Сколько лет не отмечают: про годовщины и даты, которые праздновать не принято. Смягчение бюджетного правила

Бе́лая Крини́ца (укр. Біла Криниця, рум. Fântâna Albă) - село в Глыбокском районе Черновицкой области Украины. Расположено в 12 км от райцентра, около пограничной станции «Вадул-Сирет». Население - 174 человека. Село Белая Криница является центром поселения староверов на Буковине. Русские старообрядцы-липоване прибыли на Буковину из Причерноморья, Валахии и Бессарабии.

Поселения появились в трёх уездах. Австрийское правительство, заинтересованное в заселении Буковины, приветствовало переселение старообрядцев и императорским патентом 1783 Иосиф II освободил их от налогов на 20 лет и гарантировал свободу вероисповедания. За небольшую сумму переселенцы получили земли и были освобождены от барщины и на 50 лет от военной службы. Белая Криница была основана в урочище Варница, где находился родник с известковой водой, эту местность румыны называли Фынтына Албэ (Белый Источник), поэтому липоване и назвали село - Белая Криница. Одновременно с селом был основан мужской монастырь, который в настоящее время возрождается. В 1838 году сюда из России приехали иноки Павел Белокриницкий и Геронтий. Белая Криница была выбрана ими как резиденция будущего старообрядческого архиерея, на поиски которого они отправились на Восток. Село стало центром обновления епархии русской старообрядческой диаспоры поповского толка. При материальной помощи единоверцев из России село имело свой церковный центр - монастырь и собор. На базе монастыря в 1844 году была создана епархия, а с 1846 года епархию во главе с митрополитом - митрополию, которая посвящала старообрядческих священников и епископов с целого света. Про жизнь старообрядцев в Белой Кринице писали Лев Толстой, Владимир Короленко, Александр Герцен, Фёдор Чащин, Андрей Мельников-Печерский («Очерки поповщины»). В 1853 года был поставлен старообрядческий епископ для России Антоний (Шутов), с 1863 года носивший титул архиепископа Московского и всея России. В 1940-1941 годах в связи с тем, что село Белая Криница стало территорией Советского Союза, митрополия была перенесена в Румынию, ближе к основной массе верующих, которые в основном проживают в жудеце Тулча, и сейчас резиденция митрополита Белокриницкого находится в Брэиле. В 1988 году в Белой Кринице был создан музей старообрядчества, который в 1996 году был закрыт для ежедневного посещения в связи с недостатком средств. В настоящее время музей можно посетить по предварительной договоренности. В 1996 году в Белой Кринице состоялся Всемирный Освященный Собор старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию, с участием представителей Украины, России и Румынии. В 2006 году здесь прошёл Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви. В августе 2007 года Белую Криницу посетил Президент Украины Виктор Ющенко с супругой, которых сопровождал губернатор Черновицкой области Владимир Кулиш. При встрече также присутствовали главы района и сельской рады, жители села.

Белая Криница -- символ современного старообрядчества, дав старообрядческой церкви утерянную ими еще в XVII веке иерархию, она стала когда-то уникальным духовным центром и своеобразной "меккой" для старообрядцев со всего мира. Как сейчас выглядит Белая Криница и чем живет когда-то легендарный белокриницкий старообрядческий монастырь -- увидел наш корреспондент.

Белая Криница -- небольшое украинское село в Черновицкой области, расположенное в пятидесяти километрах от областного центра почти у самой румынской границы. Когда-то, как и весь край, Белая Криница принадлежала Австрийской Империи -- здесь за Прутом и Днестром проживали украинцы, румыны и русские старообрядцы бежавшие от преследований на исторической родине.

К концу XVIII столетия старообрядческое движение распалось на два враждующих лагеря: беспоповцев и беглопоповцев. Первые отрицая благодатность "новообрядческой" иерархии, вовсе отказались от института священства, лишив общину церковных таинств и иерархии, вторые признавая "законность" новообрядческой иерархии, но не имея возможности рукополагать священнослужителей самостоятельно (это может сделать только епископ), принимали из Патриаршей Церкви "перебежчиков". Иногда выходцы из старообрядной среды обманом получали поставление от новообрядных архиереев, чтобы тут же вернуться в раскол, и возглавить многочисленные на окраинах империи общины староверов.

