Какая история у Ирландии? Гены англичан. Ирландцы, Шотландцы скотты, имеют совершенно другое происхождение. Они появились как нация между Этническое происхождение ирландцев

Ирландские корни

Фамилия Кеннеди в Соединенных Штатах очень распространена. Не столь широко, как, скажем, Смиты (почему-то кузнечная профессия - ведь smith - это кузнец - особенно зафиксировалась в фамилиях), но встречается часто. Связано это, вероятно, с тем, что существуют три крупные ветви этого рода, существенно отличающиеся своим происхождением и развитием, - английская, шотландская и ирландская.

Ирландская ветвь (основные значения слова - быстрый, живой, горячий) оказалась наиболее распространенной и удачливой, несмотря на то, что ее представители в подавляющем большинстве придерживались католической религии, которая до второй половины XX века не пользовалась в стране (особенно в центральных штатах и на западе) особым почетом. Дело доходило до того, что католиков не считали патриотами, упрекали в том, что они более привержены римскому папе, чем американскому народу. Эта псевдопатриотическая антиирландская истерия достигла особого накала в 1928 году, когда на президентский пост был выдвинут губернатор штата Нью-Йорк - ирландец и католик Эл Смит, которого обвиняли в том, что он служит якобы не своей стране, а «Антихристу в Риме».

В то же время, находясь в противостоянии к явной дискриминации, американцы ирландского происхождения отличались некоторыми качествами, которые способствовали их выживанию, продвижению, деловой активности. Джон Кеннеди, будущий 35-й президент США, будучи сенатором, напоминая, правда, о прошлом своего «малого народа» еще у себя на родине, но явно имея в виду и сородичей в Америке, сказал в 1957 году: «Все мы, по происхождению ирландцы, связаны цепью, которая влечет к прошлому опыту; опыту, существующему только в памяти и в легендах, но который реален для тех, кто им обладает. Особые свойства ирландцев - изумрудная нить, вплетенная в ткань их прошлого, это - их постоянство, выносливость, вера, пронесенная через века иноземного угнетения… века, на протяжении которых они испытывали бедность, болезни и голод…» {21} Вторя Джону, известный американский поэт Роберт Фрост, вручая Кеннеди в подарок книгу своих стихов в день президентской инаугурации, сделал на ней надпись: «Будь больше ирландцем, чем гарвардцем» {22} .

Именно эта двойная приверженность - упорная и непреодолимая, несмотря на все трудности и препятствия, - связь национальная и религиозная - являлась основой единства внутри самой семьи Кеннеди, взаимной поддержки, готовности прийти на помощь друг другу, жертвуя собственными амбициями и подчас даже материальными интересами, высоко почитаемыми в этой семье, - дает возможность вполне согласиться с членами семейства, которые не раз называли свой род кланом. Ведь клан (слово, заимствованное древними ирландцами, а также шотландцами и валлонами у своих дальних гэльских предшественников) - это «группа семейств, главы которых происходят от общего предка» {23} . Строго говоря, в антропологической литературе существует ограничение. Кланом называют род, который ведет свое происхождение от мифического или легендарного предка, точную генеалогическую цепочку к которому члены клана не прослеживают {24} . Но в повседневности этим ограничением, как правило, пренебрегают.

Обратимся к родословной клана Кеннеди. Сделать это будет несложно, так как, в отличие от многих других выдающихся американцев, братья Кеннеди (президент и сенаторы) знали лишь три поколения своих предков. Точнее даже, они только что-то слышали о них, а более подробно их судьбу, да и то в самых общих чертах (за исключением отца) смогли восстановить историки и журналисты уже в то время, когда семейство стало знаменитым.

Дедом Джозефа Кеннеди, ставшего миллионером и весьма влиятельной политической фигурой, являвшегося отцом президента и двух сенаторов, был Патрик Кеннеди. Он являлся арендатором крохотного земельного участка в местечке Дунганстаун (графство Вексфорд) в юго-восточной части Ирландии. Рано покинув своих родителей, Патрик вел нищенское существование подобно соседям, да и большинству населения Зеленого острова.

Автор биографии Джозефа Кеннеди журналист Ричард Вейлен считает, что ирландцы были беднейшим и самым отсталым народом Европы {25} . Он, безусловно, преувеличивает, но особенно далеко от истины не отходит. Ирландцы действительно в своем подавляющем большинстве были народом нищим, но гордым, питающим свою честь легендами и мифами о древних временах, когда они храбро сражались с англичанами и другими пришельцами и одолевали их в нелегких битвах или же храбро погибали в неравной схватке на поле боя.

Сохранять мужество и жизнелюбие ирландцам помогала католическая вера. Церковь, руководимая из далекого Ватикана римским папой, которого считали полубогом, была единственным национальным институтом, сохранившимся после того, как Зеленый остров стал колонией Великобритании в середине XVII века.

Естественно, Патрик был верным католиком и исправным прихожанином местной церкви, священник которой охотно отпускал ему немногочисленные грехи. Церковь давала надежду на спасение в ином мире, ибо перспективы улучшить свое существование в мире земном отнюдь не радовали.

