Юморист Михаил Задорнов: биография, личная жизнь, фото. Михаил Николаевич Задорнов. Биография в фотографиях

ТАСС/Борисов Виктор

Михаил Задорнов родом из Латвии — он родился летом 1948 года в Юрмале. Его отец — известный писатель Николай Задорнов, удостоенный Сталинской премии за роман «Амур-батюшка».

Гены и талант отца передался и сыну: уже в школе Миша Задорнов впервые вышел на сцену в роли Репки («вытаскивался так элегантно, что кричали: «Бис, Браво, мол, вытащите его ещё раз!»).

«Наша бабушка Вера Михайловна говорила, что Миша такой же талантливый, как и его отец. Он всегда был неординарным ребенком: хорошо рисовал, был силен в математике и физике», — вспоминала сестра Задорнова Людмила.

После окончания школы отец настоял, чтобы сын получил техническое образование — и Михаил поступил в Московский авиационный институт на специальность инженер-механик.

Вместе с ним училась его землячка — девочка из параллельного класса Велта Калнберзина. Она была из обеспеченной семьи бывшего секретаря ЦК Компартии Латвии.

В большом незнакомом городе двое выходцев из Юрмалы сблизились, но Велта знала себе цену — и не спешила отвечать на ухаживания Задорнова.

Ее руки и сердца он добился только к началу 70-х. Так вместе с профессией Михаил получил в МАИ еще и жену.

Агиттеатр инженера


Впрочем, по профессии он работал недолго, совмещая должность инженера с руководством студенческого агиттеатра МАИ «Россия». Здесь он был художественным руководителем, режиссером и актером одновременно — сам писал сценарии, ставил постановки, организовывал выступления.

За 10 лет, что Задорнов руководил коллективом, агиттеатр МАИ объехал все уголки России, а самого Михаила тогда впервые поощрили за работу премией Ленинского комсомола.

Одновременно он начинает публиковать в журналах свои сочинения, и в конце концов покидает театр ради должности завотделом сатиры и юмора в журнале «Юность».

Но настоящий успех ждал Задорнова в середине 80-х, когда он впервые решился прочесть собственное произведения в эфире телевидения. «Письмо студента домой», затем рассказ «Девятый вагон», после которого публика окончательно запомнила нового артиста.

Он часто писал рассказы и миниатюры для других, и даже подумать не мог, что у самого получится не хуже. А когда попробовал — вмиг завоевал любовь и уважение огромной страны.

Оно было так велико, что к декабрю 1991 года, когда СССР прекратил свое существование, именно Задорнову доверили записать новогоднее обращение к нации. И даже на минуту задержали бой курантов — чтобы не прерывать писателя.

Рождение дочки

Михаил Задорнов с гражданской женой Еленой Чем популярнее и востребованнее он становился у зрителей, тем хуже шли дела в семье. К своим 40 годам ровесники Михаил и Велта оставались бездетными. Было ли это главной причиной, или у супругов накопились другие обиды, мы никогда не узнаем.

Велта так и осталась единственной официальной женой Задорнова. С женщиной, подарившей ему дочь, он отношения не зарегистрировал.

Их знакомство произошло на работе. Елена Бомбина работала администратором на фестивале, в котором принимал участие сатирик, и была младше него на 16 лет.

Михаил Задорнов с дочерью и супругой Поначалу ближайшее окружение воспринимало их связь как мимолетную интрижку, но все оказалось гораздо серьезнее. В 1990 году, в 42 года, Михаил Задорнов впервые стал отцом: Елена родила от него дочь, которую тоже назвали Леной.

В девочке писатель не чаял души: любил, баловал, с детства брал в путешествия, которые обожал, и старался привить это чувство и дочери.

Австрия, Франция, Израиль, Арабские Эмираты, Греция, Африка — Лена была с папой везде, где он сам мечтал побывать. А затем продолжила его дело, поступив в театральный вуз (РАТИ-ГИТИС).

Тяжелое время


Карьера Михаила Задорнова с годами не только не стала менее яркой, но и развивалась все в новых и новых направлениях. Он писал книги, снимал фильмы, пробовал себя в роли блогера и продолжал давать концерты.

