Авиабомбы ркка. Авиабомбы ввс ссср в годы великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны ВВС РККА использовали широкий набор авиабомб различных калибров и предназначений. Самой массовой бомбой во время войны была противотанковая ПТАБ-2,5-1,5. Самой мощной — пятитонная фугасная бомба ФАБ-5000НГ.

Во время Великой Отечественной войны выявилась малая эффективность обычных фугасных и осколочно-фугасных бомб в борьбе с танками. При полете на высокой скорости вероятность попадания в танк была небольшой.

ПТАБ

В 1942 году в Советском Союзе была разработана легкая противотанковая авиабомба кумулятивного действия ПТАБ-2,5-1,5 (противотанковая бомба массой 1,5 кг в габаритах 2,5 кг авиационной бомбы). При ударе ПТАБа о броню танка срабатывал взрыватель, который подрывал основной заряд.

В момент подрыва, благодаря наличию на основном заряде выемки, образовывалась кумулятивная струя 1-3 мм диаметром и скоростью 10-15 км/с. Струя прожигала броню и поражала экипаж, поджигала топливо, вызывала взрыв боекомплекта, а осколки корпуса бомбы поражали живую силу врага и легкоуязвимую технику. К 15 мая 1943 года 150 предприятий различных наркоматов произвели 800 тысяч ПТАБ-2,5-1,5. Бомбы были применены в массовом порядке во время сражения на Курской дуге. В ходе этой операции советская авиация израсходовала более 500 тысяч противотанковых авиабомб.

Бомбы обычно сбрасывались в кассетах с высоты 200-400 м при скорости полета 340-360 км/ч (штурмовик Ил-2). Общая полоса поражения составляла около 200 м2. Один Ил-2 с ПТАБами гарантированно поражал 2-3 вражеских танка, удаленных друг от друга на расстоянии 70 м. Первыми ПТАБы применили летчики 2-й гвардейской и 299-й штурмовой авиадивизии (шад) 16-й воздушной армии (ВА) 5 июля 1941 года на участке ст. Малоархангельск — дер. Ясная Поляна против танков и мотопехоты противника. Летчики 291 шад 2-й ВА 5 июля при помощи ПТАБов вывели из строя до 30 немецких танков.

А штурмовики 3-го и 9-го авиакорпусов 17-й ВА поразили в районе переправ через реку Северный Донец 90 единиц вражеской бронетехники. 7 июля 1943 года самолеты Ил-2 1-го корпуса 2-й ВА атаковали двумя группами (46 и 33 самолета) район сосредоточения немецкой бронетехники около Сырцево-Яковлево. Последующая дешифровка фотоснимков показала, что в результате бомбежки было подбито более 200 немецких танков и САУ. От воздействия ПТАБов также отлично горели вражеские бронетранспортеры, автомашины и мотоциклы.

ФУГАСНЫЕ АВИАБОМБЫ

Советские фугасные авиабомбы варьировались по калибру от 50 до 5000 кг. Основными поражающими факторами ФАБ являются ударная волна, кинетическая энергия бомбы и продукты взрыва. Кроме того, ФАБ поражают объекты бомбардировки многочисленными осколками. Поражающие действия ФАБ характеризуют: радиус зоны поражения объекта; глубина проникновения в грунт; толщина бетонного перекрытия, пробиваемого бомбой; объем воронки при взрыве в грунте. Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67. В 1931-1932 годах были спроектированы фугасные авиабомбы калибров 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 году была принята на вооружение ВВС ФАБ-2000.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла в КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона: ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ. В 1942-1943 годах было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции (созданы в ГСКБ-47). Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции присвоили индекс М-43: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья). В 1943 году была принята на вооружение мощнейшая ФАБ-5000НГ. Специально для этой бомбы было разработано особо мощное взрывчатое вещество (смесь тринитротолуола, гексогена и алюминия). Эта бомба применялась в сражении на Курской дуге и при освобождении Орла. Две таких бомбы были сброшены на столицу Финляндии Хельсинки в феврале 1944 года. Последние бомбы были сброшены на форты крепости Кенигсберг 7 апреля 1945 года. К концу войны была принята на вооружение осколочно-фугасная авиабомба ОФАБ-100. Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг. При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве этой мощной бомбы в грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м. Осколки бомбы обеспечивали сплошное поражение живой силы противника в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, а 15 мм — в 15 м от места взрыва. Фугасные бомбы во время войны снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры}. Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20.

Наиболее часто используемой в ВВС Красной армии фугасной бомбой была ФАБ-100. Все годы войны производство ФАБ-100 держалось на уровне 50-70 % от общего количества выпускаемых фугасных авиабомб. Стабильно росло также производство ФАБ-250, и к концу войны их доля достигла 17,2 % от общего числа ФАБов (по сравнению с 1941 годом производство «соток» было увеличено в шесть раз).

Возможно вам будет интересно:

12585

1-зажигательная бомба; 2-осколочная 10-кг бомба; 3-фугасная 50-кг брмба

На вооружении германской авиации состоял довольно широкий ассортимент авиабомб - осколочных, осколочно-фугасных, фугасных, зажигательных, химических и др.

Фугасные авиабомбы подразделялись по калибру (весу) и толщине стенок. Основные калибры: 50, 250, 500, 1000, 1800 и 2500 кг. По толщине стенок корпуса различались на тонкостенные SC с цилиндрической средней частью, приваренным носовым коком и привинченным хвостовым обтекателем со стабилизатором (бомба снаряжалась через донную часть) и толстостенные SD - цельнолитые, хвостовой обтекатель привинчивался после снаряжения бомбы.

На основе толстостенных бомб делались бронебойные и ракетно-фугасные (с ракетным двигателем для поражения бронированных и железобетонных целей) бомбы. Они обозначались PC и PS.

Бомбы оснащались боковыми взрывателями. Подвесная система была в виде одного ушка или колодки (для тяжелых бомб). Чтобы уменьшить глубину проникновения бомб в грунт и увеличить эффект ударной волны, к головной части некоторых бомб приваривали кольцо или чугунные наконечники в виде лемеха.

Фугасные авиабомбы калибром до 1000 кг окрашивались в серый цвет, а калибром свыше 1000 кг - в светлоголубой.


Фугасные, осколочно-фугасные и осколочные бомбы; 1 - SC 50; 2 - SC - 100; 3 - SD 250; 4 - SC 250; 5 - SD 500; 6 - SD 1000; 7 - SC 1000; 8 - SC 2500

Осколочные авиабомбы обозначались буквами SD и BdC. Корпуса бомб делались стальными литыми из двух стальных труб разных диаметров, вставленных одна в другую, пространство между трубами заполнялось стальными осколками или бетоном (бетонные SBe-1). Окрашивались эти бомбы в основном в темно-серый цвет (SD-2 - в зеленый, SD-1 - в лимонно-желтый). Осколочные авиабомбы малых калибров укладывались в контейнеры, в том числе в контейнеры типа АВ.

Необычным конструктивным решением отличалась осколочная бомба SD-2. Сама бомба находилась в цилиндрическом кожухе. Кожух состоял из двух подпружиненных половинок. Бомба взводилась с помощью тросика, один конец которого крепился к взрывателю, а другой, с ограничителем, выводился наружу через отверстие в корпусе.

