Исчезновение Дмитрия Медведева: последние новости. Медведев будет снят с должности к середине апреля

Правительство все больше похоже на старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют за неимением нового

Публикация данных социологических опросов, которые свидетельствуют о желании большинства граждан России сменить правительство, едва ли могут удивить. Правительство в России всегда было малопопулярно. Что касается последних лет, то временами негативные эмоции населения целенаправленно отвлекали на правительство и лично Дмитрия Медведвева, так что ничего удивительного в его низких рейтингах нет.

В чем же оригинальна нынешняя ситуация?

Оригинальность в неуправляемости происходящего. Правительство Медведева так очевидно непопулярно, что хорошо бы его уже сменить, и это ставит Владимира Путина в неловкое положение: уволить правительство — значит поддаться давлению, не увольнять — значит солидаризироваться с ним, усиливая тем самым недоверие и к себе лично. И то и другое неприятно и чревато проблемами в будущем. Тем не менее, пока Медведев сохраняет свой пост и, возможно, эта ситуация изменится еще не скоро.

Правительство Медведева

Правительство Медведева было непопулярно еще до президентских выборов и одно из ожиданий даже вполне лояльной части населения от них заключалось в смене правительства. Но по внутриаппаратным или личным причинам Путин решил оставить Медведева и после выборов, что, как кажется, и изменило всю ситуацию.

Несколько лет граждан России приучали к мысли, что все хорошее — от президента, а все плохое —от правительства, в котором «засели либералы».И вдруг после выборов Путин переназначает Медведева и почти весь кабинет, демонстрируя свое доверие к структуре и персоналиям, которые у населения не вызывают никакого доверия и не пользуются никакой популярностью.

Вполне возможно, что в Кремле даже и не задумались, насколько сильно это было «против шерсти», против общественных настроений. Впрочем, чему удивляться, если Силуанов публично признается, что не думал, насколько сложным окажется обсуждение «пенсионной реформы»? Похоже, за годы сверхпопулярности Путина и российской власти в его лице, чиновники окончательно перестали обращать внимание на такие мелочи, как общественные ожидания и запросы.

Повышение пенсионного возраста, называемое в официозных кругах «пенсионной реформой» — это важнейший этап в отношениях власти и общества за последние годы и его истинное значение мы поймем позже. Казалось бы, вот зачем Путину было нужно сохранять после своего переизбрания это непопулярное правительство: чтоб обвинить его в непопулярной реформе и наконец отправить в отставку, вызвав этим хоть какой-то подъем энтузиазма и добрых ожиданий у россиян. И вроде бы к этому дело и шло: всё лето партии думской оппозиции дружно ругали правительство и обещали избирателям, что президент не допустит повышения пенсионного возраста, разберется и накажет тех, кто осмелился так обидеть народ.

Но развязка была действительно неожиданной: второй раз меньше чем за год Путин вышел из-за кулис и фактически взял на себя ответственность за все происходящее, поддержав Белый дом. Естественно, единение с непопулярным кабинетом министров в итоге отразилось на рейтингах президента: популярный в среде радикальных критиков власти тезис о том, что разницы между президентом и правительством нет и это одна компания, стал распространяться в значительно более широких кругах, усиливаемый обидой за очевидное предательство — для того ли миллионы людей, добровольно ли или принудительно, пришли в марте на избирательные участки и поддержали Путина, чтоб он потом с ними так поступил?

Вынужденная несменяемость

Почему Путин не может просто взять и отправить в отставку правительство Медведева?

На самом деле, причин тому очень много, но все они лежат за пределами публичной политики.

Начать надо с того, что по понятиям нашей элиты ни Медведева ни других министров нельзя просто так взять и уволить. Это рядового человека в любой момент можно так или иначе, но выставить на мороз в чем мать родила и ничуть не беспокоиться, как он дальше будет жить. Не так с чиновниками: их всех надо пристроить, причем — на хорошие должности.

Особенно сложно пристроить куда-то заслуженного соратника и бывшего президента Медведева. Под него сначала надо сконструировать значимый и солидный пост и только потом убирать его с правительства. Министрам и вице-премьерам тоже надо что-то предложить, а все популярные «кормушки» уже распределены между нужными людьми и организовать хотя бы десять престижных и доходных синекур не так-то просто.

Но гораздо острее стоит другой вопрос: кого назначить вместо?

