Арт группа митьки. Кто такие митьки и почему им по силам завоевать весь мир

Оказывается, с бюджетом около 2 000 000 рублей примерно за два года можно собрать довольно представительную коллекцию «митьков»

Признаться, это тот случай, когда даже мой закаленный слух режет такая формулировка темы: от упоминания увальней митьков в одном контексте с коммерцией и аукционами веет каким-то лютым оксюмороном. Но это с непривычки. Не на облаке живем, к чему жеманство? Художественные артефакты некогда успешной некоммерческой субкультуры сегодня стоят денег и в целом включены в публичный рыночный оборот.

Изначально в неформальное «политбюро» группы «Митьки» входило три художника - Дмитрий Шагин , Владимир Шинкарёв и Александр Флоренский . Есть ближний круг, есть предтечи (Рихард Васми и др.), есть многочисленные последователи. Сегодня митьками числятся десятки художников и общественных деятелей, включая космонавта Владимира Джанибекова , которого приняли в митьки этим летом.

Первый состав «Митьков» образца середины 1980-х распался в 2008 году, когда о выходе заявил Владимир Шинкарёв - автор манифеста художественного объединения (1984) и изобретатель самого слова «митьки» (см.: «Владимир Шинкарев - Конец митьков»). Но группа «Митьки» на этом не закончилась. Объединение повел вперед Дмитрий Шагин (по уменьшительному имени которого Шинкарев и назвал движение). И что бы кто ни говорил, Шагин с функцией справляется успешно: устраивает выставки, дает интервью, создает информационные поводы, принимает в ряды новых братушек, да и в целом не дает забыть «Митьков». Чего стоит одна только нашумевшая акция «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына» .

Конечно, время берет свое. Поменялась экономика, общественная атмосфера, и идеи митьков устарели. У большинства художников объединения сложилась сольная карьера. Так, Владимир Шинкарёв стал художником влиятельной швейцарской галереи Бруно Бишофбергера , которая занимается также Уорхолом и Баскией. Флоренские , а также самый, пожалуй, известный из питерских митьков, Яшке , периодически выставляется, а также не без успеха продается на отечественных и мировых аукционах. Постепенно складывается и у московской фракции «Митьков» - Николая Полисского и Константина Батынкова . Они тоже растопили лед публичного рынка и вошли в аукционную обойму.

Но в целом аукционный рынок митькам пока победить не удалось. То ли не хотят, то ли всё устраивает, то ли срабатывает питерская специфика. Рынок митьков остается рынком частных сделок: продают через галереи или как-то по своим и тихо. Я бы сказал, что пока коллекционерам стоит в равной степени полагаться на статистические выкладки и на собственную интуицию. Звучит странно, особенно на нашем сайте, но на зыбкой почве открытых митьковских продаж уверенной статистики не построишь. Хотя знать аукционные цены все же не повредит, тем более что они довольно любопытны и не всегда коррелируют с медийной известностью авторов.

Интересно, в частности, что среди питерских митьков больше всего аукционных результатов насчитывается у Александра Флоренского. У Шагина и даже Шинкарёва аукционных продаж в разы меньше (к сожалению, о галерейных сделках мы достоверно судить не можем). Рейтинг самых дорогих аукционных работ митьков возглавляет Владимир Шинкарев. Цена самой дорогой картины митьков составляет £32 000 за его «Площадь Ленина». Если не учитывать заморский рынок периода высокой конъюнктуры и ограничиться только российскими аукционами, то, вероятно, рекорд цены среди питерских митьков будет принадлежать Владимиру Яшке: его работу пять лет назад на «Совкоме» купили за 300 000 рублей, что тогда составляло $10 000. Если же брать еще и «московскую фракцию», то ценовой рекорд будет принадлежать Николаю Полисскому.

Теперь пройдемся по аукционным ценам для остальных первых имен митьковского движения, не забывая делать поправку на здравый смысл.

Цены на картины Владимира Шинкарёва

Рыночной карьерой Владимира Шинкарёва занимается GALERIE BRUNO BISCHOFBERGER AG, поэтому нехватка аукционных сделок, по-видимому, компенсируется непубличными галерейными продажами. Рекордная цена $64 750 была заплачена за «Площадь Ленина I» в 2008 году на Phillips de Pury. Второй известный аукционный результат для Шинкарева - это $2 400 за «Первый снег», проданный в 2010 году на Шапиро. Его живопись еще несколько раз попадала в аукционные каталоги с оценкой $6 000–10 000, но не достигала резерва; самый свежий пример - июньский аукцион Vladey, где холст «Всеобщий дембель» 1989 года (кстати, с митьковской темой, с тельняшками и братушками) оценили от $6 700 и не продали. Как вы понимаете, в такой ситуации говорить о внятных ориентирах не приходится. Рискну лишь предположить, что сегодня в России нормальный ценовой диапазон для живописи Шинкарёва - $5 000–10 000.