Урожая картофеля, который выращивал Патрик Кеннеди, едва хватало на то, чтобы прокормиться и продать остатки на соседнем рынке. Вырученные деньги уходили на арендную плату лендлорду и на незначительное обновление инвентаря. О каком-то улучшении качества жизни нельзя было и помыслить. К такому существованию Патрика приучили родители, и он считал свой быт вполне естественным. Совершенно нормальным представлялось, что спит он на сыром земляном полу, трудится с раннего утра до позднего вечера и подсчитывает не только малую толику оставшихся монет, но и картофелины, которые надо сохранить до следующего урожая, оставив необходимую часть в качестве посадочного материала.

В 1845 году, однако, произошла катастрофа. Неизвестно откуда взявшаяся картофельная болезнь (говорили, что ее завезли из-за океана, - как видно, неудачливые европейцы учились обвинять в своих бедах процветавших американцев еще в те времена) привела к тому, что почти весь главный продукт пропитания и сбыта для ирландского крестьянства сгнил на корню. За неурожаем последовал голод в полном смысле этого слова, а за ним, как это обычно бывает, - эпидемии тифа и холеры. Тем не менее лендлорды требовали уплаты ренты в полном размере.

В 1846-1849 годах не менее миллиона ирландцев умерли от голода и болезней, и еще около миллиона, отчаявшись сохранить сносное существование на родине, отправились в эмиграцию в ту самую одновременно благословенную и проклинаемую заокеанскую страну, из которой на Ирландию, по слухам, обрушилось несчастье {26} .

Район, где жил Патрик, пострадал чуть меньше западной части Ирландии. Однако он понимал, что новые беды еще предстоят, и решился на эмиграцию, тем более что лендлорд уже повысил плату за его земельный участок. Благо молодой человек не был еще обременен семьей.

Получив как благочестивый католик благословение местного священника, он в октябре 1848 года погрузил на телегу свое жалкое имущество и отправился по размытой грунтовой дороге в соседний крупный порт Нью-Росс - находившийся, к счастью, всего в шести милях от родного местечка.

Отсюда Патрик переправился в Ливерпуль, наиболее близкий британский порт, откуда можно было перебраться за океан. Ближайший трансатлантический пароход «Вашингтон Ирвинг» направлялся в Бостон. На судне оказались места в самом низшем классе. Началось мучительное путешествие за океан в чуть ли не каторжных условиях, продолжавшееся шесть с лишним недель: трюмы, где размещались пассажиры, купившие дешевые билеты, были переполнены, на палубу людей почти не выпускали. Стояла адская вонь, так как никаких санитарно-туалетных приспособлений не было. Согласно правилам, пассажиров должны были кормить, но скудный паек, который часто вообще не выдавался, был совершенно недостаточен для того, чтобы хотя бы минимально заглушить голод.

Согласно подсчетам современников, около трети ирландских эмигрантов, отправлявшихся в Америку, умирали на борту кораблей или почти тотчас по прибытии к месту назначения. Приносившую фатальный исход болезнь называли голодной лихорадкой или голодным тифом. Не случайно такие суда именовали плавающими гробами {27} .

Патрик оказался достаточно выносливым, чтобы выдержать это страшное путешествие. Прибыв в Бостон 22 апреля 1849 года, он избрал для жительства, естественно, самый дешевый район города. Дальше двигаться уже просто не было сил, да и другие ирландцы предпочитали оставаться на побережье, тем более что здесь можно было найти работу в кораблестроительных доках. Отправляться на запад в поисках лучшей доли, подобно «пионерам» из Англии, ирландцы не решались еще и потому, что стремились жить коммунами, поддерживая друг друга и приходя на помощь в случае необходимости. Чувство индивидуализма у них появилось и усилилось позже, по мере приспособления новых поколений к американским реалиям.

Строительство торговых кораблей велось быстрыми темпами, и нужда в дешевой рабочей силе была велика. Она стала еще более ощутимой как раз к концу первой половины XIX века в связи с возведением в Бостоне сахарной фабрики и небольшого металлургического предприятия.

Бостон - столица и крупнейший город штата Массачусетс, наиболее значительный центр региона, известного под названием Новая Англия. Город был основан в 1630 году пуританскими колонистами. Этнический его состав изменился с началом массовой иммиграции из Европы. Ирландские и итальянские иммигранты завезли католичество, и вскоре католическая религиозная община стала крупнейшей в городе.

Вместе с тем ирландцы способствовали распространению в Бостоне своей привычки - после работы отправляться не домой, а в кабачок, где они проводили несколько часов за вином и доброй беседой. При этом нередко возникали споры и ссоры, переходившие в драки, подчас в поножовщину. В бостонских газетах нередко появлялись карикатуры, изображавшие ирландских иммигрантов пьяницами, хулиганами и вообще недочеловеками. Нередко на их защиту вставала местная организация Демократической партии, стремившаяся привлечь новых избирателей. Постепенно возникала традиция - бывшие ирландцы становились демократами, а наиболее активные из них стремились создать себе политическое досье именно в этой партии.

Квартал за кварталом переходил под влияние этих активистов, противостоявших респектабельным янки , обычно объединявшимся вокруг организаций Республиканской партии. Первичными ячейками ирландцев-демократов становились пивные и таверны, превращавшиеся в политические клубы, члены которых стояли друг за друга и постепенно расширяли свое влияние.

