История музеев мира: Учебно-методическое пособие. Из истории музейного дела. Крупнейшие музеи мира Сообщение любого музея который имеет историю

Представляю вам самые известные и величайшие музеи мира. Кто будет находится поблизости с этими музеями, то обязательно загляните. Вы будете под впечатлением от увиденного.

На первом месте подобного списка однозначно будет находится Парижский Лувр.

Без сомнения, самый известный музей в мире, Лувр был средневековой крепостью и дворцом королей Франции прежде, чем стал музеем два столетия назад. Даже модернизация площади с добавлением стеклянной пирамиды в ее центре ничего не отнимает от исторического очарования Дворца Лувра. Коллекции музея, которые колеблются от рождения больших старинных цивилизаций к первой половине 19-ого столетия, среди самых выдающихся на планете. Вы найдете здесь работы самых известных художников в истории, таких как да Винчи и Рембрандт. Главной достопримечательностью Лувра является Мона Лиза Леонардо да Винчи.

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

У этого гигантского музея самая большая в мире коллекция картин. Это ошеломляющее место, освещающее историю мира от Каменного века до настоящих времен, а особенно внушительной является Золотая Комната с её удивительными драгоценными камнями. Музей Эрмитажа - наиболее посещаемый в России. Он сценически расположен вдоль области набережной в Центре Санкт-Петербурга. Это целый музейный комплекс, который включает шесть различных зданий уникального архитектурного дизайна. Без сомнения, Эмитаж - один из величайших музеев мира, выдающаяся достопримечательность Санкт-Петербурга.

Британский музей в Лондоне.

Здесь собраны миллионы произведений искусства со всех континентов. Галереи Британского музея посвящены Египту, Греции, римской цивилизации, Азии, Африке и средневековой Европе, прослеживая историю человечества и культуру. Здесь хранится мрамор Парфенона, который когда-то украшал Парфенон в Афинах. Музей привлекает шесть миллионов посетителей каждый год. Если Вы не можете добраться до египетского Музея, то можете рассмотреть самую большую и самую всестороннюю коллекцию древних египетских артефактов за пределами Каира прямо здесь. Впечатляет также новый читальный зал Британского Музея, который Вы видите на фото ниже:

Египетский музей в Каире.

В Египетском музее Каира Вы найдете самую полную коллекцию египетского искусства в мире. Среди тысяч сокровищ также известные экспонаты из гробницы Тутанхамона. В 1835 египетское правительство основало "Службу античных сокровищ Египта" в попытке остановить разграбление археологических памятников и устроить выставку собранных экспонатов. В 1900 было построено здание египетского Музея, где теперь хранится более 120,000 объектов с доисторической эры к греко-римскому периоду, включая древние скульптуры Сфинкса. Если Вы исследуете достопримечательности Египта, то не должны пропустить Египетский музей Каира.

Галерея Уффици во Флоренции

ЮНЕСКО оценивает, что 60% самых популярных художественных работ в мире находятся в Италии, а более чем половина из них расположена во Флоренции. Галерея Уффици во Флоренции поразит Вас до глубины души. Это определенно одна из самых прекрасных коллекций картин и скульптур на планете, с работами, относящимися к эпохе Возрождения, написанными такими мастерами, как да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, Караваджо и многие другие. Одной из главных достопримечательностей здесь является Рождение Венеры Ботичелли.

Музей Метрополитен в Нью-Йорке

Созданный в 1870, музей Метрополитен хранит больше чем два миллиона произведений искусства со всего мира, от древности до современных времен. Вы найдете все, от исламских и европейских картин, до коллекций оружия и брони. Хотя есть много других великих музеев в Нью-Йорке, таких как Гуггенхайм, Метрополитен является одним из самых существенных. Это действительно один из величайших музеев мира.

Государственный музей в Амстердаме

Государственный музей (Rijksmuseum) расположен поблизости от центра Амстердама. Это один из величайших музеев, который обязательно стоит посетить во время поездки в одну из самых красивых европейских столиц. Музей выходит на один из культовых водных каналов Амстердама, в то время как с противоположной стороны находится просторная панорамная площадь с зеленой живописной лужайкой. Внутри Вы можете полностью погрузиться в искусство и периоды истории Нидерландов. С коллекцией почти 1 миллиона экспонатов, это идеальное место, чтобы побаловать себя вдохновляющими шедеврами Рембрандта, Франса Халса и других голландских художников. Подробнее о нем читайте в подборке лучших музеев Амстердама.