Зажигательная бомба, собранная из нескольких частей. Воспламенялась с помощью двух небольших зажигательных бомб, прикрепленных сбоку.

Зажигательные авиабомбы выпускали в корпусах соответствующих по калибру тонкостенных фугасных авиабомб. Были чисто зажигательные бомбы, обозначавшиеся Вг С - (50, 250 кг и т. д.), Flam С - (50, 250 кг и т.д.) и фугасно-зажигательные бомбы Spre С - (50, 250 кг и т.д.). В некоторых бомбах кроме термитных патронов находились стальные осколки и тротиловый заряд. Окрашивались зажигательные авиабомбы в темно-серый цвет.

Применялись и составные зажигательные авиабомбы большого калибра, которые изготавливались во фронтовых условиях. К баку с зажигательной смесью крепились носовой и хвостовой (со стабилизатором) обтекатели от тяжелых фугасных авиабомб, подвесная система и запал в виде двух малокалиберных зажигательных авиабомб.

Дымовые бомбы NC делались в корпусах, соответствующих по калибру SD. Они были темно-серые с полосками того цвета, какой дым давала бомба.

На стабилизаторах некоторых фугасных и осколочных авиабомб немцы приваривали «свистки». Падение таких бомб сопровождалось пронзительным свистом, который вызывал панику у морально неустойчивой пехоты. Для обстрелянных же частей он служил предупреждением об опасности.

Для поражения бортов надводных кораблей немцы спроектировали так называемые глиссирующие 800-кг бомбы с небольшим реактивным двигателем SB-800RS . Эти бомбы имели шарообразную боевую часть диаметром 750 мм и кольцевой стабилизатор. Общая длина бомбы 1910 мм. Сброс бомб происходил на малой высоте, около 20 м, с дистанции 4,0-4,5 км от цели. После сброса срабатывал твердотопливный двигатель, и бомба летела горизонтально, а затем касалась воды под малым углом. Хвостовая часть и стабилизатор отваливались, а боевая часть делала несколько рикошетов и ударялась в борт корабля противника. На испытаниях боковое отклонение от цели составляло до 55 м при дальности сброса 4,5 км. Однако точность глиссирующей бомбы очень зависела от состояния моря и силы ветра, поэтому в 1944 г. работы над ней были прекращены.

Обычные бронебойные бомбы весом от 500 до 1800 кг были приняты на вооружение в 1940 г. Их боевое применение показало, что при бомбардировке с небольших высот (700-1500 м) скорость падения бомб не обеспечивала пробития всех броневых палуб линкоров или тяжелых крейсеров. Увеличение же высоты бомбометания до 5-7 км резко снижало вероятность попадания в корабль.

В 1942 г. на вооружение люфтваффе были приняты 3 реактивные бронебойные авиабомбы: PC500RS «Паулина», PC1000RS «Поль» и PC1800RS «Пантера» весом соответственно 500, 100 и 1800 кг. Небольшой твердотопливный двигатель, установленный в хвостовой части бомб, сообщал им дополнительную вертикалью скорость около 160 м/с, тем самым он существенно увеличивал их бронепробиваемость.


1 - бомба-торпеда BT 200; 2 - PC 1000; 3 - SB 800R-5 250; 4 - X-1.

Приведем данные нескольких германских обычных авиабомб. Самые маленькие зажигательные авиабомбы были весом всего в 1 кг. Их длина 350 мм, а диаметр 50 мм. Были такие же маленькие осколочные бомбы, причем часть из них делали из 50-мм минометных мин.

  • 10-кг осколочные бомбы имели длину 585 мм, диаметр 86 мм.
  • 50-кг осколочные бомбы имели длину 1100 мм, диаметр 200 мм.
  • 250-кг осколочно-фугасные бомбы имели длину 1630-1651 мм, диаметр 368-370 мм. Вес ВВ-112,5 кг.
  • 500-кг осколочно-фугасные бомбы SC-500 имели длину 2022 мм, диаметр 470 мм.
  • 1000-кг фугасные бомбы SC-1000 имели длину 2660 кг, диаметр 660 мм.
  • 1800-кг фугасные бомбы SC-1800 имели длину 3500 мм, диаметр 660 мм.
  • 2500-кг фугасные бомбы SC-2500 имели длину 3900 мм, диаметр 820 мм.

Источники

  • "История авиационного вооружения" / А.Б.Широкорад /

Авиабомба выпускалась в двух вариантах с литым или кованым корпусом. Она имела 4 стабилизатора из листовой стали, которые крепились к приваренным к корпусу ребрам винтами или заклепками. Наполнитель – стальные шарики залитые бетоном. Взрыватель навинчивался на нос бомбы. Подвеска – вертикальная в связках по 5 единиц. Тело и хвостовое оперение окрашены в темно-серый цвет. ТТХ бомбы: масса – 12 кг; масса ВВ — 0,9 кг; длина – 585 мм; диаметр – 86 мм.

Корпус бомбы был выполнен из литой стали с последующей механической обработкой. Тело и хвостовое оперение окрашены в темно-серый или зеленый цвет. Четыре стабилизатора изготовлены из листовой стали и сварены между собой. Хвост прикреплен к корпусу бомбы с помощью восьми винтов. Для воздействия на психику противника в хвост бомбы монтировались устройства, издающие при падении громкий свист. Подвеска – вертикальная. ТТХ бомбы: масса – 55,5 кг; масса ВВ – 24,4 кг; общая длина – 1100 мм; длина корпуса – 715 мм; диаметр – 201 мм.

Бомба являлась наиболее распространенной среди используемых ВВС Германии и могла доставляться к цели практически любым бомбардировщиком. Она состояла из трех частей: носового конуса, тела и базовой пластины с четырьмя стабилизаторами. В зависимости от материалов корпуса и способов его изготовления авиабомба подразделялась на три типа. Бомба оснащалась различными типами взрывателей, как электрическими, так и механическими. Взрыватели могли иметь механизмы замедления, и противодействия обезвреживанию бомбы. Для воздействия на психику противника в хвост бомбы монтировались устройства, издающие при падении громкий свист. Подвеска – вертикальная. ТТХ бомбы: масса – 250 кг; масса ВВ – 130 кг; длина – 1630 — 1651 мм; диаметр – 368 — 370 мм.

Бомба выпускалась в трёх модификациях SC1000C, SC1000L и SC1000L2, различающихся весом и размерами. Она имела тонкостенную цилиндрическую среднюю часть, приваренный носовой кок и привинченный магниевой хвостовой обтекатель со стабилизатором. Бомба оснащалась боковым взрывателем. Чтобы уменьшить глубину проникновения бомбы в грунт и увеличить эффект ударной волны, к головной части бомбы приваривалось кольцо. Бомба оснащалась различными взрывателями Корпус окрашивался в светло-голубой цвет с желтой полосой на стабилизаторе, как электрическими мгновенной детонации, так и механическими с замедлителями времени на более чем 2 часа. Бомба также применялась против небронированных судов и подводных лодок. Подвеска – горизонтальная. ТТХ бомбы: масса – 1002-1090 кг; масса ВВ – 530 — 620 кг; общая длина – 2527 — 2781 мм; длина корпуса –1742 — 1905 мм; длина стабилизатора – 1181 мм; размах оперения – 610 — 643 мм; диаметр – 600 — 660 мм; толщина стенок – 10 мм; радиус повреждения – 120 м. Известна модификация бомбы SC-1200, которая по конструкции была аналогична SC-1000 (масса – 1117 кг, масса ВВ – 631 к).

