Исторические фонари у памятника гоголю. Памятники Николаю Васильевичу Гоголю. Справка. Статуя тоже может быть несчастной

Валерий Турчин,

фото Вадима Некрасова

Памятник Гоголю - символ России

Памятник, открываемый Гоголю в Москве, овеществляет, бронзирует мысль о Гоголе, утвердившуюся в душе русского народа. Памятник выражает собою, что Гоголь призван как великий учитель, как великий наставник русского народа: ибо только людям с таким значением, Русь ставит памятники. Нет русского современного человека, частица души которого не была бы обработана и прямо сделана Гоголем. Вот его значение.

В.В.Розанов. Русь и Гоголь. 1909.

26 апреля 1909 года. Пасмурный, серенький денек. Порывы холодного ветра. Весна еще только вся в предчувствиях, и, кажется, не лето, а осень близко. При призрачном свете далекого солнца за облаками движутся толпы людей - движутся к Пречистенскому бульвару, когда тот завершается у Арбатской площади. У них цель одна: присутствовать при открытии памятника Н.В. Гоголю. Дело не только в жажде зрелищ, до которых Москва всегда охоча. Создание его - дело всенародное, задуманное давно и наконец осуществленное. Настроение в толпе праздничное, на домах развеваются флаги, многие идут с букетами цветов. Для соблюдения порядка были натянуты канаты вдоль тротуаров, около них дежурят городовые. Через них протискиваются те, кто спешит на торжественную литургию в храм Христа Спасителя.

Служит многочисленное духовенство во главе с епископом Трифоном. Хор мощно и слаженно исполняет церковные песнопения. Звуки уносятся под высокие своды, там прозвучав в последний раз. Около 12 часов присутствующие в храме длинной вереницей направляются вдоль Пречистенского бульвара к памятнику. За духовенством шли представители власти; бросались в глаза расшитые золотом мундиры, роскошные дамские туалеты, иностранные гости привлекали внимание своими мундирами, а нередко и национальными одеждами. Толпа у памятника была столь плотная, что делегации с венками с трудом протискивались среди массы людей. Вместо предполагавшихся 1500 почетных гостей у памятника оказалось более четырех тысяч человек! На них укоризненно взирали пустые трибуны. Они были сооружены для почетных гостей, однако на них никого не пускали, так как не имелось уверенности, что конструкция их совершенна и что они не рухнут из-за ошибки инженеров. Русский абсурд, так талантливо воспринимавшийся писателем, тут проявился во всей полноте, доказав, что Гоголь всегда прав…

Сам памятник укрыт брезентом и мало кто знал, каким представлен великий писатель. С эскизами знакомы были только члены жюри и городская администрация, которые прибыли к самому открытию. Некоторое время ситуация была неопределенной, что-то тревожное имелось в самой атмосфере, и в ожидании долгожданного события многие гадали, что же удалось сделать скульптору, каков «наш» Гоголь?

И вот свершилось! Городской голова дал знак, и завеса, укутавшая монумент, пала. Эффект этот оказался несколько смазан, так как хаос в толпе невольно отвлекал внимание, но все же картина впечатляла. Все замерли. Арбатская площадь вся заполнена народом, пестрели школьные знамена, под которыми выстроились учащиеся городских начальных школ. Над делегациями высились разноцветные стяги и венки, которые подняли вверх, чтобы не помялись. Детский хор исполнил «гоголевскую» кантату, начали произноситься речи, которые мало кому были слышны. Толпа гудела. Памятник всех сильно удивил. Он стоял в середине специально обустроенной площадки, окруженной железной оградой в ампирном стиле, по сторонам четыре громоздких фонаря, поставленных на спины львов. К нему вели ступени из светлого камня. Так что окружение памятника было стильным и благородным.

На высоком почти черном, на самом деле темно-темно-зеленом гранитном пьедестале, на гранитной же скамье восседал бронзовый Гоголь. В скорбной позе, укутанный в альмавиву, с поникшей вниз головой. Писатель погружен сам в себя, в свои скорбные мысли. Для него вокруг нет никого. В фигуре - вселенская скорбь, Weltschmerz . Всем почудилось что-то жуткое. Молчание воцарилось на площади и около памятника. Пугал не только скорбный лик. Страшна была и костлявая рука, просунувшаяся из-под плаща. Затем уже разгорелись споры. «Буря разноречий», как выразился один очевидец.

Сама погода в тот день соответствовала статуе на постаменте. Скрываясь в складках покрова, фигура словно хотела спрятаться от холодного ветра, не видеть этого серого неба. Весь вид бронзового писателя как бы выражал отвращение к окружающей обстановке: «не мое это, не мое!». Скульптор прекрасно передал настроения позднего Гоголя, Гоголя сжигающего вторую часть «Мертвых душ», автора «Выбранных мест из переписки с друзьями», писателя полного масонского мистицизма, боящегося и ждущего смерти. Об авторе «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Ревизора» тут вспомнить было трудно.

Современникам показалось, что скульптор сделал писателя слишком «человечным», скорее проиллюстрировав часть его биографии, чем характеризовав его полностью. Всем же (ну, не всем, конечно, но многим) хотелось увидеть Гоголя-поэта, способного сочетать и смех, и слезы. А так, «больная птица». Такое сравнение было у многих на устах. Его повторяли и в прессе. Но все, однако, при этом понимали, не соглашаясь в большинстве своем с трактовкой Андреева, что работа перед ними мастерская, не банальная, далекая от академических шаблонов.

На барельефы, которые лентою охватывают постамент чуть ниже середины, внимания никто сразу не обратил, их будут рассматривать позже, когда удастся подойти к памятнику поближе. И если они покажутся вполне удовлетворительными, то суждения о самой фигуре в основном будут отрицательными.

Так что же случилось с автором, почему возникла такая концепция монумента, которая была понята немногими? Почему постепенно шла реабилитация, если так можно сказать, этого произведения, почему ныне мы почитаем его как подлинный шедевр, а саму идею, полную трагического пафоса, воспринимаем как истинную?

Мысль о необходимости постановки памятника Гоголю в Москве возникла в 1880 году во время знаменитых Пушкинских празднеств. На одном из заседаний Общества любителей российской словесности, где присутствовали, в частности, Достоевский, Тургенев, Островский, Писемский, Аксаков и др., возникла мысль, что в продолжение «утешения великой тени поэта» надо положить начало всенародной подписки на памятник Гоголю в Москве, превратив город в пантеон русской литературы. «Гоголевский фонд» стремительно набирал средства, и был создан специальный комитет во главе с московским генерал-губернатором. Последний из них, Н.И. Гучков, довел дело до конца. Вопрос, который долго обсуждался, где быть памятнику. Назывались самые разные места, и Лубянская и Театральная площади, и Рождественский и Никитский бульвары. Тем не менее остановились на Арбатской площади, и не на ней, собственно, ибо там находилась извозчичья биржа, а на конце Пречистенского бульвара, примыкавшего к площади.

Заказ на сооружение монумента был дан скульптору А.Н. Андрееву, к тому времени уже успешно работавшему и хорошо известному по выставкам. Комитет предложил ему сделать модель, и если кто из членов комитета будет возражать, заказ будет аннулирован. Андреев с этим предложением согласился. В конце апреля 1906 года модель памятника была готова, продемонстрирована комитету и им единогласно одобрена.

