Характеристика второстепенных персонажей гроза и их роль. Роль и значение второстепенных персонажей в драме а.  роль и значение второстепенных персонажей в драме а. н. островского «гроза

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» 5.00 /5 (100.00%) 2 votes

А. Н. Островский по праву считается пев-
цом купеческой среды, отцом русской быто-
вой драмы, русского национального театра.
Его перу принадлежит около 60 пьес, и одной
из наиболее известных является «Гроза».
А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского
«Гроза» самым решительным произведением,
так как «взаимные отношения самодурства
и безгласности доведены в ней до трагичес-
ких последствий… В «Грозе» есть что-то ос-
вежающее и ободряющее. Это что-то и есть,
по нашему мнению, фон пьесы».
Фон же пьесы составляют второстепенные
персонажи. Это постоянная спутница Катери-
ны, главной героини пьесы, Варвара, сестра
мужа Катерины, Тихона Кабанова^ Она -
противоположность Катерины. Главное ее
правило: «Делай что хочешь, лишь бы все ши-
то да крыто было». Варваре не откажешь в уме,
хитрости, до замужества ей хочется везде ус-
петь, все попробовать, потому что она знает,
что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с мате-
рью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».
Ложь для нее - норма жизни. Она прямо го-
ворит Катерине, что без обмана нельзя: «У нас
весь дом на этом держится. И я не обманщица
была, да выучилась, когда нужно стало».
Варвара приспособилась к «темному цар-
ству», изучила его законы и правила. В ней
чувствуется властность, сила, готовность
и даже желание обманывать. Она, по сути,
будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони
недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш,
ей под стать. Он единственный в городе Ка-
линове может дать отпор Дикому. «Я груби-
ян считаюсь; за что же он меня держит? Ста-
ло быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не
боюсь, а пущай же он меня боится…», - го-
ворит Кудряш. Ведет он себя развязно, бой-
ко, смело, хвастает своей удалью, знанием
«купеческого заведения». Кудряш - второй
Дикой, только еще молодой.
В конце концов Варвара и Кудряш поки-
дают «темное царство», но их побег вовсе не
означает, что они полностью освободились от
старых традиций и законов и примут новые
законы жизни и честные правила. Очутив-
шись на свободе, они, скорее всего, будут са-
ми пытаться стать хозяевами жизни.
В пьесе есть и истинные жертвы «темного
царства». Это муж Катерины Кабановой, Ти-
хон, - безвольное, бесхарактерное существо.
Он во всем слушает свою мать и подчиняется
ей, не имеет четкой жизненной позиции, му-
жества, смелости. Его образ полностью соот-
ветствует имени - Тихон (тихий). Молодой
Кабанов не только не уважает себя, но и поз-
воляет своей маменьке беспардонно относить-
ся к его жене. Особенно ярко это проявляется
в сцене прощания перед отъездом на ярмар-
ку. Тихон слово в слово повторяет все настав-
ления и нравоучения матери. Кабанов ни
в чем не мог противостоять матери, потихонь-
ку спивался, становясь еще более безвольным
и тихим. Конечно, Катерина не может любить
и уважать такого мужа, а душа ее жаждет
любви. Она влюбляется в племянника Дикого,
Бориса. Но полюбила его Катерина, по метко-
му выражению Добролюбова, «на безлюдье»,
ведь по сути Борис мало чем отличается от Ти-
хона. Разве что чуть-чуть образованнее. Без-
волие Бориса, его желание получить свою
часть бабушкиного наследства (а получит он
ее только в том случае, если будет почтителен
с дядюшкой) оказались сильнее любви..
В «темном царстве» большим почтением
и уважением пользуется странница Феклуша.
Рассказы Феклуши о землях, где живут люди
с песьими головами, воспринимаются как нео-
провержимые сведения о мире. Но не все в
нем так мрачно: встречаются и живые, сочув-
ствующие души. Это механик-самоучка Кули-
гин, изобретающий вечный двигатель. Он добр
и деятелен, буквально одержим постоянным
желанием сделать что-то полезное для людей.
Но все его благие намерения наталкиваются на
толстую стену непонимания, безразличия, не-
вежества. Так, в ответ на попытку поставить
на дома стальные громоотводы он получает
яростный.отпор Дикого: «Гроза-то нам в нака-
зание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты
хочешь шестами да рожнами какими-то, про-
сти Господи, обороняться».
Кулигин по сути является в пьесе резоне-
ром, в его уста вложено осуждение «темного
царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем
городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот
старается бедного закабалить, чтобы на его
труды даровые еще больше денег нажить…».
Но Кулигин, как и Тихон, Борис, Варвара,
Кудряш, приспособился к «темному царст-
ву», смирился с такой жизнью.
Второстепенные персонажи, как уже бы-
ло сказано, - это фон, на котором развора-
чивается трагедия отчаявшейся женщины.
Каждое лицо в пьесе, каждый образ был сту-
пенькой лестницы, которая привела Катери-
ну на берег Волги, к смерти.

