Сколько человек в роте, батальоне, взводе и так далее. «А сколько дивизий у Папы Римского

“Сколько у Папы дивизий?” – эта насмешливая фраза Иосифа Сталина, которой советский диктатор прокомментировал просьбу французского министра иностранных дел Пьера Лаваля о свободном исповедовании религии – в том числе и католической – в России вошла в историю в качестве примера пренебрежения духовностью и моралью как таковой.

Кстати, Сталин хорохорился подобным образом в 1935 году – пройдет еще несколько лет и он вынужден будет разрешить свободную деятельность православной церкви и других религиозных общин, ободрявших паству в годы тяжких испытаний второй мировой – коммунистическая трескотня тут уже явно не работала. Но вряд ли Сталин и прочие диктаторы способны понять, как изменять жизнь без танковых дивизий.

Католический мир сейчас готовится к одному из самых важных для себя событий последних десятилетий – причислению к лику святых двух, пожалуй, наиболее выдающихся понтификов ХХ века, Иоанна XXIII и Иоанна Павла II. Наш читатель куда лучше знает “папу-поляка”, чем венецианского патриарха, возглавлявшего католическую церковь всего пять лет. Но такое сочетание кажется естественным: и Иоанн XXIII, и Иоанн Павел II изменили не только церковь, но и мир вокруг себя.

Каждый из них был бы потрясен, если бы его назвали революционером, но как именно эти два понтифика были главными революционерами своего времени, доказавшими, что возможна не только кровавая революция какого-нибудь Ленина или Гитлера, но и революция добра.

Иоанн Павел II перенес останки Иоанна XXIII из папского захоронения в подземной крипте в собор св.Петра. Но я еще помню то, первое захоронение, которое нетрудно было найти – даже спустя десятилетия после смерти Иоанна XXIII оно было буквально усыпано цветами. Итальянцы – и не только они – хранили благодарную память о человеке, который, по сути, почти всю свою жизнь посвятил церковной дипломатической карьере и только на склоне лет стал вначале кардиналом, а потом главой католической церкви – и то только потому, что воспринимался как переходная компромиссная фигура. Тем не менее именно этот “переходный” Папа оказался главным – предшественник Пий XII и преемник Павел VI затерялись в его исторической тени. Но почему?

А потому, что это был первый Папа, который был по-настоящему близок к людям. Я даже не напишу, что почувствовал, что так нужно действовать, чтобы сохранить влияние церкви – нет, просто повинуясь собственному отношению к пастве, поразительно человечному и живому. Классик итальянской литературы Алессандро Мандзони когда-то дал точное описание самоощущения феодала, прислуживавшего за столом семье из народа, а затем удалившегося пообедать в отдельном помещении с равными себе: скромности “в нем было достаточно, чтобы поставить себя ниже этих добрых людей, но не для того, чтобы стать с ними на равную ногу”. Папа Иоанн XXIII был первым, кто стал с прихожанами на равную ногу – люди увидели, что этот старик не унижается и не лукавит, он просто такой же, как и они. И эта народная поддержка позволила Папе начать перемены в самой Церкви, по сути, приостановившиеся после его кончины и возобвновишиеся пять десятилетий спустя, с Папой Франциском. И она же открыла двери ожиданию Иоанна Павла II – человека, по сути своей, очень простого, несмотря на все попытки приписать ему лицедейство: потому что в его время уже никто не верил, что можно на самом деле так жить и так чувствовать. Папа-поляк был воспитан с обостренным чувством неприятия зла, только усилившимся за годы его жизни при гитлеровской и советской оккупации Родины. Иоанн Павел II стал настоящим политическим наследником Иоанна XXIII. Обоих понтификов совершенно не интересовало, сколько у них дивизий – они совершенно искренне верили, что слово и дух могут оказываться сильнее авторитаризма.

Иоанн XXIII вернул Церкви сострадание к бедным людям – став понтификом, он отметил первое Рождество с больными детьми, которые вообще решили, что этот дедушка – св.Николай, а в другое Рождество пришел к заключенным римской тюрьмы. Иоанн Павел II стал Папой-паломником, общающимся с людьми, уже теряющими надежду на перемены – поразительно, что именно он стал символом и мотором этих перемен, сокрушивших коммунистический морок.

Иоанн XXIII впервые за 400 лет встретился с архиепископом Кентерберийским и убрал из молитвы Страстной пятницы антиеврейские мотивы, а Иоанн Павел II посетил в Лондоне королеву Елизавету II, главу англиканства и вошел в римскую синагогу. Каждый из этих шагов был взрывом – но одновременно он сближал людей, которые, казалось, уже не имели никакой духовной возможности сблизиться.

Самое главное, что сказал Иоанн XXIII в своей знаменитой “Беседе при Луне” – “давайте продолжать любить друг друга”. Самое главное, чо сказал Иоанн Павел II в своем первом папском обращении - “не бойтесь!”. Две эти максимы я всегда вспоминаю в самые тяжелые моменты жизни. Я уверен, что если им следовать – они сокрушат любые армии, любых агрессоров, любых мерзавцев, которые встречаются на нашем пути. Католики теперь могут молиться людям, которых Папа Франциск, удивительно похожий на двух своих канонизруемых предшественников, объявит святыми. А мы просто будем помнить, что нужно не бояться любить.
Виталий Портников

10 декабря 2009 года

"РОССИЯ": "Сколько дивизий у Папы Римского"

Если визит президента Медведева в Италию был, в общем-то, рутинным, хотя и весьма плодотворным, то посещение Ватикана и встреча с, как считают католики, 265-м по счету наместником Бога на земле Бенедиктом XVI открыли новую страницу в наших отношениях со Святым Престолом

Утверждают, что в мае 1935 года министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль попросил Сталина улучшить положение католиков в СССР, чтобы не ссориться с могущественным Папой Римским, на что Сталин со свойственным ему брутальным юмором поинтересовался: "Папа? А сколько у него дивизий?".