Учтем, что, наряду с открытием памятника, проводился еще ряд важных мероприятий. В актовом зале Университета, созданном Д.Джилярди, разместились российские и иностранные профессора, академики, государственные мужи. В речах их давалась та или иная характеристика личности Гоголя, его наследия. На следующий день проводилось совместное заседание ученых Университета и Общества любителей российской словесности. Вечерами в Большом театре показывали «Майскую ночь» Римского-Корсакова и в Малом - «Ревизора» и «Театральный разъезд». Для избранной публики состоялся раут в городской Думе, а заключительным актом торжеств явился банкет в «Метрополе». Фельетонисты заметили две особенности в завершившемся мероприятии. Во-первых, за исключением Валерия Брюсова тут не присутствовали современные писатели и поэты, а во-вторых, вокруг памятника собирались представители всех сословий и всех политических партий и направлений. Радикалы смешивались с либералами, социалисты с черносотенцами. И у всех был «свой» Гоголь…

Нас интересует не только общественный резонанс на открытие памятника. Важно, что хотел им сказать сам мастер, его создавший, какие настроения он выразил, в чем истинный смысл его создания, значение которого раскрывается ныне все полнее и полнее. Не признанный и непонятый современниками, этот монумент уже в 1920-е годы кажется достойным и полным глубокого смысла 1 . Правда, в 1952 году по прямому указанию Сталина памятник был снят и отправлен на хранение в Музей архитектуры при Академии архитектуры СССР 2 . На его месте был открыт другой «другому» Гоголю работы скульптора Н.В. Томского и архитектора Л.Г. Голубовского. Андреевский памятник был в 1959 году установлен во дворе дома №7а по Никитскому бульвару (тогда Суворовскому). Там с 1848 года жил писатель и в 1852 году там же скончался.

Ограда и фонари остались на старом месте, а новый приют зеленоватой бронзы на темном пьедестале среди деревьев выявил какие-то новые черты в трактовке образа. Гоголь кажется здесь беззащитным, еще более уставшим от жизни. Правда, далеко не многие гости столицы и москвичи знают, где обитает «их» Гоголь. Тот же, который занял его место, кажется неким схематично исполненным истуканом, лишенным проявления всяких чувств. Если андреевского Гоголя невольно сравнивали со статуей Пушкина работы Опекушина, что на Тверском бульваре, причем не в пользу последнего, то о сравнении «двух Гоголей» и говорить не приходится, одно - ремесло, другое - искусство, причем искусство полное символики и большого, не сразу открывающегося смысла. Того смысла, который созвучен нашим дням.

Так что Андреев сумел найти образ, сущность которого все больше и больше раскрывается со временем.

Увлеченный борьбой импрессионизма и стиля модерн в 1900-х годах, Андреев понял, что радикальный выход из такой ситуации он сможет найти, обратившись к большим формам. Собственно, он поступает так же, как и знаменитый тогда Паоло Трубецкой. Его памятник Александру III был открыт в Санкт-Петербурге в том же 1909 году, что и Гоголь в Москве.

Трубецкой также вырвался из плена импрессионизма, признанным мастером которого он являлся, и создал выдающееся произведение. Характерно, что у этих двух мастеров, ушедших от эскизности и желания передавать мгновения, стремление работать с masse générale приводит к изменению стилистики. У них появляется тяга к определенной экспрессионистичности, заостренности образа, которые современники приняли за гротеск. Они новаторы, и их монументальные работы лучшее, что было создано в таком жанре в дореволюционные годы в России. Их работы - определенный ответ на ситуацию, сложившуюся к годам революции 1905–1907 годов (характерно, что замысел у двух скульпторов откристаллизовался к 1906 году). Установленные в годы так называемой реакции, они соответствовали определенным идейным исканиям в обществе, среди либералов и социалистов. Хотя заказаны были в одном случае царской семьей, в другом Комитетом на собранные «народные» средства, но с благословения высших административных кругов.

Либералы, купечество и коллекционер И.С.Остроухов были «за» памятник. Они видели в нем выражение протеста против самодержавия. Сатирик бичевал гниль и мерзость царского правления и, измученный, пал. Письмо Белинского гневно оценившего «Выбранные места из переписки с друзьями», стало в 1900-е годы широко известно, яростно обсуждалось. Трагедия гения - так трактовались последние годы жизни Гоголя. Он - жертва царизма. Новая и смелая форма произведения убеждала в том, как многое доступно крупному мастеру. Другие круги, противоположные либералам, также видели идейную подоплеку памятника, и она им решительно не нравилась. Острый взор андреевского Гоголя обращен не только в прошлое; он зрит и в настоящее. Его боль за Россию - боль и за сегодняшнее состояние страны.

Андреев был в 1900-е годы молодым мастером, правда, успешным, одаренным. По духу своему бунтарским. Так он отказался от официального заказа на памятник великому князю Сергею Александровичу. Ему хотелось выражать значительные идеи.

Андреев начал готовиться к участию в конкурсе еще в 1904 году, когда жил на Украине, делал наброски. В 1906 году он вновь поехал туда для сбора материала. Побывал в Миргороде, Яновщине, посетил сестру Гоголя, зарисовывал местные типажи. Там поразил его ярый шовинизм националистически настроенной интеллигенции, не «признающей» Гоголя. Так был дан первый толчок для размышлений о писателе гонимом, отверженном. Дальше такая трактовка увлекала Андреева все больше и больше. Он просматривал иконографию писателя (к тому времени вышел иконографический альбом Фишера), читал мемуары современников. Наконец, скульптор советуется с психиатром Баженовым, читает специальную литературу. Концепция «позднего Гоголя» стала явно ведущей, и она нашла выражение в самом памятнике.

Общей массой смотрится вся бронзовая фигура писателя. Пример статуи Оноре де Бальзака работы Огюста Родена повлиял несомненно. Там фигура французского романиста представлена задрапированной не то в халат, не то в рясу доминиканского монаха. И тут и там ценилась общая масса, слабо расчлененная, скрывающая анатомию тела. Таким образом, больше внимания может привлечь только голова, выражение лица. Оно опущено вниз для того, чтобы быть в тени. Тень сакрализирует форму, придавая ей оттенок таинственности. Тень - это иной мир, противоположный свету реального бытия. Зритель обращает внимание на «больное» выражение лика, на длинный нос, на опущенные веки, из под которых видны зоркие глаза. Те, кто знали иконографию писателя, полагали, что он тут «непохож». Однако для монумента проблема сходства отнюдь не самая главная. Важно сходство «историческое». А оно здесь есть.

Поражала и высовывающаяся рука, словно готовая схватить добычу. Мало кто знает, что для нее «позировала» рука скульптора В.Н. Домогацкого, приятеля Андреева. Жест выразительный, запоминающийся. Все в этом произведении дышит скрытой силой, затаенной энергией. Гоголь представлен больным, но сила духа его несомненна. А это главное. Человек смертен, но душа его устремлена к великому, ему одному известному. Гоголь страдает, однако страдает он по России.

И это важно, это выразил скульптор.

Гоголь исподлобья взирает вокруг, словно мучительно пытаясь понять, что же происходит. Нет ответа. И боль его навек остается с ним. Трактовка оригинальная, образ трагичен. Скорее это показ не только определенного биографического момента, ставшего главным. Перед нами символ России, мучительно искавшей и ищущей путей своего развития. Много и часто думающей об этом. Но где, собственно, ответ? Так образ писателя стал больше, значительнее самого писателя, стал образом России.

Некоторые считают, что рельефы исполнены в иной манере, чем сама статуя, и полагают, что это нехорошо. Однако это было единственное правильное решение. Символ нуждался в дополнениях, комментариях. Не слишком искушенные зрители с интересом рассматривали рельефы - своеобразные пластические иллюстрации к известным произведениям писателя. У них не имелось хулителей, все признавали рельефы совершенными. Конечно, в их трактовке сказывалось влияние театральных постановок, и, верно, для ряда типажей позировали некоторые известные московские артисты. Наконец, в рельефах отмечалась некоторая шаржированность. Тарас Бульба и его сыновья представлялись равными героям «Ревизора» и «Мертвых душ». Однако это единство стиля всех четырех рельефов казалось необходимым. А так их мастерство лепки, острота силуэтирования, само построение композиций - совершенны. Они и дают понять, чем, собственно, явился Гоголь для отечественной литературы, а шире - и для русской культуры в целом.

