В а соллогуб писатель девятнадцатого столетия ставит

Граф Влади́мир Алекса́ндрович Соллогу́б (8, Санкт-Петербург, Россия, - 6, Гамбург, Германия) - русский писатель, сын Соллогуба Александра Ивановича (1787-1843), внук переселившегося в Россию литовско-польского вельможи Соллогуба Ивана Антоновича из литовского рода Соллогубов. Дядя художника Ф. Л. Соллогуба.

Биография

В. А. Соллогуб происходил из аристократической семьи и получил хорошее домашнее воспитание на французский лад, подолгу проживал за границей. Родители мечтали о дипломатической карьере сына; в 1829 году его определили в Дерптский (ныне Тартуский) университет, курс которого будущий писатель окончил В 1833 году. Поступив в Министерство иностранных дел, какое-то время состоял при Венском посольстве, затем служил в Министерстве внутренних дел, в 1850 году - на Кавказе, в 1870-м был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877-м находился при главной квартире Императора для составления «Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем» (Санкт-Петербург, 1878).

Несмотря на связи и некогда большое богатство, карьеры В. А. Соллогуб не сделал. Литературно-артистические интересы в Соллогубе преобладали, чему способствовали родственные связи с известным музыкальным домом графа М. Ю. Виельгорского - он был женат на его дочери, Софье Михайловне. В 1840-х годах близко общался с В. Г. Белинским , часто бывал в кружке Белинского.

Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Семья

В 1840 году женился на Софье Михайловне Виельгорской (1820-1878) - дочери графа Михаила Виельгорского и Луизы Бирон, племянницы последнего курляндского герцога Петра Бирона.

У Владимира Александровича и Софьи Михайловны было две дочери: Елизавета (1847-1932) и Мария (1851-1917).

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 08.08.1813 - 1836 - доходный дом Мижуева - Моховая улица, 41;
  • 1836 год - дом А. В. Васильчикова - Большая Морская улица, 53.

Сочинения

Фантастика в творчестве Соллогуба

В главном сочинении Соллогуба - повести «Тарантас. Путевые впечатления» (1845) - включена заключительная глава «Сон», представляющая собой утопию: во время путешествия по России старого крепостника и молодого славянофила их тарантас вдруг превращается в фантастическую птицу и несёт героев над преображенной страной, где всё находится в идеальном порядке и полном благополучии (при неизменности общественно-политической системы и отказе от всех «новомодных» веяний). Утопия Соллогуба вызвала разноречивые мнения у критиков демократического лагеря, некоторые (например, В. Г. Белинский) расценили её как памфлет на славянофилов. Вероятно, ближе к истине оказался Н. А. Добролюбов , считавший, что автор просто высказал свои чаяния - последняя точка зрения отчасти подтверждается «драматической шуткой» Соллогуба «Ночь перед свадьбой, или Грузия через 1000 лет» (1855), где и через десять веков в стране не происходит существенных структурных перемен, несмотря на многочисленные научно-нравственные улучшения.

Повести

  • История двух калош (1839)
  • Большой свет (1840)
  • Аптекарша (1841)
  • Медведь (1842)
  • Тарантас. Путевые впечатления (1843)
  • Старушка (1850)
  • В двух танцах (1840)
  • Через край (1885)

Рассказы

  • Два студента (1837)
  • Сережа (1838)
  • Три жениха (1838)
  • Собачка (1845)
  • Воспитанница (1846)
  • Метель (1849)

Пьесы

  • Ямщик, или Шалость гусарского офицера (1842)
  • Букеты, или Петербургское цветобесие (1845)
  • Модные петербургские лечения (1847)
  • Сотрудники, или Чужим добром не наживешься (1851)
  • Мастерская русского живописца (1854)
  • Чиновник (1856)

Водевили

  • Беда от нежного сердца (1850) (Один из наиболее популярных водевилей на русской театральной сцене)

Сборник

  • Вчера и Сегодня (2 т.) (1846)

Библиография

  • В. А. Соллогуб. , Санкт-Петербург. , «Издание книгопродавца Андрея Иванова» , 1845 г
  • В. А. Соллогуб. , Москва. , «Academia» , 1931 гг
  • В. А. Соллогуб. , Москва. , «Художественная литература» , 1988 г
  • В. А. Соллогуб. , Киев. , «Днiпро» , 1989г

Русский писатель, граф Владимир Александрович Соллогуб родился 20 августа (по строму стилю — 8 августа) 1813 года в Санкт‑Петербурге в знатной аристократической семье. Получил домашнее образование, программу которого определял отец, известный любитель искусства.