Музей Ватикана

Внушительный Музей Ватикана содержит 22 отдельных коллекции, в пределах от этрусского и египетского искусства к картам и современному религиозному искусству. Даже если Вы не религиозны, то все равно будете впечатлены чистой красотой и великолепием купола Микеланджело и спиральных колонн Бернини. Основными ценностями здесь является обновленная Сикстинская Капелла и Комнаты Рафаэля.

Музей (от греч. museion - место, посвященное музам, храм муз) - научное и просветительное учреждение, которое осуществляет комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, естественноисторических коллекций.

Первый музей (Мусейон) возник в 3 в. до н. э. в Александрии (Египет) как собрание памятников искусства и старины. Коллекции памятников старины - оружия, драгоценностей, архивы и библиотеки собирались еще со 2-го тысячелетия до н. э. К крупнейшим относятся библиотеки храма в Ашшуре (2 в. до н. э.) и дворца в Ниневии (7 в. до н. э.), Архив иньских оракулов в Китае.

Своеобразными хранилищами такого рода были храмы, дворцы царей, их усыпальницы. Интересна небольшая археологическая коллекция, найденная при раскопках в Ниппуре - в Междуречье. Коллекционер, живший в 6 в. до н. э., держал в глиняном кувшине старинные таблички с текстами, самая древняя из которых относится к 3-му тысячелетию до н. э. После завоевания Греции римские аристократы открывали свои коллекции для посетителей. Император Август в своей вилле на о. Капри хранил собрание древнего оружия.

Начало систематического коллекционирования и создания музеев как специфических научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Наименование «музей» присвоил в 15 в. своему собранию древних рукописей и различных древностей флорентиец Л. Медичи. Период Великих географических открытий и последовавший затем период развития капитализма и образования мировых связей усилили интерес к собирательству отечественных древностей, рукописей, книг. На протяжении 17-19 вв. возникают и пополняются крупнейшие национальные и частные коллекции исторического профиля.

Так, в 1683 г. возник музей Эшмола в Оксфорде; в 1753 г. на основе ряда частных собраний в Лондоне был создан Британский музей, в 1862 г. - открыт Национальный музей древностей Франции, в 1837 г. Версальский дворец превращается в Национальный исторический музей страны. В большинстве случаев возникавшие в Западной Европе в 19 - начале 20 в. музеи состояли из археологических коллекций и художественных собраний. Значительная часть коллекций крупнейших музеев Европы (например, Британского) составлялась в период колониальных захватов путем грабежа исторических богатств других стран.

Современные исторические музеи имеют либо широкий общеисторический профиль (национальные, региональные, городские музеи), либо их профиль соответствует специальным историческим дисциплинам (археологические, этнографические музеи), самостоятельным отраслям исторической науки (военно-исторические музеи). Углубляется специализация музеев, возникают новые типы музеев в рамках отмеченных специализаций. Вместе с тем коллекции многих музеев складывались в процессе сложного исторического развития, поэтому многие из них объединяют художественные памятники: картины, скульптуры, нумизматические, археологические собрания, этнографические коллекции, рукописи, книги и т. д. Это определяет специфику крупнейших мировых собраний, таких, как Лувр, Британский музей, Метрополитен-музей, Государственные музеи Берлина, Венский художественно-исторический музей, Эрмитаж. Появляются такие новые виды исторических музеев, как музеи фирм и компаний. Пример такого музея, в котором собрана богатейшая коллекция изделий из стекла, - Корнинг музей в США.

Эрехтейон - третий храм Афинского акрополя. Его отличительные черты - асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек - кариатидами. Конец 5 в. до н. э.

