Жан жорж новер биография. Значение новер жан жорж в большой советской энциклопедии, бсэ. Бер Жан Жорж

Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 13 февраля 2011, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 6 правок.

Жан Жорж Новерр (фр. Jean-Georges Noverre) (29 aпреля 1727, Пaриж - 19 октября 1810, Сен-Жермен-ан-Ле) - великий французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как международный день танца.

Среди его педагогов были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.

Первое выступление состоялось в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV - было это, в 1742 году или в 1743 году. После удачного дебюта Новерр сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского. По возвращении в Париж он был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик, а вскоре, в 1748 году, женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр (фр. Marguerite-Louise Sauveur).

В 1748 году, когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), Новерр отправился по театрам городов Европы и до 1752 года выступал в Страсбурге и Лионе, а затем уехал в Лондон, где провел два года в труппе британского актёра Дэвида Гарика, дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента; он продумывал серьезную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей . В 1754 году он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники» («фр. Les Fêtes chinoises»). Затем судьба вновь забросила его в Лион, где он прожил с 1758 и 1760 гг. Там Новерр поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» («фр. Lettres sur la danse et les ballets») - он осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action - действенный балет ; требуя отмены театральных масок у танцоров, он тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства, вызвав резкую критику приверженцев старых танцевальных устоев. Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. … Композиторы, в большинстве своем, все еще, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией „пробегала“ м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…» . Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима - до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до Новерра не несла основной своей собственной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль .



Эта большая теоретическая работа впоследствии выдержала множество переизданий и была переведена на европейские языки: английский, немецкий, испанский, а затем и на другие. Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803-1804 гг. под названием «Письма о танце» - книга стала известна и издана в России благодаря его ученику Шарлю Ле Пику, приглашенному в Петербург в 1787 в качестве первого танцора, а затем и хореографа. С тех пор в России было несколько изданий на русском языке, книга переиздается вплоть до настоящего времени . Известный русско-французский балетный деятель Б. Кохно через много лет сказал о Новерре и Ле Пике: «Новер преобразил танец своей эпохи, а его балет-пантомима достиг России благодаря его ученику Ле Пику» .



В 1760 году Новерр приглашается в Штутгарт, где провел семь лет и где его учеником стал впоследствии выдающий танцор и хореограф, будущий пропагандист творчества и идей Новерра Шарль Ле Пик. В Штутгарте герцог Карла II Вюртембергского, большой знаток и любитель театра, создал для служителей искусств свободную творческую обстановку, что привлекло много талантливых людей: музыкантов, артистов, художников. 11 февраля 1763 года ко дню рождения герцога Новерр поставил балет на музыку Ж.Родольфа, тоже жившего в Штутгарте, «Ясон и Медея», где воплотил свои основные балетные реформы. Отказавшись от несуразных больших париков и закрывавших лицо масок, Новерр впервые ввел в балет пантомиму. В премьерном спектакле среди основных исполнителей были заняты: Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон), Шарль Ле Пик (Ээн), М. Гимар (Креуза). Эта постановка стала революционной в хореографии и имела такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. К нему устремились ученики и почитатели, желавшие с ним работать. К 1764 году Новерр руководил труппой из пятнадцати солистов и кордебалета из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины.

Через семь лет Наверр переехал в Вену, оказавшись под протекцией будущей королевы Марии-Антуанетты, назначившей его королевским балетмейстером. Там, получив огромную свободу в постановках, он смог реализовать свои многочисленные идеи по реформаторству в балете, сочинив и поставив множество балетных представлений. Он сам впервые ввел пантомиму в своем балете «Медея и Ясон» («фр. Medеe et Jason») на музыку Ж.-Ж. Родольфа в 1763 году . Затем он поставил большую пантомимическую постановку в несколько актов на сюжет «Семирамиды» Вольтера . Он привлек к сотрудничеству разных композиторов, в том числе Глюка, с которым создал несколько балетных композиций.

В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 года, короля Франции Людовика XVI, повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки.

С 1778 года - член Французской королевской академии танцев.

