Да винчи сикстинская капелла. Сикстинская капелла, ватикан. Разработка художественной программы

Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности. Его современники признавали его необыкновенный талант, и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.

Сикстинская капелла (бывшая церковь) была построена в самой священной части Италии, в Ватикане, в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло ее название. В ее стенах всегда избирались и избираются новые папы римские. На сегодняшний день Капелла это музей и знаменитый памятник Возрождения.


В 1508 году, папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, для работы над достаточно дорогим и амбициозным проектом живописи: изобразить 12 апостолов на потолке Сикстинской капеллы. Вместо этого, в течение четырех - летнего проекта, Микеланджело нарисовал, вокруг центральной части потолка, 12 фигур: семь пророков и пять сивилл, а центр заполнил 9-ю сценами из Книги Бытия.

Спустя 25 лет после окончания росписи потолка, в 1537 - 1541 гг. Микеланджело продолжил роспись Сикстинской капеллы и написал масштабную фреску «Страшный суд». Она занимает всю стену за алтарем. Фреску заказал папа Климент VII, умерший во время подготовки к росписи. Ему на смену пришел Павел III, который пожелал, чтобы картина, все же, была завершена.

Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». На ней Бог и Адам протягивают руки друг к другу. Этот жест выглядит очень эмоциональным, и не может оставить равнодушным буквально никого из ценителей живописи.

СОТВОРЕНИЕ:


«Отделение света от тьмы»

Данная фреска изображает Саваофа. Он одним лишь мощным движением рук разгоняет облака, борясь с хаосом, стремится разделить свет и тьму.


«Создание солнца и планет»

Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Ее размер составляет 570 см. х 280 см. Фреска отображает события описанные в библейском сюжете, Бытие, глава 1-ая, стихи с 14 по 19 включительно.



«Отделение суши от вод»

На фреске изображены события описанные в Библии, в Ветхом Завете, книге Бытия, 1-ой главе, стихи 1 – 5.

АДАМ И ЕВА:


«Сотворение Адама»

Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. На фреске изображен момент, когда Бог движением руки, как бы, дает Адаму жизненную энергию, оживляет уже созданное тело. Размер фрески: 280 см. х 570 см.



«Сотворение Евы»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти в 1508 – 1512 г. Из ребра спящего Адама, Бог создает Еву.


«Грехопадение и изгнание из рая»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Древо познания, располагающееся по центру, как бы, разделяет жизнь Адама и Евы на до, и после вкушения запретного плода.

ИСТОРИЯ НОЯ:


«Жертвоприношение Ноя».

Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. На ней изображен сюжет о том как, после Великого потопа, благодарный за свое спасение и спасение его семьи, Ной приносит Богу жертву.


«Всемирный потоп»

Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Ее размер 570 см. х на 280 см. Она повествует нам о том, как люди пытались спастись от Всемирного потопа, как они реагировали на происходящее и какими методами пытались избежать гибели.



«Опьянение Ноя»

Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году. Ее размер составляет 260 см. х 170 см. Фреска изображает события из Книги Бытия, глава 9, стихи 20 – 23.

СИВИЛЛЫ:


«Ливийская сивилла»

Сивиллами в античной культуре называли прорицательниц, пророчиц, предсказывающих будущее, грядущие беды. Согласно Варрону (римскому писателю и учёному-энциклопедисту 1-го века до нашей эры), слово Сивилла переводится как «божья воля».


«Персидская сивилла»

Персидская сивилла изображена на фреске в образе пожилой женщины, по всей видимости, уже с не очень хорошим зрением, так как она поднесла книгу слишком близко к глазам. На ее преклонный возраст также указывает ее очень закрытая одежда. Сивилла, кажется, полностью сосредоточена на чтении и не обращает никакого внимания на происходящее вокруг.


«Кумская сивилла»

Пророчица изображена на фреске в образе старой, но крепкой женщины с хорошо развитой мускулатурой. Кумская сивилла часто упоминается в древней литературе: в «Сатириконе» Петрония, в «Анналах» Тацита, «Метаморфозах» Овидия и «Энеиде» Вергилия. Многие художники изображали ее на своих картинах. Кроме Микеланджело, ее также нарисовал Тициан, Рафаэль, Джованни Черрини, Андреа дель Кастаньо, Ян ван Эйк и другие.