Детство писателя в основном прошло за границей. Родители готовили сына к дипломатической карьере, в 1829 году он поступил в Дерптский (ныне Тартуский) университет, который окончил в 1834 году. В том же году Соллогуб вернулся в Петербург, где служил в министерстве иностранных дел, затем был чиновником особых поручений при тверском губернаторе.

Близость к салону Николая Карамзина, с сыном которого он учился в университете, дала возможность Соллогубу расширить и укрепить свои литературные связи. Здесь он познакомился с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Лермонтовым и другими известными писателями и поэтами того времени.

В 1836 году между Пушкиным и Соллогубом произошла размолвка, едва не приведшая к дуэли: автору "Евгения Онегина" показалось, что он был неучтив с его супругой Натальей Николаевной. Недоразумение разъяснилось, они остались приятелями. Осенью того же года Соллогуб согласился быть секундантом в первой, не состоявшейся, дуэли Пушкина с Дантесом.

Литературный дебют Соллогуба состоялся в 1837 году в "Современнике", где была опубликована его новелла "Три жениха", а явный литературный успех принесла ему "История двух калош" , напечатанная в 1939 году в "Отечественных записках". Здесь же в 1840 году он опубликовал повесть "Большой свет" и первые семь глав повести "Тарантас".

"Светские повести" Соллогуба "Большой свет" (1840), "Лев" (1841), "Аптекарша" (1841), "Медведь" (1843) получили высокую оценку Виссариона Белинского.

В 1845 году вышла повесть "Тарантас" — самое значительное произведение писателя, где в форме путевых очерков Соллогубом были даны меткие зарисовки провинциального быта. Книга имела шумный успех и вызвала горячие толки в обществе. Наиболее сочувственно высказался о "Тарантасе" Белинский, увидевший в нем яркое осмеяние славянофильства.

После "Тарантаса" Соллогуб напечатал еще несколько повестей и драматических произведений, из которых особенный успех на сцене имели драма "Местничество" (1849) и водевиль "Беда от нежного сердца" (1850).

В период с 1850 года по 1856 год Соллогуб служил на Кавказе . За это время им было написано много этюдов кавказской жизни, ряд фельетонов, альбомных стихотворений, а также биография известного кавказского героя генерала Петра Котляревского. Все прозаические статьи, посвященные Кавказу, за исключением биографии Котляревского, объединены под заглавием "Сололакские досуги".

В 1856 году писатель получил звание придворного историографа. Продолжая занятия литературой, он написал "обличительную" комедию "Чиновник", в которой изобразил свой идеал чиновника‑аристократа.

С 1858 году Соллогуб был командирован за границу для изучения европейских театров, где написал комедию Preuve d"amitiе ("Доказательство дружбы"), поставленную в парижском театре Gymnase. В 1856 году в журнале "Русский архив" Соллогуб опубликовал воспоминания о Пушкине и Гоголе (отдельное издание "Воспоминаний" вышло в 1887 году). В 1866 году написал антинигилистическую поэму "Нигилист".

В 1870 году Соллогуб стал председателем комиссии по преобразованию тюрем , в 1877 году находился при главной квартире императора для составления "Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем" (Санкт‑Петербург, 1878).

В последние годы жизни им был написан биографический роман "Через край", который был опубликован уже после смерти писателя, в 1885 году.

Скончался Владимир Соллогуб 17 июня (по строму стилю — 5 июня) 1882 года в Гамбурге, его могила находится на Донском кладбище в Москве.