Конструкция авиабомбы аналогична SC-1000. Подвеска – горизонтальная. ТТХ бомбы: масса – 1832 кг; масса ВВ – 1000-1100 кг; общая длина – 3498 — 3759 мм; длина корпуса – 2692 — 2718 мм диаметр – 660 мм; радиус повреждения – 180 м.

Конструкция авиабомбы аналогична SC-1000. Подвеска – горизонтальная. Авивбомба окрашена черным цетом, надписи – былым, на стабилизаторе – желтая полоса. ТТХ бомбы: масса – 2000 кг; масса ВВ – 1200 кг; общая длина – 3467 мм; длина корпуса – 2692 мм; длина стабилизатора – 1137 мм; диаметр – 660 мм; размах оперения – 622 мм; толщина стенок – 13 мм; радиус повреждения – 250 м.

Авиабомба имела алюминиевый корпус с приваренной головной и хвостовой частью. Взрыватель располагался продольно внутри бомбы. Лишь несколько моделей самолетов могли доставлять эту бомбу к цели. В основном она применялась для бомбардировки крупных судов. Бомба окрашивалась в небесно-голубой цвет с двумя желтыми полосами над стабилизаторами. Подвеска – горизонтальная. ТТХ бомбы: масса – 2450 кг; масса ВВ – 1700 кг; общая длина – 3912 мм; длина корпуса – 2408 мм; диаметр – 820 мм.

Бомба SD-1 представляла собой доработанную 50-мм минометную мину. В мине штатный взрыватель заменен бомбовым взрывателем ударного действия, удален хвостовой патрон с порохом и заменено хвостовое оперение. Она имела стальной корпус и оперение из восьми алюминиевых стабилизаторов. Наружная поверхность бомбы окрашена в лимонно-желтый цвет. Авиабомба снабжалась головным механическим взрывателем мгновенного действия простейшей конструкции. Бомба являлась суббоеприпасом кассетной бомбы. В зависимости от контейнера в нем размещалось от 50 до 392 бомб. ТТХ бомбы: масса – 760 г; масса ВВ – 110 г; длина – 150 мм; длина корпуса – 108 мм; диаметр – 50 мм.

Бомба SD-1 FRZ являлась переделанным вариантом 50-мм французской мины от миномета, получившего в Германии обозначение GrWr 203(f). В мине штатный взрыватель заменен бомбовым взрывателем ударного действия, удален хвостовой патрон с порохом и заменено хвостовое оперение. Бомба являлась суббоеприпасом кассетной бомбы. В зависимости от контейнера в нем размещалось от 50 до 392 бомб. Она имела стальной корпус и оперение из восьми алюминиевых стабилизаторов. ТТХ бомбы: масса – 520 г; масса ВВ – 60 г; длина – 160 мм; длина корпуса – 95 мм; диаметр – 50 мм.

Противопехотная осколочная бомба-мина SD-2В являлась суббоеприпасом кассетных бомб, предназначенным для поражения личного состава осколками. В зависимости от типа и установки взрывателя срабатывание бомбы (взрыв) происходил либо в воздухе, в момент снижения, либо на земле в момент удара о землю, либо на земле через определенное время, либо на земле при воздействии на нее (изменение положения, сдвигание с места). Последнее свойство придает бомбе и характеристику противопехотной осколочной дистанционно устанавливаемой мины. Бомбы SD-2 укладывались в контейнеры (кассеты) от 6 до 360 штук в зависимости от типа контейнера. Осколочная авиабомба SD-2 состояла из корпуса, внешнего раскрывающегося кожуха, взрывателя и соединительного троса. Корпус бомбы представлял собой толстостенный чугунный цилиндр, заполненный взрывчатым веществом. В боковой стенке имелось отверстие, в которое вделан взрыватель. Из взрывателя выходил металлический короткий трос, имеющий на конце ветрянку, состоящую либо из двух дисков и двух полубочонков, либо из двух лопастей. После того, как кассета раскрылась и ничем не удерживаемая бомба освободилась, то под действием пружин и набегающего потока воздуха элементы ветрянки раскрывались, сдвигались вверх по тросику и став по потоку в виде пропеллера, вращали тросик, который вывинчивал из взрывателя предохранительный стержень, чем приводил бомбу в боевое состояние. Носителями кассет с бомбами являлись самолеты-бомбардировщики Ju-87, Ju-88, He-111. Всего было выпущено 2,3 млн. бомб. ТТХ бомбы: масса – 2 кг; масса ВВ – 213 г; длина – 90 мм; диаметр – 76 мм; толщина стенок – 9,5 мм; радиус поражения – 4-6 м.

Кумулятивная противотанковая бомба являлась суббоеприпасом кассетной бомбы. В зависимости от типа контейнера в него входило 40 или 60 бомб. ТТХ бомбы: масса – 4 кг; масса ВВ – 350 г; длина – 310 мм; диаметр – 92 мм; бронепробиваемость – 60 мм.

Осколочная авиабомба изготавливалась из литой стали. Корпус авиабомбы состоял из двух гонких стальных стаканов, вставленных один в другой. Пространство между стаканами заполнялось металлическими осколками в цементном растворе. Взрыватель был установлен в носовой части. Хвостовое оперение выполнено из четырех стабилизаторов из листовой стали, закрепленных заклепками. В кассетной бомбе в зависимости от типа контейнера размещалось 17 — 28 бомб. Бомбы были окрашены в темно-серый или оливковый цвет. Всего было выпущено 1,2 млн. бомб. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

Серия 50-килограммовых бомба использовалась как в качестве противопехотной, так и полубронебойной. Она была принята на вооружение в 1940 г. и имела армированный бетонный кожух толщиной 31 мм. Внутри корпуса находился стальной стакан толщиной 2 мм, который заполнялся тротилом. При взрыве возникало 300-400 осколков. Бомба имела литое из магниевого сплава оперение. Окрашивалась в черный цвет. Радиус поражения 80-100 м. Подвеска – горизонтальная или вертикальная. В случае применения бомбы в качестве противолодочной, с нее снималось оперение, а взрыватель устанавливался с задержкой на 5с. Это позволяло поражать подводные цели на глубине 12 — 18 м. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

Корпус бомбы был выполнен из цельной кованой стали. Хвост изготавливался из листовой стали. Бомба оснащалась электрическим или ударным взрывателем мгновенного действия. Для взрыва над землей применялся специальный парашют и взрыватель с задержкой. Подвеска – горизонтальная или вертикальная. ТТХ бомбы: масса – 66 кг; масса ВВ – 24 кг; длина – 1090 мм; диаметр – 240 мм; толщина стенки – 10,2 мм.