В 1776-1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять . В 1781 году Новерр написал свои разработки по строительству нового зала Парижской Опера «Комментарий по строительству зала» («фр. Observations sur la construction d’une nouvelle salle de l’Opéra»). Борьба с труппой, не желающей признавать новые веяния в балете, отнимала много сил и времени; занятый работой, Новерр покинул пост в Парижской Опере (эту должность занял его ученик и сподвижник Жан Доберваль) и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне , возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн» .

Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли (Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. ), он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Лэ. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить - 19 октября 1810 году он скончался.

Новер (Noverre) Жан Жорж (29.4.1727, Париж, ‒ 19.10.1810, Сен-Жермен-ан-Ле), французский балетмейстер. Ученик балетмейстера Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. В 1755‒57 возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. В постановках «Ринальдо и Армида», «Адмет и Альцеста», «Медея и Язон» Родольфа, «Отмщённый Агамемнон» и «Апеллес и Кампаспа» Аспельмайра, «Горации и Куриации» Старцера и др. (на сценах театров Штутгарта и Вены) Н. разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1776‒1780 балетмейстер в «Гранд-Опера» в Париже. В 1781‒94 (с перерывами) работал в Лондоне. Н. поставил свыше 80 балетов. В 1759 вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Н. обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника. Ученики Н.: Ж. Доберваль, Ш. Дидло, Ш. Ле Пик и др. Теория, подкрепленная практикой, принесла Н. славу «отца современного балета».

Соч.: Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, v. 1‒4, St-Petersbourg, 1803‒1804; Lettres sur les arts imitateurs en général et sur la dans en particulier, v. 1‒2, P., 1807; в рус. пер.‒ Письма о танце и балетах. [Ред.

и вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л. ‒ М., 1965.

Лит.: Соллертинский И. И., Жизнь и творчество Новерра, в кн.: Классики хореографии, Л. ‒ М., 1937; Lynham D., The Chevalier Noverre: father of Modern ballet, a biography, L., 1972.

  • - Я слушаю вас с нежностью и грустью, Как древняя Сивилла – и Жорж Занд. Цв919...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - , французский живописец и график. Один из основателей фовизма, был близок к экспрессионизму...

    Художественная энциклопедия

  • - 1593, Вик-сюр-Сей - 1652, Люневиль...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - Жан Жорж - франц. балетмейстер. Ученик Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743...

    Музыкальная энциклопедия

  • - французский живописец и график, постимпрессионист. Родился в Париже 27 мая 1871. В юности учился у мастера витражной живописи; тогда впервые проявились его необычные художественные способности...

    Энциклопедия Кольера

  • - знаменитая актриса, жила в СПб. при Александре I ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - литературный псевдоним знаменитой французской романистки Авроры Дюдеван. По отцу своему, Морису Дюпену, она принадлежала к знатному роду, ведущему происхождение от герц. Морица Саксонского...
  • - немецкий филолог. Главные его труды: "Ursprung und älteste Gestalt der Nibelungensagen" ; "Nordgermanische Gö tter- und Heldensagen" ; "Bilder von Niederrhein" ; "V ater Rhein in Sage und Dichtung" ; "Götterdämmerung" ; "Richard Wagner und die deutsche Sage" ; "Bühneniestspiele in Bayreuth" ; "Deutsche Volkssagen" ; "Die Tiersage" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - нем. филолог. Главные его труды: "Ursprung und älteste Gestalt der Nibelungensagen" ; "Nordgermanische Götter- und Heldensagen" ; "Bilder von Niederrhein" ; "Vater Rhein in Sage und Dichtung" ; "Götterdämmerung" ; "Richard Wagner und die deutsche Sage" ; "Bühneniestspiele in Bayreuth" ; "Deutsche Volkssagen" ; "Die Tiersage" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Маргерит Жозефин, французская актриса. С 5-летнего возраста выступала на сцене в детских ролях. В 1801 училась у известной драматической артистки Рокур. В 1802-08, 1813-1818 выступала в театре «Комеди Франсез»...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Жан Жорж, французский балетмейстер. Ученик балетмейстера Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. В 1755-57 возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне...