На острове Нудл в восточной части Бостона Патрик смог нанять крохотный «угол» в переполненном жилище. Представление о том, в каких условиях жили здесь иммигранты, дает отчет комитета по вопросам здравоохранения, который именно в 1849 году обследовал ирландский квартал Бостона. «Весь район, - говорилось в отчете, - это подлинный улей, наполненный человеческими существами, - без каких-либо удобств и в основном без самых обычных [жизненных] условий; во многих случаях собранные вместе [люди] подобны животным, невзирая на пол или возраст, на чувство достоинства; взрослые мужчины и женщины спят вместе в одном и том же жилище, и иногда… в одной и той же постели» {28} .

Чтобы хоть как-то прокормиться, Патрик трудился на верфи от зари до зари на самых черных работах (обычно рабочий день продолжался 14 часов), получая один доллар в неделю. Через несколько лет ему, однако, удалось хоть чуть-чуть выбиться в люди - он стал бондарем - мастером-специалистом по производству бочек, слегка возвысившись над основной массой нищих ирландских иммигрантов.

Более чем через столетие, в 1963 году, президент США Джон Кеннеди посетил Ирландию, где его торжественно принимали: парламент с восторгом слушал его речь, два университета присвоили почетные ученые степени. Джон, однако, нашел время, чтобы посетить то самое место, откуда в Америку отправился его предок. Он говорил: «Я рад побывать здесь. Понадобилось 115 лет, шесть тысяч миль и три поколения , чтобы это путешествие произошло. Когда мой прадед уехал отсюда, чтобы стать бондарем в восточном Бостоне, у него не было ничего, кроме глубокого религиозного чувства и жгучего желания свободы. Если бы он тогда не уехал, я бы сейчас работал на заводе “Альбатрос Компани”, вон там, через дорогу» {29} .

В 1850 году ирландцы, подавляющее большинство которых относилось к самому низшему слою населения, составляли значительную часть жителей Бостона: из общей численности в 187 тысяч человек - 35 тысяч {30} , то есть примерно одну пятую. Большинство жителей города - прежде всего состоятельные протестанты и придерживавшиеся той же религии представители среднего класса, а также тянувшиеся за ними рабочие и обслуга относились к ирландцам с нескрываемой неприязнью. Их нищету объясняли ленью, и к этому изрядно примешивалась религиозная нетерпимость к католикам. Стали распространяться, а затем вошли в моду импортированные из Англии анекдоты, в которых ирландцы изображались людьми тупыми, необразованными, некультурными, малограмотными, грязными, склонными к злоупотреблению алкоголем .

В свою очередь католические священники, к которым тянулись иммигранты-ирландцы, поощряли отчуждение, обвиняя протестантскую церковь во всех бедах и особенно в безнравственности, царившей повсюду. Местная газета «Пайлот» («Ведущий») писала: «Сотрудничество между католиками и подлинными протестантами на сколько-нибудь продолжительное время в моральном отношении невозможно» {31} .

Еще до отъезда в Америку Патрик познакомился с Бриджит Мёрфи, ирландской девушкой двумя годами старше его. Молодые люди понравились друг другу, отправились в эмиграцию вместе, а вскоре после приезда в Бостон поженились, хотя по-прежнему за душой у них почти ничего не было, кроме молодости и нежного взаимного чувства. В течение нескольких следующих лет на свет появились три дочери - Мэри, Джоанна и Маргарет - и сын Джон (он прожил всего полтора года). Наконец, 14 января 1858 года родился второй сын Патрик-Джозеф, которому предстояло стать отцом первого нашего главного персонажа. Прошло менее года, и глава семейства скончался от холеры.


| |

ИРЛАНДЦЫ (самоназвания - na hEireann, nа hEireannaigh), народ, основное население Ирландии. Численность свыше 3,7 миллионов человек, в том числе рождённые в Ирландии - 3,5 миллиона человек, в Северной Ирландии - 47 тысяч человек, в Англии - 109 тысяч человек, в Шотландии - 5,6 тысяч человек (2006, перепись). Живут также в Великобритании , США (36 миллионов человек заявляют о своём ирландском происхождении, среди них часть не имеет в действительности ирландских предков; 2006, оценка Бюро переписи США), Канаде (3,8 миллиона человек ирландского происхождения, из них почти половина - в провинции Онтарио; 2001, перепись), Австралии (1,9 миллионов человек, 2-я по численности группа в составе англо-австралийцев; 2001, перепись) и др. Оценки численности ирландцев в диаспоре различны в зависимости от того, кого причислять к ирландцам (официально правительство Ирландии признаёт ирландцами эмигрантов до 3-го поколения). Говорят на английском языке и ирландском языке (гэлы). Верующие - католики.

