Каково отношение тургенева к семье кирсановых. Сочинение «Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых. Взаимоотношения в семье кирсановых

На 90-е годы приходится знакомство Горького с Украиной. Уже его первый рассказ «Макар Чудра» был навеян впечатлениями от путешествия по Украине в 1891 г. Украинские впечатления или украинский материал положен в основу многих произведений писателя - «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Емельян Пиляй», «Коновалов», «Мой спутник», «На Чангули», «Валахская легенда» и др. В 1891 г. писатель впервые посетил Киев, а, со временем несколько раз приезжал на летний отдых в село Мануйловка в Полтавской области. Здесь он познакомился не только с бытом и обычаями украинского народа, а и с его литературой. В одном из писем, написанных в Мануйловке, он признавался: «Впервые я читал Шевченко еще юношей, в Котле, в конце 80-х годов… Потом, летом 97 и 98-го года, когда жил в Мануйловке… я читал Шевченко на украинском языке крестьянам… Стихи Шевченко вообще очень мне понравились… Очень хотелось бы издать Гулака-Артемовского, Основьяненко, Котляревского - особенно!»

В 1889 г., находясь на лечении в Ялте, Горький познакомился с А. Чеховым, А. Куприным, И. Буниным, а в следующем году в Москве встретился с Л. Толстым. Тогда же Горький начал принимать активное участие в революционном движении, его несколько раз арестовывала полиция. Угрозы новых арестов заставили его в 1906 г. эмигрировать (Германия, Франция, Америка, Италия). Революционные события 1905 г. Горький встретил одобрительно. Вместе с тем его оценка этих событий не лишена внутренних колебаний и скепсиса в том плане, не станет ли революция стихийной силой, которая сметет все на своем пути. Сомнения писателя отобразились в его тогдашней публицистике: «Исповедь», «О цинизме», «Разрушение личности». В 1913 г. Горький возвратился в Россию. Большевистскую революцию 1917 г. он поддержал, но его собственная политическая позиция относительно нее была далеко неоднозначной. В своей тогдашней публицистике («Революция и культура» и «Несвоевременные мысли») Горький осудил насилие и жестокость и высказал свой скептицизм относительно перспектив социально-исторического развития, начерченных большевистской партией: «Более всего меня поражает то, что революция не имеет признаков духовного возрождения человека»; «Во время погромов людей убивают, как волков, постепенно приучая к спокойному уничтожению ближнего».

В1921 г. Горький снова покинул Россию и семь следующих лет жил в Италии, Франции, Германии, где старался осмыслить изменения, которые происходили на его родине. В 1928 г. он возвратился в Россию, где сотрудничал с правительством большевиков. В стране сталинизма писатель активно занимался литературной и культурно-просветительской деятельностью. В 1934 г. на I съезде советских писателей его провозгласили основателем социалистического реализма - метода, который, по мнению тогдашних идеологов культуры, должен был объединить всех писателей советской эпохи. От Горького старались скрывать истинные масштабы сталинских репрессий, вместе с тем именно ему принадлежит известное выражение: «Если враг не покоряет - его уничтожают», который стал основным лозунгом сталинской политики. В последние годы жизни писатель тяжело болел чахоткой, а 18 июня 1936 года умер. По одной из версий, его могли отравить, поскольку Сталин опасался, что Горький может открыто выступить против политики репрессий, и это приобретет международную огласку.

Писательская судьба Горького трагическая. Осужденный большинством литераторов эмиграции, в СССР он еще при жизни был провозглашен классиком и считался основателем и идейным вдохновителем социалистического реализма. После смерти Горького продолжительное время считали непревзойденным гением, «хрестоматийным» литературным образцом, а в постсоветскую эпоху старались провозгласить бездарностью и ничтожеством. Впрочем, настоящая мировоззренческая и идейная позиция Горького была далекой от навязанного ему идеологического схематизма и прямолинейности, хотя она и не лишена внутренних разногласий и идейных искривлений, а художественная ценность написанного им признавалась безоговорочной даже его идейными неприятелями.

