Чья это песенка? Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек!»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ»

(5-6 КЛАСС)

Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников.

В игре участвует две команды

1.Представление команд.

2. Винегрет» из пословиц (продолжи)

В тихом омуте …(черти водятся)

После драки …(кулаками не машут)

За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь

Милые бранятся …(только тешатся

Баба с возу …(кобыле легче)

(Слово не воробей) … вылетит – не поймаешь.

Лежачего …(не бьют)

(Соловья) … баснями не кормят.

Не говори гоп, пока …(не перепрыгнешь)

Чем бы дитя ни тешилось …(лишь бы не плакало)

(Близко локоть) … да не укусишь.

Не было печали … так купила баба порося)

Чем богаты …(тем и рады)

(цыплят) … по осени считают.

Щи да каша …(пища наша _

Что с возу упало …(то пропало)

(Кто старое помянет) … тому глаз вон.

Гром не грянет(…Мужик не перекрестится)

Как аукнется …(так и откликнется)

На ловца …(И зверь бежит)

Не зная броду … не суйся в воду.

Любовь не картошка …(не выбросишь в окошко)

Любишь кататься …(люби и саночки возить)

Не рой другому яму …(Сам в нее попадещь)

Делу время …… (потехе час.)

Семь раз отмерь …(1 отрежь)

(Нечего на зеркало пенять) … коли рожа крива.

Не всё коту …(масленица)

2.Закончи строфу, назовите произведение и его автора

1) « Осел увидел Соловья и говорит ему: «…..»

2) «Ягненок в жаркий день….»

3) «Жил- был добрый царь Матвей…..»

4) « Ветер, ветер! Ты могуч,…»

5) « Изведал враг в тот день немало…..»

6) « Белый снег, пушистый…»

7) « Зима недаром злится,….»

8) « Несет меня лиса, за быстрые леса,….»

9) « Хозяин спрашивал: « Ты звезд теченье знаешь?....»

10) « У лукоморья дуб зеленый»…

11) «Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа…»

3.Знатоки литературы.

1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2.Как начинается «Сказка о золотой рыбке»? (« Жили-были старик со 3.старухой у самого синего моря»)

4.Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5.Какой герой, собираясь жениться в своей деревне, отправился косить траву «в края дальние» («Косарь». А.В.Кольцов)

6 . Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зи

4.Литературная пауза. (Инсценирование отрывков из литературных произведений).

5. «Ты – мне, я – тебе». (Каждый участник команды читает первую строчку какого-либо стихотворения, участник команды соперников должен закончить четверостишие, сказать, как называется произведение, кто его автор).

6. «Дальше, дальше!» (За три минуты команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)

Вопросы для первой команды.

Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

В каком году родился Пушкин? (В 1799 году)

Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван

Московский университет? (М.В.Ломоносов)

Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

Как называется момент наивысшего действия в художественном произведении? (Кульминация)

Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)

Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)

Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом (Баллада)

Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)

Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)

Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)

Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин. «Уроки французского»)

Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова? (Литература)

Вопросы для второй команды.

Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)

Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! (Н. А. Заболоцкий)

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)

Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность? (Инверсия.)

Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета)

Назовите трехсложные стихотворные размеры. (Дактиль, анапест, амфибрахий)

Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)

Речь одного человека в произведении? (Монолог)

Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”? (В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)

К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (К Ивану Пущину)

В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)

Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте? (А.П.Чехову) - Героями какого произведения являются «золотая курочка на высоких ножках» и «мужичок в мешочке»? (М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)

Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе. (Классика)

1 . Назовите известного русского писателя 19 века, который сочинял сказки для взрослых. Правильный ответ : М.Е.Салтыков-Щедрин.

«Горит восток зарею новой,

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули». Правильный ответ: А.С.Пушкин. «Полтава»

3.О каком жанре идет речь в этом определении:

Это лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется. Правильный ответ: поэма.

4. В.Г.Белинский определил своеобразие повестей этого писателя так: «Его повести смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете». Кто автор этих повестей? Правильный ответ: в черном ящике портрет Н.В.Гоголя.

Подведение итогов

Список использованной литературы:

1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2005.

2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. – М.: Дрофа, 1999.

3. Литература. 5класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2004.

4. Г. А. Волопьярова Литературные олимпиады. М.: Творческий центр,2005


Конкурс учебных проектов учащихся

общеобразовательных учреждений г. Брянска

Сборник литературных викторин для учащихся 5 класса

Практико-ориентированный проект

Литература

Политыкина Валерия,

Симанова Варвара

руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и

литературы

Брянск- 2018

1. Проектный продукт……………………………………………...………….…………….….3

1.1.Викторина «Наши любимые русские народные сказки»……………………………….…3

1.2.Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек!»…………………………….….4

1.3.Викторина по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»………………………......6

1.4.Викторина по рассказу И.С.Тургенева «Муму»………………………………………..….7

1.5.Литературная викторина «Тропы в пейзажной лирике 19 века»……………………..….8

2. Аннотация……………………………………………………..……………………….....…..10

3. Этапы и методы работы над проектом………………………..……………………..…..….10

4. Описание процесса исполнения……………………………………………… ………...…12

5. Заключение…………………………………………………………………………………...15

6. Использованная литература…………………………………………………………………16

7. Приложение………………………………………………………………………….…..…....17

1.1 Проектный продукт

Викторина «Наши любимые русские народные сказки»