«Эритрейская сивилла»

На этой фреске сивилла изображена молодой достаточно привлекательной и развитой женщиной, читающей, судя по всему, в позднее время. Маленький путти при помощи факела поджигает для нее светильник.


«Дельфийская сивилла»

Дельфийская сивилла - мифическая женщина, существовавшая до Троянской войны (приблизительно 11-ый век до н.э.). Ее упоминает в своей рукописи, в рассказах которые он слышал от местных, Павсаний (греческий географ-путешественник, живший во 2-ом веке н.э.).

ПРОРОКИ:


«Пророк Иеремия»

Иеремия – 2-ой из четырех пророков Ветхого Завета, живший около 655 года до н. э, автор 2-ух книг: «Плач Иеремии» и «Книга пророка Иеремии». На фреске опечаленный пророк погружен в тяжелые мысли о судьбе народа.


«Пророк Даниил»

Даниил – библейский пророк, живший в VII веке до нашей эры. Он обладал даром от Бога растолковывать сны.


«Пророк Иезекииль»

Иезекииль - великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме около 622-го года до н. э. Согласно Библии, Книги Иезекииля, он делал пророчества направленные против язычников и иудеев, свидетельствовал о видении славы Господней и пр.


«Пророк Исайя»

Для христиан особо ценны пророчества Исайи о будущем рождении и пришествии Мессии (Ис. 7:14, Ис. 9:6), а так же о служении (Ис. 61:1). Еще он пророчествовал о судьбе Египта и Израиля.


«Пророк Иоиль»

На фреске изображен один из 12-ти малых пророков - пророк Иоиль, сын Вафуила, по преданию, живший в городе Вефаре и написавший книгу пророчеств.


«Пророк Иона»

На этой немного необычной фреске, изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. За ним - большая рыба. Это ссылка на тот факт, что в книге Ионы, его проглатывает кит.


«Пророк Захария»

Захария был одним из двенадцати "меньших" пророков. В церковной традиции он молод, но Микеланджело нарисовал его как человека седого, в возрасте, с длинной бородой.



«Страшный суд»

Тема фрески: второе пришествие Иисуса Христа и апокалипсис. Ее размер: 1200 см. х 1370 см.

Капелла носит имя своего основателя. Она строилась в неспокойный период конца XV в. Предполагалось, что при необходимости в ней сможет укрыться понтифик со свитой. Поэтому Cappella Sistina снаружи больше похожа на бастион, чем на церковь. Где именно находится Сикстинская капелла? Это серое неприметное снаружи здание примыкает к Собору св. Петра. Его стены после постройки были покрыты фресками известных итальянских художников, включая Боттичелли и Перуджино.

В начале XVI в. на своде капеллы образовались трещины. Произведённый ремонт испортил рисунок потолка в виде звёзд в ночном небе. В 1508 г. Юлий II решил заказать новую роспись великому скульптору Микеланджело Буонаротти. Четверть века спустя мастер дополнил своё творение приалтарной фреской «Страшный суд», заказанной ему Папой Климентом VII.

Сикстинская капелла - одно из двух (наряду со станцами Рафаэля) главных сокровищ музеев Ватикана. Все экскурсии по музейному комплексу заканчиваются в Сикстинской капелле. Здесь проводятся важнейшие собрания (конклавы) кардиналов, выбирающих нового понтифика.