Владимир Соллогуб был женат на Софье Виельгорской (1820‑1878) ‑ дочери графа Михаила Виельгорского.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сологуб, граф Владимир Александрович

(Соллогуб) - писатель, род. в 1814 г. По происхождению внук польского магната, переселившегося в Россию при императрице Екатерине II, он получил очень хорошее образование. После домашней подготовки, под руководством лучших гувернеров, он прошел курс юридических наук в Дерптском университете, по окончании курса в котором в 1834 г. поступил на службу по министерству иностранных дел, в качестве атташе при русском посольстве в Австрии. Вернувшись вскоре в Россию, он перешел в министерство внутренних дел. Уже с 1837 г. начинается его литературная деятельность: в "Современнике" этого года были помещены его первые повести: "Два студента" и "Три жениха", встреченные очень хорошо в том литературно-аристократическом кружке, к которому принадлежали В. А. Жуковский, кн. В. Ф. Одоевский, гр. Вьельгорские. Значительно уже больший успех в публике имела "История двух калош": напечатанная в "Отечественных Записках" 1839 г., она обратила на автора общее внимание, благодаря проникающему ее гуманному настроению. Уже в этой повести гр. С. обнаружил сатирическое отношение к большому свету, представив его пустоту, эгоистичность, разоблачив его мишурный блеск. В последующих его произведениях проявляется то же отношение к свету, хотя следует сказать, что сатира С. очень осторожна, скользит лишь по поверхности изображаемых явлений, почему и может быть относима к тому роду, который характеризуется эпитетом "улыбательный". К этому именно роду принадлежат произведения С., вышедшие в 1840-41 гг., повести "Большой свет, в двух танцах" и "Аптекарша". В 1842 г. вышел в свет сборник всех изданных ранее повестей С., под заглавием "На сон грядущий". Сборник этот имел выдающийся успех, через два года пришлось выпустить его вторым изданием. Этим сборником в глазах критики значение Сологуба определилось весьма рельефно, и Белинский писал следующее: "Граф Сологуб занимает одно из первых мест между писателями повестей новой школы. Это талант решительный и определенный, талант сильный и блестящий. Поэтическое одушевление и теплота чувства соединяются в нем с умом наблюдательным и верным тактом действительности. Как все истинные таланты, он не гоняется за необыкновенными идеалами и умеет находить материалы для поэтических изданий в той прозаической существенности, которая у всех перед глазами, но в которой только немногие провидят и жизнь, и поэзию. В основе почти каждой его повести лежит мысль, которая одна дает полноту и целость сюжету. Поэтому очень трудно пересказывать содержание повестей графа Сологуба: в них важны не завязка с развязкою, не внешнее событие, а то внутреннее созерцание, которого сюжет служит только выражением и которое поставляется и оценивается созерцанием же. Поэтому художественное достоинство повестей графа Сологуба преимущественно заключается в подробностях и колорите". Через два года после этого, вместе с В. А. Жуковским и гр. Ростопчиной, С. издал литературный альманах "Вчера и сегодня" и тогда же напечатал повесть "Княгиня" и водевиль "Букеты или петербургское цветобесие". В следующем 1845 г. вышло в свет самое важное из произведений Сологуба: "Тарантас. Путевые впечатления". Начало этого произведения, о котором Белинский говорит, что "оно - не роман, не повесть, не очерки, не трактат, не исследование, но то и другое и третье вместе", появилось еще в "Отечественных Записках" 1840 г., а теперь книга была издана с иллюстрациями, имела шумный успех и вызвала горячие толки в обществе. Наиболее сочувственно