В творчестве Горького первой трети XX ст. выделяют два периода. Первый, который охватывает 1899 - 1912 годы, считается наиболее тенденциозным и политически заангажированным, поскольку он связан с революционной идеологией. В это время были созданы социальные романы и повести «Фома Гордеев» (1899), «Троя» (1900-1901), «Мать» (1907), «Исповедь» (1908), «Городок Окуров» (1910), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911).Все эти произведения, по словам одного из современных писателю критиков, «изображают широкую картину русской провинциальной жизни - со всем его бессмысленным варварством, грязью и невежеством, где лишь отдельные личности стараются постичь «смысл жизни», вырваться из топи и указать темным и придавленным массам светлый путь». На этот же период приходится и рассвет драматургии Горького, в которой по обыкновению поднимается та же проблематика, что и в его прозе («Мещане», 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904; «Дети солнца», 1905; «Враги», 1907 и др.).

1913 - 1936 гг. - это второй период творчества Горького, который в основном охватывает автобиографические произведения и воспоминания (автобиографическая трилогия «Детство», 1913; «В людях», 1915; «Мои университеты», 1923; роман «Дело Артамоновых», 1925; эпопея «Жизнь Клима Самгина», 1926-1936 и др.). В творчестве Горького первой трети XIX ст., как и раньше, ведущей темой остается тема гуманизма, поисков духовных основ, которые определяют гуманистический идеал, «моральное лицо» «настоящего» Человека. Но общая идейная тональность этих поисков кое-где изменяется. С одной стороны, это проявляется в усилении морализаторских тенденций, которые особенно четко обнаруживают себя в драматургии Горького, а с другой стороны - в прозе более явным образом и неоднозначно очерчиваются его политические симпатии и приоритеты, которые, фактически, прямо вытекают из лозунгов и идеологии тогдашнего образца. Изменяются и художественные ориентиры Горького: в его поэтике начинает доминировать реалистический метод, который существенно отодвигает романтические приемы раннего творчества.

Наиболее примечательной в контексте общей идейной и художественной эволюции Горького первой трети XX ст. является его драма «На дне» и роман «Мать».

«На дне» («На дне», 1902) - пьеса, которая по жанру является социально-философской драмой, представляет вершину драматургии Горького. Тематически она объединена с его прозой 90-х годов и завершает в творчестве писателя цикл произведений о «босяках». «Она стала итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», - писал позднее сам Горький. Действие происходит «на дне», как метафорически назван в драме приют для бездомных, в котором собрались представители разнообразных социальных прослоек тогдашней России. Все они отличаются по возрасту, характерам, профессиям, каждый из них по разным причинам попал на «дно» жизни, но всех их объединяет чувство собственной социальной неполноценности и иллюзорная вера в то, что, в конце концов, им удастся вырваться из тюрьмы, с которой ассоциируется для них жизнь в приюте.

В романе «Мать» (1907-1908) Горький изображает неуклонный рост в народных массах революционного сознания. Все звенья этого процесса показаны, прежде всего, в связи с его главными героями - Ниловной (Пелагеей Ниловной Власовой) и ее сыном Павлом. Павел - фабричный рабочий, судьба которого сначала была типичной для людей его круга и профессии. В юноше зреет социальный протест, но следствием является лишь пьянство и агрессивное поведение. Встреча с большевистским подпольем решительно изменяет сознание Павла. Со временем он становится профессиональным революционером, а после ареста по приговору суда должен быть выслан в Сибирь. Аналогичная эволюция проходит и с его матерью Ниловной, которая из затурканной жизнью, слабой женщины превращается в волевого и мужественного революционера, сознательного борца с социальной несправедливостью.

Этот роман признают наиболее тенденциозным и в художественном плане довольно слабым произведением Горького.


Страница: [ 1 ]

Максим

Горький

1868 - 1936


МАКСИМ ГОРЬКИЙ –

настоящее имя

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма


Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра Рано осиротев, детские годы провёл в доме своего деда Каширина. С 9 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.

Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва


Отец , Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры.

Мать , Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).




РАННИЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого



Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай 2 распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.

Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн, В.В.Вересаев, Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов, А.С.Серафимович и др.


Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова и др.)

В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.


ГОРЬКИЙ МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ

(1905-1917)

После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908),высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».


Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.

Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва


ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ

МАКСИМА ГОРЬКОГО

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.)


Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).


ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРЬКОГО

В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать.




БИБЛИОГРАФИЯ М.ГОРЬКОГО

Романы

1899 - «Фома Гордеев»

1900-1901 - «Трое»

1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907)

1925 - «Дело Артамоновых»

1925-1936- «Жизнь Клима Самгина»

Повести

1908 - «Жизнь ненужного человека».

1908 - «Исповедь»

1909 - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».

1913-1914- «Детство»

1915-1916- «В людях»

1923 - «Мои университеты»


Рассказы, очерки

1892 - «Макар Чудра»

1895 - «Челкаш», «Старуха Изергиль».

1897 - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».

1898 - «Очерки и рассказы» (сборник)

1899 - «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна»

1901 - «Песня о буревестнике» (поэма в прозе)

1903 - «Человек» (поэма в прозе)

1913 - «Сказки об Италии».

1912-1917- «По Руси» (цикл рассказов)

1924 - «Рассказы 1922-1924 годов»

1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов)


Пьесы

1901 - «Мещане»

1902 - «На дне»

1904 - «Дачники»

1905 - «Дети солнца», «Варвары»

1906 - «Враги»

1910 - «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го)

1930-1931 - «Сомов и другие»

1932 - «Егор Булычёв и другие»

1933 - «Достигаев и другие»

Публицистика

1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)

1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием)

1922 - «О русском крестьянстве»

Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва



  • http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Горький Максим/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Горький
  • http://www.nnov.ru/М._Горький
  • http://writerstob.narod.ru/writers/gorkiy.htm
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=Максим+Горький&rpt=image&img_url=s003.radikal.ru%2Fi204%2F1002%2Fd6%2Ffa7b9a776bdc.jpg

И.С.Тургенев. «Отцы и дети» (1861)

Смысл названия

Смысл названия романа Тургенева достаточно широк: в названии отражается и противостояние либералов и революционеров-демократов в шестидесятые годы 19 века (не случайно в самом первом предложении точно указывается дата начала действия – май 1859 года), и вечный конфликт поколений.

Особенности психологизма Тургенева

Тургенев считал: «Поэт должен быть психологом, но психологом тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления». Тургенев, в отличие от Л.Н.Толстого, например, не поясняет происходящее с героем, не комментирует его душевное состояние, а, показывая отдельные детали портрета, жесты, интонацию голоса, предоставляет читателю самому понять, что происходит в душе героя.

Базаров

Базаров в начале романа. Базаров, герой шестидесятых годов, резко отличается от героев других времён (Онегина, Печорина): герой Тургенева не собирается подчиняться обстоятельствам, он пришел изменить само время, жизнь и в этом видит свое призвание. Базаров – разночинец, человек, который всего добивается сам, а потому привык надеяться только на себя и верить только в себя. Это человек дела, действия, для него любая идея, невоплотимая в ближайшие годы, лишь «общее место».

Отличие Базарова от братьев Кирсановых заметно с самых первых страниц романа: он по-простонародному представляет себя «Евгений Васильев», ему неважно, что его балахон с кистями и песочные бакенбарды не столь изящны. Ум, сильная воля, внутренняя энергия ощутимы в портрете Базарова. В Павле Петровиче, напротив, главное – изысканная красота человека, далекого от реального дела, а потому он пренебрежительно спрашивает о Базарове: «Кто сей?» и, получив ответ, что это друг Аркадия, ещё более изумляется: «Этот волосатый?»

В начале романа Базаров живет в упрощенном мире, где всё объяснимо, а идеальные материи – лишь «романтизм, гниль, художество». С максимализмом молодости герой Тургенева отрицает представления «отцов» об авторитетах и аристократизме, о задачах времени и сущности нигилизма, о природе и человеке, об искусстве и любви: «в теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем», «сперва нужно место расчистить, а строить будут другие», «изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой», «нравственные болезни происходят от безобразного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Павел Петрович уважает настоящих аристократов, гордится, что сам принадлежит к их числу, Базаров откровенно презирает в них бездельников; Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу – тот утверждает, что в жизни русского народа много тёмных сторон, достойных презрения. Братья Кирсановы считают абсолютное отрицание традиций губительным, Базаров утверждает, что нигилизм – веление времени. Павел Петрович уважает личность: «Личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё держится», а Базаров вначале романа считал, что существенных различий между людьми нет.

