Харакири и Сэпукку – что это и в чем отличия японских ритуалов? Что такое

Нередко у многих любителей японской культуры и обычаев возникают вполне резонные вопросы, связанные с одной из самых экзотических и сумасбродных традиций. Конечно же, речь обычно заходит о ритуале харакири или сеппуку. В чем суть этого действа и имеется ли между сеппуку и харакири хоть какое-то различие?

И, правда, слово «харакири» одно из наиболее известных на европейском континенте из всех слов японского происхождения. Вследствие этого оно вполне привычное для обычного человека. Более того 70% европейских жителей полагают, что располагают сведениями об истинном значении этого слова.

Кроме того, еще 20% когда-то слышали о нем, однако никогда не пользовались им в своем лексиконе. А прочие 10% вообще считают, что им нет надобности, заниматься изучением культуры других стран. Как бы то ни было, но имеется и такая категория европейцев, которые всегда интересуются подобными вопросами. Итак, есть ли какие-то различия между этими терминами, и если есть, то в чем это выражается?

В действительности, практически никакого различия в этих двух понятиях нет, разве только в процессе произношения и употребления. Как харакири, так и сеппуку обозначаются в качестве «ритуальных самоубийств». Причем даже в письменном виде они обрисовываются в одинаковой мере.

Различие лишь в том, что в первом случае вначале рисуется иероглиф символизирующий живот, и лишь после этого идет глагольная форма «резать». Тогда как с иероглифом сеппуку дела обстоят с точностью до наоборот.

Следует также знать, что само слово «харакири» у японцев до настоящего времени считается почти ругательное, уничижительное, да и вообще просторечное, а вследствие этого оно не используется вообще. В нашей же стране используют только слово «харакири». Однако каждому мало-мальски грамотному японоведу доподлинно известно, что это всего лишь такая изощренность в русском языке.

Но и это еще не все. В древности это якобы «деревенское», «простолюдинское» слово «харакири» означало самоубийство. Причем не простое, а такое, что не было произведено согласно правилам самурайского кодекса, собственно без должного уважения к этому документу. Тогда как ритуал сеппуку скрупулезно готовился, и казалось, что это едва ли не самое ужасающее театральное представление. Если перейти к переводу этих двух слов по уровню фразеологизмов, то окажется, что харакири будет означать просто «отдачу концов», а сеппуку более элегантно — «отход в мир иной».

Проведение ритуала

Сам процесс проходил в основном публично, и поражал своим хладнокровием, выдержанностью и устремленностью воина к приходу «благородной» кончины. Собственно на основании этого самураи готовились к ритуалу харакири заблаговременно.

Воин начинал свой день с омывания, облачался в свое наилучшее кимоно белого цвета, вкушал свои любимые блюда. После того, как ощутил полное физическое насыщение и насыщение тем, что в последний раз смог насладиться радостями земной жизни, он присаживался на коврик перед зрителями. Перед воином клался меч на ткань или на тарелку.

Особое внимание уделялось выбору оружия, которым самурай собирался лишить себя жизни. Это для обычных людей в этом нет никакого различия. Тогда как японские самураи относились к этому мероприятию со всей серьезностью.

В среде самураев было принято считать, что при помощи этой церемонии они смогут по-настоящему очиститься перед небесами и людьми. По установленной традиции харакири совершалось при помощи специального кинжала Кусунгобу, а в самых исключительных случаях для этих «благородных» целей самураи пользовались мечом Вакидзаси.

Однако на одном только выборе орудия для «самоликвидации» мероприятие не заканчивалось. Все процессы проходили довольно-таки неспешно. Кроме того, у самурая должно было остаться еще время для декларирования предсмертного стихотворения. В этом произведении писалось о смерти и дорогих воину вещах.

Самураи могли подбирать себе помощников, которыми чаще всего были близкие друзья или родственники. Такие помощники выбирались для того, чтобы незамедлительно отрубать голову, избавляя самурая от страшных мучений, но и здесь не все так просто. При этом преследовалась еще одна цель кроме спасения приятеля. Таким друзьям предоставлялась уникальная возможность продемонстрировать уровень своего мастерства владения мечом.

В дальнейшем ритуал харакири был перенесен на поля сражений. Там побежденные воины, после сильного расстройства от фиаско, решали лишить себя жизни, а победители из чувства благородства соглашались отрубать им головы. И такая практика прочно вошла в суды. Таким образом, судьи могли назначать провинившимся гражданам приговоры в виде ритуала сеппуку.

Бусидо – кодекс чести самураев

Процесс самоубийства вследствие вонзания кинжала в область живота тесно связан с бусидо — кодексом чести самураев. Тогда было принято считать, что при помощи отхода в мир иной самураи избегают бесчестья и нежелательности пленения, которые отразятся на репутации тех или иных воинов. Вслед за тем, как сеппуку начало свое распространение, проштрафившимся самураям разрешалось убивать себя самостоятельно.