После отставки Касьянова и до премьерства самого Путина Россия знала только один тип премьеров — технический. После возвращения Путина, уже седьмой год, что, кстати, дольше чем все годы премьерства Фрадкова и Зубкова, Россия неизменно живет при непопулярном премьере Медведеве. То есть, меняя правительство, Путину надо создать совершенно новую конфигурацию власти.

Технический глава правительства сейчас Путину совершенно не выгоден — при незаметном премьере за все плохое отвечает президент и никто больше. Сейчас бы Путину пригодился авторитетный и широко известный политик, который бы воспринимался как самостоятельная фигура, из которого потом можно было бы сделать отличного «мальчика для битья». Но, во-первых, где? Относительно известны среди населения в правительстве только Сергей Лавров и Сергей Шойгу, но ни один из них не выглядит специалистом по экономике и социальным делам, да и популярность их локализована в среде ура-патриотической общественности.

Предположим, назначение премьером Шойгу или Лаврова даже и вызовет короткий всплеск энтузиазма и ожиданий перемен, но с учетом непростых социально-экономических условий можно ожидать скорого и глубокого падения популярности нового кабинета. В итоге последние популярные фигуры в окружении Путина исчезнут и он останется один на один со всеми проблемами внутренней и внешней политики.

Во-вторых, кто бы ни был новым премьер-министром, его назначение и формирование кабинета предполагает сложнейшую систему гармонизации интересов различных групп в окружении президента. С учетом сложных взаимоотношению между кланами во власти, этот процесс может оказаться не только длительным и тяжелым, но даже и разрушительным для всей властной вертикали.

В-третьих, премьер-министр с зачатками личной популярности может оказаться слишком амбициозным и в решающий момент предпочесть спасать свою репутацию и свои перспективы, а не подставлять плечо президенту. Это, как кажется, главные препятствия на пути Сергея Собянина к высокому посту. Кроме того, в его случае возникает вопрос, кому оставить Москву. Учитывая значение столицы в жизни России, от ответа на него слишком многое зависит, а с кандидатурами у власти плохо. Достаточно посмотреть, какого тусклого чиновника ведут на пост главы Санкт-Петербурга, чтоб оценить масштаб кадрового голода внутри системы.

Отложенная жертва

Самый простой способ для президента не множить проблемы — тянуть время и ничего не менять, что собственно и происходит. Несмотря на то, что разница между президентом и правительством все менее различима, правительство все-таки берет на себя некоторое количество негатива, который в иной ситуации обрушился бы прямо на президента. Правительство сегодня — это старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют потому, что нового нет, а наличие хоть такого фильтра лучше, чем его отсутствие.

Сейчас-то, задним числом, понятно, почему радикальные перемены в правительстве не последовали сразу после выборов: после повышения пенсионного возраста любой кабинет и любой премьер были бы столь же непопулярными, и к началу 2019 года запрос на перемены был бы таким же острым, какой он и есть сейчас.

Возможно, снова и снова оставляя Медведева на высокой должности, Путин просто имеет в виду, что впереди гораздо более серьезные испытания для населения и его отношения к власти. Повышение пенсионного возраста — это далеко не последний неприятный сюрприз. В таком случае логично тянуть время и воспользоваться услугами верного Медведева по полной программе — чтоб он взял на себя по максимуму и ушел в отставку тогда, когда ситуация будет совсем уж напряженной.

Крайний шаг

Отставка правительства в нынешней ситуации — это крайний шаг, который можно делать один раз за много лет. Это ранний Путин на фоне роста своего рейтинга мог позволить себе роскошь иметь технических премьеров и менять одного на другого по мере надобности. Теряющий популярность Путин вынужден относиться к смене правительства с преувеличенной осторожностью: если сделать всё не вовремя и не угадать с кадрами, то вместо передышки он может получить совсем иное — еще более сильное обрушение собственного рейтинга на фоне разочарования людей от нового правительства, и от премьера, и от самой ситуации кадровой чехарды.

Но даже если удастся угодить людям с новым премьером, трудно представить ситуацию, при которой экономика России вдруг пошла бы на поправку и людей охватил оптимизм. В условиях нарастания социально-экономических трудностей даже самый популярный деятель путинского окружения в считанные месяцы может оказаться еще более токсичным премьером, чем Медведев.