По другой версии, эта реплика была адресована Черчиллю. Вот как описывает эту сцену в своих воспоминаниях переводчик Сталина Валентин Бережков:

"В 1944 году в обстановке, когда СССР нес главное бремя борьбы против гитлеровской Германии, важно было убедить Сталина в том, что его приняли в компанию западных демократий.

В будущем мире, ради которого наши солдаты проливают кровь на бесчисленных фронтах, - говорил британский премьер своим рассчитанным на историю высокопарным слогом, - наши три великие демократии продемонстрируют всему человечеству, что они как в военное, так и в мирное время останутся верны высоким принципам свободы, достоинства и счастья людей. Вот почему я придаю такое исключительное значение добрососедским отношениям между возрожденной Польшей и Советским Союзом. Из-за свободы и независимости Польши Британия вступила в эту войну. Англичане чувствуют моральную ответственность перед польским народом, его духовными ценностями. Важно и то, что Польша - католическая страна. Нельзя допустить, чтобы внутреннее развитие там осложнило наши отношения с Ватиканом...

А сколько дивизий у Папы Римского? - внезапно прервал Сталин рассуждения Черчилля.

Британский премьер осекся. Он никак не ожидал такого вопроса. Ведь речь шла о моральном влиянии Папы, причем не только в Польше, но и на всем земном шаре. А Сталин, еще раз подтвердив, что уважает только силу, вернул Черчилля на землю из заоблачных далей".

Сталин любил повторять свои шутки. Но вряд ли ему посмели передать ответную остроту Пия ХII:

"Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах".

Однако и Сталин, и тем более Папа Римский прекрасно знали, что Ватикан силен и в миру. Недаром обращения понтификов в свое время начинались Urbi et Orbi - "К Городу и Миру". И даже если считать, что речь идет только о католическом мире (хотя, разумеется, амбиции Святого Престола им не ограничиваются), то это самая многочисленная из христианских церквей, насчитывающая более миллиарда человек. В то время как православных по разным подсчетам - 250-300 млн.

Католики могли бы быть и еще многочисленнее, если бы князь Владимир в 986 году в ходе знаменитого "испытания вер" не отверг западный вариант христианства из-за претензий Папы Римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке (тогда же, если верить летописям, Владимир Красное Солнышко произнес свою сакраментальную отповедь мусульманам, расхваливавшим преимущества ислама: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти...")

Креститель князь Владимир сделал выбор в пользу византийско-греческого обряда, но контакты с Римом находил полезными и важными. Небесным покровителем Руси был полумифический четвертый Папа Римский Климент, мученически погибший в Крыму. Его мощи, открытые в Херсонесе святым Кириллом, считались главной христианской святыней государства.

Отношения Руси и Рима необычайно оживились в 40-50-е годы XIII века в связи с татарским нашествием. Инициатором консолидации перед лицом общей угрозы под эгидой Святого Престола стал князь Даниил Галицкий. Он принял от Папы Иннокентия IV королевский титул и был коронован венцом, присланным из Рима. Состоял в дипломатических сношениях с папской курией и Александр Невский, желавший по примеру Даниила добиться от Папы запрета для крестоносцев на территориальную экспансию в северо-западных землях.

В 1438-1439 годах сначала в Ферраре, а затем во Флоренции прошел Вселенский собор, итогом которого стало подписанное Папой Евгением IV и восточными иерархами соглашение о церковной унии. На соборе присутствовала внушительная делегация Русской православной церкви во главе с митрополитом Киевским и всея Руси Исидором. Возвращаясь из Италии, Исидор возвещал клиру и мирянам благую весть о воссоединении латинской и греческой церквей. Однако в Москве он встретил более чем холодный прием. На третий день после прибытия он был арестован по приказу великого князя Василия II, обвинен в ереси и сослан в монастырь, откуда впоследствии бежал в Литву.

В 1472 году в римском соборе Святого Петра состоялось бракосочетание по латинскому обряду греческой принцессы Софьи Палеолог с московским князем Иваном III, которого на церемонии представляло доверенное лицо (процедура, отсутствующая в православном каноне). Когда кортеж великой княгини приблизился к Москве, митрополит Филипп I заявил, что покинет город, если сопровождающий Софью папский легат явится на шествии с латинским крестом. А в 1523 году старец Псковского монастыря Филофей написал письмо Василию III, в котором выдвинул концепцию Третьего Рима - им стала Москва после завоевания Константинополя крестоносцами.

В "Православном противокатолическом катехизисе" (1916 год) так излагаются главные расхождения двух церквей: "католики учат, будто Римский Папа есть глава всей Церкви и наместник Бога на земле, утверждают, что Папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере, и потому называют его непогрешимым, веруют, будто Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына, признают непорочное зачатие Пресвятой Богородицы".

Дипломатические отношения России с Ватиканом были установлены в 1816 году. После польского восстания 1863 года они были разорваны почти на 30 лет. Вторично их прервала Октябрьская революция.

Восстановление дипотношений было результатом личной договоренности Папы Иоанна Павла II и Горбачева 1 декабря 1989 года. Но на уровне представительств, а не посольств. И лишь нынешний визит президента Дмитрия Медведева открыл качественно новую страницу в долгой истории контактов самой большой в мире страны с самым маленьким по территории, но, быть может, самым влиятельным государством на Земле.

