Что такое общность и зачем она нужна. Социальные общности людей. Причины дезорганизации социальных общностей

Понятие социальной общности людей позволяет рассматривать этапы в развитии человеческого сообщества, как социально-природного целого, при этом, особенности институализации могут, как рассматриваться, так и не рассматриваться. К видам социальных общностей людей относят: род, племя, народность, нацию, вне-национальные inter-национальные общности.

Род как социальная общность людей, определяется наличием структурированных родственных связей. Эта форма общности соответствует древнему, первоначальному развитию человеческих сообществ. Племя как социальная общность характеризуется тем, что состоит из нескольких родов. В рамках племени обеспечивается генетическая чистота новых поколений. Племя, по сравнению с родом, выступает более прогрессивной формой общности, для которой характерна единая организация жизни и наличие руководящей структуры. Существование племен характеризуется не только присутствие кровно-родовых связей и управленческой структурой, но также и способом, укладом жизни. Этот способ или уклад характеризует конкретные формы освоения данным сообществом природы. В этом плане надо отметить существующую «специализацию» племен (животноводческие, земледельческие, рыболовецкие и т.д.).

Народность следующая форма социальных общностей людей. По сравнению с племенем в народности заметен шаг к усилению социально организационных характеристик жизни человеческого сообщества, по сравнению с акцентировкой кровнородственного момента (в племени). Для народности характерны следующие признаки: язык, единство природных характеристик (этнические характеристики), проявляемое у всех представителей данной народности; особенности культуры (включающие в себя способы жизнедеятельности и их отражение в духовной жизни), территория проживания.

Нация как социальная общность людей характеризуется следующими признаками: общность языка, культуры, территории, единство этнических черт, а также общность экономической жизни. Учитывая, что наличие экономического процесса связано с проявлением капитализации общественных связей, символом которого выступает крупное машинное производство. Общность экономической жизни устанавливается по отношению к тому или иному этносу, как имеющая место лишь тогда, когда для данного народа главным признаком, характеризующим организацию его жизни, является установление связей с природой и с другими сообществами через создание собственных технологий, в которых используются возможности машин. Речь идет о переходе от натуральных форм хозяйствования на земле к формам создания искусственной среды, опосредующей отношение человеческого сообщества к природе. Это опосредование сущностно меняет характеристики и самого сообщества, в частности, оно приводит к ослаблению статуса кровно-природной, мускульной силы людей как ведущей. Именно в этот период возникает, и все более усиливается связь людей, обусловленная не кровнородственными характеристиками. Эти характеристики хотя и остаются, но перестают играть решающую, знаковую роль в человеческом сообществе.

Именно для нации характерна общность экономической жизни, поэтому, общность людей в своем развитии прямо приводит к появлению новых общностей - интернациональных, в которых обозначен выход людей за границы связей, определяемых с акцентированием природно-социальных аспектов.

Возникновение интернациональных общностей происходит тогда, когда общность экономической жизни охватывает ряд регионов, в которых присутствуют разные народы. В рамках интернациональных общностей (американский народ, советский народ) возникает проблема сохранения культурной самобытности входящих народов, их языков.

В рамках мирового экономического процесса происходит постепенная невилировака особенностей культурной жизни разных народов, включая и их языки. В этом плане стоит задача достижения сознательной ориентации на сохранение культурных достижений всех народов. Эта задача по сути является задачей противопоставления собственно человеческого технологизации социальной жизни, в рамках которой и сам человек превращается в винтик безличного процесса, не имеющего собственно культурных определений.

Теория обслуживающая технологизацию общественной жизни, обосновывающая ее позитивность или хотя бы нейтральность, по отношению к процессу разрушения культуры, - это теория космополитизма. Главная идея этой теории состоит в том, что человек не должен искать культурного контекста собственного существования, что, находясь в потоке технологических манипуляций, называемых современным способом существования человеческой цивилизации, - человек должен абстрагироваться от отсутствия первого и присутствия второго и в своем существовании находить замену потерянного содержания в общественном технологическом движении. Иначе говоря, космополит - это тот, который независимо от места нахождения и социального контекста существования чувствует себя одинаково хорошо и не является защитником, каких либо существующих или утраченных культурных миров.

