Сообщение образ печорина. Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: характеристика, образ, описание, портрет. Пренебрежение дружбой. Повесть "Максим Максимович"

Краткое сочинение по литературе на тему «Герой нашего времени: образ Григория Печорина в композиции романа» с цитатами из текста для 9 класса. Печорин в системе образов: как он соотносится с другими персонажами?

«Герой нашего времени» — один из первых русских психологических романов. Появившись в печати, он сразу произвел общественный резонанс. Главная задача романа – раскрытие души главного героя, Григория Печорина, в отношениях с разнообразными личностями, в острых конфликтных ситуациях. В этом причина особой композиции романа: здесь важна не хронологическая точность, а узнавание читателями характера.

Григорий Печорин – русский офицер, служащий на Кавказе. Он представляет собой образ «лишнего человека»: одинокий, непонятый, не нашедший своего собственного пути, а потому несчастный.

Характер раскрывается постепенно, его черты не находятся на поверхности. Вот почему сначала мы видим героя «чужими» глазами: его сослуживца Максима Максимыча и рассказчика-путешественника, от внешнего образа переходим к тайнам души. Как раз наружностью Печорин не обделен: он не кукольно красив, но интересен («…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»), черты лица правильны. Все – от рук до цвета волос- выражает в герое породистость и аристократичность («Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади…» и «…его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев»). Глаза сразу отражают личность Печорина: они никогда не смеются, в них стальной блеск, взгляд внимательный, изучающий.

В изложении Максима Максимыча главный герой предстает холодным, расчетливым человеком, разрушающим чужие жизни по собственной прихоти. Так он украл красавицу Бэлу из родного аула, влюбил в себя, потом она наскучила, он стал пренебрегать прежде любимой девушкой. В итоге Бэла погибла, а Печорин не пролил ни одной слезы. Конечно, мы понимаем, что здесь играет роль разница характеров простосердечного Максима Максимыча и сдержанного Печорина, страдавшего молчаливо и глубоко. Ведь, как мы узнаем позже, Бэла была последней ниточкой, связывающей героя с миром, его последней надеждой.

В «Журнале Печорина» мы переносимся в мысли героя, все видим через призму его восприятия. В «Тамани» мы видим авантюрное начало характера Печорина. Его жажда приключений и желание преодолеть скуку перекрывает даже его острый ум и наблюдательность, вот почему он отправляется с таинственной девушкой, остроумно названной им Ундиной, на ночную прогулку. Печорин чуть не погибает, ведь узнает, что попал к контрабандистам. Герой разворошил гнездо преступников, разрушил долголетний уклад. Впервые звучит мотив фатальности.

«Княжна Мэри» — самая масштабная часть романа. Здесь показано несколько ипостасей героя. Печорин-друг во взаимоотношениях с доктором Вернером (в дружбу главный герой не верит, поэтому дистанцируется от Вернера, несмотря на внутренне доброжелательное отношение). Печорин-соперник в конфликте с Грушницким (главный герой высоко ставит честь, не позволяет смеяться над собой, он неизмеримо сильнее и выше противника, но также и безжалостнее). Печорин-покоритель сердец в отношениях с княжной Мэри (решил соблазнить девушку, чтобы досадить Грушницкому, забавляется и смеется над ней, вскоре проникается симпатией к героине, но не может потерять свободу и испортить жизнь Мэри своим присутствием). Печорин — страстно любящий в отношениях с Верой (именно перед ней он не играет роль, она его давно знает и понимает, потеря Веры – главное и самое серьезное потрясение в жизни героя). Во всех ипостасях Печорин является «топором судьбы», он оставил трагический след в жизни каждого героя (а жизнь Грушницкого и вовсе оборвал).

«Фаталист» — наиболее философская глава романа, в ней герой задается вечными вопросами судьбы, предопределения, своего места в мире. Именно последнего он не находит. Его масштабная личность не находит настоящего смысла во всей жизни, ему нужны великие свершения, а вокруг обыденность. Осознание собственной ненужности приводит Печорина к собственной смерти в будущем, ему незачем жить.