высказался о "Тарантасе" Белинский, увидевший в нем яркое осмеяние славянофильства. "Нельзя, говорил критик, не согласиться, что юмор автора "Тарантаса" тем более исполнен глубины и желчи, что он замаскирован удивительным спокойствием, так что местами читателю может казаться, будто автор разделяет образ мыслей своего жалкого и смешного героя, этого маленького Дон-Кихота в миньятюре и карикатуре. Между тем ясно, что эта книга, по ее тонкому и глубокому юмору, принадлежит к разряду книг в роде "Epistolae obscurorum virorum", "Писем Юния", "Lettres persanes" Монтескье. Славянофилы получили в ней страшный удар, потому что ничего нет в мире страшнее смешного". В другой статье, говоря о произведениях русской литературы за 1845 г., Белинский решительно заявил, что "первое место между ними должно принадлежать "Тарантасу": "Эта книга, писал критик, вдвойне интересна - и как прекрасное литературное произведение, и как изящное великолепное издание. В последнем отношении "Тарантас" - решительно первая книга в русской литературе". Указав на то, что свою задачу осмеяния славянофильства С. "выполнил с необыкновенным талантом", Белинский отмечал в его повести и некоторые "недостатки довольно важные, как например, уверения, будто русская критика пишется для забавы мужиков, которые, однако ж, предпочитают ей шутов в их мужицком костюме; что будто бы литература русская должна набирать идей и вдохновения у постелей умирающих мужиков, сидя подле них в качестве стенографа и записывая их последние слова, которые - как всем известно, - касаются только разных житейских забот и распоряжений". После "Тарантаса" С. напечатал еще несколько повестей и драматических произведений, из которых особенный успех на сцене имели драма - "Местничество" (1849 г.) и водевиль "Беда от нежного сердца" (1850), и вскоре после напечатания последнего из этих произведений он покинул Петербург, будучи назначен в распоряжение наместника Кавказского, между прочим для занятий статистическими и историческими исследованиями. На Кавказе С. прослужил 6 лет, и за это время им написано много этюдов кавказской жизни, ряд фельетонов в "Кавказе", ряд альбомных стихотворений, а также биография известного кавказского героя, генерала Котляревского. Все прозаические статьи, посвященные Кавказу, за исключением биографии Котляревского, объединены под заглавием "Сололакские досуги". В 1855-56 гг. книгопродавцом Смирдиным было издано полное собрание сочинений Сологуба. В это время С. пытается примкнуть к общему, обличительному направлению литературы, пишет комедию "Чиновник", герой которой Haдимов с пафосом говорил: "Крикнем на всю Русь, что пришла пора вырвать зло с корнями". Фразы этого идеального чиновника очень нравились тогдашней публике, пьеса имела успех, хотя критика, в лице Добролюбова, Чернышевского и Н. Ф. Павлова, и указывала на серьезные недостатки этой тенденциозной комедий. После "Чиновника" С. уже почти перестает писать: в 1865 г. он издал брошюру "Новые сведения о предсмертном поединке А. С. Пушкина", а в 1867 г. напечатал в "Чтениях Общ. Люб. Рос. Словесности" две статьи о значении Пушкина и кн. П. А. Вяземского в русской литературе. В 1868 г. было им напечатано последнее его драматическое произведение, комедия "Разочарованные". В 1870 г., когда был возбужден вопрос о тюремной реформе, он был командирован за границу для изучения положения европейских тюрем, и результатом его исследований было сочинение - "История и современное положение ссылки". В 1877 г. - во время русско-турецкой войны, он находился при главной квартире императора Александра II и в следующем году издал роскошно отпечатанный "Дневник военных событий".