Конструктивно бомба состояла из трех частей. Нос и хвост были приварены к основной части корпуса. Хвост из листовой стали имел четыре стабилизатора с распорками из стального прута. Корпус бомбы выполнен из двух стальных труб разных диаметров, вставленных одна в другую, пространство между трубами заполнялось стальными осколками или бетоном. Бомба комплектовалась электрическим или ударным мгновенным взрывателем. Бомба окрашивалась в темно-зеленый цвет. Подвеска – горизонтальная или вертикальная. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

Бомба выпускалась в пяти вариантах: SD-500 и SD-500 A/В/С/Е. Центральный взрыватель был расположен вдоль всего корпуса бомбы. Хвостовое оперение изготовлено из листовой стали и имело кольцевые стойки. Подвеска – горизонтальная с помощью специального крепления. Бомба окрашивалась в серый цвет с двумя красными полосами на носу. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

Самыми крупными толстостенными осколочными бомбами были SD-1400 Esau и SD-1700 Sigismund. Они предназначались для поражения крупных кораблей и промышленных зданий. Корпус бомбы изготавливался из кованой стали. К носу бомбы было приварено кольцо, препятствующее чрезмерному проникновению бомбы в землю или воду. Хвост изготовлен из легкого сплава с кольцевой стойкой. Стабилизаторы скреплены с ребрами заклепками. Подвеска – горизонтальная с помощью специального крепления. ТТХ SD-1400/ SD-1700: масса – 1400/1704 кг; масса ВВ – 325/705 кг; длина – 2840/3300 мм; длина корпуса – 1691/2315 мм; диаметр – 563/660 мм.

Бронебойная реактивная бомба PC-500 RS (Paulina)

В 1942 г. на вооружение были приняты реактивные бронебойные авиабомбы: PC-500 RS, PC-1000-RS и PC-1800-RS. Твердотопливный двигатель, установленный в хвостовой части бомб, сообщал им дополнительную вертикалью скорость 160 м/с, чем увеличивал бронепробиваемость до 180-350 мм. Двигатель оснащался хвостовым оперением и мог работать до 3 с. Бомбы были толстостенной цельной конструкции со специально закаленным наконечником. Взрыватель электирического ударного типа размещался в головной части. Бомбы применялись для поражения бронированных кораблей. ТТХ бомб приведено в таблице.

ТТХ бомбы/Тип бомбы PC-500 RS (Paulina) PC-1000 RS (Pol) PC-1800 RS (Panther)
Длина, мм 2 100 2 200 2 690
Длина двигателя, мм 856 880 1 076
Диаметр, мм 300 398 536
Масса, кг 625 988 2057
Масса двигателя, кг 130 207 432
Масса топлива, кг 27 43 91
Масса ВВ, кг 145 119 247
Скорость, м/с 345 546 546

В класс бронебойных бомб входили бронебойно-фугасные (толстостеные) и бронебойно-осколочные (тонкостеные) бомбы. Толстостенные бомбы имели цельный кованный стальной корпус. Основной взрыватель находился в хвостовой части. Хвостовое оперение выполнялось из магниевого сплава или из листовой стали и усиливалось кольцевой стойкой. Подвеска – горизонтальная. Окрашивалась бомба в небесно-голубой цвет, на хвосте – красные или синие полосы. Бомбы сбрасывались с высоты — 4000-6000 м. Бронепробиваемость – до 180 мм брони или 2,5 м железобетона. ТТХ бомб приведено в таблице.

ТТХ бомбы/

Тип бомбы

PC-500 РС-1000 РС-1400 РС-1600 PD-500 SB-1000 SB-2500
Длина, мм 1 758 2 172 2 814 2 814 2 097 2 642 3 683
Длина корпуса, мм 1 074 1 486 1 923 1 669 1 365 1 982 2 230
Диаметр, мм 396 503 559 533 280 660 787
Толщина стенок, мм 35 38 32 н/д н/д н/д 13,5
Масса, кг 1 703 1 000 1 400 1 600 500 1 000 2 400
Масса ВВ, кг 75 160 300 230 32 735 н/д

В Германии выпускалось три основных вида дымовых бомб: NC-50, NC-50 WC NC D/SEE» (для постановки дымовых завес на воде) и NC-250S. Корпус бомб изготавливался из бесшовных стальных труб с четырьма стабилизаторами хвостового оперения. Взрыватель ударникового типа, мгновенного действия. Подвеска – вертикальная или горизонтальная. Время выделения дыма – 20 — 30 минут. ТТХ некоторых бомб приведено в таблице.

В Германии выпускалось большое количество контейнеров (кассетных бомб) для снаряжения их суббоеприпасами. К наиболее распространенным относились: AB-23 SD-2, AB-24T SD-2, AB-36 и BSK-36, AB-42, AB- 70, AB-250, AB-250, AB-500, AB-1000. Кассеты снаряжались осколочными и зажигательными бомбами. Согласно технической документации предусматривались следующие варианты снаряжения контейнеров: AB 250 — 96 B1 или 64 B2 или 28 B4 или 13 B10 + 6 B1 или 224 SD1 или 144 SD2 или17 SD4; AB 500 — 184 B1 или 116 B2 или 46 B4 или 28 B10 или 21 В10 + 35 B1 или 392 SD1 или 118 SD4; AB 1000 — 610 B1 или 238 B2 или 78 B10 или 66 B10 + 60 B1 или 204 SD4.

Бомба имела цилиндрический корпус, изготовленный из магниевого сплава. Он был заполнен термитгной стружкой. К корпусу крепился трехперьевой хвост. Бомбы не имели мгновенного взрывателя, и при падении через некоторое время самовозгорались. Как правило, бомбы сбрасывались в контейнерах, максимальный из которых помещал 700 единиц. ТТХ бомбы: масса – 1 кг; масса зажигательного вещества – 0,7 кг; длина – 345 мм; диаметр – 50 мм.

В период войны Германией выпускалась большая номенклатура зажигательных бомб, которые отличались различными «сюрпризами» противодействующих тушению огня или дополнительными взрывами расширяющими очаг поражения. Зажигательные авиабомбы выпускали в корпусах соответствующих по калибру тонкостенных фугасных авиабомб. В некоторых бомбах кроме термитных патронов находились стальные осколки и тротиловый заряд. Окрашивались зажигательные авиабомбы в темно-серый цвет. Применялись и составные зажигательные авиабомбы большого калибра, которые изготавливались во фронтовых условиях. К баку с зажигательной смесью крепились носовой и хвостовой (со стабилизатором) обтекатели от тяжелых фугасных авиабомб, подвесная система и запал в виде двух малокалиберных зажигательных авиабомб. Бомбы В-2 EZ/B-2,2 EZ имели 60 г. ВВ, которое после падения взрывались через 2-6 минут, тем самы поражая пожарных. Бомбы «В-4» выпускались в четырех вариантах, отличающиеся начинкой, которая препятсвоала тушению огня. А при тушении водой – образовывался гремучий взрыв. Они имели корпус из стального перфорированного листа с чугунной головкой и хвостом. Время горения их составляло 4-5 минут. Бомбы «Brand C 50 A» и «Brand C 250 A» содержали жидкую зажигательную смесь (в будтылках или ампулах) и горели 10-20 минут, образовывая очаг площадью 15 или 40 м в диаметре. Бомба Spreng-Brand C-50 дополнительно к зажигательной смеси имела заряд ВВ, который взрывался через 3-4 секунды после возгорания, разрбасывая горящие части вокруг. Бомбы Flam C-250 и Flam C-500 содержали жидкий зажигательный состав, состоящий из 30% бензина и 70 % сырой нефти. ТТХ некоторых зажигательных бомб.