1. Назовите сказочную героиню, предпочитавшую передвигаться на летательном аппарате, предназначенном вовсе для другого- для толчения или растирания чего-нибудь. (Баба - Яга)

2. Это один из волшебных предметов в русских народных сказках. Благодаря этому предмету герой сказки всегда и везде был сыт. Вероятно, этот предмет был прототипом современных ресторанов быстрого питания. (Скатерть самобранка)

3. Этот герой использует приобретенный дар, чтобы ничего делать самому: заставляет вёдра идти за водой, топор — рубить дрова, дубинку — колотить недругов. Также он передвигается на санях без лошади, а потом и управляет печкой. Назовите имя этого удачливого ленивца. (Емеля)

4. Этот герой умеет летать, в одной из сказок у него даже «огненные крылья». Также у него хвост стрелой и мощные когти, которыми он часто ранит доброго молодца. Часто в сказках описывается, что живет он в горах, отсюда и его самое распространенные в сказках имя. Назовите это имя. (Змей Горыныч)

5. В русских народных сказках этот герой изображен по-разному. То как жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. То как ловкий хитрец, трусливый, но способный к храбрым поступкам. (Змей Горыныч)

6. Про них написано не только в русских сказках, но в сказках других народов мира, а также в литературных сказках. У кого они есть, тот может с большой скоростью передвигаться на значительные расстояния, преодолевая невзгоды, прячась от врагов или настигая их. Хранятся они, как правило, в запертом волшебном ларце. (Сапоги-скороходы)

7. В некоторых сказках эта героиня достигала своей цели при помощи лести (сначала хвалила героя, восхищалась им). В некоторых сказках прибегала к хитрости, то обманывая героев, то вызывая у них жалость. А в некоторых сказках рассказывается о ней как о воровке и грабительнице. Узнали героиню? (Лиса, Лиса Патрикеевна)

8. Еще до принятия христианства детей очень долго называли вымышленными именами, чтобы злые силы не могли им навредить. Одним из таких имен было «Другак», что означало «другой». Постепенно это слово стало произноситься иначе, а в 17 веке у него появилось то значение, которое мы все теперь знаем. Этим же именем назван самый популярный герой русских сказок. Назовите его и вы. (Иван-дурак).

9. Эта героиня выступает в роли награды храброму герою или как символ счастья, благополучия. В сказках ее обычно долго ищут, приманивая золотыми яблочками, которыми она питается. В русских народных сказках она символизирует свет или солнце. (Жар-птица)

10. Этот герой во многих сказках наделен глупостью и силой одновременно. Очень редко в сказках он выступает на стороне добра, дает мудрые советы и помогает положительным героям. Когда его обманывает другой отрицательный персонаж (об этом часто говорится в сказках), читатели его жалеют. Назовите его. (Волк)

Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек!»

(По сказкам А.С.Пушкина)

1.Назовите героев, которые жили «у самого синего моря».

(Ответ: Старик со своею старухой, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. В какой сказке нарисована эта картина?

Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

(Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

3. Кто из героев бегал «вокруг моря», соревнуясь в скорости с зайцами?

(Ответ: Бесенок, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

4. Кого из героев принимали в гостях так:

Усадили в уголок,

Подносили пирожок;

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

(Царевну молодую, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5. Продолжи фразу:

«Жил старик со своею старухой у…

(Ответ: Самого синего моря»)

6. Какое будущее видела для себя видела каждая из сестриц из «Сказки о царе Салтане» в случае, если бы «была царицей»?

(ответ: 1-«То на весь крещеный мир приготовила б я пир…»

2-«То на весь бы мир одна наткала я полотна…»

3-«Я б для батюшки царя родила богатыря»)

7. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»

(Ответ: Царя в «Сказке о золотом петушке» звали Царь Дадон)

8.Каких работников искал поп на базаре в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

(Ответ: Поп в «Сказке о папе и работнике его Балде» искал;

Конюха, повара и плотника)

9.Кому посвящены эти строки:

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

(Ответ: эти строки посвящены няне Александра Сергеевича Пушкина, которая а привила будущему поэту любовь к сказкам.)

10. Сколько лет прожил старик со своей старухой в «Сказке о Рыбаке и Рыбке»?

(Ответ: в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик со своей старухой прожил 33 года.)

11. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону?

(Ответ: Петушок был полезен царю Дадону тем, что указывал, с какой стороны есть угроза нападения на владения царя.)

12. Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»

(Ответ: королевич Елисей)

13. К кому обращается королевич Елисей со своими просьбами в «Сказке о мертвой царевне»?

(Ответ: к Солнцу, Месяцу, Ветру)

14. Продолжи фразу:

«Сказка ложь, да в ней намек…

(Ответ: Добрым молодцам урок»)

15. В кого превратилась героиня, не захотевшая быть крестьянкой?

(Ответ: в столбовую дворянку, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

16. В каких насекомых превращала Лебедь князя, чтобы он смог навестить отца?

(Ответ: В комара, в муху, в шмеля)

17.Какая сказка написана не А.С.Пушкиным?

1. «Жених»

2. «Сказка о медведихе»

3. «Сказка о царе Матвее»

4. «Сказка о золотом петушке»

(Ответ: «Сказка о царе Матвее»)

18.Почему царь взял в жены третью девицу?