    Большая Советская энциклопедия

  • - французский балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ЖОРЖ Georges. 1. Галлицизированное мужское русское имя Егор, Георгий. В последнюю субботу Жорж приехал один, и я тогда заметила, что он был очень нежен и часто absent. 1829. Оленина 155...
  • - НЮИ СЕН-ЖОРЖ Возле моего письменного стола, как воспоминание о недавних празднествах всегда аккуратно выстраивались по рангу винные бутылки: нюи-сен-жорж, жевре-шамбертен, кло-вежо <так>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ЖОРЖ, -а, ЖОРЖИК, -а, м. Пижон, франт, модник; сын богатых родителей, неженка, капризный человек. Фр. собств. Georges; ср. уг. «» - мошенник, «ик» - швейцар...

    Словарь русского арго

"Новер Жан Жорж" в книгах

КЮВЬЕ, ЖОРЖ

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

КЮВЬЕ, ЖОРЖ

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

КЮВЬЕ, ЖОРЖ Жорж Кювье (1769–1832) - выдающаяся фигура в зоологии начала XIX века; будучи реформатором сравнительной анатомии и палеонтологии, он внес неоценимый вклад в развитие теории эволюции. Будущий самый яркий и влиятельный ученый Франции родился в Монбельяре (Эльзас).

Жорж Экоут

Из книги Книга масок автора Гурмон Реми де

Жорж Экоут Среди молодых писателей очень мало драматургов – я хочу сказать: мало ревностных наблюдателей драмы человеческой жизни, одаренных широкой симпатией, с любовью относящихся ко всем ее проявлениям и формам. Одним волнения простых смертных кажутся

Жорж Сименон

Из книги Тени зазеркалья автора Демидова Алла Сергеевна

Жорж Сименон Жизнь меня сталкивала со многими очень интересными людьми… Но раньше я относилась к ним потребительски, что ли. Я их впитывала, как губка, для себя. И мало задумывалась над их жизнью, трудностями, отношениями…Больше всего в людях меня интересовал талант. И

ДАНТОН ЖОРЖ ЖАК

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

ДАНТОН ЖОРЖ ЖАК (род. в 1759 г. – ум. в 1794 г.) Один из лидеров Великой французской революции, сторонник якобинцев, занимавший примиренческую позицию по отношению к жирондистам. «Робеспьер? – сказал Дантон. – Да я надену его себе на кончик большого пальца и заставлю

Жорж Сименон

Из книги Заполняя паузу автора Демидова Алла Сергеевна

Жорж Сименон …Я в Швейцарии с группой фильма «Ты и я» режиссера Ларисы Шепитько. В Швейцарии властвует хоккей. Мировой чемпионат. Все говорят только об этом. Но нам и нужен хоккей: эпизод, который мы снимаем, происходит на мировом хоккейном чемпионате.Швейцария. Женевское

I УЛИЦА СЕН-ЖОРЖ

Из книги Жизнь Ренуара автора Перрюшо Анри

I УЛИЦА СЕН-ЖОРЖ Быть художником – это значит не заниматься расчетами, а расти, подобно дереву, которое не подгоняет движение своих соков, но доверчиво противостоит буйным весенним ветрам, не боясь, что лето не наступит. Райнер Мария Рильке У Ренуара сохранились добрые

ДАНТОН ЖОРЖ ЖАК

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

ДАНТОН ЖОРЖ ЖАК (род в 1759 г. – ум в 1794 г.) Один из лидеров Великой Французской революции, сторонник якобинцев, занимавший примиренческую позицию по отношению к жирондистам.«Робеспьер? – сказал Дантон. – Да я надену его себе на кончик большого пальца и заставлю вертеться

Жорж Санд

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Жорж Санд Настоящее имя - Аманда Аврора Лион Дюпен, в замужестве Дюдеван (род. в 1804 г. - ум. в 1876 г.)Известная французская писательница, автор романов «Индиана» (1832), «Орас» (1842), «Консуэло» (1843) и многих других, в которых создала образы свободных, эмансипированных женщин.

САНД ЖОРЖ

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

САНД ЖОРЖ Настоящее имя - Амандина Люси Аврора Дюпен (род. в 1804 г. - ум. в 1876 г.) Репутация Жорж Санд была скандальной. Она носила мужскую одежду, курила сигары, говорила низким мужским голосом. Сам ее псевдоним был мужским. Считается, что так она боролась за свободу женщин.