Это событие, естественно, усилило интерес к возможности встречи глав двух Церквей. Она возможна лишь при условии, если это мероприятие "будет хорошо подготовлено". С таким заявлением выступил "министр иностранных дел" РПЦ, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Илларион.

Межцерковные проблемы, как напомнил архиепископ Илларион, нужно разрешать "иными средствами, которые не решатся просто путем установления дипломатических отношений". В первую очередь это проблема Западной Украины, где до сих пор существует напряженность во взаимоотношениях православной и униатской церквей.

"Мы ожидаем от Ватикана, от Римско-католической церкви конкретных шагов, которые показали бы, что есть желание идти навстречу, есть желание залечить те раны, которые были нанесены тяжелейшим периодом начала 90-х годов, когда более 500 православных храмов были насильственно захвачены грекокатоликами, а православные верующие были оттуда изгнаны, - озвучил официальную точку зрения РПЦ владыка Илларион. - И мы предлагаем конкретные пути решения тех проблем, которые существуют".

Вместе с тем православные иерархи отмечают, что некоторые подвижки в отношениях Москвы и Ватикана все же налицо. Если о разрешении канонических споров на Украине говорить пока рано, то в самой России Ватикан приостановил свою "экспансию" - напомним, что в конце 90-х - начале 2000-х в России были учреждены епархии католической церкви без предварительного согласования с РПЦ. В таких условиях российская власть "поступала мудро, воздерживаясь от дипломатических отношений с Ватиканом", отметил замглавы ОВЦС иеромонах Филипп Рябых. Теперь же ситуация, "которая характеризовалась наличием католического прозелитизма, переломилась, и католические структуры на территории России открыты к взаимодействию с Русской православной церковью - с церковью большинства", констатировал отец Филипп. Он призвал не забывать и о том, что позиции двух церквей по общегуманитарным вопросам, будь то социальные проблемы или "общее понимание концепции образования в современном мире", зачастую совпадают. Не следует забывать и о том, что нынешние главы католической и православной церквей в отличие от их предшественников уже встречались, будучи "простыми" кардиналом и митрополитом.

«Подумаешь, папа! А сколько у него дивизий?» – примерно так пренебрежительно говорил об одном из предшественников Иоанна Павла II генералиссимус Сталин премьер-министру Черчиллю. Если бы он только знал, что созданная им восточноевропейская империя рухнет менее через полвека после произнесения этих слов. И что одну из ведущих ролей в ее падении сыграет поляк Кароль Войтыла, который стал священником в 1946 году, когда Европа уже раскололась на два непримиримых лагеря, поляк, в руках которого как раз и окажется сила, не снившаяся ни одному коммунистическому вождю, в том числе и самому товарищу Сталину.

Его роль в борьбе против коммунизма была скорее символическая. И моральная. ВСЕГО ЛИШЬ. И мораль, сила духа оказались могущественнее всех дивизий.
В оккупированной немцами Польше он не участвовал в партизанском движении и вообще не брал в руки оружие. Всего лишь играл в самодеятельном театре. Всего лишь писал стихи и учился в подпольной семинарии. Хотя как-то раз едва избежал ареста.

У новых коммунистических польских властей он не вызвал никаких подозрений в недостаточной благонадежности. «Кураторы» из Польской объединенной рабочей партии ничуть не насторожились, когда Войтыла стал архиепископом Кракова в 1963-м. Его считали ВСЕГО ЛИШЬ аполитичным мечтателем и поэтом. Он писал книги и пьесы – но не о политике, а о любви и становлении человеческой личности. Это – как же все-таки недальновидно это было с их стороны! — сочли не опасным.

Не сильно всполошились по эту сторону железного занавеса и в 1978-м, когда впервые за более чем 450 лет папой римским стал не итальянец. Более того, славянин. И даже когда через год после своего избрания Иоанн Павел II приезжал в Польшу, тот визит власти не сочли чем-то смертельно для себя страшным.

И действительно, ну и что с того, что люди за сутки занимали места на главной площади Варшавы, где должен был служить мессу папа. Что несли туда цветы. Что вдруг почувствовали свое некое внутренне единство. И – ВСЕГО ЛИШЬ! – некую внутреннюю моральную солидарность друг с другом.

А когда он закончил мессу словами молитвы «за преображение лика Земли», по толпе пронесся не то крик, не то многотысячный стон, не то какой-то энергетический разряд.

И уже через год в Польше была «Солидарность». На улицы вышли миллионы людей, которые сказали правителям: «Вы нас достали!» И те уже не стали – потому что уже не могли – стрелять в ответ, как это было в Лодзи в начале 70-х.

И стало понятно, что именно он имел в виду под «преображением лика Земли».

И даже когда генерал Войцех Ярузельский в 81-м году ввел в стране военное положение, а папа римский в ответ на это открыто вовсе не призывал поляков к восстанию (он, по сути, призвал их ВСЕГО ЛИШЬ к мирному «несотрудничеству с режимом»), даже тогда было ясно, что уже происходит что-то не то. Что дивизии не помогают. И не помогут. И что режим вскоре падет. И что падет он более или менее мирно. ВСЕГО ЛИШЬ потому, что потерпел моральное поражение, потому что морально разложился, потому что его противники были морально сильнее.

Ровно так же все потом произошло во всех без исключения соцстранах. Разве что в Румынии нашелся отмороженный спецназ. Но и там сопротивление длилось даже не дни – часы.