Вид бомбы/ ТТХ бомбы Масса (кг) Масса зажигательного состава (кг) Длина Диаметр
B-1,3 E 1,3 0,68 350 50
B-2 EZ/B 2,2 EZ 2 0,78 525 50
B-4 4,5 1,2 700 80
B-10 11 3,5 1 070 115
Brand C-50 A 41 12 1 100 200
Spreng-Brand C-50 50 6,5 1 100 200
Brand C-250 A 185 65 1 654 368
Flam C-250 125 74 1 642 368
Flam C-500 225 157 1 765 470

Неуправляемый реактивный снаряд R-4/M был принят на вооружение в 1944 г. Конструктивно он состоял из трех частей: головной части; твердотопливного ракетного двигателя и стабилизатора с раскрывающимся в полете оперением. Фугасная боевая часть ракеты была рассчитана на прямое попадание, в отличие от осколочных снарядов зенитной артиллерии, поражавших цель осколками при наличии промахов. На курсе ракету удерживали 8 раскрывающихся стабилизаторов размахом 242 мм. Ракета предназначалась для уничтожения тяжёлых бомбардировщиков противника. Ракетами оснащались самолёты Me-262 и Fw-190. Пуск ракет производится из подкрыльевых узлов подвески. У истребителя Me-262 удалось разместить до 24 ракет. Наиболее распространенной тактикой был запуск залпом всех ракет с дистанции около 1 км. На такой дистанции ракеты накрывали довольно большой объем пространства примерно 15 на 30 м, значительно увеличивая вероятность поражения хотя бы одного бомбардировщика противника. Всего было выпущено 12 тысяч ракет. ТТХ ракеты: масса – 3,9 кг; диаметр корпуса — 55 мм; длина ракеты — 812 мм; масса ВВ – 520 г; масса разгонного заряда – 815 г; дальность пуска – 1500 м; эффективная дальность — 600 — 1000 м; максимальная тяга двигателя — 245 кгс; скорость – 525 м/с. На основе R-4/M были разработаны две ракеты для поражения бронированных наземных целей Panzerblitz-2 (бронепробиваемость — 180 мм; скорость — 370 м/с.) и Panzerblitz-3 (бронепробиваемость — 160 мм; скорость до 570 м/с).

Направляющие для снарядов RZ.65/73. Слева — под крылом Bf-109. Справа – под крылом Fw-190

Неуправляемый реактивный снаряд RZ.65 был принят на вооружение в 1942 г. Для запуска ракет служила трубчатая пусковая установка, встраиваемая в крыло. Позже была запущена в производство модернизированная ракета RZ.73. При использовании бронебойной боеголовки ракета пробивала 80-мм броню. ТТХ снаряда RZ.65: масса – 2,8 кг; длина – 262 мм; диаметр – 73 мм; масса разгонного заряда – 685 г; масса ВВ – 130 г; скорость – 260 м/с. ТТХ снаряда RZ.73: масса – 3,2 кг; длина – 330 мм; диаметр – 73 мм; масса разгонного заряда – 583 г; масса ВВ – 200 г; скорость – 360 м/с; дальность полета – 400 м.

С 1943 г. ВВС Германии стали применять в воздушных боях с тяжелыми бомбардировщиками реактивные снаряды 21-см W.Gr.42. Эти снаряды (ракеты) были созданы для пятиствольного 210-мм миномета NbW.42 на колесном лафете. От этого миномета были взяты и пусковые трубы, которые монтировались в местах крепления подвесных баков. Снаряды 21-см W.Gr.42 запускались с истребителя FW-190. Их применение было довольно эффективным при отражении дневных налетов американских летающих крепостей В-17, разумеется, когда они действовали без истребительного прикрытия. Под крылья истребителей FW-190 и Me-109G подвешивали два снаряда 210-мм W.Gr.42, а на Ме-110 — два или четыре снаряда. Дистанционный взрыватель выставлялся на 600-1200 м. Всего было выпущено 403 тысячи снарядов. ТТХ снаряда: диаметр – 210 мм; длина – 1260 мм; масса – 110 кг; масса разгонного заряда – 18,6 кг; масса ВВ – 10,2 кг; скорость снаряда – 320 м/с; дальность стрельбы –1,2 км; радиус поражения осколками – 40 м.

Бомба FX-1400 «Fritz-X», иногда именуемая «Ruhrstahl/Kramer X-1» использовалась в 1943-1944 гг. Она была разработана на основе фугасной бомбы SD-1400, оснащалась двигателями и наводилась на цель по радио в период свободного падения. Управление бомбой осуществлялось с помощью электромагнитных механизмов, перемещавших специальные аэродинамические поверхности – спойлеры. Самолет после сброса бомбы уменьшал скорость полета с таким расчетом, чтобы к моменту падения бомбы оказаться над целью, оператор следил за бомбой с помощью обычного бомбового прицела. На бомбе устанавливался взрыватель ударного действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время проникновения бомбы внутрь цели. Бомба имела хвостовой огонь-трассер, служивший для обозначения ее курса в условиях пониженной видимости. Вместе с тем, бомба не могла использоваться в условиях низкой облачности. Самолет-носитель Do-217 сбрасывал бомбу на высоте 4 — 8 км на дистанции до 3,5 км до цели. Как правило, бомба пробивала корабль насквозь, взрывалась только в воде под ним. Всего было выпущено 1400 бомб. ТТХ бомбы: скорость – 1035 км/ч; масса – 1570 кг; масса ВВ – 320 кг; размах крыла – 1352 мм; диаметр оперения – 840 мм; длина – 3262 мм; диаметр корпуса – 562 мм; толщина стенок – 150 мм; бронепробиваемость с высоты 6000 м – 130 мм.

Ракета класса «воздух-воздух» имела сигарообразный корпус с четырьмя небольшими крестобразными рулями в хвостовой части и четырьмя большими крыльями. Корпус ракеты выполнен из алюминиевых сплавов, аэродинамические поверхности — из бакелитовой фанеры. Жидкостный реактивный двигатель за 20 секунд работы обеспечивал ракете скорость полёта порядка 900 км/ч. Позже ракета оснащалась твердотопливным двигателем позволявшего ракете в течение 8 секунд полёта развивать тягу в 150 кг. Ракета управлялась по проводам, размещённым в двух катушках на торцах крыла. Такое управление снижало маневренность цели, зато канал управления был полностью защищён от помех. Длина проводов составляла 4,5 км. Для контроля полёта использовались трассеры, и даже электрическая лампочка в хвосте для сумерек. Ракета несла осколочную боевую часть с радиусом гарантированного поражения 8 м. Подрыв осуществлялся с помощью акустического неконтактного взрывателя, который реагировал на звук двигателя самолёта-цели. Всего было выпущено 1300 ракет. ТТХ ракеты: масса — 60 кг; масса боевой части – 20 кг; длина – 2010 мм; диаметр – 220 мм; размах крыльев — 780 мм; скорость – 893 км/ч; дальность полета – 4 км; эффективная дальность применения – 2 км.

Радиоуправляемоя ракета малой дальности класса «воздух-воздух» была принята на вооружение в конце 1944 г. На ракете был установлен ракетный двигатель работающий на твердом топливе Schmidding 109-543 (SG 32) развивал тягу 150 кгс в течении 5,5 с. Детонация ракеты осуществлялась при помощи кодированного сигнала получаемого с самолета-носителя по радиоканалу связи. В нижней части ракеты был установлен электрогенератор, питающий системы управления и наведения. Носителями ракеты были следующие самолеты: Ju 88 A-4, Do 217 J/N, Ju 88 G-1 и Ju 388 J-1. Всего было выпущено 135 ракет. ТТХ ракеты: длина — 2 м; диаметр – 415 мм; размах – 1290 мм; площадь крыла – 0,42 м.кв, масса – 95 кг; масса боевой части – 25 кг; скорость – 682 км/ч; дальность – 1,6 км.