Фигура писателя представляет в исполнении мастера пример круглой скульптуры, секрет которой был открыт в эпоху итальянского Ренессанса, а затем и маньеризма. Смысл такой формы заключается в том, что пластика не просто «кругла», но рассчитана на осмотр со всех точек зрения с разных пунктов окружающего пространства (так говорилось в старинных трактатах). Такая форма трудна для исполнения, так как мысленно автор должен представлять себя на месте предполагаемого зрителя. И смысл тут заключается в том, что форма как бы заставляет смотрящего обходить ее вокруг, и каждый новый взгляд дает дополнение к тому, что открылось раньше. Осмотр предполагает определенное «исполнение» формы в пространстве, некую многоракурсность, то есть она как бы диктует то, как ее следует воспринимать.

Так как фигура писателя вознесена на постамент, ничто не препятствует подобному восприятию. Некогда сама фигура эффектно смотрелась на фоне неба, и эта связь с высоким пространством еще больше придавала ей энергетических сил. Казалось, что темная масса бронзы оживала. В этом кроется нечто магическое. Статуя явно предполагает ритуальное отношение к ней, поклонение. Если, как многие хотели бы, памятник вернется на «свое» место, то к нему, соответственно, вернется и былая сила, несколько приглушенная в небольшом пространстве московского дворика.

Характерно, что в память открытия в Москве монумента Гоголю Андреевым была исполнена плакетка, заказанная Комитетом. На одной ее стороне находится бюст писателя, на другой боковое изображение памятника.

В период кризиса монументального искусства такие произведения, как андреевский Гоголь, внушали надежду, что не все еще потеряно. И они стали символом надежд на великие свершения.

Гоголь из года в год понимается все сложнее и сложнее. В произведениях его видна бездна смыслов, аллюзий, символов. В дореволюционной России только единицы догадывались об этом. Теперь благодаря исследованиям маститых историков литературы и философов нам открываются глубинные слои его художественно-философской мысли. Да и андреевский памятник понимается также сложнее и многограннее.

Многое нам дала эпоха Серебряного века.

Она же оставила нам в наследство памятник Н.В.Гоголю работы скульптора А.Н.Андреева.

1 Смущавший ранее многих замысел этот кажется теперь и значительным, и убеждающим. См.: Терновец Б.Н. Русские скульпторы. М., 1924. С.35.

2 История передвигаемых памятников в России еще не написана, но могла быть поучительной. Так перемещались монументы Петра I Растрелли в Петербурге, Пушкина на Тверской в Москве, Александра III Трубецкого и др. То, что делалось на века, оказывалось игрушкой в руках политиканов.

История создания памятника

В россии, нужно признать с сожалением, всегда было мало порядка. Особенно в отношении к своим святыням. В 1909 г., Когда приближалось столетие со дня рождения Николая Васильевича гоголя, вдруг было замечено, что могила человека, почитаемого во всем мире в качестве одного из величайших гениев всех времен неухожена, а в городе нет памятника, ему посвященного.

Выдержка из газеты начала XX века: Приведение в порядок заброшенной на Даниловском кладбище в Москве могилы Гоголя ко дню празднования столетия со дня его рождения, 20 марта текущего года, взял на себя город, и в настоящее время работа эта выполнена: При производстве этих работ была обнаружена в глубине плотная масса кирпича и известки, которую был залит в свое время дубовый гроб, сохранившийся в целости и до сих пор, о чем свидетельствовали совершенно крепкие углы гроба, обнаружившиеся в тех местах, где известковая масса от времени осыпалась.

К счастью, общество и городские власти приняли это близко к сердцу. При участии различных комитетов была разработана обширная программа действий. В частности, было решено учредить гоголевскую библиотеку и поставить в городе памятник Гоголю.

Выдержка из газеты начала XX века: Московская городская дума наметила программу гоголевских торжеств по поводу предстоящего открытия памятника великому писателю, которое должно состоятся в столетнюю годовщину его рождения. Городское самоуправление постановило назвать именем Н. В. Гоголя одно высшее мужское и одно высшее женское городские училища, предполагаемые к открытию в 1908 г., десять городских школ также назвать Гоголевскими; учредить библиотеку-читальню имени Н. В. Гоголя; издать в возможно большем количестве экземпляров популярную биографию и избранные сочинения Н. В. Гоголя для бесплатного распространения в народе; организовать ряд публичных чтений и народных спектаклей; учредить несколько гоголевских стипендий в Московском университете. Для подробной разработки намеченной программы избрана комиссия из 10 лиц.

Двор дома на Никитском бульваре,
в котором провел свои последние
дни Н.В. Гоголь

Создание памятника и библиотеки с самого начала были увязаны между собой - место для памятника специально было выбрано неподалеку от дома, где провел свои последние дни Н.В. Гоголь, а сам этот дом было решено превратить в мемориальный гоголевский музей-читальню.

Выдержка из газеты начала XX века: Ко дню открытия памятника Н. В. Гоголю Московская городская управа намерена предложить Думе приобрести дом, в котором провел последние дни Н. В. Гоголь, и устроить там музей-читальню имени знаменитого писателя. Дом этот находится на Никитском бульваре и в настоящее время принадлежит граф. Шереметьевой. Всем учащимся в городских школах в день открытия памятника будут розданы бесплатно сочинения Гоголя.

Памятником занималось общество любителей российской словесности. Оно очень серьезно отнеслось к делу. Тщательно были собраны все известные портреты Гоголя.

Было проведено несколько конкурсов на памятник. В итоге работу поручили знаменитому скульптору Н.А. Андрееву.

Средства на сооружение памятника успешно собрали, памятник соорудили в срок, а тщательно запротоколированные расходы на его сооружение были опубликованы.

Выдержка из газеты начала XX века: Московская 5 классическая гимназия, здание которой находится близко к тому дому, где скончался Гоголь (на Никитском бульваре), и к тому месту, где готов к открытию его памятник (на Арбатской площади), благодаря заботам учащихся и некоторых других лиц, собрала довольно большую коллекцию, тесно связанную с именем Гоголя и устроила очень симпатичную Гоголевскую выставку.

Общество с нетерпением ожидало открытия памятника Гоголю. Наконец, при огромном стечении народа памятник был открыт на праздничной церемонии, которая длилась два дня - продолжившись в виде торжественного заседания общества любителей российской словесности. К подножию памятника были возложены многочисленные венки, включая венок от государя императора, было произнесено множество речей, прошли другие дополнительные торжества. Это было славное событие о котором был издан подробнейший отчет. По случаю открытия памятника были созданы различные памятные знаки, включая главную мемориальную медаль, которую сделал сам Андреев и которая была вручена Николаю II.

Выдержка из газеты начала XX века: В библиотеке Исторического музея в Москве окончено размещение венков, возложенных на памятник Гоголя, переданных городом в музей. Размещены только металлические венки.У кафедры библиотекаря помещен лавровый венок от Государя Императора, остальные подвешены на стены. Всех развешанных венков около 60. Кроме того, передано до 200 лент.

Памятник работы Андреева на Гоголевском бульваре

Памятник, созданный Николаем Андреевым, оказался подлинным шедевром, вдохновенным произведением большого мастера. Именно поэтому, оно не могло быть принято и понято всеми - мнения сразу разделились, начались жаркие споры. Но сейчас, по прошествии целого века, стало окончательно ясно - это лучший памятник Москвы. Такую оценку готовы ревностно отстаивать все культурные люди столицы, и, видимо, она уже никогда не изменится.


Памятник Гоголю работы Андреева
на Гоголевском бульваре

Выдержка из газеты начала XX века: Гоголь Андреева - лицо субъективное и мало говорящее сердцу русского человека: Это не Гоголь, которого мы знаем и любим:

В памятнике, в фигуре и лице есть настроение. Есть от этого внутренняя значительность. Веет от этого Гоголя какой-то жуткой загадкой! А разгадана ли вполне загадка Гоголя?..

