Румынское и молдавское народное искусство,- сравнение. Обычаи и традиции Молдавии

Locals начинает серию статей о выходцах из Молдовы, оставивших след в мировом искусстве, науке или общественной деятельности.Сегодня речь пойдёт о художниках.

Художник Грегуар Мишонц - лучший друг знаменитого Генри Миллера . Жил во Франции, Англии и Шотландии, где регулярно проходили выставки его работ. Его картина «La moisson» / Урожай была приобретена Французским фондом современного искусства.

Григорий Мишонзник родился в 1902 году в Кишинёве. В 1919-1920 годах обучался в академии пластических искусств у Шнеера Когана и Александра Плэмэдялэ. Продолжил обучение в бухарестской Академии художеств.

В 1922 г. Перезжает в Париж, где попадает в круг местных сюрреалистов - Андре Бретона, Поля Элюара, Луи Арагона и Андре Массона.

В 1928 году художник сблизился с Генри Миллером (американский писатель и художник), который стал его ближайшим другом на всю жизнь, и изменил имя на Грегуар Мишонц (Michonze).

Грегуар Мишонц известен главным образом своими пейзажами и насыщенными символизмом групповыми полотнами.

Талли Филмус (1903-1998)

Картины Талли Филмуса можно увидеть в нью-йоркских музеях – «Метрополитен», Уитни, в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, Музее Ешива-университета, в Институте Карнеги в Питсбурге, в музеях Чикаго, Бостона, Филадельфии.

Среди созданных им портретов есть и портрет Элеонор Рузвельт.

Талли Филмус родился в 1903 году в городке Атаки на берегу Днестрa.

В 1913 гoду семья переехала в Америку. Будущий художник обучался в Академии изящных искусств в Пенсильвании. Полученная стипендия позволила ему уехать в Европу и продолжить занятия живописью в Париже. В течение двенадцати лет Филмус преподавал в престижной Школе искусств (Сооper).

Несмотря на то, что Филмус жил и работал в Америке, многие из его картин наполнены воспоминаниями о крае, где он родился.

Самсон Флексор (1907 - 1971)

Французский и бразильский художник, основоположник бразильского абстракционизма.

Самсон Флексор родился в 1907 г. в городе Сороки в состоятельной семье. Его отец, Модест Флексор, был известным во всей губернии агрономом, землевладельцем.

Самсон учился в частной гимназии в Сороках, затем в Одесском художественном училище и в Бухаресте.

В 1920-х годах он продолжил образование в Бельгийской королевской академии изящных искусств, затем - в парижской Национальной
школе Изящных искусств, посещал лекции по истории искусств в Сорбонском университете, обучался технике фрески.

Рисовать Флексор начал с сорокских пейзажей, впоследствии почти целиком сосредоточился на портретистике.

Сороки. Семья Самсона Флексора.

В 1948 году перехал в Бразилию, в Сан-Паулу.

Переезд отразился на его творчестве – художник отказывается от реалистических тенденций и сосредотачивается на абстрактном искусстве.

В 1951 году Флексор открыл первое в Бразилии абстракционистское ателье Atelier-Abstração, где выставлялись работы объединившейся
вокруг него группы бразильских абстракционистов.

Всеобъемлющая выставка из ста полотен художника к столетнему юбилею его рождения «Сто лет/сто работ» (100 de ani/100 de opere) прошла с 11 по 28 сентября 2007 года на его родине в Национальном художественном музее Молдовы в Кишинёве, откуда переехала в Бухарест и далее - повторяя жизненный путь художника - в Брюссель, Лондон, Париж, Рио де Жанейро и другие города Бразилии.

Елизавета Андреевна Ивановскaя (1910-2006)

Елизавета Ивановскaя - известный бельгийский иллюстратор книг.

Большую роль в художественном образовании Елизаветы Андреевны сыграли Шнеер Гешкович Коган – основатель и профессор Кишинёвской школы живописи (впоследствии Высшей школы пластических искусств), организатор и первый руководитель Общества художников Бессарабии (впоследствии Союз художников Молдавии), и Август Больер, второй её наставник.

Елизавета Ивановская жила и работала в Бельгии с 1932 года. Ею выполнены иллюстрации более чем к 300 книгам, в основном это детская литература. Книги были изданы в разных странах на 26 языках, однако у нас творчество Ивановской пока остается мало известным.

Выставки, посвященные 100-летию со дня рождения художницы, прошли на ее родине - в Кишиневе (Национальный художественный музей Молдовы), в Центре книжной иллюстрации города Мулен (Франция), в Центре литературы для юношества (Брюссель).

Французским издательством МеМо был переиздан альбом “Цирк” (1933) – первая книга художницы, изданная в Европе.

Анисфельд Борис Израилевич (1878, Бельцы – 1973, Уотерфорд, США).

Знаменитый художник-сценограф.

Родился в 1878 году в городе Бельцы.

С 1909 работал над оформлением постановок для труппы С. Дягилева. В 1918 переехал в Нью-Йорк. Принимал участие в групповых выставках русских художников в Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Создал оформление для Метрополитен-Опера, писал декорации к опере «Борис Годунов», декорации в «Метрополитен-опера» к «Снегурочке» Римского-Корсакова и «Мефистофелю» Гуно (в спектакле пел Федор Шаляпин), к первой постановке «Любви к трем апельсинам» Сергея Прокофьева в Чикаго.

В 1924 году художник оформляет оперу «Король Лахорский» в «Метрополитен-опера», где реализует свои самые экзотические фантазии.

В 1928 году «Метрополитен-опера» отвергает его декорации к балету «Турандот» поскольку художник, не желая гоняться за модой, остается верным своему художественному стилю.

Анисфельд переезжает в Чикаго, где посвятил себя преподавательской деятельности.

Работы мастера экспонировались в художественном центре в Нью-Йорке, в Художественном институте Чикаго, участвовали в групповых выставках русских художников в Париже, Нью-Йорке, Питтсбурге, Лондоне. Его произведения хранятся в Музее Большого театра Москвы.

Александр Давидович Хинкис (1913 – 1997)

Французский художник. Кавалер ордена Почётного легиона.

Родился в 1913 году в Кишинёве, где с 1926 года учился в Высшей школе изящных искусств.

В 1931-1933 годах работал художником-декоратором в русском театре-варьете «Бонзо» Александра Вернера.

В 1939 году окончил парижскую Высшую школу декоративных искусств/ Ecole nationale supérieure des arts décoratifs.

С конца 1950-х годов - главный художник-постановщик Национального центра кинематографии в Париже. С 1960 года преподавал в Школе кинематографии La Fémis.

В качестве художника-постановщика участвовал в съёмках более чем 50 фильмов.

Борис Билинский (21 сентября 1900, Бендеры, Бессарабская губ. – 3 февраля 1948, Катания, Италия)

Художник декоратор Борис Билинский по всем оценкам занимает особое место в истории русского и мирового искусства.

Основной работой Билинского, как художника, стала работа для кино: художник создавал декорации, костюмы и афиши.

В 1920-30 годы участвовал в постановке более чем 30 фильмов: «Прекрасный принц» Вячеслава Туржанского (Le Prince Charmant, 1925), «Казанова» (Casanova, 1926) и «Шехерезада (Shéhérazade, 1927) и «Тысяча и вторая ночь» (La milk et deuxième nuit, 1933) А.Волкова, «Граф Монте-Кристо» А.Фескуры (1928), «Атлантида» Г.Пабста (1932) и других.

декорации к Графу Монте-Кристо

Плодотворно художник сотрудничал с Театром Елисейских полей.

Он оформил балеты «Испанское каприччио» и «Царевна-Лебедь» на музыку Н.А.Римского-Корсакова, «Петрушку» Стравинского и «Этюд» И.С.Баха.

декорации к Шахерезаде

Критик и историк балета В.Светлов писал об одном из спектаклей, что «оригинальные декорации Билинского, выдержанные в стиле красочного русского лубка, вызвали аплодисменты публики».

В 1940-е годы Билинский работал техническим директором киностудии «Титанус». Одновременно он сотрудничает с театром «Ла Скала» в Милане.

Работы художника есть в коллекциях Музея современного искусства в Риме, Музея кино в Париже, музее Метрополитен, Гарвардской театральной коллекции, Музее искусств Сан-Франциско, Музее искусств в Иерусалиме и университете Калгари в Канаде.

Locals demarează o suită de articole despre originari din Moldova, care și-au lăsat amprenta în arta mondială, știință sau activitate publică.Astăzi, vă povestim despre pictori.

Грегуар Мишонц /Grégoire Michonze (1902–1982)

Pictorul Gregoire Michonze a fost cel mai bun prieten al lui Henry Miller . A locuit în Franța, Anglia și Scoția, unde în permanență au avut loc expoziții ale lucrărilor sale. Tabloul său «La moisson» / Recolta a fost achiziționat de Fondul Francez pentru Artă Contemporană.

Gregoire Michonze s-a născut în 1920, la Chișinău. Între anii 1919-1920 a studiat la Academia de Arte Plastice cu Șneer Cogan și Alexandru Plămădeală. Și-a continuat apoi studiile la Academia de Arte din București.

În 1922 se mută la Paris, unde este primit în cercul surrealiștilor de aici- Andre Breton, Paul Eluard, Louis Aragon şi Andre Masson.

În 1928 l-a cunoscut pe Henry Miller, care a devenit cel mai bun prieten al său pentru restul vieții, și și-a schimbat numele în Gregoire Michonze.

Gregoire Michonze este renumit în special pentru peisajele sale și pentru picturile de grup pline de simbolism.

TULLY FILMUS (1903-1998)

Tablourile lui Tully Filmus pot fi admirate în muzeele din New-York – Metropolitan, Whitney, Galeria Națională de Artă din Washington, muzeul Universității Yeshiva, Institutul Carnegie din Pittsburgh, muzeele din Chicago, Boston, Philadephia.

Printre portretele pictate de el se numără și cel al Eleanorei Roosevelt.

Tully Filmus s-a născut în 1903, în orășelul Otaci, de pe malul Nistrului.

În 1913 s-a mutat cu familia în Statele Unite ale Americii. Viitorul pictor a făcut studii la Academia de Arte Plastice din Pensilvania. A primit o bursă, care i-a permis să vină în Europa pentru a-și continua studiile la Paris. Timp de 12 ani Filmus a predat la prestigioasa Școală de Arte Cooper.

În pofida faptului că a locuit și lucrat în America, multe din tablourile sale sunt impregnate cu amintiri din ținutul natal.

SAMSON FLEXOR (1907 - 1971)

Pictor francez și brazilian, fondatorul abstracționismului brazilian.

Samson Flexor s-a născut în 1907, într-o familie înstărită din Soroca. Tatăl său, Modest Flexor, era agronom renumit în întreaga gubernie și proprietar de pământuri.

Samson a învățat la gimnaziul privat din Soroca, apoi la colegiul de arte plastice din Odessa și în București.

În anii ’20 și-a continuat studiile la Academia Regală de Arte din Belgia, apoi – la Școala Națională de Arte din Paris, a frecventat lecțiile de istorie a artelor la Sorbona și a învățat tehnicile frescei.

Flexor a debutat cu peisaje din Soroca, după care s-a concentrat în totalitate pe portretistică.

În 1948 s-a mutat în Brazilia, la São Paulo.

Schimbarea locului de trai s-a reflectat și asupra creației sale – pictorul renunță la tendințele realiste și se concentrează pe arta abstractă.

În 1951 Flexor deschide primul atelier abstracționist din Brazilia – Atelier-Abstração, unde erau expuse lucrările abstracționiștilor brazilieni, adepți ai curentului inițiat de el.

Un vernisaj amplu, cu genericul “100 de ani/100 de opere”, a fost organizat, cu ocazia jubileului de 100 de ani de la nașterea sa, la Chișinău în incinta Muzeului Național de Artă din Cișinău, în perioada 11 -28 septembrie 2007, de unde a fost transferat la București și mai departe – urmând itinerarul vieții artistului – la Bruxelles, Londra, Paris, Rio de Janeiro și alte orașe din Brazilia.

ELIZAVETA ANDREEVNA IVANOVSKAYA (1910-2006)

Elizaveta Ivanovskaya este o renumită ilustratoare belgiană de cărți.

Un rol important în formarea Elizavetei Andreevna l-a jucat Șneer Cogan – unul din fondatorii și profesor al Școlii de Arte Frumoase din Chișinău (devenită apoi Academia de Arte Plastice), organizator și primul conducător al Societății de Arte Frumoase din Basarabia (ulterior, Uniunea pictorilor din Moldova) și August Bolier, cel de-al doilea mentor al pictoriței.

Elizaveta Ivanovskaya a locuit și lucrat în Belgia începând cu 1932. Ea a creat ilustrații pentru mai mult de 300 de cărți, în special literatură pentru copii. Cărțile au fost tipărite în diverse țări și traduse în 26 de limbi. Cu toate acestea, la noi creația Elizavetei Ivanovskaya rămâne a fi puțin cunoscută.

Expoziții dedicate aniversării a 100 de ani de la nașterea artistei, au avut la la Chișinău (Muzeul Național de Artă al Moldovei), la Centrul de ilustrații pentru cărți din Moulin (Franța), la Centrul de literatură pentru tineri (Bruxelles).

Editura franceză MeMo a republicat albumul ”Circul” (1933) – prima carte a pictoriței, lansată în Europa.

BORIS ANISFELD (1878- 1973)

Renumit pictor – scenograf.

S-a născut în 1878 în orașul Bălți.

Din 1909 a lucrat asupra mizanscenelor pentru trupa lui S. Deaghilev. În 1918 se mută la New-York. A participat la vernisajele de grup ale pictorilor ruși în Paris, New-York, Londra. A creat designul pentru Metropolitan-Opera, a pictat decorul pentru opera ”Boris Godunov”, pentru ”Snegurocika” lui Rimski-Korsakov în ”Metropolitan -Opera” și ”Mefistofel” al lui Guno (în spectacol a cântat Fiodor Șaleapin), pentru prima mizanscenă a compoziției ”Dragostea celor 3 portocale” a lui Serghei în Chicago.

În 1924 pictorul pune în scenă opera ”Le Roi de Lahore” în Metropolitan-Opera, unde își materializează cele mai exotice fantezii.

În 1928 ”Meropoliten-Opera” respinge decorațiunile sale pentru baletul ”Turandot” pe motiv că pictorul nu acceptă tendințele modei și rămâne fidel stilului său.

Anisfeld se mută la Chicago, unde se dedică activității didactice.

Lucrările maestrului au fost expuse în Centrul de Artă din New-York, în Institutul de Artă din Chicago, au făcut parte din vernisajele de grup ale artiștilor ruși în Paris, New-York, Pittsburgh, Londra. Crewațiile sale sunt păstrate la Muzeului Bolshoi Teatr din Moscova.

ALEXANDRE HINKIS (1913 - 1997)

Pictor francez. Cavaler al ordinului Legiunii de onoare.

S-a născut în 1913 în Chișinău. Începând cu 1926 și-a făcut studiile la Academia de Arte Frumoase.

În perioada 1931 – 1933 a lucrat în calitate de pictor – decorator la teatrul rus ”Bonzo” al lui Alexandr Verner.

În 1939 a absolvit Școala națională superioară de artă decorativă / Ecole nationale supérieure des arts décoratifs.

La finele anilor ‘ 50 este pictor – decorator principal la Centrul național de cinematografie din Paris. În 1960 începe să țină lecții la Școala de cinematografie La Fémis.

În calitate de pictor-decorator a participat la turnarea a peste 50 de filme.

BORIS BILINSKY (21 SEPTEMBRIE 1900, BENDER, GUBERNIA BASARABIA – 3 FEBRUARIE 1948, CATANIA, ITALIA)

Pictorul-decorator Boris Bilinsky ocupă un loc aparte în istoria artelor rusești și mondiale.

Potrivit istoricienilor de renume din domeniul cinematografiei, el este unul dintre cei mai remarcabili pictori ai cinematografiei mondiale din prima jumătate a sec. ХХ.

Principala activitate în calitate de pictor a lui Bilinsky s-a desfășurat în domeniul cinematografiei: artistul a creat decorații, costume, afișe.

În perioada 1920 -30 a participat la realizarea a peste 30 de filme: ” Le Prince Charmant” de Viktor Tourjansky, 1925, ”Casanova”, 1926 și ”Shéhérazade”, 1927 și ”La milk et deuxième nuit” de A. Volkov, 1933, ”Contele de Monte-Cristo” de A. Fescura, 1928, ”Atlantida” de C. Pabst, 1923, etc.

A colaborat intens cu Teatrul Champs-Élysées.

El a pus în scenă baletele ”Capriciul spaniol” și и «Prințesa- Lebădă » pe muzica lui Rimsky-Korsakov , ”Petrușka” lui Stavrinski și ”Etude” de Bach.

Criticul și istoricianul de balet V. Svtelov scria despre unul din spectacole: ”decorurile originale ale lui Bilinsky, executate în stil popular rusesc, au fost întâmpinate cu aplauze de public”.

Pictorul a publicat un șir de articole despre arta afișului și a costumului cinematografic în revistele franceze «Cinemamagazine», «Cinema» și «L’Art Cinematographique».

În anii ‘ 40 Bilinsky a fost director tehnic la cinematograful ”Titanus”. Concomitent, el colaborează cu teatrul ”La Scala” din Milano.

Lucrările pictorului pot fi găsite în colecțiile Muzeului de Artă din Roma, muzeul de film fin Paris, muzeul Metropolitan, colecția teatrală de la Harvard, muzeul de arte din San-Francisco, muzeul de arte din Ierusalim și Universitatea Calgary din Canada.

Вопреки росту популярности модного хэнд-мэйда (недавно в столице прошла масштабная ярмарка ручных поделок) в Молдове всё чаще проявляется интерес к традиционным видам народного искусства. Изделия из дерева, глины, кожи, соломы или лозы притягивают своей аутентичностью, принадлежностью к общей культуре.

Подробнее о традиционных видах народного творчества газете «Аргументы и факты в Молдове» рассказал Адриан ТРИБОЙ – председатель Союза народных мастеров Молдовы, победитель Дельфийских игр в номинации «Народные художественные промыслы и ремесла» (2008 г.).

– В последнее время мы замечаем возрождение интереса к народному творчеству. Был временной вакуум, и люди забыли, как создаются кувшины, как можно изготовить из лозы красивую вазу. Кроме того, это эксклюзив, ручная работа, натуральные материалы. К обладанию такими вещами стремится, наверное, каждый. Мы рады, что практически ни одно культурное мероприятие республиканского масштаба не проходит без нашего участия. И государство поддерживает нас.

кстати

Союз мастеров был создан в 1992 году решением республиканского Конгресса народных мастеров. Сейчас он насчитывает более 350 умельцев всех видов ремесел, распространенных в Молдове.

Гончарное дело

Одно из самых распространенных ремесел в Молдове – гончарное дело. В прошлые времена здесь были целые поселения гончаров. Изготовляли не только керамическую утварь, предметы быта, но и глиняную черепицу, обожженный кирпич для строительства домов. Очагами гончарного искусства считались с. Чинишеуць (Резинский район), с. Юрчень (Ниспоренский район) с. Ходжинешть (Каларашский район), с. Цигэнешть (Страшенский район), с. Николаевка (Унгенский район), г. Комрат, Старый Оргеев. В настоящее время мастеров керамики в республике можно пересчитать по пальцам: в Юрчень (Ниспоренский район) – Георгий Панциру, в Ходжинешть (Каларашский район) – Василий Гончар, в Чорешть (Ниспоренский район) – мастер черной керамики Захария Трибой.

комментарий мастера

Захария Трибой:

– Технология производства черной керамики сохранилась от гето-даков. Как и другие виды ремесел, секреты её изготовления передавались из уст в уста, от отца к сыну. Поэтому так важно беречь наших мастеров. Кроме того, каждый керамист проходит свой творческий путь, учась на своих ошибках, находя новые приемы, уникальные методики.

В отличие от красной керамики мои изделия декорируются методом шлифовки камнем или деревом (орнамент не наносится кистью). Отличается также и более сложным методом обжига. Печь герметично закрывается, создается безвоздушное пространство, в котором глина чернеет. Процесс длится до недели, и он более трудоемкий.

Пэнуш

Одним их древнейших видов народного искусства в Молдове считается пэнуш – плетение из листьев кукурузы. В прошлом из стеблей и листьев кукурузы плели амбары, мебель, колыбели, корзины, всевозможные емкости, шляпы, игрушки, предметы декора. Плетение развито было в Сорокском, Теленештском, Каларашском, Кагульском районах. Сегодня в республике эта традиция практически вымирает. Мастеров этого дела – единицы. Одна из лучших – Наталья Канджя из Криулян.

Плетение из лозы

Интересно с исторической точки зрения плетение из лозы. До сих пор в различных уголках Молдовы можно увидеть постройки, которые возводились вначале в виде плетенных из толстых прутьев стен. Затем их покрывали слоями глины, смешанной с соломой. Такие дома всегда были более тёплыми. Наряду с жильем и хозяйственными постройками наши предки мастерили корзины, циновки, сосуды для хранения продуктов, детские колыбели, кузова для транспортных средств, плетеные заборы. Сегодня это исключительно предметы декора и мебель, которые становятся все более популярными в Молдове. Известные мастера плетения из лозы: Лилия Маня, Тудор Бусуйок, Григорий Волощук, Михай Гэураш, Дарие Ромео. Развито оно в Сороках, с. Рубленица, с. Речула, с. Теленешть, с. Манта, Кишинёве.

Плетение из соломы

Необычна технология плетения из соломы. В Молдове для этого используются овсяная, пшеничная и ячменная солома или их сочетание. Овсяную солому отличают большая гибкость и золотистый, богатый оттенками цвет, который подходит не только для плетения шляп, но и для инкрустирования изделий из дерева. Плетут также из соломы суданской травы, дикого овса. Любопытно, что солому мастера собирают по своему усмотрению, в зависимости от того, какой цвет соломы нужен – серебристый, зеленоватый или светло-желтый в стадии восковой спелости. Затем ее специальным методом вымачивают, плетут всевозможными техниками. Наши мастера: Петр Букэтару, Евгения Молдовану. Центры плетения из соломы находятся в Бельцах и с. Михайлень Рышканского района.

Ковроделие

Известна Молдова своими «бессарабскими коврами», отличавшимися высоким художественным уровнем. Ковроделие и ткачество – это гордость республики. У нас практически ни встретишь дома, в котором не было бы ковров. Раньше их количество имело большое значение, когда шла речь о мастерстве девушки и её семьи. Изначально ковры не изготавливались для продажи – только в редких случаях, когда семья молдаванина попадала в большую беду, крестьянин был вынужден продать ковёр. Сейчас традиция почти утеряна. Мастера этого искусства: Парасковия Пасат, Екатерина Попеску, Нина Крэчун, Елена Спиней. К центрам ковроткачества относились: с. Барабой, Плоп, Кришкауцы, Петрены, Табора.

Резьба по камню

Особая роль в художественной обработке камня принадлежит одному из центров развития этого ремесла − селу Косэуць Сорокского района, богатому месторождениями песчаника. В селе Косэуць трудятся известные мастера-каменщики: Александр Чумак, Ион Лозан, Серджиу Кожокару и семейные династии Хэмурару, Загаевских, Золотарёвых и др., у которых обучались многие будущие мастера. В северной части Молдовы каменотёсы работают с зернистым пористым белым камнем, который добывают в карьере близ села Гординешть Единецкого района. Здесь же делают надгробные памятники, стелы и кресты, распятия, дымоходы и др.

Резьба по дереву

Резьба по дереву у нас распространена повсеместно. Наиболее часто использовались акация, ясень, дуб, кизил, орех, бук, граб, черешня, ель, сосна. Каждый мужчина с детства должен был разбираться в породах деревьев. Было известно, что из граба лучше делать орудия труда, из ясеня – втулки для колёс, оси для телеги, клёпки. Из твёрдой древесины кизила – гвозди. Самая красивая мебель получалась из ореха, а из черешни – ложки, фляги для вина. Центры обработки дерева и резьбы по древесине сейчас находятся в Бельцах, Оргееве и Унгенах. Мастера: Думитру Мурузук (Бельцы), Андрей Тихон (Оргеев), Думитру Костандаки (Кишинёв), Ион Тока (Каушаны) и другие.

Кожевенное дело

Историческая литература может многое рассказать о том, как наши предки изготовляли различные изделия из кожи: бурдюки (кожаные мешки), предметы одежды (кожухи, безрукавки, широкие кожаные пояса (chimir) и обувь – сапоги, постолы, туфли и др. Известна и молдавская кушма – каракулевая шапка. Острым концом вверх её носили во время дождя и снега, с загнутым острым концом – кавалеры на свадьбе, с округлённым загнутым концом – старики; молодёжь предпочитала шапки серого цвета, старики – чёрного. В Молдове осталось всего три мастера этого дела: Константин Кожан из Кагула, Леонид Чемортан из Каушан и Думитру Доробан из Яловен.

Плетение из камыша

В Оргееве живет Наталья Морарь – талантливая мастерица, которая плетет из камыша. Её корзины, коврики, предметы декора поражают воображение мастерством и оригинальностью.


Зодчество Процесс генезиса и становления собственно молдавского искусства, в том числе и зодчества относится ко второй половине XIV-первой половине XV в. Оно формировалась путем воплощения народом местных самобытных традиций и творческого усвоения византийского, южно- и восточнославянского и в меньшей мере романского и готического стилей.

XV-XVI вв. - время формирования основных черт молдавского архитектурного стиля. В Молдавии строились каменные крепости, укрепленные монастыри, господарские дворы, церкви. Очень многие из них не сохранились. Лучше сохранились крепости. Самые ранние из них Шкея, Сучава, Нямц, Четатя Албэ. Сначала они были прямоугольной формы, небольших размеров, укрепленные прямоугольными башнями с высокими стенами, завершающимися каннелюрами.

Появление артиллерии привело к изменениям во второй половине

XV- XVI в. в архитектуре и конструкции крепостей. Стефаном Великим были построены новые крепости Роман, Оргеев, Килия, восстановлены и расширены старые, воздвигнуты новые более толстые стены с круглыми или многогранными башнями, бастионами и бойницами.

Образцом фортификационной архитектуры является построенный Петром Рарешом (1543 г.) по итальянскому образцу Сорокский замок. Он круглый в плане, диаметром около 30 м, с толстыми высокими стенами, четырьмя круглыми и одной прямоугольной надвратной башнями. Гражданское зодчество было представлено господарскими дворами, построенными Стефаном Великим в разных городах страны: Сучаве, Бакэу, Котнарь, Яссах, Пятре, Хушь. От них сохранились лишь незначительные остатки сводчатых погребов, фундаментов, обломки профилированных камней, фрагменты керамики.

Основой становления и дальнейшего развития культовой архитектуры послужили типы двух самых ранних церквей: Святого Николая в Рэдэуцах базиликового плана готического стиля, построенной Богданом I (1359-1365) и Святой Троицы в Сирете Петра Мушата трехконхового плана с чертами моравско-сербского стиля. Отталкиваясь от базилики из Рэдэуц, школа местных мастеров выработала местный тип культового строения - церковь прямоугольного или просто продольного типа (Дол- хешты - до 1481 г., Лужаны - после 1453 г., Бэлинешть - 1492-1493, Воловэц- 1500-1502)

При Стефане Великом на первый план выходит выработанный местными мастерами на базе церкви Святой Троицы из Сирета тип молдавской церкви трехконхового плана с купольным барабаном над наосом (Пэтрэуць, Милишэуць - 1487 г., Воронец, Святого Ильи в Сучаве - 1488 г.). Конструктивное решение системы поддержки купольного барабана является инновацией молдавской архитектурной школы и состоит в создании «системы молдавского свода». Ей не только нет прецедента в предшествующий период, но и нет аналогий во всей средневековой архитектуре. Другим отличительным признаком культовой архитектуры этого времени было применение на поверхности абсид высоких слепых ниш, опиравшихся на цоколь поясов, и малых ниш над ними, а также поясов вдоль верхней части фасадов из поливных керамических дисков разных форм и цветов, искусное чередование каменной и кирпичной кладки.

В последнее десятилетие правления Стефана Великого молдавские строители создали путем синтеза черт обоих планов - трехконхового и прямоугольного - местный архитектурный тип культового здания, названного смешанным, или переходным. Процесс его формирования продлился до второй половины XVI в.: Борзешть (1493-1494), Рэзбоень (1496 г.), Пятра (1497-1498).

Культовая архитектура XVII в. характеризуется большим разнообразием. Появляется новый тип, представленный церковью монастыря Драгомирна (1609 г.), построенной А. Кримкой и М. Барновским. Она впечатляет своими пропорциями, высокой изящной башней, где каждый камень украшен резными узорами. Каменный тройной пояс, местами витой, опоясывает посередине фасады церкви.

Самым выдающимся памятником молдавского зодчества XVII в. является церковь Трех Святителей в Яссах - ктитория В. Лупу. Ее размеры, гармония конструкции и специфический резной растительный и геометрический орнамент, покрывающий все ее фасады, придают импозантный и торжественный вид.

Рельефная орнаментация каменных стен молдавских храмов является результатом восточного влияния.

К этому же времени относится и Дмитриевская церковь в Оргееве (1631-1636), портал церкви сохранился в своем первоначальном виде.

Построенная проилавским митрополитом Даниилом и представляющая однонефную базилику с полукруглой абсидой и Коробовым сводом Каушанская церковь Успения (1763-1767) обнаруживает сходство с балканскими и особенно валашскими памятниками брынковянского типа.

Живопись. Молдавская живопись развивается с конца XIV в. под влиянием византийской живописи, опосредованно через ее южнославянские формы, которые были более выраженными, простыми и близкими народному восприятию. Молдавские мастера на основе многовековых традиций народного искусства, глубоко усвоив и творчески переработав формы живописи византийского типа, создали собственную молдавскую школу живописи.

Высокое мастерство молдавских живописцев нашло свое отражение в росписях церквей, господарских дворцов и боярских домов, создании икон и художественном оформлении древних рукописей. В одной молдавской грамоте первой четверти XV в. отмечается, что Александр Добрый дарит зугравам целые села и мельницу за роспись церквей и дома. Столь щедрое вознаграждение может свидетельствовать о значительном объеме работ по росписи этих сооружений.

Основными центрами развития живописи были монастыри Нямц, Хомор, Путна.

Одним из освоположников молдавской школы живописи был известный книжник, миниатюрист и копиист монах Нямецкого монастыря Гавриил Урик. Он был автором художественного оформления переписанного им Тетраевангелия (1429 г.) с многоцветными и выразительными миниатюрами четырех евангелистов во весь лист, украшенного также титульными листами, виньетками, заставками, начальными буквами (инициалами).

Произведения Г. Урика в области миниатюристики в значительной мере способствовали развитию настенной живописи, поскольку послужили образцами и прототипами в живописи не только для миниатюристов, но и для живописцев.

Под их влиянием во второй половине XV в. были украшены фресками интерьеры церквей в Долхештах и Лужанах - самых ранних памятников настенной росписи. Сходна с ними по стилю и роспись интерьера церкви в Балинештах (1473 г.), исполненная известным молдавским зугравом XV в. Гавриилом Иеромонахом. В XVI в. живопись, сохраняя свои древние традиции, достигает широкого распространения. В Сучаве создан особый цех зугравов.

XVT-начало XVII в. - время расцвета молдавской внешней настенной живописи. Она характерна главным образом для церквей, построенных Петром Рарешом, например, церкви Святого Георгия в Хырлэу (1530 г.), Пробота (1532 г.), Хомор (1535 г.), Воронец (1547 г.) и др- Содержание росписи в основном религиозное. Помимо теологического смысла эта роспись является оригинальным способом антитурецкой пропаганды.

Внешняя роспись церквей является чисто молдавским творением, не имеющим себе подобных нигде в мире. Главная ценность ее помимо высокой художественности заключается в призыве молдавского народа к борьбе с чужеземными захватчиками: турками, татарами и др.

С конца XV в. развивается иконопись, на которую оказала сильное влияние русская школа живописи. Кроме того, что в Молдавию ввозились русские иконы, многие церкви, например церковь Трех Святителей, расписывались приглашенными русскими мастерами.

Немалую художественную ценность представляет роспись интерьера Каушанской церкви Успения середины XVIII в., в шторой заметен синтез византийских, молдавских и валашских традиций.

Значительного развития изобразительное искусство Молдавии достигло и в художественном оформлении рукописей. Наиболее ярким произведением этого жанра является Четвероевангелие Никодима, монаха монастыря Хомор, в котором исполнен самый совершенный и близкий к оригиналу портрет Стефана Великого. Искусство XVI-XVII вв. продолжает старые традиции. Попытки митрополита Молдавии искусного оформителя книг А. Кримки внести в миниатюристику новый графический декоративный стиль не нашел последователей.

Гавриилу Урику и его ученикам принадлежит изобретение оригинального каллиграфического стиля для памятников славянской письменности в Молдавии, известного под названием «молдавский извод». Для него были характерны элегантность письма, геометрический орнамент, сочетание подобранных со вкусом цветных рисунков.

К «молдавскому изводу» в XVII в. примкнул и А. Кримка. Блестяще изготовленные им титульные листы и элегантность инициалов и букв демонстрируют традиции, восходящие к творчеству Г. Урика.

Ценными произведениями молдавского средневекового искусства являются вышивки. Они уже в первой половине XV в. достигают уровня произведений большого художественного значения. Все вышивки носят в основном культовый характер. Характерным элементом для некоторых из них являются мастерски вышитые портреты во весь рост.

Самая древняя из молдавских вышивок - епитрахиль Александра Доброго и его жены Марии, отнесенная к категории «праздничных». В этой вышивке, а также и эпитафии митрополита Макария (1428 г.) и эпитафии, подаренной в 1437 г. игуменом Силуяном Нямецкому монастырю, чувствуется влияние византийско-сербских традиций.

Уникальным является погребальное покрывало Марии Мангупской - жены Стефана Великого (1477 г.), простая красота которого восходит к поэтическому миру Востока, неся в себе яркие византийско-балканские черты.



– это всесторонне развитая страна, наполненная множеством важных исторических событий, которые связаны с ее культурой. Культура Молдавии становилась под влиянием Румынии. Также многое было перенято от древнерусского и турецкого населения.

Религия Молдавии

Исповедуемая Религия Молдавии не имеет единого направления, и ведущим является христианство, которое исповедует 90 % жителей. Христианство исповедуется сразу во всех трех направлениях: православии, католицизме и протестантстве. Кроме того в Молдавии присутствуют приверженцы иудаизма, ислама и индуизма. По данным переписи 33 000 жителей причислили себя к атеистам.


Экономика Молдавии

Национальная валюта Молдавии – Молдавский лей. Экономика Молдавии развивается в основном за счет развития сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности. Кроме того Молдавия удачно занимается экспортом продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, машин, оборудования и одежды.


Наука Молдавии

Молдавия является страной, которая проводит множество научных исследований. Развиваясь, спровоцировала строительство ведущего центра фундаментальных исследований. В учреждении занимаются исследованиями общественных и естественных наук.


Искусство Молдавии

Культура в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением искусства Молдавии является изобразительное искусство. Развивалось оно под влиянием Византии и с тех пор осталось множество фресок, миниатюр и икон. Самый ценный памятник архитектуры и живописи находится на территории города Кушэнь. Там находится церковь Рождества Богородицы, которая была расписана Войкулом, Раду и Станчулом. Именно эти достопримечательности и многие другие побуждают путешественников более внимательнее окунуться в туризм Молдавии , ведь понимая культуру, можно понять и народ.


Кухня Молдавии

Характерной чертой Молдавской кухни является обилие овощей, фруктов и мяса. Кухня Молдавии сложилась за счет влияния множества стран. Ведущими блюдами страны являются Сармале, Плацинда с творогом и Муждей. Сармале напоминает по своему виду и методики приготовления долму и голубцы. Плацинда представляет собой национальный пирог, больше напоминающий круглую или квадратную плоскую лепешку. Муждей представляет собой чесночный соус на овощном или мясном бульоне.


Обычаи и традиции Молдавии

Молдавия страна, чей народ чтит свои традиции и их очень большое количество. Они передаются потомкам и хранятся каждым поколениям. Обычаи и традиции Молдавии связаны с гостеприимством. Молдаване празднуют такие же праздники, как и славянские народы. В том числе и Новый Год, но с добавлением своей изюминки. Первый день праздника сопровождается посыпанием дома зерном. На рождество колядуют, а после Пасхи через неделю все родственники навещают могилы близких и родных людей.


Спорт Молдавии

Молдавия ведет активную спортивную жизнь, главным доказательством того является участие страны в олимпийских играх. Спорт Молдавии составляют плавание, конный и велосипедный спорт, гребля, плавание, бокс, стрельба и лука, биатлон и футбол.

Раз пошла такая пляска, то есть, раз столь много внимания уделяется Румынии и румынскому языку , следует предложить нашей аудитории и некоторые румынские книги , которых сейчас, после того как Россия наложила санкции на Молдову стало очень много на книжном рынке. Видать к дождю… Предлагаем читателям альбом, который посвящен румынскому народному искусству . Издана книга давно, является библиографической редкостью, но, тем не менее, представляет интерес для всех, кто изучает румынско-молдавскую культуру и искусство . Парадоксальная вещь получается, румыны всеми правдами и неправдами стараются отречься от молдаван, аннулировать их существование, низвести до уровня «несуществующего народа», но, в то же время не в состоянии отрицать общность культуры и нуждаются в территориях Молдовы.

Стоило бы разобраться с тем, что стоит у истоков, Румыния или всё-таки Молдавия , чья культура древнее, и от чьей культуры пошло развитие всего народного искусства Румынии и Молдавии . Это легко проследить, если сделать небольшой анализ внутреннего содержания культуры двух народов. Всё искусство Молдавии и Румынии имеет общие корни. Отличаются они, прежде всего регионализмами. Молдавское народное искусство в целом по стилистике, колористике и настрою является, как сказал бы Альберт Швейцер «жизнеутверждающим». Оно несёт в себе радость жизни, цвета, даже при использовании чёрных оттенков, в целом создают гармоничный, радостный настрой. Народное искусство Румынии , практически любых районов, за исключением некоторых зон в Карпатах, и румынской зоне Молдовы, имеют трагические оттенки в колористике, тона, чаще всего тусклые и мрачные. Что несложно заметить даже в представленной книге. Опять же, если вернуться к Альберту Швейцеру, это искусство надо было бы назвать «жизнеотрицающим».

Теперь, если попытаться дать сравнительную характеристику искусству двух народов,- то есть Молдавии и Румынии , легко сделать выводы о том, кто от кого происходит. Жизнеотрицающее искусство это всегда упадочное явление, это явление всегда следует за другим, за тем, которое жизнь утвердило. Можно было бы сказать, что такое искусство деструктивно, но это будет правомерным только если сравнивать его с народным искусством Молдавии , которое, в свою очередь всегда было и остаётся направленным на рост, на Жизнь, на радость и веселье.

Эти явления можно наблюдать по всех жанрах искусства,- как в народном, так и в профессиональном искусстве, а также в мусических искусствах, таких как музыка и танец, и даже в театральном искусстве. Во всём мире известен такой стиль как «румынский театр». Сравнить его можно только с представлениями варварским народов,- в румынском театре представления построены на криках, грубости, топорности. В нём нет нюансов, вся игра актёров состоит и крайностей. Рассказываю это не ради критики, и не даю оценок данному явлению, просто констатирую факты.

Раз уж мы перешли к мусическим искусствам , надо сказать несколько слов о народной музыке и танцах и сравнить между собой молдавскую народную музыку с румынской . Эти моменты хорошо было бы рассмотреть на примерах, и мы несколько примеров уже показали ранее. Но в целом, надо сказать, что особенно в народной музыке и танцах прослеживается разность культур. Румыния в этих видах искусства проявляет себя как монотонная, спокойная, можно сказать стариковская, увядающая культура. Молдавская наоборот, это бойкая, боевая музыка, опять же, жизнерадостная. И тут можно было бы сказать, что румынская более древняя, потому и более монотонная, однако не вяжется это с реальностью. Многие критики пытались дать объяснение этому феномену (существование которого никто не оспаривает), но никто не смог толком объяснить его. Объяснение же простое. То, что увядает, стоит в застое не может быть живым, не может иметь древние корни. Там может быть корней вообще нету. Ибо корни, это прямой ключ к развитию, к творческому процветанию. Отсутствие корней, приводит к увяданию и засыханию.

Тем не менее, надо сказать несколько слов о том, что Россия и вообще русскоязычное население не способно получить полной картины состояния вещей относительно искусства (особенно народного) Румынии, и, тем более Молдавии, в силу железного занавеса, поставленного в области культуры между русским и румынско-молдавским народом . Этот занавес существовал и в советское время. Например в советской Молдавии невозможно было купить румынские книги (справедливости ради, надо сказать, что их невозможно купить в Молдавии и сейчас). В России, в Москве существовал магазин «Дружба» (если мне память не изменяет), в котором кое-что можно было найти. Но, хочу сказать, что по сравнению с тем, что издавалось и издаётся в самой Румынии в плане изучения народного искусства, этнографии и фольклора, то, что видит русскоязычная аудитория, это ровным счётом ничего. В Румынии изданы десятки тысяч изданий по фольклору и народному искусству . Даже в самой Румынии они являются библиографической редкостью, а до России и вовсе не доходят. Румыны создали, хоть и в жуткой по качеству полиграфии, ещё во времена Чаушеску, огромную библиотеку книг по народному искусству . Практически каждое село Румынии имеет свой, пусть и небольшой, но альбом, в котором отражены (хоть и кратко), все моменты связанные с культурой данного села,- это и архитектура, и орнаментика, костюмы и декоративно-прикладное искусство. Существуют огромные фонотеки образцов музыкального творчества румынского народа.

Нельзя сказать, что в Молдавии подобных коллекций не существуют. Существуют. Но они тщательно спрятаны (если не уничтожены), в секретных архивах Молдавской Академии наук и не только. Это то, что я достоверно знаю, видел своими глазами полки, загруженные до верха 10-метровой высоты потолка, фольклорными материалами, собранными студентами, учёными и просто энтузиастами. Само собой, что доступ к этим фондам закрыт. Он был закрыт в советское время, сейчас и подавну (повторяю, если не уничтожен), недоступен для изучения. Никаких книг в Молдавии не публикуется . Почему такое происходит? Кому-то, видимо, выгодно держать народ и всю прогрессивную общественность в неведении, создавать молдаванам имидж отсталого народа . Но, даже простой, поверхностный сравнительный анализ искусства Молдавии и Румынии , который мы сделали, показывает, что превосходство всё-таки на стороне Молдовы, а не Румынии. Не исключено, что однажды кто-то доберётся до запрещённых архивов и вынесет на поверхность спрятанные архивы.

Что надо сказать, ради справедливости, так это то, что Румыния сильно преуспела в области эстрадной музыки. Особенно в годы правления Чаушеску . Перегнать и обогнать Молдавию по качеству они не смогли, а вот по количеству музыки точно обогнали. На эстраде Румынии звучали песни на любую тему. Разнообразие эстрадной музыки было просто ошеломляющим, и качество, надо сказать, для эстрады тех времён тоже было на высоком уровне. Переплюнуть румын на эстраде могли только итальянцы, да и то не всегда. Но, мы отвлеклись от основной темы нашей статьи,- от книги.

Как говорит нам аннотация к книге ««, в ней рассматриваются такие разделы как: Жилые дома и церкви, уделено внимание мебели и домашней утвари; не обойдён вниманием и национальный костюм, а также украшения, показаны вышивки и ткани; рассмотрена керамика; и ещё одно уникальное явление, такое как живопись на стекле, гравюра на дереве, а также писанки.