Последние годы своей жизни С. болел, большею частью лечился за границею. Умер он в 1882 г. в Гамбурге. После его смерти были перепечатаны роман его "Через край" и его "Воспоминания", сообщающие много любопытнейших данных об аристократической среде 40-х и 50-х годов и о литературных кружках того времени.

Сочинения гр. В. А. С., в 5 т. СПб. 1855-56. Воспоминания СПб. 1887. - Сочинения В. Г. Белинского, т. IX и X. - Соч. Добролюбова, т. І и II. Чернышевский. Заметки о современной литературе СПб. 1889. - Панаев. Литературные воспоминания. - Сочинения Ю. Ф. Самарина. т. І. - Н. Павлов, Разбор комедии гр. Сологуба "Чиновник" M. 1857.

A. Бороздин.

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Сологуб, граф Владимир Александрович" в других словарях:

    - (Сологуб) тайн. сов., беллетрист писатель; род. 6 апр. 1813, † 1888 г. июня 5. Дополнение: Салогуб, граф Владимир Александрович, р. (6 апр. 1843) 8 авг. 1814 г.; † 1882 г. 3 июня. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    - (Соллогуб) фамилия, распространённая у восточных славян. Точная этимология не установлена Сологуб: Сологуб, Алесь Феофилович (1906 1934) белорусский поэт. Сологуб, Виктор Григорьевич советский и российский рок музыкант,… … Википедия

    - … Википедия

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    В данном списке представлены литераторы, покончившие жизнь самоубийством. Литератор (от лат. litterator учитель грамоты) человек, профессионально занимающийся литературным трудом; писатель, публицист, а также поэт, драматург.… … Википедия