Цены на картины Дмитрия Шагина

Единственный пока аукционный результат для живописи Дмитрия Шагина - это $1200 на Shapiro в 2010 году. Летом на VLADEY выставлялась картина «Смоленка» за $3–4 тыс., но не достигла резерва. Еще можно вспомнить, что в 2008 году одну из картин выставляли на Bonhams за $13 000, но это был явный перебор. Так же как $3000 за шелкографию «Пушкин-Митек», не проданную в 2010 году на американском Bloomsbury. Дополнительный фактор неопределенности заключается в том, что на аукционах ни разу не предлагались характерные живописные работы Шагина с ценными жизнерадостными темами - говоря по-митьковски, «с оттягом»: с тельняшками, с афоризмами, с пушкиными-маяковскими. Вот такие наверняка продавались бы. За сколько? Предположу, что за $3000–5000, например. А на аукционы пока ориентироваться бессмысленно.


Цены на картины Александра Флоренского

Ироничная наив-стилизованная живопись Флоренского в последние годы продавалась на аукционах в диапазоне $1000–4500. Причем $1000 - это результат, выбивающийся из общего ряда: покупателю «Княжны Таракановой» просто повезло, потому что и вещь хорошая была, и цена очень доброжелательная. Правильнее ориентироваться на $2000–3000. Еще Флоренский поражает стопроцентный уходом; первый раз на моей памяти такое: из 8 работ, выставляемых на аукционах, были проданы все 8. За разные деньги, но все.

Цены на картины и рисунки Владимира Яшке

Аукционные результаты Яшке пока можно пересчитать по пальцам одной руки, как и у Шинкарёва. И тоже привязаться не к чему. Диапазон от 15 000 рублей за графику, но сегодня, до 300 000 рублей за живопись, но вчера. Точнее, пять лет назад. По моему мнению, по сегодняшнему рынку потенциальному покупателю живописи стоит держать в голове цифру около $3000, плюс-минус.

Цены на произведения Николая Полисского

До 2013 года Николай Полисский был показательным примером художника, известного всей России, но не имеющего при этом ни одной публично зафиксированной продажи. Такое, наверное, только у нас могло быть. Но два года назад скульптура, повторяющая его знаменитый объект «П», была продана почти за $11 000, что делает ее, вероятно, самой дорогой работой митьков на российском аукционном рынке. На этом, собственно, и всё, больше привязаться не к чему. В 2014 году Максим Боксер предлагал на своем аукционе в Лондоне рисунки Полисского на тему адронного коллайдера за $900–1200. Тогда покупателей не нашлось - но это ни о чем не говорит. На внутреннем рынке где-нибудь до 50 000 рублей за графику запросто можно ждать положительного результата. Просто не было пока подходящего случая.

Цены на картины и рисунки Константина Батынкова

Работы московского митька Константина Батынкова, не в пример остальным участникам движения, обладают неплохой ликвидностью на аукционном рынке. Их много, цены доступны, люди покупают. Про рынок Батынкова AI писал несколько месяцев назад (см. на AI: «Константин Батынков. Всадник “веселого апокалипсиса”»), и сегодня цифры, приведенные в статье, остаются актуальными. Это один из самых популярных для массового коллекционирования художников. Его рисунки можно приобрести начиная с 12 000 рублей и в галереях и на аукционах. В базе AI по Батынкову записано больше 50 аукционных событий. Едва ли не больше, чем у всех остальных перечисленных выше митьков. Один только наш AI Аукцион продал только в этом кризисном году 4 работы Батынкова. Реальные цены за большие акрилы на бумаге - около 100 000–120 000 рублей. Это если продавать быстро, за неделю. Маленькие вещи могут стоить около 20 000 рублей. Кстати, прямо сейчас на AI Аукционе продается полихромный батынковский акрил «Танк» - мощная такая штука в фирменном батынковском стиле милитари, но это так, к слову. За большую живопись в галереях могут просить €4 000–6 500. Формальный же аукционный рекорд для творчества Батынкова составляет $25 400 и был установлен на Sotheby’s, как вы догадываетесь, в далеком 2008 году.


Какие выводы можно сделать из аукционной статистики по митькам?

1. На сегодняшний день все художники включены в аукционный оборот - это уже хорошо.

2. Лишь два художника из перечисленных в этой статье имеют репрезентативную статистику аукционных продаж: Александр Флоренский и Константин Батынков (на правах московского митька). Результаты остальных пока не позволяют делать однозначные выводы о ценах.

3. На аукционном рынке довольно редко предлагались шедевры и даже просто характерные вещи митьков с ценными темами. Это еще сильнее снижает текущую релевантность аукционного рынка.

4. Рынок митьков по большей части является галерейным, с непубличными продажами, и дает галеристам возможность назначать цены без особой оглядки на публичные аукционные результаты. Это не осуждение, а просто констатация - вот такой сейчас момент. Цены на работы митьков на галерейном рынке лежат в диапазоне от 60 000 до 250 000 рублей.