Кельтские (гэльские) племена заселили остров Ирландия, вероятно, ко 2-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры. С 12 века англичане первоначально вступали с ирландцами в браки, перенимали их имена, обычаи и т. п., но с середины 14 века (Килкеннийские статуты 1366) отношения с ирландцами стали рассматриваться в Англии как государственная измена. Притеснения ирландцев англичанами, земельные конфискации, религиозная реформация и преследование католиков, жестокое подавление восстаний (особенно после экспедиции О. Кромвеля 1649), запрет народной культуры (языка, песен, одежды и др.), аграрный переворот 19 века (насильственной переход от зернового земледелия к скотоводству и картофелеводству, сопровождавшийся массовым разорением крестьян), «Великий голод» 1845-49 вызвали массовую эмиграцию ирландцев, особенно в Северную Америку. В середине 19 века ирландцы составляли около половины иммигрантов в Канаду и США. Эмиграция сопровождалась большой смертностью (суда, вёзшие ирландцев в Америку, называли «корабли-гробы»). Ирландцы стали одной из самых урбанизированных групп в США (города Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско), составили значительную долю среди строительных и транспортных рабочих, полиции и др. Со временем, несмотря на дискриминацию, потомки ирландских иммигрантов вошли в экономическую, политическую и культурную элиту многих стран. Ирландская диаспора создавала образовательные, культурные, благотворительные и политические организации, поддерживала тесные контакты с повстанческим движением у себя на родине, участвовала в военных действиях против британских колониальных войск в Америке (например, «ирландские вторжения в Канаду» 1866-1871). Напряжённые отношения между ирландцами и англичанами, принимающие форму религиозного конфликта (между католиками и протестантами), сохраняются в Северной Ирландии.

Ирландцы были одним из самых аграрных народов Европы. Занимались крупным товарным мясным животноводством (в основном на востоке и северо-востоке) и овцеводством, в том числе отгонным (в основном на западе). Основные сельскохозяйственные культуры - картофель, ячмень и овёс, на юго-востоке - также пшеница. До середины 19 века на западе пахали лёгким деревянным плугом (ард), в центральной и восточной Ирландии - тяжёлым англо-нормандским плугом, в упряжке из 4-6 лошадей. В горах землю обрабатывали лопатой с узким изогнутым лезвием (местами - двойным) и упором для ноги в нижней части рукоятки. До 20 века сохранялись волокуши, 2-колёсные повозки; ездили также верхом на ослах и пони особой породы (крупные, с длинной шерстью). Ирландские деревни кучевой, на западе - рядовой планировки; до 19 века насчитывали до 50-60, затем - 10-20 дворов. До 17 века сохранялись поселения на искусственных островах на озёрах (кранног), кольцевые укрепления (рат). После аграрного переворота основным типом сельского поселения стал хутор. Двор обычно прямоугольный незамкнутый с массивными воротами, на севере и западе - одно- или двурядной, в горах и болотистых местностях - разбросанной планировки. Традиционное жилище глинобитное, в горах - каменное, с 19 века белёное; на востоке под английским влиянием распространена каркасная техника фахверк, в Северной Ирландии - кирпич. Характерны соломенные крыши. Дом обычно имеет входы с 2 продольных сторон, небольшие окна - в одной из продольных стен, выходящей во двор. На юго-западе были распространены дома с центральным расположением очага, иногда овальной формы с шатровой крышей, с торцов отгораживались спальня и помещение для скота (позднее - дополнительная комната). На севере и западе преобладали дома с камином у торцовой, выходящей на улицу стены; иногда за камином с торца пристраивали парадную комнату или спальню. До 19 века были распространены камины с плетёным, обмазанным глиной навершием, кровати в стенных нишах. Столов часто не было, семья собиралась за едой у очага, еду клали на плетёный поднос на коленях, который затем вешали на стену; позднее появились пристенные складные столы. Традиционная пища - молоко (по потреблению молока ирландцы занимали 1-е место в мире), бекон, овсяная каша, овсяные и ячменные лепёшки на соде, выпекаемые на жаровне-треножнике (дрожжевой хлеб был неизвестен). С 19 века основной пищей стал картофель. На западе в пищу употребляли водоросли и моллюсков, собранных на берегу во время отлива. Основной напиток - крепкий сладкий чай, иногда с молоком; из алкогольных - пиво, виски. Традиционная одежда главным образом из шерсти. Характерна женская верхняя одежда - широкая накидка с капюшоном. Женская одежда у ирландцев островов Аран - тёмно-красная юбка с чёрными полосами по подолу, блуза и шаль. Мужчины носили вязаные свитера с характерным для каждой деревни орнаментом (по нему опознавались тела утонувших рыбаков). В 18-19 веках ирландцам стали ошибочно приписывать как «национальные» формы одежды гэльский кильт, женское зелёное платье и др. Из ремёсел развиты плетение из соломы, узорное вязание (в том числе мужские пояса), вышивка, плетение кружев на коклюшках и др.; популярен так называемый кельтский орнамент.