(Ответ: Потому что она обещала родить богатыря)

19. Продолжи фразу:

«Я там был, мед, пиво пил-…

(Ответ: И усы лишь обмочил».)

20.Из какого материала князь построил белочке дом?

(Ответ: Из хрусталя)

21. В каком произведении А.С.Пушкина русалка сидела на ветвях в то время, как колдун нес богатыря?

6. Теперь приступаем к непосредственной разработке самих викторин: формулируем и редактируем вопросы, учимся работать со словарями и научной литературой. Составляем презентацию к первой викторине и выступаем с ней. После выступлений перед одноклассниками собираем отзывы, редактируем написанное. После первого выступления мы поняли, насколько трудно составить грамотные вопросы, подобрать действительно интересные картинки в презентации.

7. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное, учимся формулировать выводы.

Заключение

Подводя итог проделанной работе , следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии.

знания : расширили свой кругозор, узнали много нового о произведениях русской литературы, об авторах и героях;

умения : понимать проблему, отбирать материал для подтверждения своего мнения,

формулировать выводы; выступать перед аудиторией;

навыки: самостоятельной организации своей творческой и интеллектуальной деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа полученной информации, работы в группе.

Мы еще раз убедились, как важно много знать, иметь широкий кругозор, как полезна проектная работа для собственного развития и самообразования. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы трудолюбие, упорство в достижении цели, наблюдательность, внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием этих способностей.

Работая над проблемой, мы получили шанс лучше понять себя, оценить свои возможности и даже почувствовать процесс своего взросления.

Очень трудно выступать перед одноклассниками и удерживать их внимание;

Очень трудно выбрать время для встреч в библиотеке или в школе после уроков, потому что все очень заняты;

Непросто договориться между собой о тех или иных обязанностях по работе над проектом, временами казалось, что лучше работать одному.

Использованная литература

1. Волжина, Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы/ Е.Д. Волжина. - 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.- 224с.- (Школьные олимпиады).

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. 100 кроссвордов по любимым сказкам. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. - 112 с., ил. - (Серия: «Потехе час»).

3. Кондрашов В.Н. Литературные викторины. Пособие для учителей. Изд. 2-е, переработ., доп. М., «Просвещение», 1968.

4. Коровина В.Я. Литература. 5класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.Е. Коровин. - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2016.- 303 с.

5. Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987.- 752 с.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное.-М.: ООО «А ТЕМП», 2013. -874с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000слов, терминов и фразеологических выражений/С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова.- 27-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2013.-736с.

8. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс / сост. О.А. Финтисова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 158с.

9. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. - М.: Новая школа, 1994. - 192 с.

10.Челышева И.Л. Литература. 5клаcc: планы-конспекты уроков/И.Л. Челышева -Изд.2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015.-159с. : табл.-(Педагогический конспект).

11. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; - Волгоград: Учитель, 2010. - 120 с.

12. Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В. И. Новиков. - М.: Педогогика, 1987.- 416 с.

Интернет-источники

13. Урок в формате А 4. Русская литература XVIII-XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ). [Электронный ресурс].URL:

Литературная викторина "Крестики-нолики" по сказкам для учащихся 5-6 классов

Данный материал будет полезен для учителей русского языка и литературы при работе с детьми 5-6 классов. Игра разнообразит уроки, сделает интересным предмет. Классные руководители могут применить данный материал в качестве разработки классного часа, что поможет привить любовь к литературе, чтению книг.
Цель : проверить знание сказок
Задачи:
1) помочь вспомнить сказки по отрывкам,
2) содействовать развитию памяти, логического мышления, сообразительности,
3) способствовать воспитанию любви к литературе

Викторина «Крестики-нолики» по сказкам для 5-6 классов

Правила игры:
Чертится основа для игры «Крестики-нолики». Играют по 2 человека. Первый игрок ставит крестик. Ему задается вопрос. Если он отвечает правильно, то крестик, поставленный им, остается. Если игрок ответил неправильно, то вместо его крестика появляется нолик противника, и игра переходит ко второму игроку. Игра продолжается до тех пор, пока один из учеников не вычертит линию из крестиков или ноликов. После окончания первого тура приглашаются других два ученика для игры во втором туре, затем третья пара и четвертая. После финал – игра победителей.

Вопросы для игры «Крестики-нолики».
Назовите сказку по её концу.
1. «Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял Змеиху да со всего размаху ударил о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял» ("Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо")
2. «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились.
Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать» («Крошечка-Хаврошечка»)
3. «Ночью черти, посовещавшись, тихонько выбрались из землянки и убежали от Алдаркосе, оставив ему волшебную монету и золото». (Казахская народная сказка «Алдаркосе и черти»)
4. «Растворились ворота, старуха выбежала встречать дочь, да вместо нее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!» («Морозко»)
5. «С тех пор змеи – вечные враги ласточек. Человек стал убивать змей, подружился с ласточками и позволил им вить гнезда под крышей своего жилища». (Казахская народная сказка «Почему человек дружит с ласточкой»)
6. «Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти…» («Две лягушки»)