5. Полагаясь исключительно на интуицию, могу отметить, что за редким исключением творчество митьков недооценено. С учетом даже не художественного, а одного лишь мемориального значения (как яркого символа ушедшей эпохи) их картины со временем должны стоить дороже. Но узнаем мы это лишь тогда, когда на аукционном рынке появятся шедевры.

6. С бюджетом около 2 000 000 рублей, если действовать не торопясь и потратить на это примерно 2 года, можно собрать очень неплохую коллекцию митьков.

Владимир Богданов, AI

  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 21.03.2019 Никогда такого не было - и вот опять. Пока все силы были брошены на охрану Репина, злоумышленники нашли брешь в охране другого здания - в Лаврушинском переулке. С утра московские радиостанции наперебой обсуждают новый «перформанс» в ГТГ. На сей раз голый
  • 19.03.2019 Концепт электрокара, вдохновленный проектами великого соотечественника, итальянцы представили в год 500-летия со дня смерти Леонардо
  • 19.03.2019 После повреждения репинского «Ивана Грозного…» и наглого похищения работы Куинджи появились опасения, что посетители блокбастера «Илья Репин» столкнутся с закручиванием гаек
  • 19.03.2019 Новый фарфор Bernardaud Les Bouquets de Fleurs de Marc Chagall представляли в ГМИИ им. А. С. Пушкина приехавшие в Москву внучки Шагала Мерет Мейер и Белла Мейер
  • 29.03.2019 Продано 50 % лотов, покупали Москва и Санкт-Петербург. Торги прошли на фоне хорошей покупательской активности
  • 27.03.2019 12 и 13 апреля 2019 года аукционный дом Hargesheimer Kunstauktionen GmbH в Дюссельдорфе (Германия) проводит очередные весенние торги «Русское искусство» и «Русские и греческие иконы»
  • 27.03.2019 Наибольшим спросом пользовались ювелирные украшения, фарфор и изделия из серебра
  • 26.03.2019

Дмитрию Шагину - 60!

«ДШ в ШД». Живопись, керамика, объекты: 25 октября в Шереметевском дворце - Музее музыки - открылась юбилейная выставка Дмитрия Шагина, одного из основателей «Митьков», известной питерской группы художников, образовавшейся в 80-е и переросшей в целое движение.

Из отрывков воспоминаний Дмитрия Шагина, также демонстрируемых на выставке:
«1983-й год, третья выставка ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства), наша первая совместная гулянка, белые ночи, берег залива, «Радио Африка» Гребенщикова… Мы жжём костры, поём песни, читаем стихи, практически братаемся, совместно придумывается каноническое митьковское обращение «братушка-сестренка», и тут Шинкарёв говорит: «Я хочу записать все эти забавные словечки, все-все наши выражения»... Шинкарёв решил из этого написать книжку. А само слово «митьки» было придумано в 84-м году».

«Митёк»:

«Митьков много. По-моему, все люди в душе - митьки. Просто боятся показать, что они добрые и нежные, и строят из себя крутых мачо».

«Митьковский Питер»:

Конечно, одной из основополагающих «скреп» митьковского движения был знаменитый и как никогда актуальный тезис: «Митьки никого не хотят победить!»

Еще цитата из митьковских мудростей: «Необязательно всем быть художниками. Рисовать - они все рисуют. А вообще, мне кажется, что для девушки здорово выйти замуж, чтоб семья была, чтоб дети пошли».

«Моряки и девушки»:

Открытость, добродушие, участливость, готовность помочь окружающим и случайным встречным - типичный признак митьковской «идеологии».

«Митьки помогают Левше подковать блоху»:

На выставке много работ с литературными персонажами и их авторами, а также историческими фигурами, дающих повод для сопоставлений и прочих митьковских мудростей и доброй иронии.

«Ну что, брат Пушкин?»:

«На деревню дедушке». Из серии «Шли годы…»:

«У нас тяжело жить. Но помогает то, что много друзей, жена, дети - все здесь. Один бы я не смог. «Митьки» потому и сплотились в свой дружный коллектив, чтобы выживать в таких условиях. А что касается оптимизма и доброжелательности, так каждый по-своему - молодец. И у бомжа жизнь удалась. Он чего-то такого достиг, что нам недоступно. Может, он просто не догадывается, что у него жизнь удалась, а мы догадались. И за него тоже».

«Икарушка»:

«В баню»:

Как отметил на открытии выставки один из «бывших» или настоящих митьков художник Виктор Тихомиров, на выставке Дмитрия Шагина представлены, в основном, картины «митьковского периода». Тем не менее, кроме лубковых и лирических анекдотов митьковского «жития», в музее выставлены также работы Дмитрия Шагина других периодов и жанров, на которые явно и благотворно влияло творчество отца, замечательного и тоже известного художника «Арефьевского круга» - Владимира Шагина. Это, в основном, питерские пейзажи.

«Новая Голландия»:

«Тихий ход»:

«Трамвайная остановка»:

«Рождество в Питере»:

«Оттепель»:

Роспись по мотоциклу:

Роспись по балалайке и «проекты памятников неизвестным рок-музыкантам»:

На открытии выставки:

Дмитрий Шагин и Виктор Тихомиров:

Дмитрий Шагин: «А Гоголя я рисовал с тебя!»