На одном из них ему и стало плохо — в октябре 2016 года Задорнова увезли на «скорой» прямо со сцены московского центра культуры и искусства «Меридиан».

Долгое время писатель не давал никаких комментариев о своем состоянии, но слухи все равно просачивались в прессу: онкология, рак головного мозга. Задорнову пришлось уехать на лечение в Германию, откуда он обратился к поклонникам с просьбой: не создавать лишнего ажиотажа вокруг его болезни и дать ему возможность спокойно лечиться.

Самые страшные опасения подтвердились: Задорнову сделали биопсию мозга, назначили курс химиотерапии, провели операцию. В сентябре 2017-го коллега сатирика по передаче «Аншлаг» Регина Дубовицкая подтвердила информацию, что Михаил восстанавливается после всех процедур.

От сбора средств на свое лечение Задорнов отказался, не желая привлекать к себе лишнего внимания. Осенью выяснилось, что нерелигиозный сатирик вернулся в Церковь — и принес покаяние в таинстве Исповеди в Казанском соборе Москвы.

Задорнов, несмотря на болезнь, активно общался с поклонниками в социальных сетях:

«Счастливых моментов в моей жизни было очень много. Большинство из них я сам себе режиссировал. Если бы меня спросили, согласился ли бы я прожить такую же жизнь заново, я бы согласился». Однако победить рак ему не удалось. 10 ноября 2017 года Михаил Задорнов скончался.

во «ВКонтакте» о проблемах со здоровьем. Он не называл болезнь, но отметил, что лечиться надо немедленно; из-за этого он покинул сатирическую программу канала НТВ «Салтыков-Щедрин шоу», которую вел несколько месяцев. Позже Задорнов рассказал, что вынужден отменить ряд запланированных концертов — он пояснил, что лечение ему предстоит тяжелое и долгое.

В конце октября 2016-го Задорнову стало плохо прямо на концерте, который проходил в Москве; он был госпитализирован бригадой скорой помощи. Больше о своем здоровье сатирик не рассказывал. «Я не комментирую свое самочувствие, потому что создается впечатление, что журналистов интересует только это», — заявил он «Комсомольской правде». Место и время прощания с артистом пока неизвестны. Причины смерти также не раскрываются.

Наверное, среди неполитических публичных фигур человека известнее Михаила Задорнова просто нет.

Начиная с середины 80-х он входил в каждый дом, в котором был телевизор, со своими монологами: элегантный подтянутый мужчина с несколькими листками в руках, периодически взглядывающий поверх бумаги. А в листках и его монологах был описан абсурд русской советской жизни, к которому потом добавились хроники культурных шоков советского человека от путешествий за границу и знакомства с миром в целом.

Фоторепортаж: Умер Михаил Задорнов

Is_photorep_included10978400: 1

Задорнов родился в латвийской Юрмале в 1948 году. Его отцом был писатель Николай Задорнов (автор трилогии о переселенцах, тетралогий о Дальнем Востоке и экспедиции адмирала Путятина), а мать — потомственная дворянка из старинного польского королевского рода, корректор заводской газеты Елена Покорно-Матусевич.

Первый раз

Задорнов вышел на сцену во втором классе, исполняя роль репки в школьном спектакле — по его собственным воспоминаниям, настолько удачно, что его просили выдернуться из земли на бис.

Позднее, уже во время учебы в Московском авиационном институте (отец видел сына инженером) был режиссером, актером, а затем и худруком студенческого театра «Россия», с которым объездил весь СССР, выступал, в том числе, на комсомольских стройках. Был одной из звезд команды КВН МАИ. Интересно, что после окончания вуза остался работать инженером на кафедре «Авиационно-космическая теплотехника».

В 1982 году Задорнов впервые попал на телеэкран: во время одного из концертов он исполнил монолог «Письмо студента-первокурсника родителям».

Первый большой успех будущему сатирику принес фельетон «Два девятых вагона», с которым он выступил в 1984 году в программе «Вокруг смеха» — созданной Александром Ивановым школе кадрового резерва для российской индустрии юмора. С первого выступления стало ясно, что у этого автора есть своя харизма и своя тема — описание комического абсурда совершенно обыденной жизни советского человека.