Кроме того, самураи обладали правом требовать назначения сеппуку для своих врагов. В результате чего они могли вымещать всю свою ярость. При этом для остальных людей это могло бы выглядеть так, что благородному самураю хочется, чтобы душа грешника могла спастись и переродиться. Кроме того, кодекс самурайской чести обозначал, что главной целью ритуального самоубийства было продемонстрировать Небесам свои благие намерения. Например, в сражении убили вассала. Тогда его подчиненному может прийти идея совершить обряд харакири, чтобы доказать свое преданное отношение к правителю и пр.

Отношение женщин к сеппуку

Женщинам также было «даровано» право на лишение себя жизни путем самоубийства. Однако они делали это в более тихой обстановке, без излишнего пафоса, а тем более, свидетелей. У каждой из них всегда был при себе кинжал для самозащиты кайкен, который мог использоваться как нож для харакири. При помощи кайкена они перерезали себе шейные артерии, но и здесь нужно было соблюсти некую формальность, а именно наклониться в сторону. Это такая японская ассоциация с увяданием цветка.

Харакири как ритуал в был отменен 1968 году. Тем не менее, происшествия с похожими самоубийствами происходят и в наши дни.

Сложно представить себе более жестокий и безжалостный ритуал, чем харакири. В среде самураев данная форма самоубийства осуществлялась либо в качестве наказания, либо в добровольном порядке как способ демонстрации мужества. Однако, наряду с харакири, нередко употребляется термин «сеппуку». Что же он означает и в чем отличие этих понятий?

Определение

Харакири – вспарывание живота мечом. Данное слово японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи.

Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.

Сравнение

Данные термины имеют, по сути, одинаковый смысл. Харакири и сеппуку даже обозначаются на письме одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. В слове сеппуку первым идет иероглиф, обозначающий глагол «резать», второй иероглиф читается как «живот». Харакири обозначается теми же символами, но в другой последовательности. Данный термин несет чисто бытовой, а порой даже уничижительный оттенок. Сеппуку же подразумевает под собой ритуальный уход из жизни, совершенный по всем правилам кодекса самурая. Таким образом, слово «харакири» употребляется преимущественно в разговорной речи, в то время как «сеппуку» является его письменным аналогом. Европейцы чаще используют термин «харакири», потому что он кажется им более благозвучным.

В кодексе поведения самурая прописано, что сеппуку – это вид ритуального самоубийства, являющийся самым достойным способом ухода из жизни. Обряд должен быть совершен по всем правилам. Целью проведения ритуала служит демонстрация чистоты намерений и помыслов для самооправдания перед людьми и небом. К примеру, если в процессе боевых действий погиб хозяин самурая, то проведение сеппуку станет лучшим доказательством его верности и преданности. Данный обряд также мог применяться как способ казни посредством обезглавливания.

В 1968 году ритуал харакири, или сеппуку, был официально запрещен законом, однако по сей день встречаются случаи подобных самоубийств. Ведь для японцев жизнь – неизбежный предвестник смерти, им важно покинуть этот мир красиво и эффектно. И даже проснувшись солнечным утром, они стараются провести этот день так, как если бы он был последним.

Выводы сайт

  1. Харакири является преимущественно разговорным вариантом обозначения самоубийства посредством вспарывания живота, порой носящим некий уничижительный смысл. Сеппуку – письменный вариант термина.
  2. Словом «харакири» зачастую называют сам процесс вспарывания живота мечом, тогда как сеппуку считается священным ритуалом, выполненным по всем правилам кодекса самураев.
  3. Термин «харакири» больше распространен в Европе, что связано с его благозвучностью и привычностью для европейцев.

Харакири, или сэппуку – очень сложный ритуал, во время которого самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. Эта ритуальная казнь была возведена японцами в ранг искусства. И так как правильно сделать харакири:

Первое, что нужно сделать, это найти помощника (кайсяку или кайсякунин). Вопреки общепринятому мнению технически харакири это не самоубийство в прямом смысле этого слова, а нанесение себе фатальных телесных повреждений. Фактически убивает кайсякунин. Если бакуфу (правительство сёгуна) приказывало выполнить сэппуку, то назначался официальный помощник. В других случаях нужно было попросить помощи у близкого друга или у человека, владеющего мечом в достаточной степени, чтобы убить одним ударом. Если друг отказался выступить в роли кайсякунина на том основании, что он в недостаточной степени владеет мечом, его можно попросить об этом повторно. Друг должен согласиться, так как теперь все погрешности, которые он может допустить, будут ему прощены.

