Камиль писсарро краткая биография. Камиль писсаро, картины с названиями и биография

Камиль Писсарро, о бращаясь к скромным мотивам (городские предместья и бульвары, сельские ландшафты), открывал очарование и поэзию в будничном, внутреннюю эстетическую и духовную ценность заурядных на первый взгляд моментов в жизни природы и человека ("Почтовая повозка в Лувесьене", 1870). Писсарро достигал особой тонкости в передаче прозрачности и влажности воздуха, ощущения только что прошедшего или приближающегося дождя; вместе с тем, в отличие от большинства импрессионистов, он тяготел к более законченному и ясному построению композиции, к большей пластической определённости форм ("Вспаханная земля", 1874). Был близок к леворадикальному политическому движению.

Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года в Сент-Томас в Вест-Индии, где его отец был процветающим купцом. П олучил воспитание в школе недалеко от Парижа, уже там проявился его талант художника. По возвращения в Сент-Томас он мало интересовался семейным бизнесом и всё свое свободное время проводил за зарисовками живописных портов. А в 1852, бросив семейное дело, в компании с датским художником Фрицем Мельбуе, Камиль отправляеться в Венесуэлу, там он работал как художник в течение двух лет.



В 1855 году Писсарро переселился во Францию. Он приехал как раз, чтобы увидеть большую экспозицию Всемирной выставки, которая включает в себя большой раздел об искусстве. Следуя советам Коро, пейзажами которого он восхищался на ярмарке, Писсарро вскоре рисовал картины и зарисовки в небольших городах и деревнях вблизи Парижа, вдоль рек — Сены, Уаза и Марна. Он учился в Acad?mie Suisse. В своих ранних работах художник выступал как последователь Коро, и лишь с 1865 года, когда Писсарро начинает интересоваться творчеством Эдуарда Мане и внимательно изучает произведения Курбе, художник постепенно находит свой стиль.

Эрмитаж в Пуазане. 1868

В эти годы Писсарро часто бывал в Париже, посещал кафе Гербуа, служившее местом встреч молодых художников. Он познакомился с Ренуаром и Сислеем и, как и они, стал увлекаться пленэрной живописью. Писсарро был старше своих товарищей, он лучше и раньше сумел усвоить основные принципы французской пейзажной школы, ее дух пытливого реализма и демократическую тенденцию, которые он как эстафету принес в кружок своих друзей. В это время эволюция художественного метода Писсарро протекает параллельно развитию Ренуара и Моне. Он часто писал маленькие пейзажи-этюды, имевшие значение законченных картин, они были свидетельством исканий нового живописного метода, в основе которого лежало непосредственное наблюдение натуры, изучение атмосферных явлений, эффектов освещения, цветовых рефлексов. Писсарро в конце 60-х годов написал много картин-этюдов в Лувесьенне, основной мотив которых - вид дороги, уходящей вдаль, - является традиционным для пейзажного жанр Писсарро интересовали изменчивые состояния природы, из времен года - весна и осень с их неустойчивой погодой; и здесь самый мотив дороги, проходившей мимо его дома, также должен был привлекать его своим непостоянством - дорога ведь не имеет одного облика: утром по ней гонят стадо, днем снуют повозки, развозит пассажиров дилижанс, вечером по ней устало бредут запоздалые путники. В конце 1860-х, его реалистичные пейзажи получают высокую оценку со стороны видных критиков, в числе которых был и Эмиль Золя.

Сбор яблок

Во время Франко-Прусской войны и времен Комунны (1870-71) Камиль переезжает в Англию, где, вместе с Моне, он рисует серию пейзажей вокруг Норсвуда и Кристал Пелес, а также изучает работы английским пейзажистов в музеях. По возвращению домой через год после окончания войны, Камиль обнаружил, что только 40 из полутора тысяч картин, а это практически 20 лет работы, остались целыми.

Летом 1871 Камиль поселился в Понтоазе, там он жил следующие 10 лет, собирая узкий круг друзей, вокруг себя. Сезан часто приезжает, чтобы побыть с ним, и под влиянием Камиля учиться более терпеливому, кропотливому пониманию природы. В это время под инициативой Моне проходят первые выставки группы французских импрессионистов, в которых Писсарро играет ключевую роль и которые вносят в его творчество большую порцию критицизма. На первую выставку импрессионистов, состоявшуюся в 1874 году Писсарро дал пять своих пейзажей: "Фруктовый сад", "Каштаны в Овсни", "Сад в Понтуазе", "Июньское утро". Как известно, выставка вызвала скандал. Картина "Июньское утро", изображающая иней на вспаханных бороздах, заслужила несколько строчек в статье критика Луи Леруа, придумавшего термин "импрессионизм" как издевательство над художниками-бунтарями.