В биографии Задорнова есть важная строчка — в 1984 году он стал редактором отдела сатиры и юмора в журнале «Юность». Этот журнал был одним из самых дефицитных тогдашних медиа — руководимая поэтом Андреем Дементьевым редакция представляла из себя своего рода постоянно действующее креативное пространство, а в самом журнале печатались молодые и зачастую очень смелые авторы. Немалая заслуга в этом как раз Задорнова, с которым журнал и вошел в Перестройку, став одним из ярких ее явлений.

«Партия сахар и масло считает продуктами вредными, поэтому народу их не дает. Съедает сама»,

— чтобы во времена уже наступившего тотального дефицита и еще неотмененной 6 статьи советской Конституции (утверждавшей руководящую роль КПСС) опубликовать такое под своим именем, нужна была определенная смелость.

По мере ослабления руководящей роли КПСС в фокус общественного внимания все больше и больше смещался Задорнов.

Так, например, уже в 1991 году именно он записывал новогоднее обращение к россиянам.

Этот безумный и смешной шаг телевизионщиков был абсолютно политически оправдан — СССР к тому моменту четыре дня как перестал существовать, отмененный Беловежскими соглашениями. Говорят, что писатель так увлекся, что пришлось задержать бой курантов относительно точного времени. Правда, вслед за ним в эфир вышел Борис Ельцин — но с Новым годом россиян все равно поздравил самый популярный на тот момент юморист. Собственно, в начале 90-х он как раз начал сам исполнять свои произведения. К тому моменту он уже был состоявшимся автором: сочинения Задорнова стали исполнять со сцены многие артисты (но чаще всего сатирик сотрудничал с Евгением Петросяном — многим памятны его монологи «Аутогенная тренировка», «Хромосомный набор», «В курилке»). В конце 80-х у Задорнова начали выходить книги и авторские сборники (всего их в его библиографии около полусотни) — в них, как правило, он собирал свои монологи, которые обеспечивали успех его концертным программам.

На долгие годы он и остался едва ли не самой популярной неполитической фигурой — переключая каналы в поисках убежища от свежих новостей, россияне часто останавливались на любом из них, где он, сочетая простоту шуток с элегантностью речи и вида, позволял смехом разогнать мрак информационных 90-х или безвременье нулевых.

Он был востребован и хорошо это использовал — был автором и ведущим передач, не нуждающихся в представлении — «Аншлаг», «Смехопанорама», «Сатирический прогноз», «Дочки-матери».

То есть был одним из главных действующих лиц той эпохи российского юмора — и вместе с ней немного ушел на второй план. Он, собственно, никогда и не выходил из центра внимания — быть может, до тех пор, пока в российской стендап-комедийной индустрии просто не сменились игроки и эпохи, и на смену условному «Аншлагу» не пришел условный «Камеди клаб». В последние годы Михаил Задорнов был обязательным участником новогодней программы канала РЕН ТВ, вел юмористические и сатирические шоу на других каналах, а в новости попадал либо в связи со своей болезнью, либо из-за событий на Украине — в 2014 году сатирик был включен в один из первых «черных списков» российских деятелей культуры, которым запретили въезд в эту страну (вместе, например, с Иосифом Кобзоном и Иваном Охлобыстиным); уже весной этого года СБУ подтвердила, что Задорнов находится в числе персон нон грата.

Узор, это то, что мы можем узреть. Что Вы узреваете в Узоре? Вы же понимаете, что достаточно лишь беглого взгяда и становится совершенно ясно - это не просто хаотичный набор закорючек и крестиков. Это - язык, это код. Как же его прочитать, понять?

Сейчас модно говорить всякие непонятные, даже учёным слова, типа медитации. Наши предки просто узревали на Узорах целую Вселенную. Открывается ли эта Вселенная Вам?

Прекрасным примером использования славянского узора является народная вышивка. Узором-вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, легкую верхнюю одежду, головные уборы и платки.

Пример: рушник - изделие символичное и многозначное. Он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками, и является предметом искусства. Можно говорить о том, что узоры вышитых рушников - это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе и людях.

Считается, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась ткань одежды и начиналось тело человека.
Но главное : узор на одежде говорил многое о самом владельце. Узор на одежде как оберег не его основное предназначение. Своя рубаха ближе к телу ибо она как кожа, только твоя, для тебя и о тебе.