Жорж Санд

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Жорж Санд Они усы и бороды носили, - Гремящий трагик, романист, поэт… Но в общем парни - женщинами были; Ведь женственней души французской - нет! Весь мир беспечностью они пленили, Изяществом очаровали свет И с томной красотой соединили Девичьей грусти ливневый

«ЖОРЖ ДАНДЕН»

Из книги Мольер [с таблицами] автора Бордонов Жорж

«ЖОРЖ ДАНДЕН» Сезон 1667/68 года (с 15 мая 1667 года до 18 марта 1668-го) не был удачным. Лагранж записывает только, что его пай составил 2608 ливров 13 су, и воздерживается от всяких комментариев. Но можно представить себе, как разочарованы актеры, как они опасаются за будущее. Чтобы их

Бер Жан Жорж

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Руо Жорж

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Письма, навеянные любовью, письма, навеянные скукой – Жорж Санд и Альфред де Мюссе (предисловие к переписке Жорж Санд и Альфреда де Мюссе, изд. Эрманн, 1985)

Из книги От всей души автора Саган Франсуаза

Письма, навеянные любовью, письма, навеянные скукой – Жорж Санд и Альфред де Мюссе (предисловие к переписке Жорж Санд и Альфреда де Мюссе, изд. Эрманн, 1985) Когда-то славу можно было завоевать в одночасье, будь то на поле брани или на подмостках сцены, сегодня же слава – всего

В 1982 году Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО приняла решение установить Международный день танца. Выбрали дату – 29 апреля. Почему именно эту?

29 апреля 1727 года родился французский хореограф, реформатор и теоретик балета Жан Жорж Новер.

Его называют «отцом современного балета». Считается, что именно он сделал балет самостоятельным видом сценического искусства. Сейчас трудно представить время, когда балет был «несамостоятельным». Однако в те годы, когда юный Жан Жорж еще только начинал карьеру танцовщика, танец на сцене был представлен чинными и однообразными дивертисментами с демонстрацией немногих технических трюков – нынешний ученик четвертого класса хореографического училища тогда сразу бы попал в виртуозы.

Новер родился неподалеку от Парижа и танцами занимался с детства. Он учился у знаменитого Дюпре и известного танцмейстера Марселя. Казалось бы, прямая дорога в Парижскую оперу, хоть в кордебалет. Но не получилось, и Дюпре, ставивший танцы для другого парижского музыкального театра, Комической оперы, основанной еще в 1715 году, устроил там дебют своему воспитаннику. Получив в 1743 году отказ, Новер отправился в Берлин и проработал там три года. С 1747 по 1750 год он танцевал в Страсбурге, с 1750 по 1753 год – в Лионе, потом вернулся в Страсбург. Вторая попытка попасть в Парижскую оперу тоже не удалась. Но на ней свет клином не сошелся – в Париже была еще Комическая опера. Как раз тогда там стали ставить оперы известных композиторов, и Новер согласился занять место балетмейстера. Там он сразу заявил о себе как автор оригинально поставленных и оформленных дивертисментов «Китайские празднества», «Источник юности» и прочих. В результате балетную труппу Комической оперы пригласил на гастроли в Лондон знаменитый английский актер Дэвид Гарик, возглавлявший тогда театр «Друри-Лейн».

В доме у Гарика Новер встретился с английским балетмейстером Джоном Уивером. Уивер был стар и разочарован – его идеи «действенного балета», опередившие свое время, в английском театре пришлись не ко двору. И вот является молодой француз, готовый слушать и спорить, читать серьезные книги и талантливо воплощать в жизнь хореографические замыслы.

Их общение было недолгим – гастроли начались в ноябре 1755 года, а этот год был сложным в англо-французских отношениях. В Северной Америке стычки между английскими и французскими колонистами привели к настоящей войне, в которой участвовали и индейцы-союзники, и регулярные воинские части. Дело было за немногим – в 1765 году Великобритания объявила войну Франции. И это погубило удачно начатые гастроли Комической оперы. Из-за погромов, устроенных в театре враждебно настроенными англичанами во время представлений, погибли ценнейшие декорации. Гастроли пришлось прервать, труппа уехала, но сам Новер остался в Лондоне у своего друга Гарика.