Henschel Hs-293 — управляемая авиационная бомба (планирующая бомба) предназначалась для применения по крупным морским целям. Она выглядела как маленький самолет или планер с перевернутым хвостовым оперением: внизу – бомба, над ней ракетный двигатель. Бомба начала применяться с 1943 г. Она была создана на базе стандартной фугасной авиабомбы SC-500 с тонкостенным стальным корпусом и разрывным зарядом повышенного наполнения. Hs-293 была снабжена несущими поверхностями, хвостовым оперением и реактивным ускорителем. Бомба сбрасывалась при нахождении бомбардировщика вне зоны досягаемости зенитного огня. Ракетный ускоритель в течении 10 секунд разгонял «крылатую бомбу», после чего она планировала в сторону цели, с применением радиокомандного управления, аппаратура которого находилась в хвостовой части. Наведение на цель производилось с самолёта штурманом-оператором. Чтобы штурман визуально не потерял бомбу из виду, на её «хвосте» устанавливалась сигнальная вспышка. При сбросе с высоты 1400 м дальность планирования бомбы составляла около 12 км. При сбросе бомбы взрыватель боевой части автоматически переводился в боевое положение. Носителями бомбы являлись: Не111Н-12, Не177А-3, Do217K-2/K-3, Do217M-11, Do217R, Не277В-5 и Ju290A-7. Некоторые из них могли нести две бомбы. Всего было выпущено 1900 бомб. ТТХ бомбы: длина – 3820 мм; диаметр – 470 мм; размах крыла – 3100 мм; масса – 1045 кг; масса ВВ – 295 кг; дальность полета – 3,5 — 18 км; высота сброса – 300 — 2000 м; скорость – 600 км/ч.

Бомба с жидкотопливным двигателем предназначалась для поражения морских целей вне досягаимости огня зенитных орудий. Особенностью бомбы являлась возвожность удерживать низкую высоту полета над уровнем моря (около 2 м). Управление рулями – пневматическое. Существовало два варианта бомбы: BV-143 – запускаемая с самолета He-111; BV-143b — запускаемая с корабельной или наземной катапульты. Бомба выпускалась с 1943 г. Всего было построено 251 бомбу. ТТХ бомбы: масса – 1073 кг; масса боевой части – 500/1000 кг; длина – 6 м; размах крыльев – 13,3 м; дальность – 8 км.

Бомба была разработана на базе эксперементальной BV-226 и принята на вооружение в 1943 г. Она имела фюзеляж сигарообразной формы и сдвоенное вертикальное хвостовое оперение с рулями направления. Крылья были установлены в верхней части фюзеляжа, были очень тонкими и имели большое удлинение, подобно крыльям планера. Бомба наводилась по радио с самолета-носителя. В 1945 г. бомба была переорентирована на борьбу с радиолокационными станциями. Носителями бомбы являлись Junkers Ju-88 и Heinkel He-111. К окончанию войны было выпущено 10 бомб. ТТХ бомбы: длина – 3,5 м; диаметр – 0,5 м; размах крыла – 6,4 м; площадь крыла – 1,5 кв. м; масса – 730 кг; масса боевой части – 435 кг; скорость – 550 км/ч; дальность полета – 210 км.

Абсолютным рекордсменом среди неядерных авиабомб стала созданная в конце 40-х годов в США авиабомба Т-12 «Cloudmaker» («Создающий облака»). Общая масса боеприпаса, в котором помещалось 8 тонн взрывчатки, составляла 20 тонн. Единственным самолетом который мог поднять адскую машину в небо на тот момент был гигантский бомбардировщик Convair B-36 Правда, сеять хаос, смерть и разрушения в стане противника Т-12 так и не довелось, поэтому «Создающий облака» не вошел в наш рейтинг. При подготовке материала мы опирались на информацию, собранную участниками сообществ и .

5 место: ФАБ-5000 НГ - 5400 кг


Советская фугасная авиабомба ФАБ-5000 НГ, 1944 год, www.airwar.ru

Самой большой авиабомбой, которую Советская авиация применила в годы Второй мировой войны, стала ФАБ-5000 НГ. Её масса составляла 5400 килограмм, носителем был бомбардировщик Пе-8. Сведений о реальном использовании этих бомб немного. Известно, что бомбы в апреле 1943 года и в апреле 1945 года сбрасывались на Кенигсберг. Так же ФАБ-5000 НГ применялись во время Курской битвы и при освобождении Орла.

4 место: Tallboy - 5443 кг


Британская сейсмическая бомба Tallboy («Верзила»), s0.geograph.org.uk , 2012 год

Британская сейсмическая бомба Tallboy («Верзила») стала одной из самых массовых сверхтяжелых бомб в истории авиации. Ее вес при длине в 6,3 метра составлял 5443 килограмм, всего за 1944-1945 годы было произведено более 800 таких бомб. Как нетрудно догадаться, единственным адресатом «посылок» стал Третий Рейх, боеприпасы применялись против подземных укреплений и кораблей. Наиболее успешными бомбардировками стало разрушение тоннеля во французском Сюморе, серия атак на заводы по производству ракет Фау-2 и уничтожение флагмана гитлеровского флота - линкора «Тирпиц». Одна из пятитонных бомб, пробив палубу, взорвалась внутри корабля, после чего он затонул. Носителем успешной бомбы был британский тяжелый бомбардировщик Lancaster. За какие же качества бомба получила «сейсмическую» классификацию?

По достижении земли, Толлбой зарывался в грунт примерно на 20 метров и там уже взрывался (таймер мог быть выставлен на любое время - от долей секунд до часу после падения бомбы), создавая эффект землятресения. В этом, собственно, и было основное отличие Толлбоя от обычных бомб - никакая постройка не могла перенести такого встряхивания и рушилась. Также это оружие использовалось против укреплённых стапелей подводных лодок, подземных заводов, мостов, виадуков и т.д., то есть, против целей, против которых обычные бомбы были неэффективны (в мосты и виадуки было крайне тяжело попасть бомбами того времени.

3 место: BLU-82/B - 6800 кг


Американская бомба BLU-82/B, U.S. Air Force , 2012 год

Американская бомба BLU-82/B с лирическим прозвищем «Daisy Cutter» («Косилка маргариток») в 70-х годах минувшего века стала кошмаром для партизан Вьетконга. Изначально бомба разрабатывалась почти в мирных целях- с ее помощью планировалось расчищать от растительности площадки для посадки вертолётов в джунглях. Позже концепция изменилась и ее стали применять против укреплений и живой силы противника. Так же известно, что американцы использовали бомбы во время операции «Буря в пустыне» в Ираке и против горных укреплений Талибана в Афганистане. Интересно, что носителем бомбы был не бомбардировщик, а транспортный самолёт МС-130.