  • Размеры капеллы повторяют длину и ширину иерусалимского храма Соломона - 41 и 13,5 метров соответственно.
  • Микеланджело, создавший один из величайших живописных шедевров человечества, считал себя скульптором, а не художником.
  • Титанический 4-летний труд по росписи потолка капеллы серьёзно подорвал здоровье мастера.
  • Фрески Микеланджело оказались чрезвычайно устойчивыми. До нас не дошёл лишь небольшой фрагмент «Всемирного потопа», отвалившийся от потолка при взрыве порохового склада в XVII в.
  • Великая картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» не имеет никакого отношения к капелле. Участие художника в её интерьере минимально: гобелены капеллы были вытканы по его эскизам.
  • Некоторым духовным сановникам, наблюдавшим за процессом создания фрески «Страшный суд», не понравились неприкрытые гениталии многих фигур. В отместку Микеланджело поместил на фреску одного из критиков - церемониймейстера двора Чезена. Он изображён судьёй мёртвых царём Миносом с ослиными ушами и гениталиями, скрытыми за змеёй. На жалобу Чезена Папа Павел III ответил, что не властен над Адом.
  • Ещё при жизни Микеланджело, в 1560 г., Пий IV приказал прикрыть гениталии обнажённых фигур фиговыми листками. Узнав об этом, художник сказал, что куда труднее придать пристойный вид земному миру. Большинство фиговых листков удалили только в конце XX в., при масштабной реставрации.

Росписи фресок итальянских художников

Стены капеллы опоясывают 12 сохранившихся фресок из первоначальных 16. На южной стене расположено 6 изображений ветхозаветной истории Моисея. Две из них принадлежат Боттичелли. Это - «Избиение младенцев и призвание Моисея» и «Возмущение законами Моисея». Две фрески - «Переход через Красное море» и «Дарование заповедей» выполнил Россели. Перуджино нарисовал «Обрезание сына Моисея», а Синьорелли - фреску «Смерть и завещание Моисея».

На северной стене находятся новозаветные фрески. Кисти Перуджино принадлежат «Крещение Иисуса» и «Передача ключей Петру». «Призвание первых апостолов» - работа Гирландайо, а «Искушение Христа» - Боттичелли. Россели представлен фресками «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря».

Завершающие эпизоды этих циклов, изображённые на восточной стене - «Спор у тела Моисея» Синьорелли и «Вознесение Христа» Гирландайо, не сохранились. После их разрушения они были воссозданы менее известными живописцами. Ещё двумя фресками Перуджино пожертвовали ради «Страшного суда».

Потолок Сикстинской капеллы

Центральную часть потолка занимают панно с иллюстрациями событий, описанных в ветхозаветной Книге Бытия. Хронологически они предваряют сюжеты росписей боковых стен. К ним относятся 9 фресок. Три из них иллюстрируют создание Творцом Небес и Земли:

  • «Отделение света от тьмы»;
  • «Отделение суши от вод»;
  • «Сотворение светил и планет».

Следующие фрески посвящены сотворению первых людей и грехопадению:

  • «Сотворение Адама»;
  • «Сотворение Евы»;
  • «Грехопадение и изгнание из Рая».

Последние три относится к истории Ноя. Это:

  • «Потоп»;
  • «Жертвоприношение Ноя»;
  • «Опьянение Ноя».

Каждая фреска - живописный шедевр, но пальму первенства искусствоведы отдают работе «Сотворение Адама». Она поражает красотой и гармоничностью позы Адама, которому его Создатель передаёт жизнь касанием руки.

Большинство исследователей в женщине, находящейся рядом с Творцом, склонны видеть образ Софии - Божественной мудрости.

Центральные фрески окружены изображениями других библейских персонажей, пророков и сивилл (прорицательниц), а также медальонами с религиозными сюжетами. В этих картинах отражена история человечества после утраты Рая. Пророки и сивиллы символизируют её главное грядущее событие - пришествие Спасителя.

Фреска Страшный суд Микеланджело

Эта масштабная фреска на алтарной стене посвящена новозаветным предсказаниям будущего человечества. Его ожидает апокалипсис, второе пришествие Христа и Страшный суд. В центре потрясающей динамизмом и выразительностью композиции - грозная фигура Христа. Он вершит суровый суд над людьми соответственно их земным деяниям. Рядом с Ним - Богоматерь.

В верху композиции - ангелы, опрокидывающие крест и символ земной власти - колонну. В нижней части показаны апокалиптические сцены конца времён с трубящими ангелами, праведниками на небесах и грешниками в аду. А в лике апостола Варфоломея, находящегося недалеко от Христа, мастер изобразил собственное лицо.

Как попасть в Cикстинскую капеллу?

