Вариант. Онлайн тесты ЕГЭ Русский язык. Русский язык Сравнения выражаются различными способами


Задания уровня А

А29 . Какое высказывание может быть взято в качестве эпиграфа к прочитанному тексту?

1) Задача искусства – не случайности быта, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со всего многообразия однородных жизненных явлений. (Ф. М. Достоевский.)

2) Призвание может быть указано и доказано только в том случае, когда учёный или художник жертвует своим спокойствием и своим благосостоянием, чтобы следовать своему призванию. (Л. Н. Толстой.)

3) В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант. (И. В. Гёте.)

4) Художник должен стоять в уровень с понятиями своего времени. (А. Иванов.)
А30. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 4 – 14.

1) повествование 3) описание и рассуждение

2) описание 4) рассуждение
А31. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

1) 2 2) 8 3) 11 4) 21

Задания уровня В

В1 . Укажите способ образования слова ОТКАЗ (предложение 25).

В2. Из предложения 22 выпишите наречие(-я).

В3. Укажите тип связи слов в словосочетании НАВЕРНЯКА УЗНАЕМ (предложение 27).


.

В4 . Среди предложений 19 – 14 найдите простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5 . В первом абзаце найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 1 – 7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

В7 . Среди предложений 15 – 23 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и антонима. Напишите номер этого предложения.

В8 . Познакомьтесь с фрагментом рецензии на прочитанный вами текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, и запишите их в такой последовательности в бланк ответов.

С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы. Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует ______ («не наблюдать,

Этот троп – _________________ усиливает впечатление от прочитанного.

___________ (предложение 15 – 23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как _____________ (предложения 11, 13) помогает автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».
Список терминов:

1) контекстные антонимы 6) общественно-политическая лексика

2) сравнительный оборот 7) вопросно-ответная форма изложения

3) фразеологизм 8) цитирование

4) анафора 9) ряды однородных членов

5) развёрнутая метафора

Текст 10 24


(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребёнка. (2)Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных связях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3)Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4)Кроме того, игрушка ещё и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5)Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? (6)Конечно, теперь каждый малыш живёт в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. 8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируется.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществлял познание мира.

(15)Но ведь игрушка – это не забава. (16)Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18)Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

(По В. Абраменковой )

Задания уровня А 25

А29. Какое суждение не соответствует содержанию текста?

1) Детская игрушка должна закладывать в душу ребёнка первоначальные представления о добре и зле.

2) Подавляющее большинство современных игрушек наносит непоправимый вред психике ребёнка.

3) Детская игрушка должна быть средством обучения и воспитания ребёнка.

4) Гибкость психики современного ребёнка позволяет ему справляться с потоком разнообразной информации.

А30. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5 – 10?

1) описание

2) рассуждение и описание

3) повествование

4) повествование и описание

А31. В каком предложении употреблены антонимы?

1) 10 2) 2 3) 5 4) 18

Задания уровня В

В1. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 15-16 выпишите все частицы.

В3. Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.


Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное, в состав которого входит односоставное

безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 11 – 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите

номер этого предложения.

В6. Среди предложений 10 – 16 найдите сложноподчинённое с последовательным подчинением

придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 8 – 14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью

личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Познакомьтесь с фрагментом рецензии на прочитанный вами текст. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. .Вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка и запишите их в таком порядке в бланк ответов.
Страстно убеждая читателей в своей правоте, автор использует различные средства выразительности. Наиболее характерны для этого текста _______ (например, предложения 4, 7 – 10, 13, 18). Значительно повышает эмоциональность высказывания ________ («заманчивый мир», «радостное постижение»). Мысль о том, что современный ребёнок живёт в совершенно другом мире, подчёркнута с помощью такого тропа, как ____(«обрушивается…мир игрушек» в предложении 5). И наконец, автор для более яркого и эмоционального выражения своего негативного отношения к современной игрушке использует _______ («антиигрушка»).»

Список терминов: 1) эпитеты 6) литота

2) ряды однородных членов 7) диалектизмы

3) гипербола 8) термины

5) вопросно-ответная форма изложения 10) просторечное слово

Текст 11


(1)Зарубежные истолкователи Есенина, да и некоторые наши мемуаристы, не раз высказывали недоумённые замечания по поводу того, каким образом малограмотный рязанский паренёк, явившись в город, начал создавать изумительные стихи. (2)Эти толки вскружили не одну горячую голову. (3)Иные юные стихотворцы решили, что «любимцам богов» учиться вовсе не обязательно, что поэту высокая культура и глубокие знания не нужны; дело, мол, в том, чтобы уметь чувствовать и воспринимать жизнь «нутром».