Памятник прежде всего должен быть ясен и назидателен, а не сбивать с толку прохожего:

В Москве циркулирует слух, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н. В. Гоголю, намерена открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим.

Выдержка из газеты начала XX века: Во всей позе, в том движении, которым закутал он свою хрупкую фигуру в шинель, что-то скорбное, какая-то великая усталость сердца, с которым так сурово обошлась жизнь:

Такой Гоголь удивительно близок сегодняшнему дню, нашему веку: Можно с жутким чувством смотреть на этого медного человека, резко наклонившегося всем корпусом вниз и точно всматривавшегося в праздную толпу: С удивлением? С равнодушием? С осуждением? С чем угодно - только не с умилением, не с сочувствием, не с ласкою:

Мнение В. Порудоминского: По условиям первых конкурсов пьедестал должен был оставаться чистым. Хотя Андрееву дан был простор, он знал эти условия, понимал, что они выражают желание комитета, и пренебрег ими. "И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями:" - вот что надо было Андрееву и вот что передал он благородно, сдержанно и выразительно ("лента" темной, подернутой зеленоватой патиной бронзы красивым и нерезким "пятном" на фоне пьедестала)

Андреевский Гоголь с удивительной легкостью вписался в городскую среду и ему не мешало соседство со скульптурным аттиком работы витали, на крыше воспитательного дома, и со случайными бронзовыми львами четырех фонарей, стоявших рядом.

Памятник в Донском монастыре

Памятник мирно и благополучно простоял на Гоголевском бульваре больше половины советской эпохи и стоял бы до наших дней. Но, вдруг, лучший памятник Москвы возбудил острую неприязнь самого могущественного человека советского союза. Товарищ Сталин лично захотел уничтожить медную статую Гоголя. Слишком философическая работа Андреева не соответствовала послевоенному оптимизму вождя всех народов. Статую убрали в 1951 г., (через 42 года после всенародных торжеств по случаю ее открытия - ровно столько же прожил сам Гоголь).

От переплавки ее спас Государственный Научно-Исследовательский Музей Архитектуры, который расположился в Донском монастыре. Там памятник оказался в хорошей компании. Рядом спасались скульптуры с триумфальной арки, фрагменты храма Христа спасителя, Иверской часовни, Красных ворот, Сухаревой башни, все тот же Аттик Витали - сосед сосланного памятника. Сотрудники музея под предлогом научных исследований уберегли тысячи шедевров русского искусства, пришедшихся не ко двору советским руководителям. Да и сам монастырь спасли.

Новый памятник. Гоголю от правительства Советского Союза

Выполняя приказ вождя опять провели конкурс на памятник Гоголю. Большой борьбы не было. Участвовали только корифеи сталинского периода - Меркуров, Томский. Задача была поставлена родной коммунистической партией - Гоголь должен взирать на окружающее не с унынием, а с одобрением.

В неосуществленном проекте Меркулова Гоголь-герой больше похож на воина-освободителя Европы. На его лице - воля к победе. Такой Гоголь и под танк может броситься. Шинель на нем явно сшита по военному образцу.


Памятники Меркулова и Томского

В осуществленном памятнике фигура Гоголя излучает физическое здоровье. Это славный и бодрый парубок. На лице писателя - солнечная улыбка, он с явной радостью всматривается в окружающую Москву. На постаменте не короткая надпись "ГОГОЛЬ", как написали в 1909 г., а развернутая дарственная: "Великому русскому художнику слова: от правительства Советского Союза..."

Двор дома №7 по Никитскому бульвару

Нужно сказать, что к столетию со дня смерти великого писателя опять был обнаружен непорядок - на сей раз около его дома, имеющего для русской культуры колоссальное значение. В этом доме Гоголь провел свои последние дни, и здесь до сих пор сохранился камин, в котором писатель сжег вторую часть "Мертвых душ".

Выдержка из газеты середины XX века: В марте 1952 года исполняется сто лет со дня смерти писателя. Будет очень плохо, если дом, в котором жил Гоголь, останется в том же виде, в каком он находится сейчас. Здание не ремонтировалось несколько лет, фасад имеет неряшливый вид. Несколько слов о сквере во дворе этого дома. Он был разбит к празднованию 800-летия Москвы. В нем было много цветов. Дворик приобрел культурный вид, сюда приходили жители, чтобы полюбоваться клумбами, отдохнуть. Но на второй год всю площадь сквера вместо цветов засеяли клевером. Клевер растет плохо, запущены клумбы, нет скамеек". Вечерняя Москва, 23 июля 1951г.

Наконец, при новых, более культурных правителях ссылку памятника сочли очевидным варварством, которое нужно прекратить. Но власть не решилась вернуть памятник на его законное место. Не без остроумия был найден выход из трудного положения. Во время хрущевской "оттепели" памятник перенесли еще ближе к Гоголевскому дому - прямо в его дворовый сквер. В итоге, получилось, может быть, даже неплохо - Гоголю посвящены целых два больших памятника, расположенных очень близко друг от друга.

Памятник Гоголю работы Андреева.
Во дворе дома №7 на Никитском
(Суворовском) бульваре.
Фото М. М. Чуракова, 1967.

Так выглядел сквер в первые годы после установки памятника. Со временем деревья разрослись и скрыли его от взглядов невнимательных прохожих. Теперь только знатоки приходят сюда и приводят приезжих друзей и знакомых, чтобы полюбоваться уникальным шедевром, равного которому в городе Москве нет.

Что касается лже-Гоголя Томского, до которого можно дошагать меньше, чем за пять минут, то арбатская молодежь с иронией называет "его" место - "Площадь де Гоголя". Вообще, представьте себе, например, в Лондоне два памятника Диккенсу или Байрону на одной улице. Так что, факт этот - несомненно, гоголевский. Воистину, "как поссорился Николай Васильевич (Томский) с Николаем Андреевичем (Андреевым).

Теперь судьба лучшего памятника Москвы в руках гоголевской библиотеки. Но забота о бесценном произведении русского искусства - дело всей просвещенной общественности.

Подбор фотографий - В.Л. Нечаев.

Текст и комментарии - Е.М. Грибкова, Г.Д. Ситенко, О.И. Струкова

На Руси всегда было модно и престижно воевать со всевозможными истуканами. Князь Владимир, учреждая христианство, утопил в Днепре немало перунов, а нынче его украинские потомки повсеместно валят беззащитного Владимира Ильича.

«С баб-ягами никчемушная борьба»

В Российской Федерации внезапно обеспокоились монументом Гоголю. Памятник времен Советской власти на бывшем Пречистенском (нынче Гоголевском) бульваре в марте 2014 года было решено демонтировать, а на его место вернуть старый, работы Н. Андреева, который был возведен тут изначально, еще в 1909 году.

Единства мнений в обществе по этому поводу нет. Одна часть граждан считает, что лучше оставить все как есть, другая жаждет «восстановить историческую справедливость», не желая считаться ни с соображениями целесообразности, ни с реалиями окружающей жизни (все-таки на данный момент в России есть проблемы и поважней). Кто-то, возможно, и не прочь был бы, но его останавливают чисто экономические мотивы: специалисты говорят, что носиться с подобными сооружениями туда-сюда - удовольствие не из дешевых.

Следом за Пушкиным

Тот самый памятник Гоголю в Москве, который сейчас собираются вернуть на место, прогрессивная общественность решила возвести еще в августе 1880 года. В этом году открыли монумент Александру Сергеевичу Пушкину на Публика облилась слезами восторга и умиления, и тут же нашлись энтузиасты, желающие отдать должное и Николаю Васильевичу Гоголю. Памятник планировали открыть к пятидесятой годовщине со дня смерти - в 1902 году, но не успели. Несмотря на то, что практически сразу была объявлена подписка для сбора средств, дело надолго затихло.