СОЛЛОГУБ, Владимир Александрович -- прозаик, поэт, драматург, мемуарист. Родился в аристократической семье. Отец -- тайный советник, церемониймейстер, меценат, театрал, был известен в петербургском свете (о нем говорится в черновом варианте первой главы "Евгения Онегина": "Гуляет вечный Соллогуб"). Мать, урожденная Архарова, была незаурядной личностью, с серьезными литературными интересами. Московский дом Архаровых славился своим гостеприимством, упоминается в "Войне и мире" (Т. 2.-- Ч. I. -- Гл. XI; Ч. V,-- Гл. X). Первоначальное образование С.-- домашнее, учителем российской словесности был П. А. Плетнев. Вместе с родителями он посещал салон президента Академии художеств и директора императорской библиотеки А. Н. Оленина, где видел А. С. Пушкина, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, многих художников и музыкантов. С 1830 по 1834 г. С.-- студент Дерптского ун-та. Занимался неровно, увлекался разными науками, участвовал в любительских спектаклях и усвоил тип поведения, подобающий настоящему "буршу". Ун-т С. окончил действительным студентом (вместо звания кандидата, обеспечивающего довольно высокий служебный чин). С. не стал профессиональным литератором, а сочетал творчество со службой. С 1835 г.-- чиновник особых поручений при министерстве внутренних дел, служит в провинции (Смоленск, Витебск, Тверь). "Вот моя жизнь... большая дорога, по которой часто приходится ездить в тележке",-- писал он А. Н. Карамзину (А. С. Пушкин в письмах Карамзиных.-- С. 61). Все же много времени он проводил в Петербурге. В 1839 г. пожалован в камер-юнкеры. В ноябре 1840 г. женится на Софье Михайловне Вильегорской, дочери гр. М. Ю. Вильегорского, занимавшего высокое положение при дворе, известного мецената. Бракосочетание совершилось в малой церкви Зимнего дворца, посаженым отцом невесты, фрейлины императрицы, был Николай I. После венчания на вечере у Вильегорских присутствовал весь двор.
В 1842 г. С. переходит в чине коллежского асессора в Государственную канцелярию, в 1843 -- 1844 гг. путешествует по Европе (Германия, Париж, Ницца). В 1849 г. С. оставил службу и в течение года проживал в своем имении (Никольское Симбирской губ.), а с 1850 г. продолжил службу по министерству внутренних дел при наместнике кавказском и генерал-губернаторе новороссийском М. С. Воронцове. В 1852 г. получил чин статского советника. Живя на Кавказе, занимался устройством русского театра, способствовал сближению русской и грузинской культур, сотрудничал в газете "Кавказ" (печатал там очерки). С 1856 г.-- чиновник особых поручений при министерстве двора (в частности, составляет описание коронации Александра II), получает звание камергера. По распоряжению мин-ва двора в 1857--1859 гг. находится в Париже для изучения парижских театров, принимал участие в музыкальных и театральных дискуссиях. По возвращении обосновался в Дерпте, в разных должностях служил при остзейских генерал-губернаторах, часто бывал в Петербурге.
В 60 гг. сферой интересов С. становится тюрьмоведение. В 1870 г. командирован во Францию для изучения тюремного дела, после чего получает назначение директора Московского попечительного совета по тюрьмам, становится автором специальных работ "Об организации в России тюремного труда" (М., 1866); "Тюрьмы и театры" (Москва.-- 1867.-- No 3, 9, 15). С 1875 г. Сопредседатель комиссии по преобразованию тюрем в России, живет то в Москве, то в Германии или Франции. В 1877 г. во время русско-турецкой войны в качестве официального историографа находился в императорской штаб-квартире и в итоге опубликовал "Дневник высочайшего пребывания за Дунаем в 1877 г." (Спб., 1878), выдержанный в официальном духе.
После смерти жены (с ней С. фактически давно разошелся) в 1878 г. женится на В. И. Аркудинской. Она была много его моложе и не аристократического происхождения, что вызвало неодобрение света. Последние годы жизни провел за границей.
Службу С. сочетал с творчеством, с активным участием в литературной жизни. С 15 лет начал сочинять стихи, шуточные и элегические, эпиграммы и послания (иногда на французском языке), романтическую поэму "Стан", в основном подражательные. В 1855 г. выпустил сборник "Тридцать четыре альбомных стихотворения" (Тифлис), открывавшийся стихотворением, где были строки: "Стихи не в моде уж давно, / Стихи плохие и подавно". Талант С. по-настоящему реализовался в прозе. Дебютировал в 1837 г. рассказами "Три жениха" (Современник.-- 1838.-- No 9) и "Сережа (Лоскуток из вседневной жизни)" (Литературные прибавления к "Русскому инвалиду".-- 1838.-- No 15). Эти произведения прошли незамеченными. Подлинная писательская биография начинается с появления в печати рассказа "История двух калош" (Отечественные записки.