7. «А король и королева вместе с шестью своими братьями жили мирно и счастливо долгие-долгие годы». (Немецкая народная сказка «Шесть лебедей»)
8. «И царь и царица
Приняли их с весельем таким, что такого веселья
Видом не видано, слыхом не слыхано. Долго не стали
Думать, честным пирком да за свадебку, съехались гости,
Свадьбу сыграли, я там был, там мед я и пиво
Пил, по усам текло, да в рот не попало. И все тут»
(В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочки»)
9. «Все церковные колокола зазвонили сами собой, птицы слетелись целыми стаями, и ко дворцу потянулось такое свадебное шествие, какого не видал еще ни один король!» (Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»)
10. «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало» (П.П. Бажов сказ «Медной горы хозяйка»)
11. «Только нет-нет – и задумается Данило. Катя понимала, конечно, - о чём, да помалкивала» (П.П. Бажов сказ «Горный мастер»)
12. «Данилу с сыновьями прижимали, конечно, да видно, оброку большого пожалели, - отступили. А барин ещё сколько-то задыхался, всё-таки вскорости его жиром задавило». (П.П. Бажов сказ «Хрупкая веточка»)
13. «Семь, восемь. В гости просим,
Всем по кружке мы подносим.
Кружка доверху полна!
Все. Будет выпита до дна»
(С.Я. Маршак «Умные вещи»)
14. «Мама с сыном отправились домой, а колдун в это время, сидя на бульдозере, с проклятиями закапывал колодец» (Л.С. Петрушевская «Мальчик-бубенчик»)
15. «И Нина вскоре вышла замуж за своего милого Анисима и родила ему множество смешных детей» (Л.С. Петрушевская «Нос»)
16. «Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:
- Ну что же, пока что мир остался жив» (Л.С. Петрушевская «Сказка о часах»)
17. «Мне рассказывали, что, как только синьор Бьянки вызывал город Варезе, телефонистки на центральной станции переставали отвечать на звонки, так как слушали его сказки. И я смело могу сказать, что некоторые из них и в самом деле получились занятными» (Дж. Родари «Сказки по телефону»)
18. «Что ж, сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори»
(С.А. Есенин «Бабушкины сказки»)
19. «Тихо справили поминки,
На душе утихла боль,
И на Маше, на сиротке,
Повенчался сам король».
(С.А. Есенин русская сказка «Сиротка»)
20. «Расстроилась Пословица и с горя подала в отставку» (Дж. Родари «Старые пословицы»)

Литература .
1. Русская словесность: Хрестоматия: для 5 кл. общеобразоват. шк./сост.: Т.П. Чаплышкина, Л.В. Сафронова, А.М. Садвакасова, Н.Н. Ставицкая, С.Я. Ходова.- 4-е изд., перераб. и доп.- Алматы: Атамура, 2015.-224 с.

1. Древнегреческий ученый Элладий составил книгу-сборник, куда поместил самые известные в то время произведения. Назвал он ее «Книга, полезная для учения». Это в переводе на русский язык, а по-гречески название книги звучит коротко и ясно... Как? (Хрестоматия)

2. Герой какой книги воюет с ветряными мельницами? (Дон Кихот в романе Мигеля Сервантеса де Сааведры)

3. Когда празднуется Международный день детской книги? Чей это день рождения? (2 апреля. День рождения Ганса Христиана Андерсена. Годы жизни 1805 — 1875)

4. Кто из английских писателей создал образ «Питера Пэна»? (Джеймс Мэтью Барри. Годы жизни 1860-1937)

5. Каким образом в Стране дураков производится смертная казнь? (Через утопление)

6. Какой единственный знаменитый литературный сыщик имеет настоящий почтовый адрес? (Шерлок Холмс. «Лондон. Бейкер-стрит, № 221 "б"»)

7. Какой герой русских былин родился в селе Карачарове? (Илья Муромец)

8. Какой прославленный русский баснописец выступал в составе ансамбля как вторая скрипка и давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения? (Иван Андреевич Крылов)

9. С помощью каких двух книг австрийские гусары учились правильно вести себя за столом? (Подойдут любые две книги, так как их не читали, а прижимали локтями к туловищу)

10. Как называется произведение Джека Лондона, в котором он описал историю о прирученном волке, ставшем преданным другом человека? («Белый клык»)

11. Проходя Торресовым проливом, подводный корабль «Наутилус» из книги Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» сел на мель. Капитан Немо сказал: «...Через пять дней будет полнолуние, и я буду удивлен, если любезный спутник нашей планеты... не окажет мне услуги, которой я ни от кого не приму, кроме него». На чью помощь надеялся капитан Немо? (На помощь Луны. Во время полнолуния и новолуния солнечный и лунный приливы совпадают. Высота прилива в это время достигает особенно большой величины. Как известно читателям, поднявшаяся вода сняла «Наутилус» с мели)

12. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Девизом полярника Роберта Скотта воспользовались и герои романа «Два капитана», самого известного произведения этого советского писателя. Он работал над романом с 1936 по 1944 год. Назовите этого писателя. (Вениамин Александрович Каверин)

13. Бравый солдат Швейк — это собирательный образ. Его прототипом стали три человека. Два из них — сапер Водичка и денщик Страшлипка. Кто же был третьим прототипом героя романа Ярослава Гашека? (Третьим прототипом был сам Йозеф Швейк. Гашек и Швейк познакомились еще перед войной)

14. В каком городе Европы разворачиваются события трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»? (Верона)

«Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья».