До 19 века сохранялись остатки клановой системы (её следы - фамилии, начинающиеся с Мак-«сын» или О’ - «внук», в прошлом указывавшие на принадлежность тому или иному клану), до 2-й половины 20 века в сельской местности - соседская взаимопомощь, патриархальная семья. Из-за нехватки земли были распространены майорат и поздние браки. В 19 веке вошли в обычай проводы эмигрантов с участием соседей (ameriсап wake - американские поминки). До 19 века бытовали традиционные свадебный и погребальный обряды. Сохраняется культ водных источников (например, так называемого источника забвения на островах Аран, к которому ходили перед отъездом в Америку). Характерен обычай собираться старикам зимними вечерами на чьей-нибудь ферме у очага. Мужчины посещают пабы. Традиционный спорт - хоккей на траве (хурлинг), гольф. Среди основных праздников - День святого Патрика (17 марта); популярен, особенно в Америке, осенний поминальный праздник Хэллоуин. По инициативе национальных культурных организаций (Гэльской лиги, Гэль Линн и др.) проводятся ежегодные фестивали (феш, множественное число фешана).

Устное творчество. Наиболее важный музыкальный инструмент в ирландской традиции - арфа кларынах (смотри Кельтская арфа; самые старые сохранившиеся образцы датируются 14 веком). Один из древнейших инструментов - лира круть (смотри Крота). Традиционный аэрофон бунь на протяжении нескольких последних веков вытеснен продольными флейтами (со свистковым устройством и без него). Ирландская волынка илян пайпс (по размеру меньше шотландской, мех приводится в действие локтем) может сопровождать пение волынщика. Скрипка в традиционной музыке ирландцев используется с 18 века, бубен бодран - с 20 века. Обычно при ансамблевой игре инструменты звучат в унисон. Пение без сопровождения считается старейшей формой музицирования и называется шан нос («старый стиль»). Большая часть сохранившейся традиционной музыки - танцевальные наигрыши в чётном метре: рил, жига и хорнпайп. Наиболее древние мелодии основаны на пентатонике. Сохраняются гэльские жанры (предания, былички и др.) и сюжеты. Чисто англоязычный жанр - лимерик. Традиционная гэльская музыкальная и танцевальная культура к 18-19 векам была во многом утрачена. Наиболее характерный музыкально-поэтический жанр позднего фольклора - баллада (сюжеты о войнах, восстаниях, гибели героев и т. п.). В городской среде бытовали так называемые уличные баллады. Характерны исторические песни (например, «Парни из Уэксфорда», «Храбрый Роберт Эммет», «Одежда зелёных» - о восстаниях 1798 и 1803), в том числе авторские, например поэта 19 века Т. Дэвиса. Лирические песни также имеют патриотическую окраску. Среди героев сказок - комический персонаж Тёмный Патрик, бродячий музыкант и сказитель Рафтери и др. В связи с возрождением национальной культуры в 20 веке вошла в обиход так называемая ирландская, или новокельтская, арфа; старинная арфа кларьшах изображена на гербе Ирландии. Распространившаяся в конце 20 - начале 21 века в Ирландии и за её пределами так называемая ирландская музыка («кельтский фолкрок») лишь отчасти связана с поздним фольклором.

Лит.: Flood W. Н. G. History of Irish music. Dublin, 1905. 3rd ed. Shannon, 1970; Гроздова И. Н., Козлов В. И. Ирландцы // Народы зарубежной Европы. М., 1965. Т. 2; О’Neill Т. Life and tradition in rural Ireland. L., 1977; Charles-Edwards Т. М. Early Irish and Welsh kinship. Oxf.; N. Y., 1993; Patterson N. Т. Cattle-Lords and clansmen: kinship and rank in early Ireland. 2nd ed. N. Y., 1994; The companion to Irish traditional music / Ed. F. Vallely. N. Y., 1999.

Т. А. Михайлова; Я. Гардзонио (устное творчество).

Каждая нация уникальна по-своему. Однако некоторые из них окружены многочисленными мифами. Классический пример - это ирландцы. Трудно их охарактеризовать какими-то стереотипами. Есть даже легендарное выражение, приписываемое Зигмунду Фрейду: «Это раса людей, по отношению к которым психоанализ не имеет смысла». Образ ирландца окружен мифами, их стоит развенчать. Национальность эта весьма интересная, но отнюдь не такая яркая, как принято считать.

Ирландцы - доброжелательные люди. Считается, что ирландцы с радостью отдадут вам последнюю рубашку. Вот только зачастую они предпочтут не делиться ею, а судиться из-за нее. Особенно часто тяжбы случаются в семьях из-за наследства. В общем, ирландцы дружелюбны, но многое зависит от того, кто вы, где вы и чем занимаетесь. Ирландию зовут «землей тысяч приветствий», но стоит только заслужить дурную репутацию и картина коренным образом изменится.

Все ирландцы религиозные. Когда наступает пора кризиса, или грозит опасность, любой ирландец, даже атеист, призовет на помощь всех святых. Но это не говорит о глубокой религиозности, скорее, это рефлекс, заложенный с рождения. Считается, что 90% граждан Ирландии - католики. Фактически же только 30% из них вообще когда-либо бывало в церкви. Они упоминают имя Господа, когда падают или получают вывих, как и многие из нас.

Ирландцы не умеют петь. Ирландия может гордиться своими певцами. Достаточно вспомнить имена Ронана Китинга, Криса де Бурга и Даниэля О"Доннела. А главный музыкальный экспортный продукт - группа U2. Однако не стоит считать, что любой ирландец сможет в любой момент запеть мятежную национальную песню. Тем не менее стоит отметить, что местные баллады могут отлично скрасить вечера. Ирландцы поют о любви, о снегопаде и нежном свете, заставляя плакать слушателей. Такая любовь к музыке - часть национального духа.