Главный герой романа «Герой нашего времени» действительно отражал эпоху: это поколение потеряно, разочаровано, лучшие его представители угасли, не найдя своего пути. Личность, подобная Печорину, редко встречается. Он действительно очаровывает и может вести за собой, его благородство, тонкий ум, наблюдательность – вот качества, которым стоило бы поучиться читателям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В русской классической литературе «золотого» и «серебряного» веков выделяются персонажи, которые заслуживают почетного звания - «герои нашего времени». Образ Печорина, мастерски изображенный М. Ю. Лермонтовым, достойно входит в их число.

Герои времени, кто они?

Национальной культурной традицией стало создание в рамках определенной исторической эпохи персонажа, выражающего самые передовые мысли, чаяния, витающие в обществе. Только изобразить такого мыслящего человека, нацеленного в будущее, было по силам лишь наиболее проницательным талантам, уловившим посреди повседневности ростки нового. Первым создателем такого образа стал А. С. Пушкин. Его Евгений Онегин - аристократ, уставший от светской жизни, постепенно превращается из «человека общества» в настоящую личность. В отличие от него лермонтовский герой, прапорщик Григорий Александрович Печорин, предстает уже в начале романа как личность сложившаяся. А все содержание книги сводится к мучительному (на протяжении всего повествования) поиску своего жизненного пути.

Уникальность образа Печорина

Персонажи Пушкина и Лермонтова по своей внутренней сути являются выражением самосознания наиболее передовой части русского общества - образованной аристократии. Они, несомненно, являются героями своего времени - начала XIX века. Образ Печорина гораздо шире того, что вкладывал в него сам Лермонтов. Он стал первым в русской литературе главным героем психологического романа. Причем творческий метод, впервые апробированный Лермонтовым, нашел свое продолжение у следующих поколений писателей. Ф. М. Достоевский называл именно автора «Героя нашего времени» своим учителем.

Образ Печорина многие литературные критики соотносят с образом самого Лермонтова. Именно в этом аспекте он рассматривается в данной статье.

Автобиографические черты, вложенные Лермонтовым в главного героя романа

Действительно, между автором и персонажем налицо общие биографические черты: военная служба, участие в боевых действиях. Кстати, сослуживцы отзывались о Михаиле Юрьевиче как о человеке решительном и храбром в бою. В сражении на реке Валерик, которая находится в 30 км от современного города Грозный, он с первыми рядами храбрецов штурмовал боевой порядок наиба Ахбердила Мухаммеда. Как и его литературный герой, Лермонтов участвовал в Кавказской войне не по своей воле, а из-за опалы. Подобно печоринской, смерть великого русского поэта оказалась нелепой, случайной и безвременной.

Почему Михаил Юрьевич утверждал, что именно образ Печорина - герой нашего времени? Ответ очевиден. Настоящим мыслящим личностям было неуютно в эпоху правления Императора Николая I, известного подавлением восстания декабристов, урезанием всяких свобод и добившегося всевластия жандармского аппарата. Что же еще происходило в те времена?

Логический порядок глав романа

Это была трагедия целого поколения молодых людей, желающих «Отчизне посвятить души прекрасные порывы». Россия в период правления Императора Николая I утратила свои идеалы. Мучительно и напряженно на страницах романа ищет свою востребованность и не находит ее молодой человек, жаждущий свободы. Именно таким предстает пред читателем образ Печорина. «Герой нашего времени» - роман, последовательно раскрывающий эволюцию души главного персонажа.

Произведение состоит из пяти частей, соединенных между собой отнюдь не в хронологическом порядке. Каждая глава - это отдельное повествование. Лермонтов не опускается до банальной констатации, его задача сложней на порядок: он повествует о переменах во внутреннем мире героя.

Хронологически последовательность событий, в которые вовлечен созданный классиком образ Печорина, кратко следует излагать, начиная с его военной службы на Кавказе в боевом отряде.

Затем герой, будучи раненным, проходит лечение в Кисловодске и Пятигорске. Здесь происходит его дуэль с Грушницким, закончившаяся гибелью последнего.

В наказание опального офицера направляют служить в крепость, где он встречает знакомого по службе в боевом отряде штабс-капитана Максима Максимовича. Из крепости Печорин по делам службы оказывается сначала в казаческой станице. Затем он на короткое время едет в Петербург, после чего следует в Персию через Кавказ.

Возвращаясь в Россию из заморского путешествия, главный герой произведения погибает.

Композиция романа такова, что читатель вначале знакомится с Печориным из рассказа благоговеющего к нему Максима Максимовича, а затем - из дневника самого Григория Александровича.

