребята. Вот и подошло к концу наше путешествие. До новых встреч!

Организация: МКДОУ «Одуванчик»

Населенный пункт: Иркутская область, п. Турма

Цель: Развитие речи детей, через рассказывание сказок по сюжетным картинкам, отгадывание загадок.

Образовательные: Способствовать использованию как вербальных (темп, сила голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика, поза) средств выразительности.

Развивающие: развивать представления детей о нравственных качествах человека, уверенность в победе доброго начала. Развивать фонематический анализ и синтез. Развивать эмоциональность и чувство прекрасного. Развивать свободное общение со взрослыми и с детьми.

Воспитательные: Воспитывать интерес к народному творчеству. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в группах.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, отгадывание загадок по сказкам, драматизация отрывков из сказок, просмотр видеофильмов, мультфильмов по сказкам.

Оборудование: музыкальный центр, домик, сундучок, забор, книга сказок, ёлки, камушки, маски, костюмы,

Перед началом занятия воспитатель предлагает детям встать в круг взяться за руки и поиграть в игру «Здравствуй добрый человек»

Доброе утро – тебе сказали

Доброе утро –ответишь ты.

И Вас две ниточки связали,

Теплоты и доброты.

(Дети подходят друг к другу, прикасаются ладошками, смотрят друг другу в глаза, улыбаются). При этом говорят друг другу – «Здравствуй добрый человек». Затем поворачиваются к гостям и говорят им «Здравствуй добрый человек». После игры воспитатель спрашивает у детей какое у них настроение -(хорошее).

Ребята, а вы любите сказки?

Ребята, а что такое сказка?

Сказка – выдумка. Сказка - это чудо! Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.

В. -Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

Музыкальная композиция «Баба-яга»

Внезапно звучит волнующая музыка, Пролетает баба-яга, поёт песенку. В зал падает конверт, в котором находится диск с заданиями от бабы-яги.

В: Что это? Ребята, давайте посмотрим, что тут?

Включается диск с видеообращением от бабы-яги.

Баба- яга: Кхе-кхе, Собрались тут, сказочки они любят, а исчезли ваши сказочки, разорвала я их, растоптала я их, все попутала. Вот Ваша книжечка со сказочками, с чудесами пустая. Попробуйте теперь волшебство и чудеса вернуть.

В: Ух и баба-яга! Противная, злая опять напакостила. Как же мы теперь без сказок. Книга-то пустая. Ребята, попробуем сказки наши вернуть.

В: Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие по сказкам - в мир добра, чудес и волшебства.

Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы бабы-яги, преодолеть все препятствия?

Давайте выполним задания бабы-яги и соберем наши сказки в волшебную книгу.

Баба-яга в видеообращении рассказывает первое задание:

По первым звукам угадать сказочного героя? На экране появляется три картинки

А). (малина, арбуз, шоколад, апельсин) Дети составляют слово и угадывают сказочного героя- Маша

Б) (лев, иголка, сыр, ананас). Дети составляют слово и угадывают сказочного героя- Лиса

В) (вишня, облако, лягушка, котёнок) Дети составляют слово и угадывают сказочного героя- Волк

В: Ребята, в каких сказках мы встречаем наших героев.

Дети перечисляют названия сказок.

Второе видеообращение от бабы-яги.

Ну касатики, сказочных героев-знаете, а вот название сказок?

2.задание. Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«По собачьему веленью»

«Волк и 7 тигрят»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»

Третье видеообращение от бабы-яги:

Все-то вы знаете, обо всем-то вы читаете, но следующее мое задание будет очень сложным.

А для начала давайте разомнёмся!

Физминутка: музыкальная.

Баба-яга: Ну косточки размяли, теперь по болоту топкому пойдёте, сундучок там вы отыщите, под каждым камушком найдёте загадку, отгадайте.

Дети идут через болото, поднимают камни, отгадывают загадки.

В гости к бабушке пошла

Пироги ей понесла

Серый волк за ней следил.

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)

В: Почему волк первый пришёл к дому бабушки? (Дети отвечают)

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? (Буратино)

В: Перечислите друзей Буратино? (Дети отвечают)

Он гулял по лесу смело.

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали (Колобок)

В: Кого повстречал колобок на своём пути? (Дети отвечают)

Кто в корзине Машу нес,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (Медведь).

В: Расскажите, как Маша перехитрила медведя? (Дети отвечают).

Дети проходят болото и попадают в лес. Под ёлкой спрятан сундук.

Ребята его находят. Но он не открывается.

Баба-яга из видеообращения. Добрались до сундучка, но чтобы его открыть надо слова волшебные произнести.

Тук-тук, чок-чок

Ты откройся сундучок. -3 раза.

Дети повторяют волшебные слова и открывают сундук, там два конверта в которых находятся сюжетные картинки, с помощью которых они должны составить сказки.

Дети объединяются в две группы. Объединение в группы проходит с помощью игры «Раздели свое имя на слоги». Первая группа у кого имена состоят из двух слогов, вторая у кого из трех.

Одна группа составляет сказку «Теремок»,

Вторая группа составляет сказку «Три поросёнка».

Одна группа детей рассказывает по цепочке свою сказку другой группе детей, а затем наоборот.

Баба- яга просит рассказать или показать еще сказку.

В: Прежде чем рассказывать сказку давайте проведем игру «Поиграем сказку» на интонацию.

Кто сидел на моем стуле?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме?

инсценировка музыкальной сказки «Семеро козлят»

Баба-яга:

Ой, ребятки – молодцы, все задания мои выполнили, старушку развеселили.