Речь идет о том, что позиция космополита характеризует укорененно-внешние отношения индивида к любому культурному содержанию. Для космополита характерно преобладание вне-культурных определений существования, полное сосредоточение на цивилизационных определениях. Именно эта позиция, выражающая и обосновывающая космополитизм, тщательно завуалирована, так как лишь в подтексте обнаруживается связь чисто цивилизационной позиции индивида с интересами господствующих социальных групп. В категориальном плане позиция космополитизма могла быть выражена в виде потери связки всеобщего с особенным. Реальный вариант состоит в том, что всеобщее вне особенного не существует. Универсально-планетарная идея, которую берет на вооружение космополитизм, абсолютизирована в результате утверждения космополитами не существенности, малозначимости для человека той или иной особенности территориально определенной области на планете. Именно в этом выражается отрыв субстанциональной основы причастности к универсальному материальному миру, который всегда выражается в наличии у человека своей родины, то есть места на планете, любя которое, человек любит всю планету. Космополитизм характеризует человека как гражданина Мира. В этом выражается наличие у него манипулятивно-соотносительного статуса. Здесь устанавливается соотношение индивида со сферой отчужденно-нормативно регламентирующей характеристики существования. Всеобщее, проявляя себя, получает свою содержательность, осмысленность, через общее, особенное. По отношению к этой сфере человек выступает единицей, которая должна. соотносясь с ней, подчиняться ее стандартам. Именно подчинение выступает главным в определении понятия гражданин. В таком определении специально не акцентируется культурные возможности человека.

Идея мирового гражданства возникает на почве углубления капиталистических трансформаций общественных связей. Эта идея призвана, во-первых, обосновать отказ от значимости и самоценности культурной позиции человека, заменив ее способностью адаптироваться в «технологизации» общественной жизни. Во-вторых, идея мирового гражданства направлена на разрушение национального в отношении к странам технологически более развитым. В этом смысле возникает манипуляция с феноменом национального: национальное противопоставляется мировому. Отрицается необходимость поддержания специфики национального на основе утверждения необходимости подчинения его мировому. Однако данная манипуляция с понятием национального строится на абстрактном понимании понятия мирового. Когда мировое рассматривается а-национальным, оно выступает реально не существующим. Такой ход мысли, является распространенным. В этом случае имеет место идеологическая процедура, в результате которой, мировое оказывается очищенным от массива национального. После такого очищения в понятие мирового включается указание на наличие какого то массива (количества) участников, единиц экономического финансового процесса охватывающего всех, а также в понятие мирового включается указание на причастность этих единиц к общетехнологическому, финансовому процессу охватывающему всех. Речь идет, таким образом, об абстрактном образе совершающегося повсеместно процесса цивилизационного движения, в котором индивид является в той или иной мере соучастником и выражает образ космополита - гражданина мира. Так как этот процесс имеет свои нормы и установления по отношению, к которым данный индивид определяет свое место, в том числе речь идет о месте, не фиксированном в какой либо точке земного шара. Это объясняется тем, что мировой процесс, как каковой, должен определяться не столько характеризующими его результатами, сколько фактами продолжения начатого движения. Речь идет об экономическом процессе, который охватывает весь мир. Для него не суть важными оказываются различные национальные характеристики общественной жизни. Поэтому, реальный статус национального нивелируется, уступая место статусу собственно экономическому. Под флагом космополитизма решаются различные, не только национальные, но и политические, религиозные, идеологические и прочие проблемы.

Проблема глобализации как проблема экономического превосходства развитых и попытка насильственного приобщения к такому уровню экономически недостаточно развитых стран является в настоящее время мощной тенденцией в мировом процессе, который игнорирует национальные традиции, и заставляет усиленно развивать национальную экономику.

Общество представляет собой целостную социокультурную систему, состоящую из огромного количества подсистем. Одной из них является социальная общность. Любая общность подразумевает скопление людей, имеющих что-либо одинаковое (например, интересы, задачи или цели). Люди, объединяющиеся в какое-либо сообщество, обычно имеют схожие представления о жизни, выполняют в обществе похожие социальные роли.