В отличие от первых президентских сроков, смена правительства сейчас или в обозримом будущем — это предвестие больших перемен на всех уровнях, даже если сделано все будет в попытке сохранить стабильность. За много лет фигурирования в верхних строчках табели о рангах Медведев все-таки стал одной из системообразующих фигур нынешнего режима. Поэтому его нельзя заменить безболезненно для президента, притом что и менять-то, как уже говорилось, особо не на кого: кроме бывших и действующих охранников и постаревших друзей молодости в резерве у Путина никого не осталось.

Реальная или предполагаемая отставка Дмитрия Медведева в 2018 неоднократно оказывалась в центре внимания СМИ, последние новости по этой теме на сегодня связаны с продолжительным отсутствием российского премьера на публичных мероприятиях. Действительно ли глава правительства оставил свой пост?

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и Президент Владимир Путин

Исчезновение премьер-министра

Премьер-министр не появляется на публике и на телеэкранах с 14 августа. В этот день он встречался с Андреем Травниковым, временно исполняющим обязанности губернатора Новосибирской области. И это последнее на сегодняшний день публичное мероприятие, в котором премьер принял личное участие.


Премьер-министр Дмитрий Медведев

Его исчезновение на столь длительный срок породило предположения об отставке второго лица в государстве. Самая логичная и безобидная версия о том, что Дмитрий Анатольевич находится в отпуске, не подтвердилась.

Есть данные, что его рабочий график на период с 14 по 24 августа достаточно плотный, и в нем присутствовали важные мероприятия, встречи, которые пришлось отменить.

Так, без участия премьера прошло последнее заседание Совета Безопасности, проведенное Президентом 22 августа. В Сочи встретились постоянные члены этого органа, министры и руководители структур, имеющих непосредственное отношение к вопросам государственной безопасности. Премьер-министра, вопреки обыкновению, среди них не было, в обсуждении текущей социально-экономической обстановки, состояния российско-американских отношений и ситуации в Сирии он участия не принимал.


Дмитрий Медведев

Это интересно. Одним из последних «выходов в люди» Медведева был официальный визит на Камчатку, в ходе которого он провел заседание региональной комиссии и посетил пляж с черным вулканическим песком.

Банка с песком, по которому якобы ходил премьер-министр, была выставлена одним из жителей Петропавловска-Камчатского на интернет-аукцион за 100 тыс. рублей.

Короткая майская отставка

Тема отставки действующего премьера и его правительства поднимается не в первый раз. Сообщение о том, что Путин отправил Медведева в отставку, появившееся на одном из новостных интернет-порталов 1 апреля 2018, вызывало сомнение из-за даты публикации. Тем не менее, многие читатели вовсе не восприняли его, как шутку, а ответили комментариями в стиле «давно пора!».

А Вам импонирует политическая деятельность Дмитрия Медведева?


Активный политический деятель Дмитрий Медведев

Следует отметить, что требующие отставки Дмитрия Медведева петиции появляются в сети уже давно, их создают разные пользователи, адресуют Президенту, Конституционному суду, Федеральному собранию, объявляют сбор подписей:

  • петиция Александра Ли создана 2 года назад, собрала почти 300 тыс. подписей, после чего сбор был закрыт;
  • Евгений Клейменов создал петицию 4 месяца назад, сбор подписей продолжается, пока собрано всего 111;
  • 4 недели назад появилась очередная петиция, созданная Георгием Федоровым и вызвавшая более заметную реакцию, ее уже подписало почти 16 тыс. человек.

Возможно, еще в апреле премьер решил прислушаться к гласу народа, возможно, избранный на новый срок Президент, действительно, выразил свое недовольство деятельностью Кабмина. Но первоапрельская шутка оказалась пророческой: 11 апреля, выступая в Думе с отчетом о работе правительства, Медведев заявил о своем намерении подать в отставку после инаугурации Президента. Кстати, тот отчет послужил поводом для очередной волны недовольства и претензий к главе действующего правительства: слишком многое в нем не соответствовало действительности.

7 мая отставка Медведева была принята, но Президент тут же предложил ему возглавить новый состав правительства. Уже на следующий день его кандидатура была поставлена на голосование в Думе, и 374 депутата высказались в поддержку продления полномочий премьер-министра. Против выступали представители коммунистов и «Справедливой России», но их голоса решающей роли не сыграли. Таким образом, Дмитрий Медведев снова стал главой правительства, а его отставка продлилась всего 1 день. И вот с недавнего времени возможная отставка Дмитрия Медведева снова муссируется в СМИ. Правда или нет, что премьер сложил свои полномочия? И чем же объясняется его непривычно длительное отсутствие на экранах?