Обвинения в жадности и медлительности, звучащие из уст некоторых деятелей (М. Кураева, в частности), вряд ли заслуженны: на памятник Александру Сергеевичу собрали быстрее (всем известная фигура классика появилась через двадцать лет после начала подписки), но и для Николая Васильевича не то чтобы поскупились.

Не успели к годовщине, постарайтесь к юбилею

Знаменитый российский промышленник Демидов пообещал меди «сколько потребуется» и еще дал пять тысяч рублей. Были и другие меценаты. К 1890 году созрели для создания специального комитета по возведению памятника, но он не особенно торопился, пока в 1893-м сам император не велел ему «ускориться».

Подействовало не так чтобы сразу, но члены почтенного собрания наконец провели ряд совещаний и определили человека, к которому нужно было «обращаться по вопросам сооружения памятника». Занятно, что звали его А. Н. Нос. Просто мистификация какая-то.

Кое-как, со скрипом, провели конкурс на лучшую работу, но ни один из представленных эскизов не впечатлил комиссию. Становилось ясно, что надо пошевеливаться: неумолимо приближался 1909 год - сто лет со дня рождения исполнялось Николаю Васильевичу Гоголю. Памятник, не поспевший к годовщине смерти, оказался бы очень кстати.

Сомнительный скульптор, сомнительный проект

До сих пор неизвестно, какие кулуарные переговоры предшествовали утверждению проекта Н. Андреева, но за него проголосовали единогласно (по условиям, озвученным комитетом, один-единственный голос против накладывал вето на принятие эскиза). Возможно, решение и вправду было вынужденным: времени-то почти не оставалось. Так, с горем пополам, начались строительные работы, широко освещавшиеся прессой и вызывавшие оживленное обсуждение среди москвичей.

Незадолго до открытия известный критик Сергей Яблоновский назвал памятник символом «страшным и кошмарным» и выразил мнение, что «его многие не захотят». Как в воду глядел!

Многообещающее открытие монумента

Открывать памятник Гоголю в Москве планировали с большой помпой, хотя и тут не обошлось без обычного (приходится констатировать) головотяпства: специально возведенные трибуны оказались хлипкими, от греха подальше использовать их запретили. Потому на фотографиях с открытия можно увидеть впечатляющую давку у подножия только что открытого памятника, а рядом - пустые «зрительные ряды». Начало не сулило ничего хорошего…

Эмоции, вызванные монументом, сразу же резко разделились. Многие решили (Репин, к примеру), что перед ними - значительное но довольно обширная аудитория сочла памятник самым настоящим плевком в вечность.

Согбенный Гоголь

Скульптура изображала человека, полностью закутанного в плащ, с низко опущенной головой. Согбенный, нелепо свалившийся на одну сторону, Гоголь сидел в кресле и являл собой воплощенную мировую скорбь, а его знаменитый чуть не касался колен. Четырехгранный пьедестал обрамляла медная полоса - барельеф на ней изображал героев известных произведений писателя. Они критики не вызвали. Зато сама фигура классика!

Посыпались эпиграммы образца: «Андреев сделал Гоголя из "Носа" и "Шинели"»; «Гоголь, сгорбившись, сидит, Пушкин гоголем стоит».

Посетившая открытие жена Льва Николаевича Андреевна, нашла памятник «отвратительным» (так в личном дневнике и написала). Довольно занятно, что ее великому супругу, великому памятник понравился.

Весь мир насилья мы разрушим…

В таком вот диапазоне и пребывали многочисленные отзывы. Тем не менее менять сидячий памятник Гоголю никто не собирался, и стоял бы он в начале Гоголевского бульвара, вполне возможно, по сей день, если бы в семнадцатом году прошлого века к власти не пришло «племя молодое, незнакомое» и не принялось вершить судьбы страны (и монументов) по-новому.

Памятник Гоголю на продержался после революции тридцать пять лет и все это время подвергался нападкам, становившимся день ото дня все более злобными. Причина была: согласно некоторым источникам, согбенная фигура литературного классика действовала на нервы самому Иосифу Виссарионовичу, вынужденному регулярно сочувствовать скособоченному Гоголю: памятник находился аккурат по дороге на дачу в Кунцево, где обосновался всесильный советский генсек.

Война с медным писателем

Тысячи подхалимов, желая потрафить любимому вождю, не скупились на «пинки» творению Н. Андреева. Известный советский скульптор Вера Мухина (автор знаменитых «Рабочего и колхозницы») обвиняла памятник в несоответствии окружающей действительности. Дескать, когда-то была у Гоголя причина грустить - от ужасов царизма и прочего произвола, а теперь-то чего печалиться, когда в стране жить стало «и лучше, и веселей»?

Поначалу демонтировать сидячий памятник Гоголю в Москве не планировали - предполагалось просто соорудить еще один, на другом конце площади. Кто стукнул кулаком по столу, неизвестно, но в 1952 году, к 100-й годовщине со дня смерти писателя, в Москве открыли новый монумент, разительно отличавшийся от прежнего.

Все-таки к годовщине!

История с утверждением проекта опять была какой-то темной: победителем конкурса стал обласканный властью (обладатель пяти скульптор Томский, который позже сам признавался, что памятник Гоголю на Гоголевском бульваре его авторства откровенно плох. Оправдывался спешкой: дескать, не успел сделать более качественно, поскольку надо было уложиться по срокам - к сотой годовщине смерти писателя.

После презентации итогов годичной работы опять разразилось что-то вроде скандала. Увидев новоявленный памятник Н. В. Гоголю, общественность была поражена (и шокирована). Теперь автор пышного монумента с чудовищной самодовольной надписью «От советского правительства» (над которой не устают потешаться уже более полувека) ударился в другую крайность: на смену больному, удрученному классику явился этакий жизнерадостный «учитель танцев» - улыбающийся, в коротенькой легкомысленной пелеринке. Некоторые сочли «шедевр» карикатурой, а народная поэзия снова взметнулась колкими эпиграммами.

Статуя тоже может быть несчастной

Монумент работы Андреева демонтировали еще в 1951 году, чтобы на освободившемся месте построить новый, стоячий памятник Гоголю (который воплощал бы победу искусства над темной действительностью).

Поначалу «не в тему печального» медного Николая Васильевича хотели даже казнить (отправить в переплавку), но сотрудники Московского архитектурного музея каким-то чудом произведение искусства спасли. В конце концов обошлось недолгой ссылкой. До 1959 года разобранный монумент хранился в филиале музея, размещавшемся в бывшем Донском монастыре: тут нашли пристанище многие неугодные советскому строю изваяния: мраморные фигуры с фасадов разрушенных московских храмов, например.

В 1959 году "печального" писателя вернули в Москву и установили около дома, в котором он прожил последние годы своей жизни (особняк принадлежал графу А. Толстому). Горожане говорят, что с определенных точек на Никитском бульваре можно увидеть сидячий и стоячий памятник Гоголю одновременно. Сейчас, когда к работе Томского привыкли, в сооружении 1952 года видят и достоинства, признавая, к примеру, что оно лучше вписывается в современный облик площади.

Несмотря на то, что идея с уничтожением памятников советской эпохи многим не нравится, сейчас над "веселым" Николаем Васильевичем нависла угроза. В то же время специалисты утверждают, что попытка возвращения исторического монумента на прежнее место чревата непредвиденными осложнениями: сооружение достаточно старое, при транспортировке можно его повредить - лучше уж оставить все как есть. Все-таки невозможно спорить с тем, что два памятника Гоголю - лучше, чем ни одного.

Н. В. Гоголь - один из самых мистических российских писателей. Его произведения любят взрослые и дети. Интересная творческая личность умеет завораживать не только своими рассказами. Глядя на памятник писателю, невозможно оторваться. А где же его можно увидеть? Памятников Гоголю всего 11 в мире. В этой статье мы расскажем о каждом из них.

Первый памятник в Москве

Николай Андреевич Андреев - один из известных скульпторов XX века. Именно он сделал первый памятник Гоголю в Москве. Эта одна из самых выдающихся скульптур. После открытия (1909 г.) памятник получил много отрицательных отзывов.