Существуют специальные музеи истории горного дела (немецкий Музей горного дела в Бохуме), музыкальных инструментов (Вена, Художественно-исторический музей), музеи истории науки и технологии (Национальный технический музей в Праге, «Дворец открытий» в Париже, Национальный музей науки и техники «Леонардо да Винчи» в Милане), истории почты (Будапешт, Стокгольм), транспорта, самолетов и космических кораблей (Национальный музей Воздуха и Космоса в США), музеи и коллекции исторического профиля, посвященные какой-то одной категории памятников (Национальный музей костюма в Париже, многочисленные музеи керамики и прикладного искусства). Современные исторические музеи все больше приобретают значение научно-исследовательских центров, проводящих самостоятельные исследования, археологические, археографические, этнографические экспедиции, применяющих новейшие естественнонаучные методы. Своеобразным объединением, включающим научно-исследовательские институты и музеи различного профиля, в том числе исторические, является Смитсоновский институт в США. Примером современного исторического музея может служить входящий в него Национальный музей американской истории с отделами социальной истории и истории культуры, истории науки и технологии. Здесь хранятся документы по американской истории, коллекции керамики, стекла, костюмов, графики, тканей, музыкальных инструментов, а также национальные филателистическая и нумизматическая коллекции.

Историческими музеями являются музеи исторических памятников, включающие древние историко-архи- тектурные комплексы, такие, как акрополи античных городов, королевские замки, средневековые соборы. Помимо архитектурных сооружений, скульптуры здесь можно увидеть произведения живописи, старинные документы, различные находки, сделанные при реставрационных работах.

В большинстве стран, в том числе и у нас, в настоящее время созданы национальные музейные объединения, ассоциации, которые входят на правах национальных комитетов в Международный совет музеев (ИКОМ). В рамках ИКОМ действуют различные комитеты, объединяющие музеи по их профилю, в частности работает Комитет исторических музеев. Археологические музеи хранят и экспонируют древние и средневековые памятники материальной культуры и искусства. Собственно археологические музеи возникли лишь в 19 в. на базе частных, дворцовых или церковных собраний древностей. К крупнейшим из них относятся Национальный и Археологический музеи в Риме; Национальный музей в Неаполе, в котором хранятся находки из раскопок древних городов Помпеи и Геркуланума; Национальный археологический музей в Афинах, Национальный музей древностей Франции в Сен- Жермен-ан-Лэ, музей Эшмола в Оксфорде, Египетский музей в Каире.

Экспонаты Эрмитажа расскажут об истории, культуре, искусстве многих народов мира.

Крупные археологические собрания имеются в Лувре, Британском музее, Государственных музеях Берлина, Метрополитен-музее. В зависимости от специализации выделяют музеи греческой, римской, этрусской, галло-римской археологии (Музей Виллы Джулия в Риме, Римско-германский центральный музей в Майнце, Музей галло-римской цивилизации в Лионе, Пергамон-музей в Берлине, коллекции Лувра, Британского музея, многочисленные археологические музеи Греции, Италии, Кипра, Турции), музеи ближне- и средневосточной археологии (Музей Дамаска, Музей Ирака в Багдаде, Боде-музей в Берлине), музеи и коллекции дальневосточных древностей (Археологический музей в Хошимине, Музей восточноазиатского искусства в Берлине, Галерея искусств Фрира Смитсоновского института), музеи доисторических древностей и археологии (Венский естественно-исторический музей, Музей Шлезвиг-Гольштейна, Археологический музей Познани), средневековых древностей и археологии (Народный музей Праги, Музей Клюни), музеи американской археологии (Национальный музей в Вашингтоне).

К археологическим музеям относятся музеи-заповедники под открытым небом. Они экспонируют открываемые археологами древние города и поселения. Раскопанные архитектурные комплексы консервируются, иногда частично реставрируются. В специально построенных небольших помещениях показываются открытые археологами находки. Такие музеи особенно широко практикуются для показа античных городов. Посетители могут пройти по улицам Помпеи, побывать в тронном зале Кносского дворца на о. Крит. На окраине Будапешта создан музей-парк на месте римского города Аквинкума. Подобные музеи имеются и у нас на юге - в Анапе (древняя Горгиппия), Севастополе (Херсонес), в грузинском городе Вани. В археологическо-архитектурных музеях-заповедниках применяются новые формы знакомства публики с историческими памятниками, как, например, в древнеримском городе Аугсте в Швейцарии.