(«Митёк и Гоголь»)

Татьяна Юрьева, директор Музея современного искусства им. Дягилева СПбГУ:

Владимир Рекшан, рок-музыкант (группа «Санкт-Петербург»), основатель «Музея Реалий Русского Рока» в арт-центре «Пушкинская-10», рассказал собравшимся об обряде митьковских приветствий:

Сергей Ковальский, художник и поэт, один из основателей Арт-центра «Пушкинская-10»:

Дмитрий Шагин и Александр Некрасов, директор Государственного музея современного искусства «Царскосельская коллекция», имеющего в хранении работы Дмитрия Шагина и его отца, Владимира Шагина:


Художник Татьяна Шагина, супруга юбиляра:


Пожелаем Дмитрию Шагтну новых художественных юбилеев. И всё той же стойкости, которую, как не многие, проявляет Дмитрий Шагин, храня истинно рыцарский и на сегодня «важнейший из искусств» девиз: «Митьки никого не хотят победить!»

История

Группа «Митьки» сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины 20 века.

Живопись «Митьков» 1980-х - «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев , Рихард Васми, Шолом Шварц , Владимир Шагин , Борис Смелов), которых «Митьки» всегда признавали своими учителями.

С 1990-х группа получает признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого стиля - доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться. Лексико-грамматические особенности речи митьков - частое употребление слов «братушка» («братишка» и т. п.) и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам.

Переход арт-проекта, представлявшего собой скорее пародию на некую субкультуру и на личность Дмитрия Шагина, проявился в выходе образа митька из-под контроля первоначальной группы художников-питерцев. Это прежде всего московские митьки (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки . Каждое из новых «поколений» расширяло словарь митьков и представление о них.

Митьки расписывают автомобили

"Митьки", помимо всего прочего, расписывали автомобили. Два наиболее известных авто, раскрашенные "митьками" - "ЗАЗ-968М" и "ДЭУ-Матиз". "Дэу" колесит по улицам, а "Запорожец" смешит взоры посетителей Музея ретро-автомобилей на Рогожском валу.

Участники группы «Митьки» (1986г.)

  • Горяев, Александр Николаевич
  • Тихомиров, Владимир Иванович
  • Филиппов, Андрей Апресович
  • Яшке, Владимир Евгеньевич
Художники входившие в состав группы в разное время : Алексей Митин, Андрей Кузьмин, Ирина Васильева, Константин Батынков , Николай Полисский , Светлана Баделина, Татьяна Шагина, Игорь Чурилов, Василий Флоренский, Сотников, Иван, Михаил Сапего, Владимир Соловьёв. Художники принимавшие участие в совместных выставках Митьков в разное время : Тимур Новиков , Геннадий Устюгов , Владимир Шагин , Наталья Жилина, Олег Котельников, Николай Копейкин , Лариса Голубева, Ия Кирилова, Борис Козлов, Олег Фронтинский, Борис Гребенщиков , Юрий Шевчук , Константин Звездочетов , Борис Смелов , Кирилл Миллер , Вячеслав Бутусов , Дмитрий Горячев, Алексей Хвостенко (Хвост) , Г. А. В. Траугот, Сергей «Чиж» Чиграков , Андрей Белле, Олег Григорьев, Андрей Макаревич , Юлия Горская, Андрей (Дюша) Романов , Владиир Котляров (Толстый), Илья Шевеленко, Василий Щетинин и др.

Основные выставки группы художников «Митьки»