Одежда являлась как бы уникальной картиной ее владельца и несла на себе богатую смысловую нагрузку. Не только по крою одежды а прежде всего по узору можно было понять откуда человек, кто он, какой его род деятельности, каков его духовный статус и представление о мире и так далее. А уж охранную функцию узор нес как само собой разумеющееся. Приведу пример - если ребенок идет за руку с своим отцом, отец конечно защитит своего ребенка в случае опасности но это не имеет никакого отношения к тому куда они идут и о чем разговаривают по пути.

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребенка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережет ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха , из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) поневу, мальчику полагались первые штаны-порты.

Так как для детей до трех лет одежда была часто переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Ее менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции еще и связь поколений, родство и преемственность . Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нем защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.

А вот обережная вышивка для собственной одежды ребенка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного черный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить свое чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зеленый цвета – синий защищал от гибели от стихий, зеленый – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода . На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода , древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов . Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремесел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги. Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определенными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.

В вышивке уже появлялись изображения Богов, уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется ни девочке, ни мальчику они были не нужны. Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе. Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

Узоры

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

Обережные узоры

Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание - оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния - такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.

Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры. Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни. С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега.

Знаки

  1. Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, "хляби небесные" - горизонтальными.
  2. Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
  3. Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
  4. Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
  5. Крада ("решетка") – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.
  6. Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни).
  7. Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески "лунницы".
  8. Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
  9. Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
  10. Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
  11. Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
  12. Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.
  13. Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Боги

Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.
С опущенными: Лада.

С необычной стороны этот образ раскрыт в статье "Иван. Купальская этимология"

Животные

  1. Бык – знак Велеса.
  2. Волк – знак Ярилы.
  3. Ворон - знак мудрости и смерти.
  4. Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
  5. Змей – знак Земли, мудрости. Связан с Нижним Миром.
  6. Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
  7. Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
  8. Медведь – знак Велеса.
  9. Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
  10. Орел – знак Грома, Перуна.
  11. Петух – знак Огня, Агуни.
  12. Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что "трезуб" (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.

Цвета

Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона "третьего глаза"), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.

  1. Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
  2. Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
  3. Зеленый – Растительность, Жизнь.
  4. Черный – Земля.
  5. Золотой – Солнце.
  6. Синий – Небо, Воды.
  7. Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

Михаил Задорнов – это популярный сатирик, которого знали и любили не только в России, но и в странах бывшего Советского Союза. Монологи Задорнова всегда были злободневными, полными тонкой иронии, а их герои отлично узнаваемы в повседневной жизни, потому все выступления сатирика неизменно разлетались на цитаты, собирали множество зрителей и проходили с большим успехом.


Когда началась карьера этого яркого сатирика и каким был его путь к большой сцене? Узнать все это вам поможет наша статья, целиком и полностью посвященная одному из лучших юмористов на современной российской эстраде.

СЕМЬЯ, ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ



СЕМЬЯ, ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Михаил Задорнов появился на свет в курортном латвийском городе Юрмала. Его отец – Николай Павлович Задорнов – был писателем, специализирующимся преимущественно на исторической тематике. Мама – Елена Мельхиоровна Матусевич – происходила из старинного дворянского рода, была домохозяйкой.


Еще в школе будущий сатирик начал всерьез увлекаться театром. Как утверждали некоторые его знакомые, в одном из детских спектаклей юный Михаил настолько виртуозно исполнил роль репки, что его повторно вытаскивали «на бис». Следующей ролью стал ряженый медведь в постановке по «Доходному месту» Островского – слов у его персонажа не было, но рычал Михаил столь убедительно, что его пригласили в драмкружок на постоянную основу.

Несмотря на успех на актерском поприще, после школы Михаил Задорнов решил поступать в Рижский институт инженеров гражданской авиации, так как там была неплохая сборная по гандболу, а этой игрой будущий сатирик был очарован с ранних лет. Впрочем, дальнейшая спортивная карьера не сложилась – как-то раз на тренировке он упал и сломал мениск.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Свою дебютную литературную работу (неизданная повесть «Точка пересечения») Задорнов написал в 18 лет, побывав в экспедиции на Курильских островах (в основу сюжета легли впечатления от путешествия). Увы, повесть не произвела впечатления на редакторов журнала и опубликована не была.