2 место: ФАБ-9000 М54 - 9407 кг


Советская фугасная авиабомба ФАБ-9000 М-54, , 2010 год

Советская фугасная авиабомба ФАБ-9000 М-54 разрабатывалась для борьбы с крупными кораблями, видимо, поэтому её применение в 80-х годах минувшего столетия против афганских моджахедов, вопреки ожиданиям советского командования, оказалось малоэффективным. На открытой местности радиус летального поражения ударной волной ФАБ-9000 составлял менее 60 метров, шанс получить серьезную контузию противник имел только оказавшись на расстоянии не более 225 метров от точки взрыва. Невысокие результаты были достигнуты и при нанесении ударов по горным укреплениям моджахедов, ФАБ-9000- некорректируемая свободнопадающая бомба, а удары производились с больших высот.

1 место: Grand Slam - 9980 кг


Grand Slam- самая тяжелая бомба, из применявшихся в вооружённых конфликтах, 1945 год, Ian Dunster

Лидер нашего рейтинга - британская сейсмическая бомба Grand Slam «Большой хлопок». Боеприпас массой в 9980 килограммов и длиной 7,7 метров появился в конце Второй мировой войны. Всего было произведено более 40 таких авиабомб. Командование королевских ВВС осталось довольным результатами их применения - с помощью «Больших хлопков» были уничтожены защищённая семиметровой бетонной крышей база немецких подводных лодок в Фарге, несколько железнодорожных виадуков и другие объекты. В качестве носителя авиабомбы использовался бомбардировщик Lancaster.

Первая Grand Slam была сброшена 13 марта 1945 года. Воронка от её взрыва составила 38 метров в диаметре и 9 метров глубины. В последующие дни эти бомбы были использованы при нанесении ударов по виадукам Биелефельд. Всего 41 Grand Slam были сброшены за время войны. И хотя они так и не использовались против подземных объектов, за свой короткий срок службы они показали себя исключительно с лучшей стороны при нанесении ударов по узлам связи противника.


Сравнительные характеристики сверхтяжёлых неядерных авиабомб

Авиационные бомбы или авиабомбы – это один из основных видов авиационных боеприпасов, который появился практически сразу после зарождения боевой авиации. Авиабомба сбрасывается с самолета или другого летательного аппарата и достигает цели под действием силы тяжести.

В настоящее время авиационные бомбы стали одним из основных средств поражения противника, в любом вооруженном конфликте последних десятилетий (в котором применялась авиация, конечно) их расход составлял десятки тысяч тонн.

Современные авиационные бомбы используются для поражения живой силы противника, его бронетехники, боевых кораблей, вражеских укреплений (в том числе и подземных бункеров), объектов гражданской и военной инфраструктуры. Основными поражающими факторами авиабомб является взрывная волна, осколки, высокая температура. Существуют специальные виды бомб, которые содержат различные виды отравляющих веществ для поражения живой силы противника.

С момента появления боевой авиации было разработано огромное количество типов авиационных бомб, часть из которых используется и в наши дни (например, фугасные авиационные бомбы), а другие давно сняты с вооружения и стали частью истории (ротативно-рассеивающая авиационная бомба). Большинство типов современных авиабомб были изобретены до или во время Второй мировой войны . Однако нынешние авиационные бомбы все-таки отличаются от своих предшественников – они стали гораздо «умнее» и смертоноснее.

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) – один из наиболее распространенных видов современного высокоточного оружия, они совмещают в себе значительную мощность боевой части (БЧ) и высокую точность поражения цели. Вообще, следует отметить, что применение высокоточных средств поражения – это одно из основных направлений развития ударной авиации, эпоха ковровых бомбардировок постепенно отходит в прошлое.

Если спросить обычного обывателя, какие бывают авиабомбы, то вряд ли он сможет назвать больше двух-трех разновидностей. На самом деле арсенал современной бомбардировочной авиации огромен, в него входят несколько десятков различных видов боеприпасов. Они отличаются не только калибром, характером поражающего действия, весом взрывчатого вещества и назначением. Классификация авиационных бомб довольно сложна и основана сразу на нескольких принципах, причем в разных странах она имеет некоторые различия.

Однако прежде чем перейти к описаниям конкретных видов авиационных бомб, следует сказать несколько слов об истории развития этого боеприпаса.

История

Идея применять летательные аппараты в военном деле родилась практически сразу после их появления. При этом самым простым и логичным способом нанести вред супостату с воздуха было сбрасывание чего-либо смертоносного ему на голову. Первые попытки использовать аэропланы в качестве бомбардировщиков были предпринята еще до начала Первой мировой войны – в 1911 году во время итало-турецкой войны итальянцы сбросили несколько бомб на турецкие войска.

Во время Первой мировой войны для поражения наземных целей, кроме бомб, использовали еще и металлические дротики (флешетты), которые были более или менее эффективны против живой силы противника.

В качестве первых авиационных бомб зачастую использовали ручные гранаты, которые летчик просто бросал из своей кабины. Понятно, что точность и эффективность подобного бомбометания оставляла желать лучшего. Да и сами самолеты начального периода Первой мировой войны мало подходили на роль бомбардировщиков, гораздо большей эффективностью обладали дирижабли, способные брать на борт несколько тонн бомб и преодолевать расстояние в 2-4 тыс. км.

Первым полноценным бомбардировщиком ПМВ стал российский самолет «Илья Муромец ». Вскоре подобные многомоторные самолеты-бомбардировщики появились на вооружении всех участников конфликта. Параллельно шла работа над совершенствованием их главного средства поражения противника – авиационных бомб. Перед конструкторами стояло несколько задач, главной из которых был взрыватель боеприпаса – необходимо было добиться того, чтобы он срабатывал в нужный момент. Недостаточной была устойчивость первых бомб – они падали на землю боком. Первые авиационные бомбы часто изготавливали из корпусов артиллерийских снарядов разных калибров, но их форма не слишком подходила для точного бомбометания, да и стоили они очень дорого.

После создания первых тяжелых бомбардировщиков военным необходимы были боеприпасы серьезных калибров, способные причинить действительно серьезные урон противнику. Уже к середине 1915 года на вооружении российской армии появились бомбы калибра 240 и даже 400 кг.

В это же время появляются первые образцы зажигательных авиабомб на основе белого фосфора. Российским химикам удалось разработать дешевый способ получения этого дефицитного вещества.

В 1915 году немцы стали применять первые осколочные авиабомбы, чуть позже подобные боеприпасы появились на вооружении других стран-участниц конфликта. Российский изобретатель Дашкевич придумал «барометрическую» бомбу, взрыватель которой срабатывал на определенной высоте, разбрасывая на определенной площади большое количество шрапнели .

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к однозначному выводу: всего за несколько лет Первой мировой войны авиационные бомбы и бомбардировщики прошли немыслимый путь – от металлических стрел до полутонных бомб вполне современной формы с эффективным взрывателем и системой стабилизации в полете.

В период между мировыми войнами бомбардировочная авиация стремительно развивалась, больше становилась дальность и грузоподъемность самолетов, совершенствовалась и конструкция авиационных боеприпасов. В это время были разработаны новые виды авиационных бомб.

На некоторых из них следует остановиться более подробно. В 1939 году началась советско-финская война и практически сразу авиация СССР приступила к массированным бомбардировкам финских городов. Среди прочих боеприпасов использовались так называемые ротативно-рассеивающие авиабомбы (РРАБ). Ее можно смело назвать прообразом будущих кассетных авиабомб .

