Национальность - русский! Это звучит гордо. Сочинение моя национальность русская

Словари поясняют, что слово «национальность» обозначает принадлежность определенной группы людей к конкретному этносу. В конце девятнадцатого века ее определяли по языку, на котором говорил человек, и его вероисповеданию. Т.е. национальность «русский» указывали только для тех людей, которые говорили исключительно на русском языке.

Вскоре положение изменилось. В СССР человек обязан был выбрать национальность, совпадающую с национальностью одного из родителей. Так, по крайней мере, требовала Конституция того времени. Однако на деле случались и курьезные случаи.

Однажды девушка, отец которой был осетином, а мать - украинкой. Кстати, родители в это же время сдали паспорта на обмен. В этом же паспортном столе.

Как и положено, их национальности были зафиксированы в паспортах. Как и положено, девушка в заявлении написала «прошу присвоить национальность отца». Прошел положенный срок, и девушка получает паспорт, в котором написано, что она - русская. Гражданка в недоумении обращается к паспортистке, ответ которой ошеломил. Звучал он так:

А вам не все равно?

Девушке было все равно: в СССР все были равны. Но когда паспорта получили ее родители, шок стал еще сильнее. В графе «национальность» русский было указано у отца, русская - у матери. Так эта семья обрусела. Успокаивало их только одно: и мать, и отец девушки, их родственники в четвертом колене родились и росли в совершенно русском городе, в средней полосе. А осетинами и украинцами записывались по национальности родителей.

Сегодняшняя Конституция РФ прямо указывает, что человек вправе самостоятельно определять свою национальность, и никто не может препятствовать этому. Иногда возникают курьезные случаи. В одном из крупных городов в восьмидесятые годы сыграли русскую свадьбу между студентом из Камеруна и чернокожей девушкой из ЮАР. Сейчас их внук, очаровательный темнокожий, широконосый и пухлогубый Луис НДЖОГУ Мвай, которому сегодня около 30, во всех анкетах указывает: национальность - русский. Чтение его документов вызвало не одну улыбку у чиновников.

Но Луис, действительно, русский. За свои неполные 30 лет он раза четыре был в Африке, имеет прописку в одном очень крупном российском городе, прекрасно владеет русским и еще четырьмя языками, среди которых, увы, нет диалектов его родителей. А главное - душа у него русская: добрая, широкая, отзывчивая.

Понятие «русская национальность» стало значительно шире. Мы еще делимся по привычке на русских и украинцев, белорусов и казахов. Для Турции, Египта, Японии и многих других стран для любого представителя территории, на которой раньше был СССР, есть только одна национальность: русский.

В этом слове есть определенное величие, большая гордость, сопричастность к истории. Ведь русские - это балет, более сотни лет считающийся непревзойденным. Русские - это победа над и первый полет в космос.

Русский - гордое, сильное и великое слово. Нужно всегда помнить об этом. Нужно гордиться тем, что мы - русские.

Мало кто знает, что национальность как отличительная черта каждого россиянина, подлежащая обязательному упоминанию в общегражданских документах, стала значиться в паспортах только 85 лет назад и просуществовала в этом качестве всего 65 лет.

До 1932 года юридический статус русских как нации (впрочем, и представителей других национальностей тоже) был неопределенным – на Руси даже при записях о рождении национальность не имела значения, в церковных книгах писалось только вероисповедание младенца.

Ленин считал себя «великороссом»

История свидетельствует, что словоформа «национальность русский» применительно к конкретному этносу не стала в России общеупотребительной даже к началу ХХ века. Можно привести массу примеров, когда знаменитые русские деятели на самом деле были чужеземных кровей. Литератор Денис Фонвизин - прямой потомок немца von Wiesen, полководец Михаил Барклай-де-Толли - тоже из немцев, пращуры генерала Петра Багратиона - грузины. О предках художника Исаака Левитана даже говорить нечего – и так все ясно.