Лермонтов с предельной силой наполнил проблематикой своего времени образ Печорина. Кратко его «бешенная гонка за жизнью», его попытки изменить свою судьбу могут быть выражены шекспировским «быть или не быть». Ведь Печорин предельно искренен в своих поисках и для достижения цели готов пожертвовать всем.

Повесть "Бэла". Эгоцентризм Печорина

Логика эволюции души Печорина определила хронологический порядок следования входящих в произведение частей. Роман начинается с повести «Бэла». По-юношески горячим, настоящим максималистом предстает в нем образ Печорина. «Герой нашего времени» являет читателю офицера, презирающего светские условности и желающего обрести настоящее счастье в любви с вольной горянкой Бэлой.

Однако, к сожалению, произошедшее - лишь порыв страсти. Вскоре Бэла надоедает молодому человеку. Он не умеет отвечать за других людей. Он желает реализоваться как личность лишь сам, к встречающимся же на жизненном пути людям относится потребительски, считая абсолютной доминантой лишь собственный интерес.

Поэтому, бросив наскучившую горянку, он даже не подумал о смертельной опасности, грозившей девушке по законам тех мест со стороны жестокого Казбича. Также герой Лермонтова не отягощал себя размышлениями о судьбе брата красавицы - Азамате, ранее помогавшего ему украсть Бэлу, а затем вынужденного покинуть семью и стать изгоем.

Пренебрежение дружбой. Повесть "Максим Максимович"

Не отличается и далее душевным теплом образ Печорина. «Герой нашего времени» повествует в следующей части романа - «Максим Максимович», о том, как легкомысленный и зацикленный на своих проблемах Печорин обижает невниманием дружески к нему расположенного бывшего сослуживца.

Их встреча, несмотря на предварительную договоренность, к глубочайшему разочарованию последнего, не состоялась. Необязательностью и легкомыслием по отношению к другим людям отличается образ Печорина в этой части повествования.

"Тамань". Романтика расследования

В третьей части произведения под названием «Тамань» автор представляет читателю уже другого, повзрослевшего главного героя.

Его активность целенаправленна и очевидна. Печорин в системе мужских образов лермонтовского произведения, несомненно, выделяется среди офицеров. Несмотря на средний рост, он крепок, ловок, энергичен. В нем ощущаются харизма и жажда деятельности. Он быстро ориентируется и принимает верные решения. Герой Лермонтова волею судьбы поселяется в доме у сообщников контрабандистов и вскоре раскрывает схему их нехитрого промысла. Однако внутреннего удовлетворения проведенное расследование ему не приносит.

Более того, он сочувствует контрабандистам, занимающимся этим незаконным промыслом, чтобы просто иметь источник к существованию. Харизматичен моряк Данко, идущий за товаром в море на утлой лодочке, а его любящая молодая подруга - отчаянна. И все же эта пара проявляет великодушие, обеспечивая всем нужным для жизни слепого мальчика и беспомощную старуху. Напуганные перспективой уголовной ответственности преступники уплывают. Читателю не понятно, как будут жить дальше мальчик и старуха.

Григорий впоследствии даже называет их честными контрабандистами и жалеет, что по своей воле ввязался в этот частный сыск.

"Княжна Мери". Предельная откровенность Лермонтова

Приобретенным житейским опытом и харизматичностью отличается Печорин в системе мужских образов повести «Княжна Мери». Он наконец налаживает дружеские отношения с доктором Вернером. Их сблизили общие личностные черты: проницательность и скептицизм, подобные сложившиеся взгляды на эгоизм окружающих, занятых, прежде всего, своими личными интересами.
В дружбе же, по мнению Григория, оба товарища должны быть равными, избегать доминирования.

Поначалу сблизился герой и с юнкером Грушницким, впоследствии получившим офицерское звание. Их общение, впрочем, не переросло в дружбу. Наоборот, оно закончилось трагедией. Почему так получилось? Попробуем ответить.