Дмитрий Медвеедв с супругой

Секрет раскрыт

Справедливости ради следует заметить, что премьер-министр вовсе не прекратил работу, просто временно воздерживается от участия в публичных мероприятиях. Он продолжает рассылать официальные телеграммы, появляются новые посты от его имени в сети Facebook. За последнее время Медведев от имени российского правительства:

  • поздравил с юбилеем оперную певицу Бэлу Руденко;
  • выразил соболезнования в связи со смертью Кофи Аннана;
  • поздравил возглавившего Кабмин Беларуси Сергея Румаса с этим назначением.

А 23 августа пресс-служба опровергла слухи об отставке главы правительства, объяснив временное снижение его активности полученной спортивной травмой. Дмитрий Медведев, действительно, увлекается бадминтоном, возможно, именно во время одной из тренировок и была получена травма, которая сейчас не позволяет ему проводить публичные мероприятия и принимать в них участие.


Дмитрий Медведев на официальных встречах

Впрочем, есть и другая версия событий. Популярность правительства резко снизилась после принятия пенсионной реформы. В частности, экономист-аналитик Михаил Хазин заявил, что после этой реформы и девальвации рубля правительство Медведева доживает последние дни.

Есть данные, что в ближайшее время Владимир Путин планирует объявить о смягчении закона о пенсиях, выступить в роли «доброго царя», который исправляет промахи «плохого министра».

И слухи об отставке Дмитрия Медведева в 2018, которые подогревают последние новости, сегодня как нельзя более кстати. Они подготавливают почву для выступления Президента. А пока пресс-служба обещает, что уже 27 августа глава правительства вернется к выполнению своих обязанностей в полном объеме.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев может уйти в отставку уже в мае. Об этом говорится в опубликованном докладе группы экспертов «Минченко консалтинг», посвященном повестке президентской кампании Владимира Путина.

Эксперты отмечают три даты, когда наиболее возможен уход Медведева с поста премьера, однако май 2017 года, по их мнению, является наиболее оптимальным вариантом. Если это произойдет, то правительство возглавит Алексей Кудрин.

Вторая возможность появится в августе-сентябре — перед началом нового финансового года и формированием нового бюджета. Последняя возможность поменять премьера у Путина будет в январе 2018 года, в первый месяц официальной президентской кампании. Кроме Кудрина, эксперты называют кандидатами в премьеры зампреда правительства Юрия Трутнева и мэра Москвы Сергея Собянина.

В докладе отмечается, что если отставка не произойдет в указанные сроки, значит Медведев сохранит пост премьер-министра. Аналитики подчеркивают, что с 2004 года президент неизменно отправлял правительство в отставку накануне выборов.

Вопрос отставки Медведева напрямую зависит от того образа, в котором Владимир Путин задумает предстать перед российским избирателем, добавляют эксперты. Они указывают два наиболее оптимальных из них. Для имиджа Правитель-Мудрец наилучшим оппонентом на выборах называется лидер ЛДПР Владимир Жириновский в образе Борца-Бунтаря. Для предвыборной кампании под лозунгом Правителя-Учителя в оппоненты будут выбраны молодые политики, выросшие в эпоху Путина.

В избирательной кампании Путина эксперты видят риски, их они насчитали девять. Это в том числе возраст президента, которому на момент выборов будет 65 лет, ухудшение экономической и социальной ситуации в стране, обострение конфликтов в ближайшем окружении Путина, рост влияния интернета на общественное мнение и отсутствие заинтересованности у электората действующего президента (зачем голосовать, если Путин и так победит?).

В последнее время усилились слухи о грядущей отставке председателя правительства Дмитрия Медведева. На прошлой неделе Владимир Путин заявил , что «Дмитрия Анатольевича не уберегли» и он болен гриппом. Так президент объяснил отсутствие Медведева на заседании правительства 14 марта. Позже премьер-министр пропустил заседание Совета безопасности РФ. В кулуарах появились предположения, что Медведев не заболел, а его временно «убрали» после скандального фильма-расследования «Он вам не Димон» Алексея Навального.