Идеальное место для проведения ритуала сэппуку – сад или буддистский храм (синтоистские храмы не подходят для этих целей, так как их нельзя осквернять убийством). Совершающий харакири должен быть одет в белые одежды, символизирующие чистоту намерений. Сидеть он должен в позе сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях). Слуга приносит деревянный столик, на котором размещены чашка саке, листы традиционной японской бумаги «васи», изготовленной из коры тутового дерева. Также на столике находятся письменные принадлежности и нож «кодзука». Также в качестве ножа можно использовать танто – кинжал без эфеса, завернутый в несколько листов бумаги, чтобы его можно было держать за лезвие. Самурай может использовать свой меч вакидзаси.

В некоторых случаях, например, когда человек слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа кладётся веер.

Чашка наполняется саке одним из помощников, участвующим в ритуале. Чашка наполняется левой рукой, что в других обстоятельствах считается непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивает саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка. Если выпить саке в один прием, это станет признаком жадности, а если в три или больше – признаком нерешительности. В общем итоге делается четыре глотка. Слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть».

Затем необходимо написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвертой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк). Вака должна быть изящной, естественной, что-нибудь о скоротечности нашего бытия. Ни в коем случае не должен упоминаться факт предстоящей смерти. Асано, чьё сэппуку спровоцировало известный инцидент под названием «Сорок семь ронинов», как говорят, написал особенно плохое прощальное стихотворение, показывая незрелость и слабость характера, которые в некотором смысле и послужили причиной того, что ему было приказано совершит сэппуку.

В этот момент совершающий харакири сбрасывает верхнюю одежду (камисимо) и заправляет рукава под свои колени, стараясь при этом не допустить, чтобы одежда резко упала с одной стороны. Затем он берёт нож «кодзука» в одну руку, другой рукой поднимая столик «санбо» и помещая его под свои ягодицы. При этом тело наклоняется немного вперёд, принимая правильное положение.

Если человек, совершающий харакири, настолько молод или настолько опасен, что ему нож заменили на веер, кайсякунин наносит мечом кириороши – вертикальный удар сверху вниз, как только человек касается веером своего живота. Если харакири выполняется ножом, то кайсякунин будет ждать, пока человек не погрузит лезвие ножа глубоко в левую сторону живота, и затем проведет лезвием направо с резким восходящим надрезом в конце.

Самурай, который находит в себе силы, может затем погрузить лезвие в пах и сделать надрез вверх к груди, завершая его горизонтальным разрезом под ребрами. Однако кайсякунин должен внимательно следить за происходящим и нанести удар мечом при первых признаках боли или нерешительности.

Кайсякунин должен нанести удар так, чтобы голова не была полностью отсечена, а осталась соединена с телом куском кожи в области горла. Необходимо нанести удар точно, иначе это будет непочтительно по отношению к человеку, совершающему харакири. При слабом ударе человек может начать двигаться, разбрызгивая кровь. Особенно недопустимо бить катаной в челюсть, как это сделал кайсякунин Юкио Мисимы в 1970 году. Как отмечено выше, незначительные промахи в технике выполнения финального удара могут быть прощены, если кайсякунин согласился на свою роль из дружбы.

После окончания ритуала все ножи и мечи, задействованные в харакири, выбрасываются, так как они считаются оскверненными смертью.

Можно также отметить, что некоторые задиры убивали себя в ритуале, известном как дзюмондзи гири. Это точно такой же ритуал, как сэппуку, за исключением того, что отсутствует кайсякунин. После выполнения разрезов человек спокойно сидит примерно около получаса и истекает кровью. Последний человек, который сделал дзюмондзи гири, был генерал Ноджи, который сделал это как дзюнси (совершающий самоубийство из-за верности) после смерти императора Мэйдзи в 1912 году. Он не только совершил дзюмондзи гири, но и сумел застегнуть после этого свой белый военно-морской китель.

Причинами совершения сэппуку были дзюнси (самоубийство верных - хотя эта причина не поощрялась правительством, поскольку уносила слишком много жизней), фунси (самоубийство в знак протеста), канси (как упрёк своему господину за его поведение), чтобы искупить постыдные действия или избежать плена в сражении. При таких обстоятельствах обычно не было времени для проведения ритуала в полном объеме, поэтому часто с жизнью кончали банально перерезая горло.

1603 — 1867 гг.), когда обряд сформировался окончательно, — по приговору суда как наказание за совершённое преступление. Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека. Средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи , считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

В дословном переводе харакири означает «резать живот» (от «хара» — живот и «киру» — резать). Однако слово «харакири» имеет и скрытый смысл. В японском языке ему соответствуют слова «живот», «душа», «намерения», «тайные мысли» с тем же написанием иероглифа.

Согласно философии буддизма, в частности учению секты «дзен», в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость. В соответствии с этим японцы выдвинули тезис, что жизненные силы, расположенные в животе и занимающие как бы срединное положение по отношению ко всему телу, способствуют более уравновешенному и гармоничному развитию человека.