Отдельного входа в неё нет, поэтому добираться нужно до ватиканских музеев. Для этого можно использовать:

  • метро линии A до станций Musei Vaticani, San Pietro или Ottaviano;
  • трамвай № 19 до Piazza Del Risorgimento;
  • автобусы из разных районов города - № 49 до самого входа, №№ 81, 32, 492, 990 и 982 до Piazza Del Risorgimento, №№ 990 и 492 до Via Leone.

Часы работы музеев - 9:00 - 18:00, но кассы и вход закрываются в 16:00. Выходной день - воскресенье, исключая последнее в месяце. В этот день посещение бесплатно, но только до 12:30. Музеи закрыты в религиозные праздники. За билетами, стоящими 16 EUR, часто бывают большие очереди. Меньше народу перед открытием и в послеобеденное время.

Больше всего посетителей в среду - день папской проповеди на Piazza San Pietro.

Билеты лучше приобретать заранее в онлайн на сайте музейного комплекса или . Правда, придётся заплатить дополнительные 4 EUR. Купленный онлайн билет обеспечит отдельный вход. Отзывы посетителей Сикстинской капеллы, воспользовавшихся этой услугой - сугубо положительные. Обязательный дресс-код исключает шорты, открытые плечи и колени. Сумки, особенно большие, тщательно проверяются.

Для того чтобы посещение Сикстинской капеллы было максимально познавательным и информативным, рекомендуется воспользоваться очень удобным виртуальным туром на сайте Ватикана по ссылке . Непосредственно в капелле рассмотреть потолочные фрески в таких подробностях невозможно.

У входа в музеи за 7 EUR можно получить русскоязычный аудиогид под залог паспорта. Возврат аудиогида и паспорта производится не там же, а на выходе из музеев в специальном пункте . Можно также заказать экскурсию работающим в Риме русскоязычным гидам.

Интересные факты о выдающемся памятнике эпохи Возрождения, известном, главным образом, шедевральными фресками гениального Микеланджело.

1. Сикстинская капелла, первоначально известная как Великая Капелла (Cappella Magna), которая была посвящена Успению Девы Марии и где в Средние века собирался весь папский двор, берет свое название от имени Папы Сикста IV, заказавшего реконструкцию часовни между 1475 и 1481 годами.

Реконструкция и укрепление Великой Капеллы были проведены из-за опасений нападений на папское государство со стороны владык Медичи. Проект реконструкции разработал архитектор Баччо Понтелли.

2. Сикстинская капелла была личной часовней Папы.

3. Согласно теории многих ученых, главный зал Сикстинской капеллы является точно воспроизведенной копией Иерусалимского Храма Соломона, разрушенного римскими легионами в 70 г н.э.. Как гласит Ветхийх Завет "храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту", что приблизительно соответствует размерам основного зала Сикстинской капеллы (около 40х13х20 м.).

4. Росписи стен и потолка капеллы занимают 1100 квадратных метров площади.

5. С 1870 года капелла является местом проведения конклава, встречи, в течение которой Коллегия кардиналов избирает нового Папу. После избрания Папу провожают в "Зал слез", часовню, расположенную слева от алтаря, названную так, потому что многие новоизбранные Папы не могли сдержать слез после своего назначения.

6. Сикстинская капелла сохраняет свои функции до настоящего времени, и, по-прежнему, является местом проведения важных событий папского календаря. Так, например, каждый год в капелле служат мессу на праздник Крещения Господня, во время которого Папа крестит младенцев.

7. При Сикстинской капелле функционирует мужской хор (включая хор мальчиков), известный как Папская капелла, специально для которого бработали композиторы Римской школы. Наиболее известным произведением, созданным для Папского хора, является "Мизерере" Грегорио Аллегри.

8. Известность Сикстинской капеллы принесла, в основном, ее фресковая отделка, и особенно работы , который упорно отказывлся выполнять порученную ему работу, доказывая Папе, что он скульптор, а не художник.

9. Микеланджело - не единственный известный художник, расписывавший своды Сикстинской капеллы. Сикст IV заказал фрески и другим известным мастерам, таким как Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино. Из ранних работ этих художников в капелле сохранились ложные портьеры, портреты Пап, сюжеты из истории Моисея и Христа.