Хотя Тургенев показывает своеобразное превосходство Базарова в споре с братьями Кирсановыми, но сам скорее согласился бы со словами Николая Петровича: «Но как же ломать, не зная почему, ведь надобно же и строить». Ни Базарову, ни Павлу Петровичу Тургенев не дает окончательной победы в споре: мир и человек сложны, любая точка зрения не исчерпывает и не перечеркивает остальные, истина там, где нет нетерпимости к иному мнению. Все проблемы, по которым спорят Базаров и братья Кирсановы, можно объединить в одну – судьба России, ее будущее, место в ней народа и интеллигенции. Уже то, что Базарову не дано пройти мимо вечного русского вопроса «Что делать?», что он «смеет свое суждение иметь» о самых актуальных, самых значимых вопросах времени, - уже это выявляет в нём личность. С ним можно не соглашаться, но не уважать его нельзя. Многие высказывания Базарова показывают односторонность его взглядов, однако нужно учитывать, что эти взгляды порождены временем, когда Россия уже в который раз в своей истории оказалась на перепутье и нужно было решать и решаться на активное действие. Базаров из тех, кто не смог остаться в стороне.

Часто в вину Базарова вменяют его высказывания о любви, природе, искусстве. Однако судить о человеке следует не только по его словам, но и по его поступкам. Базаров ограничивал любовь лишь физиологией, но до тех пор, пока сам не полюбил по-настоящему, а по поводу искусства у Базарова есть еще одно высказывание: «Мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, когда дело идёт о насущном хлебе». Согласиться с этим мнением трудно, но нельзя не признать за ним право на существование, потому что это – позиция. С чем действительно сложно согласиться, так это с представлением Базарова о человеке, однако герою Тургенева еще предстоит столкнуться с загадкой человеческой души, прежде всего своей собственной. Тургеневу нужен был именно такой герой, чтобы провести его через несколько кругов испытаний, столкнуть с тем, что он отрицал.

Испытание любовью. Базаров начала романа даже не предполагал в себе способности полюбить с первого взгляда, страстно и трудно, как не многим дано. «На остальных баб не похожа», - грубоватость этой первой реакции Базарова на появление Одинцовой уже говорит о том, что любовь вошла в его сердце, и эти слова лишь обреченная попытка ослабить ее воздействие. «Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Это «что-то» как раз и было той тайной любви, которую Базаров отрицал, а теперь оказался в ее власти. Это «что-то» было неподвластно его воле, разуму, он чувствовал это, пытался бороться со своей страстью – и не мог совладать. Базаров – незаурядная натура, он не умеет любить «слегка», его любовь подобна лавине – с такой любовью трудно жить, такую любовь сложно принять, не случайно так часто ощущения Анны Сергеевны Одинцовой Тургенев передает через слово «испуг».

Одинцова действительно достойна такой любви. В ней чувствуется самобытность и сила характера, величавость и чувство собственного достоинства, а главное - способность, несмотря ни на что, оставаться собой. Жизненные невзгоды не сломили ее, не принизили, однако своим холодным спокойствием, размеренным и чопорным порядком жизни в своей усадьбе Никольское Одинцова словно закрыла себя от неожиданностей жизни. То, что именно Базаров привлек ее внимание, обнаруживает в ней человека незаурядного и умного: она, аристократка, увидела в этом дерзком, «неудобном» человеке сильную, сложную, интересную натуру. Однако всё же Базаров оказался ей не по плечу. Принять такую любовь – значило бы расстаться с привычной жизнью навсегда, этого Одинцова не смогла сделать.

Любить страстно, но отойти в сторону, когда твоя любовь не принята, - это Поступок, который не всем под силу. Базаров сумел это, но все же что-то надломилось в нем, навсегда угасло.