(4)Современные исследователи развеяли миф о малограмотном мальчике-поэте. (5)Знатоками поэта доказано, что юный Есенин чрезвычайно любил книги, был начитанным человеком, увлекался искусством, использовал все возможности общения с образованными людьми, людьми высокой культуры и интеллекта.

(6)Но и поныне ещё недостаточно учитывается одно, немаловажное, на мой взгляд, обстоятельство. (7)На художественное воспитание поэта, вне сомнения, оказали решающее влияние народные эстетические идеалы, народный эстетический вкус, атмосфера семьи, в которой любили трудиться, любили петь, любили детей. (8)И здесь особенно сильным было влияние матери.

(9)Русские женщины – носительницы народной культуры – пестовали детство многих замечательных поэтов и музыкантов. (10)Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним бабушку Максима Горького… (11)По всеобщей молве, такой же необыкновенной женщиной была и мать Есенина – Татьяна Фёдоровна. (12)Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала бы и не пела Татьяна Фёдоровна. (13)Она прекрасно владела народным языком: крупные художники слова восхищались её колоритной речью

(14)Надо помнить, что в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста предания о героических сражениях далёких предков с полчищами Батыя, о рязанце-богатыре Евпатии Коловрате, об Авдотье Рязаночке. (15)Легендами окутан здесь каждый приокский курган.

(16)В ночном, лёжа у костра, мальчик не мог не слышать преданий о таинственных кладах, о загадочных героях народной мифологии, о фантастических сказочных персонажах, приходящих на помощь людям в трудные минуты.

(17)А сколько накопленных веками наблюдений содержал в себе земледельческий календарь, различных народных примет, показывающих, как сообразителен и умён русский народ, как много и своеобразно думает он о земле и природе!

(18)Сколько народной мудрости, лихости и таланта в частушках, пословицах и поговорках, этих образцах зернистой русской речи!

(19)Сколько чистой поэзии в окружающей природе – полноводной реке, высоких песчаных косогорах, уходящих за горизонт знаменитых Мещёрских лесах, воспетых Паустовским!

(20)Всё это вместе воспитывало душу поэта – будило воображение, фантазию, развивало и обостряло чувства, закладывало представления о добре и зле – и послужило основой его поэтического таланта.

(По Е. Е. Осетрову )

Задания уровня А

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Т. Ф. Есенина хорошо знала и исполняла народные песни, бытовавшие в Приокском крае.

2) Современные исследования опровергли тезис о малограмотности С. Есенина.

3) Юный поэт много читал произведений художественной литературы, но народные сказки и легенды были ему недоступны.

4) В земледельческом календаре используется много народных примет.
А2. Какой(-ие_ тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 17 – 20?

1) рассуждение и описание

2) повествование и описание

3) рассуждение и повествование

4) все типы речи
А3. В каком значении употреблено слово ХУДОЖНИКИ в предложении 13?

1) живописцы

3) мастера

4) скульпторы
Задания уровня В

В1. У кажите способ образования слова ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (предложение 20).

В2. Из предложений 13 – 15 выпишите все местоимения. 28

В3 . Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЛЮБИЛ (ПРЕДЛОЖЕНИЕ 5).


Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами


В4. Среди предложений 4 – 15 найдите сложное, обе части которого – односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 9 – 15 найдите предложение(-я) с вводными словами(конструкциями). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В6. Среди предложений 5 – 13 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 2 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью определительного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

В8. Познакомьтесь с фрагментом рецензии на прочитанный вами текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующую номеру термина из списка, и в такой же последовательности запишите их в бланк ответов.
«…С иронией высказываясь о тех, кто считал Есенина «малограмотным рязанским пареньком», автор использует _______ («вскружили… голову» в предложении 2). Он высоко оценивает поэзию Есенина, прибегая к использованию такого лексического средства выразительности, как _____ («изумительные стихи» в предложении 1).