Еще со школы многие помнят фразу Маяковского, желавшего выучить русский только за то, что на этом языке разговаривал Ленин. Между тем сам Ильич себя к русским вовсе не причислял, и тому есть многочисленные документальные подтверждения. Кстати, именно В. И. Ленин впервые в России придумал ввести графу «национальность» в документах. В 1905 году в анкетах о принадлежности к той или иной нации сообщали члены РСДРП. Ленин в таких «самодоносах» писал, что он - «великоросс»: в то время, если надо было сделать акцент на национальность, русские именовали себя так «великороссы» (по словарю Брокгауза и Ефрона - «великорусы») – население «Великой России», называвшейся иностранцами «Московией», с XIII века постоянно расширявшей свои владения. И одну из первых своих работ по национальному вопросу Ленин назвал «О национальной гордости великороссов». Хотя, как сравнительно недавно выяснили биографы Ильича, собственно «великоросских» кровей в его родословной было с гулькин нос - 25%.

К слову, в Европе национальность как принадлежность к определенному этносу была общеупотребительным понятием уже в XIX веке. Правда, для иностранцев она была равнозначна гражданству: во Франции жили французы, в Германии - немцы и т. д. В подавляющем большинстве зарубежных стран эта тождественность сохранена и поныне.

От Сталина до Ельцина

Впервые национальность в качестве юридически оформленного статусного критерия гражданина страны в России (точнее, в СССР) была закреплена при Сталине в 1932 году. Тогда в паспортах появилась так называемая «пятая графа». Национальность с этого времени надолго стала фактором, от которого могла зависеть судьба ее обладателя. В годы репрессий немцев, финнов, поляков зачастую отправляли в лагеря только лишь за принадлежность к «подозрительной» нации. После войны разразилось знаменитое дело «безродных космополитов», когда под пресс «чисток» попали евреи. И все это происходило под тосты И. В. Сталина, которые он провозглашал за «великий русский народ» (которому, к слову, как нации в репрессиях доставалось не меньше других).

Конституция СССР русских как представителей «особой» национальности никак не выделяла, хотя они во все времена в государстве имели численное превосходство (их и сейчас в России 80%). Современная Конституция РФ предоставляет гражданину право самостоятельного выбора своей национальной принадлежности. В 1997 году первый президент России Борис Ельцин своим указом упразднил «пятый пункт», и национальность в нашей стране перестала быть субъектом права применительно к гражданскому документообороту. Но осталась в праве уголовном, где сегодня прописана ответственность за разжигание межнациональной розни (экстремизм).

Кто любит страну, тот и русский

До введения в России для национальности юридического статуса бытовало многозначное понятийное определение «русских». Это мог быть этнос, наиболее многочисленный народ страны. Царь Петр I предлагал считать русским всякого, кто любит Россию. Аналогичного мнения придерживался лидер белогвардейского движения Антон Деникин. Гений отечественной словесности А. С. Пушкин, хотя и шутил про свой «арапский профиль», за бесценный вклад в русскую культуру еще при жизни получил статус величайшего национального русского поэта. Как поэт в России больше чем поэт, так и русский в нашей стране – это понятие всегда более широкое, чем просто национальность и пятый пункт в пасКогда появилась национальность «русский»

© Русская Семерка russian7.ru

В современном мире довольно остро стоит вопрос: "Национальность - это политическое, социальное или биологическое понятие?" Прежде чем говорить о национальности, следует познакомиться с сопутствующими терминами.

Народ. Этнос. Нация

Народ - "новый род", "народившийся род" людей, объединенных одной общей территорией, - основополагающее понятие в нашей теме. Из определения ясно, что это исключительно биологический термин - люди, имеющие близкое родство.

Этнос - это народ, то есть с течением времени сформировавшаяся из близких народов группа людей, которые имеют один язык (относятся к одной и общее происхождение, корни, но не связаны территориально.

Нация - это народ со своей общей историей развития, культурой, обычаями. Если один народ создаст свое он будет называться нацией. Таким образом, это уже более агрессивное, политическое понятие. Нация может включать в себя несколько близких национальных групп.

Национальность - это...