Испытание одиночеством. Базаров сумел преодолеть отчаяние неразделенной любви, но все же возможное счастье для него навсегда потеряно. Все меньше людей остается вокруг него: дуэль с Павлом Петровичем навсегда закрывает дорогу в Марьино, расставание с Аркадием заставляет Базарова признать, что взаимоотношения с этим «мяконьким либеральным баричем», как он его называл, все же делали его жизнь богаче; Ситникова и Кукшину вряд ли можно назвать учениками Базарова, а тем более его друзьями.

Углубляется разлад Базарова с самим собой, что-то гнетет его, и даже родители, которые любят его, но понять его душевные метания не могут, не в силах помочь. «Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Базаров, в начале романа гордо сказавший: «Мой дед землю пахал», вдруг понимает, что не только для Павла Петровича, но и для него, Базарова, крестьянская Россия есть великая тайна («Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории», - такими словами Базаров встречает на деревенской улице мужиков, не подозревая, что в их глазах он является чем-то вроде «шута горохового»).

Последним жизненным пристанищем для Базарова стал родительский дом. Родители любят сына, однако понять его душевных метаний не в силах, ладанка, надетая любящей рукой матери, не может защитить Базарова от самого себя.

«Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен», - с горечью уже в полубреду выскажет Базаров самое сокровенное. В том-то и трагедия Базарова, что он не находит дела, к которому себя готовил, что у него, как у «отцов», нет ответа на вопрос, кто же нужен России.

Испытание смертью. Смерть – последнее испытание, которое герой Тургенева выдерживает с поразительным мужеством. Знать точно, что конец уже близок, смотреть правде в глаза и при этом не озлобиться на весь свет – это опять-таки выявляет в Базарове силу его характера. Именно перед смертью Базарова мы видим его нежную любовь к родителям, все его мысли - о них. Перед смертью Базаров уже не считает нужным сдерживать свою любовь к Одинцовой. Настолько сильна оказалась эта любовь, что на время отступила сама смерть: лишь после того, как Базаров простился с Одинцовой, он «позволяет» себе провалиться в бред, в беспамятство.

Последние страницы романа – это реквием по «страстному, грешному, бунтующему сердцу» Базарова, с уходом которого, казалось бы, осиротели все герои тургеневского произведения.

Семья Кирсановых

Тургенев говорил, что в семье Кирсановых показал лучших из дворян. Не случайно в романе подробно описана история рода Кирсановых; мы видим, что значимые даты в истории этого рода совпадают с этапами истории России, что личная судьба Кирсановых переплетена с судьбой страны. Кирсановы - это представители русской дворянской интеллигенции, для которой правила чести и порядочности всегда были превыше всего, которые не отделяли судьбу своих «дворянских гнёзд» от судьбы России.

Николай Петрович . Несмотря на то что жизнь не баловала Николая Петровича (он не поступил на военную службу, рано потерял любимую жену), он всё же не отвернулся от людей, не замкнулся в одиночестве. Более того – он сумел стать счастливым и дать счастье другим. Натура Николая Петровича мягкая, деликатная, любая грубость, бестактность причиняют ему боль. Николай Петрович увидел, как изменился Аркадий, как в нем появилась несвойственная ему ранее развязность, и «что-то кольнуло» Николая Петровича в сердце, но он тут же «обвинил себя» в излишней требовательности. Именно благодаря таланту доброты и деликатности, которым был наделен Николай Петрович, трещина непонимания между отцом и сыном не превратилась в пропасть.

Не замахиваясь на обустройство всей России, Николай Петрович пытался «возделывать свой сад»: «размежевался с крестьянами, построил дом, службы и ферму, выкопал пруд и два колодца». Целью этих преобразований было ввести новые, более прогрессивные и в то же время более справедливые отношения с крестьянами. Однако «заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо», «бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем – хлопоты безотрадные, бестолковые. Возня с наемными работниками становилась невыносимою. Посаженные на оброк мужики не взносили денег в срок, крали лес». В том, что преобразования не принимаются крестьянами, что они с нелюбовью прозвали Марьино «бобылий хутор», не столько вина Николая Петровича, сколько его беда, да и не только его: слишком глубокой к шестидесятым годам стала пропасть недоверия и непонимания между дворянами и крестьянами. Николай Петрович чувствует, что жизнь идет мимо, что он уже многое в ней не понимает, но у него нет обиды на жизнь, он пытается мудро принять неизбежное.