Автор серьёзно размышляет о том, что могло повлиять на становление поэтического таланта Есенина, используя такие синтаксические конструкции, как _____ (в предложениях 5, 7,14, 16).Особую эмоциональность тексту придают ______

(предложения 17 – 19)».
Список терминов:
1) фразеологизм

2) диалектизм

3) сравнительный оборот

4) гипербола

5) ряды однородных членов

6) риторические восклицания

8) риторический вопрос

9) парцелляция

Текст 12 29


(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, – но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

«(17)Спасибо вам, дяденька», – прошептал я. «(18)За что, мальчик? –«(19)За то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине!..(24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, – это была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слышал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву )

Задания уровня А 30

А1. В каком предложении выражена основная мысль текста?

1) 12 2) 21 3) 24 4) 32

А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 29 – 32?

1) повествование

2) описание

3) рассуждение и описание

4) рассуждение и повествование

А3. В каком предложении текста все слова употреблены в прямом значении?

1) 12 2) 20 3) 24 4) 28


Задания уровня В

В1. Из предложений 17 0 22выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложения 24 выпишите все частицы.

В3. Из предложения 32 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.


Ответы к заданиям В4 0 В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1 – 8 найдите простое безличное предложение. Напишите его номер.

В5. Среди предложение 16 – 30 найдите предложение с тремя обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 28 – 34 найдите сложноподчинённое предложение с тремя придаточными. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 1 – 13 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Познакомьтесь с фрагментом рецензии на прочитанный вами текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, и в такой последовательности запишите их в бланк ответов.


«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому утверждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли – _______ («как вздох своей земли» в предложении34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство – в предложении 32 используется такой троп, как ________ («не прорастала жалостью»). В тексте используется _______ («восторженными» слезами – предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту ___________ (предложения 8, 23)».
Список терминов:

1) сравнительный оборот 6) парцелляция

2) литота 7) вопросно-ответная форма изложения

3) эпитет 8) экспрессивный повтор

4) ирония 9) восклицательные предложения

5) метафора


Текст №13 31

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

(2) – Пожалуйста, – вполне серьёзно говорит он крохе, – можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

(3)Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

(8)Это самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое и полезное ядро.

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

(17)Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?

(18)Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт…

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры. Бережное отношение к родному языку? (22)А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

(23)Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь)

B8 № 38.
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы


(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.

Спрятать текст

Пояснение.
Метафора - скрытое сравнение (переносное значение слова): "купель зрелости".

Эпитет - образное определение (переносное значение слова): "пытливые, вопросительные глаза".

Гипербола - преувеличение: "в тысячу раз легче".

Лексический повтор слов «отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21 является средством выразительности, потому что фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Ответ: 2, 8, 3, 6 | 2836

Вопрос№24

Про-чи-тай-те фраг-мент ре-цен-зии. В нём рас-смат-ри-ва-ют-ся язы-ко-вые осо-бен-но-сти тек-ста. Не-ко-то-рые тер-ми-ны, ис-поль-зо-ван-ные в ре-цен-зии, про-пу-ще-ны. Вставь-те на места про-пус-ков цифры, со-от-вет-ству-ю-щие но-ме-ру тер-ми-на из спис-ка.

«С пер-вых фраз В. Ве-ре-са-ев вво-дит чи-та-те-лей в круг про-бле-мы.Раз-мыш-ляя о на-сто-я-щем пи-са-те-ле, он во вто-ром пред-ло-же-нии ис-поль-зу-ет (А)_____ («не на-блю-дать, ...а жить»). Автор подчёрки-ва-ет, что если пи-са-тель будет вести себя по-дру-го-му, то «...све-жий ро-сто-чек та-лан-та жел-те-ет, сох-нет». Этот троп — (Б)_____ уси-ли-ва-ет впе-чат-ле-ние от про-чи-тан-но-го. (В)_____ (пред-ло-же-ния 15—23) де-ла-ет текст живым. Такое син-так-си-че-ское сред-ство, как (Г)_____ (пред-ло-же-ния 11, 13) по-мо-га-ют ав-то-ру убе-дить чи-та-те-ля в пра-виль-но-сти вы-ска-зан-но-го те-зи-са».