Возможно, самые проницательные апологеты коммунизма все же спохватились: говорят, за покушением турецкого террориста на папу стояли болгарские спецслужбы, а за теми… Впрочем, случай распорядился иначе. Или, быть может, уже было все равно поздно.

Он объездил 129 стран, став самым «путешествующим» папой в истории. Его публичные мессы становились своеобразным «религиозным хеппенингом», собирая десятки, сотни тысяч людей и подчас ставя местных правителей в неловкое положение – ВСЕГО ЛИШЬ скрытых в его тени муляжей-декораций. Они в этой тени как-то съеживались под давлением поднимавшегося людского осознания того, что высший суд все равно останется высшим. И судить там будут совсем не по тем законам, по которым принято судить грешных людей грешными же их правителями. И сила их, мирских правителей, власти сгибалась и меркла перед силой его, проповедника, духа.

На его еженедельные мессы на площади Святого Петра в Риме паломники ехали со всего света. Всегда какие-нибудь делегации удостаивались чести постоять рядом с понтификом. Он обращался к ним на их родном языке (коих весьма прилично знал шесть, а на некоторых других мог прочесть молитву), а они ему дарили какие-то свои поделки либо что-то такое исполняли-пели-танцевали. Он объезжал площадь (после покушения – на специальном папамобиле), а люди целовали или просто пожимали ему руку. Часто просто фотографировали «в лицо». Он не обижался.

Ни один папа до него не исполнял своей роли столь харизматично, пытаясь соединить проповедь с популизмом, с тем, что обычно называется «выборные технологии». Он стал первым папой-шоуменом в истории, артистично использовавшим самые современные средства коммуникации. Поэтому он вполне мог появиться на футбольном матче, мог записать диск с рэпером, уже в зрелом возрасте встать на горные лыжи, а у себя в покоях позволять посетителям танцевать брейк-данс.

Он обращался к пастве с проповедями и воззваниями, отражавшими его мнение по поводу тех вопросов, которые человечество считало больными: в благополучных странах Запада он обращал внимание на опасности глобального неравенства Севера и Юга, на бездуховность чрезмерного потребительства, боролся за восстановление и чистоту семейных ценностей. Он выступал против американских войн в Ираке и всяких других войн тоже.

Иоанн Павел II стал первым папой, выступившим в протестантской церкви, первым папой, посетившим синагогу и мечеть, положив конец вековой традиции католического церковного антисемитизма (и покаявшись за это), стараясь наладить отношения с «бурлящим», пассионарным исламом. И при этом он отрицал возможность спасения человеческой души иначе, как посредством христианской церкви и никакой другой. И при этом канонизировал своего предшественника времен Второй мировой войны папу Пия XXII, который, считается, как минимум, безмолвствовал по поводу творившегося в Европе холокоста.

Став беспредельным, если судить по прежним католическим меркам, популистом по форме своего служения Богу и людям, и прежде всего именно таким образом «вталкивая» католическую церковь в современный, стремительно меняющийся мир, понтифик всегда оставался на крайне консервативных позициях. Его мораль никак было нельзя назвать моралью реформатора (церкви и общества). Его позиция относительно разводов, абортов, контрацепции, противостояние идее рукоположения женщин-священников есть самый что ни на есть консерватизм. На его фоне даже такие, как Буш, будут смотреться либералами. При нем католическая церковь энергично выступала против популяризации и распространения презервативов даже среди беднейших слоев населения пораженной СПИДом Африки, несмотря на то что папу за это обвинили в «предательстве интересов бедных», а сам он «противоестественные методы контрацепции» поставил в один ряд с геноцидом. Тем самым, считается, оттолкнув от себя многих верующих в развитых странах.

Его консерватизм в теологии и общественных взглядах, как ни парадоксально, ни один даже самый последовательный его критик не посмел назвать мракобесием. Наверное, главной причиной тому – его истовая искренность, самоотверженность и нацеленность непременно на светлое и жизнеутверждающее. Как он это понимал и старался искренне убедить в этом других. Он не был обличающим Савонаролой, раз и навсегда взяв на себя роль терпеливого и доброжелательно настроенного наставника, умевшего обаять подчас даже не стотысячные – миллионные толпы внимавших ему людей.

За свой консерватизм, в том числе и в теологии, он подвергался довольно сильной критике со стороны либерально настроенных слоев католических священнослужителей. Они считали Иоанна Павла II слишком «ортодоксальным», виновным в том, что католическая церковь не в полной мере отвечает на вызовы XXI века, что она не реформируется. Многие были недовольны также высокой централизацией власти внутрицерковной иерархии, недостатком автономии местных церквей.

Впрочем, у консерваторов, с другой стороны, вызывали критическое раздражение его нескончаемые тяжелейшие путешествия по миру, сделавшие его едва ли не самым узнаваемым лицом на планете и едва ли не самым большим моральным авторитетом. Но при этом исказившим созданный к XX веку образ «здоровой и богатой церкви», заменившим его (и как бы затмив институт самой церкви) культом папы как просто некоей «поп-знаменитости» на манер голливудских звезд.

…Иоанн Павел II очень хотел приехать в Россию. Но уже никогда не приедет. Его не раз приглашали власти светские (Горбачев, Ельцин и Путин), но не пустили иерархи Русской православной церкви. Церкви, которая в последнее время пользуется все более откровенной государственной поддержкой. И которая, даже несмотря на это (а может, как раз именно поэтому?), все никак не может восстановить свое былое моральное и духовное влияние в обществе, встроиться в современную жизнь и начать говорить с паствой на понятные ей темы и, главное, не на мертвом, а на понятном ей языке.