В минувший четверг, 23 марта, Медведев на встрече с представителями малого и среднего бизнеса в области автоперевозок в ответ на поздравления с выздоровлением заявил, что не болел. «Да я и не болел», — ответил премьер, чем заставил вновь заговорить о существующем противостоянии между Путиным и Медведевым.

2 февраля Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального опубликовал расследование про недвижимость премьер-министра Дмитрия Медведева. В публикации утверждается, что глава российского правительства владеет участками земли в элитных районах, распоряжается яхтами, квартирами в старинных особняках, агрокомплексами и винодельнями в России и за рубежом.

В ближайшее воскресенье, 26 марта, в городах по всей стране пройдут акции протеста под лозунгом «Он нам не Димон» с требованием провести официальное расследование по обнаруженным фактам и призывом Медведева уйти в отставку.

«В этой жизни за все поступки, которые совершил, нужно отвечать - такова неумолимая логика истории». Это не покаяние Д. Медведева. Это фигура речи, которую он использовал пять лет назад в своем первом выступлении в Госдуме в роли премьера: как бы шутка - будучи президентом, придумал ежегодный отчет правительства в парламенте, но не думал, что будет сам его представлять.

Правительству Д. Медведева осталось работать не больше семи месяцев. Если его досрочно не отправят в отставку, то после президентских выборов оно обязано сложить полномочия. В любом случае итогового самоотчета о работе высшего исполнительного органа государственной власти мы, скорее всего, не дождемся. Конституцией он не предусмотрен, а его работодатель сам всё знает.


По социологическим замерам, правительство не пользуются абсолютным доверием. Статистике верят больше. До 100 процентов граждан. По данным Росстата.

Субъективные оценки есть у каждого гражданина. У нас на глазах функции исполнительной власти очень часто вынужден исполнять лично президент, передавая, например, главам регионов обращения граждан, поступившие на прямую линию. Напомним - их более 2,5 миллиона. А почему не федеральному правительству, раз у нас в стране система исполнительной власти вертикальная, - вопрос риторический.
Ну, а если Д. Медведев вновь возглавит правительство? Вероятно, у него сохранится особенность постоянно рассказывать, в каких непростых условиях приходится работать: всё, что делается - впервые в истории, объективно вынужденно, но единственно верно.
Если писать учебник новейшей истории страны по Медведеву, на основе его оценок, то ближе всего к авторскому оригиналу будут выдержки из официальных ежегодных конституционных отчетов правительства Государственной думе.

Выступая с правительственным отчетом в Госдуме в апреле 2014 года, то есть через два года после старта начальствования, премьер, видимо, так и не выйдя из роли президента, привычно «открыл» депутатам и народу глаза на нестабильность мировой экономики, на недружественность политики ведущих стран, на собственные структурные ограничения. Но тут же «воодушевил»: политика правительства - это продуманная и выстроенная система действий, поэтому мы не будем метаться из стороны в сторону и пытаться придумывать некие новые принципы развития нашей экономики. А санкционные последствия будут минимизированы. Нынешняя ситуация для государства - это хорошая возможность повысить эффективность нашей деятельности, создать новую основу национальной экономики, которая базируется на собственном производстве. Специфика же России экономики не касается. Она проявляется только в национальном самосознании, в ценностных ориентирах, но законы экономики остаются общими (запомним это - А. М.), поэтому будем без истерик продолжать следовать выбранной экономической стратегии.

Прошло всего двенадцать месяцев, но Д. Медведев уже не вспоминает при очередном правительственном отчете в Госдуме в 2015 году свои прежние слова:
а) о хорошей возможности повысить эффективность работы;
б) о создании новой основы экономики с опорой на собственные силы.

О том, как и каким образом он и правительство реализовали эти возможности, что придумали в отношении новой основы экономики. Как реализовали идеи типа чучхе.

Напротив, нагнетает ситуацию. «Впервые за всю историю России после распада Советского Союза, а в чем-то и вообще за всю историю России XX века, и в советский, и в постсоветский период, наша страна оказалась под воздействием сразу двух внешних шоков - резкого падения цен на нефть и беспрецедентно жесткого санкционного давления». Санкционный ущерб России приблизился к 25 млрд евро, это полтора процента ВВП, а в 2015 году он может увеличиться в несколько раз.