Национальность относится к какой-либо нации по биологическим признакам. Она не имеет связи со страной или конкретной территорией. Например, немцы, казахи или англичане, которые живут постоянно в России, - их национальность остается прежней со сменой места жительства, государства. Без национальности (характеристика родства между людьми) не будет развития народа, он не станет нацией.

Сейчас практически все государства многонациональны, хотя еще и существуют отдельные национальные республики.

Важно не путать гражданство и национальность. Первое понятие - социальное, означает, к обществу какой страны относится индивидуум. Второе, как видно из определения, биологическое и показывает, кто человек по рождению, происхождению.

Хотя в некоторых странах слово "национальность" - это все-таки определение государственной принадлежности индивида.

Народная национальность

Народ - это самая малая единица в сегодняшнем обсуждении, буквально можно воспринимать это слово как род, семья. В ходе своего развития семьи (племена) разрастались, разделялись, соединялись с соседями. Но так как у них были общие корни, а жизнь проходила во взаимодействии друг с другом, территориальной близости, то постепенно сформировались общие, сходные черты, настолько крепкие генетически, что передавались(-ются) потомкам независимо от времени и расстояния - национальность народов или народная национальность.

Так, если посмотреть на немцев, например: нежесаксонские немцы, франконцы, саксонцы, швабы, баварцы - вот сколько субэтносов (народов) относится к одной национальности людей.

У русских насчитывается около тридцати по всей территории России и за ее пределами. И всего два диалекта - севернорусский (окающий) и южнорусский (акающий).

Как определить национальность

Казалось бы, чего проще. Живет он в Германии, папа - немец, мама - немка, он тоже немец! Но путь человечества на Земле уже довольно долог. Все смешалось - народы, этносы, нации... Определить принадлежность человека к конкретной национальности очень сложно. Особенно когда у папы в роду поляки и евреи, а у мамы испанцы и финны, а живут все в Австралии.

Несколько способов все же есть:

  1. Национальность ребенок принимает от отца. Отец от своего отца, и таким образом выстраивается довольно четкая родственная (национальная) линия. Так происходит практически во всем мире, кроме нескольких наций. У евреев, например, ребенок принимает национальность матери.
  2. У некоторых народных групп есть очень яркие, схожие внешние признаки. Строение тела или черты характера. По таким признакам человека причисляют к той или иной национальности.
  3. Люди, у которых нет возможности узнать национальность своих предков (сироты, например), берут или принимают в процессе воспитания, взросления черты той национальной группы, с которой взаимодействуют больше всего (приемные родители или работники детдома).
  4. Самый основной способ имеет два взаимосвязанных процесса определения - субъективный и объективный. Первый - это то, к какой национальности человек сам себя относит: какие он соблюдает традиции, имеет черты внешности и характера, носителем какого языка он является. Второй - это как воспринимают его сородичи. То есть отождествляют ли люди выбранной национальной группы этого человека с собой. Таким образом, национальность - это личное сознание и окружающее согласие с тем, что человек принадлежит (связан родством) к какой-то группе людей (народов, этносов).

Цель: познакомить с традициями, обычаями, костюмами, кулинарией, праздниками русского народа.
Развивать мышление, воображение.
Воспитывать толерантность, чувство товарищества.

Оборудование: словарь Ожегова, иллюстрации костюмов, головных уборов, обуви.

1. Сообщение темы

2. Беседа
- Россия – многонациональная страна мира. В ней проживает более 160 народов.
- Что такое национальность? (Ответы детей.)
- Давайте прочитаем в словаре. (Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.)
- Назовите свою национальность.
- Дети каких национальностей учатся в нашем классе? (Русские, армяне, азербайджанцы.)
- Влияет ли национальность на отношение между детьми? (Нет.)
- Как живут дети в нашем классе? (Дружно, помогают друг другу.)
- Люди всех национальностей должны жить дружно, помогать друг другу. (Пример: землетрясение в Армении.)
- Сегодня мы поговорим об обычаях, одежде, кухне, праздниках людей разных национальностей.
(Армине рассказывает об Армении, Айсун – об Азербайджане.)