Наверное, именно в этом причины опасений, которые двигали теми, кто выступал против приезда папы в Россию: эти люди боялись, что сила его духа может подвергнуть сомнению силу их власти.

Они испугались ВСЕГО ЛИШЬ его cлова. Которое еще отзовется.

Считается, что Иосиф Сталин когда-то произнёс крайне циничную фразу: «А сколько дивизий у Папы Римского?», имея в виду, что нет никаких причин обращать на Папу внимание. Нет реальной военной силы – нет права на мнение, нет уважения, нет влияния. Цинично и жестоко. Но разве он был неправ?

С тех пор прошло более семидесяти лет, началось новое тысячелетие, по планете гордо шагают демократия, свобода слова и права человека, а презумпция невиновности, ценность личности и международное право декларируются фундаментом современного мира. Пустые, напыщенные слова. Ведь на самом деле, по факту, не изменилось ничего. Да, Сталина больше нет, но озвученный им принцип прекрасно используются до сих пор. И в первую очередь представителями как раз демократического, западного лагеря.

В основе политического и правового баланса мира лежат сегодня многочисленные международные организации – ООН, ОБСЕ, ЕСПЧ, ОЗХО, МАГАТЭ, МОК (да-да, и он тоже), МУС и другие. Именно они должны выступать независимыми регуляторами, арбитрами и судьями в отношениях между разными государствами, а также между государствами и отдельными людьми. Это официально. А что получается на практике – все мы прекрасно знаем.

Сколько дивизий у Международного Олимпийского комитета? Ни одной. Именно поэтому его независимость совсем не обязательно уважать. Наоборот, на него можно как следует надавить и заставить принимать определённые решения. Понятно, что в данном случае речь идёт не о военном, а о финансовом и политическом давлении, но сути это не меняет. Эффект был достигнут, сборную России на Олимпийские игры не допустили.

А химическое оружие? Контроль за соблюдением его запрета в мире возложен на ОЗХО – специальную международную организацию. Но дивизий у неё тоже нет, поэтому и к её мнению можно прислушиваться только по мере необходимости. Или не прислушиваться вовсе, если такой необходимости нет. Всё зависит от того, какие выводы ОЗХО делает и какие решения оглашает – удобные или неудобные. Кстати, заставить эту организацию сделать конкретный нужный вывод тоже ничего не мешает – дивизий-то у неё нет.

Аналогичные процессы происходят и со всеми прочими международными институтами, и с международным правом в целом. Да, слово «дивизии» здесь не вполне уместно и слишком упрощённо, скорее имеет место совокупность разных факторов давления – деньги, политика, шантаж, лоббирование. Но в их числе и чисто военная сила тоже – именно она является базой для существования всех остальных рычагов воздействия. Не подкрепленные нужным количеством солдат, танков, ракет и самолётов, то есть дивизиями, все эти рычаги превращаются в ничто.

И самая большая боль современности – Совет безопасности ООН. Когда-то созданный как вершина, Олимп мироустройства, как некий элитный клуб вершителей судеб целых государств, он превратился в бессильный и голословный пшик. За ним нет реальной силы, за ним нет дивизий, а значит за ним нет и авторитета. Если Совбез согласен со странами Запада, если даёт им санкцию на очередной передел мира и военное вторжение, то хорошо. Если нет – что же, пусть это будет проблемой Совбеза, не очень-то и хотелось получить его одобрение. Никому оно не нужно.

Так сколько же дивизий у Папы? Когда-то давно было много. Огромная и мощная военная сила стояла за его спиной. Соответственно огромным было и его влияние. Так что вопрос этот вовсе не циничный, а очень даже деловой, прагматичный и правильный. Ведь ничего не меняется за тысячи лет, и если за тобой нет реальной силы, то все твои «набумажные» права и полномочия никому не интересны. Вот почему НАТО вытесняет ООН с международной арены? Потому что солдаты сильней дипломатов. И никуда от этого не деться, будь ты хоть дважды прав, трижды честен и четырежды справедлив. Всем плевать, если ты слаб.

Дольше, чем Иоанн Павел II, возглавляли Ватикан только святой Петр и Пий IX. Он взошел на Святой престол больше четверти века назад - 16 октября 1978 года. Философ-теолог, поэт и драматург, спортсмен, один из самых авторитетных, тонких и сложных политиков, Иоанн Павел II играет особую роль на международной арене. Но очередной день рождения понтифика - несколько дней назад ему исполнилось 84 - вновь вызвал разговоры о его здоровье и возможной отставке.

Трудно ли быть папой римским?

Трудно ли быть Папой Римским? - спросил я.

Иоанн Павел II улыбнулся:

Трудно, но можно. А за деталями обращайтесь к моему пресс-секретарю. Хоакин Наварра Валлс знает все и во всех нюансах...

Иоанн Павел II интервью журналистам не дает. Сведения о жизни и деятельности понтифика имеют право предоставлять только пресс-секретарь Папского престижа монсиньор Хоакин Наварра Валлс и аппарат его сотрудников. Воспользовавшись высочайшей рекомендацией, я стал частым гостем в пресс-службе Святого престола.

География и политика

Папа римский - абсолютный монарх в Ватикане. Городе-государстве, расположенном на одном из римских холмов, карликовом по территории (0,44 кв. км) и населению (около 2 тысяч человек, из которых всего 554 имеют ватиканское гражданство), но великом по религиозно-политическому могуществу. Самом посещаемом по количеству туристов - и самом закрытом для постороннего глаза. В остальном всё, как положено быть в современном независимом государстве: своя история, флаг, гимн, собственная монета - ватиканские евро, капиталы в иностранных банках, охранное войско (106 швейцарских гвардейцев), радиостанция, сеть университетов и даже футбольная команда (которая никогда ни с кем не играла). В этом государстве клерикальные обычаи и юридические законы - назначаемое правительство, сенаторы - кардиналы, фискальная служба, которую ведет конгрегация по экономической деятельности - так называемый "YOR" (Институт по религиозным делам). Ватикан поддерживает дипломатические отношения со 174 странами и предоставляет агреманы послам около 80 зарубежных государств. У представительств России и Организации освобождения Палестины в Ватикане особый статус специальных миссий.