Несмотря на то, что в некоторых работах европейских авторов приводилась мысль об отождествлении японского понимания категории «душа» с аналогичными понятиями у древних греков (называвших вместилищем души — психэ — грудно-брюшную преграду) и у древних иудеев (древнееврейские пророки говорили о местопребывании души в кишечнике), «хара» в японском смысле не является эквивалентом «души» в европейском понимании. Здесь можно говорить скорее о чувствах и эмоциях. И не случайно в связи с этим имеется множество выражений и поговорок, относящихся к «хара». Например, человек, призывающий другого быть откровенным в разговоре, употребляет выражение «хара о ваттэ ханасимасё», что означает «давайте поговорим, разделяя хара», или, другими словами, «давайте поговорим, открыв наши животы». Характерны также такие изречения, как «харадацу» (подняться к животу, рассердиться); «харагинатай» (грязный живот, подлый человек, низкие стремления) и т.д.

Важное место японцы отводят также «искусству хара» (живота) — «харагэй». Под этим «искусством» подразумеваются процесс общения людей на расстоянии в результате интуитивной связи и понимание друг друга при помощи намёков.

Таким образом, живот японцы рассматривают как внутренний источник эмоционального существования, и вскрытие его путём означает открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений. Другими словами, по понятиям самураев, «сэппуку является крайним оправданием себя перед небом и людьми», и оно более символика духовного свойства, чем простое самоубийство.

Происхождение обряда

В древний период истории Японии обряд харакири не был распространён среди японского населения архипелага . Однако, имея уже определённые представления о животе как главнейшем пункте человеческого тела, вероятно, легко смогли заимствовать айнский обряд «пере». Собственно харакири появилось относительно поздно в среде воевавших против айнов военных поселений северных провинций, которые превратились впоследствии в сословие японских воинов.

Вполне закономерен именно тот факт, что обряд начал развиваться у воинов — людей, находившихся в постоянной боевой готовности и всегда носивших при себе оружие — средство для ведения войны и орудие самоубийства.

Потрясающая серия старинных фотографий показывает жизнь японских самураев 130 лет назад. Среди снимков есть и такие, на которых изображен ритуал харакири, он же сэппуку. Его использовали воины, которые хотели умереть, сохранив честь, - или добровольно, или когда оказывались в плену врага.

Церемониальное выпускание кишок на самом деле было частью более сложного ритуала и выполнялось в присутствии зрителей. На одном из снимков молодой самурай пронзает себе живот катаной.

Воины наблюдают за харакири самурая в белом.

Самураи появились в период Хэйан около 710 года нашей эры с целью подчинения местных жителей в регионе Тохоку в северной части острова Хонсю. Со временем они становились все более могущественными и стали воинской элитой в Японии. Они были правящим классом с XII по XIX век.

Самурай делает себе харакири, или сэппуку, - ритуал самоубийства через выпускание кишок.

Самураи следовали кодексу, сформированному под влиянием конфуцианства, который известен как бусидо - дословно «путь воина». Неписаный и негласный кодекс прославлял скромность, верность, мастерское владение боевыми искусствами и честь до самой смерти. Правила также призывали самурая к героической отваге, яростной защите семейной гордости и беззаветной преданности господину.

Группа самураев в старинных доспехах и с оружием, около 1870 года.

В XV и XVI веках существовало множество враждующих группировок, но впоследствии их число уменьшилось. Бесстрашные воины носили пластинчатые доспехи и разнообразное оружие, включая лук со стрелами, копья, ружья и, конечно же, самурайский меч. Однако в периоде Эдо сохранялся мир, и многие самураи стали учителями, художниками или чиновниками, поскольку необходимость владения боевыми искусствами потеряла первостепенную важность.

Снимок, сделанный и раскрашенный Феличе Беато: женщины в традиционной японской лавке, конец XIX века.

Когда в 1868 году на трон взошел император Мэйдзи, он стал упразднять полномочия самураев. Сначала он лишил их права быть единственной армией в Японии и с 1873 года начал формировать армию по призыву в западном стиле.

Один из первых военных фотографов, венецианец Феличе Беато сделал этот снимок около 1862 года.

Самураи стали сидзоку, объединившись с другим общественным классом под влиянием реформ Мэйдзи, и право носить катану было утрачено, как и право казнить любого, кто публично проявил неуважение к самураю.

Группа самураев, около 1890 года. Иллюстрация к буклету «В Японии: типажи, костюмы и нравы».

Термин «сидзоку» (нетитулованная знать) оставался частью японской культуры до конца Второй мировой войны, но в 1947 году от него отказались. Несмотря на то что на пике расцвета самураи составляли не более 10% от населения Японии, их влияние до сих пор очень заметно в японской культуре, в особенности в современных боевых искусствах.