В 1969 году Задорнов перевелся на второй курс Московского авиационного института, который и окончил в 1974 с дипломом инженера-механика, попутно получив от руководства предложение остаться в МАИ в качестве сотрудника. Михаил согласился, но скорее не из-за перспектив стать научным работником, а ради молодежного театра «Россия» при МАИ, которому он посвятил солидную часть студенчества: был актером, сам выступал в качестве драматурга и режиссера. Под его руководством театр получил известность в советских республиках и был награжден премией Ленинского комсомола. С «Россией» жизнь Михаила Задорнова была связана вплоть до 1980 года. Первые публикации Задорнова увидели свет в 1974 году. Сатирик издавался в рамках журнала «Юность», а в 1984 году возглавил его отдел сатиры и юмора. Однако уже в 1985 он покинул пост, посвятив себя собственной литературной карьере.

В 1982 году состоялся дебют Задорнова на телевидении с монологом «Письмо студента домой» о злоключениях незадачливого студента. Два года спустя он выступил в передаче «Вокруг смеха» с монологом «Девятый вагон». Именно эта жизненная зарисовка о том, как к следующему в Венгрию составу по ошибке присоединили два вагона с одинаковым номером, впоследствии стала визитной карточкой Задорнова.

Полюбился зрителям и смелый по тем временам монолог «Открытое письмо генсеку» – о подготовке руководства небольшого городка к визиту генерального секретаря СССР. Сам факт, что это полное меткой сатиры произведение было озвучено с телеэкрана, сигнализировал о переменах в общественно-политической жизни страны. Впрочем, фельетон прочно поселился в репертуаре Задорнова и звучал все так же актуально даже спустя многие годы.

В конце восьмидесятых годов Михаил Задорнов начал работать в качестве автора юмористических текстов для других артистов. С его монологами выступали многие известные юмористы, в том числе Евгений Петросян , а сам Задорнов регулярно делился новыми наблюдениями со свойственной ему иронией в новых выпусках «Смехопанорамы», «Аншлага» и «Сатирического прогноза».

В 1988 году свет увидел первый сборник рассказов Задорнова «Линия длиной 15 тысяч метров», вышедший в составе антологии «Библиотека „Крокодила“». Изданный следом сборник «Загадка голубой планеты» был выпущен тиражом в 100 тысяч экземпляров.

Своеобразным показателем популярности артиста стал и тот факт, что 31 декабря 1991 года именно Михаил Задорнов , а не Борис Ельцин , еще не успевший вступить в президентские полномочия вместо Михаила Горбачева, поздравлял жителей распавшейся державы с Новым годом.

Несмотря на то, что в своих выступлениях юморист частенько «прикладывал» руководство страны и самого президента, это не помешало ему получить квартиру в «номенклатурном» доме по улице Осенней, где жили Борис Ельцин , Виктор Черномырдин , начальник охраны президента Александр Коржаков и другие высокопоставленные чиновники. Дело в том, что сатирик частенько играл с Ельциным в теннис и сумел произвести на президента хорошее впечатление.

В девяностые годы он также попробовал себя в качестве сценариста и актера кино. Одной из самых известных работ Задорнова стал фильм «Хочу вашего мужа», снятый в 1992 году по его же сценарию. В ленте фигурировало всего три актера; кроме Михаила Николаевича на съемках были задействованы Екатерина Воронина и Анна Дубровская . По сюжету к женщине по имени Елена, готовящейся к празднованию фарфоровой свадьбы, заявляется юная красотка Оксана и предлагает выкупить мужа Елены, который, как оказалось, изменял жене уже долгие годы. Узнаваемые «задорновские» диалоги и тонко переданный отпечаток уходящей эпохи обеспечили фильму признание и любовь зрителей.

Годом ранее он также появился в ленте латвийского производства «Депрессия» с эпизодической ролью чиновника, а также в фильме Виктора Сергеева «Гений» (камео).