Драма А.П. Чехова «Три сестры», написанная в 1900 году, - это произведение новаторской чеховской драматургии, построенное по иным драматическим канонам, чем классические пьесы XIX века. Ушло в прошлое классическое единство места, времени и действия, нет конфликта драмы в его привычном понимании. Герои не представляют собой противопоставленные лагеря, как прежде Чацкий - фамусовское общество, Катерина - «темное царство». Эти люди, скорее, объединены своими взаимоотношениями, представляя собой близкое дружественное сообщество. Помимо главных героинь - сестер Прозоровых - и их брата Андрея, в пьесе действует множество второстепенных персонажей - людей, так или иначе связанных с этой семьей. Это доктор Иван Романович Чебутыкин, живущий в доме Прозоровых, учитель гимназии Кулыгин - муж Маши, часто бывающие в доме офицеры. Все эти люди хорошо относятся к Прозоровым. Чебутыкину скоро шестьдесят, он знает их с детства, хорошо относился к их отцу, «любил покойницу маму». Он любит дарить «девочкам» подарки, преподнося их с торжественным видом, как сюрпризы, о которых все знают, но делают вид, что не догадываются. Он критически относится к себе самому, обвиняя себя в отсутствии знаний, в том, что не читает. Сестры знают, что доктор страдает запоями, и стараются уберечь его от пагубного недуга, но им это не всегда удается. Когда у доктора умерла пациентка, он чувствует себя виноватым, невежей, и «стало на душе криво, гадко, мерзко… пошел запил…». Учитель Кулыгин, муж Маши, тоже добрый человек, но он, вероятно, в силу своей профессии постоянно произносит общеизвестные истины, поучает, оценивает героев, ставя им баллы «за поведение». Маша не любит мужа: раньше он казался ей «самым умным человеком», а «теперь не то», и ее тяготит муж, его коллеги, у которых она обязана бывать и где ей скучно. Также в дом Прозоровых часто приходят офицеры, знавшие покойного отца. Барон Тузенбах, считающий себя русским человеком, несмотря на немецкую фамилию, собирается выйти в отставку и работать. Он ухаживает за Ириной, как и его соперник, штабс-капитан Соленый, - человек с претензиями, самолюбивый и пошлый. Соленый считает, что он похож на Лермонтова и у него «характер Лермонтова». Но на самом деле он слишком мелочен и завистлив, чтобы это было так. Он обожает спорить, совершенно не слыша своего собеседника, привлекая к себе внимание тем, что всем говорит гадости. Даже Наташа считает его грубым, невоспитанным человеком за те дерзости, что он говорит ей о ее ребенке. Соленый обещает убить Тузенбаха на дуэли и в конце концов осуществляет свое намерение, цинично декламируя лермонтовские стихи. Также в доме Прозоровых часто бывают офицеры Федотик и Родэ, принося в этот дом веселье - играют на гитаре, снимают фотографии, делают мелкие подарки. Дом Прозоровых гостеприимен, и в нем находят теплый прием все приходящие. Что объединяет этих людей? Не только общение и досуг, но и общая тема пьесы - противостояние героев течению времени. Все герои о чем-то мечтают, но их мечты не могут осуществиться, они чего-то ждут и никак не могут дождаться. Как не уедут сестры в Москву, так не выйдет в отставку и не начнет работать Тузенбах, не обретет счастья Вершинин, не находит его ни Кулыгин, чувствующий беспокойство за Машу и ее нелюбовь, нет спокойной умиротворенной старости у доктора, а только усталость и равнодушие. В мире Прозоровых все не осуществляется, и то, что это подтверждается даже на примере второстепенных героев, - доказательство позиции автора, показывающего бессилие и растерянность человека перед жизнью. Однако в пьесе действуют и герои, которые не ждут чего-то, а активно добиваются своего. Сестрам противопоставлена Наташа, Тузенбаху и Вершинину - Соленый, воплощение активно действующего зла. Пьеса не кончается оптимистично, в ней разомкнутый финал, оставляющий, однако, слабую надежду на лучшее: «Если бы знать…» Второстепенные персонажи, играя свою роль в воплощении авторской идеи, показывают еще одну особенность чеховского видения мира: разобщенность людей. Несмотря на их близкие взаимоотношения, люди не слышат друг друга. Наиболее показательно это звучит в споре Чебутыкина и Соленого о том, что черемша это не мясо, а чехартма - жаркое из баранины. Герои спорят каждый о своем, не слыша друг друга, проявляя своего рода психологическую глухоту. Такая разобщенность людей, живущих и общающихся в одном кругу, тоже важная характеристика чеховского мироощущения, критически оценивающего несовершенство в мире человеческих взаимоо

