Какие обязанности у помощника режиссера. Помощник режиссера в театре рассказала о закулисной жизни спектаклей и капризах актеров. Две категории деятельности

6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Принимает участие в подготовке телевизионных передач, выполняет творческие и организационные задания режиссера, участвует в разработке режиссерского сценария (экспликации), отборе изобразительного материала и компонентов передачи. Сдает заявки на технические средства и следит за своевременным их выполнением. Подбирает кино- и видеоматериалы. Организует проведение киносъемок и контролирует осуществление проявки и печати киноматериалов. Осуществляет совместно с режиссером киномонтаж, подготавливает киноматериал для переписи на магнитную ленту. Организует проведение внестудийных видеозаписей и перезапись видеоматериалов на стандартную магнитную ленту. Обеспечивает перезапись фонограмм для последующей расшифровки. Проверяет готовность художественно-декорационного оформления: декораций, костюмов, грима, реквизита, а также иллюстративного материала. Расписывает совместно с режиссером экземпляры сценария и составляет схему работы камер. Проводит за видеопультом трактовые репетиции и видеозапись. Участвует в составлении монтажного листа, выполняет вспомогательные работы на монтаже передачи. Обеспечивает просмотр видеоматериалов, перезапись техдублей и сдачу передачи службе технического контроля. Оформляет документацию для сдачи передачи в Главную дирекцию программ (редакцию программ или отдел выпуска). Проводит передачи за видеопультом в прямом эфире. После прохождения передачи в эфир оформляет документацию для сдачи передачи в Телерадиофонд (видеотеку), возвращает использованные кино- и видеоматериалы в соответствующие службы и другие организации. Осуществляет учет видеорулонов со всеми выходными данными завершенных и текущих работ (эфирные, техдубли, исходные). Подготавливает необходимые данные о качестве и объеме выполненных технических услуг, фиксирует простои. Подготавливает и проводит самостоятельно в качестве режиссера несложные передачи.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню телевизионных (радио-) передач; общественно-политические события; творческий процесс и технологию создания телевизионных (радио-) передач; технические средства телевидения; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, участие в съемках сложных передач;

9 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, подготовка и проведение несложных программ (передач) в качестве режиссера.


АССИСТЕНТ КИНОРЕЖИССЕРА

6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Принимает участие в подготовке киносъемок, выполняет творческие и организационно-производственные задания кинорежиссера - постановщика и кинорежиссера фильма. Подбирает необходимый в процессе создания фильма литературный, иллюстративный и музыкальный материал, проверяет готовность художественно-декорационного оформления: декораций, костюмов, грима, реквизита. Содействует подбору актерского состава в соответствии с замыслом кинорежиссера - постановщика. Организует своевременный вызов на съемку и пробы актеров. Обеспечивает качественное обслуживание съемок. Сдает заявки на технические средства и необходимые материалы и следит за своевременным их выполнением. Участвует в составлении монтажных листов, проводит под руководством кинорежиссера вспомогательные работы по монтажу фильмов. Оформляет документацию для сдачи кинофильмов.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования к уровню киноматериалов; творческий процесс и технологию создания кино- и видеопродукции; технические средства для проведения киносъемок; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и маркетинга; нормативные акты и методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

6 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы, владение основами профессионального мастерства;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента кинорежиссера не менее 3 лет;

9 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента кинорежиссера не менее 5 лет, подготовка и проведение несложных съемок в качестве кинорежиссера.


АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА РАДИОВЕЩАНИЯ

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в подготовке радиопрограмм (передач), выполняет творческие и организационные задания режиссера. Сдает заявки на технические средства и следит за своевременным их выполнением. Принимает участие в подборе участников и исполнителей, обеспечивает их явку на репетиции и запись, заказывает транспорт и пропуска. Организует и контролирует обеспечение студии необходимыми постановочными средствами. Выполняет вспомогательные работы на репетициях и записи радиопередач, ведет учет занятости участников и исполнителей передач. Составляет и подписывает совместно с режиссером репетиционно-явочные листы. Участвует в монтаже передач, организует прослушивание радиопередач. Оформляет производственный отчет, документацию на оплату труда участников и исполнителей передач. Организует подготовку и сдачу радиопередач и спектаклей в Телерадиофонд (фонотеку). Подготавливает и проводит самостоятельно в качестве режиссера несложные передачи.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню радиопередач; общественно-политические события; творческий процесс и технологию создания радиопередач; технические средства радиовещания; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка;

6 - 7 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, осуществление подготовительных работ по организации сложных радиопрограмм (передач);

8 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, осуществление подготовительных работ по организации радиопрограмм (передач) всех видов и жанров, подготовка и проведение несложных программ (передач) в качестве режиссера.


АССИСТЕНТ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в подготовке и создании телевизионных программ. Выполняет творческие и организационные задания звукорежиссера. Подготавливает акустические средства к репетиции, съемке (записи) студийных и внестудийных программ, а также для программ, идущих в прямом эфире. Совместно с режиссером и звукорежиссером определяет места нахождения участников программ в студии и на внестудийном объекте. Расставляет микрофоны, обеспечивает правильное перемещение их в процессе работы. Выполняет творческие и технические задания звукорежиссера. Совместно со звукорежиссером проводит телевизионные программы (передачи). Самостоятельно проводит несложные программы, а также проводит работы по несложным речевым, музыкальным и шумовым записям и их монтажу.

Должен знать: распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к повышению уровня телерадиовещания; звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, применяемую на телевидении; технологию создания телевизионных программ; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 - 6 разряды: среднее профессиональное (музыкальное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и стаж работы в должности оператора звукозаписи не менее 2 лет;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента звукорежиссера не менее 3 лет, проведение несложных телерадиопередач в качестве звукорежиссера.


АССИСТЕНТ ТЕЛЕОПЕРАТОРА

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в творческо - производственном процессе создания телевизионных программ (передач) и видеофильмов всех видов и жанров, выполняет творческие и организационные задания телеоператора. Участвует в разработке плана подготовки и создания передач. Обеспечивает расстановку камер и необходимую технику для проведения трактовой репетиции, съемки и прямого эфира. Осуществляет совместно с бригадой осветителей установку специального освещения, производит смену оптики на камерах. Следит за правильной эксплуатацией используемых телевизионных технических средств. При необходимости самостоятельно готовит и проводит съемку несложных телевизионных передач.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню телевизионных передач; технические средства и технологию создания телевизионных передач; творческие методы построения и организации кадра; организацию операторского освещения; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 - 6 разряды: среднее профессиональное образование и специальная подготовка без предъявления требований к стажу работы;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента телеоператора не менее 3 лет, проведение съемок несложных телевизионных передач в качестве телеоператора.

Что происходит на сцене за закрытым занавесом? Как идет подготовка к спектаклю, кто меняет декорации и почему в театре много так называемых «бойцов невидимого фронта» , чья работа очень важна, но остается «за кадром»? Об этих и других секретах закулисной жизни нам рассказала заслуженный работник культуры Карелии, помощник режиссера Музыкального театра Надежда Ивановна Уранова.

Во время первого спектакля, который я вела, меня охватила настоящая паника , все происходило, как в страшном сне! Поскольку получилось так, что репетиций этой постановки с моим участием в качестве помрежа не было, материал представлялся мне настоящей целиной. Не знаю, каким образом у меня получилось, но я все сделала правильно! С тех пор прошло больше десяти лет, и хотя теперь многие мои навыки доведены до автоматизма, каждый спектакль для меня неповторим и по-своему сложен.

Помощнику режиссера нашего театра, в отличие от помрежей , работающих с драматическими труппами, необходимо иметь музыкальное образование, так как балетные и оперные спектакли ведутся с помощью клавира, где отмечены все перемены, какие происходят в спектакле. Помощнику режиссера необходимы абсолютная сосредоточенность, внимание, четкость действий, от него во многом зависит, не произойдет ли каких-то сбоев, насколько артистам будет удобно, комфортно.