200 лет назад Белая Криница была центром поселения староверов. Русские старообрядцы-липоване прибывали на Буковину из Причерноморья, Валахии и Бессарабии

Австрийское правительство (тогда эта земля принадлежала Австро-Венгрии), заинтересованное в заселении Буковины, приветствовало переселение старообрядцев. Императорским патентом 1783 Иосиф II даже освободил их от налогов на 20 лет и гарантировал свободу вероисповедания

За небольшую сумму переселенцы получили земли и были освобождены от барщины и на 50 лет от военной службы. Белая Криница была основана в урочище Варница, где находился родник с известковой водой, эту местность румыны называли Фынтына Албэ (Белый Источник), поэтому липоване и назвали село - Белая Криница

Сегодня в Белой Кринице проживают 169 человек, большинство из которых пользуются гужевым транспортом и не используют электричество

Одновременно с селом был основан монастырь. На фото - монастырский Успенский храм построенный в 1900-1908 на деньги московского купца Глеба Степановича Овсянникова в честь сына Александра, который умер молодым

Храм был закончен к 1908 году и освящён во имя Успения Пресвятыя Богородицы митрополитом белокриницким Макарием в сослужении архиепископа московского Иоанна. Храм напоминает собор Василия Блаженного в Москве

Мощная монастырская ограда и ворота были построены одновременно с храмом, но не смотря на нее, белокриницких староверов регулярно грабят - почти каждый в месяц на них совершаются разбойные нападения

В храме совершаются регулярные богослужения, но попасть внутрь приезжие могут только с особого разрешения. Фотографировать внутри нельзя совсем


Такая практика не могла существовать бесконечно, к середине XIX века группа московских беглопоповцев приняла решение во чтобы то ни стало найти достойного архиерея, который согласится возглавить старообрядцев и восстановить трехчастную иерархию. Еще с середины XVIII века старообрядцы беглопоповского согласия предпринимали попытки заполучить такого архиерея то от Константинопольского Патриарха, то от грузинского архиепископа, крымского митрополита, но всегда получали отказ. Репрессии императора Николая Первого, вынудили старообрядцев интенсифицировать усилия. Многолетние поиски архиерея, предпринятые в середине века старообрядческими иноками Павлом (Великодворским) и Алимпием (Милорадовым), привели их на балканский полуостров, в боснийский город Сараево, чей епископ, грек по национальности, отстраненный к этому времени от управления епархией, согласился возродить для староверов иерархию и возглавить старообрядческую церковь. Звали его Амвросий (Паппа-Георгополи). Митрополией и духовном центром новой иерархии стало село Белая Криница, где в мужском монастыре с октября 1846 года и обосновался опальный архиерей. В январе следующего года Амвросий единолично (что запрещено канонами) рукоположил второго старообрядческого епископа Кирила (Тимофеева), инока-старообрядца, будущего Белокриницкого "митрополита", а за ним и Аркадия (Дорофеева) -- так появилась знаменитая "Белокриницкая иерархия", наследницей и правопреемницей которой является современная Русская Православная Старообрядческая Церковь (с центром в Рогожской слободе). Уже к декабрю 1847 года грек - Амвросий по требованию Русского правительства оказался арестован и выслан из Белой Криницы. Со временем белокриницкие архиереи стали поставлять архипастырей не только для "заграничных" старообрядческих общин, но и для старообрядцев, проживавших на территории Российской Империи, где к концу столетья сложилась самостоятельная Московская Митрополия. Сама Белая Криница навсегда осталась символом возрождения старообрядчества.