В сегодняшней статье я собираюсь поговорить об одной чрезвычайно тонкой проблеме, о которой, к большому сожалению, задумываются далеко не все начинающие авторы. Речь сегодня пойдет о роли второстепенных персонажей в литературном произведении. Дело в том, что начинающие авторы порой либо вовсе забывают о так называемых ролях второго плана, либо уделяют особенно удачному второстепенному образу слишком много внимания в ущерб общему замыслу истории. Поэтому для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, мы и обсудим место второстепенных персонажей в общей структуре художественного текста.

Для вас, думаю, не секрет, что в рамках блога «Литературная мастерская » я уделяю самое серьезное внимание вопросам работы над персонажами, так как полностью уверен в том, что именно в качественной прорисовке характеров заключается немалая доля успеха всего произведения. Конечно, дело каждого – разделять эти суждения или отказываться от них, но если вас интересуют вопросы грамотной проработки персонажей вашего произведения, данная статья наверняка окажется вам полезной.

Второстепенные персонажи.

Итак, в самом начале с целью лучшего понимания и структурирования материала мне придется озвучить парочку прописных истин. Понятно, что это всем известные аксиомы, но без них просто невозможно последующее разбирательство в вопросе. Первая банальность звучит примерно так: не все персонажи в литературном произведении созданы равнозначными . Действительно, условно их можно разделить на главных и второстепенных. И если главным героям авторы почти всегда уделяют повышенное внимание (пытаются раскрыть характер, показать глубину внутренних переживаний), то на второстепенных его зачастую попросту не хватает. А зря. Иногда роли второго плана оказываются не менее важны, чем главные... Но обо всем по порядку.

В общем-то, главные герои – это те персонажи, о которых и повествует история. Второстепенные – это все остальные.

Вторая банальность на сегодня: сам автор и читатели по ходу произведения должны четко понимать, какие персонажи являются главными, а какие несущественными . Если же у публики возникает путаница или сомнения, вина в этом целиком и полностью ложится на автора. Он должен четко отделить одних от других, а также всецело осознавать, какую роль в его опусе играют главные герои, а для чего он использует второстепенных. И если с первыми все в общем и целом понятно (главные герои являются проводниками основной идеи произведения, объектом зрительского интереса и сопереживания), то вот место и задачи вторых не всегда предельно ясны и прозрачны. Именно об этих сложностях мы и поговорим в дальнейшем.

Живой фон.

Итак, если действие нашей истории не происходит на необитаемом острове, главные герои обычно окружены множеством людей, которые не имеют особенного влияния на ход истории. Фактически они являются лишь частью фона нашего произведения. Они могут выполнять какие-то незначительные функции (сообщить герою новость, подвести его до места действия, наступить на ногу в трамвае, стащить в давке кошелек и т.д.), но после этого неизменно исчезают из поля зрения. Главный герой не может находиться в абсолютном вакууме, вокруг него всегда присутствуют люди, создающие подвижный фон, динамичную обстановку произведения, иначе происходящее просто не будет реалистичным. Очень важно, что эти второстепенные персонажи не привлекают к себе излишнего внимания, не мешают восприятию событий и самого героя.