Ротативно-рассеивающая авиабомба представляла собой тонкостенный контейнер, содержащий большое количество небольших бомб: фугасных, осколочных или зажигательных. Благодаря особой конструкции оперения ротативно-рассеивающая авиабомба вращалась в полете и разбрасывала суббоеприпасы по большой площади. Так как СССР заверял, что советские самолеты не бомбят города Финляндии, а сбрасывают голодающим продовольствие, то финны остроумно прозвали ротативно-рассеивающие авиабомбы «хлебницами Молотова».

Во время польской кампании немцы впервые применили настоящие кассетные авиабомбы, которые по своей конструкции практически не отличаются от современных. Они представляли собой тонкостенный боеприпас, который подрывался на необходимой высоте и освобождал большое количество маленьких бомб.

Вторую мировую войну можно смело назвать первым боевым конфликтом, в котором боевая авиация сыграла определяющую роль. Немецкий штурмовик Ju 87 «штука» стал символом новой военной концепции – блицкрига, а американские и английские бомбардировщики с успехом воплощали в жизнь доктрину Дуэ, стирая в щебень немецкие города вместе с их обитателями.

В конце войны немцы разработали и впервые успешно применили новый вид авиационного боеприпаса – управляемые авиационные бомбы. С их помощью, например, был потоплен флагман итальянского флота – новейший линкор «Рома».

Из новых типов авиабомб, которые впервые стали применяться во время Второй мировой войны, следует отметить противотанковые, а также реактивные (или ракетные) авиабомбы. Противотанковые бомбы – это особый тип авиационных боеприпасов, предназначенный для борьбы с бронетехникой противника. Они обычно имели небольшой калибр и кумулятивную боевую часть. Их примером могут служить советские бомбы ПТАБ, которые активно использовались авиацией РККА против немецких танков.

Ракетные авиабомбы – это вид авиационного боеприпаса, оснащенного ракетным двигателем, который придавал ему дополнительное ускорение. Принцип их работы был прост: «пробивная» способность бомбы зависит от ее массы и высоты сброса. В СССР перед войной посчитали, чтобы гарантировано уничтожить линкор, необходимо сбросить двухтонную бомбу с высоты четыре километра. Однако, если установить на боеприпас простейший ракетный ускоритель, то оба параметра можно уменьшить в несколько раз. Изготовить подобный боеприпас тогда так и не получилось, но ракетный способ ускорения нашел применение в современных бетонобойных авиабомбах .

6 августа 1945 года началась новая эпоха развития человечества: оно познакомилось с новым разрушительным оружием – ядерной бомбой . Этот тип авиационного боеприпаса до сих пор находится на вооружении разных стран мира, хотя значение ядерных авиабомб значительно уменьшилось.

Боевая авиация непрерывно развивалась в период Холодной войны, вместе с ней совершенствовались и авиационные бомбы. Однако чего-то принципиально нового в этот период придумано так и не было. Совершенствовались управляемые авиабомбы, кассетные боеприпасы, появились бомбы с объемно-детонирующей боевой частью (вакуумные бомбы).

Примерно с середины 70-х годов авиабомбы все больше становятся высокоточным оружием. Если во время вьетнамской кампании УАБ составляли всего лишь 1% от общего количества авиабомб, сброшенных американской авиацией на противника, то при проведении операции «Буря в пустыне» (1990 год) эта цифра возросла до 8%, а во время бомбежек Югославии – до 24%. В 2003 году в Ираке уже 70% американских авиабомб относились к высокоточному оружию.

Совершенствование авиационных боеприпасов продолжается и в наши дни.

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

Если говорить о классификациях авиационных бомб, то их существует несколько. Все бомбы делятся на:

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами . Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть , поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.

Существует классификация авиабомб, основанная на более узком определении поражающего действия, она используется чаще всего. Согласно ей, авиабомбы бывают:

  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

Виды авиабомб

Наиболее часто используемыми авиационными бомбами являются фугасные. Даже небольшая бомба калибра 50 кг содержит больше взрывчатого вещества, чем 210-мм орудийный снаряд. Причина очень проста – бомбе не нужно выдерживать огромных нагрузок, которым подвергается снаряд в орудийном стволе, поэтому ее можно сделать тонкостенной. Корпус снаряда требует точной и сложной обработки, что абсолютно не обязательно для авиабомбы. Соответственно и стоимость последней гораздо ниже.

Следует отметить, что применять фугасные бомбы очень больших калибров (выше 1 тыс. кг) не всегда рационально. С увеличением массы взрывчатого вещества радиус поражения растет не слишком значительно. Поэтому по большой площади гораздо эффективнее применять несколько боеприпасов средней мощности.

Еще одним распространенным типом авиационных бомб являются осколочные. Основной целью поражения подобных бомб является живая сила противника или гражданское население. Эти боеприпасы имеют конструкцию, которая способствует образования большого количества осколков после взрыва. Обычно они имеют насечку на внутренней стороне корпуса или готовые поражающие элементы (чаще всего шарики или иголки), помещенные внутрь корпуса. При взрыве стокилограммовой осколочной бомбы получается 5-6 тыс. небольших осколков.

Как правило, осколочные бомбы имеют меньший калибр, чем фугасные. Значительным недостатком этого вида боеприпаса является тот факт, что от осколочной бомбы легко спрятаться. Для этого подойдет любое полевое укрепление (окоп, ячейка) или здание. В настоящее время более распространены кассетные осколочные боеприпасы, которые представляют собой контейнер, заполненный небольшими осколочными суббоеприпасами.

Подобные бомбы приводят к значительным жертвам, причем больше всего от их действия страдает мирное население. Поэтому подобное оружие запрещено многими конвенциями.

Бетонобойные бомбы. Это весьма интересный тип боеприпаса, его предшественником считаются так называемые сейсмические бомбы, разработанные англичанами в начале Второй мировой войны. Идея была такова: сделать очень большую бомбу (5,4 тонны – Tallboy и 10 тонн – Grand Slam), поднять ее повыше - километров на восемь - и сбросить на голову супостату. Бомба, разогнавшись до огромной скорости, проникает глубоко под землю и там взрывается. В результате происходит небольшое землетрясение, которое уничтожает постройки на значительной площади.

Из этой затеи ничего не получилось. Подземный взрыв, конечно же, сотрясал почву, но явно недостаточно для обрушения зданий. Зато подземные сооружения он уничтожал очень эффективно. Поэтому уже в конце войны английская авиация подобные бомбы использовала специально для уничтожения бункеров.

Сегодня бетонобойные бомбы часто оснащают ракетным ускорителем, чтобы боеприпас набрал большую скорость и проник поглубже в землю.

Вакуумные бомбы. Эти авиационные боеприпасы стали одним из немногих послевоенных изобретений, хотя боеприпасами объемного взрыва интересовались еще немцы в конце Второй мировой войны. Массово использовать их начали американцы во время вьетнамской кампании.

Принцип работы авиационных боеприпасов объемного взрыва - это более правильное название - довольно прост. В боевой части бомбы содержится вещество, которое при детонации подрывается специальным зарядом и превращается в аэрозоль, после чего второй заряд поджигает его. Подобный взрыв в несколько раз мощнее обычного и вот почему: обычный тротил (или другое ВВ) содержит и взрывчатое вещество, и окислитель, «вакуумная» бомба использует для окисления (горения) кислород воздуха.

Правда, взрыв подобного типа относится к типу «горение», но по своему действию она во многом превосходит обычные боеприпасы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них