15. Историк Геродот полагал, что этот поэт жил за 400 лет до его времени. Родителями поэта считали Мелета — бога реки, и нимфу Крефеиду. Имя его тоже толковали по-разному, даже нарицательно, как «слепец». Назовите имя поэта и два созданных им эпических произведения, грандиозные по своим размерам. (Гомер. «Одиссея» и «Илиада»)

16. Назовите писателя, поведавшего нам трагическую историю «человека, который смеется». (Виктор Гюго)

17. Хозяин харчевни заставлял Тиля Уленшпигеля заплатить за то, что он вдыхал запах еды и тем самым насыщался. Как расплатился Тиль за свой символический ужин? (Звоном монет)

18. Несмотря на то что знаменитый сыщик Шерлок Холмс — авторский вымысел, он до сих пор имеет своих поклонников во многих странах мира и особенно в Англии. Как называется журнал, который выпускают поклонники Шерлока Холмса с 1946 года раз в три месяца тиражом 1 700 экземпляров? («Бейкер-стрит»)

19. В своих романах этот французский писатель предсказал очень многое, что впоследствии стало реальностью, например, подводные лодки, вертолеты, видеотелефоны и так далее. Кроме этого, в рукописи, найденной после его смерти, он пророчествовал, что человечество ожидает потепление климата, в мире появятся новые болезни, грядущий промышленный мир станет производителем ядовитого воздуха. Назовите имя этого писателя-пророка. (Жюль Берн)

20. Вот уже много лет ассоциация поклонников таланта этого писателя пытается выяснить, при каких обстоятельствах он погиб. Известно только, что он не вернулся на своем самолете из разведывательного полета 31 июля 1941 года. О ком идет речь? (Об Антуане де Сент-Экзюпери)

21. Назовите имя и фамилию английского писателя, создавшего серию приключенческих романов об «агенте 007» Джеймсе Бонде. (Ян Флеминг)

22. На известном литературном примере покажите, что останки лошади могут быть смертельно опасны. (Александр Сергеевич Пушкин, «Песнь о Вещем Олеге»)

23. По какой стране путешествовал «рыцарь печального образа»? (Дон Кихот Сервантеса путешествовал по Испании)

24. Какая книга принесла мировую славу преподавателю математики оксфордского колледжа Церкви Христовой? («Приключения Алисы в Стране чудес». Писатель — Льюис Кэрролл)

25. Назовите писателя — лауреата Нобелевской премии, подарившего миру две «Книги джунглей». (Редьярд Киплинг)

26. Кого считают основоположником жанра «фэнтэзи»? (Джона Рональда Руэла Толкиена)

27. 1 мая 1912 года по распоряжению писателя Джеймса Мэтью Барри ночью тайно установили в парке памятник выдуманному им литературному герою. На затейливом постаменте маленький мальчик в ночной рубашке играет на тростниковой дудочке. Кто этот литературный герой? (Питер Пэн)

28. Какой литературный герой говорил: «На моем острове времена года надо разделить не на холодные и теплые, а на дождливые и сухие»? (Робинзон Крузо Даниэля Дефо)

29. Кого из европейских писателей считают основателем жанра исторического романа? (Вальтера Скотта)

30. Джордж Гордон Байрон, английский поэт, и Перси Биши Шелли с его женой Мери Шелли в 1816 году отдыхали на берегу Женевского озера и развлекали себя тем, что сначала читали вслух страшные рассказы, а потом сами стали сочинять их. Самый лучший рассказ получился у Мери. Прошло уже почти 200 лет с того времени, а эта история, переведенная почти на все языки мира, много раз показанная на киноэкранах, продолжает пугать, волновать людей по всему миру. Как она называется? («Франкенштейн»)

31. Памятник Белому Кролику, памятник Питеру Пэну... До чего же все-таки любят англичане ставить памятники воображаемым героям! Но в Лондонском зоопарке стоит памятник и совершенно реальной медведице Вини. Это хорошая и добрая медведица, ее очень любили дети. И все равно памятник ей поставили не за это. Особой заслугой сочли все-таки то, что она помогла появиться на свет воображаемому существу — Винни Пуху. Какой писатель поведал нам о его приключениях? (Алан Александр Милн)

32. Вторая трилогия Александра Дюма, включающая в себя романы: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять», объединена историей борьбы Генриха Наваррского за французский престол. Назовите книги, вошедшие в первую трилогию Александра Дюма. («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»)

35. Как звали попугая одноглазого Джона Сильвера из романа английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ»? (Капитан Флинт)

36. В каком литературном произведении говорится о методе лечения бородавок с помощью кошек? {«Приключения Тома Сойера» Марка Твена)

37. Назовите имя убийцы своего двоюродного брата в романе американского писателя Майна Рида «Всадник без головы». (Кассий Кольхаун)

38. Назовите фамилию инспектора Скотланд-Ярда, с которым Шерлоку Холмсу часто приходилось сотрудничать. (Инспектор Лестрейд)

39. В каком городе разворачиваются «Приключения Шерлока Холмса»? (Лондон)

41. Как называлась подводная немецкая лодка, на которую попал Александр Шубин — герой военного приключенческого романа Леонида Платова «Секретный фарватер»? («Летучий голландец»)

42. Как звали короля, в гвардии которого служили Д" Артаньян и его друзья? (Людовик)

