У книжной полки. Монахиня Евфимия (Пащенко). Приключения врача, или христианами не рождаются. История одной монахини Матушка евфимия

Повести и рассказы монахини Евфимии – лучи света для грешной души. Писательница, избравшая для себя суровую иноческую стезю, призывает читателя: «Приидите ко Христу все, труждающиеся и обремененные, и Он успокоит ваши истерзанные души». Произведения автора построены на контрасте: вот жизнь с Богом, а вот жизнь по своим прихотям. Смотри и выбирай!

Монахиня Евфимия (Пащенко)

СЕТИ КРАСИВОЙ ЖИЗНИ

повести и рассказы

Сети красивой жизни

Не в силе Бог, а в правде

Оптинские яблони

«…Рабам земли напомнить о Христе»

Мальчик с бабушкиной иконы

Архиерейский дар

Отравленный источник

СЕТИ КРАСИВОЙ ЖИЗНИ

Красиво жить не запретишь.

(поговорка)

Есть два пути: один жизни и один – смерти; велико же различие между обоими путями.

(Дидахи) 1[*]

Протоиерей Михаил, настоятель одного из многочисленных Никольских храмов столицы, отслужив-таки субботнюю Литургию, медленно, но верно продвигался к выходу из церкви, мимоходом благословляя прихожан и прихожанок и на ходу беседуя с ними. Вернее, вполуха слушая вопросы, которые они ему задавали, и вполголоса изрекая в ответ: «терпи», «молись», «смиряйся». На основании своего многолетнего духовного опыта отец протоиерей давно уже сделал вывод, что пресловутые «словесные овцы» не намного умнее овец бессловесных. Ведь вопросы, которыми они с завидным постоянством донимают священников, до крайности однотипны. Проще говоря, их всего два. А именно: «как правильно?» и «что делать, если?» Как правильно поститься, как правильно молиться, как правильно повесить дома иконы, как правильно вкушать просфору и святую воду? Что делать, если муж пьет, если дети от рук отбились, если на работе начальство притесняет, если соседка – скандалистка, а может, даже колдунья, если, если, если… Как же он устал от всех этих бесконечных жалоб и сетований, в которых, по большей части, виноваты сами жалобщики, дотошно высматривающие сучок в чужом глазу, однако в упор не замечающие бревна в собственном оке! Неудивительно, что со временем он научился пропускать их нытье мимо ушей, не вникая в смысл вопросов и отделываясь расхожими ответами: «терпи-молись-смиряйся». В итоге, как говорится, и волки оказываются сыты, и овцы целы, и пастуху спокойно. Паства получает душеполезное наставление. А он не тратит время на решение чужих проблем. В конце концов, у него, уже немолодого человека, обремененного большой семьей, и своих проблем хватает. До чужих ли тут?

До заветного церковного порога оставалось лишь несколько шагов. И тут…

Здравствуйте, святой отец. Я бы хотел с Вами поговорить.

Отец Михаил удивленно замер. Это еще что такое? Или незнакомцу невдомек, что беседу со священником следует начинать словами: «благословите, батюшка»? И ни в коем случае не называть его «святым отцом», на манер героя какого-нибудь зарубежного фильма или романа. Похоже, этот человек не знает церковного этикета. В таком случае, зачем он пожаловал в храм? И что ему нужно от отца Михаила?

Священник поднял глаза и увидел молодого человека интеллигентного вида. Неброский, хотя и явно недешевый костюм, белая рубашка, темно-синий галстук с маленькой золотой булавкой… Несомненно, это обеспеченный человек. В его храме подобные люди – редкие гости. Ведь их куда больше интересуют не духовные, а материальные вопросы. Но все-таки – о чем же эта залетная птица, этот «захожанин» хочет говорить с ним, протоиереем Михаилом?

Что Вам нужно? – недовольно буркнул священник. Окажись на месте незнакомца воцерковленный прихожанин, он бы тут же догадался, что батюшка не расположен к беседе, испуганно пролепетал «простите-благословите» и поспешил убраться восвояси. Однако незваный гость оказался не из пугливых. И потому ответил отцу Михаилу:

Святой отец, я хочу попросить у Вас совета. Кажется, я попал в секту.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЕЗЬЯНЬЯ ОХОТА

«Много желать – добра не видать».

(русская пословица)

…До недавнего времени участковый врач-невролог Николай Сергеевич Ивакин был вполне доволен собой и своей жизнью. Ведь у него были жена Инна, четырехлетний сын Сашка, крыша над головой, работа на поликлиническом приеме, друзья, любимые книги. Разве этого не достаточно для счастья?

Треволнения Ивакина начались с того злосчастного дня, когда дальний родственник –бизнесмен средней руки, пригласил его к себе на свадьбу. Разумеется, на подобные мероприятия не ходят, в чем попало. Требовалось явиться, что называется, «при полном параде». Увы, единственный костюм Николая Ивакина, купленный за полцены на распродаже года четыре тому назад, явно не подходил под определение «парадного»… Скорее, его можно было назвать затрапезом. Дабы не ударить в грязь лицом перед богатеньким родственничком и его гостями, требовалось срочно приобрести новый костюм. С этой целью Николай в ближайший выходной отправился в один из городских универмагов.

Он провел там несколько часов, переходя из бутика в бутик, присматриваясь и прицениваясь. И, чем дольше занимался этим неблагодарным делом, тем больше чувствовал себя чужаком на пресловутом празднике жизни. Потому что имевшихся у него денег хватало в лучшем случае на полкостюма. А ведь эта ничтожная сумма была почти всей его месячной зарплатой, причем со всеми надбавками за стаж и первую врачебную категорию 2 . Неудивительно, что вскоре мечты Николая Ивакина о новом костюме сменились невеселыми раздумьями на тему, почему врачи, отвечающие за жизнь и здоровье пациентов, обречены на горькую участь бессребреников поневоле?

И тут глазам упавшего духом Николая предстал он. Поначалу Ивакин едва узнал в лощеном субъекте, уверенной походкой шагающем ему навстречу, бывшего хирурга из их поликлиники Виктора Шишова. Да и как иначе? Ведь за три года, миновавшие с тех пор, как они виделись последний раз, бывший участковый хирург Шишов изменился до неузнаваемости. Из замордованного, убого одетого поликлинического врача он превратился, так сказать, в денди. Костюм с иголочки, массивный золотой перстень на пальце, объемистый серебристый фирменный пакет в руке…вот только, пожалуй, излишне располнел и обрюзг…хотя с годами многие мужчины набирают вес… Разумеется, Николаю не терпелось узнать причину столь разительной перемены, происшедшей с его бывшим коллегой. И он вполголоса окликнул его, впрочем, не особенно надеясь, что тот снизойдет до разговора с ним. Ведь люди, выбившиеся, как говорится, из грязи в князи, как правило, страдают амнезией 3 в отношении всего, что предшествовало их возвышению…

Услышав свое имя, Шишов остановился и уставился на Николая. При этом на его обрюзгшем лице изобразилось такое недовольство, что Ивакин понял: Илья отнюдь не рад их встрече.

А-а, это ты! – процедил он и принялся сосредоточенно разглядывать свой перстень. – И что ты тут делаешь?

Костюм покупаю. – нашелся Ивакин, вовремя вспомнив известную сказочку про то, как мама-червячиха объясняла любопытному сыночку, куда пропал их папа: «он с мужиками на рыбалку отправился»… В самом деле, не мог же он опозориться перед бывшим коллегой, признавшись в том, что покупка нового костюма оказалась ему не по карману.

Ну-ну. – снисходительно хмыкнул Виктор, скользнув взглядом по неказистой одежонке Николая… И тот поспешил сменить тему разговора:

Кстати, а куда ты подевался? Ну, с тех пор, как ушел из поликлиники. В частную клинику, что ли, подался?

Бери выше. – важно ответил бывший хирург. – Я теперь в фармацевтической компании работаю. Это тебе не вшивая поликлиника! Зарплата такая, что еще пара годиков – и новую квартиру себе куплю. Плюс машина от компании, командировки за границу… Да разве я, работая на приеме, мог себе позволить слетать в Испанию или во Францию? Короче, человеком себя почувствовал…

А как же хирургия? – наивно вопросил Ивакин. – Ты же, вроде, даже диссертацию писать начинал?

Да ну ее! – отмахнулся Шишов. – Надоело, знаешь ли, на приеме за гроши со всякой швалью возиться… Пусть работа дураков любит, да только я – не дурак. А теперь извини, я тороплюсь. Удачных покупок!

После его ухода Николай Ивакин еще долго стоял у витрины бутика, глядя на разряженные манекены по другую сторону стеклянной стены. А пластмассовые красавцы и красавицы, гордо подбоченясь, таращились незрячими глазами куда-то поверх его головы, словно поликлинический врач с тощим кошельком был существом, не стоящим их внимания.

Пожалуй, впервые за свою жизнь Николай Ивакин почувствовал себя не счастливым, а глубоко несчастным, обойденный судьбой человеком.

И с этого времени начались его несчастья.

Вернувшись домой, Николай рассказал своей жене Инне и о том, чем завершился его поход за костюмом, и о встрече с бывшим коллегой. Ведь от супруги у него не было секретов. Увы, на сей раз ему пришлось пожалеть о своей откровенности. Потому что Инна, никогда не отличавшаяся уравновешенностью, сразу напустилась на него с упреками:

Вот видишь, как умные-то люди живут! Машина, квартира, поездки за границу! Вот так и надо жить! А мы с тобой как живем! Как нищие! Это же надо – ты, врач первой категории, себе не то, что машину - костюма купить не можешь! Сколько лет старую одежду донашиваем, а люди, только знай, себе обновки покупают! У нас в больнице санитарки, и те все в золоте ходят, а у меня, медсестры, всего одно колечко! А квартира у нас какая! Однокомнатная! А нас в ней сколько живет? Трое: ты, я да Сашка! Да еще твои дурацкие книжки всюду валяются, только место зря занимают! Что? Разве я не правду говорю! Надоело так жить! Ты вот все говоришь: дочку хочу, дочку! А ты о том подумал, что твоих детей ждет? Сможешь ты со своей зарплатой их в люди вывести? Т...

Много историй сложено о великой силе материнской любви. Но бывает, что мы, занятые своими делами и проблемами, слишком поздно узнаем, как горячо и нежно любили нас матери. И поздно каемся, что нанесли любящему материнскому сердцу неисцелимые раны… Но, кто знает, может быть, как поется в песне, «откуда-то сверху», наши матери видят наше запоздалое раскаяние и прощают своих поздно поумневших детей. Ведь материнское сердце умеет любить и прощать так, как никто на земле…

Не так давно в одном городе в центре России жили мать и дочь. Мать звали Татьяной Ивановной, и была она врачом-терапевтом и преподавательницей местного мединститута. А ее единственная дочь, Нина, была студенткой того же самого института. Обе они были некрещеными. Но вот как-то раз Нина с двумя однокурсницами зашла в православный храм. Близилась сессия, которая, как известно, у студентов слывет «периодом горячки» и треволнений. Поэтому Нинины однокурсницы, в надежде на помощь Божию в предстоящей сдаче экзаменов, решили заказать молебен об учащихся. Как раз в это время настоятель храма, отец Димитрий, читал проповедь, которая очень заинтересовала Нину, потому что она еще никогда не слыхала ничего подобного. Подружки Нины давно покинули храм, а она так и осталась в нем до самого конца Литургии. Это, вроде бы, случайное посещение храма определило всю дальнейшую Нинину судьбу - вскоре она крестилась. Разумеется, она сделала это втайне от неверующей матери, опасаясь рассердить ее этим. Духовным отцом Нины стал крестивший ее отец Димитрий.

Нине не удалось надолго сохранить от матери тайну своего крещения. Татьяна Ивановна заподозрила неладное даже не потому, что дочка вдруг перестала носить джинсы и вязаную шапочку с кисточками, сменив их на длинную юбку и платочек. И не потому, что она совсем перестала пользоваться косметикой. К сожалению, Нина, подобно многим молодым новообращенным, совершенно перестала интересоваться учебой, решив, что это отвлекает ее от «единого на потребу». И в то время, как она днями напролет том за томом штудировала Жития Святых и «Добротолюбие», учебники и тетради покрывались все более и более толстым слоем пыли…

Не раз Татьяна Ивановна пыталась уговорить Нину не запускать учебу. Но все было бесполезно. Дочь была занята исключительно спасением собственной души. Чем ближе становился конец учебного года, а вместе с его приближением увеличивалось до астрономических цифр число отработок у Нины, тем более горячими становились стычки между Ниной и ее матерью. Однажды выведенная из себя Татьяна Ивановна, бурно жестикулируя, нечаянно смахнула рукой икону, стоявшую у дочки на столе. Икона упала на пол. И тогда Нина, расценившая поступок матери, как кощунство над святыней, в первый раз в жизни ударила ее…

В дальнейшем мать и дочь становились все более и более чуждыми друг другу, хотя и продолжали сосуществовать в одной квартире, периодически переругиваясь. Свое житье под одной крышей с матерью Нина приравнивала к мученичеству, и считала Татьяну Ивановну основной помехой к своему дальнейшему духовному росту, поскольку именно она возбуждала в своей дочери страсть гнева. При случае Нина любила пожаловаться знакомым и о. Димитрию на жестокость матери. При этом, рассчитывая вызвать у них сострадание, она украшала свои рассказы такими фантастическими подробностями, что слушателям Татьяна Ивановна представлялась этаким Диоклетианом в юбке. Правда, однажды отец Димитрий позволил себе усомниться в правдивости рассказов Нины. Тогда она немедленно порвала со своим духовным отцом и перешла в другой храм, где вскоре стала петь и читать на клиросе, оставив почти что не у дел прежнюю псаломщицу - одинокую старушку-украинку…
В новом храме Нине понравилось еще больше, чем в прежнем, поскольку его настоятель муштровал своих духовных чад епитимиями в виде десятков, а то и сотен земных поклонов, что никому не давало повода усомниться в правильности его духовного руководства. Прихожане, а особенно прихожанки, одетые в черное и повязанные по самые брови темными платочками, с четками на левом запястье, походили не на мирянок, а на послушниц какого-нибудь монастыря. При этом многие из них искренне гордились тем, что по благословению батюшки навсегда изгнали из своих квартир «идола и слугу ада», в просторечии именуемого телевизором, в результате чего получили несомненную уверенность в своем будущем спасении… Впрочем, строгость настоятеля этого храма к своим духовным детям позднее принесла хорошие плоды - многие из них, пройдя в своем приходе начальную школу аскезы, впоследствии ушли в различные монастыри и стали образцовыми монахами и монахинями.

Нину все-таки исключили из института за неуспеваемость. Она так и не пыталась продолжить учебу, посчитав диплом врача вещью, ненужной для жизни вечной. Татьяне Ивановне удалось устроить дочь лаборанткой на одну из кафедр мединститута, где Нина и работала, не проявляя, впрочем, особого рвения к своему делу. Подобно героиням любимых житий святых, Нина знала только три дороги - в храм, на работу и, поздним вечером, домой. Замуж Нина так и не вышла, поскольку ей хотелось непременно стать либо женой священника, любо монахиней, а все остальные варианты ее не устраивали.
За годы своего пребывания в Церкви она прочла очень много духовных книг, и выучила почти наизусть Евангельские тексты, так что в неизбежных в приходской жизни спорах и размолвках доказывала собственную правоту, разя наповал своих противников «мечом глаголов Божиих». Если же человек отказывался признать правоту Нины, то она сразу же зачисляла такого в разряд «язычников и мытарей»… Тем временем Татьяна Ивановна старела и все чаще о чем-то задумывалась.
Иногда Нина находила у нее в сумке брошюрки и листовки, которые ей, по-видимому, вручали на улице сектанты-иеговисты. Нина с бранью отнимала у матери опасные книжки, и, называя ее «сектанткой», на ее глазах рвала их в мелкие клочья и отправляла в помойное ведро. Татьяна Ивановна безропотно молчала.

Страданиям Нины, вынужденной жить под одной крышей с неверующей матерью, пришел конец после того, как Татьяна Ивановна вышла на пенсию и все чаще и чаще стала болеть. Как-то под вечер, когда Нина, вернувшись из церкви, уплетала сваренный для нее матерью постный борщ, Татьяна Ивановна сказала дочери:
- Вот что, Ниночка. Я хочу оформить документы в дом престарелых. Не хочу больше мешать тебе жить. Как ты думаешь, стоит мне это сделать?
Если бы Нина в этот момент заглянула в глаза матери, она бы прочла в них всю боль исстрадавшегося материнского сердца. Но она, не поднимая глаз от тарелки с борщом, буркнула:
- Не знаю. Поступай, как хочешь. Мне все равно.

Вскоре после этого разговора Татьяна Ивановна сумела оформить все необходимые документы и перебралась на житье в находившийся на окраине города дом престарелых, взяв с собой только маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. Нина не сочла нужным даже проводить мать. После ее отъезда она даже испытывала радость - ведь получалось, что Сам Господь избавил ее от необходимости дальнейшего житья с нелюбимой матерью. А впоследствии - и от ухода за ней.

После того, как Нина осталась одна, она решила, что теперь-то она сможет устроить собственную судьбу так, как ей давно хотелось. В соседней епархии был женский монастырь со строгим уставом и хорошо налаженной духовной жизнью. Нина не раз ездила туда, и в мечтах представляла себя послушницей именно этой обители. Правда, тамошняя игумения никого не принимала в монастырь без благословения прозорливого старца Алипия из знаменитого Воздвиженского монастыря, находившегося в той же епархии, в городе В. Но Нина была уверена, что уж ее-то старец непременно благословит на поступление в монастырь. А может даже, с учетом ее предыдущих трудов в храме, ее сразу же постригут в рясофор? И как же красиво она будет смотреться в одежде инокини - в черных ряске и клобучке, отороченном мехом, с длинными четками в руке - самая настоящая Христова невеста… С такими-то радужными мечтами Нина и поехала к старцу, купив ему в подарок дорогую греческую икону в серебряной ризе.

К изумлению Нины, добивавшейся личной беседы со старцем, он отказался ее принять. Но она не собиралась сдаваться, и ухитрилась проникнуть к старцу с группой паломников. При виде старца, Нина упала ему в ноги и стала просить благословения поступить в женский монастырь. Но к изумлению Нины, прозорливый старец дал ей строгую отповедь:
- А что же ты со своею матерью сделала? Как же ты говоришь, что любишь Бога, если мать свою ненавидишь? И не мечтай о монастыре - не благословлю!

Нина хотела было возразить старцу, что он просто не представляет, каким чудовищем была ее мать. Но, вероятно, от волнения и досады, она не смогла вымолвить ни слова. Впрочем, когда первое потрясение прошло, Нина решила, что старец Алипий либо не является таким прозорливым, как о нем рассказывают, либо просто ошибся. Ведь бывали же случаи, когда в поступлении в монастырь отказывали даже будущим великим святым…

…Прошло около полугода с того времени, когда мать Нины ушла в дом престарелых. Как-то раз в это время в церкви, где пела Нина, умерла старая псаломщица - украинка. Соседи умершей принесли в храм ее ноты и тетрадки с записями Богослужебных текстов, и настоятель благословил Нине пересмотреть их и отобрать то, что могло бы пригодиться на клиросе. Внимание Нины привлекла одна из тетрадок, в черной клеенчатой обложке. В ней были записаны колядки - русские и украинские, а также различные стихи духовного содержания, которые в народе обычно называют «псальмами». Впрочем, там было одно стихотворение, написанное по-украински, которое представляло собой не «псальму», а скорее, легенду. Сюжет ее выглядел примерно так: некий юноша пообещал своей любимой девушке исполнить любое ее желание. «Тогда принеси мне сердце своей матери», - потребовала жестокая красавица. И обезумевший от любви юноша бестрепетно исполнил ее желание. Но, когда он возвращался к ней, неся в платке страшный дар - материнское сердце, он споткнулся и упал. Видимо, это земля содрогнулась под ногами матереубийцы. И тогда материнское сердце спросило сына: «ты не ушибся, сыночек?»

При чтении этой легенды Нине вдруг вспомнилась мать. Как она? Что с ней? Впрочем, сочтя воспоминание о матери бесовским прилогом, Нина сразу же отразила его цитатой из Евангелия: «…кто Матерь Моя?…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и Матерь». (Мф. 12. 48, 50) И мысли о матери исчезли так же внезапно, как и появились.

Но ночью Нине приснился необычный сон. Будто кто-то ведет ее по прекрасному райскому саду, утопающему в цветах и усаженному плодовыми деревьями. И Нина видит, что посреди этого сада стоит красивый дом, или, скорее, дворец. «Так вот какой дворец Господь приготовил для меня», - подумалось Нине. И тогда ее спутник, словно читая ее мысли, ответил ей: «нет, это дворец для твоей матери». «А что же тогда для меня?» - спросила Нина. Но ее спутник молчал… И тут Нина проснулась…

Виденный сон смутил ее. Как же это Господь после всего того, что ради Него сделала Нина, не приготовил ей соответствующего ее заслугам перед Ним дворца в раю? И за что же такая честь ее матери, неверующей и даже некрещеной? Разумеется, Нина сочла свой сон вражиим наваждением. Но все-таки любопытство взяло верх, и, прихватив с собою кое-каких гостинцев, она отпросилась у настоятеля и поехала в дом престарелых навестить мать, которую не видела уже полгода.

Поскольку Нина не знала номера комнаты, в которой жила ее мать, она решила начать свои поиски с медсестринского поста. Там она застала молоденькую медсестру, раскладывавшую в пластмассовые стаканчики таблетки для больных. К немалому удивлению Нины, на шкафу с медикаментами она заметила небольшую икону Казанской Божией Матери, а на подоконнике - книжку о блаженной Ксении Петербургской с торчащей закладкой. Поздоровавшись с медсестрой, Нина спросила ее, в какой комнате проживает Татьяна Ивановна Матвеева.

А Вы ее навестить приехали? - спросила медсестра. - К сожалению, Вы опоздали. Татьяна Ивановна умерла два месяца назад. Она достала какой-то журнал, и, найдя в нем нужное место, назвала Нине точную дату смерти ее матери. Но, видимо, при этом медсестре вспомнилось что-то значимое для нее, и она продолжала разговор уже сама:
- А Вы ей кто будете? Дочь? Знаете, Нина Николаевна, какая же Вы счастливая! У Вас была замечательная мама. Я у нее не училась, но много хорошего слышала о ней от ее учеников. Ее и здесь все любили. А умирала она тяжело - упала и сломала ногу. Потом пролежни пошли, и я ходила делать ей перевязки. Вы знаете, таких больных я никогда в жизни не видала. Она не плакала, не стонала, и каждый раз благодарила меня. Я никогда не видела, чтобы люди умирали так кротко и мужественно, как Ваша мама. А за два дня до смерти она попросила меня: «Галенька, приведи ко мне батюшку, пусть он меня крестит». Тогда я позвонила нашему отцу Ермогену, и он назавтра приехал и крестил ее. А на другой день она умерла. Если б Вы видели, какое у нее было лицо, светлое и ясное, словно она не умерла, а только заснула… Прямо как у святой.

Изумлению Нины не было передела. Выходит, ее мать перед смертью уверовала и умерла, очистившись Крещением от всех своих прежних грехов. А словоохотливая медсестра все продолжала рассказывать:
- А Вы знаете, она Вас часто вспоминала. И, когда отец Ермоген ее крестил, просила молиться за Вас. Когда она слегла, я предложила ей Вас вызвать. Но она отказалась: не надо, Галенька, зачем Ниночку затруднять. У нее и без того дел полно. Да и виновата я перед нею… И о смерти своей тоже просила не сообщать, чтобы Вы не переживали понапрасну. Я и послушалась, простите…

Вот что узнала Нина о последних днях жизни своей матери. Раздарив медсестре и старушкам из соседних комнат привезенные гостинцы, она отправилась домой пешком, чтобы хоть немного успокоиться. Она брела по безлюдным заснеженным улицам, не разбирая дороги. Но ее удручало вовсе не то, что теперь она лишилась единственного родного человека, а то, что она никак не могла смириться с тем, как же это Бог даровал такое прекрасное место в раю не ей, всю жизнь подвизавшейся ради Него, а ее матери, крестившейся всего лишь за сутки до смерти. И, чем больше она думала об этом, тем больше поднимался в ее душе ропот на Бога: «Господи, почему же ей, а не мне? Как же Ты это допустил? Где же Твоя справедливость?» И тут земля разверзлась под ногами Нины и она рухнула в бездну.

Нет, это было вовсе не чудо. Просто, погрузившись в свои думы, Нина не заметила открытого канализационного люка и упала прямо в зияющую дыру. От неожиданности она не успела ни вскрикнуть, ни помолиться, ни даже испугаться. Не менее неожиданным было то, что ее ноги вдруг уперлись во что-то твердое. Вероятно, это был какой-то ящик, кем-то сброшенный в люк и застрявший в нем. Вслед за тем чьи-то сильные руки ухватили Нину и потащили ее наверх. Дальнейшего она не помнила.
Когда Нина пришла в себя, вокруг нее толпились люди, которые ругали - кто мэрию, кто - воров, стащивших металлическую крышку люка, и удивлялись, как это Нина сумела выбраться наружу без посторонней помощи. Нина машинально заглянула в люк и увидела, как на его дне, глубоко-глубоко, плещется вода и торчит какая-то труба. А вот никакого ящика внутри нет и в помине. И тогда она снова потеряла сознание…

Ее отвезли в больницу, осмотрели, и, не найдя никаких повреждений, отправили домой, посоветовав принять успокоительное лекарство. Оказавшись дома, Нина приняла таблетку, предварительно перекрестив ее и запив святой водой, и вскоре погрузилась в сон. Ей приснилось, что она падает в бездну. И вдруг слышит: «не бойся, доченька», и сильные, теплые руки матери подхватывают ее и несут куда-то вверх. А потом Нина оказывается в том самом саду, который ей приснился вчера. И видит чудесные деревья и цветы. А еще - тот дворец, в котором, как ей сказали, живет ее мать. И рядом с этим дворцом, действительно, стоит ее мама, юная и прекрасная, как на фотографиях из старого альбома.

Ты не ушиблась, доченька? - спрашивает мать Нину.

И тогда Нина поняла, что спасло ее от неминуемой гибели. То были материнская любовь и материнская молитва, которая «и со дна моря поднимает». И Нина зарыдала и принялась целовать ноги матери, орошая их своими запоздалыми покаянными слезами.
И тогда мать, склонившись над нею, стала ласково гладить ее по уже седеющим волосам:

Не плачь, не плачь, доченька… Господь да простит тебя. А я тебе давно все простила. Живи, служи Богу и будь счастлива. Только запомни: «Бог есть любовь…». Если будешь людей любить и жалеть - мы встретимся снова и уже не расстанемся никогда. А этот дом станет и твоим домом.


Монахиня Евфимия (Пащенко)

СБРОШЕННЫЙ ВЕНЕЦ

сборник рассказов

СБРОШЕННЫЙ ВЕНЕЦ

Когда‑то давно бабушка рассказывала мне сказку про синюю птицу счастья. О том, как двое (сейчас уже не помню точно, детей или взрослых) долго искали ее по всему свету, да так и не нашли. А потом оказалось, что птица счастья жила не где‑то в чужих краях, а в их доме. Только они, гоняясь за своей мечтой, не догадывались, что все это время счастье было рядом… Конечно, это только сказка. Но разве не бывает так, что и мы, подобно ее героям, долгие годы безуспешно ищем свое счастье. Вернее, ищем то, что считаем счастьем. И виним Бога в том, что никак не можем заполучить его. А потом однажды вдруг узнаем, что, потратив жизнь на погоню за выдуманной нами «синей птицей», мы упустили свое настоящее счастье. Почему? Да потому, что лишь глазами веры, смирения и той любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего…» (1 Кор. 13. 4-5) можно увидеть, где находится настоящее счастье, уготованное нам Богом.

В недавние времена в поликлинике одного северного города работали два молодых врача – юноша и девушка. Девушку звали Надей. Хотя она всегда требовала от коллег, чтобы ее называли исключительно Надеждой Георгиевной. Надя была невропатологом, или, как теперь называются врачи этой специальности – неврологом. А юношу звали Степаном Андреевичем, хотя чаще всего коллеги называли его Степой, и он не обижался на это. Степа был участковым педиатром – и прием вел, и на вызова ходил. Несмотря на то, что Степа работал врачом всего лишь год, и коллеги, и родители его маленьких пациентов считали его хорошим специалистом. Потому что был он доктор внимательный, добрый и безотказный. А еще удивительно легко умел находить общий язык с больными детишками, так что даже самые боязливые из них, плачущие уже только при одном виде белого халата, нисколько его не боялись.

Надя со Степой были однокурсниками. Поэтому дружили. Или, скорее, были просто давними приятелями, ничем не обязанными друг другу. По крайней мере, так считала Надя. Потому что Степа был парнем, как говорится, «не ее романа». Он не отличался красотой. Более того, после перенесенной в детстве болезни ходил, подволакивая ноги. Степа был заядлым книгочеем, но не кичился своим умом и знаниями и держался очень скромно. И одет он был тоже очень скромно, пожалуй, даже бедно, потому что со студенческих лет ему пришлось стать кормильцем часто болевшей матери и младшего братишки–школьника, и подрабатывать в больнице - сначала санитаром, потом медбратом. И мобильного телефона и компьютера у Степы тоже не было. С учетом всего этого, Надя считала, что в Степе нет ничего, достойного ее внимания, и держалась с ним достаточно холодно, снисходя до общения с ним, и только.

Однако Степа, судя по всему, смотрел на их дружбу совершенно иными глазами. Он радовался встречам с Надей. После Богослужений (и Надя, и Степа были прихожанами городского собора) он провожал ее до автобусной остановки. На именины, дни рождения и праздники Степа дарил Наде подарки. Но Надю они только раздражали. Ей хотелось совсем не таких подарков. Если бы Степа подарил ей золотое колечко с молитвой, или, на худой конец, хотя бы серебряное, а еще лучше – мобильный телефон или плейер, чтобы слушать церковную музыку, такому подарку она бы порадовалась. А он дарил ей мягкие игрушки, цветы, а то и еще хуже – книги. Степа явно питал слабость к поэзии и дарил Наде томики стихов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, красиво изданные и почти новенькие с виду. Но она знала, что эти книжки Степа покупал в букинистическом магазине, поскольку новые книги были ему не по карману. Чаще всего Степины подарки она засовывала на антресоли или в кладовку, а то и вовсе выбрасывала, злясь на Степу–недотепу, которому явно не хватало ни ума, ни денег, чтобы подарить ей что‑нибудь получше. Например, однажды на день Ангела Нади он подарил ей сборник лирики русских поэтов Х1Х века. И надо же было случиться, что когда Надя, придя домой, наугад раскрыла подаренную книжку, ей открылось вот такое стихотворение:

Бедный друг! Истомил тебя путь,

Темен взор и венок твой измят,

Так войди же ко мне отдохнуть.

Духовное значение слова «умиление» обозначает состояние человеческой души в момент соприкосновения его сердца с благодатию Святого Духа. Этот момент ‒ в высочайшем, несравненном, «всеистинном, паче человеческого ума» его проявлении ‒ запечатлен в образе «Умиление Божией Матери». На иконе ‒ не просто соприкосновение сердца Пресвятой Девы с благодатию Святого Духа, а некое непостижимое Его действо, давшее всему человечеству Сына Божия, воплотившегося в образе человеческом для спасения человечества от греха и смерти…

Один из самых знаменательных образов Божией Матери «Умиление» ‒ Серафимо-Дивеевский, именуемый «Радость всех радостей». Пред этой иконой совершил свою последнюю молитву на земле преподобный Серафим Саровский. Впоследствии она стала главной Дивеевской святыней, в годы репрессий была свято хранима верными христианами и ныне ждет своего возвращения в родную обитель.

В ожидании пришествия долгожданной «Верховной Игумении» Дивеевской обители в 2009 году была заказана новая копия с иконы «Умиление». Помещенная в резной киот, она была сначала установлена в Казанском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря . Летом 2010 года в России бушевали пожары, над Москвой и Дивеево стоял смог. Казанский собор, где находился образ «Умиление», в это время был закрыт на ремонт. Икона оказалась оторванной от молитвенной жизни народа, «униженной», по словам м. Евфимии. И вот к летнему празднику Преподобного Серафима, она была перенесена на Канавку Божией Матери . Целые волны паломников наполнили этим летом Дивеево. Люди стояли по полчаса, чтобы приложиться к иконе Царицы Небесной…

Этот замечательный список с иконы «Умиление» появился в Дивеево усердием благоговейной поклонницы Преподобного Серафима и почитаемого им святого образа Божией Матери монахини Евфимии (в миру Веры Константиновны Семеняк) и ее многочисленных сотрудников по «благому общественному делу» - духовных чад старца архимандрита Ипполита (Халина) († 17 декабря 2002) . Их не перечесть - Клавдия, Лидия, Надежда, Иоанн, Роман, Ольга, Олег, Игорь, Тигрий, Карина, Галина, Марина, Геннадий, Алексий, Максим… Все они в сердце и молитве матушки, вместе с родными и близкими и всеми теми, с кем соединил ее Господь на длинном пути жизни.

Отца Ипполита, первого настоятеля возрожденного Курского Рыльского монастыря, называли «афонским старцем». Ученик глинских старцев, постриженик Псково-Печерского монастыря, батюшка в течение восемнадцати лет подвизался в Афонском Пантелеимоновом монастыре. В 1984 году о. Ипполит по болезни вернулся в Россию и служил в храмах Курской епархии, а затем стал первым настоятелем возрождающегося Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Вера Константиновна в то время жила с семьей в Курске и нашла в старце мудрого наставника и молитвенника. Старец сильно поддержал ее в трудных семейных обстоятельтсвах ‒ у нее на руках был тяжело больной муж, Петр Павлович, так и не сумевший поправиться после тяжелого ранения в годы Великой отечественной войны. После кончины мужа в 1986 году Вера Константиновна сама осталась тяжело больной, никакие врачи не в силах были помочь… Помог Господь. По благословению отца Ипполита Вера Константиновнаприняла монашеский постриг с именем Евфимии и спустя несколько лет переехала в Дивеево.

Матушка Евфимия - личность совершенно легендарная и… безвестная ‒ как истинная служительница Иисуса Христа, совершившего Свой земной путь в зраке раба

Но начнем с начала, точнее, почти с начала, с первых дней Великой Отечественной войны.

Шестнадцатилетняя Вера Константиновна служила санитаркой по вольному найму в больнице своего родного поселка Андреевка (Харьковской области), где в то время располагался 308-й медсанбат 267-й стрелковой дивизии. Раненные поступали ежедневно, работы было много. В палатах, даже в коридоре, лежали тяжелораненые, которых доставляли прямо из окопов ‒ недалеко от поселка проходила линия фронта. Кровь для раненых сдавали свои же солдаты. Однажды сдавать кровь пришел высокий, богатырского телосложения, с большими, как на иконе, глазами, солдат. Это был Петр Павлович Семеняк ‒ будущий муж Веры Константиновны…

Петр Павлович был родом из Курска, младший сын в семье, давшей Отечеству шестерых защитников ‒ шестерых своих сыновей. В эту доблестную семью суждено было войти и Вере Константиновне.

После ранения на Днепре Петра Павловича доставили в больницу, где находилась, также после ранения, и Вера Константиновна… По окончании войны Петр Павлович окончил Харьковский ветеринарный институт, а Вера Константиновна ‒ учительский институт. Спустя несколько лет семья перебралась в Курск.

Сорок один год и девять месяцев Вера Константиновна отдала преподавательской работе, учила школьников русскому языку и литературе (а в первые годы, живя на Украине, также и украинский язык и литературу). Муж вернулся с войны тяжелораненым, перенес семь операций, стал инвалидом первой группы. Любящая самоотверженная жена, всегда находившаяся рядом, помогла пережить недуг и жизненные невзгоды. Супруги вырастили и воспитали пятерых детей ‒ двоих сыновей и троих дочерей. Все они получили медицинское образование. Жертвенный каждодневный труд Веры Константиновны отмечен наградами ‒ медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945), «Медаль материнства» (1961)…

В детях, внуках, в муже, умершем от фронтовых ран, в его братьях, вообще в его богатырской, поистине былинной русской семье прошла почти вся ее мирская жизнь ‒ достойная, трудная, мужественная жизнь. Не иначе как милостию Божией можно было все испытания пережить, все труды понести, свой священный долг исполнить.

Верующей м. Евфимия была с самого детства. Родилась в семье потомственного врача Рожкина Константина Николаевича, с детства посещала храмы. Всегда стремилась к святыне - еще в годы советской власти ездила по святым местам России и всего мира, несколько раз посетила Святой град Иерусалим. Живя в Курске, еще в 1970-е годы близко познакомилась со схиигуменией Ангелиной, которая не только помогла укрепиться духовно, но и научила ее золотошвейному искусству. С тех пор матушка вышивает, украшает иконы - и, с участием своих помощников, посылает в дар монастырям и храмам. Ее дары - не только в российских обителях, но и на Святой земле и на Святой горе Афон…


Матушка по жизни ‒ борец. Всю жизнь она стремилась нести в мир словом и делом евангельскую благую весть ‒ через благоговение, милосердие, добро, любовь. Трудиться ради укрепления и прославления православной веры - «высокой как звезды, сильной благодатию святых Таинств, вечную вечностью Царства Небесного» ‒ таково было завещание ее духовного отца.

У Бога нет ничего случайного. В усердии матушки к святыне, к святым иконам Божией Матери, особенно к «Радости всех радостей» ‒ «Серафимо-Дивеевскому Умилению» ‒ явственно приоткрывается сокровенное чаяние ее души, чрез безмерные скорби и терпение долгих и трудных лет влекущейся к благодати, ищущей умиления… Душа жаждет прикосновения Божия, жаждет обрести Христа и быть сНим в вечности…

Публикации:


После закрытия обители в 1927 году икона вместе с царской ризой, преподнесенной Государем Императором Николаем II в 1903 году, была вывезена в Муром матушкой игуменией Александрой: здесь матушка обосновалась в небольшом домике у стен Благовещенской обители, сюда же перебрались многие дивеевские сестры. Драгоценная риза была закопана в садике. После кончины м.Александры (†1942)икону и другие ценности хранила ее келейница монахиня Мария Баринова. В 1940-е годы в единственном уцелевшем храме г.Мурома служил иеромонах Пимен (будущий Патриарх), которому матушки поведали о хранимых ими святынях. Став Патриархом, он благословил взять их на хранение отца Виктора Шиповальникова (†2007).Так икона «Умиление» вместе с другими дивеевскими святынями оказалась в пос. Кратово под Москвой. Стараниями о. Виктора была отреставрирована царская риза, пролежавшая в земле много лет. После второго обретения мощей Преподобного Серафима в 1991 году о. Виктор передал икону вместе со всеми другими ценностями Святейшему Патриарху Алексию II . В настоящее время икона «Серафимо-Дивеевское Умиление» хранится в Крестовой церкви Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве.

"То, что Бог есть, я знала еще маленькой девочкой, - говорит матушка Евфимия, - он был для меня как родитель - кто-то добрый и в то же время строгий, наблюдающий за мной, за тем, какие поступки я совершаю. И каждый раз после какой-то детской шалости я чувствовала свою вину перед НИМ". Мы разговариваем в ее квартире, в старом доме в центре города. Обстановка "кельи" монахини в миру не совпадает с тем образом, что сложился у меня благодаря книгам и телевизору. Просторная комната, минималистичная, но вполне уютная обстановка - кровать, книжный шкаф, тумбочка с магнитофоном, гора дисков с классикой и духовной музыкой. И иконы. Они занимают целую стену. Это и еще одно - специальный столик для молитвослова, напоминают о том, кто здесь живет.
К разговору со мной матушка Евфимия подошла очень строго и скрупулезно. Как сама призналась, долго что-то набрасывала на бумаге, готовилась. "Не могу отвыкнуть, филологическое образование дает о себе знать", - оправдывалась она.
"Мое детство можно разделить на две части - до ареста отца и после, - продолжает рассказ матушка. - До - это тихий московский дворик, множество друзей, беззаботное счастье, а после...". Что такое репрессии и чем может обернуться советское коммунальное благополучие, тогда узнали многие семьи. И маленькой Свете (так звали матушку Евфимию в ее мирской жизни) мир тогда перестал казаться безоблачным. Возможно, поэтому в юность она вошла достаточно своенравной и независимой особой. Еще студенткой познакомилась с будущим мужем, и вскоре на свет появился сын.
Но семья не смогла жить вместе. Светлану не минула судьба многих женщин - не сложились отношения со свекровью. "Я не умела, не знала, как быть в такой ситуации, и самым лучшим мне показалось отпустить мужа к матери, раз она не давала нам жить вместе. Сейчас я понимаю - это было трагической ошибкой, - размышляет матушка Евфимия. - Нельзя было отталкивать его, несмотря ни на что. У каждого свой крест. Этот - был мой, и я должна была его нести. С креста ведь нельзя сойти, с него только снимают. А я сошла...".
Так и жила молодая семья - редкими встречами. А потом, когда сыну исполнилось уже 13, одна из затянувшихся разлук прервалась известием - муж погиб. Тот момент матушка Евфимия считает переломным в своей жизни: "Стоя на краю могилы, я очень многое осознала, но не пожелаю этого никому. Часто наблюдая, какие ошибки совершают молодые женщины, обращающиеся ко мне за советом, мне так и хочется крикнуть им: вам что, тоже надо у свежевырытой могилы постоять?".
Друзья пытались помочь Светлане выкарабкаться из тяжелейшего душевного кризиса. Неожиданно для нее самой лучшей помощью стало Евангелие, "на всякий случай" подаренное неверующей подругой. "Это удивительная книга, - говорит матушка Евфимия, - я вам это как филолог говорю. Филологам часто приходится анализировать литературные произведения, и я на примере классиков литературы могу вам подробно расписать, как одна тема в произведении перетекает в другую, где проходят эти границы. Но, поверьте мне, в Евангелии нет границ! Читать его - все равно что дышать". Подруга, подарившая книгу, поражалась происходящим в Светлане изменениям. "Тогда она смотрела на меня скептически, а теперь тоже приняла крещение и работает секретарем в одном из московских монастырей". В том самом, в который пришла вслед за набожной подругой. Но первым на тернистый путь воцерковления ступил сын Светланы.

Если ты есть...

Отец Александр - так теперь называет своего сына, настоятеля одного из саратовских храмов, матушка Евфимия. Имя мы изменили, Епископ Саратовский и Вольский не дал благословения на разглашение всех тайн этой необычной семьи.
Путь человека к осознанию веры как неотъемлемой части существования всегда сложен и состоит из множества ощущений и событий. Матушке Евфимии запомнилось одно из таких. "Сын рос очень болезненным мальчиком, - рассказывает монахиня. - Врач считал это следствием его тонкой душевной организации и посоветовал мне неожиданное лекарство - завести собаку. Пришлось согласиться - а куда было деваться? Отец Александр так привязался к псу! Эта овчарка стала для нас настоящим другом и полноценным членом семьи". Но, к сожалению, собаки не меньше чем люди подвержены трагическим случайностям. Однажды, по дороге на прогулку, любимец семьи сунул нос в крысиный яд кем-то оставленный на лестничной площадке. И сразу же слег. Вывод ветеринаров был коротким и безнадежным - мышьяк. Яд вызывает массовые кровотечения. "Внутренности у вашего пса уже превратились в кровавое месиво", - говорили врачи. "В тот момент, - вспоминает матушка Евфимия, - отец Александр впервые обратился к Богу с прямой, искренней просьбой: "Если ты есть, спаси мою собаку!". Так поступают люди, когда жизнь загоняет их к самому краю, и еще дети, не утратившие ощущения прямого общения с Богом. "Объективно - надежды на выздоровление собаки не было, но была неожиданно пришедшая вера, - говорит матушка. - И чудо произошло - пес, вопреки всему, пошел на поправку. После этого отец Александр стал часто посещать церковь, а когда учился в институте, был уже постоянным прихожанином близлежащего храма".
Воцерковление сына Светлана, пересмотревшая многие свои взгляды, воспринимала как естественный ход вещей: "Мы вспоминали, как однажды, когда он был маленьким и спросил меня: "А зачем люди верят в Бога?", я с присущим мне тогда максимализмом ответила: "Так поступают только слабые люди". После всего произошедшего это вызывало у нас только улыбку. Эта "слабость" позволила выжить нам, дала возможность помогать многим нуждающимся в поддержке людям".
И все же решение сына стать монахом, как и для любой матери, оказавшейся на ее месте, стало для Светланы очередным испытанием. "Перед постригом сын сказал мне: не держи меня, отпусти, иначе и тебе, и мне будет трудно. А потом, когда я уже приходила к нему, когда ощутила эту атмосферу, дух монастыря и его братии, я вдруг вспомнила, как отец Александр говорил мне в детстве: "Мама, я хочу, чтобы был такой дом, где бы жили все, кого мы любим". И я поняла - он нашел тот дом, который не могли дать ему я, отец, бабушка из-за наших мелочных ссор и обид".

Вслед за сыном

Вся жизнь матушка Евфимии доказывает: она из породы тех самоотверженных русских матерей, что беззаветно отдаются своим детям. Именно такая всепоглощающая любовь к сыну не дала ужиться со снохой матери ее мужа. Такой могла бы стать и Светлана, но жизнь сложилась иначе. "Вы спрашиваете меня, как я решила стать монахиней? - удивляется матушка Евфимия. - Как можно такое решить? Вся моя жизнь была той дорогой, которая привела меня к постригу. Я просто поняла - иного выхода для меня быть не может". К тому времени жизнь будущей матушки была уже тесно связана с монастырем, куда поступил ее сын: помогала братии - готовила, консервировала, шила. Всегда быть там, где сын, - иной участи она не могла себе просить. А когда решение принять постриг созрело, поехала в Троице-Сергиеву лавру, к братскому духовнику, архимандриту Кириллу (Павлову) за благословением. "Мы поехали вместе с отцом Александром, встали в огромную очередь к одному из священников. Я, пока стояла, все думала, как же мне задать ему вопрос? Но сначала подошел отец Александр, а когда настала моя очередь, священник только улыбнулся - в постриг, в постриг! Вот так все и решилось. Моя жизнь в миру, а не в монастыре была благословлена тогда же...".
Но монашеская жизнь готовила матушке Евфимии свои испытания. "В монастыре, где жил сын, я предложила свою помощь в издательском деле, ведь я филолог, но настоятель сказал мне: идите помогите в трапезной, - рассказывает матушка Евфимия, улыбаясь своей тогдашней горделивости. - Уже потом мне доверили редактировать, писать, а сначала в трапезной поработала". Определенную эволюцию прошло и внутреннее сознание монахини. Вряд ли когда-нибудь становилось предметом исследования психологов, что происходит в душе у человека, решившего уйти из мира и надеть монашескую рясу. Для обретшей внутренний мир матушки Евфимии самым сложным было найти свое место в жизни, понять предназначение своего необычного статуса - монахини в миру. Ведь постриг в русском сознании неразрывно связан с образом аскета, живущего в стенах монастыря, вдали от людей, соблазнов и суеты. "И Бог дал мне знак, показывающий, в чем мое предназначение, - уверена она. - Однажды я поехала в Покровский женский монастырь - душа позвала. Там покоятся мощи святой Матроны - очень любимой и почитаемой москвичами. Когда оказалась там, ко мне стали подходить люди, посетители обители, что-то спрашивать. И вдруг все стало кристально ясно. Я поняла, в чем состоит служение монахини в миру. Позже моим послушанием стала помощь людям - делом, беседой, советом". Пожалуй, единственным человеком, к сердцу которого матушка Евфимия пока так и не смогла найти подход, это ее свекровь. "У каждого свой путь к вере", - отвечает она сама себе на вопрос "Почему?". Теперь этот крест уже не кажется ей таким невыносимым.

Матушка Евфимия всегда старалась быть там, где ее сын. И когда отец Александр был назначен настоятелем храма в Саратове, поехала вместе с ним, не жалея оставить Москву, где родилась и прожила всю жизнь.
И несмотря на то, что наш провинциальный город поначалу казался коренной москвичке неуютным - "очень грязно", - матушка Евфимия на свою жизнь не жалуется: "Вот только ногу этой зимой сломала на гололеде - но это, видно, за мои грехи". Заговорившись со мной, матушка вдруг спохватилась: "Сейчас же братья придут обедать!" - и кинулась на кухню. И тут мы вдруг вспомнили, что совсем забыли поговорить о главной теме - роли женщины в православии. "Напишите так, - предложила матушка, помешивая щи, - самое главное для женщины - это ее семья, многие сейчас об этом забывают. Или хотите, я вам что-нибудь набросаю потом?". Но я не стала заставлять женщину сидеть над бумагой и что-то писать. Нужно ли это?