В 1838 году сюда из России приехали иноки Павел Белокриницкий и Геронтий. Белая Криница была выбрана ими как резиденция будущего старообрядческого архиерея, на поиски которого они отправились на Восток. На фото справа - монастырские кельи. Сейчас монастырь женский. В нем проживают 6 насельниц

В 1844 году на базе монастыря была создана епархия, митрополит которой рукопологал старообрядческих священников и епископов с целого света. На фото современные насельники монастыря

Вход в кельи - приезжих туда не пускают

Настоятельница монастыря игумения Таисия перед входом в сестринский корпус

Запись разговора с м.Таисией. Она рассказывает о староверах и о современной жизни села:

С 1853 года духовный центр старообрядцев был перенесён в Москву - на Рогожскую заставу. А митрополия в 1940-1941 переехала в Румынию. Сейчас резиденция митрополита Белокриницкого находится в Брэиле

Могилы насельников недалеко от храма

Недалеко от Успенского храм Космодемьянская церковь XVIII-XIX веков, типично украинской деревянной архитектуры

Зимний храм

Аист живет не на трубе и не на столбе с электропроводкой, а на специально для него устроенной площадке

Электричество в селе есть. Но в храме его не используют принципиально

Про жизнь старообрядцев в Белой Кринице писали Л. Толстой, В. Короленко, А. Герцен, Федор Чащин
Сегодня в селе Белая Криница проживает всего 169 человек, с 1853 года духовный центр российских старообрядцев был перенесён в Москву - на Рогожскую заставу, а местная митрополия в 1940-1941 переехала в Румынию. Во время советских гонений на белокриницких старообрядцев, мужской и женский монастыри в Белой Кринице были закрыты, храмы и иные здания обители были большей частью разрушены, утварь и имущество расхищены. Теперь резиденция митрополита Белокриникого находится в румынском Брэиле, в Белокриницком же монастыре проживает всего шесть насельниц.

Село Белая Криница находится в 50 км к югу от Черновцов (или Черновиц, как говорят там, поскольку прежнее название - Черновицы) и известно как центр старообрядчества.

именно оттуда происходит т.н. Белокриницкая иерархия - Русская православная старообрядческая церковь с митрополией на Рогожском кладбище. В Белой Кринице, на территории Австро-Венгрии, с XIX века существовал старообрядческий монастырь. Закрыт он был после присединения Буковины к СССР, но храмы уцелели, за исключением пятиглавого деревянного Покровского собора. Сейчас они вновь действуют и принадлежат старообрядцам. Главное, из-за чего мы совершили вылазку в БК - это Успенский собор - почти единственный островок русской архитектуры в этом крае.

Успенский собор строился в 1900-1908 гг. и в стилистическом отношении отражает переход от русского стиля конца XIX в. к неорусскому стилю. Его автор явно хорошо ориентировался в русской архитектуре XVI-XVII столетий. Открываем 4-й том памятников архитектуры и градостроительства Украинской ССР (Киев, 1986) и видим следующее: "Построен по проекту архит. В.Клика". Кто-нибудь знает такого архитектора? Открываем свежий путеводитель "Прогулка по Черновцам", и опять читаем, что сооружение осуществлялось по проекту австрийского архитектора Клика, а надзор вели прибывшие из Москвы инженер Кузнецов и подрядчик Тряпкин. Австрийский архитектор - крупный знаток Древней Руси? Такой, что едут к нему из Москвы инженеры да подрядчики воплощать его гениальный замысел!?
А вот у М.В.Нащокиной в "Архитекторах московского модерна" старообрядческая церковь в Белой Кринице перечислена среди работ крупного и очень талантливого арзитектора Александра Васильевича Кузнецова, автора многих отличных зданий в Богородске (Ногинске) - женской гимназии, Новоткацкой мануфактуры, эффектнейшей усадьбы Н.Д.Морозова Льялово, нового корпуса Строгановского училища (МАРХИ), практически уже ар-декошного. Дата, правда, стоит неточная - 1900-1903. Авторство Кузнецова подтверждает старообрядческий журнал "Церковь", где упомянута и заказчица - Ольга Алексеевна Овсянникова, урожденная Рахманова. Клик же надзирал за строительством. Т. е. в "Прогулке по Черновцам" перевернуто всё с ног на голову.
Иконостасы тоже были сделаны в России. Расписывали собор живописцы из Палеха.
Такой вот экспортный продукт. Как водится, высококачественный. Каменные, хорошо прорисованные детали, керамические вставки, облицовка глазурованной плиткой, черепица на шатре колокольни (предполагаю, что и кровли были черепичными, сейчас, увы, заменены на оцинковку).
Заброшенный в австро-венгерско-румынско-украинскую глушь, этот памятник незаслуженно выпал из поля зрения наших науковцев (украинское слово, если кто не знает, - удобное). Кузнецов - фигура вроде бы известная, но данное произведение в контексте его творчества никогда не рассматривалось. Кстати, это единственный его храм. А уж тамошние науковцы и вовсе не знают, как сие интерпретировать. Им что Кузнецов, что Клик - один хрен - "по-московски богато и безвкусно". Цитата, хотя и не точная, и не из научного текста, но отражающая часто встречающееся отношение к подобной архитектуре.
А нам понравилось, даже очень. Еще и погода подыграла. Банально, но собор напоминал каменный цветок, вырастающих из зимнего кружева. Кружево, правда, оказалось скоропортящимся и к обеду облетело. Но и нас в Белой Кринице к тому времени уже не было.
Жаль, внутрь не попали: храм не отапливается и прочно закрыт. Потому настаивать на специальном открывании не стали. Может, не последний раз там, может еще ОИРУ привезем в Черновцы и в БК заодно свозим.