1997 год ознаменовался выходом четырехтомника, вобравшего лучшие на тот момент произведения сатирика. Начиная с 2000 года, каждый год Задорнов представлял публике как минимум две-три новые концертные программы. Он неизменно выходил на сцену в костюме и с бумагами в руках, а после концерта демонстрировал зрителям свою растяжку, вставая на шпагат, или же ходил на руках. Его график выступлений был без преувеличения сумасшедшим: однажды ему пришлось дать целых 8 концертов за один день.

В начале 2000-х лейтмотивом выступлений Задорнова стала «американская» тематика. Фирменная фразочка Задорнова «Ну тупыыыые!» и по сей день на слуху. После скандала с дискриминацией олимпийской сборной России на Зимних играх 2002 года в Солт-Лейк Сити сатирик демонстративно аннулировал американскую визу. Впоследствии в его репертуаре появилась «любительская этимология», а также частая критика российского образования, ЕГЭ и министра образования Андрея Фурсенко в частности.

В 2012 году Михаил Задорнов снял псевдодокументальный фильм «Рюрик. Потерянная быль», который впоследствии был показан каналом РЕН-ТВ. Лента рассказывала о противостоянии сторонников «норманской теории» и тех, кто утверждал, что викинги не могли править Русью. Его творчество раскритиковали, утверждая, что в последние годы именно этот псевдоисторический и откровенно политизированный подход начал превалировать в творчестве эстрадного сатирика.

С начала 2010-х Задорнов поддерживал контакт с поклонниками его творчества через интернет. Помимо официального сайта, сатирик вел блог в ЖЖ, канал на Youtube («Задор ТВ») и свою страницу «ВКонтакте». Довольно большую часть репертуара сатирика составляли так называемые «наблюдашки» – заметки из жизни, присылаемые читателями.

В 2016 году Михаил Задорнов , Алексей Кортнев

В 2016 году Михаил Задорнов , Алексей Кортнев и Дмитрий Колчин стали соведущими авторской сатирической передачи «Салтыков-Щедрин шоу». В эфирном времени ведущие и гости шутили над происшествиями из реальной жизни.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ МИХАИЛА ЗАДОРНОВА

В своей жизни Михаил Задорнов был официально женат лишь однажды. Его жена - Велта Яновна Калнберзина, дочь высокопоставленного латвийского политика, училась с ним в одной школе, затем была его сокурсницей в МАИ. Красивая и умная девушка знала себе цену, а потому Михаилу пришлось долго завоевывать ее сердце. Молодые люди долго встречались, а весной 1971 года сыграли свадьбу.

Отношения в молодой семье разладились в тот период, когда карьера артиста начала стремительно набирать обороты. В этот момент Михаил Задорнов начал встречаться с Еленой Бомбиной – с девушкой, которая была младше сатирика на 16 лет, он познакомился на одном из своих выступлений (она была администратором на том фестивале) в конце 80-х годов.

Впоследствии она стала его гражданской женой. В 1990 году у Михаила и Елены на свет появилась дочь – Елена Задорнова, единственный ребенок Задорнова. Унаследовав артистические гены отца, она окончила Российскую академию театрального искусства (РАТИ).

В 1998 году Михаил Задорнов , некогда любитель выпить, стал вегетарианцем и начал активно пропагандировать здоровый образ жизни, в частности, йогу. О своем выборе сатирик не раз рассказывал в стиле «любительской этимологии»: «Мясо по-английски звучит как meat: me (меня) + eat (есть»), то есть «есть себя». К тому же, доказано, что ДНК человека и ДНК свиньи во многом схожи, а значит, свиные шашлыки явно не пойдут вам на пользу».

Также Задорнов говорил о поддержке движения «Звенящие кедры России», пропагандирующего идеологию так называемых «родовых поместий» – участков земли размером не менее гектара, на котором члены одной семьи могут обустроить свой дом в соответствии с правилами экосообщества.

СМЕРТЬ МИХАИЛА ЗАДОРНОВА

Осенью 2016 года Михаил Задорнов признался в наличии серьезных проблем со здоровьем, из-за которых ему пришлось оставить передачу «Салтыков-Щедрин шоу» и отменить концерты в дальних уголках страны. Афишировать название болезни он не стал, но очень скоро Андрей Малахов в своей передаче нечаянно рассекретил недуг сатирика – оказалось, что у Задорнова рак мозга. Информацию Михаил Николаевич отрицать не стал, но попросил поклонников не поднимать шумиху, добавив, что проходит химиотерапию и старается следовать заветам Дарьи Донцовой: «Главное – не сдаваться и держать себя в тонусе!».