-- 1839.-- No 1), принесшего ему признание. По свидетельству И. И. Панаева, "История двух калош" "наделала столько шуму, что она читалась даже теми, которые никогда ничего не читали... по крайней мере по-русски; в большом свете с неделю только говорили об этих "Калошах"... Соллогуб был в ходу" (Панаев И. И. Литературные воспоминания. -- М., 1950.-- С. 270). Драма любви бедного скрипача, униженного и оскорбленного великосветским обществом, здесь изображена на широком социальном фоне (ремесленники, отверженные художники); романтическая коллизия таланта и толпы здесь снижена, в рассказе много комизма. Впоследствии С. написал на него пародию (Литературная газета.-- 1845.-- No 1). В прозе С. преобладают произведения о высшем свете и его жертвах. Свет представлен как вместилище пороков, тщеславия, корысти, низменного расчета, где нет места для истинной любви и искренних чувств (рассказы "Сережа...", "История двух калош", "Воспитанница" и др.). Аристократический мир наиболее объемно освещен в повести "Большой свет" (Отечественные записки.-- 1840.-- No 3). в которой под именем Леонина выведен Лермонтов. "Светское его значение я изобразил под именем Леонина в моей повести "Большой свет", написанной по заказу великой княгини Марии Николаевны" (Воспоминания.-- М.; Л., 1931.-- С. 339). Прототипов имеют и др. действующие лица повести (кн. Щетинин -- сам С, Сафьев -- С. А. Соболевский, княгиня Воротынская --графиня А. К. Воронцова-Дашкова, Надина -- жена С.). В повести пародируется внешность Лермонтова, его неудачные попытки приобщиться к избранному кругу; порой образ Леонина принимает характер пасквиля (см.: Гернштейн Э. Судьба Лермонтова.-- М., 1986.-- Глава "За страницами "Большого света"). Повесть насыщена образами и идеями лирики Лермонтова, пародийно переданными; при этом и весь большой свет показан с отрицательной стороны, за внешним его блеском -- тщеславие, бездушие, корысть. "Соллогуб часто касается в своих повестях большого света,-- писал В. Г. Белинский,-- но хоть он и сам принадлежит к этому свету, однако ж повести его тем не менее -- не хвалебные гимны, не апофеозы, а беспристрастно верные изображения и картины большого света". Белинский указал также на "отсутствие личного (...субъективного) элемента, сердечности и задушевности, как признаков горячих убеждений, глубоких верований" (Белинский В. Г. Собр. соч.-- М., 1979.-- Т. 5.-- С. 212). Критика С. была все же поверхностной, касалась лишь внешней, обрядовой стороны большого света, не затрагивая его основ. Собственные аристократические пристрастия С. четко выражены в рассказе "Старушка" (Отечественные записки.-- 1850.-- No 4--5), где говорится о роли "дворянского сословия" в спасении России в "эпоху беспорядка, эпоху безверия".
Светские повести С, с их однообразием материала, повтором коллизий, характеров, мотивов, заданностью финала, в художественном отношении слабее новелл, написанных на основании былей, услышанных от М. С. Щепкина и составивших цикл "Теменевская ярмарка" (состоящий из рассказов "Собачка", "Воспитанница" сб. "Вчера и сегодня".-- Спб., 1845.-- Ч. 1--2). С. нарисовал выразительные жанровые сцены драматических судеб провинциальных актеров, нищих и подневольных. Новеллы проникнуты сочувствием к несчастной доле "маленьких людей". Удачей С. явились и произведения о студенческой жизни "Неоконченные повести" (в сб.: "На сон грядущий".-- Спб., 1843.-- Ч. II) и "Аптекарша" (Рус екая беседа.-- 1841.-- No 2). "Лучшая повесть прошлого года, -- заметил Белинский,-- без всякого сомнения "Аптекарша"... Соллогуб писатель с замечательным дарованием, а "Аптекарша" решительно выше всего, что он написал" (Белинский В. Г. Указ. соч.-- Т. 4.-- С. 33). К лучшим новеллам С. относится получившая пушкинское название -- "Метель" (Ведомости Московской городской полиции.-- 1849.-- No 31 -- 32), где в экстремальной ситуации сближаются люди разных сословий, пробуждается любовь у молодого столичного офицера и провинциалки.