Спи-сок тер-ми-нов:

  • 1) кон-текст-ные ан-то-ни-мы
  • 2) срав-ни-тель-ный обо-рот
  • 3) фра-зео-ло-гизм
  • 4) ана-фо-ра
  • 5) развёрну-тая ме-та-фо-ра
  • 6) об-ще-ствен-но-по-ли-ти-че-ская лек-си-ка
  • 7) во-прос-но-от-вет-ная форма из-ло-же-ния
  • 8) ци-ти-ро-ва-ние
  • 9) ряды од-но-род-ных чле-нов

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

(1)Труд-ное и за-пу-тан-ное дело — пи-са-тель-ство. (2)Пи-са-тель дол-жен не на-блю-дать жизнь, а жить в жизни, на-блю-дая её не сна-ру-жи, а из-нут-ри. (3)Между тем обыч-ная ис-то-рия жизни пи-са-те-ля та-ко-ва: уда-лась ему вещь, об-ра-тил на себя вни-ма-ние — и бро-са-ет преж-нюю ра-бо-ту, и ста-но-вит-ся про-фес-си-о-на-лом. (4)И вот че-ло-век са-дит-ся пи-сать не тогда, когда ему что-то нужно ска-зать, а тогда, когда нужно пла-тить за квар-ти-ру, шить жене паль-то. (5)И на гла-зах све-жий ро-сто-чек та-лан-та жел-те-ет, сох-нет. (6)И нет уж пи-са-те-ля. (7)На-чи-на-ю-щий пи-са-тель, если он ува-жа-ет свой та-лант и до-ро-жит им, не дол-жен «жить» ли-те-ра-ту-рой. (8)Чем угод-но до-бы-вай сред-ства к жизни, толь-ко не пи-са-тель-ством. (9)Придёт время, и то же пи-са-тель-ство самотёком нач-нет кор-мить тебя про-из-ве-де-ни-я-ми, на-пи-сан-ны-ми рань-ше.

(10)Не го-во-рю уж об этом, но пи-са-тель, ста-но-вясь про-фес-си-о-на-лом, сам вы-ры-ва-ет себя из жизни. (11)Обыч-ная те-перь для него среда — то-ва-ри-щи пи-са-те-ли, за-се-да-ния сек-ций, ре-сто-ран-чи-ки, клуб пи-са-те-лей. (12)Варка в соб-ствен-ном соку. (13)А потом куда-ни-будь вы-ез-жа-ет, ходит с блок-но-том и «на-би-ра-ет ма-те-ри-ал».

(14)Нужно в жизни жить, ра-бо-тать — ин-же-не-ром, вра-чом, пе-да-го-гом, ра-бо-чим.

(15)— Хо-ро-шо, а когда же тогда пи-сать? — спро-си-те вы.

(16)— Когда? (17)После ра-бо-ты. (18)В дни от-ды-ха. (19)В месяц от-пус-ка, — от-ве-чу я.

(20)— Много ли тогда на-пи-шешь?

(21)— И очень хо-ро-шо, что не-мно-го. (22)Всё, что тогда на-пи-шет-ся, будет пол-но-цен-но, нужно. (23)А так, по со-ве-сти ска-зать, взять почти у каж-до-го пи-са-те-ля пол-ное со-бра-ние его со-чи-не-ний — много ли по-те-ря-ет ли-те-ра-ту-ра, если вы-бро-сить из неё три чет-вер-ти на-пи-сан-но-го?

(24)Я за-ме-чал на себе в на-ча-ле ли-те-ра-тур-ной ра-бо-ты: каж-дый успех сни-жа-ет тре-бо-ва-тель-ность к себе, с каж-дым успе-хом на-чи-на-ешь пи-сать «легко». (25)И как в это время бы-ва-ет по-ле-зен же-сто-кий щел-чок — отказ ре-дак-ции, су-ро-вая встре-ча кри-ти-ки!.. (26)Про-си-те, то-ва-ри-щи, судь-бу, чтоб она была к вам по-стро-же и по-злее. (27)И тогда мы на-вер-ня-ка узна-ем на-сто-я-ще-го пи-са-те-ля.

(По В. Ве-ре-са-е-ву*)

* Ви-кен-тий Ви-кен-тье-е-ич Ве-ре-са-ев (1867—1945) , про-за-ик, ли-те-ра-ту-ро-вед, кри-тик. Цен-траль-ная тема твор-че-ства — рас-кры-тие идей-ных ис-ка-ний рус-ской ин-тел-ли-ген-ции.

Лексические средства (тропы)

Тропы - слова или обороты речи, употреблённые в переносном, иносказательном значении.

1. Эпитет - прилагательное, имеющее образно-эмоциональное значение (может быть существительным, наречием, глаголом).

Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт - эхо мира.

2. Метафора — одно заменяется другим в переносном значении (скрытое сравнение).

Ожог на земле. Ситец неба голубой.

3. Олицетворение - явления или предметы, наделяются свойствами живых существ.