Граждане не привыкли видеть сидячие фигуры, тем более изготовленные в стиле реализма. Все ожидали лицезреть фигуру писателя в полный рост, торжественно возвышающуюся над бульваром. Памятник Гоголю не оправдал ожиданий. Н. А. Андреев отошел от стандартного академизма, проявил фантазию и инициативу. В его скульптуре русский писатель изображен в момент душевных мук. Гоголь прилег на камень и раздумывает о чем-то или о чем-то сильно сожалеет. Но, несмотря на жесткую критику, москвичи вскоре привыкли к новому памятнику. И в конце года Н. А. Андреев читал не критические отзывы, а положительные рецензии на свою работу.

Вторая попытка установки монумента

Памятника Гоголю на Арбатской площади скульптора Н. А. Андреева простоял недолго. И. В. Сталину не нравился монумент, он считал его слишком пессимистичным, того же мнения придерживалась и В. Мухина. Поэтому в 1950 г. был объявлен конкурс на изготовление нового памятника. Выиграл в нем скульптор Николай Васильевич Томский. Его видение писателя правительству нравилось больше.

Монумент, открытый в 1951 году, был выполнен в полный рост в торжественной позе. Никакой детальной проработки не было и в помине. Критика горожан опять была жестокой. За 50 лет они так привыкли к скорбящей фигуре писателя, которая поражала всех портретным сходством, что к новому памятнику Гоголю на Арбатской отнеслись плохо. Хотя правительство и вынесло благодарность скульптору, но сам Н. В. Томский считает эту скульптуру одной из самых неудачных своих работ.

В Нежине

В 1881 г. был открыт первый в мире памятник Гоголю. Изготовил его известный скульптор Санкт-Петербурга П. П. Забелло. Почему первый памятник был установлен именно в городе Нежин? Именно здесь свое образование получил русский писатель. Интересным фактом является и то, что скульптор П. П. Забелло вырос в городе Нежин.

Памятник писателю выполнен в виде бюста. Гоголь склонил голову и смотрит на всех проходящих как бы свысока, с полуулыбкой на губах.

Одет писатель в плащ. Именно с этим предметом гардероба была связана интересная задумка скульптора. П. П. Забелло выложил складки плаща в виде своего профиля. Но чтобы найти своеобразный автограф автора придется постараться.

В Санкт-Петербурге

В Северной столице нашей родины памятник Гоголю находится на Малой Конюшенной улице. Скульптура была выполнена М. В. Беловым, молодым дарованием. Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре имеет некоторое сходство со скульптурой писателя в Москве. Но в отличие от работы Томского, Белов проработал фигуру Н. В. Гоголя очень детально. Скульптура представляет собой писателя в полный рост. Он над чем-то задумался, сложил руки на груди и склонил голову.

Удивительно, но инициатива открытия памятника принадлежит не администрации города, а меценатам. Их имена написаны на обратной стороне постамента. Бронзовая фигура писателя хорошо гармонирует с окружающим пространством. Памятник был обнесен железной решеткой, и в таком же стиле были выполнены фонари, которые освещают фигуру писателя ночью.

В Волгограде

Памятник Гоголю в этом городе был открыт в 1910 г. Он до сих пор хорошо сохранился, хотя его и повредили события революции и мировых войн. Памятник Гоголю считается одним из первых, установленных в Волгограде. Его скульптором является И. Ф. Тавбия. Средства на монумент были собраны горожанами, которые хотели таким образом почтить память великого русского писателя. Сегодня бюст Гоголя стоит на современном постаменте, но сам внешний вид памятника оставляет желать лучшего.

Лицо и одежда писателя в подтеках от окислившегося металла, а также черты лица немного деформированы от пуль. Сегодня посмотреть на бюст Гоголя можно в Комсомольском саду.

В Киеве

Интересный памятник Гоголю был установлен в столице Украины. Скульптура не совсем стандартна. Она, конечно, не сравнится с первым памятником Гоголю на Арбатской площади в Москве, но все же стоит учесть, что ее воздвигли задолго до столичного монумента. Автором памятника Гоголя в Киеве является Александр Скобликов. Его идея изобразить поясной скульптурный портрет оригинальна тем, что плащ писателя красиво ниспадает с постамента.

Правая рука Гоголя удерживает книгу, а левая - полы плаща. Руки скрещены между собой, а взгляд устремлен вдаль. Складывается впечатление, что писатель кого-то ждет или всматривается в проходящих людей.

В Киеве расположены еще два памятника, которые непосредственно связаны с Гоголем. Один из них - памятник Редкой птице. Это необычное создание возвышается рядом с мостом Патона. В одном из произведений Н. В. Гоголя было сказано, что «редкая птица долетит до середины Днепра». Но скульптор Алексей Владимиров решил, что одна все же долетит, и администрация города согласилась. Также в Киеве расположен памятник Носу. По своей форме он очень напоминает нос Гоголя. Расположена скульптура на улице Десятинной.

В Риме

Памятник Гоголю в Москве на Гоголевском бульваре не может сравниться с той скульптурой, которая воздвигнута в честь писателя в Риме. В 2002 году в столице Италии был открыт новый памятник. Что Н. В. Гоголя связывает с Римом? Русский писатель в совершенстве владел итальянским языком, и именно в столице Италии была написана значительная часть произведения «Мертвые души». По признанию Гоголя, именно вдалеке от родины он мог писать о ней честно и без прикрас. Это неудивительно, ведь ностальгия по России толкает людей на переосмысление своих жизненных ценностей. Сегодня творчество Н. В. Гоголя пользуется большим спросом у итальянцев. Многие произведения русского писателя переведены на итальянский язык.

Скульптором памятника Гоголя в Риме стал Зураб Церетели. Изваяние выполнено в академическом стиле. Писатель изображен без прикрас, он сидит на скамье, а в руках держит собственную голову с улыбающейся гримасой.

В Харькове

Бюст великого писателя был сделан скульптором Б. В. Эдуардсом. Бюст Гоголя установили в 1909 г. В одной руке писатель держит свои заметки, а в другой руке -перо. Он крепко прижимает к груди эти драгоценные для него вещи. Взгляд Гоголя устремлен на зрителя.

Во время Великой Отечественной войны бюст пострадал. Пуля пробила плечо и руку, тем самым деформировав скульптуру. Но в процессе реставрации эти дефекты убирать не стали, так как они являются частью истории города. Полюбоваться скульптурой можно на площади Поэзии.

В Днепропетровске

Памятник Гоголю просто не могли не установить в этом украинском городе. Ведь знаменитый русский писатель родился и вырос именно на Украине. Этот период его жизни находит отражение во многих произведениях. Н. В. Гоголь чтил и помнил украинскую культуру и традиции.

Бюст писателю в Днепропетровске был установлен в 1959 году. Скульптором этого памятника является А. В. Сытник. Памятники Гоголю к середине XX в. украшали уже многие российские и украинские города. Странно, что памятник в Днепропетровске не выделяется ни своим размахом, ни оригинальностью. Н. В. Гоголь изображен в академическом стиле. Лицо писателя и его одежда хорошо детализированы. Посмотреть на бюст великого русского писателя можно на пересечении улицы Гоголя и проспекта Карла-Маркса.

В Калуге

Несмотря на то, что памятник Гоголю в Калуге был открыт совсем недавно, в 2014 году, он пользуется большим интересом как со стороны жителей города, так и туристов. До недавних пор на месте бронзовой скульптуры стоял небольшой обелиск. Современный памятник имеет большой размах - 2,5 м. Автором монумента является московский скульптор Александр Смирнов. Место для установки было выбрано неслучайно. Ведь именно здесь, в парке Циолковского когда-то жил и работал русский писатель. Близкие друзья Гоголя собирались у него дома и слушали отрывки из второго тома произведения «Мертвые души», которые, к сожалению, у нас возможности прочесть нет.