Самое значительное произведение С., его главная книга,-- повесть "Тарантас" (первые семь глав первоначально опубл. в "Отечественных записках", 1840, No 10; полностью повесть вышла отд. изд. в 1845 г.). Книга родилась из "путевых впечатлений", полученных от совместного путешествия по российской провинции с художником Г. Гагариным. Возникло повествование проблемное и масштабное, с широким и глубоким охватом современной действительности. С. создал яркую, правдивую живую картину существования "низов": скромных чиновников, бедных станционных смотрителей, цыган, оборотистых купцов и др. Впервые в произведении С. главную роль играют персонажи-"идеологи". Иван Васильевич, европеизированный славянофил, ищущий русскую самобытность и народность, и Василий Иванович, руководствующийся здравым смыслом, трезвыми представлениями о русской жизни, ее пороках, противоречиях. Их полемический диалог, касающийся актуальных вопросов о назначении дворянства, о роли сословий в государстве, об отношении патриархальной России к Западу, о месте литературы, составляет сюжет повести. Завершающая глава "Сон", в которой С. контурно обрисовал Россию будущего, свой утопический, аристократический, близкий к славянофильскому социальный идеал, свидетельствовала о его скептическом отношении к настоящему положению страны, желании ее возрождения. В "Тарантасе" наиболее зримо проявился литературный талант С, что сказалось в мастерстве характеров, красочности жанровых сцен, бытовых подробностях, в стиле.
В прозе С. ощутимо влияние и романтической традиции "натуральной школы", физиологического очерка. Метафора тарантаса, превратившегося в птицу, явно восходит к "Мертвым душам" Гоголя. "Тарантас" вызвал оживленную и разноречивую реакцию в литературных кругах. Белинский, назвав "Тарантас" "книгой умной, даровитой... дельной", обыграл сходство имени и отчества героя с именем и отчеством И. В. Киреевского с целью критики славянофильства (Белинский В. Г. Указ. соч.-- Т. 7.-- С. 341).
В 50 гг. начинается спад творческой активности С. Он пишет главным образом водевили, наиболее значимы комедии "Беда от нежного сердца" (Отечественные записки.-- 1850.-- No 3), "Сотрудники, или Чужим добром не наживешься" (Санкт-Петербургские ведомости.-- 1850.-- No 13--16), прототипами которой явились К. С. Аксаков и И. И. Панаев. Комедия "Чиновнику представлявшая собой попытку следовать обличительному направлению, имела театральный успех, но вызвала отрицательный отзыв Чернышевского, поддержавшего критическое выступление Н. Ф. Павлова против пьесы (Чернышевский Н. Г. Литературная критика.-- М., 1971.-- Т. 1; Павлов Н. Ф. // Русский вестник.-- 1856.-- No 11, 14). "Искусственной" нашел ее и И. С. Тургенев (Письма.-- Т. II.-- С. 338). В конце жизни С. работал над автобиографическим романом "Через край" (посмертно опубл. в журнале "Новь".-- 1885.-- No 7--18) и над мемуарами о своем прошлом, встречах со многими писателями. В Дерптском университете С. учился вместе с сыновьями Карамзина, затем стал частым посетителем дома историка и здесь познакомился с Вяземским, Жуковским, Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, связи с которыми не прерывались и после публикации "Большого света". Отношения С. с Пушкиным сперва негладкие, едва не закончившиеся дуэлью, затем стали дружескими. Пушкину посвящены очерк (Из воспоминаний // Русский архив.-- 1865.-- No 5--6) и в большой мере отдельный оттиск "Гоголь, Пушкин, Лермонтов" (М., 1866). Мемуары С, написанные с огромной любовью к поэту, точно и живо передают подробности преддуэльных дней и его душевное состояние. С осени 1844 г. С. открывает у себя салон, ставший центром музыкальной и литературной жизни, где бывали Тютчев, Некрасов, Григорович, Достоевский, М. И. Глинка. В кругу "Современника" С. недолюбливали из-за. его неровного характера, аристократического высокомерия. "В светском обществе... кичился званием литератора, а в литературном -- своим графством" (Панаева А. Я. Воспоминания.-- М., 1972.-- С. 90). А Гоголь заметил: "Я прочел "Тарантас" Соллогуба, который гораздо лучше его самого" (Гоголь Н. В. Собр. соч.-- М., 1978.-- Т. 7.-- С. 270). Иное мнение о С. сложилось у Л. Н. Толстого, который был с ним знаком с 1850 г., встречался в Москве, переписывался. "Какой был необыкновенный, даровитый и блестящий человек" (Литературное наследство.-- Т. 90.-- Кн. 2.-- С. 279). В 1866 г. С. заехал в Ясную Поляну и рассказал "о первых годах девятнадцатого века" (Слово.-- 1909.-- No 792.-- 11 мая), интересовавших Толстого в связи с работой над "Войной и миром". В 60 гг. С. вместе с В. Ф. Одоевским, М. П. Погодиным, С. А. Соболевским, Вяземским составляют оппозиционное по отношению к новой, демократической словесности содружество, находящееся на периферии литературной жизни, хранящее традиции литературных салонов 30 гг. (чтение своих сочинений и их обсуждение). С. активно участвует в праздновании юбилея Вяземского (см. статью "Юбилей князя П. А. Вяземского" // Санкт-Петербургские ведомости.-- 1861.-- No 58), посвящает ему статью "О значении князя П. А. Вяземского в российской словесности" (Там же. -- 1867.-- No 10), пишет мемуарный очерк "Воспоминания о князе В. Ф. Одоевском" (сб. "В память о князе В. Ф. Одоевском".-- М., 1869), стремясь утвердить значение своего поколения. С нач. 70 гг. С. писал свои "Воспоминания" (Спб., 1887), дающие панораму жизни его эпохи.