Ирландцы - непримиримые. В 1981 году в результате голодовки умер Бобби Сэндс, лидер ИРА. Это привлекло к проблеме взаимоотношений Англии и Северной Ирландии внимание всей мировой общественности. Чтобы позлить Лондон, ирландское правительство даже решило изменить название улицы, где находилось английское посольство. Бульвар Черчилля решено было переименовать в улицу Бобби Сэндса. Тогда британское посольство вынуждено было сменить свой адрес. Теперь все печатные материалы отправлялись на боковую улицу и дом. Так посольство сумело отказаться использовать имя повстанца. Да и термин «бойкот» имеет ирландское происхождение, происходя от фамилии капитана Джеймса Бойкотта. У жителей этой страны действительно присутствуют принципиальность и дух борьбы за справедливость.

Все ирландцы - рыжие с веснушками. Это распространенный стереотип, согласно которому все люди этой национальности имеют рыжие волосы. Но тут есть много природных блондинок, как и черноволосых мужчин. У ирландцев нередко можно увидеть карие или голубые глаза. В наше время страна стала многокультурной, рыжих от природы тут осталось всего 9%.

Все ирландцы драчливые. Считается, что ирландцы настолько страстные, что так и ищут повод для драки. Вот только тех, кто буйствует в общественных местах, не одобряют, а просто считают дураком. А получив подобное признание, есть риск сохранить «клеймо» на всю жизнь.

Все ирландцы - пьяницы. Крылатая фраза гласит: «Бог придумал виски, чтобы оградить весь мир от власти ирландцев». Согласно статистике, тут пьют алкоголя не больше, чем в любой другой европейской стране. Миф появился благодаря тому, что ирландцы не скрывают, какое удовольствие они получают от выпивки. В Дублине один паб приходится на сто жителей. А появляться пьяным на публике тут даже считается преступлением. Местным жителям вообще не обязательно напиваться, чтобы стать веселыми. Компания может шуметь больше из-за общения, а не из-за алкоголя.

Ирландцы - великие рассказчики и сказочники. Есть те, кто будет радовать слушателей интересными историями, а другим это не дано. Интересно, что в Ирландии родилась Аманда МакКиттрик (1869-1939). Ее английские литературные эксперты назвали худшим писателем в истории. Она издала собственную серию романов, завоевав внимание многих поклонников. Женщина верила в свой талант, несмотря на нападки критиков. Их она называла клещами с ослиной головой и крабами-коррупционерами, людьми с талантами дворника. И сегодня мы вспоминаем ее, а не ее критиков.

Все ирландцы туповаты. Англичане столетиями дразнят своих соседей-островитян, считая их туповатыми. Особенно прославился Эдмунд Спенсер, который уделял нападкам на ирландцев немало места в своих стихах. Он утверждал, что соседям далеко до куда более образованных англичан. Не стоит забывать, что именно Ирландия подарила миру Джеймса Джойса (его считают настоящим наследником Шекспира), как и других видных поэтов и писателей.

Ирландцы - злопамятные. Местные жители легко могут вспылить, но они так же быстро и отходят. Ваши былые ошибки ирландцы если и вспомнят, то в шутку. Тут принято относиться к жизни с юмором и иронизировать над собой, поэтому обижаться не стоит. Есть даже шуточный термин «Ирландский Альцгеймер». Он относится к тому, что ирландцы порой «забывают» о днях рождений своих родных, не желая их поздравлять. Но это всего лишь шутка.

Все ирландцы обожают зеленый цвет. Следуя этому утверждению, можно сказать, что испанцы - фанаты красного, а голландцы обожают оранжевый. Если ирландцы на свой главный праздник надевают все зеленое, это не говорит о всеобщем помешательстве на цвете в другое время. Есть традиции, согласно которым и на массовые мероприятия люди выбирают зеленые шарфы и шапки. На этом любовь к «национальному» цвету заканчивается. Да и с теми, на ком нет ничего зеленого, общаться все равно будут.

Ирландцы говорят на ирландском языке. Национальным языком действительно является ирландский, но он употребляется лишь в нескольких уединенных местах на западе острова. Чаще всего ирландцы говорят на английском.

Ирландцы живут в Ирландии. В самой Ирландии проживает около 4 миллионов людей этой национальности. Но по всему миру разбросаны люди с ирландскими корнями. Считается, что больше всего их в США - до 36 миллионов. Есть они в Канаде, Австралии, Аргентине и Мексике. И все эти люди весело отмечают свой национальный праздник - День Святого Патрика. А причиной великого переселения стал «Великий голод», когда люди на острове массово гибли из-за неурожая картофеля. Тогда многие бедняки решили эмигрировать в США. В настоящее время ирландцев «по крови» в мире около 80 миллионов человек.

Граф Дракула имеет ирландские корни. Удивительно, но это так. Писатель Брэм Стокер, создавший культовую книгу, в Восточной Европе вообще никогда не был. Он родился в Дублине и рос в Ирландии. Именно тут он и наслушался местных легенд о таинственных существах, упивавшихся человеческой кровью. И есть вполне конкретная история про вождя Abhartach, который, по мнению историков, и был тем самым королем вампиров.