Интересный факт о памятнике: инициатором его установки стал актер местного театра Валерий Золотухин. Он настолько проникся творчеством писателя, когда играл в его пьесе «Ревизор», что уговорил администрацию всерьез заняться вопросом об установке монумента. И он добился своего. Администрация города не только открыла памятник, но и устроила в этот день праздничный концерт. Играл духовой оркестр, гуляли разряженные дамы и кавалеры в костюмах, сшитых по моде XIX в.

Скульптура, установленная в Калуге, изображает писателя за работой. Гоголь стоит в раздумьях рядом с конторкой.

На ней разложены сочинения, а также здесь присутствуют перо и чернильница. Монумент изображает Николая Васильевича в момент раздумий. Писатель стоит, немного сгорбившись, взгляд направлен в землю. Интересно, что А. Смирнов решил изображать Гоголя не в привычном для писателя плаще, а в шлафроке.

В Полтаве

Скульптор Л. Позен создал памятник Гоголю в 1915 году. Но на постамент на улице Гоголя писатель сел только в 1934 году. Почему произошла такая задержка? Первое, что помешало монтажу - это Гражданская война. Потом невозможно было разместить памятник в связи с начавшейся Первой мировой войной. Но даже после ее окончания правительство было против установки скульптуры. Дело в том, что Н. В. Гоголь был дворянином, а большевики считали ненужным воздвижение памятников, любым образом напоминающим людям о царской власти. Несмотря на все неурядицы, монумент был поставлен на свое нынешнее место в 1934 году.

Л. Позен создал скульптуру в сидячей позе. Одна нога писателя выдвинута вперед, а другая подтянута под себя. Поза явно расслабленная. Именно так человек сидит, когда он о чем-то сильно задумался. Писатель, видимо, размышляет о только что прочитанной книге, ведь именно она находится у него в руках.

Будущие памятников

На сегодняшний день памятников Н. В. Гоголю установлено 11 штук. Но это без учета мемориальных досок, которые расположены в различных городах. В память о великом русском писателе было открыто много музеев, которые просто необходимо посетить всем почитателям русской классики.

Ежегодно правительство тратит довольно крупные суммы на строительство дорог. Проводится реставрация муниципальных зданий, но вот памятники на реставрацию почему-то отправляются редко. Администрации городов имеют разное мнение о том, как нужно поддерживать скульптуры в надлежащем виде. Поэтому одни монументы на данный момент выглядят превосходно, а другие, к сожалению, оставляют желать лучшего. Несомненно, радует тот факт, что с каждым годом в России становится все больше меценатов, которые поддерживают искусство. Поэтому будем надеяться, что памятники Гоголю и другим выдающимся деятелям культуры и искусства не будут терять свой презентабельный вид, и их своевременно будут реставрировать.

: в августе по инициативе Общества любителей российской словесности была открыта подписка для сбора средств. Близко знавший Н. В. Гоголя Иван Аксаков вспоминал об этом :

Мысль о памятнике Гоголю мы оба имели с Тургеневым и намеревались заявить об этом в конце заседания, но один петербургский литератор, Потехин , которому она тоже пришла в голову и который приготовил для этого целую речь, упросил нас уступить ему эту честь…

Одним из первых жертвователей был промышленник и меценат П. П. Демидов , внёсший 5000 рублей и пообещавший поставить меди столько, сколько будет нужно для изготовления монумента .

К концу 1890 года капитал достиг 52 тысяч рублей, и Общество любителей российской словесности постановило образовать Комитет по сооружению в Москве памятника Н. В. Гоголю. На первом заседании Комитета, состоявшемся 6 апреля 1896 года, был рассмотрен вопрос о выборе места для постановки памятника в Москве. Рассматривались Арбатская, Лубянская и Театральная площади, Страстной и Рождественский бульвары; предпочтение было отдано Арбатской площади - там, где она примыкала к Пречистенскому бульвару . К этому времени набралась сумма около 70 тысяч рублей и Комитет счёл её достаточной, чтобы приступить к сооружению памятника. На этом же заседании была разработана и объявлена программа конкурса на лучший проект памятника. Условия были выдвинуты следующие:

Из представленных 14 февраля 1902 года на очередном заседании Комитета 46 проектов было отобрано четыре проекта (Р. Р. Баха , С. М. Волнухина , П. П. Забелло и В. В. Шервуда), но ни одна из них не была рекомендована для сооружения памятника.

На первом же заседании Комитета под председательством нового городского головы Н. И. Гучкова 13 февраля 1906 года , по предложению И. С. Остроухова составление проекта было поручено скульптору Н. А. Андрееву ; Остроухову было известно удачное решение Андреевым образа Гоголя - бюст писателя был поставлен на станции Миргород на средства Киево-Воронежской железной дороги. К участию в работе в качестве экспертов были приглашены архитектор Ф. О. Шехтель (который разработал пьедестал памятника и окружающее оформление ), художник В. А. Серов и артист Малого театра А. Ленский . Комитет поставил условие: если хотя бы один из членов комитета выскажет возражения против представленной модели, заказ скульптору будет аннулирован. Уже 28 апреля 1906 года проект был выставлен для обозрения членами Комитета в саду остроуховского дома в Трубниковском переулке . Комитет единогласно одобрил представленный проект , даже «страшно не доверявший Андрееву» Серов на вопрос Остроухова ответил: «Очень, очень хорошо, не ожидал!» Для Николая Андреевича Андреева этот заказ стал дебютом в монументальной скульптуре, в которой он впоследствии много и плодотворно работал .

Закладка памятника состоялась 27 мая 1907 года. Торжественное открытие - 26 апреля 1909 года при чрезвычайно большом скоплении публики и было приурочено к столетию со дня рождения писателя. Гоголевский юбилей в 1909 году в Москве отмечался с большим размахом и принял масштабы общенационального праздника: только программа мероприятий, непосредственно связанных с открытием памятника, занимала три дня .

На своём первоначальном месте, Пречистенском бульваре, памятник простоял 42 года. В 1951 году его перенесли на территорию Донского монастыря, а в 1959 году памятник установили во дворе бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Н. В. Гоголь провёл последние четыре года жизни .

Художественные особенности

Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Перед зрителем предстаёт писатель, глубоко погружённый в скорбные размышления. Скульптор подчеркнул его подавленное состояние согбенной позой, опущенной линией плеч, наклоном головы, складками плаща, который почти полностью скрывает как бы озябшее тело .

Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами превосходной работы, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора» , «Шинели» , «Тараса Бульбы» , «Мёртвых душ» и других. Барельефы, наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез с воплощённым образом самого писателя .

В этом памятнике определились новаторские находки, интересные в художественном отношении, в плане техники исполнения и проработки пластических форм. Но наиболее радикальным явлением для монументального искусства того времени стала сама идея «скорбящего» Гоголя. Эта идея вызвала множество споров сразу же после открытия памятника.

  • Барельефы, обрамляющие пьедестал памятника
  • Сохранились многочисленные воспоминания современников, отражающие реакцию на памятник. В одном из них говорится :

    Памятник Гоголю «всесторонне» обругать нельзя, ибо он талантлив. Сделан, правда, не специалистом по монументальной части, а потому хорош с одной-двух сторон, как живое изображение, красив по некоторым декоративным линиям, по матерьялу, с которого сработан, но никуда не годен по идее - Гоголь на нем не изображён здоровым, полным творческих сил автором «Мертвых душ», «Тараса Бульбы» и друг., а изображён он умирающим, в смертельной тоске отрешающимся от всего им содеянного. И тут нет для Андреева пощады. Он, конечно, виновен, тем ли, что он «сын своего времени», или тем, что недостаточно умён, не знаю… Что же касается того, подражал ли он Родену или нет, то это меня не занимает, может, подражал, а может, и нет. Техника его самая самоновейшая.
    Трактовка сюжета была для того времени новаторской, и памятник встретил весьма неблагосклонный приём у широкой публики. Фигуру, закутанную в плащ, сравнивали с летучей мышью, с вороной, словом, насмешкам не было конца. Отдельные голоса критиковали местоположение памятника и доказывали, что если бы тыл скульптуры был защищён каким-нибудь зданием, впечатление было бы иным. Художественность украшающих цоколь барельефов, изображающих гоголевские персонажи, никем не оспаривалась, но лишь немногие тонкие ценители считали, что это, быть может, не совсем удачное произведение Андреева в целом значительно превосходит остальные бездарные московские памятники, цепь которых завершилась в 1912 году опекушинским памятником Александру III .
    …Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упрёком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия, - готовый бросить в печь свои творения <…> Это - болезнь, этого конца не надо было изображать <…> Памятник хорош и не хорош; очень хорош и очень не хорош.