В сказку мне пора опять, Меня будете вспоминать?

Буду в сказках снова жить

И добро и зло творить.

А по праздникам, ребятки,

Буду в гости приходить.

Без меня вы не скучайте

Про меня всегда читайте

И не верьте, я не злая

Я хорошая такая.

А для вас, мои дорогие, я оставила подарочки.

Баба-яга предлагает детям еще раз заглянуть в сундучок, где дети находят

Раскраски со сказками.

Итог занятия.

Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие.

Ребята, трудно было? А что было труднее всего? А что понравилось?

Так чему нас учат сказки?

Сказка учит нас дружить,

Верным быть и честно жить

Пусть живут герои сказок в мире детском озорном

Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.

Ребята, наше занятие подошло к концу. До новых встреч!

Список используемой литературы:

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: -Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новомеловатская средняя общеобразовательная школа»

Калачеевского района Воронежской области

Внеклассное мероприятие

в начальных классах

Игра-путешествие

«По страницам любимых сказок»

подготовила

учитель начальных классов 1 КК

Грищенко Галина Ивановна

с. Хвощеватое
2015

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок».

Цель. Учить детей ориентироваться в мире сказок, развивать умение эмоционально откликаться на произведения художественной литературы, вызывать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение, творческие способности.

В игре-путешествии принимают участие несколько команд. Каждой команде путешественников вручаются путеводные листы. Около каждой станции участников игры встречают сказочные герои, которые приготовили командам различные препятствия(викторины, конкурсы, загадки)

На каждой станции команды за правильно выполненные задания получают жетоны. У какой команды их окажется больше в конце игры, та команда и выигрывает.

Ведущий. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по страницам любимых сказок. Ведь сказки – это наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны. Итак, отправляемся в путешествие.

Станция «На лесной полянке».

Леший. Здравствуйте, ребята. Раз вы попали в наш сказочный лес, значит, должны хорошо знать сказки. И сейчас я это проверю. Не зевайте, хором дружно отвечайте.

    Кто был женихом Мухи-цокотухи? (Комарик).

    Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы).

    Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).

    Куда отправился Айболит по телеграмме? (В Африку).

    У какого царя есть золотой петушок на спице? (У Дадона).

    Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна).

    Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о золотой рыбке»? (33года).

    Какое слово составлял Кай в замке Снежной королевы? (Вечность).

Станция «В гостях у Бабы-яги».

Баба-яга. Явились? Не запылились. Ну что ж, посмотрим, на что вы способны. Я вам такие задания приготовила, никогда не отгадаете.

    В лесу темном, на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Это сказка для ребят…

(«Волк и семеро козлят»)

    Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье).

    Что подарила маленькая разбойница Герде? («Рукавицы»).

    Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной сказке? («Из сосны»).

    Что было нарисовано на холсте в каморке у папы Карло? («Очаг»).

    Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конек-Горбунок»)? (Пшеницу).

    Как звали собаку доктора Айболита? (Авва).

    Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

    Где хранилась смерть Кощея Бессмертного?

    В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? Кто автор сказки?

Станция «Музыкальная».

Скоморох. Сейчас вы услышите отрывки из сказок-мультфильмов.

Ваша задача – узнать, из какой сказки этот отрывок.

Станция «Чудо-дерево».

Соловей-разбойник. Хорошее дерево у меня? Чудом зовут. А растут на нем вещи, которые некоторые сказочные герои потеряли. Угадаете, чьи это вещи, дальше пойдете.

    Азбука. (Буратино).

2. Туфелька. (Золушка).

3. Банка с медом. (Винни-Пух).

4 . Горошина. (Принцесса на горошине).

5. Яйцо. (Курочка Ряба)

6. Монетка. (Муха-цокотуха).

7. Термометр медицинский. (Айболит).

Станция «Загадкино»

Почтальон Печкин. Приготовил я вам, ребятушки, загадки. Интересные да запутанные. Сам еле разгадал.

1. На сметане он мешен,

На окошке он стужен,

У него румяный бок.

Кто же это? (Колобок).

    Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля).

    Живет в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно той старушке

Попасться на обед. (Баба- яга.)

    И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка).

    В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его (Незнайка).

    Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас).

    Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник –

Медвежонок (Вини-Пух).

    С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В полотняный балаган. (Буратино)

    Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

    Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей. (Царевна-лягушка.)

Станция «Сказочная мастерская»

Папа Карло. Ну что ж, дорогие мои любители сказок. Вы прошли долгий и нелегкий путь, и, наконец, попали в мою сказочную мастерскую. А задание вам такое: нужно изготовить своего любимого сказочного героя. А для этого у меня в мастерской все есть: пластилин, цветная и белая бумага, ножницы, клей, фломастеры, природный материал.

Вам нужно только включить свои фантазию, творчество и воображение.

Подведение итогов. Награждение команд.

Литература.

    О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева.- Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. — 1-4 классы. Москва. «ВАКО» 2007.

    О.В. Басюк, М.А. Головкина, Р.И. Дьякова, Н.С. Жидкова, З.Б. Мельник, Г.В. Мизева, Л.С. Михайлова, О.Б. Николаева, Г.В. Погорелова, О.А. Юдина. Классные часы. 1-4 классы. — Волгоград. Издательство «Учитель» 2008.

    Е.П. Стрелкова. Литературная игра «По страницам любимых книг». — Начальная школа. № 5. – 1995.

    С. И. Шилова. Урок «По дорогам сказки». — Начальная школа.-№ 3. -1994.

    А.А. Метлицкая. – В гостях у сказки.- № 9. — 1991.