Психологический автопортрет Лермонтова

Печорин в системе образов, созданных Лермонтовым, занимает особое место. Более того, автор исповедуется перед всем миром устами этого героя. Если отбросить придуманную автором легенду (историю жизни), то получим тонкий психологический автопортрет Михаила Юрьевича. Поэт, по воспоминаниям современников, был по-настоящему душевен лишь в узком кругу близких по духу людей. Поэтому и его герой, как и сам классик, искренне разочарован фальшью и лживостью большинства окружающих. Читателю сперва кажется, что юнкер Грушницкий также не удовлетворен порядками, царящими в обществе. Собственно говоря, на почве рассуждений об этом досадном обстоятельстве молодой человек и познакомился с Печориным. Однако вскоре проницательный герой осознает, что жизненная позиция этого молодого человека - сплошная поза, что этот офицер душевно пуст и фальшив. Григорию становится обидно, он не приемлет ханжества и лжи.

Он принимает решение щелкнуть по носу Грушницкого. Затея его, правда, не совсем безобидна. Герой, пользуясь предрасположенностью юнкера к княжне Лиговской, сам знакомится с ней и отбивает девушку у бывшего товарища. Правда, при этом и сам Печорин идет на моральные издержки по отношению к княжне Мэри, ведь он влюбляет ее в себя, не желая дальнейшего развития отношений.

Мог ли предчувствовать Печорин, что Грушницкий, покорный раб кукольных понятий о чести, царящих в высшем свете, вызовет его на дуэль? Григорий такого исхода событий не желал. Более того, он передал своему визави право первого выстрела, тем самым предложив ему альтернативу прекратить это сумасшествие. Однако Грушницкий выстрелил. У Печорина не осталось вариантов, кроме как стреляться всерьез. В результате юнкер был убит.

Лермонтов - заложник сюжета своей книги?

Как связан с судьбой автора произведения придуманный им образ героя? Печорина смело можно сравнивать с Лермонтовым, ведь он в этом эпизоде как бы предвосхитил трагическую гибель самого своего создателя. Роковая дуэль в Пятигорске началась с подначивания поэтом Мартынова. Подобно созданному ранее своему самому любимому литературному персонажу, Михаил Юрьевич не мог перенести фальши. Сам проявлявший мужество в бою, он не переносил Николая Соломоновича Мартынова, фальшиво изображавшего из себя в обществе дам героя на отдыхе. Лермонтов стал подначивать отставного майора... Как известно, их дуэль закончилась гибелью поэта.

Вернемся, однако, к повести «Княжна Мери». Выстраивая ее композицию, Лермонтов образ Печорина щедро наделял чертами своей собственной личности. Федор Михайлович Достоевский писал, что именно в этом произведении впервые в русской литературе прозвучал щемящий, берущий за душу психологизм.

Возможно, именно поэтому повесть написана автором в виде дневниковых записей героя, пребывающего на лечении «на водах».

Почему завершает роман повесть "Фаталист"?

Опальный после летальной дуэли, главный герой следует в Персию. По дороге он оказывается в казачьей станице, где проводит досуг в офицерском обществе за картами и вином. Военные общаются между собой, вспоминая боевые эпизоды. Прапорщика Печорина, глубоко разочарованного в русском обществе, но верящего в судьбу, тяжело чем-либо удивить. Однако, такой случай, все-таки происходит.

В одном обществе с ним оказывается поручик Вулич, вообще ни во что не верящий. Печорин, имея опыт боев, каким-то внутренним чутьем определяет, что этому офицеру вскоре грозит смерть. Вулич не верит в это и, пытаясь доказать, сам с собой играет один тур в «гусарскую рулетку». Поднесенный к виску заряженный пистолет дает осечку. Однако, когда все офицеры расходятся по местам расквартирования, возвращающегося Вулича совершенно бессмысленно убивает шашкой пьяный казак.

Случайно ли образ Печорина в романе представляется вещателем? Современники автора книги отмечали глубинный мистицизм последнего. Они упоминают тяжелый взгляд классика: если Лермонтов смотрел на спину человека, тот непременно оборачивался. Он забавлялся этим своим свойством. За это его ненавидели светские дамы. Известен факт: Михаил Юрьевич во время единственной встречи с Белинским так повлиял на критика, что тот, дотоле иронически относящийся к нему, стал повсеместно и безоговорочно его поддерживать. Экстрасенсы назвали бы это трансом.

Михаил был последним в роду Лермонтовых. Все его ближайшие предки умирали безвременно, и смерть классика окончательно пресекла фамильное древо. Современники поэта вспоминали и необычную бурю, разразившуюся при спокойном небе после рокового выстрела Мартынова в Пятигорске. А спустя 166 лет (в нумерологии это - число мироздания), весной 2007 года, молния другой бури расщепила и сожгла сосну, растущую на месте дуэли.