43. Назовите имя девушки из романа Майна Рида «Всадник без головы», из-за любви к которой Кассий Кольхаун хотел убить мустангера Мориса Джеральда, но по ошибке убил своего двоюродного брата и сделал из него блуждающий призрак. (Луиза Пойндекстер)

44. Какой фразе в первую очередь научил Робинзон Крузо своего попугая? («Бедный, бедный Робинзон, куда ты попал?!» — Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо»)

45. Как звали девочку, которая пережила удивительные приключения в Стране чудес и в Зазеркалье? (Алиса)

46. Кого из мушкетеров в романе Александра Дюма называют «железным»? (Атоса)

47. Кто въехал в столицу французского государства на лошади такой масти, что она вызвала всеобщий смех? (ДАртаньян — А. Дюма, «Три мушкетера»)

48. В книге «Приключения Шерлока Холмса» есть рассказ «Скандал в Богемии». Героиня этого рассказа — единственная женщина, тронувшая сердце великого сыщика. Ее звали Ирэн. Назовите ее фамилию? (Адлер, в замужестве Нортон)

50. Испанский писатель Мигель Сервантес поведал нам о странствиях «рыцаря печального образа». Назовите этого рыцаря? (Дон Кихот)

51. Назовите имя возлюбленной Дон Кихота. (Дульсинея Тобосская)

52. Как звали пятнадцатилетнего капитана в одноименном романе французского писателя Жюля Верна? (Дик Сэнд)

53. Как звали юнгу — главного героя в романе Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»? (Джим Хокинс)

54. Как назывался двухмачтовый бриг, на котором дети капитана Гранта отправились на поиски своего отца? («Дункан»)

55. Назовите литературные произведения любого жанра, в названии которых есть слово «приключение». («Приключения Барона Мюнхгаузена», «Приключения Незнайки и его друзей», «Приключения Буратино, или Золотой ключик», «Приключения Кроша», «Приключения Шерлока Холмса», «Приключения капитана Врунгеля», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Пиноккио», «Приключения Чиполлино»)

56. Назовите литературные произведения любого жанра, в названии которых есть женские имена. («Кармен», «Ася», «Олеся», «Анна Каренина», «Анна Онегина», «Анна на шее», «Деньги для Марии», «Джен Эйр», «Консуэло», «Две Дианы», «Анна Ярославна — королева Франции», «Королева Марго», «Графиня Де Монсоро», «Графиня де Шарни», «Луиза Сан-Феличе», «Ребекка», «Фро», «Маша и медведь», «Василиса Прекрасная», «Госпожа Бовари», «Динка», «Динка прощается с детством», «Княжна Мэри», «Ванина Ванини»)

57. Назовите литературные произведения, в названии которых есть мужские имена и фамилии. («Отец Горио», «Гобсек», «Граф Монте Кристо», «Виконт де Бражелон», «Шевалье ДАр- менталь», «Жозеф Бальзамо», «Шевалье Де Мезон Руж», «Робин Гуд», «Мартин Иден», «Мужество капитана Плюма», «Одиссея капитана Блада», «Одиссей покидает Итаку», «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Сказка о царе Салтане», «Сказка об Иване царевиче и сером волке», «Мальчиш-Кибаль- чиш», «Обломов», «Евгений Онегин», «Записки о Шерлоке Холмсе», «Дон Кихот», «Васек Трубачев и его товарищи», «Партизан Леня Голиков», «Гамлет», «Ермак», «Малюта Скуратов», «Петр Первый», «Иван Грозный», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Капитан Трафальгар», «Мот Цацкес — знаменосец», «Василий Теркин», «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца», «Мен- шиков», «Поручик Лермонтов», «Емельян Пугачев», «Жан- Кристоф», «Ленька Пантелеев», «Сережа», «Степан Разин»)

58. Назовите литературные произведения, в названии которых есть слова, обозначающие членов семьи. («Мать», «Отцы и дети», «Три сестры», «Сын полка», «Дочь Монтесумы», «Капитанская дочка», «Братья и сестры», «Дети подземелья», «Иван — крестьянский сын», «Дядя Степа», «Дочь регента», «Сыновья Большой Медведицы», «Сестра Керри», «Улица младшего сына», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Старшая сестра», «Черемыш, брат героя», «Дядя Ваня», «Дядюшкин сон», «Чужая жена и муж под кроватью», «Детские годы Багрова-внука», «Дети капитана Гранта»)

59. Назовите литературные произведения, в названии которых упоминаются города и страны. («Волшебник Изумрудного города», «Шел по городу волшебник», «Незнайка в Солнечном городе», «Эмиль из Леннеберги», «Королевство кривых зеркал», «Москва-Петушки», «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Джельсомино в стране лжецов», «Волоколамское шоссе», «Звезды над Самаркандом», «Ташкент — город хлебный», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Увидеть Лондон и умереть», «Тамань», «Тартарен из Тарас- кона», «Угрюм-река», «Кара-Бугаз», «Дом в Черемушках», «В окопах Сталинграда», «Солдат из Казахстана», «Далеко в стране Иркутской»)

60. Назовите литературные произведения, в названии которых упоминаются собаки. («Собака Баскервилей», «Белый пудель», «Дама с собачкой», «Белый Бим Черное Ухо», «Каштанка», «Белый клык», «Му-му», «Собачье сердце», «Слон и Моська», «Созвездие Гончих Псов», «Пелагия и белый бульдог», «Дикая собака Динго», «Тема и Жучка»)