3. Старинная русская одежда
- О том, какой была старинная русская одежда, можно узнать из сказок, народных песен.
- Какой была любимая женская одежда? Что любили носить и девочки, и женщины, и царевны? (Сарафан).
- Под сарафан надевали длинную рубашку с рукавами. Для работы сарафаны шили тёмные. Нарядные сарафаны были яркими. Особенно любили красный цвет. (Показ сарафанов.)
На голове молодые девушки носили ленты, венки, женщины – платок, кокошник. Показ.
- А какую одежду носили мужчины? (Широкие штаны и рубашки – косоворотки. На работу надевали тёмную рубаху, а праздничные рубахи были яркими, нарядными, с вышивкой.) Показ.
Верхняя одежда мужчин и женщин была сходной – суконный кафтан, зипун (он похож на халат из шерсти.)
- Что носили из обуви, вы узнаете, отгадав загадки.

Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт. (Лапти )

И зимой, и летом крестьяне и крестьянки носили на ногах лапти. Они сами плели их из коры липы или берёзы.

Весь в шерсти,
А кожи нет. (Валенки)
Два родных брата
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют
И нас защищают. (Сапоги )

Богатые люди ходили в сапогах из цветной кожи. Сапоги часто расшивали золотом.

4. Старинные обычаи
- Что это за обычаи?

Гостю щей не жалей, погуще влей!
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Что есть в печи, на стол мечи!

(Гостеприимство)
На свадьбы, именины, праздники звали родственников, соседей. Но не только! Бывало, вечером кто – то постучит в окошко, хозяева его впускали и оставляли на ночлег даже незнакомого человека. Гостя старались не только накормить, но и поговорить с ним. Он часто рассказывал о своих бедах, несчастьях, а хозяева сочувствовали ему. Они старались успокоить его. Такими гостеприимными были и бедные, и богатые люди.
- А сейчас этот обычай соблюдается?
- У кого гостеприимные родители?
- Почему вы так считаете?
- О каком обычае говорят добрый, как вы думаете?

(1 ученик)

Самым распространённым в старину обыча­ем было помогать тем людям, у которых случи­лась беда, кто оказался в нужде.
А таких случаев было немало. Вот болезнь унесла в могилу матушку, а отца летом убила молния - остались дети сиротами. Или ещё од­но несчастье - остались больные старики од­ни, нет у них никаких помощников.
Нередко случалась в России и такая беда - неурожай. То град побьёт весь хлеб, то засуха сожжёт всё на поле. Трудно тогда приходилось тем семьям, у которых не было запасено зерна. А пожары - деревня-то вся из дерева! Они при­носили большое несчастье семье.
Когда приходила к кому-то беда, люди не жда­ли, чтобы их попросили о помощи, они сами до­гадывались об этом и всегда старались помочь в несчастье или в нужде.

А сейчас соблюдается этот обычай?

Послушайте рассказ, который называется «Два брата».

В одном бедном селении жили два брата, землю пахали, хлеб сеяли. У младшего брата было четверо детей, мал – мала меньше, а у старшего не было вовсе. Жили братья дружно, земли не делили, а пахали и сеяли сообща. Поспел хлеб, они убрали и поделили зерно поровну.
Пришла ночь. Лёг старший брат, не спится ему, он думает: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата – то семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду – ка я, да положу ему своих зёрен». И сделал, как задумал.
Проснулся ночью и младший брат и думает: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы – то с женой молодые, здоровые, дети нам на подмогу растут. А брат один с женой, и старше они нас, надо ему хлеба от себя прибавить». И сделал, как задумал.
Днём смотрят братья – зёрен не убыло: обе части у обоих равны. Подивились братья и ничего друг дружке не сказали.
И так несколько ночей: братья хлеб перекладывали, пока не застали друг друга на месте. Ещё крепче стала любовь между братьями. И всю жизнь они прожили счастливо, во всём друг другу помогали и нужды – горя не знали.