10. Чтобы покрывать фресками потолок, Микеланджело построил специальные строительные леса - платформу деревянных досок, крепящихся к основам, в свою очередь закрепленным в стенах, на высоте окон. Вопреки распространенному мифу, повествующему о том, что художник рисовал лежа, Микеланджело работал в вертикальном положении. Миф возник из-за неточного перевода биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио: термин "resupinus" перевели "лежа на спине", в то время как автор подразумевал, что художник работал в положении "изогнутый назад".

11. До Микеланджело Бог обычно изображался как рука, протянутая через облака. На фресках Сикстинской капеллы впервые Бог предстает в человеческом образе, с мускулистым телом и лицом в обрамлении длинной белой бородой.

12. В 1990 году д-р Франк Линн Мешбергер писал в журнале Северной Американской медицинской ассоциации, что фигуры и тени в изображении Бога и ангелов имитируют эскиз человеческого мозга. По его мнению, таким образом Микеланджело символизирует прохождение интеллекта человека от божественного начала.

13. В ранние годы существования Сикстинской капеллы алтарь стены, которая теперь украшена фреской Страшный суд, содержал другие картины из серии рассказов о жизни Моисея и Иисуса. Здесь находились Успение, Рождество Христово и История Моисея Перуджино. Микеланджело, к сожалению, для завершения росписи пришлось пожертвовать фресками, выслушав на свой счет, таким образом, много критики.

14. Микеланджело применил особую технику, слегка наклонив фреску на зрителя в ее верхней части, чтобы, как полагают исследователи, внушить посетителю уважение к силе Бога. В отличии от других фресок в часовне, все святые и ангелы, изображенные на фреске Микеланджело, очень мускулистые и могущественные.

15. Справа, под ногами Христа, расположен Святой Варфоломей, который в одной руке держит оружие, которым мучители с него содрали кожу, а в другой - саму содранную кожу. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Одним из объяснений является то, что, возможно, сюжет является отражением пессимизма Микеланджело, человека уже в возрасте и находящегося в кризисе веры. Существует также другая интерпретация: учитывая, что Микеланджело ненавидел фреску, таким образом художник выразил мнение, что нет ничего хуже, чем ее рисовать.

18. Страшный Суд Микеланджело был предметом спора между кардиналом Джан Пьетро Карафа и самим художником, который как был обвинен в безнравственности и непристойности. Карафа и монсеньор Сернини организовали кампанию цензуры (известную как «кампания фиговых листьев»), чтобы прикрыть фрески.

19. Когда организатор папских церемоний, Бьяджо да Чезена, сказал, что это позор, что в таком святом месте представлены все эти обнаженные тела и что созданная Микеланджело фреска подходит для публичной бани или таверны, Микеланджело добавил портрет да Чезена в картину, изобразив его в лице Миноса, судьи ада. По легенде, когда Бьяджо да Чезено пожаловался Папе, понтифик ответил, что его юрисдикция не включает ад, поэтому портрет будет оставлен на месте.

20. В процессе написания фрески в 1509 году Микеланджело пришлось преодолеть большие проблемы: на извести и красках начали появляться грибок и плесень и фреска постепенна начала осыпаться.

По легенде Микеланджело пошел прямиком к Папе, заявив, что, как и предупреждал, не является хорошим художником, на что Папа приказал ему соскрести плесень и продолжить работу.

Если Вы еще не посетили великолепную Сикстинскую Капеллу, Вы можете сделать это прямо сейчас, отправившись в виртуальный тур !

Сикстинская капелла в Ватикане – музей эпохи Итальянского Возрождения. Сикстинская капелла — духовное сокровище Ватикана. Она была построена по инициативе Папы Сикста IV в 1473 — 1483 годах на месте устаревшей часовни. Сикстинская капелла строилась как религиозное сооружение XV века с полным набором атрибутов христианской веры и предназначалось для значимых церемоний католической церкви. Сикстинская капелла служила убежищем для двора понтификов. По приказу римского папы Сикста IV проект подготовил архитектор Баччо Понтелли. Работами руководил архитектор Джордже де Дольчи. 15 августа 1483 года Сикстинская капелла была освящена во славу успения Марии на небесах.