Он знакомился с передовым английским театром, с драматургией Шекспира, с опытом английского пантомимного театра, с книгами Уивера. У него появлялись первые идеи о том, как сделать немой танец – говорящим, заставить его выражать чувства и движения души.

В 1757 году Новер вернулся во Францию и возглавил балетную труппу в Лионе, который тогда был одним из передовых музыкальных и хореографических центров Франции. Парижская опера хранила традиции и сопротивлялась новым веяниям – ну а в провинции были возможны эксперименты. Вот там и родились первые «действенные балеты» Новера, в которых он совершенно отказался от масок и традиционных тяжеловесных костюмов, разрабатывал драматургическую основу спектаклей и даже покусился на симметричность кордебалетных танцев, ведущую происхождение от придворных балов Людовика XIV.

А три года спустя, в 1760 году, в Лионе и Штутгарте вышла в свет книга, фактически совершившая революцию в балетном театре. Называлась она – «Письма о танце и балетах». Этот труд принес Новеру европейскую известность, признание ученых-просветителей и уважение всех, кто устал от старых форм классического танца и дивертисментов.

Для того чтобы реализовать свои замыслы, воплотить теории в практике и показать Европе, по какому пути следует двигаться, Новер уехал в Штутгарт и проработал там семь лет. Правда, путь он избрал очень уж строгий и серьезный. Новер решил отказаться от арлекинад, буффонад, фарсов, которых он насмотрелся в ярмарочных театрах, в английских пантомимах и в представлениях итальянских комедиантов. Он решил, что будет выбирать только «благородные сюжеты». Вот как он это обосновал: «Мифы предоставили мне богов, история – героев; отказавшись от вульгарных персонажей, которые только и могут весело или грустно перебирать ногами, я постарался придать моим произведениям благородство эпопеи и грацию пасторальной поэзии».

В итоге главным выразительным средством балетов Новера стала пантомима, подчас отанцованная, богатая напряженными ситуациями и бурными страстями, реже – развитой танец, который в его глазах олицетворял бессодержательную дивертисментность, господствовавшую в балетных сценах предшествующей эпохи. Новер очень заботился о сквозном действии, о соответствии действия и музыки, о характерах персонажей и добился того, что их радости и горести стали вызывать бурные эмоции в зрительном зале. Такое прежде было немыслимо.

Со всех концов Европы артисты и балетмейстеры устремились в Штутгарт за идеями и балетами. Парижанин Доберваль переносит некоторые новшества в Оперу, затем Вестрис ставит Новеровскую «Медею» сперва в Варшаве, потом в Париже. Но в 1767 году штутгартский театр закрылся. Казалось бы, крах замыслов Новера? Ничего подобного!

Оставшиеся без работы три десятка танцовщиков разбрелись по театрам Италии, Германии, Англии, Испании, Португалии. У каждого в багаже были партитуры и программы Новеровских балетов, эскизы костюмов, в памяти – хореография Новера. И не беда, что на афишах они велели печатать свои имена. Новое и передовое искусство распространилось по Европе, основы старого балета были подорваны – хотя его поклонники не сдавались.

А сам Новер перебрался в Вену и создал немало спектаклей в содружестве с композитором Кристофом Глюком. Проработав в Вене семь лет, он отправился в Милан, потом – в Неаполь, Турин, Лиссабон. Он сам пропагандировал свои идеи, сам заботился о том, чтобы «Письма о танце» переводились на другие языки, а в 1776 году издал в Вене сборник своих сценариев с комментариями. Это был удачный для него год. Австрийская принцесса Мария-Антуанетта, бравшая у него уроки танцев и ставшая в 1774 году королевой Франции, позаботилась о нем – он получил пост руководителя балета Парижской оперы. Это было воистину триумфальное возвращение в Париж. Но триумф оказался коротким. Аристократы и артисты, которым они покровительствовали, начали войну против Новера. Танцовщик Антуан Бурнонвиль (отец знаменитого датского балетмейстера) так вспоминал об этом: «Артисты до такой степени увлеклись парфюмерно-фарфоровым жанром, что не понимали, чего от них требуют, и скрывали свою глупость под маской пренебрежения». Он же назвал парижскую публику «легкомысленной и нетерпеливой, привыкшей к балетам, состряпанным из водевилей, веселые песенки которых забавляли ее напоминанием о тайных грешках».