Павел Петрович. Павлу Петровичу было многое дано: ум, красота, удачливость. Однако он не смог реализовать в жизни то, что получил от природы и по воспитанию. Жизнь оказалась растраченной на бесцельную погоню за навсегда ушедшим счастьем, проведена в бездействии либо в Марьино, либо за границей. Павла Петровича можно уважать за умение страстно любить, жертвуя во имя любви всем, но уважение рассеивается, когда он пытается вымолить любовь у княгини Р., не находит в себе сил отступить в сторону, когда его любовь уже не нужна. Судьба Павла Петровича столь же трагична, как и судьба Базарова: он тоже умирает, но умирает духовно: «Его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».

Последний всплеск жизненной энергии Павла Петровича связан, как это ни парадоксально, с появлением Базарова, который заинтересовал Павла Петровича, иначе он вряд ли спорил бы с этим «лекаришкой» так страстно и горячо. Возможно, в Базарове Павел Петрович увидел то, чего не имел или утратил сам: силу воли и характера, уверенность в своих возможностях и ту гордость, без которой не добьёшься высоких жизненных целей.

Именно в споре с Базаровым Павел Петрович получил возможность высказать свои взгляды, со многими из которых трудно не согласиться: «человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится», «послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов», «как же это ломать, не зная даже почему». С уважением относясь к авторитетам и традициям, русские дворяне видели свое назначение в сохранении и приумножении, а не разрушении.

Последние дни Павла Петровича – это тяжесть существования, не освещенного целью, любовью, ему уже нечем и незачем жить. Он навсегда уезжает из России, единственное, что напоминает ему о родине, - пепельница в виде мужицкого лаптя. «Но жить ему тяжело, тяжелее, чем он сам подозревает. Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислоняясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы».

Аркадий. Нигилизм Аркадия был неглубоким, внешним: его привлекали сила характера Базарова, стремление ниспровергать авторитеты, желание самоутвердиться. Аркадий – натура художественная, он тонко чувствует природу, искусство, он не бунтарь, он просто другой, не похожий на Базарова. Аркадий старался подавить в себе чуткость, восприимчивость, но это постоянно прорывалось помимо его воли. Именно эти качества позволили Аркадию понять состояние Базарова после отказа Одинцовой: «Садясь в тарантас к Базарову, Аркадий крепко стиснул ему руку и долго ничего не говорил. Казалось, Базаров понял и оценил и это пожатие, и это молчание». Со свойственной ему деликатностью Аркадий понял, что Базарову нужны были в эту минуту не слова, а именно молчание, участливое и понимающее. О том, что значил Аркадий для Базарова, говорят последние слова, сказанные им Аркадию: «Есть у меня другие слова для тебя, но только я их не скажу, потому что это значит рассиропиться».

Любовь, доверие друг к другу – вот те основы, на которых держится Дом Кирсановых. В конце романа мы узнаем, что «Николай Петрович успел уже полюбить Катю без памяти», что всем, «в сущности, очень хорошо», что дела отца и сына Кирсановых «начинают поправляться, ферма уже приносит доход».

Ситников и Кукшина как мнимые последователи Базарова

Подчеркивая колоссальность натуры Базарова, его непохожесть на всех, истинность его взглядов, Тургенев по принципу антитезы выводит образы Ситникова и Кукшиной, нигилизм которых внешний, напускной, пародийный. Подобные отношения «героя и пародии» отражены в пьесе Грибоедова «Горе от ума» в противостоянии Чацкого и Репетилова: Репетилов считает себя принадлежащим к прогрессивной дворянской молодежи, не понимая сути прогрессивных идей.

Ситников видит в нигилизме лишь возможность отрицать авторитеты («Когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг, словно прозрел!»). Личностная малость Ситникова подчеркивается уже в его первом появлении: «Выскочил человекнебольшого роста», в деталях его портрета: «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойной, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Ситников, стыдясь своего недворянского происхождения (его отец - купец - держит кабаки), ощущая личностную незначительность, пытается приукрасить себя прогрессивными взглядами, однако его суетливость и тревожность обнаруживают, что он чувствует себя чужим среди таких, как Базаров.