  • 1984 Август. Усть-Нарва, Дом культуры. «Выставка 15-ти»
  • 1985 Март. Первая квартирная выставка (канал Грибоедова).
1985 Сентябрь-октябрь. Устъ-Ижора, Дом ученых. Первая официальная выставка группы «Митьки», литературные чтения (В.Кривулин , О.Охапкин), концерты (Борис Гребенщиков , Виктор Цой) 1985 Декабрь. ДК им. С. М. Кирова. Первая экспозиция группы «Митьки» на выставке Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства.
  • 1986 ДК Ленинградского Механического завода
1986 Ленинградский Дворец молодежи. Вторая экспозиция группы «Митьки» на выставке ТЭИИ
  • 1987 Январь. Гавань, Павильон № 1. Экспозиция группы «Митьки» на выставке ТЭИИ, совместные акции с группой «Новые»
1987 Июнь. ДК им. Я.Свердлова. «Дни митьковской культуры», литературные чтения, концерты (Б.Гребенщиков, А.Башлачев). 1987 Октябрь. Петергоф, ЛГУ
  • 1988 Апрель. Москва, Выставочный зал Союзахудожников на Кузнецком Мосту. Ретроспективная выставка
1988 Май. Нарва, экспозиция «Митьков» в рамках международного семинара современного искусства 1988 Сентябрь. Париж, музей-галерея «DE LASEITA», экспозиция группы на выставке «Русский рок в плакатах» 1988 Октябрь. ДК железнодорожников. Ретроспективная выставка 1988 Декабрь. ЦВЗ «Манеж». Экспозиция группы на выставке «Современное искусство Ленинграда»
  • 1989 Январь. Гавань, Павильон № 1. Экспозиция группы на выставке «40 лет Ленинградского авангарда. От неофициального искусства к перестройке»
1989 Февраль. Казань. Выставочный зал Худфонда РСФСР 1989 Май. Новосибирск, Академгородок. Выставочный зал АН СССР 1989 Май. Вена, Институт славистики 1989 Август-сентябрь. «Митъки в Европе». Антверпен, галерея «VRIJE VAL»; Кельн, галерея «KLAPPERHOF»; Париж, культурный центр «CON FLU ENCES». 1989 Декабрь. Музей газеты «Правда». «100 картин в защиту Олега Григорьева»
  • 1990 Февраль-март. Экспоцентр. Экспозиция группы на Первом Биеннале новейшего искусства.
1990 Февраль-март. Куйбышев. Кинотеатр «Тимуровец». «Митьки в Самаре» 1990 Июнь-июль. Государственный Русский музей. Экспозиция группы на выставке «Территория искусства» 1990 Июнь. Москва, Дворец молодежи. Большая ретроспективная выставка «Митьки в Москве» 1990 Декабрь. Воронеж, Художественный музей им. И.Крамского. 1990 Январь. Минск, Дворец искусств БССР 1991 Май. ЦВЗ «Манеж». Экспозиция группы на выставке «Город» 1991 Сентябрь. Архангельск. Областной музей изобрази-тельных искусств 1991 Октябрь. Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. Экспозиция группы на выставке «Авангард и традиции русской печатной графики» 1991 Октябрь. Музей истории города (СПб). Экспозиция группы на выставке даров телемарафона «Возрождение»
  • 1992 Март. ЦВЗ «Манеж». Экспозиция группы на выставке «Арт-контакт»
1992 Ноябрь. Париж, галерея «DU HAUT-PAS»
  • 1993 Декабрь. Государственный Русский музей. «Ретроспективная выставка к 10-летию движения»
  • 1994 Центральный Дом художника, Москва
1994 «Митьки в Финляндии». Juvaskylan Talvi, Ювяскуле; галерея Taysikuu, Рованьеми
  • 1996 Июнь. «Блоу-ап». Выставочный зал «Московская галерея». Москва
1996 Декабрь. «Митьки». Арт-центр ЭКСМА, Кальяри, Италия
  • 1997 «Водка». Галерея Гельмана, Москва
  • 1998 «Митьки-революшен». Музей Ленина, Тампере, Финляндия
1998 Апрель. «15 лет движения Митьков». ЦВЗ «Манеж»
  • 1999 «Митьки в Музее нонконформистского искусства». «Пушкинская,10», СПб
  • 2000 "Митьки в ООН ". Штаб-квартира ООН. Нью-Йорк
  • 2002 «Митьки на Славянском базаре». Витебск. Художественный музей
  • 2004 Май. Себеж. Краеведческий музей
2004 Август. «Митьковские соколы в Орле. I Всероссийский фестиваль». Орёл. Музей И. С. Тургенева 2004 Сентябрь-октябрь. Ижевск. Муниципальный выставочный центр 2005 Декабрь. «Митьки в Белграде». Белград, Русский Дом 2005 Май-июнь. Вологда. Галерея Областного краеведческого музея
  • 2006 Август-сентябрь. Боровичи. Боровичский краеведческий музей
2006 Октябрь. Фестиваль «Митьки в Одессе». Литературный музей
  • 2007 Май-июнь. «Митьки в Великом Новгороде». Комплекс «Диез»
2007-08 «Митьки в Финляндии». Aboa Vetus & Ars Nova. Turku, ноябрь 2007 - февраль 2008; Jyvaskyla Art Museum, февраль-март 2008; Hyvinkaa Art Museum, май-август 2008; South Karelia Art Museum, Lappeenranta, сентябрь-ноябрь 2008 2007 Сентябрь. «Митьки на Мсте». Культурный центр им. А. К. Лядова, г. Боровичи
  • «Остановки по требованию» (передвижные выставки):
2008 Сентябрь. Гос. Музей археологии Старой Ладоги 2008 Октябрь-ноябрь. Псковский Гос. музей-заповедник 2008, декабрь - 2009, январь Краеведческий музей г. Великие Луки 2009 Март-май. Гос. музей истории г. Печоры 2009 Июнь. Крепость-музей г. Нарва (Эстония) 2009, сентябрь - 2010, январь. Новгородский академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского 2009 Октябрь-декабрь. Выставка в здании Администрации Валдайского муниципального района 2010 Май-октябрь. Латвийский музей наивного искусства, Рига
  • 1984-1990 Ежегодные выставки ТЭИИ, Ленинград
  • 1993-2009 ЦВЗ «Манеж». Ежегодная выставка «Петербург»

Музыка

Митьками, во главе с Дмитрием Шагиным, было записано несколько музыкальных альбомов, в которых содержались как собственные произведения митьков, так и старые советские песни. Исполнителями песен на альбомах выступали сами митьки, а также их друзья, в том числе известные рок-музыканты (например, Борис Гребенщиков , Дюша Романов , Вячеслав Бутусов , Юрий Шевчук , Умка , Чиж).