Рядом стоят каменно-деревянно-оцинкованная церковь Космы и Дамиана XVIII-XIX вв., незатейливая, и совсем убогонькая сарайная церквушка (ее главку видно правее церкви КД).


А еще досадно, что в 3 км от БК, но уже по другую сторону границы, в Румынии, есть еще одно старообрядческое село - Климоуцы (Климауц, Климэуць), в котором в те же годы была построена еще одна любопытная церковь в неорусском стиле - уже вполне сложившемся, без эклектической мелочности. Ее фото помещено в том же журнале "Церковь" за 1910 г., но у меня его нет. Колокольня похожа на Ивана Великого - столпообразная, основной объем одноглавый. Средствами на постройку помогал небезызвестный Арсений Иванович Морозов. Вроде бы храм сохранился. На карте два креста. Да и с чего румынам его рушить? ...Местные, как сказал нам таксист, через границу бегают. Но мы не местные...

В 1650-60-х гг. Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх Никон при поддержке царя и не менее великого князя всея Руси Алексея Михайловича учинил церковную реформу, целью которой была унификация русской обрядовой традиции с современной (на то время) греческой (в первую очередь константинопольской). Как и любая реформа, она вызвала нешуточный баттхерт у некоторой части общества, категорически отказавшейся креститься тремя перстами, учинять крестовые ходы против солнца, отменять малые земные поклоны и совершать прочие новомодные богопротивные действия. Эту часть общества стали называть раскольниками или более политкорректно старообрядцами (староверами), немедленно подвергнув ее разного рода репрессиям.

От репрессий было принято уклоняться, потому старообрядцы сочли за лучшее бежать от преследований зачастую в глухие, богом забытые места, куда никонианской квазиинквизиции добраться было сложновато. Среди популярных маршрутов были и сопредельные России государства, где работящих и не пьющих старообрядцев разумеется принимали с распростертыми объятиями и селили их в медвежьих углах, требовавших человеческого освоения. Так старообрядцы массово появились в Речи Посполитой, заселив Латгалию (где я недавно побывал) и Стародубщину (куда я вскорости поеду). Другим распространенных направлением для бегства был юго-запад: Молдавское княжество. Там для переселившихся старообрядцев даже придумали термин "липоване". Внутренние миграции староверов продолжались и в пределах новых ареалов обитания. Так, в конце XVIII века группа липован из Причерноморья, Валахии и Бессарабии польстилась на посулы австрийского императора Иосифа II и переехала на ПМЖ в буковинское урочище Варница. Румыны называли эту местность Фынтына Албэ (Белый Источник). Липоване, не долго думая, поименовали свое новое село Белая Криница.