Каштаны в Овсни. 1873

Камиль Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса П.Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению Камиль Писсарро, являлся уникальным изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают звучанию картины определенный ритм ("Пейзаж в Понтуазе", 1874; "Сад и цветущие деревья. Весна", 1877).

Весна в Понтуазе. 1877

Пейзажи Камиля Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины Клода Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы. Очень редко использует Камиль Писсарро фрагментарную "случайность" композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен", 1872; "В спаханная земля", 1874). Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж "Красные крыши" (1877).

Красные крыши. 1877

В 1876 и 1877 годах устраиваются вторая и третья выставки импрессионистов. На вторую Писсарро посылает двенадцать картин. Он, как и его товарищи, становится мишенью ядовитой критики Альбера Вольфа, который писал: "Заставьте понять мсье Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет, и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения"... На третьей выставке появляются двадцать две картины Писсарро, которые, говорят о том, что природа в его искусстве приобретает новые черты. "Жатва" (1876) - пейзаж, написанный в Бретани, где, по словам художника, он нашел "настоящую деревню".

В 1879 импрессионисты объединяются на четвертой выставке, где Писсарро помимо картин выставил еще веера и пастели. Однако, несмотря на то, что дружеские отношения соединяли художников по-прежнему, дороги их начали расходиться.

Бульвар Монмартр ночью. 1898

Писсарро, обладавший, подлинным педагогическим даром, в 80-е годы для молодого поколения художников играет роль учителя. Не одни его рассуждения, но и сама его живопись - аккумулировавшая в себе и традицию реализма середины века, и светлый колорит, введенный Клодом Моне, и, наконец, тенденцию к обобщению живописных масс и композиционных форм, - была наиболее объективным выражением опыта пейзажной живописи тех лет. Поэтому художественные достижения Писсарро в глазах молодых казались толчком для дальнейших исканий. В 1885 году Писсарро знакомится с Синьяком и Сера и примыкает к возглавленному Сера течению неоимпрессионизма. Синьяк утверждал позднее, что Писсарро мог бы прийти к неоимпрессионизму путем собственной эволюции. Вероятно, в этом есть доля истины, так как попытки Писсарро упорядочить свою живописную систему подготовили его к восприятию принципов, выдвинутых Сера. Произведения этого времени свидетельствуют о том, что художник продолжал сохранять все черты своей творческой индивидуальности.



Последнее двадцатилетие жизни Камиля Писсарро - это период плодотворного и разнообразного творчества. К облику живописца сельских пейзажей, добавляется еще одна грань - он становится художником города. Писсарро подолгу работает в Руане, Гавре над видами улиц, площадей, набережных. Он концентрирует внимание не на достопримечательностях города, не на особенностях архитектуры того или иного памятника старины, а на создании целого образа-впечатления, ценного своим неповторимым очарованием. Художник обращает в живописные массы группы теснящихся старых домов, любуется контрастами теней, обволакивающих нижние этажи, и ярких солнечных лучей, с трудом попадающих в узкие улочки.

Большую часть года Писсарро проводил вдалеке от Парижа. Но в 90-е годы его начинает тяготить провинция, в последние годы жизни он стал проводить в Париже каждую зиму. Как все импрессионисты, Камиль Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности. Поздние пейзажи Парижа относятся к числу самых известных произведений Писсаро. Особенно известны серии картин, изображающие Оперный проезд и бульвар Монмартр.