Здание Сикстинской капеллы имеет площадь 520 кв. метров и высоту сводов около 21 метра. Крепкие стены массивного прямоугольного здания длиной 40,93 метра и шириной 13,41 метра без фасадных изысков были продиктованы эпохой Средневековья. Но главное достоинство — это не само здание, а его роспись и предназначение.

С 1492 года в Сикстинской капелле проходят Конклавы, на котором избирают нового Папу Римского. Папа Римский (понтифик) – пастор Иисуса, его посланник на земле. 13 марта 2013 года был избран 266 по счету понтифик – Папа Римский Франциск I (76-летний Хорхе Марио Бергольо). Стоит отметить, что самый долгий конклав проходил в городе Витербо и длился около 3 лет (33 месяца 1268-1271).

Когда попадаешь в Сикстинскую капеллу, то от увиденного великолепия погружаешься в ступор, но продолжаешь идти, потому что поток идущих рядом людей кажется бесконечным. Не знаешь на чем остановить свой взор, судорожно вспоминаешь, о чем говорил экскурсовод и на что нужно обратить особое внимание. И первый вопрос, который приходит в голову: Что это такое звучит в ушах вперемешку с человеческим шепотом … музыка? И это действительно хор Сикстинской капеллы! Сегодня он насчитывает более 30 человек. Мужской хор современной Сикстинской капеллы (Папская капелла) — самый известный хор католической церкви и лучший исполнитель профессиональной хоровой музыки без инструментального сопровождения.
Пол Сикстинской капеллы покрыт мозаикой из мрамора. Внутреннее убранство Сикстинской капеллы в Ватикане — это росписи, фрески, мрамор и гобелены.

Сикстинская капелла с северной стороны примыкает к центральному сооружению Ватикана — Собору Святого Петра. Здание Сикстинской капеллы на территории современного Ватикана имеет три этажа. Основной этаж — второй. Он концентрирует в своем масштабе большие окна и потрясающие фрески на стенах, разделенные на три горизонтальных уровня. Росписи стен внутри прямоугольного помещения второго яруса Сикстинской капеллы выполняли Сандро Ботичелли (1481-1483 год), группа флорентийских художников и умбрийских мастеров. Свод (плафон) расписывал Микеланджело (1508-1512 год). Плафон Сикстинской капеллы работы Микеланджело в центральной части украшают 9 сюжетов из Ветхого завета, а всего по периметру этих фресок изображено более 300 персонажей. Роспись Алтарной стены — фреска «Страшный суд» работы Микеланджело (1536-1541 год). Последняя реконструкция проводилась в 1980-1999 годах. Сикстинская капелла на плане расположена в южном конце Музеев Ватикана.

Стены в Сикстинской капелле. История Христа. История Моисея.

Стены (Южную, Северную и Восточную) Сикстинской капеллы украшают работы Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли, Д. Гирландайо, Перуджино, Пунтуриккьо, Хендрик Ван ден Брок, Маттео де Лечче.

На стенах Сикстинской капеллы на втором ярусе из 16 фресок сохранилось 12. Они насчитывают около 100 портретных фигур. Фрески описывают два цикла: Историю Христа и Историю Моисея.

Северная (правая от алтарной стены) стена фресок рассказывает историю Христа.

1. Крещение Иисуса Христа (Пьетро Перуджино, 1482г.);
2. Искушение Христа и очищение прокаженного (Сандро Боттичелли, 1481-1482 гг.)
3. Призвание первых апостолов Петра и Андрея (Доменико Гирландайо, 1481-1482 гг.)
4. Нагорная проповедь (Козимо Росселли, 1481-1482 гг.)
5. Вручение ключей апостолу Петру (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)
6. Тайная вечеря (Козимо Росселли, 1481-1482 гг.)

Южная (Левая) стена фресок повествует историю Моисея.