Известная русская поэтесса Зинаида Гиппиус когда-то давно, хотя никогда не видела Ирландию, назвала ее «туманной страной с острыми скалами». Сейчас остров Ирландия, на котором, собственно, и находится Республика Ирландия, называют «Изумрудным островом», т.к. деревья и растения там зеленые практически круглый год. Однако, туристам в Ирландии будет интересна не только природа, но и многочисленные средневековые замки, а также другие достопримечательности, традиционные фестивали и местные алкогольные напитки (ирландское виски, пиво и эль).

География Ирландии

Республика Ирландия расположена на острове Ирландия, на северо-западе Европы. Эта страна имеет сухопутную границу только с Северной Ирландией, которая является частью Великобритании. Остров Ирландия омывается со всех сторон Атлантическим океаном (Кельтское море на юге, канал Св. Георгия – на юго-востоке и Ирландское море на востоке). Общая площадь этой страны – 70 273 кв. км. Самая высокая вершина Ирландии – гора Карантуилл, чья высота достигает 1041 м.

Столица

Столицей Ирландии является Дублин, население которого сейчас насчитывает около 550 тыс. человек. Историки утверждают, что кельтское поселение на месте современного Дублина существовало уже в II веке н.э.

Официальный язык Ирландии

В Ирландии два официальных языка – ирландский и английский. Однако, только 39% населения Ирландии знает ирландский язык.

Религия

Около 87% жителей Ирландии – католики, относящиеся к Римско-католической церкви.

Государственное устройство

Согласно Конституции, Ирландия – это парламентская республика, главой которой является Президент, избираемый на 7-летний срок.

Исполнительная власть принадлежит двухпалатному Парламенту – Ойряхтасу, состоящему из Сената (60 человек) и Палаты представителей (156 человек).

Основные политические партии – «Лейбористская партия», «Фине Гэл», «Фианна Файл», «Шинн Фейн», «Рабочая партия Ирландии», и «Социалистическая партия».

Климат и погода в Ирландии

На климат в Ирландии определяющее влияние оказывает Атлантический океан и теплое течение Гольфстрим. В итоге, климат в этой стране умеренный морской. Среднегодовая температура воздуха - +9,6С. Самые теплые месяцы в Ирландии – июль и август, когда средняя температура воздуха достигает +19С, а самые холодные – январь и февраль (+2С). Среднее количество осадков – 769 мм в год.

Средняя температура воздуха в Дублине:

  • январь - +4С
  • февраль - +5С
  • март - +6,5С
  • апрель - +8,5С
  • май - +11С
  • июнь - +14С
  • июль - +15С
  • август - +15С
  • сентябрь - +13С
  • октябрь - +11С
  • ноябрь - +7С
  • декабрь - +5С

Моря и океаны

Остров Ирландия омывается со всех сторон Атлантическим океаном. На юге Ирландию омывает Кельтское море, а на востоке – Ирландское море. На юго-востоке канал Св. Георгия разделяет Ирландию и Великобританию.

Реки и озера

По территории Ирландии протекает много рек. Самые большие из них – Шаннон, Барроу, Шур, Блэкуотер, Банн, Лиффи, и Слэни. Что же касается озер, то из них, прежде всего, следует назвать следующие: Лох-Дерг, Лох-Маск, Лох-Ней, и Килларни.

Отметим, что в Ирландии есть разветвленная сеть каналов, большинство из которых были построены еще более 100 лет назад.

История

Первые люди на острове Ирландия появились 8 тысяч лет назад. Затем во время неолита в Ирландию прибыли кельтские племена из Пиренейского полуострова. Распространение христианства в Ирландии связывают с именем Святого Патрика, прибывшего на этот остров примерно в середине V века.

С VIII века Ирландия подвергается столетнему нашествию викингов. В это время страна разделена на несколько графств.

В 1177 году значительную часть территории Ирландии захватывают английские войска. В середине XVI века англичане пытались навязать ирландцам протестантизм, но окончательно это сделать так и не смогли. Таким образом, до наших дней жители острова Ирландия разделены на две религиозные концессии – католики и протестанты (в республике Ирландия большинство населения – католики).

В 1801 году Ирландия вошла в состав Великобритании. Только в 1922 году, после ирландской войны за независимость, большая часть Ирландии отделилась от Великобритании, образовав Ирландское Свободное государство (но которое входило в Содружество Великобритании). Только в 1949 году Ирландия стала по-настоящему независимой. Однако, Северная Ирландия, где большинство населения – это протестанты, все еще входит в состав Великобритании.

В 1973 году Ирландию приняли в ЕС.

Культура Ирландии

Несмотря на то, что англичане на протяжении многих веков пытались включить Ирландию в состав своей империи, ирландцы все-таки сумели сохранить свое национальное самосознание, а также традиции и верования.

Самые популярные фестивали в Ирландии – фестиваль и парад во время дня Св. Патрика, Galway Oyster Festival, джазовый фестиваль в Корке, фестиваль Bloomsday, и Марафон в Дублине.