Белая Криница быстро выросла в зажиточный населенный пункт с храмами и монастырем, вроде ничем особенным среди себе подобных не выделявшийся. Однако в 1830-е годы после очередной волны гонений на староверов в Российской империи именно ее было решено сделать местом нахождения старообрядческой епископской кафедры за пределами России. Так Белая Криница стала одним из важнейших центров старообрядчества, точнее одного из его течений, т.н. Белокриницкого согласия. С тех пор, правда, епископская кафедра оттуда была перенесена (даже дважды, сначала в Москву, а потом в румынский Брэил), но следы славного прошлого там все же остались. Собственно, именно для их осмотра мы и явились в это затерянное на самой румынской границе буковинское село.

О Белой Кринице в этой серии.

1. От Сторожинца до Белой Криницы около 45 запутанных километров. Нанятый таксист дорогу знал смутно, брал несколько языков, заезжал не туда, но в конце концов на место доставил. На белокриницкий старообрядческий комплекс храмов открываются хорошие виды на подъезде к селу. Слева Козьмодемьянская церковь рубежа XVIII-XIX вв., далее заметна серебристая кровля теплой Васильевской церкви, а справа поражающая в этой казалось бы полнейшей дыре громада роскошного Успенского собора. Еще два местных храма были снесены в советское время.

3. Въезжаем в Белую Криницу. Туристам надо понимать, что румынская граница здесь в нескольких километрах, мобильник отлично ловит румынских операторов, на въезде заброшенный КПП пограничников. Село вроде бы входит в погранзону, и в советское время посторонним сюда было не попасть. Сейчас, похоже, сказывается традиционный украинский пофигизм, и это хорошо.

4. Высадившись между белокриницкими храмами, отправились сначала к Успенскому собору.

5. Колокольня с вроде бы разноцветной черепицей, при ближайшем рассмотрении больше похожей на раскрашенный гонт.

6. Успенский собор был построен в 1900-08 гг. по проекту известного московского архитектора Александра Кузнецова (хотя формально строительством руководил австрийский архитектор). Деньги на возведение столь огромного и пышно декорированного храма выделил московский же купец 1-й гильдии Глеб Овсянников. Среди богатейших купцов и промышленников России вообще было много старообрядцев.

7. Фрагмент небезынтересной и явно оригинальной ограды.

8. Кое-где в ней даже сохранилась кованная решетка.

9. Ворота.

10. Главы.

11. Хата напротив. После переноса архиепископской кафедры в Москву, а митрополичьей в Румынию (последнее случилось в 1940 году после присоединения Буковины к СССР), Белая Криница как-то захирела. Сейчас здесь живут около 170 человек.

12. Вид на Козьмодемьянскую и Васильевскую церкви от ворот Успенского собора.

13. Колокольня. Весь комплекс зело богат декором и архитектурные детали можно рассматривать очень долго, тем более это тот редкий случай, когда они все вместе смотрятся гармонично.

14. Многие строительные материалы привозились из России.

16. Боковой придел.

17. Оформление главного входного портала.

18. Собор облицован голубой глазурованной плиткой, местами уже облупившейся.

19. Прекрасный образец ретроспективно-русского стиля рубежа XIX-XX вв. Уж насколько я далек от него, но в белокриницком Успенском соборе все смотрится уместно.

21. Крыльцо бокового предела.

22. Окна цоколя.

23. Давно я так подробно не отснимал отдельный храм, но тут еще сказывается ощущение полнейшей оторванности от большой земли, понимание, что уж сюда ты точно больше не вернешься никогда, а оттого зуд фотографирования обостряется.

25. Боковой фасад.

26. Местные жители.

27. Отправились к остальным двум храмам.

28. Зимняя Васильевская церковь очевидно современная, а вот дальняя Козьмодемьянская была построена скорее всего сразу после переселения липован в Фынтына Албэ, за полдесятка лет до превращения села в значимый старообрядческий центр.

29. Первый этаж церкви каменный, верхние ярусы из дерева.

30. Рядом даже велопарковка, изготовленная на деньги Евросоюза (!). Может я ошибаюсь, но судя по тому, как озирались на нас местные жители, туристов здесь бывает немного.

31. Парковка установлена около обнесенного сеткой-рябицей кладбища, на котором всего четыре могилы.