И тут же, буквально, через пару абзацев - оптимистичное самоопровержение: в 2009 году мы испытали гораздо более серьезные проблемы. И предупредил: дальше может быть и хуже, - но не пояснил, хуже чего. Главное - в новой реальности всем нужно будет научиться работать.

Прошел еще один год. 2016 год. Опять отчет перед депутатами. Чему научились?

Нет ответа. Опять риторика о беспрецедентной ситуации для истории, о жестком шоке для нашей экономики. Но уже апелляция к мировому опыту: «К такому стремительному снижению стоимости экспорта быстро не может приспособиться ни одна экономика». И главное - плохая предсказуемость глобальных рынков, которые теперь всё больше подчиняются политическим законам, а не законам экономики (вспомнили? - А. М.).

Наконец, апрель 2017 года. Вновь ежегодный отчет правительства в Госдуме.

Премьера не узнать. Он уже на коне: «Мы по-новому осознали возможности». И бравада: хотя нас и санкциями продолжали давить, и нефть была дешевой - мы вступили в конкурентную борьбу за лидерство на внутреннем и внешнем рынке. И наша экономика развивается.

Аргументы? Пожалуйста. Два крупнейших рейтинговых агентства «большой тройки», я имею в виду Fitch и Moody"s, за последние полгода изменили прогнозы экономики России с негативного на стабильный, а еще одно - S&P - подняло его до позитивного, и уже к концу года Россия может вновь вернуться в категорию стран с инвестиционным рейтингом.
Далее.
Каждый из
своих отчетов премьер предваряет статистикой правительственного законотворчества, ежегодно измеряющегося сотнями законопроектов. Как будто достраивает законодательную кирпичную стену, и надо успеть доложить еще пару сотен километров.
В последний раз он похвастался проектами, «которые призваны повысить качество судебной экспертизы, борьбы с кибератаками, снизить число пробок, сделать движение безопасным, а также один из очень важных законопроектов - «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве…».

Еще Д. Медведев очень любит «украшать» концовку своих отчетов.

Цитирует П. Столыпина: «Страны, которым наносились сильные удары, показывали живучесть только тогда, когда брались с большой энергией и охотой за дело своего обновления», С. Муромцева: «Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало сил для того, чтобы вынести его на своих плечах на благо избравшего нас народа, на благо Родины», вновь П. Столыпина: «В деле защиты России мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания одного исторического высшего права нашей страны - быть сильной».

Но самое интересное заключается в том, что премьеру так понравилось изречение Суворова, что захотелось обязательно процитировать его, даже и переврав при этом. По его словам, Александр Васильевич сказал: «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет, мы, жители России, всё одолеем». Точная же цитата - «Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. Мы русские, мы всё одолеем» (Суворов А.В. Письма / Изд. подгот. В.С. Лопатин; отв. ред. В.А. Самсонов. М.: Наука, 1986).

«Мне всё можно».

А теперь - по существу.

Хотел того премьер или нет, но оценку его правительству по стечению обстоятельств дали многие его современники и сотоварищи в своих интервью и публикациях в СМИ.

В Никитском клубе основной докладчик по теме 25-летия рыночных реформ в России - О. Вьюгин, председатель совета директоров «МДМ-банка», авторитетно утверждал, что замедление экономического роста началось не в 2014 году, как утверждал Д. Медведев, а шло весь 2012 год от квартала к кварталу. Примерно со второй половины 2013 года инвестиции в основные активы расти перестали, то есть до шока 2014 года. Шок просто усугубил уже начавшееся нарастание проблем российской экономики.

В 2014-2016 гг. правительство не включило механизмы наращивания и стимулирования экспорта, поскольку внутренние затраты, по сравнению с конкурентами за рубежом, существенно сократились. Если экспорт наращивается, это дает возможность преодолеть ограничения по внутреннему спросу и поддержать инвестиции.

Не был использован и вариант поддержки спроса посредством фискального стимулирования - то, что Россия делала в 2008-2009 гг., используя резервные фонды.

Третий неиспользованный способ - дерегулирование предпринимательской деятельности и мобилизация притока частного капитала. Более того, власти почему-то выдвинули лозунг импортозамещения, то есть, по сути, призвали создавать то, что уже умеют и лучше делают в мире, но в рамках замкнутой российской экономики.

В. Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт», член Высшего совета партии «Единая Россия» (а теперь - Секретарь Общественной палаты России) на другом форуме по одноименной теме заявил, что существует очень серьезный разрыв между тем, что делается на уровне федеральной власти, и тем, что происходит в регионах. Во многих субъектах наблюдается положительная динамика в экономике, в том числе в сельском хозяйстве, однако позитивный рост не отражается на федеральном уровне, потому что к принятию решений подпускают определенную узкую группу лиц. Это проблема элит, проблема отсутствия коммуникации.

Т. Голикова, председатель Счетной палаты России, на парламентских слушаниях в Госдуме на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» мягко, корректно, но для понимающих - вынесла приговор вскоре уходящему в отставку правительству: «Постоянное расширение состава используемых программно-целевых инструментов (федеральные и ведомственные программы, госпрограммы, приоритетные проекты) повышает риски параллельного осуществления мероприятий по близким целям, ограничивает возможности концентрации ресурсного обеспечения на наиболее приоритетных сферах».

И проиллюстрировала это примером из сферы образования. По приоритетному проекту предстоит создать 47 тыс. ученических мест, по госпрограмме - 98 тысяч, а по самостоятельной программе по созданию мест в школах - более 680 тыс. мест (в своем отчете премьер сообщил, что сохраняется намерение к 2025 году создать 6,5 млн ученических мест. Но в ходе ответов на вопросы был вынужден сообщить, что и в этом году больше, чем на 170 тыс. мест, не выйдут).

Т. Голикова напомнила, что правительственная декларация о перезагрузке госпрограмм так и осталась декларацией.

По мнению А. Кудрина, президентские майские указы - главное, за что ответственно правительство и что реально касается благосостояния граждан и социально-экономического развития страны, - выполнены только наполовину, хотя выпущены они были в мае 2012 года.

По точному выражению профессора А. Мельвиля, профессия политика - в отличие от политического аналитика - по определению требует умения жестко устанавливать цели и средства их достижения. Мышление профессионального политика, как правило, векторное и линейное: ресурсы и воля мобилизуются для достижения поставленного плана, разумеется, с учетом наличных и возможных препятствий и противодействий.

Для оценки часто используется и так называемый квадрат Наполеона. Дарования настоящего полководца тот сравнивал с квадратом, в котором основание - воля, высота - ум. Квадрат будет квадратом только при условии, если основание равно высоте.

Д. Медведев: «На заседании правительства мы утвердили основные параметры федерального бюджета (на 2018 год - А.М.). Теперь переходим к более детальному бюджетному планированию. Есть целый ряд предложений от министерств, от регионов, есть своя позиция у наших коллег из Государственной думы и Совета Федерации, поэтому нужно найти согласованные, взвешенные решения, исходя из наших реальных финансовых возможностей».

Как же это возможно? Зачем эта демагогическая демократия? Не нужен даже квадрат Наполеона, действуй по закону!

Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» устанавливает, что высший исполнительный орган государственной власти в сфере экономики «прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики».

Формально федеральный прогноз социально-экономического развития есть, но, судя по всему, он уже устарел. Есть Основные направления деятельности правительства на период до 2018 года в их новой редакции, утвержденной правительством РФ 14 мая 2015 г. Но там лишь однажды используется выражение «приоритетные отрасли экономики»: «В целях повышения доступности кредитных ресурсов для организаций, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики, продолжится поддержка банковской системы Российской Федерации».

Какие отрасли экономики были и есть в приоритете?

В 2015 году в число приоритетных отраслей экономики вошли сельское хозяйство, обрабатывающие производства, химическое производство, машиностроительный комплекс, жилищное строительство, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды и других ресурсов.

В 2016 г. фокусом для господдержки, по словам А. Дворковича, стала автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность и строительство.

На 2017 год, как писала газета «Коммерсантъ», со слов нового министра экономразвития М. Орешкина, пришлась выработка новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад, так как в антикризисных планах на 2015 и 2016 годы деньги направлялись в основном на помощь растущим отраслям. И министр назвал эти отрасли - автопром, транспортное машиностроение, сельское хозяйство и легкую промышленность.

Получается, что либо министр путает отрасли, либо автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность действительно превратились из растущих отраслей в отрасли, испытывающие значительный структурный спад. Правда, Д. Медведев поправил министра - не сельское хозяйство, а сельскохозяйственное машиностроение.

Теперь понятно, что при такой ежегодной смене приоритетов ни разработать программы, ни реализовать их невозможно.