61. Назовите литературные произведения, в названии которых есть животные, но не собаки. («Золотая антилопа», «Конек-Горбунок», «Пещерный лев», «Свинья под дубом», «Три поросенка», «Лебедь, рак и щука», «Голубая цапля», «Бронзовая птица», «Моби Дик — белый кит», «Холстомер», «Золотой теленок», «Сказка о золотом петушке»)

62. Назовите литературные произведения, чьи названия состоят всего из одного слова, но не имена собственные. («Идиот», «Игрок», «Подросток», «Ревизор», «Недоросль», «Овод», «Гроза», «Обрыв», «Лес», «Выстрел», «Гробовщик», «Яма», «Студенты», «Новь», «Накануне», «Чевенгур», «Стоик», «Звезда», «Спутники», «Кортик»)

63. В поисках какого литературного героя экспедиция обогнула Землю по 37-й параллели? (Капитан Грант)

64. В каком морс происходят основные события романа Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада»? (В Карибском море. В те времена его еще называли Флибустьерским)

65. В названии какого произведения Ивана Сергеевича Тургенева используются всего две буквы? {«Муму»)

66. Кем был по профессии Гулливер? (Судовой врач)

67. Какому своему роману Этель Лилиан Войнич дала название насекомого? («Овод»)

68. Как переводится на русский язык имя капитана «Наутилуса» — Немо? («Никто»)

69. Назовите любого литературного героя, которому поставлен памятник? (Русалочка в Копенгагене; Мальчиш-Кибальчиш, Дон Кихот, Бременские музыканты в Бремене [Германия]); Петя и Гаврик в Одессе, Чижик-Пыжик в Санкт-Петер- бурге; Волк «Щас спою» в Киеве, Томске, Ангарске Иркутской области; Гусар Павлоградского полка поручик Ржевский в г. Павлограде Днепропетровской области [Украина], Барон Мюнхгаузен — Калининград, Москва [метро «Молодежная»], Одесса и Кременчуг Полтавской области; Человек-невидимка — г. Амстердам — Нидерланды, Екатеринбург; Д "Артаньян — г. Маастрик Нидерланды; Нос майора Ковалева — Санкт-Петербург; Голохвастов, который гонялся за «двумя зайцами», и Проня Прокоповна в Киеве; Ходжа Насреддин с ослом — метро «Молодежная» г. Москва; My-My в провинции Нормандия во Франции; Бравый солдат Швейк — метро «Купчино» г. Москва; Шерлок Холмс — г. Майринген, Швейцария и в г. Москва; Мама-утка и ее восемь утят — героине книги Р. Макклоски «Дорогу утятам» у Новодевичьего монастыря г. Москва; Белый Бим Черное Ухо в г. Воронеже; Коровьев и Кот Бегемот в г. Москва между Новослободской и Марьиной Рощей; Остап Бендер в Харькове, Остап Бендер и Киса в Екатеринбурге; Остап Бендер и Шура Балаганов в Бердянске Запорожской области; Эллочка-людоедка и Паниковскому в Харькове; отец Федор в Харькове; Дон Кихот Ламанчский в Омске, Москве, Мадриде, Брюсселе, Габрово (Болгария), Варадеро на Кубе; Питер Пэн в Лондоне)

70. Как переводится на русский язык имя главного героя повести Александра Беляева «Ихтиандр»? («Ихти» — рыба, «андр» — человек)

71. Как называется повесть Леонида Платова, в которой рассказывается история немецкой лодки «Летучий Голландец»? («Секретный фарватер»)

73. Какой писатель дает детям вредные советы? (Григорий Остер)

74. Назовите писателя, который написал две песни о птицах. Но эти песни не поют, а читают, как белые стихи. (Максим Горький, «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике»)

75. Назовите писателя, лауреата Нобелевской премии — автора книги «Архипелаг ГУЛАГ». (Александр Исаевич Солженицын)

77. В названии какой повести Артура Конан Дойла есть цифра четыре? («Знак четырех»)

78. Какой герой Александра Дюма без вины просидел в крепости-тюрьме 19 лет? (Граф Монте-Кристо — Эдмон Дантес)

79. Какой писатель сделал главным героем своих романов «Прерия», «Зверобой», «Следопыт» охотника Нэтти Бампо? (Фенимор Купер)

80. Другом Нэтги Бампо был индеец по имени Чингачгук. Сыну Чингачгука — Ункасу посвящена последняя книга Фенимора Купера. Как она называется? («Последний из могикан»)

81. В каком фантастическом произведении Станислава Лема есть «мыслящий океан»? («Солярис»)

82. В какой повести Григория Адамова есть подводная лодка «Пионер»? («Тайна двух океанов»)

83. О чем мечтал доктор Сальватор в повести Александра Беляева «Человек-амфибия»? (О республике свободных людей, живущих в океане)

84. Какой писатель заставил своих героев провести «пять недель на воздушном шаре»? (Жюль Берн)

85. По пьесе какого русского драматурга русский композитор и дирижер Николай Андреевич Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка»? (Александр Николаевич Островский)

86. Удивительная история произошла более полувека назад с литературным критиком, который неожиданно для себя стал детским писателем. Заболел его маленький сынишка. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать сказку:

«Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, —

Крокодил, Крокодил, Крокодилович».

87. В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник известному литератору. Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у его ног теснятся бронзовые звери — герои его произведений. Кто этот писатель? (Иван Андреевич Крылов)

88. Первый плавучий город Стандарт-Айленд придумал в 1895 году Жюль Верн. А в какой книге он описал его? («Плавучий остров»)

89. Где хранится оригинал Корана — священной книги мусульман? (Под креслом Аллаха в Мекке)

90. Как называется Книга Моисеева, которую хранят в святая святых Иерусалимского храма? («Завет»)

91. Как называется поэтическое произведение, которое буквально можно читать вдоль и поперек? (Акростих)

92. В какой книге Марка Твена последний бедняк со Двора Отбросов и наследник английского престола похожи, как две капли воды? («Принц и нищий»)

93. В каких романах действует «Великий комбинатор»? (В романах Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок»)

94. Сказочная повесть «Алиса в Стране чудес» привела в восторг королеву Англии Викторию, и она захотела прочесть все книги этого сочинителя, но не смогла их читать. Почему? (Льюис Кэрролл был математиком, и его книги были полны непонятных королеве формул)

95. Как звали героя пьесы Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», который сказал эту фразу: «Не хочу учиться, хочу жениться». (Митрофанушка)

96. Он был признан и отмечен в нашей стране как поэт. Его стихи заучивали наизусть, они были включены в школьные хрестоматии. Но в историю нашей страны он вошел не как поэт, а как политический деятель — диктатор и тиран России двадцатого века. О ком идет речь? (Об Иосифе Виссарионовиче Сталине)

97. Какой российский писатель посвятил приключениям девочки Алисы семь книг, в их числе: «Путешествие Алисы», «Миллион приключений», «Конец Атлантиды», «Подземная лодка», «Алиса и крестоносцы», «Война с лилипутами», «Лиловый шар». (Кир Булычев)

98. Как известно, англичанин Шерлок Холмс курил трубку. Какой еще знаменитый французский детектив появляется на страницах произведений Жоржа Сименона с трубкой? (Комиссар Мегрэ)

99. Как называлось произведение, за которое Эрнест Хемингуэй получил Нобелевскую премию? («Старик и море»)

100. Какой русский поэт «размышлял у парадного подъезда»? (Николай Алексеевич Некрасов)

101. В одной из девяти книг, в которых действует этот герой, Эдгар Берроуз называет его «Великолепный». О ком идет речь? (Тарзан)

102. Какая поэтесса в 1942 году написала эти строки:

«Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово»?

(Анна Андреевна Ахматова)

104. Какой великий сыщик в произведениях Рекса Стаута ежедневно проводит «конференции с орхидеями»? (Ниро Вульф)

105. Какой писатель заставил читателей ждать у моря не погоды, а алые паруса? (Александр Грин)

106. Кого Александр Сергеевич Пушкин поставил стоять «одного во всей Вселенной»? (Дерево анчар)

107. Кто из великих людей сказал, что четыре газеты могут сделать больше, чем стотысячная армия? (Наполеон)

108. Кому из писателей принадлежат слова «Рукописи не горят!» {Михаилу Афанасьевичу Булгакову)

109. Какой герой Жюля Верна совершил путешествие вокруг света за 80 дней? (Филеас Фогг)

110. Кто рассказал читателям о «Маленькой хозяйке большого дома» и о «Сердцах трех»? {Джек Лондон)

111. Какой английский писатель много раз пытался «убить» придуманного им сыщика, но читатели всегда требовали продолжения? {Артур Конан Доил)

112. Все читали рассказ Антона Павловича Чехова «Каштанка». Вспомните, с какими животными познакомилась Каштанка у нового хозяина? (С котом, гусем, свиньей)

113. Как называлась шхуна капитана Врунгеля? («Беда»)

115. Как звали главного героя книги Александра Беляева «Человек-амфибия»? (Ихтиандр)

116. В каком кинофильме, снятом по одноименной повести, звучит эта песня Дунаевского «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер!»? («Дети капитана Гранта»)

117. Как звали главных героев повести Александра Грина «Алые паруса»? (Артур Грей и Ассоль)

118. Кто написал для детей «Морские истории»? (Борис Житков)

119. Как называлась лодка капитана Немо? («Наутилус»)

120. Сколько лет было Дику Сэнду, когда он взял на себя командование «Пилигримом»? (Герою романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» было 15лет)

121. Какой литературный герой в одиночку потопил целый неприятельский флот? (Гулливер)

122. Какие две породы рыб называет в своей басне «Демьянова уха» Иван Андреевич Крылов? (Лещик и стерлядь)

123. Как называлось судно капитана Ивана Татаринова в повести Вениамина Каверина «Два капитана»? («Святая Мария»)

124. В какой повести скелет моряка служил компасом для искателей клада? («Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона)

125. Как назывался корабль капитана Гранта? («Британия»)

126. В какой книге рассказывается о путешествиях и приключениях Синдбада Морехода? («Тысяча и одна ночь»)

127. Как назывался корабль, на котором герои плыли к «Острову сокровищ»? («Эспаньола»)

128. Как звали белого кита из знаменитого романа американского писателя Германа Мелвилла? («Моби Дик — белый кит» — имя кашалота и название романа)