Психологи отмечают амбивалентность личности Лермонтова (парадоксальную связь ангельских и демонических начал). Его идеал - отбросивший смирение и побеждающий барса бывший монах Мцыри. Его Пушкин погибает с жаждой мести и пребывая в гордыне («поникнув гордой головой»), тогда как реальный отходит со смирением, приняв христианские обеты.

Григорий Печорин, как и сам Лермонтов, одержим гордыней. Хотя он не прошел испытаний ни любовью, ни дружбой, но достиг того, что превалирует над человеческими чувствами. Он не смог изменить мир, но он изменил себя. Ему открылся фатум. Дальнейший жизненный поиск бессмысленен, соответственно, и развитие сюжета романа предсказуемо: главный герой внезапно и нелогично погибает. Стремился ли к такой судьбе сам Лермонтов? Кто знает. Пишут, что перед роковой дуэлью он был удивительно спокоен...

Заключение

Михаил Юрьевич в романе «Герой нашего времени» создал противоречивый и яркий психологический образ Григория Александровича Печорина. Классик наделил любимого героя своим же творческим душевным складом, неуспокоенностью, нигилизмом, неприятием лжи и ханжества. Благодаря этому замыслу автора, в русской литературе появился новый жанр - психологический роман.

Особенность всех классиков в том, что их сочинения зачастую получаются более глубокими, чем первоначальные замыслы. Возможно, именно поэтому все новые и новые герои нашего времени образ Печорина пытаются осознать и постигнуть.

мечту сделаться исправителем людских пороков...

Ему просто было весело рисовать современного

человека, каким он его понимает и, к его и вашему

несчастью, слишком часто встречал.

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

Григорий Печорин - молодой человек, принадлежащий к поколению 30-х годов XIX века, представитель высшего светского общества. Его "лучшие" молодые годы прошли, по его собственным словам, в "борьбе с собой и светом".

Печорин - представитель мыслящих людей своего времени, он обладает несомненным умом и критически относится к себе и свету. Глубокий ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, и в то же время он самокритичен. Он холоден, высокомерен, но нельзя сказать, что ему чужды чувства, и нельзя назвать его инфантильным, безвольным человеком. Мы узнаем, что в юности Печорин "бешено наслаждался всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги", и... они "опротивели" ему. Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему также надоело, а любовь светских красавиц только раздражала его воображение и самолюбие, но сердце оставалось пусто. От скуки Печорин стал читать, учиться, но "науки также надоели"; он понял, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что "самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким". Ему снова стало скучно, и он отправился на Кавказ. Это было самое счастливое время его жизни. Печорин искренне надеялся, что "скука не живет под чеченскими пулями", но опять напрасно - через месяц он привык к их жужжанию. Наконец, увидев и полюбив Бэлу, думал, что это ангел, посланный ему "сострадательной судьбой", но снова ошибся, - "любовь дикарки оказалась ничуть не лучше любви знатной барыни", и невежество и простосердечие горянки ему вскоре надоели.

Характер Печорина очень противоречив. Как говорит сам герой: "Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку". Противоречивость проявляется не только в мыслях и поступках героя. Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивал странности во внешнем облике: ему уже около тридцати лет, а "в его улыбке что-то детское", глаза его "не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти...", а "взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе столь равнодушно-спокойное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен". Походка Печорина "была небрежна и ленива, но... он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера". С одной стороны, у Печорина "крепкое сложение", а с другой - "нервическая слабость".

Печорин - разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям, но в то же время его душа находится в постоянном поиске. "У меня несчастный характер, - говорит он, - воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив". Это молодой человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристское восстание было уже подавлено. Если Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе своего романа), Печорин же был лишен такой возможности, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Потому Белинский и подчеркивал, что "Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает... бьется насмерть с жизнию и насильно хочет у нее вырвать свою долю..."

Печорин отрицает любовь и счастье в семейной жизни, а в его отношениях с женщинами движет тщеславие, честолюбие. "Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?" - говорит герой. Однако его отношение к Вере свидетельствует о способности к глубокому чувству. Печорин признается: "При возможности потерять ее навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!"