В интервью «Московского комсомольца» с Т. Голиковой сообщается об общественном шоке от последнего отчета Счетной палаты. Общая сумма выявленных в прошлом году нарушений и недостатков составила 965,8 млрд рублей. Почти триллион. Это целый железнодорожный состав, груженный банкнотами номиналом 1000 рублей, или 2500 вагонов, забитых купюрами по 100 рублей. Годовой бюджет нескольких стран.

Система госуправления сильно раздута. Численность госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти растет ежегодно, а в 2016 году увеличилась на 5,6%. В Минфине доля руководства в штате вместо 10% составила 48,4%, то есть 744 единицы. На практике это означает, что более чем трети сотрудников таким образом повысили денежное содержание.

Классический функционал министерств, который связан с нормативным регулированием, с правильным созданием механизмов управления, подменяется хозяйственными функциями, функциями управления ресурсами. Это один из ключевых вопросов.

Отчетность 40 министерств и ведомств признана недостоверной. По итогам проверок количество возбужденных уголовных дел выросло в три с половиной раза.

В решении социально значимых вопросов фактор справедливости играет ключевую роль, но о нем всегда забывают. Оптимизация в здравоохранении оказалась бездумной. Доступность медпомощи в конкретных населенных пунктах страдает. Из государственной системы здравоохранения в 2016 году ушли 2 тысячи врачей и 18 тысяч медсестер и фельдшеров.

В России стало на 2 миллиона больше бедных, и теперь их 22 миллиона. В этом году Счетная палата четырежды направляла представления в прокуратуру по поводу высоких зарплат сотрудников госкорпораций. В одном из случаев выяснили, что вознаграждение одного из топ-менеджеров крупной структуры - 365 миллионов.

Все эти проблемы скорее от некомпетентности, - так считает Т. Голикова.

В. Полтерович, заведующий лабораторией математической экономики ЦЭМИ РАН, президент Новой экономической ассоциации, академик РАН, сообщил, что к моменту назначения Д. Медведева председателем правительства, к 2012 году, российский ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составлял 49% от аналогичного показателя Соединенных Штатов. Никогда Россия на таком высоком уровне не была.

К 2017 году, по данным ОЭСР, российский ВВП на душу населения составил только 40,5% от американского показателя. При этом этот показатель был рассчитан по новой методике, включающей дополнительно интеллектуальную собственность, производные финансовые инструменты, расходы на НИОКР и вооружение. Иначе говоря, по методике, увеличивающей этот показатель.

Нет сомнений, что санкции и другие внешние обстоятельства оказывают очень серьезное влияние на экономическую ситуацию в стране. Это мы понимаем и принимаем как объективную реальность.
Но придумывать-то зачем?

Как квалифицировать итоговые слова Д. Медведева, что благодаря усилиям правительства сейчас ситуация гораздо лучше, чем годом раньше, если по информации ОЭСР (на основе данных, предоставленных нашим правительством) российский ВВП на душу населения уменьшился за год на 495 долларов США, а по информации Всемирного банка - на 540 долларов США? Это наиболее точная характеристика, определяющая уровень экономического развития, а также рост экономики.

Для Д. Медведева этот критерий не существует вовсе. Цитирую: «Поскольку я отчитываюсь о результатах, хочу специально отметить, что самый главный, наверное, из результатов - увеличение продолжительности жизни: с 2006 года (почему мы берем 2006 год? Потому что именно в тот период мы начали реализовывать первый национальный проект) она выросла на шесть лет и достигла почти семидесяти двух лет - это самый высокий показатель за всю историю страны!»

На самом же деле этот пример доказывает только отсутствие управляемой связи между увеличением продолжительности жизни и работой правительства. Ведь правительству было поручено обеспечить достижение показателя в 74 года к началу 2018 года - майским (2012 г.) указом президента. Не исполнено. И не может быть исполнено так, как работало правительство.

А. Привалов, научный редактор журнала «Эксперт», считает, что сейчас совершенно очевидно, что любое сколько-нибудь открытое обсуждение деятельности нашего уважаемого правительства приведет к его немедленной отставке. А никакой отставки нет ровно потому, что нет открытого обсуждения. Так что, вероятно, можно ждать новых цитат.
Черный квадрат - он и есть черный квадрат.

Подпишитесь на нас