32. Прошлись еще немного по Белой Кринице, обнаружив даже любопытный сельский клуб.

33. Дверь была открыта, клуб работает.

34. Мозаика с изображением ученого с мирным атомом, хлебороба с колосьями, еще какого-то мужика с корзиной неких плодов и все это на фоне ГЭС и лика Ленина.

35. Выезд из села с автобусной остановкой (прямые автобусы есть и из Черновцов, но крайне редко). Проще брать такси (желательно не в Сторожинце, а в ближайшем (12 км) к Белой Кринице райцентре поселке Глыбокая.

36. Вот такая дорога ведет в одно из сакральнейших старообрядческих мест. На осмотр всего нам с лихвой хватило 28 минут - именно столько прошло между этим снимком и фотографией под номером 2 в этом отчете.

После Белой Криницы у нас образовался резерв времени, который мы и потратили на Глыбокую. Оттуда будет следующая часть.

В предыдущих сериях.

Одним из самых известных культовых мест Буковины является небольшое село БЕЛАЯ КРИНИЦА Старововчинецкого сельского совета Глыбоцкого района Черновицкой области – настоящая Мекка для паломников-христиан, любителей древности и обычных туристов, что расположено у самой границы Украины с Румынией. Своё название село получило благодаря тому, что вода в колодцах здесь почти белого цвета: с известью и сладковатая на вкус. С конца ХVІІІ века и до наших дней Белая Криница является центром Русской Старообрядческой церкви и святой землей для всех староверов.

Старообрядцы, или липованы – православные християне, которые сохранили чистоту русской веры после церковной реформы, внедренной во второй половине XVII века патриархом Никоном при участии Московского царя Алексея Михайловича. Спасаясь от преследований за свою веру со стороны московской власти, часть староверов направилась в далекую Сибирь, а часть, вместе с украинскими казаками армии гетмана Ивана Мазепы, разбитой войсками Петра І, поселилась вдоль берегов Дуная, провозгласив казацко-старообрядческую Дунайскую республику.

Однако их преследование не прекратилось, и староверы, продолжая поиски своей «земли обетованной», поселяются на Буковине, которая начиная с 1774 года попадает под власть Австрийской империи. Габсбурги в лице императора Иосифа ІІ, известные своей толерантностью по отношению ко всем конфесиям, в 1783 году предоставляют разрешение на поселение старообрядцев на Буковине.

Белая Криница становится одним из первых поселений липованов на буковинской земле. Сюда переселяются 22 семьи во главе с зажиточным казаком Никифором Ларионовим 7 монахов-старообрядцев и игумен, какие основывают мужской монастырь. На базе монастыря по решению старообрядческого собора, который состоялся в 1832 году на Рогожском кладбище в Москве, учреждается первая в мире старообрядческая кафедра. Первым митрополитом Белокриницкой епархии становится бывший митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий, который с разрешения австрийского императора Фердинанда 28 октября 1846 года прибыл в Белую Криницу.


По всей вновь созданной старообрядческой епархии начинают основываться кафедры и назначаться священники. Однако радость буковинских староверов была недолгой. Узнав о деятельности владыки Амвросия, которая распостранялась и на старообрядческую иерархию для России, царь Николай І под угрозой войны требует от Габсбургив закрыть епархию и монастырь. Уже в декабре 1847 года Амвросия вызывают в Вену, предлагая сделать выбор: отречься от руководства старообрядческой епархией и возглавить епархию в Константинополе, либо навсегда отправиться на ссылку. Однако владыка не отрекся своей веры и находясь 15 лет в ссылке до конца своих дней, остался верным старообрядчеству.

Однако через несколько лет деятельность Буковинской старообрядческой епархии удалось возродить, и Белая Криница еще почти на столетие становится духовным центром всего движения старообрядцев. На начало ХХ века Белая Криница насчитывает около 20 культовых сооружений: церквей, келий и других зданий. Самыми величественными храмами «старообрядческого Иерусалима» были многокупольний Покровский собор с огромной пятиярусной колокольней высотой 45 метров и зимняя Никольская церковь с массивным куполом. Именно в Покровском соборе состоялось присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви. А в конце ХІХ века в Белой Кринице было основано еще и женской монастырь.