С горьким чувством Печорин расценивает себя как "нравственного калеку", у которого "высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души. Он понимает, что ему "было назначение высокое", чувствует "в душе... силы необъятные", однако растрачивает свою жизнь на мелкие поступки, недостойные его. Причину своей трагедии Печорин видит в том, что его "душа испорчена светом". "Я достоин сожаления... во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...", - говорит Печорин Максиму Максимычу. Это означает, что он так и не смог вырваться из общества, окружающего его.

Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью, но они отражают также трагедию целого поколения того времени. Лермонтов в предисловии к своему роману писал, что Печорин - "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии", и трагедия его в том, что такие люди "не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного... счастья". Дневник Печорина, в котором представлена целая галерея образов молодых людей 30-х годов XIX века, не раз подтверждает мысль Лермонтова, отраженную в "Думе". Это поколение "к добру и злу постыдно" равнодушных, томящихся под бременем "познанья и сомненья", любящих и ненавидящих случайно, словно обречено "в бездействии состариться", "ничем не жертвуя ни злобе, ни любви..." Но в лице Печорина перед нами предстает не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Это личность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени.

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению

«Герой нашего времени» - самое известное прозаическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Во многом оно обязано своей популярностью своеобразию композиции и сюжету и противоречивости образа главного героя. Разобраться с тем, чем же так уникальна характеристика Печорина, мы и попробуем.

История создания

Роман был не первым прозаическим произведением писателя. Еще в 1836 году Лермонтов начинает роман о жизни петербургского высшего общества - «Княгиня Лиговская», где впервые возникает образ Печорина. Но из-за ссылки поэта произведение не было закончено. Уже на Кавказе Лермонтов вновь принимается за прозу, оставляя прежнего героя, но меняя место действия романа и название. Это произведение и получило название «Герой нашего времени».

Публикация романа начинается с 1839 года отдельными главами. Первыми в печать выходят «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Произведение вызвало множество негативных откликов критиков. Связаны они в первую очередь были с образом Печорина, который воспринимался как клевета «на целое поколение». В ответ Лермонтовым выдвигается своя характеристика Печорина, в которой он называет героя собранием всех пороков современного автору общества.

Жанровое своеобразие

Жанр произведения - роман, раскрывающий психологические, философские и социальные проблемы николаевских времен. Этот период, наступивший сразу после разгрома декабристов, характеризуется отсутствием значимых социальных или философских идей, которые смогли бы воодушевить и сплотить передовое общество России. Отсюда и чувство ненужности и невозможности найти свое место в жизни, от которого страдало молодое поколение.

Социальная сторона романа звучит уже в названии, которое пропитано лермонтовской иронией. Печорин, несмотря на свою незаурядность, не соответствует роли героя, не зря его в критике часто называют антигероем.

Психологическая составляющая романа в том огромном внимании, которое автор уделяет внутренним переживаниям персонажа. При помощи различных художественных приемов авторская характеристика Печорина превращается в сложный психологический портрет, в котором отражается вся неоднозначность личности персонажа.

А философское в романе представлено рядом извечных человеческих вопросов: зачем существует человек, что он собой представляет, каков смысл его жизни и т. п.

Кто такой романтический герой?

Романтизм как литературное направление возник в XVIII веке. Его герой - в первую очередь неординарная и уникальная личность, которая всегда противопоставлена обществу. Романтический персонаж всегда одинок и не может быть понят окружающими. Ему нет места в обычном мире. Романтизм деятелен, он стремится к свершениям, приключениям и необычным декорациям. Именно поэтому характеристика Печорина изобилует описанием необычных историй и не менее необычными поступками героя.

Портрет Печорина

Изначально Григорий Александрович Печорин - это попытка типизировать молодых людей поколения Лермонтова. Каким же получился этот персонаж?

Краткая характеристика Печорина начинается с описания его социального положения. Итак, это офицер, который был разжалован и сослан на Кавказ из-за какой-то неприятной истории. Он из аристократической семьи, образован, холоден и расчетлив, ироничен, наделен незаурядным умом, склонен к философским рассуждениям. Но куда применить свои способности, он не знает и часто разменивается по мелочам. Печорин равнодушен к окружающим и себе, даже если его что-то захватывает, то он быстро остывает, как это было с Бэлой.

Но вина в том, что такая незаурядная личность не может найти себе места в мире, лежит не на Печорине, а на всем обществе, так как он типичный «герой своего времени». Социальная обстановка породила таких как он.