23 октября Михаилу Задорнову стало плохо во время выступления в ДК «Меридиан». Его увезли на скорой прямо с концерта. Врачи зафиксировали у мужчины эпилептический припадок на нервной почве. В начале 2017 года о состоянии сатирика рассказала Регина Дубовицкая , поведавшая, что Задорнов перенес тяжелую операцию и впереди его ждет длительный курс лечения. «Он очень хочет вернуться к зрителям и радовать своих поклонников книгами», – добавила она. К сожалению, лечение не помогло, как и обращение в православную веру (в начале ноября Михаил соборовался в столичном храме Живоначальной троицы). 10 ноября 2017 года Михаил Задорнов ушел из жизни. Ему было 69 лет.

Перед смертью Михаил Задорнов наказал похоронить его на родине, в одной могиле с отцом, и поддержать рижскую библиотеку имени Николая Задорнова. На странице Задорнова «ВКонтакте», где за последние месяцы его жизни поклонники сатирика оставили ему тысячи пожеланий выздоровления и теплых слов поддержки, закрыли комментарии. Там же размещен его секретный концерт – в Гнезде Глухаря. Группа поклонников его творчества продолжает функционировать. 15 ноября Михаила Николаевича похоронили на кладбище Яундубулты в Юрмале.

Кто не знает знаменитого на всё постсоветское пространство Михаила Задорнова? Абсолютно все, от мала до велика. Этот талантливейший сатирик веселит своих зрителей на протяжении нескольких десятилетий. Его концерты собирают многотысячную публику, а не устаёт радовать своим разнообразием и уникальностью. О том, как этот замечательный артист добился своей популярности, узнаем из данной статьи.

Детство

Биография Михаила Задорнова наполнена интересными фактами и разнообразными ситуациями. Начнём издалека. Итак, будущий юморист появился на свет в 1948 году, 21 июля. Родным городом Михаила является Юрмала (Латвия). Мать Задорнова, Елена Матусевич, - домохозяйка, бережно хранящая тёплый домашний очаг. Отец Михаила, Николай Задорнов, - известный российский писатель, интересовавшийся историей.

С самого раннего детства родители прививали Михаилу любовь к литературе. Помимо сказок, папа знакомил своего сына с более серьёзными произведениями, такими как «Мёртвые души», «Фрегат Паллада» и т. д. Не забывал знаменитый отец и о стихотворениях. Уже в дошкольном возрасте маленький Миша с удовольствием читал наизусть несколько стихотворных произведений Пушкина, Тютчева и Лермонтова.

Будущий сатирик Михаил Задорнов, биография которого подробно описана в нашей статье, окончил школу в Риге. Следует отметить, что в средних классах паренёк всерьёз увлёкся театром. Его первая роль - Репка - произвела впечатление на зрителей школьного театра. После участия в пьесе Островского «Доходное место» о таланте Михаила узнала вся округа. Помимо творческих увлечений, молодой человек активно занимался спортом и входил в латвийскую юношескую команду по игре в ручной мяч.

Юность артиста

Несмотря на любовь к театру, Михаил решил выбрать более серьёзную профессию и поступил Рижский институт инженеров гражданской авиации. Там ему преподавали азы строения самолётных двигателей. Стоит сказать, что учёба в институте длилась недолго. Уже на втором курсе Михаил принял решение переехать в Москву. Там он перевелся в Московский авиационный институт, где продолжил заниматься одним из своих любимых дел - игрой в ручной мяч.

Когда Михаилу исполнилось 18 лет, он отправился на Курилы, где занимался подсобными работами в одном из местных ботанических садов. Именно это далёкое путешествие стало музой для создания его первой неопубликованной повести «Точка пересечения».

Первая работа

После окончания института Задорнов Михаил Николаевич, биография которого интересна многим, поступил на работу инженером-конструктором, а также участвовал в создании форсунки для форсажной камеры двигателя, предназначенной для летательных аппаратов.