К сожалению, сегодня мало что осталось от прежнего величия старообрядческой столицы. Покровский собор с колокольней, Никольскую церковь и почти все культовые сооружения монастыря в конце 40-х годов прошлого века было варварские уничтожены большевиками. Почти на полвека этнос липованов фактически прекратил свое существование.

От старых достопримечательностей культового зодчества Белой Криницы сегодня остались лишь два храма, которые незаурядно впечатляют немногочисленных туристов. Первый из них, церковь Козьмы и Демьяна, находится в начале села справа от дороги. Впервые построенная в конце XVIII века, церковь подверглась перестройкам на протяжении ХІХ века, во время которых она приобрела теперешний вид. Церковь имеет черты типично буковинской храмовой архитектуры: квадратные притвор и неф с боковыми пристройками и полукруглую алтарную часть.


Основной объем церкви построен из кирпича, верха – деревянные. С запада над притвором возвышается трехъярусная квадратная в плане деревянная колокольня, над нефом – восьмигранный купол на четверике, над алтарем и притвором – небольшие восьмигранные бани. Все верхи церкви увенчаны маленькими лукообразными главками. Стены церкви опоясывает фриз с небольшими прямоугольными нишами, окна имеют арочный вид.

Значительный интерес представляет и интерьер Козьмодемьяновской церкви. Здесь сохранился иконостас с девятью рядами старообрядческих икон, портрет первого белокриницкого митрополита Амвросия, его сподвижников Кирилла и Алимпия, последующих митрополитов.


Рядом с Козьмодемьяновской церковью уже в годы независимости появилась еще одна деревянная церквушка с небольшой баней над навой – храм Святого Николая, который служит зимней церковью.


Настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины является старообрядческий Успенский собор, построенный в 1900 – 1908 годах, как главный храм женского монастыря, на средства зажиточной семьи московских старообрядцев Глеба и Ольги Овсянникових по проекту московского архитектора А.Кузнецова (за другими данными - австрийского архитектора В.Клика). На его построение была потрачена астрономическая по тем временам сумма – полмиллиона российских рублей золотом. Строительные материалы, гранитные детали и отделки для храма были доставлены непосредственно из Москвы, а под его фундамент даже были привезены две подводы российской земли.

Храм является крестовым в плане с пятью банями, которые напоминают огромные луковицы. Купола покрыты медными листами и увенчаны позолоченными крестами. В его отделке использованы элементы эклектической архитектуры: тесаные камни, многоцветная керамическая глазурь голубого, оранжевого и розового цветов, задействованы такие элементы старинного русского храмного зодчества, как кокошники, бусинки, поребрик.


Собор действительно поражает своим величием и богатством, а великолепие его внешнего декора может соревноваться разве что с роскошью резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах или храмом Василия Блаженного в Москве.

Интерьер собора представлен одним большим и двумя малыми иконостасами, вырезанными из дуба наилучшими резчиками из Владимира и живописцами Палеховских мастерских.

Впечатляет своей архитектурой и богатством внешней отделки и колокольня собора, которая действительно не имеет себе подобных на всей территории Украины. За высотой она превышает собор, имеет четыре яруса, а ее верх покрыт разноцветной черепицей. Из колокольни открывается неповторимый вид на Успенский собор, Белую Криницу и окружающую местность.

В помещении Успенского храма проходили два всемирных собора Русской православной старообрядческой церкви: в 1996 и 2006 годах.

Сегодня на территории комплекса старообрядческих храмов в Белой Кринице возрождается музейный комплекс старообрядчества, который существовал здесь с 1988 года и был закрыт в 1996 году в связи с нехваткой средств. Завершается строительство двухэтажного деревянного дома, в котором будут размещены трапезная, кельи и музейная комната.

При посещении Белой Криницы обязательно берите с собой паспорт: село находится в пограничной зоне.

Текст та фото Андрія Бондаренка (Джихад Джаббаров)