Цитатная характеристика Печорина

Высказываются о Печорине в романе два персонажа: Максим Максимович и сам автор. Также здесь можно упомянуть и самого героя, который пишет о своих мыслях и переживаниях в дневнике.

Максим Максимыч, простодушный и добрый человек, описывает Печорина так: «Славный малый… только немножко странен». В этой странности весь Печорин. Он совершает нелогичные поступки: охотится в непогоду и сидит в ясные дни дома; идет на кабана в одиночку, не дорожа своей жизнью; может быть молчаливым и хмурым, а может стать душой компании и рассказывать смешные и очень интересные истории. Максим Максимович сравнивает его поведение с поведением избалованного ребенка, который привык всегда получать желаемое. В этой характеристике отразились душевные метания, переживания, неспособность справиться со своими чувствами и эмоциями.

Авторская цитатная характеристика Печорина весьма критична и даже иронична: «Когда он опустился на скамью, то стан его согнулся... положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах... В его улыбке было что-то детское…» Лермонтов нисколько не идеализирует своего героя, видя его недостатки и пороки.

Отношение к любви

Бэлу, княжну Мэри, Веру, «ундину» сделал своими возлюбленными Печорин. Характеристика героя была бы неполной без описания его любовных историй.

Увидев Бэлу, Печорин считает, что наконец-то полюбил, и вот то, что поможет скрасить его одиночество и избавить от страданий. Однако проходит время, и герой понимает, что ошибся - девушка лишь на краткое время развлекла его. В безразличии Печорина к княжне проявился весь эгоизм этого героя, его неспособность думать о других и чем-то жертвовать ради них.

Следующей жертвой неспокойной души персонажа оказывается княжна Мэри. Эта гордая девушка решается переступить через социальное неравенство и первая признается в любви. Однако Печорин пугается семейной жизни, которая принесет покой. Герою этого не надо, он жаждет новых переживаний.

Краткая характеристика Печорина в связи с его отношением к любви может свестись к тому, что герой предстает жестоким человеком, неспособным на постоянные и глубокие чувства. Он причиняет только боль и страдания как девушкам, так и себе.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Главный герой предстает противоречивой, неоднозначной и непредсказуемой личностью. Характеристика Печорина и Грушницкого указывает на еще одну яркую черту персонажа - желание развлечься, поиграть судьбами других людей.

Дуэль в романе стала попыткой Печорина не только посмеяться над Грушницким, но и провести своего рода психологический эксперимент. Главный герой дает возможность поступить своему оппоненту правильно, проявить лучшие качества.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в этой сцене не на стороне последнего. Так как к трагедии привела именно его подлость и желание унизить главного героя. Печорин же, зная о заговоре, пытается дать возможность Грушницкому оправдаться и отступить от своего замысла.

В чем трагедия лермонтовского героя

Историческая действительность обрекает на крах все попытки Печорина найти себе хоть какое-то полезное применение. Даже в любви он не смог найти себе место. Этот герой совершенно одинок, ему сложно сближаться с людьми, открываться им, впускать в свою жизнь. Сосущая тоска, одиночество и желание найти себе место в мире - вот характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал романом-олицетворением величайшей трагедии человека - невозможности найти себя.

Печорин наделен благородством и честью, что проявилось при дуэли с Грушницким, но в то же время в нем главенствуют эгоизм и безразличие. На протяжении всего повествования герой остается статичным - он не эволюционирует, его ничего не может изменить. Лермонтов словно стремится этим показать, что Печорин практически полутруп. Его судьба предрешена, он уже не жив, хотя до конца еще и не мертв. Именно поэтому главный герой не заботится о своей безопасности, он бесстрашно бросается вперед, потому что ему нечего терять.

Трагизм Печорина не только в социальной ситуации, которая не позволила ему найти себе применения, но и в неспособности просто жить. Самоанализ и постоянные попытки осмыслить происходящее вокруг привели к метаниям, постоянным сомнениям и неуверенности.

Вывод

Интересна, неоднозначна и весьма противоречива характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал знаковым произведением Лермонтова именно благодаря столь сложному герою. Вобрав в себя черты романтизма, социальных перемен николаевской поры и философских проблем, личность Печорина оказалась вне времени. Его метания и проблемы близки и сегодняшней молодежи.