Однако не всегда удается выдержать правильный баланс между главными и второстепенными персонажами. Иногда образ какого-то незначительного лица получается настолько ярким, что он начинает «стягивать одеяло на себя», отвлекать читателя от основного направления истории. В таком случае писателю следует хорошенько подумать, почему так получается? Быть может, влияние этого персонажа следует сократить, вплоть до того, чтобы вообще исключить его из текста, а может, разумнее было бы несколько изменить сюжет, выделив удачному яркому образу больше свободного пространства, сделать его одним из главных действующих лиц? Этот вопрос автор должен решить самостоятельно, исходя из общего замысла, идеи произведения.

Но в целом, конечно, основная роль второстепенных персонажей – создавать живой фон произведения.

Стереотипность.

Чем, по большому счету, главный герой литературного произведения отличается от обычного человека? В подавляющем большинстве случаев тем, что герой способен на те поступки, на которые никогда не отважился бы обыватель. Именно поэтому он и герой. Но с другой стороны герой может быть героем только на фоне простых людей, только в сравнении с их стереотипностью он может продемонстрировать свой героизм (способность отойти от привычных правил и норм, нарушить запреты, проявить отвагу и т.д.). Соответственно, роль второстепенных персонажей в истории – это еще и демонстрация стереотипов общества . То есть второстепенные персонажи в любом произведении – это типичные представители социума, носители его стереотипов. И как только какой-то из героев нарушает эти самые стереотипы, он невольно привлекает к себе внимание читателя. Этим тонким моментом автор должен пользоваться как при работе над главными действующими лицами.

Однако данные суждения ни в коем случае не означают, что второстепенные персонажи должны быть безликими и похожими друг на друга. Вовсе нет. Им тоже вполне позволительно нарушать стереотипы, только делать это они должны поодиночке, а не все сразу.

Эксцентричность и юмор.

В персонажах, не претендующих на главные роли, тоже должна присутствовать индивидуальность – мелкие, но яркие детали сделают повествование более интересным и полным, зададут настроение, а иногда и добавят юмора. Думаю, не секрет, что зачастую главными приколистами в художественных произведениях выступают не главные герои, а именно второстепенные персонажи. От главных действующих лиц традиционно ожидают серьезных героических поступков, спасения мира и прекрасных дев, а вот от второстепенных ничего особенного не требуется, поэтому и юморить им можно вволю. Поэтому эксцентричное поведение эпизодических ролей – это именно тот ресурс, при помощи которого писатель может сделать собственный текст более ярким и интересным. Об этом не следует забывать.

Здесь же можно упомянуть и об «одержимости» – крайнем варианте эксцентричности, при котором второстепенный персонаж ведет себя слишком навязчиво или слишком эмоционально реагирует на какие-либо события.

Отсюда вытекает и третья функция второстепенных персонажей – это работа по кратковременному развлечению аудитории . Автор имеет возможность сделать второстепенный персонаж сколь угодно эксцентричным, ведь тот, по сути, не влияет на развитие сюжета, но вместе с тем, подобные яркие образы делают текст более интересным и запоминающимся.

Преувеличение.

Момент преувеличения при работе над эпизодическими ролями имеет своей целью все то же развлечение читателя по ходу повествования, создание у него ярких эмоций, не связанных напрямую с основной идеей произведения. В общем, всего того спектра ощущений, что уже обсуждался чуть выше, в предыдущем пункте о юморе и эксцентричности.

Основной метод здесь – это намеренное преувеличение отдельных черт характера второстепенного персонажа: жестокости или доброты, непосредственности или расчетливости.

Но почему, спрашивается, для этих целей используется именно преувеличение? Почему бы просто не нарисовать обычного персонажа, наделенного этой самой расчетливостью? Все дело в том, что гипертрофированность дает возможность заострить внимание именно на нужной черте, легко выделить ее на общем фоне посредственности.