Время бежит. Угрюмый лес.

4. Метонимия — замена содержащего - содержимым; вещь - материал.

Я три тарелки съел. Хрусталь и бронза на столе.

5. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).

Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

6. Аллегория — иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).

Хитрость - в образе лисицы, мужество и сила - в образе Ильи Муромца, красота - в образе Аполлона.

7. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.

Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

8. Литота — преуменьшение свойств, качеств.

В двух шагах отсюда.

9. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку (предмет не называется прямо, называются свойства или схожие значения указывающие на предмет).

Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

10. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.

Весна хоть кого с ума сведет. Лед - и тот тронулся; Директор провёл конференцию… И журналистов…

11. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм .

Мы- умы, а вы- увы; между нами говоря, этот инженер человеческих душ, оказался на редкость несостоятельным и ограниченным субъектом.

12. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

13. Сравнение — сравнение схожих элементов в тексте + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

...словно золотой, ...точно выпиленный лобзиком.

Лексические средства (не являются тропами)

Лексические средства основаны на значении слов.

1. Фразеологизм - устойчивое выражение, употребляемое в переносном значении.

Прыгать на задних лапках.

2. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.

Ветер, ветер на всём белом свете.

3. Синонимы - слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

Предположение, догадка, гипотеза.

4. Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.

Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский)

5. Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

Черный - белый, горячий - холодный, высокий - низкий.

6. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

Клуб (дыма), клуб (охотников и рыболовов), клуб (ночной).

7. Профессиональная лексика - слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

Где циркуль зодчего , палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались

Синтаксические средства

Синтаксические средства - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (не основаны на переносном значении)

1. Сравнительный оборот - есть то, что сравнивается, то, с чем сравнивается + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

Он, как слон в посудной лавке.

2. Эллипсис - пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

3. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий.

Звонкая тишина, горячий снег, страшно смешно, ужасно весело.

4. Вопросно-ответная форма изложения - текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них.

И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению

5. Ряды однородных членов предложения - перечисление однородных понятий.

Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.

6. Цитирование - передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.

Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»

7. Анафора - повтор начальных слов.

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём

8. Эпифора - повтор конечных слов.

9. Антитеза - сопоставление, противоположных понятий по смыслу в предложении или тексте.

Глупый осудит, а умный рассудит.

10. Инверсия - изменение правильного порядка слов с целью усиления выразительности.

Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

11. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение.

Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

12. Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их смысловой значимости.

Женщины плачьте:ручьями, озёрами, океанами слёз!

13. Парцелляция - разделение предложения на несколько.

Ночь. Улица. Фонарь

Для данного вопроса нет пояснения

  1. Название модуля: «Диагностика чтения, письма и уровня языковой компетенции»

    Документ

    ... , дидактический или... уровня языковой подготовки . Данный подход... выполнением заданий : подчеркиванием определенных графем, восстановлением пропущенных в тексте букв; - группировка слов по ... Л. Д. Митюшина. Пособие по аудированию. «Аудирование на...

  2. Рабочая программа Никульшиной Валентины Анатольевны Первая квалификационная категория по учебному предмету «Литература» 6 «А» класс Базовый уровень

    Рабочая программа

    К уровню подготовки учащихся... по алго-ритму выполнения задания , выразительное чтение стихотворного текста ... Задание типа С1 ... Дидактическое ... регистраторам данных В... по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие . – М.: Дрофа, 2006 3. Кашкевич Н. В. Тестовые задания по ...

  3. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы

    Методические рекомендации

    ... по устранению типичных ошибок и изменениями включенными в проект документов ГИА 2011. В приложениях даны дидактические ... задания уровней А2, В1, В2. Отбор дополнительных учебных пособий осуществляется с учетом языковой подготовки учащихся и уровнем ...

  4. Спецкурс по математике для обучающихся 11-го класса адаптационная, учебная программа

    Программа

    ... уровня сложности, для качественной подготовки к выполнению заданий с развёрнутым решением С1 ... по заданиям ... Данный ... дидактическим средством для предлагаемого спецкурса являются тексты ... 96 с. Математика: пособие для подготовки к централизованному тестированию...

  5. Методические рекомендации по апробации сетевых образовательных программ г. Пятигорск

    Методические рекомендации

    Время выполнения задания – ___________________ Текст задания : … Задание 2 Коды... уровню подготовки студентов, эффективность применяемых методов сочетание доступности и сложности материала использование оборудования, пособий , дидактического ...