Такая же тревожность, ощущение неустойчивости чувствуются и в Кукшиной - «передовой женщине», как ее называет Ситников. Нигилизм в ее понимании – забыв о традиционных приличиях, возможность развязно общаться, появляться в неопрятной одежде, подчеркивая своё «прогрессивное» пренебрежение красотой. «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Всё у ней выходило не просто, не естественно». Нигилизмом Кукшина прикрывает свою женскую неустроенность и несчастливость: она разъехалась с мужем, у нее нет детей и семьи («Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу ! Впрочем, это всё равно»).

Отношение Тургенева к Базарову

« Я не знаю, люблю я его или ненавижу » , - сказал Тургенев о Базарове – герое, абсолютно чуждом ему и социально, и духовно. Писатель обладал чуткостью к тому, что еще только появлялось в жизни, еще не сформировалось (Добролюбов называл это «чутьём настоящей минуты»), а потому, как ни парадоксально, либерал по своим убеждениям, аристократ по типу личности и положению в обществе, утонченный эстет, Тургенев первым в русской литературе изобразил революционера-демократа. Базаров был настолько интересен своему создателю, что Тургенев вел дневник от его имени, где записывал возможные суждения героя о происходящих событиях.

Отношение к людям базаровского типа у Тургенева было сложное. Писатель не мог принять радикализм взглядов этих людей, категоричность суждений и оценок, признание не столько эволюционного, сколько революционного, а значит, по мнению Тургенева, разрушительного пути развития России. Именно это неприятие стало причиной выхода писателя из редакции журнала «Современник», хотя Тургенева связывали с этим изданием и его редактором Некрасовым многолетние творческие и дружеские отношения (появление в редакции Чернышевского и Добролюбова, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», написанная по поводу романа Тургенева «Накануне» и с явной очевидностью показавшая различные представления либералов и революционеров-демократов о преобразовании России, стали причиной разрыва Тургенева с журналом и очередного отъезда писателя за границу. Роман «Отцы и дети» печатался уже не в «Современнике», а в журнале «Русское слово»).

«Сделать Базарова волком и всё же оправдать его – вот это было трудно», - признается Тургенев. Базаров начала романа – именно «волк»: в нем чувствуется внутренняя сила, убежденность в своих материалистических взглядах, снисходительное презрение к тем, кто мыслит иначе.

Постепенно отношения «автор-герой» в романе становятся иными, особенно когда Тургенев показывает Базарова в любви. Автор искренне сопереживает своему герою, способному не только сильно любить, но и сохранить в горечи неразделенного чувства достоинство и благородство. Жизнь оказалась гораздо богаче, сложнее, противоречивее, чем предполагал Базаров, не все подчиняется в жизни разуму и воле, не все можно объяснить материалистическими идеями. Жизнь не умещается в готовые схемы и теории – это всегда знал Тургенев, к этому автор подводит и своего героя. Тургеневу удалось создать не карикатуру на революционера-демократа, а живую личность, сильную и страстную, столкнувшуюся с великими тайнами человеческой жизни и души. «Если читатель не полюбит Базарова, значит, я не добился своей цели», - сказал Тургенев, которому действительно важно было, чтобы читатель полюбил его дерзкого, «неудобного» героя.

Вторая часть романа открывает еще одну авторскую задачу, которую Тургенев сформулировал так: «Я хотел сделать из Базарова лицо трагическое». «Мне виделась фигура сильная, мрачная, наполовину выросшая из народной почвы и всё же – преждевременная», - говорил Тургенев.

Отношение автора к Базарову можно ощутить и в финале романа. Примечательно, что роман не заканчивается описанием смерти главного героя: есть еще эпилог, в котором говорится о братьях Кирсановых, об Аркадии и его счастливой жизни с Катей, об Одинцовой, родителях Базарова, горестно и трогательно-печально приходящих на могилу сына.