    Критик Сергей Яблоновский предугадал реакцию общественного мнения (и в некоторой степени дальнейшее развитие событий) в своей статье, опубликованной в газете «Новое русское слово » за месяц до открытия памятника :

    И в других многочисленных публикациях в прессе того времени мнения также были крайне разноречивы, с преобладанием негативных оценок. Отмечалось, что «Гоголь господина Андреева - лицо субъективное и мало говорящее сердцу русского человека… Это не Гоголь, которого мы знаем и любим…»; «Больше всего недовольны тем, что невеличественно. Так, статуэтка какая-то! Во всяком случае не монумент. Захудалый тут Гоголь»; «Многое кажется односторонним, многое спорно, но во всяком случае нельзя бросить упрёка в банальности и мёртвенном академизме . Разве этого мало?» ; «Во всей позе, в том движении, которым закутал он свою хрупкую фигуру в шинель, что-то скорбное, какая-то великая усталость сердца, с которым так сурово обошлась жизнь» и т. п. Журнал «Зодчий» был на стороне скульптора: «Произведение Андреева не лишено идеи и своеобразной прелести… Нельзя не признать, что это вещь не банальная, не шаблонная, совершенно в духе нашего времени, в духе молодой русской скульптуры.»

    Памятник вызывал сочувствие в либеральной среде и неудовольствие в консервативных и монархически настроенных кругах общества. В монументе в то время, в наэлектризованной политической атмосфере предреволюционных лет, легко читался определённый вызов, упрёк самодержавию за «трагедию погубленного гения». Говорили, что якобы графиня П. С. Уварова , возглавлявшая Московское археологическое общество , готова заплатить 12 тысяч тому, кто избавит Москву от памятника . «Петербургская газета» 16 мая 1909 года сообщала: «Ходят слухи, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н. В. Гоголю в Москве, намерены открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим» .

    Дальнейшая судьба памятника

    Памятник, вызвавший столько споров в предреволюционной России, после Октябрьской революции некоторое время казался новым властям вполне уместным благодаря политизированному контексту в образе Гоголя как «жертвы царизма» (в 1924 году его включили в «Список зданий, памятников, имеющих историко-художественное значение по Москве и Московской губернии» ). Однако это продолжалось недолго. Трагедийный монумент на одной из центральных площадей социалистической Москвы уже в середине 1930-х годов вызывал нарекания: газета «Правда» писала, что памятник искажает «образ великого писателя, трактуя его как пессимиста и мистика».

    Было принято решение заменить памятник Гоголю; первый конкурс на новое изваяние Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР объявил в 1936 году . Однако до Великой Отечественной войны затею не осуществили .

    Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре

    Победа Николая Томского в конкурсе не была случайной. В 1951 году он исполнил мраморный бюст Н. В. Гоголя (ныне - в Третьяковской галерее), за который годом позже был удостоен Сталинской премии (пятой по счёту в карьере скульптора). Увеличенная копия этого бюста (также в мраморе) была установлена на могиле Гоголя; тот же бюст послужил отправной точкой для создания проекта бронзового памятника писателю в полный рост.

    Однако невозможно утверждать, что судьба прежнего памятника была окончательно предрешена ещё до начала 1950-х годов. Известен проект памятника Гоголю, разработанный С. Д. Меркуровым и датированный 1945 годом, который готовился не на замену андреевскому памятнику, а для установки напротив него - через площадь - на Никитском бульваре, возле бывшей усадьбы графа А. П. Толстого. (Именно с этим проектом Меркуров позднее участвовал в конкурсах). Вероятно, во второй половине 1940-х ещё не было окончательного решения о замене одного памятника другим и прорабатывался вариант установки нового памятника на новом месте.

    А московский поэт и литературный критик Лев Озеров откликнулся таким четверостишьем:

    Плывёт бульвар с Арбатом в паре,

    Дворы пустынны в декабре.

    Весёлый Гоголь - на бульваре,

    Печальный Гоголь - во дворе.

    Незримая всевластная рука истории переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый памятник, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный птичий нос в воротник бронзовой шинели - почти весь потонув в этой шинели, - с Арбатской площади во двор особняка, где по преданию сумасшедший писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя - во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, не то водевильный артист, не то столоначальник, лишённый всякой индивидуальности и поэзии.

    Пьедестал нового памятника украсило развёрнутое посвящение: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». (Такое же посвящение появилось и на могиле писателя). На счёт этой надписи писатель и москвовед Пётр Паламарчук иронизировал, что памятником «Советскому правительству от Николая Васильевича Гоголя» стал бы нос (имея в виду коллизию из гоголевской повести «Нос»).

    Сам Николай Томский, выступая на съезде Союза художников в 1957 году , невысоко оценивал свою работу:

    Несмотря на очевидные художественные изъяны, за монументом Томского позднее стали признавать некоторые достоинства, скорее архитектурного и градостроительного плана. Район Арбатской площади , площади Арбатские Ворота и прилегающих улиц в 1940-е - 1960-е подвергся существенной реконструкции. Изменилась этажность некоторых домов на прилегающих улицах, для расширения площадей снесли ряд построек, возник монолит Генерального штаба , занявший квартал между Знаменкой и Воздвиженкой , и Новый Арбат с многоэтажной застройкой, тоннель, связавший Гоголевский и Никитский бульвары. Тем не менее благодаря выраженной вертикали и чёткому силуэту монумент неплохо визуально воспринимается в довольно «жёстком» архитектурном окружении, не теряется на открытых пространствах.

    Вскоре после открытия памятника его копия была установлена в вестибюле московской школы № 59 (бывш. Медведниковской гимназии). Ученики этой школы выиграли Всесоюзный конкурс творческих работ, посвященных творчеству Гоголя, за что учебному заведению 9 февраля 1952 года было присвоено имя писателя.

    Предложения об очередном переносе памятников

    Накануне 200-летнего юбилея Н. В. Гоголя, отмечавшегося в 2009 году , предложение по возвращению памятника на первоначальное место зазвучало с новой силой. Группа российских деятелей культуры во главе с нобелевским лауреатом академиком Виталием Гинзбургом обратились с этой инициативой к спикеру Государственной думы Б. В. Грызлову ; обращение, которое подписали «50 известных человек» (в том числе - директор Третьяковской галереи Валентин Родионов , представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой , художник Илья Глазунов , кинорежиссёр Эльдар Рязанов , артисты Валентин Гафт , Инна Чурикова , Василий Лановой , Леонид Куравлев , Сергей Безруков , руководители московских театров Марк Захаров и Юрий Соломин , писатели Андрей Битов , Владимир Войнович , Михаил Жванецкий) получило широкое освещение в СМИ. Между тем в целесообразности очередного перемещения выразили сомнения эксперты-реставраторы и архитекторы. Реставратор Савва Ямщиков приводил веские доводы против этой затеи: разительные перемены, произошедшие на месте первоначальной установки памятника Андреева (архитектурная среда приобрела явно диссонирующий с его стилем вид), чрезвычайную дорогивизну переноса, явную опасность утраты или повреждения обоих памятников.