Здесь в реставрированном античном театре даются представления, а в реконструированной древней пекарне приходящие на экскурсию школьники, размалывая зерно, делая тесто и выпекая булки, узнают, как римляне выпекали хлеб. Здесь же восстановлен настоящий «римский» дом. Такое знакомство с прошлым позволяет лучше понять жизнь наших предков, способствует сохранению старинных обычаев, являющихся частью общечеловеческого наследия.

Благодаря успехам подводной археологии в последние десятилетия созданы музеи, в которых представлены древние находки, поднятые со дна озер, морей и океанов. Один из таких интереснейших музеев - Бодрум- ский музей подводной археологии в Турции. Его главный экспонат - останки корабля, затонувшего около 1200 г. до н. э. у мыса Гелидонья. Выставляются здесь и предметы, найденные на древних судах: амфоры, монеты, слитки металлов, личные вещи потерпевших кораблекрушения, в том числе ювелирные изделия. Известен своими экспонатами, в основном средневековыми и нового времени, Норвежский морской музей. Иногда создаются специальные музеи для экспонирования одного древнего корабля. Такие музеи построены в Гизе для погребальной ладьи фараона Хеопса, в гавани Марселя - для римского корабля, в Портсмуте - для корабля «Мери Роуз» эпохи Тюдоров.

Этнографические музеи хранят коллекции, характеризующие культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов. Этнографические музеи и этнопарки возникли в конце 19 в. Часть музеев чисто этнографические (музеи в Амстердаме и Стокгольме, Датский национальный музей, Музей П. Риверса). Одновременно существуют музеи, объединяющие как археологические, так и этнографические коллекции. Крупнейший музей, объединяющий антропологические, археологические и этнографические собрания, - Музей человека в Париже, основанный в 1930 г.

Большинство этнографических музеев создано в эпоху колониальной экспансии. Многие музеи такого рода, открытые в Африке и Азии, были детищами колониальной администрации; цель их состояла в том, чтобы увлечь население метрополий экзотикой колоний и оправдать свое присутствие там. Их коллекции включали самые разнообразные и совершенно не связанные друг с другом предметы (преимущественно маски, статуэтки, украшения), собранные путешественниками, миссионерами, колониальными чиновниками. В Европе крупнейшими музеями такого типа считаются Голландский колониальный музей в Гарлеме, Лейденский музей, Музей Центральной Африки в Бельгии.

В наше время с характерной тенденцией к нивелировке национальных форм быта наблюдается широкий интерес к национальным формам традиционной культуры. В связи с этим создаются новые этнографические музеи и возрастает роль этнографических материалов в экспозициях исторических, краеведческих, художественных музеев. Национальные этнографические музеи имеются практически во всех странах мира. В некоторых из них найдены интересные выставочные решения. Так, создаются трехмерные экспозиции, в которых используются подсветка, звукозапись, кинопроекция, показ слайдов; иногда для большей достоверности устроители прибегают даже к имитации запахов. Пример такого подхода - Музей Милуоки в США, Музей тропиков в Амстердаме и Институт Содружества в Лондоне.

1.3 История возникновения музеев

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев - изучение и систематизация коллекции - находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.

Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз ». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями.

Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.

Первый прототип современного музея был основан в под названием в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.

Музеи в древние века


В древней Греции также существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства.

В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.

В 15 веке (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур . Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).

Создание современных музеев


Любой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи.

Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является

Тема 7. ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

Значение топонимики для организации рекреационной деятельности

Нельзя представить даже небольшую поездку без географических назва­ний, многие из которых живут тысячелетиями. Новые поколения пользуются ими, зачастую не зная языка и смыслового значения. Туристы и экскурсанты часто задают вопрос: «А что значит название...?».

Изучая край, необходимо обращаться к топонимам, которые могут расска­зать много интересного о прошлом и настоящем изучаемой местности. Инфор­мация, извлекаемая из географических названий в зависимости от исторических и географических особенностей района различна.