Финальный абзац уподобляется стихотворению в прозе – и по своему мелодизму, и по ритмической организации строки, и по авторскому чувству светлой печали, отраженному в нем. «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они. Они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». «Молитвы», «слезы», «любовь», «примирение», «жизнь бесконечная» - такими становятся ключевые слова финальных строк романа Тургенева. В них – глубокое и мудрое авторское приятие жизни во всех ее трагических и светлых проявлениях, признание вечных истин любви, добра и согласия. Базаров ушел, но остались в мире вечная природа, вечная любовь, вечное обновление самой жизни. Все непонимания временны, тогда как любовь вечна. Таким образом, героем «несоглашающимся» Тургенев утверждает согласие.

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева- это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, повести “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна и редко поддается рациональному объяснению. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать - и пройти мимо”, - читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить писатель считал мерилом человеческой ценности. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”.
Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, он всецело отдался мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошло как сон”. Смерть жены - страшный удар для героя: обрушился весь мир, потому что не стало женщины, которая являлась его средоточием. Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее: просто “…она была так молода, так одинока”, что вызвала сострадание и, конечно, привлекала стареющего помещика молодостью и миловидностью. Мне кажется очевидным, что герой питал к девушке больше отеческие чувства, нежели страсть. Взяв “неровню”, но мать своего ребенка в жены, Николай Петрович совершил поступок, достойный мужчины.
Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя: он не в силах противиться своему чувству, а княгиня быстро охладевает к поклоннику. “Десять лет прошло… бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Интересно, что в жизни братьев Кирсановых фигурирует число десять, только с разными акцентами: у Николая это десять лет счастья, у Павла - напротив. Мне кажется, этим подчеркивается одновременно и-родство, и внутренняя противоположность братьев. Реакция на смерть возлюбленной у Павла Петровича та же, что и у Николая: жизнь кончена, герой сломлен. Однако Павел Петрович, как и брат, “заметил” Фенечку, только та его боится: не хватает старшему брату простоты и мягкости младшего. Симпатия к молодой женщине и нетерпимость к поведению, а главное - мировоззрению Базарова, презирающего все то, что свято для старшего Кирсанова, приводит к дуэли. “Рыцарство” Павла Петровича кажется несколько нелепым в этом эпизоде, но все же это рыцарство. К тому же эта “пародийная” дуэль прошла не зря для героя: что-то поколебалось в его “принсипах”, он стал человечнее и просит брата жениться на Фенечке, сам же находит в себе силы “уйти в тень”.
В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником, студентиком” рядом с ней, это, конечно, не настоящая любовь, а лишь увлечение пылкого неискушенного юноши “светской львицей”. Зато “с Катей Аркадий был как дома”, их объединяло все: литература, природа, музыка, отношение к жизни. Все поверхностное, наносное - то, что прививалось Базаровым, - исчезло, осталось лишь естественное молодое чувство. Аркадий повторяет, но более счастливо, жизненный путь своего отца: его интересы замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот, но разве это так уж “мелко” - приносить счастье окружающим людям?
Что же значит любовь в жизни главного героя романа? “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни”. Изначально молодой нигилист отрицает духовную сторону любви, настаивая, что есть лишь плотское влечение. Он отнюдь не женоненавистник, но “нравится тебе женщина- старайся добиться толку”. Так, Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, - молодостью, чистотой, непосредственностью, и герой, не признающий нравственных обязательств хотя бы перед гостеприимными хозяевами, делает неуклюжую попытку соблазнить ее. Возможно, правда, еще одно объяснение его поступку: неосознанное желание “взять реванш” за “неудачу” с Одинцовой, утешить самолюбие. Вот к той он испытывает настоящую любовь-страсть и мучается от того, что рушится его теория отрицания высоких чувств, сведения всего к “физиологии”. Базаров понимает, что с ней-то как раз “не добьешься толку”, но отвернуться, уйти и забыть не имеет сил. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр”, - говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Анной Сергеевной. Не только “богатое тело”, но и “свобода и независимость… мыслей” молодой женщины - вот что вызвало чувство Базарова. “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.
Своим романом Тургенев утверждает вечные ценности любви, красоты, природы. Недаром во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи - это одухотворяющая сила любви пробудила душу героя к чувствам, дотоле неведомым.
Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов - герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям - Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей - Базарова, Павла Петровича - одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.