Итак, можно сказать, что социальная общность - это совокупность человеческих индивидов, объединенных схожими условиями жизнедеятельности, обладающих одинаковыми интересами, ценностями и осознающих свою Основаниями для объединения людей могут быть: их тесное взаимодействие между собой, общая деятельность, осознание сходства интересов, собственная культура, формирующаяся на основе сходных представлений о целях данной общности, нравственных понятий и т.п., наличие системы самоуправления.

Ряд социологов считает, что социальные общности и группы в большинстве случаев не возникают спонтанно. Одна концепция их возникновения предложена американцем Д. Хомансом, считавшим, что люди, взаимодействуя между собой, пытаются достичь определенного блага. Чем более значимо данное благо, тем больше усилий предполагает человек для сближения с остальными людьми, для которых это благо также является значимым. Говоря простым языком, по мнению американского социолога, люди объединяются в группы, образуют общности и сообщества лишь для достижения определенной цели.

Одна социальная общность может отличаться от другой целью своего образования, формой и подобных объединений людей различаются по следующим признакам:

По времени существования: от нескольких минут (аудитория концертного зала, митинга) до целых столетий (отдельно взятая нация);

По составу входящих в них людей: от двух человек до нескольких тысяч (члены определенной партии);

По плотности связей между основными представителями: от тесно (сотрудники офиса) до весьма аморфных, практически не взаимодействующих между собой образований (футбольные фанаты).

Социологи выделяют такое понятие, как массовая социальная общность, отличительными чертами которой являются:

Нестабильность существования;

Разнородность состава входящих в нее людей, невозможность установления их точного количества;

Функционирование на базе той или иной деятельности и невозможность существования вне ее.

В качестве примера массовой социальной общности можно привести поклонников определенной поп-звезды, болельщиков спортивного клуба, членов разнообразных ассоциаций. Племя коренных жителей Новой Гвинеи, отдельно взятая нация, раса, толпа митингующих возле администрации предприятия также являются массовыми социальными общностями.

Отдельное место среди других объединений занимает этнос - совокупность людей, проживающих длительный период времени на определенной территории, имеющих стабильную собственную культуру, отличающихся самосознанием, то есть осознающих отличие своего объединения от других подобных. формируется, как правило, на базе общей территории для проживания, создающей все необходимые условия для взаимодействия людей друг с другом. Далее, когда такая социальная общность как этнос уже сформирована, данный признак становится второстепенным либо вообще теряет свою значимость. Люди, относящие себя к принадлежности, могут проживать в разных уголках Земли и, в то же время, помнить и почитать традиции своего этноса, отмечать установленные им праздники и придерживаться определенных им правил поведения.

Социализация человека невозможна без его взаимодействия с другими представителями человеческого рода. Каждый из нас в той или иной степени принадлежит не одной, а сразу нескольким социальным общностям. Человек вне социума перестает чувствовать себя человеком, становится изгоем.

как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности . Как правило, в общности объединяются люди , имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы .

Классификация социальных общностей

Каковы критерии выделения и классификации социальных общностей?

Систематизация взглядов современных социологов по этому вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:
  • сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);
  • общность потребностей людей , субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);
  • наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);
  • формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;
  • укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;
  • социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Социальная общность это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности , ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Как возникают социальные общности?

Существуют различные концепции создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом , который считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.

Рассматривая коллективное поведение с точки зрения предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей , т. е. единства оценок, ценностей , придаваемых значений, стереотипов , которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.

Известный американский социолог Нейл Смелзер в своей книге “Массовое поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Он достаточно однозначно связал свою объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.

Теория рационального ценностно-ориентированного поведения Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии этого процесса:

  1. формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;
  2. нагнетание на основе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления “общего врага”;
  3. взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);
  4. обращение к истории в поисках образцов для заимствования (так поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие общности);
  5. мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;
  6. введение внутреннего социального контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;
  7. вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

Последний этап знаменует вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей — образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение “своих” во властные элиты и т. д.