1. Путешествие Моисея по Египту (Пьетро Перуджино, 1482 г.)
2. Сцены из жизни Моисея (Сандро Боттичелли, 1481-1482гг.)
3. Переход через Красное море (Козимо Росселли, 1481-1482гг.)
4. Дарование заповедей и золотой телец (Козимо Росселли, 1481-1482гг.)
5. Наказание Корея, Дафана и Авирона (Сандро Боттичелли, 1482г.)
6. Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли, 1481-1482 гг.)

На восточной стене средний ярус представлен двумя изображениями: «Воскресение Христово» и «Обсуждение о теле Моисея». Изначально эти картины были выполнены авторами Гирландайо и Синьорелли, но после обрушения капеллы были воссозданы художниками Хендрика Ван ден Брок и Маттео да Лечче.

Роспись Сикстинской капеллы вокруг окон — изображения Понтификов.

В Сикстинской капелле 12 окон, которые расположены под потолком. С южной и северной стороны пространство вокруг окон украшают изображения понтификов. 24 фрески около окон и 4 изображения на противоположной стене от Алтаря. Еще было два окна и соответственно 4 изображения римских пап на Алтарной стене. Теперь на этом месте красуется работа Микеланджело «Страшный суд».

Изображения понтификов на Северной стене (правая от алтарной стены):

  1. Папа Анаклет (St Anacletus)
  2. Папа Александр I (St Alexander I)
  3. Папа Телесфора (St Telesphorus)
  4. Папа Пий I (St Pius I)
  5. Папа Сотер (St Soter)
  6. Папа Виктор I (St Victor I)
  7. Папа Каллист I (St Callistus I)
  8. Папа Понтиан (St Pontianus)
  9. Папа Фабиан (St Fabian)
  10. Папа Луций I (St Lucius I)
  11. Папа Сикст II (St Sixtus II)
  12. Папа Феликс I (St Felix I)

Изображения понтификов на Южной стене (левая от алтарной стены):

  1. Папа Климент I (St Clement I)
  2. Папа Эварист (St Evaristus)
  3. Папа Сикст I (St Sixtus I)
  4. Папа Игий (St Iginus)
  5. Папа Аникет (St Anicetus)
  6. Папа Элевтерий (St Eleutherus)
  7. Папа Зефирин (St Zephirinus)
  8. Папа Урбан I (St Urban I)
  9. Папа Антер (St Anterus)
  10. Папа Корнелий (St Cornelius)
  11. Папа Стефан I (St Stephan I)
  12. Папа Дионисий (St Dionysius)

Изображения понтификов на восточной стене (напротив алтарной стены):

  1. Папа Марцеллин
  2. Папа Гай
  3. Папа Евтихиан
  4. Папа Марцелий

Нижний ярус стен украшают изображения завесов – драпировки (штор).

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).

Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).

Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).

  1. Отделение света от тьмы;
  2. Сотворение солнца и луны;
  3. Отделение тверди от воды;
  4. Сотворение Адама;
  5. Сотворение Евы;
  6. Грехопадение;
  7. Жертвоприношение Ноя;
  8. Всемирный потоп;
  9. Опьянение Ноя.

Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.

Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.

На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):

  1. Наасон Naason(люнет);
  2. Иессей, Давид и Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
  3. Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
  4. Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
  5. Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
  6. Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).

На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):

  1. Аминадаб Aminadab (люнет);
  2. Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
  3. Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
  4. Озия, Иотам и Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
  5. Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
  6. Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).

А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.

С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.

С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.

На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.

Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.

На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.


Алтарная стена в Сикстинской капелле. «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти.

Позднее еще 4 года (1537-1541) Микеланджело расписывал в Сикстинской капелле Алтарную стену – фреска «Страшный суд». Микеланджело закончил свою работу в возрасте 66 лет.

Искусство Италии 16-го века
В 1508 году папа Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Сикстинская капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, 13 м шириной и 18 м высотой, перекрытое плоским сводом. Наличие окон в боковых стенах определило характер произведенного Микеланджело членения потолка. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть плафона капеллы занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле; по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Работа продлилась около четырех лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.

Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. Можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в сцене «Сотворение Адама» и Ной в сцене «Опьянение Ноя» находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.