Оперный проезд в Париже. 1899

В пейзажах преобладает светлый тон - в картине "Оперный проезд, эффект снега", здания тонут в пелене снега, смешанного с дождем, прохожие с зонтиками превращаются в легкие неуловимые тени. Продолговатые, положенные горизонтально мазки заставляют все формы как бы под властью влажной атмосферы вибрировать и расплываться вширь; голубоватые, желтые, розовые оттенки кажутся результатом преломляющегося белого дневного света; массы сырого воздуха, затопившие площадь, будто сгущаются и превращаются в плотный туман в конце Оперного проезда. Эти картины настолько глубоко вошли в историю искусства, что ныне невозможно представить себе традиционный образ Парижа иначе, чем глазами Писсарро. В 90-е годы он получил известность в своей стране и за границей; картины, нашедшие широкий круг любителей, регулярно выставлялись в галереях Дюран-Рюэля. В Эраньи он построил себе большую удобную для работы мастерскую. К нему часто приезжали гостить друзья-художники, а зимой в Париже Камиль Писсарро был в центре кружка молодежи - живописцев, литераторов и критиков, которым он излагал свое понимание задач живописи, стремился подвести итог импрессионизма и сформулировать принципы этого направления в живописи.

Писсарро умер 13 ноября 1903 и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

impressionisme.narod.ru ›…kamille_pissaro.htm

Лувр. Утро. 1903

Всё прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться.

Жизнь - это череда маленьких праздников: утреннее солнце, завтрак, пикники и ужины с друзьями.

Камиль Писсарро

Камиль Писсарро краткая биография известного художника изложены в этой статье.

Камиль Писсарро краткая биография

Камиль Жакоб Писсарро появился на свет 10 июля 1830 года в портовом городке Шарлотта Амелия в семье торговца скобяным товаром. В 11 лет родители отправляют мальчика обучаться в пансион Пасси. Господин Савари, возглавлявший учебное заведение, заметил у него талант к рисованию и посоветовал Камилю развиваться в этом направлении.

В 1847 году он возвращается домой и 5 лет работает в лавке отца, совмещая торговлю с рисованием. Подружившись с Фрицем Мельби, датским живописцем, он бросает торговлю в лавке и отправляется с ним в Венесуэлу. В 1854 году Камиль Писсарро возвращается на год к родителям. Понимая, что здесь ему делать нечего, художник в 1855 году навсегда покидает Сент Тома и уезжает во Францию. В столице обучается в Школе изящных искусств на протяжении 1855-1861 годов. Учителями Камиля были Гюстав Курбе, Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и Даньян.

В 1860-тых годах рисует, вдохновлявшись районом Лувесьенн. И начиная с 1864 года, представляет свои работы на всеобщее обозрение, выставляясь в салонах.

Когда в 1870 году началась франко-прусская война, Камиль переезжает в Англию. В новой стране он много работает, но как такого успеха не имел. Его дом в Лувесьенне захватили и разграбили. Картины, которые были в доме, солдаты практически уничтожили.

В 1872 году Писсарро возвращается из Англии и поселяется в Понтуазе. Частыми гостями в его доме были художники и . В 1884 году он переезжает в Эраньи-сюр-Эпт, где жил до конца жизни.

В 1885 году художник освоил новую точечную технику рисования – пуантилизм. Через год он участвовал в выставке импрессионистов, представляя работы в точечной технике. Но в 1889 году Камиль Писсарро вновь возвращается в манеру импрессионистов.

Камиль Писсарро, о бращаясь к скромным мотивам (городские предместья и бульвары, сельские ландшафты), открывал очарование и поэзию в будничном, внутреннюю эстетическую и духовную ценность заурядных на первый взгляд моментов в жизни природы и человека ("Почтовая повозка в Лувесьене", 1870). Писсарро достигал особой тонкости в передаче прозрачности и влажности воздуха, ощущения только что прошедшего или приближающегося дождя; вместе с тем, в отличие от большинства импрессионистов, он тяготел к более законченному и ясному построению композиции, к большей пластической определённости форм ("Вспаханная земля", 1874). Был близок к леворадикальному политическому движению.

Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года в Сент-Томас в Вест-Индии, где его отец был процветающим купцом. П олучил воспитание в школе недалеко от Парижа, уже там проявился его талант художника. По возвращения в Сент-Томас он мало интересовался семейным бизнесом и всё свое свободное время проводил за зарисовками живописных портов. А в 1852, бросив семейное дело, в компании с датским художником Фрицем Мельбуе, Камиль отправляеться в Венесуэлу, там он работал как художник в течение двух лет.