Дискография:

  • 1995 - Митьковская тишина
  • 1996 - Митьковские песни
  • 1997 - Митьковские песни. На море танки грохотали
  • 1997 - Митьковские танцы
  • 1999 - Митьковская бескозырка
  • 2001 - Митьки в Париже у Хвоста
  • 2001 - Праздник русской авиации
  • 2002 - Москва Митьковская
  • 2003 - Митьки Революшен
  • 2003 - Митьки Зе бест
  • 2003 - Романтики. Посвящение восьмидесятым
  • 2004 - Митьковский Питер

Кино

  • х/ф «Город» ( , Ленфильм , реж. Александр Бурцев, сценарий В.Шинкарев, В.Тихомиров)
  • «Митьки в Париже» ()

Сленг митьков

Дык - слово, могущее заменить практически все слова и выражения. ДЫК с вопросительной интонацией заменяет слова: как, кто, почему… но чаще служит обозначением упрека: мол, как же так? почему же так обошлись с митьком? ДЫК с восклицательной интонацией - чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение. ДЫК с многоточием - извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.

Ёлки-палки (чаще «ну, ёлы-палы») - второе по употребляемости выражение. Выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение. Очень часто употребляется в комплекте с ДЫК. Двое митьков могут сколько угодно долгое время переговариваться:

Дык! - Ну, ёлы-палы!… - Дык! - Ёлы-палы!

Такой разговор может означать многое, однако чаще не выражает ничего, а просто является заполнением времени и самоутверждением митьков.

Съесть с говном (кого-либо) - обидеть кого-либо, упрекнуть.

Оттягиваться - заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни митька, чаще всего - напиться.

Оттяжник - кто-либо, привлекший внимание митька, например, высоко прыгнувший кот.

Напряг - полная противоположность оттягу.

В полный рост - очень сильно. Например, оттянуться в полный рост - очень сильно напиться.

Улёт , убой , обсад или крутняк - похвала, одобрение какого-либо явления, почти всегда употребляется с прилагательным «полный». Например: «Портвешок - полный убой (улет, обсад, крутняк)».

Дурилка картонная - ласковое обращение к собеседнику. Ставшее крылатым словосочетание из фильма «Место встречи изменить нельзя ».

Можно хоть раз в жизни спокойно?.. - предложение сделать что-либо или негодование по поводу помехи в каком-либо деле. Например: «Можно хоть раз в жизни спокойно выпить?».

Западло , ломает , влом - нежелание делать напряжные вещи. Также употребляется ролевиками .

Заподлицо - излишне тщательно (искусствоведческий термин).

А-А-А-А! - часто употребляемый звук. С ласковой или горестной интонацией - выражение небольшого упрека; с резкой, срывающейся на хрип или визг - выражение одобрения.

А вот так! - то же, что восклицательный ДЫК, но более торжествующе.

Видак - видеомагнитофон.

Шмудак - техника иностранного производства, за исключением видеомагнитофона.

При дележе чего-либо, например, при разливании бутылки, употребляются три выражения, соответствующие трем типам распределения вина между митьком и его собутыльниками:

Михаил Шильман и сам неоднократно признавал, что «митьковская» составляющая текста довольно поверхностная (в основном, элементы митьковского сленга).

См. также

Литература

  • Шинкарев В. Н. Митьки. // Шинкарев В. Н. Максим и Федор. Папуас из Гондураса. Домашний еж. Митьки. (Серия «Петербургская проза».) - СПб.: Новый Геликон, 1996, - С. 205-272. - ISBN 5-87145-015-6 (электронная версия).
  • Приложение: материалы к истории движения митьков (статьи из «Митьки-Газеты»). // Там же, с. 274-349.
  • Десятерик Д. Энциклопедия «Альтернативная культура». - Екатеринбург: Ультра.Культура , 2005. - С. 102-103.
  • Митьки. 25-летие . Каталог юбилейной выставки в ЦВЗ Манеж.(авт.-сост. Л.Скобкина) - СПб.: Тетра, 2010. с. 3-94.

Ссылки

  • Митьки (MUTbKU) - митьковская страничка на Куличках
  • «Митьки раскололись из-за Медведева» + В. Шинкарев о расколе Митьков (видео)
  • Владимира Рекшана «Митьковские пляски»

Если вы решите прогуляться по улице Марата, то на карнизе дома № 36 увидите небольшую фигурку кошки – эту хвостатую красавицу в тельняшке зовут Тишина Митьковна Матроскина или ласково Тиша. Хозяева Тиши – известные представители петербургского андеграунда. Их картины видел хоть раз каждый житель Северной столицы, а идеология их искусства давно вышла за пределы их творческого объединения, превратившись во второй половине 80-х в самое настоящее массовое движение. Разумеется, речь идет о знаменитых митьках, «братушках и сестренках», покоривших своей непосредственностью не только Петербург, город мечтателей и бунтарей, но и Москву, имеющую немало своих самобытных андеграундных объединений. Между тем, в прошлом году митькам «стукнуло» тридцать лет – срок для группы художников по-настоящему внушительный. За это время некоторые аспекты их творчества претерпели значительные изменения, но главные принципы остались прежними – доброта, любовь к ближнему и простодушный взгляд на жизнь не имеют срока годности.