Как вы думаете, почему братья помогали друг другу украдкой?
- Вот ещё один обычай:

Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нём всюду.
- Чему учит этот обычай?
- Объясните пословицу: «Доброе дело два века живёт».
- Подумайте каждый молча, про себя: делали ли вы добрые дела своим близким или чужому человеку?
Вы ведь помните, что сделал доброе дело, не нужно хвалиться им. Поэтому рассказывать можно только о добрых делах ваших знакомых, родных людях.

Помощь, конечно, нужна тем, кто в ней нуждается. А нужна ли помощь тому, кто сам приходит на помощь?
- Почему так в пословицах говорится:
Худо тому, кто добра не делает никому?
- Что испытывает человек, который помог другому?
- Кому живётся лучше – доброму или недоброму человеку?
- Какой вывод сделаем? (Добрые дела может делать только добрый человек).

5. Физминутка

6. Старинная русская кухня
- Какой продукт был самым главным, самым почитаемым? Без чего не обходился ни приём дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы? (Хлеб)

(2 ученик).

К хлебу в старину от­носились свято, ведь хлеб доставался тяжёлым тру­дом. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под икона­ми стоял стол, а на нём лежал каравай хлеба с со­лонкой.
Хлеб можно было брать только чистыми рука­ми. Хлеб нельзя было выбрасывать.
А если вдруг кто-то нечаянно обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно по­целует!
Почему нельзя было выбрасывать хлеб?
Оказывается, рядом с тем, кто любит это де­лать, всегда чёрт. Как только вы бросили кусок хлеба, чёрт - раз! - и схватил его. А потом-то и будет самое страшное, считали наши предки. Когда вы умрёте, то душа ваша попадёт к чёрту. А это значит, она будет вечно кипеть в котле с горячей смолой. Это всё потому, что вы плохо обращались с хлебом.
Хлеб - это святое. Поэтому хлеб никогда не выбрасывали и даже крошки собирали в ладош­ку - и в рот.
Так относились к хлебу в старину.

Объяснить пословицу: «Покуда есть хлеб да вода – всё не беда».

КАБЛЩИПИНКИИНЫШАРОБАГИРА

Разгадайте, какие блюда были самыми любимыми? (Щи, каша, блины, пироги).
Настоящим народным продуктом была капуста. Она всегда была на будничном и праздничном столе.
Ну, а царицей всех горячих блюд из капусты были… (щи). Их ели и в царских хоромах, и в бедных крестьянских избах. Правда, у богатых ели «богатые» щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были «пустые щи» на воде.
Хорошая или плохая была хозяйка в доме – это можно было узнать не по её нарядам, не по её разговорам.
А как же?
Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит.
- Что означает эта пословица?
- Какие каши вы знаете?
- А в старину были ещё и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая.
Каша – мать наша.
- Почему так говорили?
В России были и особенно любимые праздничные блюда: блины, пироги, пельмени. Пельмени делала с разными начинками: с мясом, с капустой и мясом, с картошкой.
- А какие ваши любимые блюда?

7. Праздники
- Какие праздники отмечали в старину? (Святки, пасха, масленица, праздник Ивана Купалы и др.)
- Мы сегодня поговорим о празднике Ивана Купалы.
- Кто знает, когда его отмечают? (7 июля)
Это был самый весёлый, самый любимый летний праздник. Появился он более 1000 лет назад на Руси. И посвящался он богу солнца и земных плодов Ивану Купале. Древние люди считали, что огонь и вода – самые главные вещи в жизни, безе них нет и самой жизни. Они очищали человека, убирали от него всё ненужное, плохое.
В день Ивана Купалы всё веселье было связано с водой. Много разных правил, обычаев, развлечений, легенд придумали люди для этого дня.

Ещё что кому до нас,
Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек у нас!
Иванов день!

Люди верили, что в эту ночь оживала вся природа, животные и растения. Деревья переходили ночью с места на место. А когда они шелестели листьями, это они разговаривали между собой. И травы всю ночь шептались друг с другом. Это бывает только один раз в году. В купальскую ночь ведут между собой беседы коровы, овцы, медведи и лисицы.
В Иванов день главным растением становится папоротник. Он никогда не цветёт. Но, по легенде, в эту ночь с ним совершается чудо.