В 1855 году Писсарро переселился во Францию. Он приехал как раз, чтобы увидеть большую экспозицию Всемирной выставки, которая включает в себя большой раздел об искусстве. Следуя советам Коро, пейзажами которого он восхищался на ярмарке, Писсарро вскоре рисовал картины и зарисовки в небольших городах и деревнях вблизи Парижа, вдоль рек — Сены, Уаза и Марна. Он учился в Acad?mie Suisse. В своих ранних работах художник выступал как последователь Коро, и лишь с 1865 года, когда Писсарро начинает интересоваться творчеством Эдуарда Мане и внимательно изучает произведения Курбе, художник постепенно находит свой стиль.

Эрмитаж в Пуазане. 1868

В эти годы Писсарро часто бывал в Париже, посещал кафе Гербуа, служившее местом встреч молодых художников. Он познакомился с Ренуаром и Сислеем и, как и они, стал увлекаться пленэрной живописью. Писсарро был старше своих товарищей, он лучше и раньше сумел усвоить основные принципы французской пейзажной школы, ее дух пытливого реализма и демократическую тенденцию, которые он как эстафету принес в кружок своих друзей. В это время эволюция художественного метода Писсарро протекает параллельно развитию Ренуара и Моне. Он часто писал маленькие пейзажи-этюды, имевшие значение законченных картин, они были свидетельством исканий нового живописного метода, в основе которого лежало непосредственное наблюдение натуры, изучение атмосферных явлений, эффектов освещения, цветовых рефлексов. Писсарро в конце 60-х годов написал много картин-этюдов в Лувесьенне, основной мотив которых - вид дороги, уходящей вдаль, - является традиционным для пейзажного жанр Писсарро интересовали изменчивые состояния природы, из времен года - весна и осень с их неустойчивой погодой; и здесь самый мотив дороги, проходившей мимо его дома, также должен был привлекать его своим непостоянством - дорога ведь не имеет одного облика: утром по ней гонят стадо, днем снуют повозки, развозит пассажиров дилижанс, вечером по ней устало бредут запоздалые путники. В конце 1860-х, его реалистичные пейзажи получают высокую оценку со стороны видных критиков, в числе которых был и Эмиль Золя.

Сбор яблок

Во время Франко-Прусской войны и времен Комунны (1870-71) Камиль переезжает в Англию, где, вместе с Моне, он рисует серию пейзажей вокруг Норсвуда и Кристал Пелес, а также изучает работы английским пейзажистов в музеях. По возвращению домой через год после окончания войны, Камиль обнаружил, что только 40 из полутора тысяч картин, а это практически 20 лет работы, остались целыми.

Летом 1871 Камиль поселился в Понтуазе, там он жил следующие 10 лет, собирая узкий круг друзей, вокруг себя. Сезанн часто приезжает, чтобы побыть с ним, и под влиянием Камиля учиться более терпеливому, кропотливому пониманию природы. В это время под инициативой Моне проходят первые выставки группы французских импрессионистов, в которых Писсарро играет ключевую роль и которые вносят в его творчество большую порцию критицизма. На первую выставку импрессионистов, состоявшуюся в 1874 Писсарро дал пять своих пейзажей: "Фруктовый сад", "Каштаны в Овсни", "Сад в Понтуазе", "Июньское утро". Как известно, выставка вызвала скандал. Картина "Июньское утро", изображающая иней на вспаханных бороздах, заслужила несколько строчек в статье критика Луи Леруа, придумавшего термин "импрессионизм" как издевательство над художниками-бунтарями.

Каштаны в Овсни. 1873

Пейзажи Камиля Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины Клода Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы. Очень редко использует Камиль Писсарро фрагментарную "случайность" композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен", 1872; "В спаханная земля", 1874). Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж "Красные крыши" (1877).

Камиль Писсарро. Жатва, 1889

В 1876 и 1877 годах устраиваются вторая и третья выставки импрессионистов. На вторую Писсарро посылает двенадцать картин. Он, как и его товарищи, становится мишенью ядовитой критики Альбера Вольфа, который писал: "Заставьте понять мсье Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет, и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения"... На третьей выставке появляются двадцать две картины Писсарро, которые, говорят о том, что природа в его искусстве приобретает новые черты. "Жатва" (1876) - пейзаж, написанный в Бретани, где, по словам художника, он нашел "настоящую деревню".

В 1879 импрессионисты объединяются на четвертой выставке, где Писсарро помимо картин выставил еще веера и пастели. Однако, несмотря на то, что дружеские отношения соединяли художников по-прежнему, дороги их начали расходиться.