Художники по холсту водкой


Именно такое хлесткое определение дала митькам популярная энциклопедия Lurkmore – и доля правды в нем, разумеется, есть. Действительно, если не вдаваться в тонкости еще только зарождающегося в 80-е годы движения «братушек и сестренок», то можно сказать, что стиль жизни художников довольно долгое время представлял собой своеобразную карикатуру на образ русского человека в глазах иностранцев – этакие добродушные пьяницы с душой нараспашку, всегда готовые то ли затянуть хором песню, то ли хлопнуть еще рюмку. Но, ради справедливости, стоит заметить, что в 90-е годы практически все митьки взялись за ум: вечное застолье – это, конечно, практически мечта, но здоровье и творчество все-таки важнее.

Лубочное очарование и верность традициям


Поначалу выставки митьков напоминали скорее «квартирники» – музыканты пели песни, поэты читали стихи, выставленные же картины казались просто благовидным предлогом, чтобы лишний раз собраться теплой компанией друзей и единомышленников. Тем не менее, именно в то веселое время митьки начали оформляться как самобытная группа художников, имеющих схожие взгляды как на искусство, так и на жизнь. К появлению ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства), поставившего перед собой цель перенести неофициальное искусство из квартир и мастерских на более цивилизованные площадки вроде Дворца молодежи и ДК им. Кирова, «братушки и сестренки» уже стали достаточно популярны в среде петербургского андеграунда – они нашли свою публику, которой пришелся по душе их консерватизм и несколько лубочная манера живописи.

«Дык-ёлы-палы» петербургского андеграунда


Но настоящая слава к митькам пришла после публикации в 1984 году книги Владимира Шинкарева – художнику пришла в голову идея отразить главные принципы жизни и творчества «братушек и сестренок» в литературной форме. С большой долей иронии он изобразил быт и особенности речи своих коллег по цеху – особое внимание было уделено его товарищу по кисти Дмитрию Шагину. К слову, именно он стал прообразом веселого и простодушного митька – беспечного гедониста и «рубахи-парня».

Книга Владимира Шинкарева стала своеобразной библией новой субкультуры – многие музыканты и художники после её прочтения внезапно поняли: «Ёлы-палы, да мы же тоже митьки!». Когда «замитьковал» практически весь Петербург, художников стали приглашать с выставками в другие города, а смешные словечки и фразы из книги прочно вошли в городской фольклор: «Дык!», «Ну, ёлы-палы», «Дурилка картонная», «сестренка» или «оленька» по отношению к любой представительнице женского пола, «напряг», «оттяг».

Но, конечно, настоящим триумфом митьков стал тур по Европе – видеоматериалы с этих гастролей легли в основу документального фильма Алексея Учителя «Елы-палы, или Митьки в Европе». Правда, сами художники не советуют его смотреть – к сожалению, режиссеру не удалось полностью воплотить в жизнь свою авторскую задумку, в этом ему помешал продюссер фильма Ян Хинтьенс из Бельгии, решивший представить андеграундных художников из Петербурга как неотесанных советских людей, узнающих блага настоящей цивилизации.

Митьки никого не хотят победить…


И поэтому они завоюют весь мир! Этот неформальный лозунг появился в 1992 году после выхода полнометражного мультфильма «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер», по сути, представляющего собой переложение книги Владимира Шинкарёва на язык мультипликации. Одно из главных достоинств этого анимационного фильма – это звучащие в нем песни Бориса Гребенщикова, который, к слову, неоднократно признавался в симпатии к митькам.

Как уже говорилось выше, митьки никогда не ограничивались одной лишь живописью – примером выхода за границы изобразительного искусства можно считать их музыкальные альбомы, в записи которых принимали участие такие именитые рок-музыканты, как Борис Гребенщиков, Умка, Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов, Дюша Романов и Сергей Чиграков из группы «Чиж & Co». Правда, музыкальные эксперименты митьков не пользовались особо большой популярностью – нельзя преуспеть во всем.