Ватикан умело приложил свой "перст" к развалу коммунистической системы. Ищет пути к взаимопониманию всех церквей. Выступает за деятельность без "крестовых походов" и без инквизиции, публично реабилитировал Галилео Галилея и Джордано Бруно, Савонароллу и Дарвина. Готов к диалогу и компромиссам. Считает категорически неприемлемыми любые формы агрессии, терроризма. Решительно осудил теракты 11 сентября 2001 года в США и 11 марта 2004 года в Испании, захват заложников в Ираке.

"Ватикан? А сколько у него дивизий?"

Отношения между государствами определялись главным образом звоном монеты и "весом милитаризованного кулака". Характерен пассаж из беседы Сталина с французским министром иностранных дел в 1935 году: "Ватикан? А сколько у него дивизий? А есть ли у Ватикана танки и самоходки? По крайней мере хотя бы одна пушка или миномет? Ах, нет?!" У Сталина был свой аршин, у Ватикана - свой (вспомнить хотя бы антикоммунистическую энциклику "Divini Redemptoris" 1937 года).

Лишь в 1963 году на встрече в ходе сессии Генассамблеи ООН министра иностранных дел А. Громыко с Павлом VI прозвучали слова о вероятной возможности установления дипломатических отношений. Но произошло это только в марте 1990 года - при Иоанне Павле II.

Мессы и аудиенции Понтифика

Каждый приезжающий в Рим может дважды в неделю (по средам и воскресеньям) с 10 утра увидеть папу римского на мессах и литургиях. С апреля по ноябрь (кроме второй половины августа, когда папа проводит отпуск в летней резиденции Кастелгандольфо в тридцати километрах от Ватикана) - на площади Святого Петра, с декабря по март - в Зале Нерви.

Папская кафедра защищена пуленепробиваемым стеклом, но это не мешает 20-25 тысячам присутствующих на площади Святого Петра видеть и слышать Иоанна Павла II. На необходимости этой меры защиты настояли спецслужбы Италии после покушения 13 мая 1981 года, когда турецкий террорист Али Агджа с нескольких метров стрелял в папу римского и тяжело ранил понтифика. (Всего против Иоанна Павла II было совершено 17 заговоров и покушений.) Али Агджа был приговорен к пожизненному заключению, отбывал наказание в итальянской тюрьме в Асколи Пичено, писал мемуары, но так и не раскрыл "тайну века": кто "вложил в его руку" револьвер. Али Агджа прощен папой римским, с позволения президента Италии вывезен в Турцию, где по другому делу находится в стамбульской тюрьме. Теперь ясно, что ни болгарин Антонов, ни Лубянка к покушению на папу римского никакого отношения не имели.

Как живет хозяин Ватикана

Рабочие помещения папской квартиры - 12 комнат на предпоследнем этаже Апостольского дворца, где папы обосновались с 1870 года. В папской библиотеке хозяин Святого престола удостаивает чести быть принятыми самых известных и почетных лиц. Здесь бывали М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, главы государств и правительств, послы.

"Секретность" остается одним из основных требований к персоналу папского двора. Лишь однажды папа Лев XIII (1878-1903) решил открыть секретные архивы Ватикана "для ученых и лиц разных профессий". Началась "архивная лихорадка". Особенно усердно потрудились англикане, стремившиеся обнаружить доказательства, что папа Джованни был не папой, а папессой. Это был результат интриги, политической............религиозной борьбы. Архивы были спешно закрыты. Сейчас тоже муссируется архивная секретная тема: мог ли Муссолини в марте 1938 года обратиться к папе римскому с просьбой предать анафеме Гитлера за захват Австрии?

Иоанн Павел II предполагал в 2003 году - к столетию ухода......с трона папы Льва XIII - открыть часть тайных архивов Ватикана. Но этого не произошло.

"Я уйду, когда прикажет Бог..."

За годы пребывания на престоле Иоанн Павел II совершил более 100 зарубежных поездок, около 700 раз выезжал в "свой город Рим", где посетил 274 церковных прихода. Дал около 900 аудиенций. На его мессах на всех континентах присутствовало более 14 миллионов верующих.

Иоанн Павел II руководил работой 14 обычных, специальных и чрезвычайных заседаний Синода, пишет 14-ю папскую энциклику, 33-е апостолическое письмо, произносит ежегодно 700 официальных речей. Собрание всех его работ насчитывает около 50 томов (около 80 тысяч страниц). Такого количества печатных работ не издавал за четверть века пока ни один мыслитель, проповедник, писатель.

Иоанн Павел II произвел в "блаженные" за 134 церемонии 1300 религиозных лиц. До папы Войтылы с 1588 года "блаженных" было всего 1310. В 2003 г. в лик святых возведена мать Тереза из Калькутты.

Ватикан признал Израиль. Понтифик увеличил более чем вдвое (с 85 до 178) количество папских нунциев за рубежом, чем усилил престиж Ватикана. Сумел оздоровить бюджет государства.

"Рим, мой Рим! Я благодарю тебя и всех твоих сыновей, которые служат твоему величию и славе!" - эти слова Иоанна Павла II повторяют в Ватикане. Масштаб изменений, которые внес в мир Иоанн Павел II, впечатляет. Но годы берут свое. Кто станет следующим, 265-м папой римским? Вопрос более чем деликатный. Думает ли об этом сам Иоанн Павел II? Кто осмелится спросить... Может ли папа римский уйти с трона по состоянию здоровья? Иоанн Павел II говорит: "Да, я устал. Но уйду тогда, когда прикажет Бог..."

Папы римские заместителей не имеют и наследников не назначают. Попытка была: Бонифаций II (530-532) возжелал посадить (указом) папой Вигилия (537-555). Кончилось большой смутой, кандидатура была провалена клириками (номенклатурой того времени) и народом. Бонифаций умер, а Вигилий все-таки стал папой спустя пять лет. Но бесславно: после смерти его захоронили вдали от Рима, в Сиракузах.

Каково нынешнее положение в Синоде?

Две трети кардиналов не итальянского происхождения. За четверть века введены новые лица из стран "третьего мира". На голосование при избрании будущего папы римского будут допущены только те кардиналы, кому на день выборов не исполнилось 80 лет. Остальные могут присутствовать, но без права голоса. В выборах должны принять участие не менее 120 кардиналов. А их уже как минимум 130 из 180. В 1978 г., на конклаве при избрании нынешнего понтифика, требовалось две трети плюс один голос кардиналов, допущенных до голосования. Тогда это означало 75 из 111 выборщиков. Карол Войтыла прошел при восьмом голосовании, набрав 99 голосов.

За тем, кто из кардиналов претендует на папский престол, внимательно следят наблюдатели и эксперты. Фигурируют следующие кандидаты: Кристоф Шенберн (Вена), Годфрид Даннелс (Брюссель), Пьер Ейт (Бордо), Жан-Мари Люстижер (Париж), Диониджи Теттаманци (Милан), Норберто Ривера Каррера (Мехико), Лукаш Морейра Невеш (Рио-де-Жанейро), Фрэнсис Аринзе (Нигерия). Сам папа римский никому предпочтения не отдает.

Соратники и оппозиционеры

В нынешнем руководстве римско-католической церкви есть те, кто безоговорочно поддерживает любой акт папы, и те, кто осмеливается не соглашаться и даже подвергать критике. Союзники Иоанна Павла II и, так сказать, диссиденты, оппозиция, о которых прежде никогда не сообщалось - любые намеки приравнивались к крамоле, отступничеству. Но теперь это - факт: их десять на десять. Вот их имена.

За: кардинал Анджело Содано - госсекретарь, второе лицо в Ватикане после понтифика, "правая рука" Иоанна Павла II; кардинал Камилло Руини - папский викарий в Риме с 17 января 1991 г.; председатель высшего исполнительного клерикального органа - Итальянской епископальной конференции, кардинал Ратцингер; кардинал Джованни Баттиста Рэ, назначенный в сентябре 2001 г. главой конгрегации по делам епископов; кардинал Диониджи Теттаманци - архиепископ Милана, а в прошлом - Генуи, проявивший себя во время саммита "большой восьмерки" ("G-8") в июле 2001 г. как сторонник твердого порядка, борец против антиглобалистов и международного терроризма; монсиньор Алессандро Маджолини - епископ города Комо (Ломбардия); монсиньор Рино Физикелла - второй епископ Рима и капеллан дворца Монтечиторио - палаты депутатов итальянского парламента; монсиньор Эннио Антонелли - кандидат на пост епископа Флоренции; монсиньор Флавио Роберто Карраро - епископ Вероны и кандидат на пост патриарха Венеции (патриарх - единственный сан среди всех религиозных рангов, существующих в римско-католической церкви, и дарованный только венецианскому епископу - кардиналу со времен первых дожей Венецианской республики), монсиньор Северино Палетто - архиепископ Турина, доверенное лицо госсекретаря Анджело Содано, хранитель христианской реликвии - Туринской плащаницы.

Против: кардинал Курт Леманн, которого Иоанн Павел II трижды не утверждал на пост главы дисциплинарной конгрегации - он возглавляет оппозицию. Бывший миланский кардинал Карло Мария Мартини - один из богатейших религиозных деятелей, идейный противник Карола Войтылы с давних времен. Он - иезуит, сторонник права женщин занимать руководящие посты среди иерархов римско-католической церкви. Дон Паоло Туртурро - его имя, как и имя судьи Джованни Фалконе, стало символом борьбы с мафией. Дон Паоло - сторонник "модернизма" в католическом учении и практической деятельности священников, постоянно критикует консерватизм как возрастной недостаток папы римского. Генуэзец дон Андреа Галло, его главный "конек" - свобода нравов, разрешение абортов, признание свободной любви и союзов однополых партнеров. Монсиньор Вальтер Брандмюллер - президент папского Совета исторических наук, один из оппонентов И. Ратцингера и его конгрегации по вопросам вероучения. Дон Атос Риги - "мушкетер", как его называют, самый рисковый из священников, готов преодолеть тысячелетний разрыв между римско-католической и православной церквями. Гораздо "левее" самого папы римского, чем вызывает недовольство в Ватикане. Кардинал Эрсилио Тонини - почетный архиепископ Равенны. Он не устает напоминать, что папа тратит много энергии, но не всегда плодотворно: например, всего 10 западных стран откликнулись на яркий призыв Святого престола простить долги молодым государствам. Тонини приветствует инициативу, учитывая при этом, что сам Ватикан никому из этих стран кредитов не давал. Мать Клариче Дженгароли - лидер так называемого "постфеминистского движения", готова к диалогу с Ватиканом, но ее туда не приглашают. Святой отец Инноченцо Гаргано возглавляет движение крайне левых монахов. В юности был другом Пабло Пикассо, отпустил ему все грехи, но коммунизм не простил. Дон Леонардо Цеге - директор журнала "Фамилья Кристиана" ("Христианская семья"), сторонник новых этических течений.

Противоборство этих двух религиозных "крыльев" не проявляется открыто, о нем знают лишь эксперты-ватиканологи, чье мнение становится все более весомым и востребованным по мере старения главного персонажа на Святом престоле - Иоанна Павла II, которому рано или поздно придется все-таки уйти... Вопрос в том - как? В соответствии с пунктом 2 статьи 332 Кодекса католической церкви папе римскому предоставляется возможность подать в отставку по состоянию здоровья или по другим веским причинам. Лишь однажды, в XIII веке, папа отрекался от престола. Иоанн Павел II этот путь для себя раз и навсегда отсек.

Сценарий нового понтификата

Претендентов на престол при действующем папе римском оказалось множество. Как из числа сподвижников, так и из состава оппозиции. Иоанн Павел II почти полностью обновил кардинальскую рать, делал ставку на представителей государств "третьего мира" и Восточной Европы, значительно подорвал позиции итальянских и французских кардиналов, которые в 50-х годах, до восшествия Войтылы, составляли 75% от всего общего числа "пурпурных шапочек", а сегодня их едва 30%. Однако сокращение числа итальянцев-кардиналов не говорит о снижении их амбиций и отказе от стремления вновь видеть уроженца Италии на папском престоле. И противостоять этому Иоанн Павел II никак не может.

Никто с уверенностью не предскажет, как и за кого проголосуют кардиналы на конклаве в Сикстинской капелле Ватикана. Пока можно с допуском 10% погрешности констатировать, что на будущий конклав будут допущены до 135 кардиналов. Точное количество заседаний непредсказуемо. История Ватикана знала случаи, когда кардиналы переголосовывали десятки раз, пока кто-либо победит.

Все кандидаты будут жить в 5-звездочной новой гостинице Святой Марты. Верно ли то, что там, в отеле, кандидаты пройдут скрупулезное медицинское обследование с целью исключить возможность избрания на пост папы римского человека со слабым здоровьем, как уже неоднократно бывало? Хоакин Наварра Валлс напомнил, что Иоанн Павел II, ставший папой римским в 58 лет и отличавшийся тогда отменным здоровьем, такое предложение о тщательном обязательном медицинском освидетельствовании не пропустил, счел унизительным для кардиналов. В отеле Святой Марты не только предусмотрены все меры безопасности кандидатов, но и исключены любые формы их встреч и контактов. В номерах отсутствует телефонная, телефаксная и другая связь, отсутствуют телевизоры и радиоприемники, стены исключают возможность "перестукивания" - все сделано так, чтобы у голосующего оставалась одна цель-задача: решить, кому из кандидатов, по велению Бога, отдать свой голос.

Рим-Ватикан

За год музеи Ватикана посетили почти 3 миллиона человек

Ватикан - богатейшее хранилище культурных ценностей мировой цивилизации. В музеях Ватикана можно увидеть сокровища античных времен - греческую, египетскую, римскую скульптуру, керамику этрусков. В картинной галерее собраны уникальные коллекции от Джотто, Симоне Мартини, Фра Анджелико, Беллини, Микеланджело, Рафаэля, Перуджино, Тициана, Гвидо Рени, Луки Джордано, Креспи, Пьетро да Кортона до Гуттузо, Де Кирико, итальянских и зарубежных художников наших дней. Все это - собственность хозяина Ватикана.

Святилище Ватикана - собор Святого Петра. Среди 40 капелл собора - справа от главного алтаря - капелла святых равноапостольных Владимира и Ольги. Здесь, как рассказывают, стоял на коленях перед образами император Николай II во время своего единственного двухдневного приезда в Рим.

Гитлер требовал вывезти сокровища Ватикана из Рима. Кто и как спас их, точно до сих пор не известно. Считается, что по просьбе папы Пия XII это сделал дуче Бенито Муссолини.

В 2003 году музеи Ватикана посетили почти 3 миллиона человек. Кассовый сбор музеев - около 20 миллионов евро в год.

В XX веке правили восемь римских пап:

Лев XIII (1878- 1903);

Пий Х (1903-1914);

Бенедикт XV (1914-1922);

Пий XI (1922-1939);

Пий XII (1939-1958);

Иоанн XXIII (1958-1963);

Павел VI (1963-1978) - первый посетил Иерусалим;

Иоанн Павел I (1978 г.).

На случай смерти понтифик застраховался на 65 миллионов долларов

Грешен ли папа римский?

Сам понтифик признает себя грешным в четырех грехах - и главный в том, что до сих пор не достигнуто единство христианской церкви.

Каковы капиталы Иоанна Павла II?

Точная цифра никогда не сообщалась, но на случай смерти понтифик застраховался на 65 миллионов долларов, которые пойдут в фонд пожертвования бедным и больным.

Что ест папа римский?

Понтифик обладает нормальным аппетитом. Предпочитает рыбу. Крепких напитков не пьет.

Во что одевается папа римский?

Лучшие рясы для папы шьет 35-летний римский портной Гай Маттиоло. Ботинки - мокасины 43-го размера, только черного цвета.

Есть ли у папы римского прислуга?

Обслуживают папу римского пятеро приближенных, все итальянцы, и пять женщин-монахинь польского происхождения.