Как это может работать? Например, в виде простого трюка, когда второстепенный персонаж сначала излучает гипертрофированную невинность и мягкость, а затем в нужный для себя момент выделяется уже преувеличенной расчетливостью. Как вы понимаете, игра на контрастах понятна всегда и везде. И чем больше величина контраста, тем обычно сильнее производимый им эффект.

На этом все на сегодня. Мы разобрали три основные функции второстепенных персонажей: создание фона, обрисовка стереотипов, развлечение читателя через эксцентричность и юмор . Надеюсь, это поможет вам более вдумчиво подходить к вопросу прорисовки своих персонажей. Жду ваших комментариев и мнений! До скорой встречи!

Помимо главных героев, включает и второстепенных, играющих в пьесе не менее важную роль.

Репликами второстепенных героев Островский рисует фон, который говорит о состоянии главных героев, рисует окружающую их действительность. Из их слов можно многое узнать о нравах Калинова , его прошлом и агрессивном неприятии всего нового, о требованиях, которые предъявляются к жителям Калинова, их быте, драмах и характерах.

В репликах, подводящих нас к образу Катерины и её монологу-характеристике, рисуется скромная молодая красивая женщина, о которой никто не может сказать ничего плохого. Лишь внимательная Варвара разглядела её реакцию на Бориса и подталкивает к измене, не видя в том ничего дурного и нисколько не мучась чувством вины по отношению к брату. Скорее всего, Катерина б никогда не решилась бы изменить, но невестка просто вручает ей ключ, зная, что та не сможет устоять. В лице Варвары мы имеем доказательство того, что любви в доме Кабанихи между близкими нет, и каждого интересует только его личная жизнь, его выгоды.

Её любовник, Иван Кудряш, тоже не испытывает любви. Он может изменить Варваре просто из желания напакостить Дикому, и сделал бы это, если б его дочери были постарше. Для Варвары и Кудряша их встречи – это возможность удовлетворить телесные нужды, к обоюдному удовольствию. Животная похоть – очевидная норма ночного Калинова. На примере их пары показана основная часть молодёжи Калинова, то самое поколение, которое не интересует ничего, кроме их личных нужд.

К молодому поколению относится также женатый Тихон и неженатый Борис, но они другие. Это, скорее, исключение из общего правила.

Тихон представляет собой ту часть молодёжи, что подавлена старшими и находится в полной зависимости от них. Вряд ли когда-либо вёл себя так, как его сестра, он более порядочен – и оттого несчастен. Он не может делать вид, что покорен, как его сестра – он действительно покорен, мать его сломила. Для него одно удовольствие – напиться вусмерть, когда нет постоянного контроля в лице матери.

Борис другой, потому что вырос не в Калинове, и его покойная мать – дворянка. Его отец покинул Калинов и был счастлив, пока не скончался, оставив детей сиротами. Борис видел другую жизнь. Однако, из-за младшей сестры, он готов на самопожертвование – находится в услужении у дяди, мечтая, что когда-нибудь Дикой отделит им часть наследства, оставленного бабушкой. В Калинове нет никаких развлечений, отдушин – и он влюбился. Это действительно влюблённость, не животная похоть. На его примере показаны бедные родственники Калинова, вынужденные жить у богатых купцов.

На примере Кулигина , механика-самоучки, пытающегося создать перпетуум мобиле, показаны изобретатели маленьких городков, вынужденные постоянно просить денег на разработку изобретений, и получать оскорбления и унизительные отказы, а то и ругань. Он пытается привнести прогресс в город, но он единственный, кто это делает. Остальных все устраивает, либо они смирились с судьбой. Это единственный положительный второстепенный герой пьесы, но и он смирился с судьбой. Бороться с Диким ему не по силам. Желание созидать и творить для народа – даже не оплачивается. Но именно с помощью его Островский осуждает «тёмное царство». Он видит красоту Волги, Калинова, природы, подступающей грозы – чего не видит, кроме него, никто. И именно он, отдавая труп Катерины, произносит слова порицания «тёмному царству».