В 90-е годы митьки стали настоящим брендом Петербурга – о них регулярно писали СМИ, они стали героями документального сериала «Митьки. Полет Икара», закадровый текст в котором читал небезызвестный Михаил Боярский, какое-то время даже выходила «Митьки-газета», в издании которой большое участие принимал Владимир Шинкарёв, главный «летописец» движения «братушек и сестренок». В 2000-е годы художники, наконец, обрели постоянный дом на улице Марата – не без помощи журналистов, яро выступавших в их защиту. К концу 2000-х отношения в творческом объединении постепенно охладели – его главные идеологи, Дмитрий Шагин и Владимир Шинкарёв, решили двигаться в разных направлениях, поэтому объявили о распаде группы. Первый продолжил нести в массы идеалы движения «братушек и сестренок», второй – не без некоторого трагизма объявил о «конце митьков», написав в подтверждение этому даже целую книгу, в которой объяснялись причины разлада между ним и Шагиным.

Действительно ли, митьки «закончились» или нет – ответить совсем непросто, и возможно здесь даже нет правильного ответа. Одно сказать можно с полной уверенностью: эта самобытная группа художников безусловно оставила по-настоящему яркий след как в истории петербургского андеграунда, так и в истории самого города.

Митьки́ — группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе их мировоззренческих принципов, описанных в одноимённой книге Владимира Шинкарёва (1984).

Митьки в общей тельняшке. С.Петербург, июль, 2008 г.

Группа «Митьки» сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века.

Живопись «Митьков» 1980-х — «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Борис Смелов), которых «Митьки» всегда признавали своими учителями.

С 1990-х группа получает признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого стиля — доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться. Лексико-грамматические особенности речи митьков — частое употребление слов «братушка» («братишка» и т. п.) и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам.

В 1992—1993 гг. периодически выходила «Митьки-Газета».

Переход арт-проекта, представлявшего собой скорее пародию на некую субкультуру и на личность Дмитрия Шагина, проявился в выходе образа митька из-под контроля первоначальной группы художников-питерцев. Это прежде всего московские митьки (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки. Каждое из новых «поколений» расширяло словарь митьков и представление о них.

Сленг митьков

Дык — слово, могущее заменить практически все слова и выражения. Дык? заменяет слова: как, кто, почему… Но чаще служит обозначением упрёка: мол, как же так? почему же так обошлись с митьком? Дык! — чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение. Дык… — извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.

Ёлки-па́лки (чаще «ну, ёлы-па́лы») — второе по употребляемости выражение. Выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение. Очень часто употребляется в комплекте с Дык. Двое митьков могут сколько угодно долгое время переговариваться:
— Дык!
— Ну, ёлы-палы!…
— Дык!
— Ёлы-палы!
Такой разговор может означать многое, однако чаще не выражает ничего, а просто является заполнением времени и самоутверждением митьков.

Съесть с говно́м (кого-либо) — обидеть кого-либо, упрекнуть.

Оття́гиваться — заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни митька; чаще всего — напиться.

Оття́жник — кто-либо, привлекший внимание митька, например, высоко прыгнувший кот.

Напря́г — полная противоположность оттягу.

В полный рост — очень сильно. Например, оттянуться в полный рост — очень сильно напиться.

Улёт, убо́й, обса́д или крутня́к — похвала, одобрение какого-либо явления, почти всегда употребляется с прилагательным «полный». Например: «Портвешок — полный убой (улёт, обсад, крутняк)».

Дури́лка карто́нная — ласковое обращение к собеседнику. Ставшее крылатым словосочетание из фильма «Место встречи изменить нельзя».

Сестрёнка, а также о́ленька — ласковое обращение к любому лицу женского пола.

Можно хоть раз в жизни спокойно?. . — предложение сделать что-либо или негодование по поводу помехи в каком-либо деле. Например: «Можно хоть раз в жизни спокойно выпить?».

Западло́, лома́ет, влом — нежелание делать напря́жные вещи. Также употребляется ролевиками.

Заподлицо́ — излишне тщательно (искусствоведческий термин).

А-А-А-А! — часто употребляемый звук. С ласковой или горестной интонацией — выражение небольшого упрёка; с резкой, срывающейся на хрип или визг — выражение одобрения.

А вот так! — то же, что восклицательный Дык, но более торжествующе.

Вида́к — видеомагнитофон.

Шмуда́к — техника иностранного производства, за исключением видеомагнитофона.

При дележе чего-либо, например, при разливании бутылки, употребляются три выражения, соответствующие трём типам распределения вина между митьком и его собутыльниками:
Разделить поровну — вино разливается поровну.

Разделить по-братски — митёк выпивает большую часть.

Разделить по-христиански — митёк выпивает всё сам.

Игорь Чурилов. В тишине петербургских дворов 2007 г.

Александр Горяев. Зима 2008 г.

Андрей Филиппов. Река Екатерингофка 2008 г.

Андрей Кузнецов. Вид на Троицкий собор 2008 г.

Г.А.В.Траугот. Первая богема 2008 г.

Иоанна Мартьянова. Река Оккервиль 2008 г.

Дмитрий Шагин. Василеостровский двор 2008 г.

Юлия Горская. Ботанический сад 2008 г.

Светлана Баделина. Одна читает 2010 г.

Светлана Баделина. У подъезда 2010 г.

Дмитрий Шагин и Татьяна Шагина. Митьки пишут письмо... 2004-2005 г.г.