Бульвар Монмартр ночью. 1898

Писсарро, обладавший, подлинным педагогическим даром, в 80-е годы для молодого поколения художников играет роль учителя. Не одни его рассуждения, но и сама его живопись - аккумулировавшая в себе и традицию реализма середины века, и светлый колорит, введенный Клодом Моне, и, наконец, тенденцию к обобщению живописных масс и композиционных форм, - была наиболее объективным выражением опыта пейзажной живописи тех лет. Поэтому художественные достижения Писсарро в глазах молодых казались толчком для дальнейших исканий. В 1885 году Писсарро знакомится с Синьяком и Сера и примыкает к возглавленному Сера течению неоимпрессионизма. Синьяк утверждал позднее, что Писсарро мог бы прийти к неоимпрессионизму путем собственной эволюции. Вероятно, в этом есть доля истины, так как попытки Писсарро упорядочить свою живописную систему подготовили его к восприятию принципов, выдвинутых Сера. Произведения этого времени свидетельствуют о том, что художник продолжал сохранять все черты своей творческой индивидуальности.

Последнее двадцатилетие жизни Камиля Писсарро - это период плодотворного и разнообразного творчества. К облику живописца сельских пейзажей, добавляется еще одна грань - он становится художником города. Писсарро подолгу работает в Руане, Гавре над видами улиц, площадей, набережных. Он концентрирует внимание не на достопримечательностях города, не на особенностях архитектуры того или иного памятника старины, а на создании целого образа-впечатления, ценного своим неповторимым очарованием. Художник обращает в живописные массы группы теснящихся старых домов, любуется контрастами теней, обволакивающих нижние этажи, и ярких солнечных лучей, с трудом попадающих в узкие улочки.

Большую часть года Писсарро проводил вдалеке от Парижа. Но в 90-е годы его начинает тяготить провинция, в последние годы жизни он стал проводить в Париже каждую зиму. Как все импрессионисты, Камиль Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности. Поздние пейзажи Парижа относятся к числу самых известных произведений Писсаро. Особенно известны серии картин, изображающие Оперный проезд и бульвар Монмартр.


Оперный проезд в Париже. 1899

В пейзажах преобладает светлый тон - в картине "Оперный проезд, эффект снега", здания тонут в пелене снега, смешанного с дождем, прохожие с зонтиками превращаются в легкие неуловимые тени. Продолговатые, положенные горизонтально мазки заставляют все формы как бы под властью влажной атмосферы вибрировать и расплываться вширь; голубоватые, желтые, розовые оттенки кажутся результатом преломляющегося белого дневного света; массы сырого воздуха, затопившие площадь, будто сгущаются и превращаются в плотный туман в конце Оперного проезда. Эти картины настолько глубоко вошли в историю искусства, что ныне невозможно представить себе традиционный образ Парижа иначе, чем глазами Писсарро. В 90-е годы он получил известность в своей стране и за границей; картины, нашедшие широкий круг любителей, регулярно выставлялись в галереях Дюран-Рюэля. В Эраньи он построил себе большую удобную для работы мастерскую. К нему часто приезжали гостить друзья-художники, а зимой в Париже Камиль Писсарро был в центре кружка молодежи - живописцев, литераторов и критиков, которым он излагал свое понимание задач живописи, стремился подвести итог импрессионизма и сформулировать принципы этого направления в живописи.

Писсарро умер 13 ноября 1903 и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

impressionisme.narod.ru ›…kamille_pissaro.htm

Лувр. Утро. 1903

Всё прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться.

Жизнь - это череда маленьких праздников: утреннее солнце, завтрак, пикники и ужины с друзьями.

Камиль Писсарро



Камиля Писсарро называли предтечей европейского импрессионизма, оказавшим огромное влияние на художников, писавших в дальнейшем в этом жанре. Художник бросил высокооплачиваемую работу, чтобы посвятить себя живописи, однако это занятие не приносило приличного дохода. Это сегодня его картины стоят сотни тысяч долларов, а при жизни их стоимость иногда оценивалась в одно пирожное.



В своих воспоминаниях французский художник Камиль Писсарро писал: «Я был в 1852 году хорошо оплачиваемым клерком в Сен-Тома, но я не смог там выдержать. Не раздумывая долго, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы сразу порвать связь с буржуазной жизнью. То, что я претерпел, невообразимо, то, что мне приходится терпеть сейчас, - ужасно. […] Однако если можно было бы начать сначала, я думаю, я не стал бы колебаться и пошел бы по тому же пути».


Но, как говорится, одной духовной пищей сыт не будешь. Тем более что дома художника ждали жена и восемь детей. На помощь Камилю Писсарро пришел его друг Эжен Мурер. Он тоже очень любил живопись и относил себя к импрессионистам, но основным занятием Эжена была кондитерская. Он часто подкармливал голодных художников, а они, чтобы хоть как-то отблагодарить Эжена, презентовали ему свои полотна.




Картины Камиля Писсарро продавались и ряда вон плохо, и однажды Эжен Мурер решил ему помочь. Владелец кондитерской устроил лотерею. Одними из призов были 4 картины Писсарро. Для участия в лотерее необходимо было заплатить 1 франк за вход. Одну картину художника выиграла девушка, однако она считала себя слишком далекой от искусства и отдала Муреру полотно, заплатив им за пирожное. Художнику тяжело было наблюдать эту сцену, но в тот вечер Эжен Мурер передал ему целых 100 франков. Это считалось довольно хорошим заработком для Писсарро. Ему было чем накормить семью.


История с картиной, проданной за пирожное, ударила по самолюбию художника, но гораздо тяжелее ему пришлось после возвращения домой в Париж из Англии в 1871 году. Тогда бушевала франко-прусская война. Писсарро с семьей вынужден был скрываться на Британских островах. По возвращении домой он увидел, что дом практически разграблен (во время войны там квартировали немцы). Но тяжелее всего было видеть испорченные картины. Их скопилось примерно 1500, а уцелело только 42. Немцы использовали холсты вместо фартуков, стелили их на пол, выбрасывали на навозную кучу.


Камилю Писсарро посчастливилось добиться признания еще при жизни, правда, уже в преклонном возрасте. Что касается его друга Эжена Мурера, то у владельца кондитерской собралась приличная коллекция картин. Некоторые художники считали, что он нажился на полотнах, ведь к концу XIX века за работы импрессионистов стали хорошо платить. Однако Эжен Мурер не сумел разбогатеть на этом, т. к. еще раньше распродал свою коллекцию практически за бесценок, потому что очень нуждался в деньгах.

Еще один из родоначальников импрессионизма Клод Моне волшебным образом мог передать на холсте впечатления от увиденного. Однако,

Камиль Писсарро (Camille Pissarro) 1830-1903 г. Французский художник-импрессионист. Биография и картины

В этом, наверное, и состоит юдоль великих людей – быть предназначенными для других дел, но сломав все семейные традиции, стать на тернистый путь творчества. История мирового искусства может похвастаться огромным числом таких примеров, и среди них Камиль Писсарро – человек, который достаточно поздно начал творческий путь, но успел так много.

Поздний талант – большое начало.

Отец Камиля, булочник из Бордо, был доволен работой сына коммивояжёром, но с детства любящий рисование юноша не желал работать в отцовском магазине. Вместе с другом пейзажистом Фрицем Мельби Писсарро совершает свой первый бунт – удирает в Венесуэлу, стремясь отгородиться от «мещанских» отцовских дел.

Побег двух юношей длился недолго и по возвращению Писсарро ждал разгневанный родитель, на уговоры которого было потрачено немало сил. Всё же будущему импрессионисту удаётся убедить, что торговля булками не его стихия, и Писсарро-старшему приходиться отступить — в 1885 году Камиль уезжает в Париж учиться живописи.

Всемирная выставка, которая проходила в этом же году в Париже, навсегда перевернула эстетические представления начинающего живописца уже вполне зрелых лет. Его восхищают и художники, выставляющиеся в официальном Салоне – Коро, Энгр, Делакруа, и мастера, представленные в независимом павильоне, такие как Курбе.

Посещая уроки живописи и многочисленные мастерские признанных мэтров тех лет, Писсарро, тем не менее, нигде подолгу не задерживается. Сухой академический жанр ему чужд, а вот художники барбизонской школы приходятся по душе. Очень много лет Писсарро сотрудничал с Коро, показывая на его суд все свои работы, прислушиваясь к каждому слову живописца.

Первые работы принесли одни разочарования и прозвища, самым обидным из которых было «специалист по капусте». Восхищаясь Курбе и Коро, испытывая неудовлетворение академическим нормам, Писсарро старательно пытается нащупать свой путь. Это ему удаётся только после знакомство с Моне, Ренуаром, Сислеем и Сезаном – вот уж действительно переломный момент в судьбе!

Но впереди была ещё одна судьбоносная встреча, на этот раз с Жюли Велле. Она станет супругой Писсарро и родит семерых детей. Их совместная жизнь будет полна материальных проблем, поиском заказов на картины и покупателей, но художник будет сохранять спокойствие и гармонию в своей горячо любимой семье даже в самые критические моменты.

Писсаро много работает на пленэре, совершенствует технику, индивидуализирует стиль и выставляется в Салоне, однако, это никак не сказывается на продаваемости его картин. Его картины приобретают больше света, насыщенный колорит, лёгкую фактуру, оставляя лёгкие намёки на выверенность композиции Коро, что делает Писсарро узнаваемым и непохожим на других.

Полосы неудач и триумфов.

В 1870 году Писсарро с семьёй бежит от франко-прусской войны в Лондон. Набравшись новых художественных впечатлений, по окончании военного конфликта живописец возвращается домой и находит печальную картину – его дом уничтожен вместе с частью его работ. Впереди абсолютная беспросветность, однако, Писсарро не привык опускать руки.

Его рвение и творческая преданность, наконец, была отблагодарена судьбой – в 1872 году его картины находят покупателей, которые решают финансовые проблемы семьи Писсарро. Окрылённый этой удачей, художник работает ещё с большим вдохновением, представляя такие картины, как «Дорога в Понтуазе», «Дом буржуа в Эрмитаж», «Каштаны в Лувесьенн», «Въезд в деревню « и др.

Однако 1874 год вновь принёс разочарования – умирает его дочь Жанна, а первая выставка импрессионистов с треском проваливается, вызвав шквал критики. Гневные нападки всегда оптимистически настроенный Писсарро воспринимает очень болезненно – очевидцы вспоминают, что он даже засомневался в ценности своего искусства и правильности выбранного пути.

Однако отчаяние живописца было недолгим и снова на помощь ему пришло искусство – Писсарро осваивает фигуративную живопись. Помимо пейзажей, в его картинах появляются люди, он пишет портреты, что вызывает смену техники мастера: значительные изменения претерпевает письмо и фактура его работ. Также мастер увлекается пастелью и совершенствуется в гравюре. Так появляются его картины «Евгений Мюрер и печи», «Крестьянка чешет шерсть», «Люсьен Писсарро в интерьере» и др.

На закате жизни.

Писсарро нередко вздыхал: «Я пишу 30 лет и всё ещё нищий», хотя четвёртая выставка импрессионистов принесла ему покупателей, но давали они за картины мастера совсем не большую цену.

Ещё одно качественное изменение в творчестве Писсарро произошло после знакомства с Сёра и его дивизионизмом. Однако если его фигуративная серия была принята благосклонно, то картины написанные в технике пуантилизма, и представленные на восьмой выставке рядом с работами Синьяка и Сёра, вызвали лишь неловкие смешки, что вновь ввергло семью Писсарро в пучину долгов и нищеты.

Мучимый нехваткой денег, мастер имел поразительную способность противостоять упадническим настроениям, чему также способствовала его супруга, уважая талант Писсарро и взваливая на себя все тяготы нищеты. Тем временем художник много работал, пробуя себя в различных техниках, разъезжая из одной дешёвой гостиницы в другую в поисках новых сюжетов.

В 1900-е гг. Писсарро, наконец, добивается признания. К концу жизни художник стал свидетелем, как его картины выставляются в различных музеях Европы и США, а от покупателей нет отбоя, и оцениваются полотна очень высоко.

Последние годы жизни 73-летний художник жил и работал в Гавре. Он по-прежнему много трудился, но теперь не испытывая привычной нужды. Умер он 13 ноября 1903 года от сепсиса. Сегодня глядя на его творческое наследие, вызывающее восхищение, невольно задумаешься – как здорово, что мастер успел ощутить признание и восхищение…и пусть совсем немного этого признания было на его доле…Но всё же успел!