В противовес ему, «профессиональная» странница Феклуша хорошо устроилась. Нового она не несёт, но она очень хорошо знает, что хотят слышать те, у которых она рассчитывает вкусно поесть. Перемены – от дьявола, который промышляет в больших городах, смущая людей. Все новые творения – тоже от дьявола – именно то, что полностью соответствует личному мнению Кабанихи. В Калинове, поддакивая Кабанихе, Феклуша всегда будет сыта, — а еда и комфорт – это единственное, к чему она не безразлична.

Не последнюю роль играет и полусумасшедшая барыня, о которой было известно, что она по молодости много грешила, и к старости зациклилась на этой теме. «Грех» и «красота» — это два нераздельных для нее понятия. Пропала красота – и пропал смысл жизни, это, само собой, становится божьим наказанием за грехи. На этой почве барыня и сходит с ума, и принимается тут же обличать, видя красивое личико. Но на впечатлительную Катерину она производит впечатление ангела возмездия, хотя большую часть страшной божьей кары за свой поступок придумала он сама.

Без второстепенных персонажей «Гроза » не смогла бы быть столько эмоционально и содержательно насыщенной. Продуманными репликами, как мазками, автор создаёт полную картину беспросветной жизни тёмного, патриархального Калинова, которая может привести к смерти любую душу, мечтающую о полете. Оттого люди и «не летают» там. Или летают, но считанные секунды, в свободном падении.

Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

I. Вступление

Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображе­ние бытового фона и пейзажа дают возможность автору рас­ширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определен­ный эмоциональный колорит.

II. Главная часть

1. Второстепенные персонажи:

а) Дикой. Он не принимает непосредственного участия в сюжете пьесы. Функция этого персонажа — с максимальной наглядностью воплотить черты «жестоких нравов» города Ка­линова, дать читателю и зрителю представление о воинст­вующем самодурстве;

б) странница Феклуша. Ее рассказы показывают все неве­жество обитателей города, их ханжество и активное неприятие всего нового;

в) Кулигин. Роль этого персонажа приблизительно такая же, хотя сам Кулигин полностью противоположен Феклуше. Кулигин представляет в пьесе науку и просвещение. В его идеях, впрочем, нет ничего особенно нового, но даже и эти идеи (например, громоотвод) встречают непонимание и пре­зрение. Кроме того, Кулигин — человек гораздо более воз­вышенных мыслей, чем окружающая его среда (чувствует природу, читает стихи и т.п.). Именно он высказывает мыс­ли, близкие к авторским (особенно после самоубийства Ка­терины).

г) Кудряш и Варвара. Эта пара персонажей тесно связана с мотивом свободы, как внешней, так и внутренней. В силу оп­ределенных обстоятельств и особенностей характера они сумели противопоставить собственную независимость произ­волу самодуров. Однако связывать с ними сколько-нибудь серьезные надежды на изменения в мире самодуров нельзя: они живут одним днем, совершенно не заботясь о будущем.

2. Бытовой фон. Отчасти он связан с такими второсте­пенными персонажами, как Дикой и Феклуша. Другой спо­соб ввести бытовой фон в пьесу и одновременно расширить рамки изображаемого — рассказы персонажей (Кулигина, Бориса, Дикого и др.), из которых мы узнаем о чертах «жес­токих нравов» обитателей города. Бытовой фон выявляет в пьесе атмосферу самодурства, невежества, грубости и произ­вола. Он создает у читателя и зрителя впечатление жизни за­стойной, противной любому свободному слову и свободе во­обще; бытовой фон усугубляет трагизм положения главной героини.

3. Противоположную функцию выполняет в пьесе пей­заж. Действие разворачивается в приволжском городке, а Волга издавна связывалась в сознании русского человека со свободой, с волей. Именно в Волге находит Катерина свое­образное и единственно возможное для нее освобождение. О красоте волжской природы не раз говорит Кулигин, но его никто не понимает. Таким образом, природа выступает кон­трастом по отношению к «жестоким нравам» жизни города Калинова.

4. Несколько более сложен образ грозы. Если для того же Кулигина это явление природы, которым он искренне восхищается, то для остальных гроза — это проявление Божьего гнева. Так чувствует и Катерина; с грозой связано ее покаяние.