Следует сказать, что именно эта форсунка сейчас красуется в стенах музея Московского авиационного института.

По специальности Задорнов работал недолго. Вскоре ему в голову пришла замечательная идея - поработать в жанре сатиры. Для начала он возглавил молодёжный театр Московского авиационного института.

Благодаря усилиям молодого дарования, театр приобрел немалую известность, а позже получил награду от Ленинского комсомола. Далее Михаила дважды повышали в должности и предлагали вступить в партию. Но следуя принципам и утверждения своего отца, он любезно отказывался.

Дальнейшая жизнь

Дальнейшая биография Михаила Задорнова связана с юмористическим отделом популярного журнала «Юность». В издании он работал ровно 6 месяцев, а после решил покинуть должность из-за непонимания и придирчивости со стороны начальства.

После ухода из журнала он вступил в должность руководителя театра им. Дзержинского, где практически все постановки основывались на секретных материалах, хранившихся в архивах КГБ.

Телевидение

В 1982 году юморист дебютировал на экранах с монологом «Письмо студента домой». В 1984 году Михаил Задорнов снова появился на экранах. В передаче «Вокруг смеха» он прочитал рассказ «Два девятых вагона». В этом же году начинающий сатирик выступал уже на своём сольном концерте.

Как утверждает сам Михаил, самым важным днём в его жизни является 31 декабря 1992 года, когда он удостоился чести поздравить всю страну с Новым Годом.

С 1993 по 1995 гг. Задорнов был руководителем фонда помощи русскому народу в странах Балтии «Содружество».

Что дальше?

Конец 90-х и начало 2000-х для Михаила стал важным периодом. Его регулярно приглашали на телевидение и организовывали концерты в самых известных залах всего постсоветского пространства.

Дальнейшая биография Михаила Задорнова связана с сотрудничеством с российским каналом REN TV. Как утверждает сам юморист, он очень этому рад.

В 2009 году Михаил открыл в Риге библиотеку и назвал здание именем своего отца Николая Задорнова. Открытие библиотеки совпало со 100-летием известного писателя и историка. Стоит сказать, что входить туда может кто угодно и абсолютно бесплатно.

Юморист Михаил Задорнов, биография которого интересует многих, в 2010 году представил общественности памятник Арине Родионовне - няне Пушкина. Возведен он был на средства фонда, курируемого героем нашего рассказа.

Другие занятия юмориста и сатирика

Следует отметить, что Михаил Николаевич - современная личность. Он активно занимается интернет-деятельностью. Задорнов зарегистрирован в социальной сети «ВКонтакте», а также имеет собственный блог в ЖЖ и на сайте газеты «Московский комсомолец». У Задорнова есть и свой канал на Youtube, где каждый может просмотреть все его выступления.

Биография Михаила Задорнова полна и малоизвестных фактов.

  1. После пребывания на Тибете и Гавайях Задорнов признался, что бросил курить и ругаться матом.
  2. В 2012 году Михаил выпустил некоммерческий фильм «Рюрик: Потерянная быль», который отрицательно был воспринят множеством критиков.
  3. Михаила дважды уличали в плагиате.
  4. В 2010 году на одном из своих выступлений Задорнов назвал женщин Владивостока вульгарными. Это вызвало возмущение.
  5. Михаил Николаевич поддерживает партию КПРФ.
  6. С 2014 года он является в Украине из-за своей политической позиции по Крыму.

Михаил Задорнов: биография, семья

Известный российский юморист впервые женился на Велте Яновне Калнберзиной. Девушка училась с Михаилом в одной школе, а затем стала его сокурсницей в Московском институте авиации.

Молодые люди долго встречались перед тем, как узаконить отношения. Михаил и Велта сыграли свадьбу в 1971 году. В 90-х, когда популярность комика начала быстро расти, он повстречал девушку по имени Елена Бомбина. Долгое время Михаил метался меж двух огней. В конце концов его выбор пал на Елену.

Михаил Задорнов (биография, личная жизнь артиста описаны в нашей статье) и Елена Бомбина стали жить совместно, а в 1990 году на свет появилась их дочь, Лена. Сейчас единственная дочь известного сатирика учится в Российской Академии театрального искусства.

Пожелаем Михаилу успехов в творчестве!