(3 ученик)

В полночные часы с папоротником проис­ходят необыкновенные превращения. На его широких листьях вне­запно появляется поч­ка. Она поднимается всё выше и выше. То заколышется, то оста­новится - и вдруг за­шатается, перевернёт­ся и запрыгает.
Ровно в полночь раздаётся треск - и вмиг всё освещается вокруг. Почка превращается в огненный цветок, такой яркий и горячий, что на него больно смотреть. Цветок сияет огнен­ным пламенем. И тут же раздаётся чей-то го­лос и непонятное щебетание. Это голос нечи­стой силы. Чудный, редкий цветок - волшеб­ный. Он появляется только на миг.
Тот, кто отыщет цветок папоротника и ус­пеет сорвать его, - тот получит невиданную власть. Этот человек сможет повелевать всем на свете: и царями, и королями, и простыми людьми, и нечистой силой. Он станет сильнее их всех. Он узнает, где скрыты клады с сокро­вищами и сможет легко пройти через все пре­грады к ним. Двери сами распахнутся перед тем, кто завладеет цветком - стоит только при­ложить его к замку. Невидимкой проберётся он к любой красавице. Вот какой чудесной си­лой наделён цветок!
Но отыскать и сорвать его очень трудно. Ес­ли кто-то и разыщет чудо-цветок, завладеть им нелегко. Невидимая рука тут же срывает огненный цветок. Но всё равно в купальскую ночь многие караулили в лесу дивный цветок.

Купальские обычаи

Чтобы уберечься от бедствий и несчастий:
1. Собирают большой костёр из шиповника, крапивы, колючек и сжигают. Так сжигают все беды и несчастья.
2. По заросшим прудам собирают одолень – траву – это белая кувшинка. Её сохраняют целый год. Только в эту купальскую ночь одолень – трава набирает чудесную силу.
В Иванов день собирают лечебные травы. В это время в них накапливается большая сила. Их сушат на зиму. Все травы, которые собирают в Иванов день, имеют большую силу. Они берегут дом от пожара во время грозы. Ими лечат больных. Травы прогоняют злых духов. Они делают мужчин смелыми. Девицы носят с собой траву в одежде и с её помощью добиваются любви парня.
(4 ученик)

Этот обычай соблюдали девушки

Они все хотели стать красавицами. А сделать это было очень просто.
Рано-рано утром в Иванов день уходили девушки в луга. С собою у каждой была боль­шая скатерть и миска. Трава в лугах вся свер­кала капельками росы. Её-то и собирали. Рас­стилали скатерть и волокли её по траве. А по­том отжимали росу в миску. Умылась девица росой - и стала красавицей!

(5 ученик)

А этот обычай особенно нравился парням

Они отправлялись с вёдрами и кувшинами на речку. Потом шли по улице, и кто бы ни встретился - ведро воды на него. Только старых да малых не трогали. Особенно лю­били обливать девушек. Если их не оказы­валось на улице, парни врывались в дом. Вы­носили на руках девицу и с головы до ног об­ливали водой. А девушки тоже не оставались в долгу. Тоже за вёдра - и бегом на реку! На­чиналась всеобщая свалка, крик, смех! А по­том молодёжь гурьбой отправлялась на речку купаться.
Веселье продолжалось всю ночь. На высоком месте за деревней устраивали забавы с огнём. Раскладывали костёр и прыгали через него. Так освобождались от всего нехорошего. Через костёр прогоняли скотину, чтобы защитить её от беды.
Были в Иванову ночь свои приметы. Кто выше прыгнет, у того всё будет хорошо: и хороший урожай, и здоровье. Если парень и девушка не разомкнут рук при прыжке, у них будет свадьба.
Напрыгавшись через костёр, молодёжь устраивала весёлые и шумные игры. Бегали наперегонки. Мерялись силой – боролись. Играли в горелки. Таким был этот весёлый и красивый старинный праздник.

8. Итог
- Что нового вы узнали?
- Что вам запомнилось?
- Какие выводы для себя сделали?