1. Понятие «музееведение»

Существуют следующие подходы к музееведению:

1) музееведение - самостоятельная научная дисциплина;

2) музееведение - теория и методика музейной работы, т.е. прикладная
вспомогательная научная дисциплина;

3) музееведение - сумма методических и технических приемов музейной
деятельности.

История и историография исследуют теорию появления музеев, их функ­ционирование в различных исторических условиях, музейную политику, фор­мирование музейной сети и организацию музейного дела.

Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предме­тов, разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использова­ния музейных предметов и коллекций.

Прикладное музееведение включает три раздела:

1) Научная методика - принципы построения экспозиции, принципы хране­ния музейных фондов, принципы экскурсионной работы и т.д.

2) Техника музейной работы.

3) Организация музейного дела - менеджмент и маркетинг.

Коллекционирование уходит своими корнями в глубокую древность. На­чиная со II тысячелетия до н. э. в Междуречье писцы собирали литературные и научные тексты, написанные клинописью на глиняных табличках. Так возника­ли библиотеки, крупнейшая из которых принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу и насчитывала более 30 тыс. табличек.

Понятие «музей» ввели в культурный обиход древние греки, однако они не употребляли его по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» в буквальном переводе означает «место, посвященное музам». Эти постройки в основном представляли собой портик с жертвенником и часто рас­полагались в рощах, предгорьях, у родников. Нередко мусейоны становились местом проведения творческих состязаний поэтов. В Феспийском мусейоне раз в пять лет проходили общегреческие празднества в честь муз - Мусеи.

Святилища и храмы украшались скульптурами, посвященными богам. Произведения живописи греки хранили в «пинакотеках» (греч. pinax - картины, выполненные восковыми красками на деревянных или терракотовых дощеч­ках). Самая известная пинакотека находилась в Афинском Акрополе.



Античный мир не создал музея в привычном для нас понимании.

В средневековье религиозные и светские сокровищницы являлись храни­лищами не только драгоценностей, но и собраний предметов, обладающих ме­мориальной, исторической и художественной значимостью.

Возникновение музеев относится к эпохе Возрождения (конец XIV, начало XV вв.). В развитии коллекционирования произошли качественные изменения. Владельцы собраний стали демонстрировать свои коллекции сторонним зрите­лям. Наиболее распространенными названиями для таких помещений были «галерея» и «кабинет». В немецком языке в качестве синонима к слову «каби­нет» использовалось слово «камера».

Самым первым письменным упоминанием о применении слова «музей» к коллекции была опись имущества Лоренцо Медичи в 1492 г. Музеем стали на­зывать сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редко­сти» и «диковины». Позже музеем стали называть не только коллекцию, но и помещение, в котором она хранится.

В эпоху Просвещения музей вырастает в учреждение, открытое для широ­кой публики и его определяющим признаком становится не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. Первый английский публичный музей, созданный с научно-образовательными целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском университете и позже получили название Музей Ашмола. Его основу составили коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами.

Возникновение музеев в России связано с именем Петра I. По его распо­ряжению в 1703 I. при Московском госпитале был создан Анатомический те­атр, где изготавливались анатомические препараты и проводились вскрытия; в 1709 г. появилась Модель-камера, где были собраны материалы, посвященные кораблестроению. Датой основания первого российского музея - Кунсткамеры, принято считать 1714 г. Покупки готовых коллекций, геодезические и карто­графические экспедиции и добровольные пожертвования позволили Петру I за короткий период составить одно из богатейших музейных собраний в Европе.

В ходе XIX в. музей постепенно превращался в неотъемлемую часть жизни человека. В направлениях деятельности музеев проявились новые тенденции: сохранение национальной культуры и искусства, дифференциация - появление научных (профильных) и просветительских музеев.

Во второй половине XX в. активные поиски путей обновления и демокра­тизации традиционного музея способствовали его качественной трансформа­ции. Появились новые, более доступные для восприятия способы подачи му­зейного материала, разрабатывались инновационные программы культурно-образовательной деятельности, стало уделяться внимание особым категориям посетителей - людям с ограниченными возможностями и детям, работа с которыми требует специальных профессиональных навыков