Кухня

Традиционные продукты в Ирландии – мясо (говядина, свинина, баранина), рыба (лосось, треска), морепродукты (устрицы, мидии), картошка, капуста, сыр, молочные продукты. Самое известное ирландское блюдо – это ирландское рагу, которое готовят из баранины, картошки, моркови, петрушки, лука и тмина.

Еще одно традиционное ирландское блюдо – вареный бекон с капустой. Также Ирландия знаменита своим традиционным хлебом на соде и чизкейком.

Повседневные безалкогольные напитки в Ирландии – чай и кофе (вспомните, знаменитое кофе по-ирландски, в состав которого входит виски, коричневый сахар и взбитые сливки). Что же касается алкогольных напитков, то ирландцы предпочитают виски, пиво и эль.

Достопримечательности Ирландии

Несмотря на то, что Ирландия – это маленькая страна, в ней все равно есть очень много интересных достопримечательностей. В десятку лучших из них, на наш взгляд, входят следующие:


Города и курорты

Самые большие города Ирландии – Корк, Лимерик, и, конечно же, Дублин. Самым большим из них является Дублин, в котором сейчас проживают около 550 тыс. человек. В свою очередь, население Корка составляет более 200 тыс. человек, а Лимерика – около 100 тыс. человек.

Сувениры/покупки

Туристы из Ирландии обычно привозят традиционные ирландские свитера из острова Аран (рекомендуем покупать белые аранские свитера, а не цветные), посуду из хрусталя Waterford Crystal, твидовые костюмы, льняное белье, компакт-диски с ирландской музыкой, рыболовные снасти, и, конечно же, ирландское виски.

Часы работы учреждений

Ирландцы - крупнейший кельтский народ. 4,6 млн. этнических ирландцев живут в Ирландии (имеется в виду независимое государство, а не одноименный остров), 1,8 млн. - в Северной Ирландии, которая является частью Великобритании. Около 70 миллионов человек в мире имеют ирландское происхождение, больше всего таковых в США (40 млн.), Великобритании (14 млн.), Австралии (7 млн.), Канаде (4,5 млн.), Аргентине (1 млн.).
В данном рейтинге представлены самые красивые, на мой взгляд, известные ирландские девушки и женщины из Ирландии, Великобритании и США.

15 место. Роуз Макгоуэн / Rose McGowan (род. 5 сентября 1973, Флоренция, Италия) - американская актриса, наиболее известна по роли Пейдж Мэтьюс в телесериале "Зачарованные". Её отец - ирландец, мать - .


14 место. Холли Карпентер / Holly Carpenter (род. 9 октября 1991, Дублин, Ирландия) - ирландская модель, Мисс Ирландия 2011, представляла страну на Мисс мира 2011.

13 место. Эйми Ричардсон / Aimee Richardson (род. 29 декабря 1997, Бангор, Северная Ирландия) - британская актриса, наиболее известная по роли Мирцеллы Баратеон в первых двух сезонах сериала "Игра престолов".

12 место. Ифа Уолш / Aoife Walsh - ирландская модель, Мисс Ирландия 2011, представляла страну на Мисс мира 2013. Рыжий цвет - натуральный цвет её волос.

11 место. Андреа Корр / Andrea Corr (род. 17 мая 1974, Дандолк, Ирландия) - ирландская певица, вокалистка группы The Corrs, куда также входят две её сестры (все сестры есть в этом рейтинге) и брат.

10 место. Морин О"Салливан / Maureen O"Sullivan (17 мая 1911, Бойл, Ирландия - 23 июня 1998) - ирландская актриса, сделавшая успешную карьеру в Голливуде в 1930-е годы. Особенно известна в образе Джейн в фильмах о Тарзане.

9 место. Эне Ни Вринон / Eithne Ní Bhraonáin (род. 17 мая 1961, Гуидор, Ирландия), более известная как Эния / Enya , - ирландская певица.

8 место. Маргарет О’Брайен / Margaret O"Brien (род. 15 января 1937, Сан-Диего, США) - американская актриса, известная благодаря ролям, исполненным в детском возрасте. Её отец - ирландец, мать - .

7 место. Кэтрин "Кэти" Макграт / Katherine "Katie" McGrath (род. 24 октября 1983, Эшфорд, Ирландия) - ирландская актриса, наиболее известная по роли Морганы в британском сериале "Мерлин".

6 место. Кэролайн Корр / Caroline Corr (род. 17 марта 1973, Дандолк, Ирландия) - ирландская певица, барабанщица группы The Corrs.

5 место. Шэрон Корр / Sharon Corr (род. 24 марта 1970, Дандолк, Ирландия) - ирландская певица, скрипачка группы The Corrs.

4 место. Элисон Дуди / Alison Doody род. 11 ноября 1966, Дублин) - ирландская актриса. Известна по фильмам "Индиана Джонс и последний крестовый поход" (1989), Перстень мушкетёров (1992), Копи царя Соломона (2004).

3 место. Морин О"Хара / Maureen O"Hara (17 августа 1920, Ранелаг, Ирландия - 24 октября 2015) - ирландская и американская актриса и певица.

см. также (шотландцы - еще один кельтский народ)