И вот с одной стороны – Новер в зените славы, ученые-просветители ставят его в один ряд с Дидро, Бомарше, Глюком, его уважает вся Европа, он затевает балет по мотивам древнеримской истории «Горации и Куриации», который должен стать его лучшим детищем. С другой – журналисты смеются, что его спектакли не понять без книжечки с либретто, что он потерял границы балетного искусства, что публика разочарована и хочет вместо его героических сюжетов привычные лирические и пасторальные. И балет «Горации и Куриации» обречен на провал.

С 1778 года Новер ставил только танцы в операх. Успех имели одноактный балет «Безделушки » на музыку В.А. Моцарта и возобновленный в 1780 году балет «Медея и Язон». Однако интриги вокруг Новера фактически загнали его в угол.

Балетмейстер сдался. Он согласился уйти в обмен на обещанную ему большую пожизненную пенсию. 30 ноября 1779 года он писал: «Я покинул родину с решением никогда больше не применять здесь своих способностей». Он уехал в Англию, там его приняли хорошо, постановки называли «шедеврами», а Новера – гениальным балетмейстером. В его балетах участвовали лучшие артисты. Свою встречу с лондонскими зрителями он ознаменовал новым балетом «Вновь соединившиеся влюбленные». Были и возобновленные постановки «Рено и Армида», «Медея и Ясон». Особенно восторженно зрители и критика приняли дивертисмент «Аполлон и музы» и балет «Апеллес и Кампапа».

Но пошла полоса невезения: то болезнь, то финансовые проблемы, то пожар в театре. Все это заставило Новера на пять лет отойти от любимого дела. Он решает все же вернуться на родину и переправляется через Ла-Манш в самое неподходящее время: это июль 1789 года, и парижане идут на штурм Бастилии. Самое кровавое время он пережил в деревне, потом отправился в Англию и поставил там свои последние балеты – «Темпейские супруги», «Венера и Адонис», «Аделаида, или Альпийская пастушка». Никакого героизма, никакихдревнеримских подвигов – конец века выдался настолько бурный, что в театре не хотят видеть ничего сурового и жестокого.

И опять он возвращается во Францию, опять просит дирекцию Оперы предоставить ему работу. История повторяется – он опять получает отказ. Но хоть начинают выплачивать пенсию – так что можно поселиться в предместье Парижа и жить, не беспокоясь о завтрашнем дне. Он имел право на отдых – поставлено более восьмидесяти балетов и несчетное количество танцев в операх.

Последние его годы были печальны. Он иногда посещал театры и видел, что молодые балетмейстеры реализовали его планы, превзошли его достижения, самостоятельный балетный театр расцветает, и мало кто вспоминает имя основоположника. Что же остается?

Новер вновь берется за книгу своей жизни «Письма о танце». К пятнадцати главам, составлявшим лионское издание, он добавляет еще двадцать новых. Это на самом деле – автобиография: Новер честно пишет о своих ошибках и заблуждениях, отбрасывает устаревшие положения, выдвигает новые, предупреждает молодежь об опасностях. Он вспоминает всех знаменитых артистов и хореографов, с кем в жизни встречался, за что ему особая благодарность.

Д. Трускиновская

Для того чтобы прослыть гениальным танцором в первой половине 18 века, требовалось лишь минимальное знание танцевальной техники плюс два-три трюка в придачу. Как такового балета в те времена не существовало, во всяком случае, в качестве самостоятельного вида искусства: поначалу танец служил развлечением высокопоставленных господ при дворе, подаваясь между блюдами, а позднее исполнялся в качестве приложения к оперным перипетиям. Кроме того, элементы балета присутствовали в спектаклях для усиления драматического эффекта. Ситуацию в корне изменил Жан Жорж Новерр, вся творческая жизнь которого представляла собой борьбу с пережитками прошлого: танцовщик, а позднее хореограф, он старался изгнать из балета всё лишнее и постепенно добился своего.