Виды социальных общностей

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм .

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности , которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

Массовые социальные общности

Наша жизнь всесторонне пронизана понятиями, которые составляют основное содержание такой социологической категории, как “массовая социальная общность”.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

  1. представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;
  2. для таких общностей характерен ситуативный способ существования , т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее , и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;
  3. им присуща разнородность состава , межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые и иные границы;
  4. вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.). Их однотипное поведение зачастую продиктовано не разумом, а чувствами, общими эмоциями .

К массовым социальным общностям относятся:

  • (расы, нации, народности, племена);
  • социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,
  • социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

Среди массовых общностей социологи разделяют толпу и массу .

Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “Герои и толпа”.

Масса отличается от толпы опосредованным контактом.

Если какие-то значимые потребности людей не реализуются, и они осознают это как угрозу своему существованию, включаются механизмы защитного поведения. Возникает общность интереса, основанная на беспокойстве или даже страхе — формируется толпа. Человек перестает ощущать свои ролевые маски, снимает с себя ограничители поведения, он как бы регрессирует в мир первобытных страстей.

В толпе формируется чувство особой мощи, многократного увеличения собственных усилий. Человек чувствует себя увлеченным общим порывом, превращается в часть единого, живого организма. Во главе этой свежепереплавленной общности стоит лидер , и толпа полностью, беспрекословно подчиняется его воле.

Различают четыре основных типа толпы:

  • случайную;
  • конвенциальную;
  • экспрессивную;
  • активную

Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью .

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.

Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е гг. чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы .

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии . Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Видное место среди массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории , поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка , хотя и этот признак этноса не имеет абсолютного значения.

Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей .

Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание чувство принадлежности к определенному этносу . Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах, входящих в этнос людей, опирающееся на генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родной землей, родным языком.

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный механизм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации . Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа . С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность как принадлежащие к одной социальной общности.

В качестве примера можно рассмотреть формирование и развитие русского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине IХ в. С этого времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — русская нация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой по крайней мере отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: являются гражданами одного государства; имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивает, что только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком, культурой и территорией, она действительно образует нацию.

Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X в. православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 998 г. Князем Владимиром своих подданных). По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IX до XVIII в. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в том числе и западной культуры.

Основополагающей идеей национальной духовной русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности. Эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Последующее развитие духовно-нравственных основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.

История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. Были периоды, когда она на время утрачивала свою государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в смутное время XVI в. или в период революции и гражданской войны начала XX в.). В конце XX в. произошло ее разделение по политическим мотивам на Россию, Белоруссию, Украину в рамках СНГ. Но преимущества сообщества людей, близких по крови и духу, неминуемо заставят политическое руководство этих стран искать и находить формы объединения. Создание Союза России и Белоруссии, его расширение и углубление — убедительное свидетельство целесообразности данного процесса.

ОБЩНОСТЬ

ОБЩНОСТЬ

совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт) , придающих ей неповторимое своеобразие.

В отличие от иных организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, О. возникают естеств.-исторически, т. е. независимо от воли и сознания людей под влиянием объективной необходимости в процессе обществ. производства. Способом производства определяется в конечном счёте и О. На ранних ступенях истории слабое производит. сил обусловливало численно небольших О., которые, однако, были весьма устойчивы и обеспечивали функционирование и развитие производства средств существования, воспроизводство самого человека, совместное противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими О. были , племя, семья, . Они позволили человечеству не только сохраниться, но и заложить основы дальнейшего прогресса, развития цивилизации. Более развитое производит. сил в условиях докапиталистич. антагонистич. обществ.-экономия, формаций вызвало к жизни новую историч. О.- . Как , народности более многочисленны, чем предыдущие О., и обеспечивают более широкие возможности для развития как производит. сил, так и обществ. жизни в целом. В рамках народностей развивается обществ. , в том числе происходит отделение умств. труда от физического, возникает по-литич. как следствие раскола общества на . Формирование народностей связано с разложением родо-племенных О., остатки которых иногда сохраняются как пережиток. Происходит также разложение и общины, но во мн. случаях она продолжает существовать и в рамках народности. Видоизменяется и получает дальнейшее развитие семья.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ОБЩНОСТЬ" в других словарях:

    общность - общность, и … Русский орфографический словарь

    Общность жён философский принцип многих философов от античности до наших дней. Содержание 1 Общность жён в Древнем мире 2 Общность жён в Средние века … Википедия

    ОБЩНОСТЬ, общности, мн. нет, жен. (книжн.). Единство, неразрывность; отвлеч. сущ. к общий в 1 и 2 знач. «Нация это, прежде всего, общность, определенная общность людей.» Сталин. «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин.… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Общность - Общность ♦ Сommunauté То, что является общим. По Канту, в частности, взаимодействие между тем, что воздействует, и тем, что подвергается воздействию. Это одна из трех категорий отношения (наряду с акциденцией и каузальностью), находящая… … Философский словарь Спонвиля

    общность - ОБЩНОСТЬ, единство, разг. одинаковость, устар. согласие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, напр. социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность и т. п … Большой Энциклопедический словарь

    ОБЩНОСТЬ, и, жен. 1. см. общий. 2. Совокупность, единство, целостность. Социальная, историческая о. | прил. общностный, ая, ое (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. community; нем. Gemeinsamkeit. 1. Общий характер, подобие, сходство. 2. Тип взаимоотношений между людьми, характеризующийся чувством идентичности, общими интересами и т. д. 3. Реально существующая совокупность индивидов, объединяемых… … Энциклопедия социологии

    общность - общность. Неправильно произношение [обшность] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

Совместный труд, объединяющий некоторое количество , помогает выработать схожее отношение к жизненным ценностям и традициям для каждого человека. При этом социология в данном случае понимает труд не как производство чего-либо или переработку, а как глобальный процесс.

До эпохи Возрождения понятие «народ» было связано исключительно с представлением об общности людей, существовало даже описательное понятие «стадо Христово», синонимичное категории «народ». Очевидно, онтологическое трактование не имеет социологической основы, при таком понимании нет внутренней градации (в стаде все равны, все вперемежку), функциональности. Между тем, с развитием философской мысли и разработки ряда социальных концепций понимания личности и общности, стало очевидно, что «народ» даже как племя неоднороден, есть группы, микро- и макро-, есть коллективы, которые имеют роль в становлении народа, народности, формировании исторического процесса.

Историческая роль народа и определение общности в ключе развития истории

Роль народа в исторических переменах разнится в зависимости от эпохи. К примеру, революционные потрясения, безусловно, стали стимулом к развитию, а вот войны погубили некоторые общности, став причиной регрессии. Аналогично в производственной сфере, которая более определяет сущность «народа» как социальную: формирование экономического баланса и удовлетворение нормы потребления приводило к стогнации, а вот рост потребностей на фоне низкого уровня производства – к прогрессивному развитию (механизации, техническим революциям, научным открытиям). Логично предположить, что совместный труд и борьба за прогресс являются связанными характеристиками, давая народу как социальной общности. Единство народа все больше приближается к человеческой сути и проявляется с развитием общества.

Любопытно, что, к примеру, такая объединяющая категория как «язык», «языковая коммуникация» проигрывает «трудовому» объединяющему фактору. Язык народа, не являясь определяющим фактором общности народа, является опорой для создания связи между людьми, тогда как труд определяет специфику развития и саму возможность единения.

После рассмотрения факторов создания общности народа, хотелось бы определить, значат ли что-то эти факторы в сплачивании народа, стоит ли признаком народа определять духовную культуру, психологические и социальные характеристики. Даже специализированная литература, к сожалению, не предоставит точного ответа на этот вопрос. Духовным факторам внимания уделяется мало, приоритет отдается объективным материально-производственным.

Делая выводы, можно с уверенностью сказать, что народная общность, являясь союзом, связью людей, может строиться не только на материальных, но и на субъективно-сознательных факторах, к тому же без них сложиться нормальному социальному обществу практически невозможно.