Помощник режиссера работает в тесном контакте с постановочными и техническими службами и актерским составом. До начала репетиции или спектакля я проверяю, в каком состоянии сцена, помыт ли пол; если на сцене холодно, то расставлены ли обогреватели. Выясняю, на месте ли артисты, все ли готовы к выходу, загримированы, одеты. Если кого-то нет, сообщаю об этом заведующему труппой. За полчаса до начала спектакля занавес опускается, а поднимается тогда, когда маэстро встал за пульт и взмахнул дирижерской палочкой, а артисты приготовились к первой сцене.

В работе помрежа неизбежны, пусть даже редкие, накладки и непредвиденные обстоятельства . По прошествии времени все это может выглядеть забавным, но в конкретных случаях я переживала до конца спектакля! В балетных постановках есть моменты, когда происходит полная вырубка света и артисты меняют хореографический рисунок. Однажды я не заметила, что первая линия, которую мне было плохо видно, еще продолжает движение, и дала команду включить свет. Или велела поднять занавес, когда мне показалось, что маэстро уже за пультом, а он еще только шел на свое место.

Следить за ходом спектакля мне помогает трансляция , на мониторе я вижу сцену, зрительный зал, команды передаю по рации и с помощью пульта. Когда впервые увидела пульт после реконструкции театра, то испугалась, что все очень сложно, а сейчас могу сказать, что работать с ним удобно. Связь со всеми службами обязательно проверяется заранее, как минимум, за полчаса до начала спектакля.

В театре много «бойцов невидимого фронта» — это монтировщики, осветители, звукорежиссеры, костюмеры, гримеры. Все они хорошо выполняют свою работу, и все же я обязана знать, кто из них, что и когда должен сделать. Перед каждой ручной переменой декораций на штанкетах (они располагаются рядами над сценой и служат для подвески кулис,занавесов, задников и плоских декораций) связываюсь по рации с рабочими сцены.

Одна из самых сложных перемен - после первой сцены в балете «Щелкунчик» , когда происходит затемнение, опускается «лес», поднимается «кабинет», при этом действие не останавливается: оркестр играет, артисты танцуют. Помимо запланированных моментов может случиться и что-то неожиданное: на лифе у балерины оторвалась лямочка, перед выходом кто-то заболтался в гримерке — мне приходится следить буквально за всем.

Монтировщики декораций — это те сотрудники театра, с которыми помощник режиссера контактирует в первую очередь. Штат монтировочного цеха у нас небольшой, и зарплаты тоже невелики. Труд у рабочих тяжелый, есть и ночные смены. Между тем именно от них в определенной мере зависит качество спектакля, насколько все точно смонтировано. Каждая постановка имеет свой технический паспорт, и все делается в соответствии с ним.

Сложны перемены декораций между спектаклями: объемы очень большие, надо все снять и повесить что-то совсем другое. Декорации хранятся в специальных «карманах» за сценой, перед каждой репетицией или спектаклем тканевые обязательно отпаривают. Есть несколько видов декораций, например, есть полупрозрачный суперзанавес, создающий ощущение туманности, марева, нереальности, дали: часто его используют в начале спектакля.

В любой постановке большое количество световых перемен : скажем, в «Пиковой даме» их восемьдесят три, в «Травиате» - пятьдесят три, в «Евгении Онегине» около пятидесяти, и ни одной перемены нельзя пропустить. Я веду все спектакли, кроме «Черной курицы» и «Летучей мыши».

В Музыкальном театре Карелии два помощника режиссера ; в других подобных театрах их, как правило, больше. Когда к нам приезжают на гастроли труппы из других городов со своими помрежами, то всегда удивляются, как хорошо их встречают у нас, насколько внимательно относятся. В других театрах зачастую вообще никого не найти, а у нас все службы наизготовку, все показываем, объясняем.

Непростое время, тревожное, иногда даже конфликтное — когда ставится новый спектакль, артисты только вживаются в роль, выстраиваются мизансцены, появляются новые декорации, все будто заново притираются друг к другу. Однако не могу не отметить, что в целом в театре очень хорошая творческая и дружеская атмосфера, а это то, без чего невозможно создание удачных, талантливых, красивых и вдохновенных постановок.

Репетиция накануне спектакля отличается тем, что в зале нет зрителей , артисты работают без костюмов и грима. При этом на сцене всегда полноценные декорации и свет, и помреж тоже работает в полную силу. Режиссер, дирижер, балетмейстер и педагоги-репетиторы тщательно следят за действием, делают артистам необходимые замечания. Наверняка далеко не каждый зритель заметит, что балерина недостаточно плавно подняла руку, артисты выстроились не совсем ровно или в каком-то фрагменте оркестр замедлил темп, но в нашем театре стремятся к безукоризненности исполнения, к чистоте рисунка.

К балетной труппе у меня особое отношение. Это великие труженики, которые буквально живут в театре, особенно во время постановочного процесса. Приходят ни свет ни заря, особенно если с утра назначен урок, тут же отдыхают и кушают. Профессия травматичная, с физическими перегрузками, тогда как перед зрителем артисты балета всегда предстают легкими, невесомыми. Не раз видела, как, выбежав со сцены, балерина буквально падает, а спустя минуту вновь выпархивает к зрителям с улыбкой. Поэтому я всегда готова проявить к ним теплоту и нежность, порадоваться их успехам, по-матерински поддержать.

Оперная труппа Музыкального театра тоже высокого уровня , с большим потенциалом и желанием работать. Я всегда говорила, что опера — отражение нашей жизни, это то, что формирует мировоззрение людей. Поэтому когда собирается полный зал, когда он реагирует на действие, дышит, живет вместе с героями постановки, у меня радуется душа.

Качество спектакля и его успех во многом зависят от зрителей . Когда говорят, что во время спектакля идут две ответные волны, со стороны сцены и от зала, это чистая правда. Если зал равнодушный, холодный, тогда теплым, эмоциональным не получится и спектакль, даже если технически там все верно. Порой приходят неподготовленные зрители, которым сложно воспринимать оперу или балет, когда надо и чувствовать, и вникать, и думать, а не просто смотреть картинку, как в шоу-бизнесе. И все-таки благодаря таланту и преданности своему делу нашим артистам чаще всего удается пробудить людей, вызвать их отклик, завоевать доверие и, соответственно, получить отдачу.

Вот уже много лет я иду на работу, как на праздник, потому что театр - это мой второй дом, где все понимают, ценят, поддерживают и любят друг друга, каждый заинтересован в конечном результате: создании прекрасных спектаклей, которые порадуют зрителя.

От нас зависят все удобства для работы актеров и режиссера, а также то, чтобы рабочий процесс был налажен, как часы. Все должно быть вовремя и на своих местах. По своей сути это, конечно, техническая профессия, но элемент творчества тоже присутствует.

Репетиционные обязанности

Помреж приходит за час до начала репетиции, следит, чтобы была вода, правильное количество стульев, необходимый реквизит. Нужно встретить всех актеров, а если за пять минут до репетиции кого-то из артистов еще нет, то надо срочно связаться с ними и узнать, где они и что с ними.

Бывает так, что мое присутствие во время репетиции не обязательно, но уйти домой я все равно не могу, потому что в любой момент что-то может понадобиться - деталь костюма или дополнительный реквизит.

После окончания репетиции я должна узнать расписание на следующий день или следующую неделю, чтобы всех потом оповестить. Помощник режиссера должен знать все. Где, что и когда должно стоять на сцене, какие костюмы нужно подготовить и в какое время. Постепенно к работе подключаются все театральные цеха: монтировщики, реквизиторы, бутафоры, поделочный и пошивочный цеха. Но они приходят постепенно, каждый на своем этапе, а помреж включен в работу над постановкой всегда.

Работа после премьеры

Наша работа продолжается и после премьеры спектакля. Перед каждым представлением помощник режиссера проверяет все технические приспособления на сцене на готовность, выставляет скорость поворотного круга, следит за расстановкой реквизита и его исправностью.

Актеры, конечно, помнят все свои перестановки и переодевания по сценарию, но координация всех театральных служб по ходу спектакля лежит на помреже. А это четкое взаимодействие с костюмерным цехом, реквизитным, монтировочным и световым.

Режиссеры разные бывают

Мне повезло в том, что только один раз мне попался очень сложный режиссер, но работать с ним мне ”посчастливилось” дважды. Он очень давил на меня, разговаривал на таких тонах, что поначалу я не могла понять, что вообще происходит. У меня развился комплекс, что я делаю все не так, и в итоге от постоянного нервного состояния я действительно начала забывать то, что должна сделать. Все время случались какие-то неприятности, не по моей вине, но за которые отвечать приходилось, конечно же, мне.

К премьере спектакля вся моя кровь была им выпита. Работая с ним, я потеряла немало здоровья. За все время моей работы я могу вспомнить только этот случай. С другими режиссерами, а их было много, всегда возникало взаимопонимание, некоторых из них я могу назвать золотыми людьми.

ТОП

Актеры - это дети

Актеры - это дети, а у детей бывают и капризы. Характеры у всех разные, настроение бывает хорошим, а бывает плохим. Если бы я была новым работником, то мне бы было тяжело, наверное, но так как работаю я уже давно, то знаю, в каких ситуациях, с кем и как надо разговаривать и какой найти подход. Когда-то надо быть построже, когда-то, наоборот, добрее.

Если что-то идет не так по ходу спектакля или репетиции, то актеры в первую очередь приходят с вопросами или жалобами к помрежу. Так что работаем плечом к плечу.

Еще и суфлер

У нас в театре был давний случай, который до сих пор все вспоминают. Одна замечательная актриса, будучи уже в солидном возрасте, иногда забывала текст пьесы. Сначала я подсказывала ей из-за кулис, но слух у нее был слабый. Тогда решили незаметно приспособить ей наушник.

Ситуацию спасало то, что в спектакле у главной героини имя было такое же, как у меня. Поэтому если во время представления актриса забывала текст, я подсказывала, но она все равно не слышала, то она могла прямо на сцене мне об этом сказать. Обращаясь как будто к главной героине она говорила: ”Маша! Я тебя не слышу!” или ”Машенька, говори громче”. Зрители, конечно, ничего не понимали, полагая, что так и задумано, но все актеры, режиссер и другие работники знали, что обращалась она именно ко мне.

Если меняется руководство

Внутренние изменения в театре меня обходят стороной, на меня они не влияют. Уволить никогда не угрожали, конфликтных ситуаций с художественными руководителями тоже не происходило. В театре каждый занимается своим делом, и если ты хорошо его делаешь, то это, как и в любой другой сфере, будут ценить и уважать.

Никакой рутины

В моей работе всегда все по-разному, все по-новому. Разные режиссеры, разные артисты, пьесы, жанры. Рутины нет, несмотря на то, что у меня только один выходной в неделю и даже уехать никуда не получается, потому что даже в свободное время меня могут вызвать. Совмещать эту должность с какой-то другой работой тоже невозможно, но я люблю театр и не хотела бы работать кем-то другим и в другом месте.

Ассистенты: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощник режиссера

Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации подготовки новых и возобновлении ранее созданных постановок. Выполняет поручения режиссера-постановщика, балетмейстера-постановщика, дирижера - музыкального руководителя постановки в подготовительном периоде осуществления новой постановки. Участвует в составлении репетиционных планов и расписания репетиций, планов-графиков подготовки новой постановки. Обеспечивает репетиции необходимыми литературными и нотными материалами (тексты пьесы, ролей, партитура, клавир, инструментальные и вокальные партии и т.п.). Осуществляет вызов на репетиции артистов, дирижеров, концертмейстеров, консультантов, суфлера и других требуемых специалистов. Ассистирует режиссеру-постановщику (балетмейстеру-постановщику, музыкальному руководителю) в процессе проведения репетиций. Обеспечивает репетицию необходимым реквизитом (элементы декораций, мебель, музыкальные инструменты, пюпитры и т.п.), а также необходимыми фонограммами, элементами шумового оформления. По поручению режиссера-постановщика проводит отдельные репетиции и производит вводы новых исполнителей. В порядке, установленном в организации исполнительских искусств, дежурит на спектаклях, концертах, представлениях; ведет учет репетиций и спектаклей (концертов, представлений), творческой работы художественного и артистического персонала. Выполняет поручения художественного руководителя, главного режиссера, главного балетмейстера, главного дирижера, заведующего труппой, связанные с планированием, организацией и учетом творческой деятельности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; основы режиссуры и актерского мастерства, музыкальной грамоты, хореографического, вокального, хорового искусства, сценического и музыкального оформления постановок; современную и классическую драматургию; устройство и оборудование сцены; основы сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Ассистенты: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощник режиссера первой категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 5 лет в должности ассистента; режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощника режиссера второй категории.

Ассистенты: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощник режиссера второй категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Режиссер - это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько : главный режиссер называется режиссером-постановщиком , его ближайшие помощники - просто режиссерами . И в том, и в другом случае, основу его работы составляет .

Сегодня многие мечтают стать режиссерами, ведь профессия становится все более и более престижной. Известные мастера своего дела получают награды и премии, выходят на красную ковровую дорожку, дают интервью, общаются с лучшими актерами и актрисами. Однако, работа режиссера не всегда была таковой. В начале, на этапе зарождения профессии, режиссер занимался разработкой сценария, проводил работу с актерами, руководил съемочным процессом. Но времена изменялись и накладывали все новые и новые обязанности, которые делают профессию интересной и сложной одновременно.

Чем занимается режиссер

Теперь, чтобы стать успешным в своем деле, режиссер, должен отличаться тонким чутьем на качественные идеи, на потрясающие сценарии, время выхода картины, потребности публики. Он ищет средства, интересует инвесторов и продюсеров, подбирает актеров и съемочную группу, руководит процессом создания и монтажа фильма. Для постепенно становится все меньше и меньше преград и ограничений, поскольку спектр обязанностей режиссера растет.

Отечественные специалисты во многом отличаются от западных, поскольку голливудские режиссеры не признают тех, кто ставит себя выше остальных. Поэтому они выполняют максимум работы, прикладывают все свои усилия для того, чтобы картина была качественной и успешной.

Отечественные режиссеры нередко после первого же успеха становятся заносчивыми, отказываются выполнять некоторые обязанности, вследствие чего быстро теряют популярность. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему интересны зрителям.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает , подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности.

Замысел и реализация

Замысел и реализация – вот два кита, на которых стоит современная режиссура. Многие режиссеры очень подробно описывают свои задумки, некоторые напротив, считают, что импровизация – это главный козырь практической режиссуры. Конечно, глупо недооценивать важность подготовительного этапа, однако история режиссуры говорит, что наиболее важные рабочие моменты все же проходят на площадке. Это может быть театральная сцена или съемочный павильон. Несомненно, без актеров реализовать все богатство режиссерской фантазии было бы невозможно.

К основным функциям режиссера относят и работу с актерами. Конечно, в идеале творческое понимание режиссера и актеров должно полностью совпадать. Однако на практике чаще можно наблюдать ситуацию, когда они либо стремятся навстречу друг к другу, либо то, что делает режиссер нельзя назвать иначе, чем активное насаждение единственное правильной точки зрения.

Порой даже именитые мастера не считают нужным слышать мнение исполнителя своей «светлейшей» воли. Но то, чем занимается режиссер – это и сотворение персонажей. Оно не может осуществляться, минуя душу и творческий потенциал актера.

В соответствии с классическими принципами режиссуры выделяют следующие составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

В заключение нужно отметить, что своевременное и тщательное выполнение обязанностей режиссера сделает настоящего мастера из старательного новичка.