Будущий реформатор родился близ Парижа в 1727 году, и день его рождения, 29 апреля, в наше время ежегодно отмечается как Международный (Всемирный) день танца. Ему прочили карьеру в Парижской опере, но попасть туда молодому танцовщику не удалось, и по протекции учителя Луи Дюпре он дебютировал в другом парижском театре - Комической оперы. Однако и здесь 16-летний Новерр получил отказ, после чего достаточно долго скитался, побывав в Берлине, Страсбурге, Лионе, покуда не вернулся в родной город. И вновь последовала неудача в Парижской опере, зато поступило предложение из Комической оперы, где он, в конце концов, занял место балетмейстера. Работы Новерра не остались незамеченными: оригинальные «Китайские празднества» и подобные произведения были отмечены и публикой, и критиками. И вскоре труппа отправилась на гастроли в Лондон.

Поездка в Англию оказала решающее влияние на формирование творческого мнения хореографа, и особая заслуга в том принадлежала уже пожилому Джону Уиверу, который был переполнен оригинальными идеями, но не находил им применения в местном театре. Молодой француз с жадностью впитывал новые знания, которые так соответствовали его мировоззрению. Несмотря на то, что общение двух балетмейстеров было недолгим, – назревала англо-французская война – его итогом стало рождение нового балета, в котором слова, пение были заменены «говорящими» движениями, призванными передать всю суть и душу постановки.

Дальше были эксперименты. Так как Париж не принял бы нововведений, воплощать творческие замыслы в реальность Новерр стал в провинции, гораздо более терпимой к подобным новшествам. Отказавшись от масок и костюмов, присущих балету тех времён, хореограф сотворил несколько самобытных произведений, где события логически развивались, где все элементы находились во взаимосвязи, а спустя пару лет написал книгу «Письма о танце и балетах», сыгравшую немалую роль в судьбе хореографии, да и в жизни автора. Штутгарт, в котором обосновался Новерр, стал истинной Меккой для балетмейстеров всей Европы, и новое искусство получило право на существование.

Он работал с Глюком, давал уроки танцев Марии-Антуанетте, стал руководителем балета Парижской оперы – те несколько лет его жизни стали триумфальными, однако долго почивать на лаврах не пришлось, ибо публика, воспитанная на водевилях, не желала сложных и непонятных постановок, и Новерр уехал в Англию. Болезни, материальные трудности, произошедший в театре пожар не могли не отразиться на хореографе: он отошёл от дел, вернулся во Францию, и здесь уже лишь наблюдал за тем, как молодые балетмейстеры воплощают в жизнь его идеи, часто превосходя его самые смелые устремления. О том, с чьей подачи началась революция в балетном искусстве, вспоминали нечасто.

Жан Жорж Новерр, которого справедливо называют «отцом современного балета», умер в 1810 году в возрасте 81 года, оставив после себя великое творческое наследие - дав балету путёвку в самостоятельную жизнь.

29 апреля 1727 - 19 октября 1810

великий французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ

Биография

Среди его педагогов были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.

Первое выступление состоялось в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV - было это, в 1742 году или в 1743 году. После удачного дебюта Новерр сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского. По возвращении в Париж он был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик, а вскоре, в 1748 году, женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр (фр. Marguerite-Louise Sauveur).

В 1748 году, когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), Новерр отправился по театрам городов Европы и до 1752 года выступал в Страсбурге и Лионе , а затем уехал в Лондон , где провел два года в труппе британского актёра Дэвида Гарика , дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента; он продумывал серьёзную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей. В 1754 году он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники» («фр. Les F?tes chinoises»). Затем судьба вновь забросила его в Лион , где он прожил с 1758 и 1760 гг. Там Новерр поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» («фр. Lettres sur la danse et les ballets») - он осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action - действенный балет; требуя отмены театральных масок у танцоров, он тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства, вызвав резкую критику приверженцев старых танцевальных устоев. Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. … Композиторы, в большинстве своем, все ещё, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией „пробегала“ м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…». Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима - до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до Новерра не несла основной своей собственной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль.