Список субкультур и их описание. На какие субкультуры делится современная молодежь

Содержание:
Понятие субкультуры

Что представляют собой современные молодежные объединения, на чем они основываются и как влияют на формирование личности подростков и юношества – это те вопросы, которыми задаются большинство педагогов. Ответы на них, надеемся, подскажут взрослым пути использования атрибутов, элементов молодежных субкультур в педагогических целях.

Понятие субкультуры

На одном из сайтов в Интернете есть список обычных фраз современного человека, за которые году в 1990-м человеку грозило попасть в психиатрическую лечебницу. Например, «Я тебе из леса отзвонюсь». Другой пример: в книжном магазине до двух третей книг имеют названия и жанры, невозможные пару десятилетий назад.

В жизни подростков, юношей и девушек, молодежи эти социально-технические новшества и культурные влияния оформляются в виде современных молодежных субкультур и деятельностей.

Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.

Свои субкультуры имеют не только возрастные когорты и особые слои молодежи, но и профессиональные группы. Субкультуры есть у врачей, космонавтов, актеров, телевизионщиков, учителей… Обычные учительские слова «окно», «часы», «русичка», «продленка» далеко не всем представителям иных профессий понятны. А попробуйте расшифровать сленг тележурналистов: «кирпич», «консервы», «лайв», «линейка», «паркет»… Отличительные особенности культуры присущи и политическим объединениям: субкультура тех же коммунистов не очень похожа на субкультуру либералов.

Молодежная субкультура это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).

Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В нашей стране они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы. В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.

Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а флэт, где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.

Громов Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук «Молодежные субкультуры»

Преобладающая направленность тех юношеских и молодежных групп была асоциальна. Асоциальна, но не антисоциальна! Асоциальность в этой терминологии трактуется как непринятие преобладающих в официальном обществе норм внешности, поведения, общения, времяпровождения. В то время как антисоциальность – это направленность личности, группы, содержащая агрессивное, противостоящее обществу начало и имеющая тенденцию к смыканию с криминальной культурой.

Число молодых людей, подростков, принадлежащих к молодежным субкультурам 15–20 лет назад, даже в больших городах было немногочисленно. По данным ряда опросов начала 1990-х годов, определенно к неформальным группам себя относили 1−3% юношей и девушек.

В 2000-е годы в молодежной культуре происходили и происходят значительные изменения. Прежде всего, это увеличение, рост молодежных, юношеских групп, объединенных новыми, порой весьма необычными, видами деятельности, такими как ролевые игры (ролевки), маунтбейки, файер-шоу, фотокроссы, городские игры (дозоры, энкаутеры, квесты), паркуры, стрит-дансы, стрит-болы, граффити, пейнтболы, байкерство, стрейсеры. Некоторые из этих групп, те же байкеры и стрейсеры, существенно выходят за пределы молодежного возраста.

Вокруг таких деятельностей иногда возникает своя субкультура: свои традиции одежды (та же кепочка у маунтбейкеров или перчатки файершистов), свои кумиры, места сбора, традиции, правила «тусования». Но нередко юноши, подростки, увлекаясь новой деятельностью, не воспринимают себя как принадлежащих к какой-то особой группе. Для них деятельность только деятельность.

Современные молодежные субкультуры

Главными отличительными особенностями современных молодежных субкультур являются, во-первых, увеличение числа деятельностных объединений (то есть тех, в которых организуется какая-либо специфичная, относительно новая молодежная деятельность); во-вторых, погруженность современных молодежных субкультур в просторы Интернета, где ищут «своих», организуют встречи и акции, вычленяют кумиров, используют его возможности для организации соответствующей деятельности.

С педагогической точки зрения можно выделить несколько оснований для классификации современных субкультур.

Прежде всего, это отношение той или иной молодежной субкультуры к принятым в обществе социальным ценностям. Можно говорить о трех социально-ценностных направленностях молодежных субкультур:

  • прокультурные (просоциальные) субкультуры: большинство музыкальных направлений и ролевые игры);
  • асоциальные: хиппи, панки, металлисты, эмо;
  • контркультурные (антисоциальные): молодежные группировки, близкие к взрослой криминальной субкультуре, скинхеды в их радикальном виде.

Другое основание для классификации – мера включения в образ жизни молодого человека деятельностного начала. По этому критерию возможно деление молодежных субкультур на поведенческие и деятельностные.

К поведенческим субкультурам относятся те, в которых к основным особенностям (ядру субкультуры) относятся характерные для представителей данных групп стили одежды, внешности, поведения, общения. Для этих общностей подростков, молодежи постоянное занятие какой-либо деятельностью не является важным групповым признаком (например, готы, эмо, хипстеры).

К деятельностным субкультурам можно отнести те подростковые, юношеские, молодежные общности, в которых основной особенностью является увлечение специфическими молодежными видами деятельности, требующими в той или иной мере индивидуальной активности (например, ролевики, паркурщики, граффитисты).

Сами современные молодежные виды деятельности, носящие в той или иной мере субкультурный характер, можно условно разделить на спортивные, арт-деятельности и игры.

Спортивные виды деятельности:

  • паркур – кросс с естественными препятствиями в условиях населенного пункта;
  • маунт бейк – прыжки и «акробатические» упражнения на специальных («горных») велосипедах;
  • фрисби – кидание пластмассового диска;
  • сокс (футбэг) – игры с небольшими мячами, набитыми песком;
  • скейтбординг – упражнения на доске с роликами;
  • сноубординг – упражнения на доске на снежном склоне.

Арт-деятельности:

  • стритданс – танцевальные стили, развивающие традиции брейкданса;
  • файер-шоу – жонглирование светящимися предметами, в том числе огнем;
  • граффити – рисование на зданиях, заборах и т.п. в специфической изобразительной технике.

Игры:

  • ролевые игры – ролевое разыгрывание группой людей ситуаций по мотивам содержания книги (или фильма) в форме спонтанных действий игроков-персонажей, соответствующих исходному сюжету;
  • историческое реконструирование – ролевые игры, в которых разыгрываются на местности исторические события;
  • городское ориентирование (энкаунтты, фотокросс, дозоры и т.п.) – игры в форме соревнования команд по ориентированию в реальной сельской или городской среде с выполнением по ходу маршрута заданий;
  • компьютерные online-игры.

Но повторимся: участие в этих видах деятельности необязательно означает принадлежность юноши, девушки к той или иной субкультуре, нередко деятельность остается только деятельностью.

Причины привлекательности субкультур

На личностном уровне юношеская субкультура – это способ компенсации негативного отношения к себе, недостаточного самоуважения, непринятия образа собственного тела и стиля поведения (в том числе несоответствие маскулинным и феминным эталонам).

Факт вхождения в субкультурную группу позволяет преувеличить свою непохожесть, придать себе ореол исключительности, особенности.

Социально-психологические причины связаны с эмоциональной привлекательностью неформального стиля жизни, который не предъявляет (в отличие от нормативного, школьного) повышенных требований к целенаправленности, целеустремленности, ответственности.

Можно говорить о трех группах вероятных последствий, тенденций влияния юношеской субкультуры на социализацию молодого человека:

  • позитивная тенденция проявляется в освоении социальных ролей в группе, социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации (в специфических субкультурных формах), социальных пробах и социальном экспериментировании;
  • социально-негативная тенденция обнаруживается в приобщении к криминальной или экстремистским субкультурам, алкоголю и наркотикам;
  • индивидуально-негативная тенденция проявляется в избегании социального и культурного самоопределения, самооправдании инфантилизма, бегстве от социальной реальности.

Определить, какие тенденции преобладают в конкретной субкультуре и тем более в жизни конкретного молодого человека, очень непросто.

Источники и влияние

Источников появления субкультуры в российской молодежной действительности несколько.

Не секрет, что за последние 15–20 лет повседневная жизнь взрослых и детей сильно изменилась. Переход к рыночно-ориентированному социальному устройству, сопровождающийся открытостью к западным (Европа, Соединенные Штаты Америки) и восточным (Япония, Корея) культурам поколебал, а то и растворил многие традиции, ценности, устойчивые отношения россиян. Не меньшей силой, изменяющей жизнь людей, послужила новая научно-техническая революция, воплотившаяся, прежде всего, в феноменах компьютера, Интернета, мобильного телефона.

Один из путей трансляции молодежных субкультур – их относительно стихийное распространение. Впрочем, стихийное распространение нередко является побочным результатом вполне целенаправленной деятельности социальных институтов: СМИ, партий, распространителей моды и т.д.

Другой путь – молодежные и коммерческие организации берут стихийно существующие формы молодежного досуга и превращают их во вполне организованные (например, коммерческий конкурс стрит-данса). И этот процесс требует особых технологий. По мнению специалистов, при взаимодействии с потенциально позитивными неформалами надо удерживать, по крайней мере, три правила: договариваться с лидерами, предоставлять им средства и возможности для акций, мероприятий (время, площадки, технические средства) и согласовывать ограничительные нормы поведения и деятельности (которые должны быть минимальны!) во время организуемых акций.

С позиций социального воспитания, то есть воспитания в школах, лагерях, структурах дополнительного образования, можно выделить три основные педагогические стратегии в отношении молодежных специфических видов деятельности: не замечать, ожидать стихийного проникновения в социальную жизнь и тогда уже с ним работать либо целенаправленно анализировать воспитательный потенциал молодежных деятельностей и использовать его в интересах развития личности.

Воспитательный потенциал молодежных субкультур заключается в том, что формы, виды, направления подростковой и молодежной деятельности, возникшие во вне педагогической сфере, в том числе в сфере свободного общения молодежи, которые имеют потенциально, при соответствующей педагогической инструментовке, социально позитивный характер.

Практика современного воспитания довольно робко соприкасается с подобными подростковыми и молодежными реалиями. Причем чаще всего это соприкосновение происходит в ситуациях летних лагерей, в детских общественных объединениях и гораздо реже в школе.

Михаил Лурье «Молодёжные субкультуры путь к себе или побег от реальности»

Вероятно, один из главных вопросов, решение которого покажет, идёт ли практическая педагогика на стыковку с жизнью современных подростков и старшеклассников или они (педагогика и жизнь) всё более удаляются друг от друга, – это обретут ли классные руководители, воспитатели желание и умение видеть, педагогически осмыслять и втягивать в круг своих действий новые молодежные виды деятельности и увлечения.

Сергей Поляков, д.п.н., УлГПУ, г. Ульяновск.

Инструкция

Одна из самых старых, но до сих пор популярных субкультур - хиппи. Они проповедуют свободу во всех проявлениях (от внутренней свободы до свободной любви), пацифизм, стремятся к независимости, творческой реализации. Внешне выглядят ярко, носят джинсы, свободные майки, жилетки. И женщины, и мужчины носят длинные волосы, яркие фенечки на руках. Могут уходить из дома и путешествовать почти без средств к существованию, летом живут в палаточных городках.

Похожи на хиппи и близки им по философии растаманы или растафари. Современные растаманы, особенно в России, живут не по тем принципам, которые изначально пропагандировали растаманы. Они просто слушают музыку регги, любят Боба Марли, делают дреды, носят красно-желто-зеленую шапку и негативно относятся к подчиненной материальным ценностям западной культуре.

Популярной среди молодежи помладше является культура эмо. Образовано название культуры от слова "эмоциональный" и отражает эмоциональность приверженцев этого движения. Приверженцев субкультуры называют эмокидами. У них яркая внешность: длинная косая челка, сильно подведенные глаза, пирсинг, черно-розовая одежда, черный лак, множество браслетов и значков. Они стремятся к самовыражению, но часто воспринимаются как ранимые, депрессивные, плаксивые подростки. Также считается, что эти ребята склонны к суицидальному поведению.

Молодые люди, которые любят жизнь и при этом постоянно рискуют ей из-за получаемого удовольствия, называются экстремалами. Сюда можно отнести различные направления экстремальных видов спорта: роллеры, паркурщики или трейсеры, скейтбордисты и т.д. Даже граффитеров, которые рискуют быть пойманными, тоже можно отнести к этой группе. Стиль одежды у них обычно спортивный, свободный, может напоминать рэперский.

Философия близка одной довольно старой субкультуре - панкам. Их лозунг о том, что будущего нет, определил их позицию: исправить ничего нельзя, а поэтому на жизни можно поставить крест. Узнать в толпе панка не составит особого труда - ирокез на стриженой голове, рваная и грязная одежда. Часто собираются на тусовки с огромным количеством алкоголя, наркотиками и драками. Изначально движение родилось на основе любви к панк-музыке.

Довольно много общего с панками у готов. Сначала развивалась эта из-за пристрастия к готической музыке, но затем появилась и своя . Они воспринимают себя как противников безвкусицы, пестроты и массового сознания, а потому выбирают черный цвет в одежде, символику смерти как напоминание о жизни, походы с друзьями на кладбище. Внешне с ними часто путают сатанистов, которые опасны для общества, так как поддерживают насилие над людьми и жертвоприношения.

Опасной для общества считается еще одна субкультура - скинхэды. Уже по их названию можно понять, что особенностью является бритая голова. Проповедуют культ сильной личности, идеи национал-социализма и антисемитизма. Ненавидят приверженцев других "ярких" субкультур: эмо, хиппи, мажоров, а также людей не европейского типа, избивают их. Чаще всего во главе такой молодежной группировки стоит зрелый человек с профашистскими взглядами.

Еще одной похожей группой, но без идеологии как таковой являются . Обычно это ребята с окраин города, занимающиеся мелкими грабежами, кражами, хулиганством и т.д. Это неблагополучные представители , которые используют в речи жаргонные слова, лексику, подражают лицам, отбывавшим наказание в . Внешний вид обычно неопрятный: спортивный костюм, черная кожаная , кепка. По отношению к людям, ориентированным на западные жизненные принципы, настроены агрессивно.

Молодежная субкультура

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры - ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы - отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические - ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4. Криминальная субкультура - ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

Характеристика отдельных субкультур

Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.

Внешний вид, форма одежды: независимо от пола - длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair - волосы), на руках - «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов («ксивник»: от ксива - документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу «Doors». Среди российских исполнителей высоко копируется Борис Гребенщеков. Язык, жаргон: большое количество английских заимствований, таких как «болт» - бутылка, «вайн» - вино, «флэт» - квартира, «хайр» - волосы, «пипл» - люди (распространенные обращения: «человек», «люди»), «рингушник» - записная книжка (от англ. Ring - звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т.п.). Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love, not war». (Занимайся любовью, а не войной). Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых. Популярные восточные религии и учения, среди которых можно выделить движение растоманов , почитателей культа Джа. Места встреч: в первой половине 90-х годов излюбленным местом тусовки хиппи в Москве был Гоголевский бульвар («Гоголя»). Сейчас либо единственного места нет, либо автору оно не известно.

В молодежной культуре 90 гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты - поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов - Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy - сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие - выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толктенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению поступил бы настоящий эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне) группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Внутри себя движение подразделяется на два напряжения: представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание, напомиющее пионерскую игру «Зарницу», где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.

Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Панки (от англ. Punk - отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного. Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков - дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду - в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки. Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа «Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хардрок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный - «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение - панки-летовцы , по имени основателя коллектива Егора Летова).

Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»). Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение - «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. Идеология Панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»). Места встреч : в начале и середине 90-х годов основными местами в Москве была Пушкинская площадь и рок-магазин «Давай-давай».

Чрезвычайно близок к хардроку (жесткому панку) музыкальный стиль «ой», любимая музыка не так давно появившийся в Москве скинхедов, или скинов (от англ. Skin head - бритоголовый, букв. Кожа-голова). Внешний вид: соответственно своему самоназванию скины выделяются прежде всего начисто выбритой головой. Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка («бомбер»). Идеология: практически все российские скины исповедаются крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом - немецкий национал-социализм. На западе существуют «шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp - острый, резкий), выступающие под лозунгом «скины против расовых предрассудков» и являющие крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией, также «гей-скинз» (от англ. Gay - гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые. Развлечения: частым развлечением скинов являются драки с неграми в окрестностях Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые («пионеры»), - фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов. Самые известные в Москве фанатские группы: «Flint"s crew» и «Gladiators» (Спартак), «Red Blue Warrions» (ЦСКА) «Blue White Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге - «Невский фронт».

Одной из самых «суровых» субкультур, как у нас, так на Западе, всегда считались байкеры (от англ. разг. Bike - велосипед, мотоцикл), которых с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока - панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать корректным. Внешний вид: достаточно широко тиражировался советскими фильмами, изображающими развращенный Запад. В таком виде он и пришел в Россию, где претерпел значительных изменений: длинные волосы, зачесанные назад, и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове («бандан», «бандана» или даже «банданно») борода, кожаная куртка с косыми молниями («косуха»), кожаные штаны, ковбойские сапоги («казаки»). Музыкальный стиль: тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», Тайм-Аут и «IFK». Язык, жаргон: кроме слов, обозначающих специфическое понятия, относящиеся к мотоциклу или «прикиду», иной специфики язык байкеров не имеет, кроме, может быть, значительных вкраплений нецензурной лексики. Идеология: основное понятие в идеологии байкеров - мотоцикл. Весь мир делится на тех кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Места встреч: байкеры делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубов самым известным, бесспорно являются «Ночные Волки» (лидер по прозвищу «Хирург»). Каждый год летом в течение нескольких дней проводится байк-шоу, которое могут посещать все байкеры, демонстрирующие искусство «верховой езды».

По внешним признакам к байкерам близки металлисты , или металлеры , наверное, самая известная из нынешних молодежных субкультур (сами металлисты протестуют против данного термина, считая его как и название музыкального стиля, «металлом»). По их мнению существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash - бить, doom рок, судьба и dead - мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному. Для метиллистов конца 80-х - начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепец, сейчас же так одеваются в основном «пионеры». Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям. Места встреч: основное место в Москве - «труба», подземный переход от метро «Арабская» к ресторану «Прага», где вплоть до середины 1996 г. каждый выходной день устраивались концерты тяжёлой музыки.

Практически совсем исчезли, как масштабное явление, такие субкультурные движения как алисоманы и киноманы (многочисленные в начале 90-х группы любителей «Алисы» и «Кино»). Бум Виктора Цоя. Сразу же после этого один из арбатских переулков был негласно переименован фанатами в переулок Виктора Цоя, а стена около него стала излюбленным местом тусовок. Во внешнем облике преобладает черная одежда, а на ней значок с изображением Цоя. Алисоманы (самоназвание «армия Алисы») состояли из подростков, «разочаровавшихся в жизни» и находивших в утешение только в зажигательных песнях любимых артистов. Основной тезис бытия алисоманов можно выразить так: «мы лучше всех, но нас никто не понимает». Довольно активно культивировался суицид как выход из духовного тупика.

Молодежная субкультура индеанисты . Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев о обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты - нечто среднее между клубом американских индейцев и религионо-мистическим движением 19 Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11. стр. 99.. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, - перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70 - начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг. К настоящему он пройден, и в Казани индеанисты представлены немногим более чем десятком человек. Они не замкнуты, но контакты с представителями других молодежных субкультур индеанистов интересуют мало.

Хакеры (компьютерные фанаты) - молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность характеров пока незначительна - в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность характеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя неаой общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.

Криминальная молодежная субкультура. Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться в большинстве случаев путем заказных убийств.

В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников », неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иною субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «правые» . В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых» В.А. Луков «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г. № 6. стр.82..

Субкультура сатанистов . Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов; последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.

Субкультура рэйва (от англ. Rave - бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи - ключевые фигуры рейв-субкультуры - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11. стр. 99..

Среди относительно недавно появившихся в России субкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэпперов и скейтбордистов.

Роллерами называют любителей роликов коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами. В основном роллеры - школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов - от 50 до 150 долларов и выше Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11. стр. 100.

Субкультура скейтбордистов , любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.

Субкультура рэппа. Рэпп - это музыка черных американцев. Российские реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.

3. Молодежная контркультура

Контркультура - форма выражения ограниченными социальными группами, прослойками своей культурной специфики и образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе.

Контркультура - определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения молодежи.

Существует три направления молодежной контркультуры:

1. Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).

2. Смесь экзистенциализма, фрейдизма, анархизма, марксизма (критика массовой культуры)

3. Раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.

Выделяют следующие причины возникновения контркультуры:

1. Противоречия внутри капиталистической системы

2. Безработица

3. Несовершенство системы образования

4. Духовный разрыв между поколениями

5. Буржуазно-мещанский образ жизни

6. Утилитаризм, конформизм массовой культуры

7. Угнетение индивидуальной свободы

8. Отсутствие общения с природой

9. Буржуазное общество - общество организованного насилия

10. Угнетение творческих порывов, жизненной энергии.

Ценности молодежной контркультуры:

Акцент на бессознательной, эмоциональной сфере;

Сексуальные влечения;

Переоценка кожных и слуховых чувствований с помощью музыки, наркотиков;

Отрицание дисциплины и науки;

Утверждение неограниченной свободы и любовно-дружеских отношений;

Общение с природой;

Выступление против насилия, за неограниченные творческие порывы, за революцию с помощью сознания Социология культуры. Теоретический курс. М. 1993 г..

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Стержень любой молодежной субкультуры - это уличный стиль. Сленг - одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком - пропуск в группу.

Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.

Конфликт молодежных субкультур

Субкультура, к которой принадлежит в основном молодежь, - это определенный выбор того, какую одежду носить, какую музыку слушать, в какие ценности верить, и, в первую очередь, к какой группе принадлежать. В большом городе молодые люди могут выбрать любую из множества таких групп. Они возникают даже внутри национальных общин.

Огромное разнообразие молодежных объединений влечет за собой определенные конфликты, имеющие в основном личностный характер и вытекающий в противостояние между молодыми людьми, относящими себя к разным субкультурным объединениям.

Любая молодежная субкультура имеет определенные правила, порой «неписанные» традиции, ценности, даже взгляды на одинаковые ситуации или происшествия у нескольких субкультур могут кардинально различаться, причем каждая субкультура считает свое мнение наиболее правильным, точным и актуальным. Основное отличие конфликтов молодежных субкультур, от конфликтах, происходящих в среде взрослых людей в том, что старшее поколение умеет более терпимо и корректно относится к постороннему мнению, или, по крайней мере, только лишь вербально реагировать на выявление каких-либо явных противоречий или различий во взглядах (полемизировать и искать компромисс). Молодежь же более темпераментно реагирует на подобные проявления «непохожести» кого-либо непосредственно на свою социальную группу и всеми силами старается это изменить, но, наталкиваясь на противостояние и нежелание противоположной стороны подчиниться, пытается, опять же благодаря юношескому эгоцентризму, решить подобную проблему физической силой. Именно из подобных ситуаций вытекают молодежные конфликты, межгрупповые выяснения отношений, определение правых, неправых, виновных и пострадавших.

Конфликт внутри культуры всегда имеет подчиненное место, так как разрушает традиционные механизмы ее самосохранения и устойчивого развития. Здесь возможен также конфликт культурных и цивилизационных основ общества, представленных разными социальными группами. В частности, между различными субкультурами.

Наше общество состоит из различных социальных групп, отличающихся как по количеству входящих в нее индивидов, так и по характеру групповой направленности.

Футбольные болельщики

Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время, не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов брестского «Динамо» выделяется такая группировка, как неформальная организация «Blue-white Devils» - «Бело-голубые дьяволы», численность - около 300 человек.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. «Дьяволы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые, ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» - самую юную часть фанатов, новичков.

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о «ненападении» и совместных действиях против других сообществ:

друзья: фанаты БАТЭ (Борисов), минского «Динамо»;

враги: фанаты «Днепра» (Могилёв), «Гомеля», «Шахтера» (Солигорск), «Славии» (Мозырь), «Белшины» (Бобруйск), «Ведрича» (Речица), витебского «Локомотива»;

нейтралитет : фанаты минского «Торпедо».

Фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

Байкеры versus мотоциклисты

В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания. Они придерживаются особого стиля жизни: эти мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл (обычно в деревне), который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем мотоцикл в магазине. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут достаточно спокойно (не нарушая правил) на мотоциклах по дорогам. Они не ставят никаких особых целей путешествия - «просто едут».

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой субъективной конструкцией социальной реальности.

Рейверы

«Рейв» (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Сло­варе современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка, танцы или ситуация отчаянного поведения» Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и нашим последователям из среды молодежи. Рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни рейвера - ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

Хип-хоп культура

Хип-хоп - «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг . В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера.

Брейк-данс (англ. Breakdance - «ломаный танец») - вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг». Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. Распространение нового танцевального стиля непосредственно было связано с активностью молодежных групп и с разделением территории больших городов на зоны, контролировавшиеся командами брейкеров. Конкуренция групп порождала усложнение брейка как танца и его растущее значение как ценности в молодежной среде. В этой части брейк-данс стал компенсаторным средством агрессивности подростков («танцевальные битвы»: один из лидеров хип-хопа Afrika Bambaataa предложил уличным молодежным группам «разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл»).

Рэп (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерацииpsyfactor.org/rap.htm - _ftn4.

Граффити (ит. graffito - «нацарапанный») - вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

Изначально увлечение граффити формировалось не только в противопоставлении социальным нормам, общественной пристойности, но и как соревнование со «своими», где значимым было нарисовать свой «тэг» на более видном, на самом неожиданном месте. Развиваясь из культуры улиц, граффити менялись по манере исполнения и применяемой технике исполнения. Если первоначально основным инструментом райтеров были самодельные маркеры, а оттенки придавались красками для обуви и штемпелей, то позже появились аэрозоли для окрашивания автомобилей, и «тэги» повсеместно стали цветными. Особенность художественного образа зависела от твердости руки, поскольку изображение не могло быть подправлено, и от подбора распылителей, нередко украденных из магазинов.

Ди-джеинг (термин происходит от англ. «disk jockey») - вид творческой деятельности, главные компоненты которой:

- Миксинг (Mixing). Так называется процесс плавного микширования, совмещения, сведения, соединения, смешивания или перехода одной музыкальной композиции в другую с помощью ди-джейского пульта (микшера) и музыкальных проигрывателей. Этим, собственно, и занимается ди-джей, пытаясь обеспечить максимальное качество работы, чтобы как можно дольше удержать публику на танцполе.

- Скретчинг (Scratching, от англ. слова „scratch" - царапина; связано с царапанием грампластинки иглой проигрывателя). Так называется процесс создания индивидуальных ритмических звуковых схем с помощью специальной техники исполнения с использованием музыкальных проигрывателей и микшера.

Высшая, последняя и единственная цель диджея - побуждать народ к танцам. Хороший диджей - это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза.

Диггеры

Диггеры - исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Толкиенисты

Очевидна связь толкиенистов с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. Толкиенисты в основном люди юные, лет 13-17, но встречаются среди них и мастодонты.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

· Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

· Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

· Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

· Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

1. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

2. Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть.Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную «цивильную» жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

3. Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость.В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Заключение

Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема - замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.

Молодежные субкультуры, создают собственную культуру, которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.

В заключении хотелось бы отметить положительные последствия молодёжных субкультур:

Снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме;

Молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки;

Заметно оздоровилась обстановка в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира;

В своих некоммерческих формах субкультура не требует от молодежи больших финансовых вложений;

Дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности той или иной субкультурной конструкции.

Мир пёстр, разнообразен и непредсказуем. Во всякую эпоху существовали те, кто был супротив, кто шёл перпендикулярно большинству и бросал вызов. В прошлом веке сообщества таких индивидов получили название субкультур.

Молодёжные субкультуры изначально были герметичными сообществами, которые противопоставляли себя большинству и с неохотой ассимилировались с массовой культурой и столь же неохотно принимали в свои ряды людей со стороны.
Впрочем, ничто не стоит на месте. Некогда маргинальные группы, которые советским официальным языком именовались неформальные объединения молодёжи, постепенно переставали быть чем-то инопланетным. Такие процессы легче всего отследить на уровне аксессуаров и элементов внешнего стиля. Ирокезы, чёлки, напульсники и тоннели, когда-то вызывавшие оторопь, косые взгляды, скандалы и драки, сейчас в том или ином виде благополучно существуют на улицах, в офисах, на подиумах и уже не являются поводом для шума. И даже вопросов.

Молодёжные субкультуры список

Панки - самая общеизвестная и одиозная из субкультур. За историю существования внутри панк-культуры наросло неисчислимое множество разновидностей, которые отличаются разительно: и в смысле внешнего антуража, и в части идейного наполнения. В наши дни многие атрибуты панк-субкультуры пошли в народ и уже не считаются чем-то из ряда вон даже будучи эксплуатируемыми представителями поп-культуры. Впрочем, панк-культура жива – благодаря именно идейным адептам, для которых панк – не мода одного дня, а образ мышления.

Современные молодёжные субкультуры

Visual Kei - «Наш ответ» культуре глэм-рок, возникший в Японии. Если бы в 1977 году группа KISS не выступила на токийском стадионе Ниппон Будокан – вероятно, никакого visual kei бы не существовало вовсе. Однако, это событие вызвало всплеск популярности глэм-рока и смежных жанров, а потом и формирование местной разновидности субкультуры.
В visual-kei имиджевая составляющая стала, кажется, ещё более важной, чем в западной предтече…

История, особенности и список современных молодёжных субкультур всего мира – в нашей рубрике «Субкультуры»!
Не забывай заглядывать регулярно – и наши знатоки расскажут тебе не только о готах и ролевиках, но и о многих экзотических течениях в культуре. Ты удивишься!