Перебор струн на гитаре для начинающих. Переборы на гитаре. Учимся читать переборы

На сегодняшний день в число наиболее популярных музыкальных инструментов входит гитара, так как этот струнно-щипковый инструмент отличается глубиной и красотой звучания. Играть на гитаре можно по нотам или табулатуре, боем или же перебором, и многих начинающих гитаристов интересует вопрос о том, как быстро научиться играть на гитаре именно перебором. Следует отметить, что по сравнению с боем , обучение переборам на гитаре занимает несколько больше времени, но результат стоит приложенных усилий. Поэтому стоит пройти несколько уроков гитарного перебора для освоения этого вида игры.


Что такое перебор

Данный прием представляет собой способов обыгрывания аккорда путем поочередного извлечения звука из разных струн в определенном порядке. С его помощью можно создавать мелодичную и глубокую музыку, а используя при исполнении самых различных музыкальных произведений. Нередко этот прием комбинируется с боем, что дает возможность придать мелодии особое звучание и сделать игру более насыщенной.

В данный момент существует колоссальное число различных переборов, при этом основных из них является порядка 60, а постоянно использующихся - около 20. Но для начала стоит освоить хотя бы 3-5, к примеру, посмотрев соответствующие видеоуроки игры на гитаре перебором или воспользовавшись самоучителем.

Однако перед тем, как приступить к просмотру видеоуроков игры на гитаре перебором, стоит принять во внимание, что струны нумеруются всегда снизу. То есть нижняя, наиболее тонкая - это 1-я струна, а верхняя, басовая - 6-я.


Основные правила игры перебором на гитаре

Чтобы быстро научиться игре на гитаре перебором, рекомендуется усвоить несколько важных правил, поскольку, как и у любого другого приема исполнения музыки, у него есть своя техника правильного исполнения. И от того, насколько вы ее соблюдаете, напрямую зависит скорость освоения данного приема. Итак:

  • Как правило, перебор играется большим (6-я, 5-я и 4-я струны), указательным (3-я), средним (2-я) и безымянным (1-я) пальцами, однако могут быть вариации в зависимости от схемы. Если же вы, посмотрев видеоурок игры на гитаре перебором, записанный любителем, стали играть только одним или двумя пальцами - не стоит продолжать: лучше сразу осваивать правильную технику, чем потом переучиваться.
  • Держать ладонь следует параллельно деке гитары;
  • Важно сильно зажимать струны левой рукой при взятии аккордов, так как плохо зажатая струна будет издавать не чистый звук.
  • Играть можно при помощи и пальцев, и ногтей, и медиатора. При игре пальцами звук получается более бархатный и глубокий, а при исполнении медиатором или ногтями - более громким и звонким. Рекомендуется попробовать все способы.


Наиболее распространенные виды переборов

Есть достаточное количество красивых переборов на гитаре, которым можно научиться, посмотрев соответствующие видеоуроки. В число наиболее распространенных из них входят:

  • 5-3-2-1-2-3 (считается наиболее простым). При его исполнении следует дергать 5-ю струну большим пальцем, 3-ю - указательным, 2-ю - средним и 1-ю - безымянным. После достаточного освоения приема можно будет чередовать бас: один раз дергать 6-ю струну, а один раз - 5-ю. Используется для медленных мелодий.
  • бас-3/2-1. Этот прием используется для динамичной музыки.
  • бас и 3-2-3-1-3-2-3 (достаточно сложный, но красивый).

Если вас интересует, как правильно и быстро научиться игре перебором на гитаре при помощи просмотра видеоуроков, обратите внимание на школу игры на гитаре Алены Кравченко. При помощи дисков с видео уроками игры перебором на гитаре вы сможете в сжатые сроки освоить данный прием игры и усовершенствовать свое мастерство. Методика обучения Алены Кравченко является уникальной и очень эффективной, поэтому все без исключения ученики ее школы буквально после нескольких уроков могут петь и исполнять на гитаре различные мелодии.

В этом уроке, я думаю, уместно будет вам сообщить про Переборы на гитаре . Что такое перебор, какие виды переборов бывают и как ими пользоваться начинающим гитаристам.

Перебор - это зацепление струн, тип игры на гитаре, когда Вы пальцами правой руки цепляете струны: либо по порядку, либо нет.

Теперь попробуем немного разобраться.
Возьмем с Вами самый простой вид перебора на гитаре:

4321

Эти цифры - номера струн, которые вы должны зацеплять пальцами правой руки. В основном, все переборы начинаются с большого пальца, а потом начинается разнообразие трех пальцев. У нас с вами получается так:




Первая струна. Третьим пальцем.

Видео:


Видео 1

Опять же поясню. Как мы помним, нумерацию пальцев мы с Вами изучили в первом уроке .

На уже известном нам аккорде Am , а также можно на открытых струнах (когда левая рука не зажимает ничего), Вы играете так:
большим пальцем правой руки вы цепляете 4-ю струну, делаете это как бы сверху вниз, 3-ю струну цепляете первым пальцем, но уже как бы снизу вверх подушечкой пальца, 2-ю струну - вторым пальцем, аналогично первому, 1-ю струну - третьим пальцем. После этого вы повторяете все заново, не делая никаких пауз, вы должны соблюдать ритм.
Таким образом у нас получился перебор.

Я надеюсь, что ничего сложного здесь нет.

Виды переборов на гитаре

Но это не единственный на свете вид перебора на гитаре. Существует достаточно много видов перебора . Еще один из наиболее распространенных переборов, о котором мне хотелось бы Вам сказать, имеет схему:

43231323

Расшифровка

Басовая струна (6-я, 5-я или 4-я). Большим пальцем;
Третья струна. Первым пальцем;
Вторая струна. Вторым пальцем;
Третья струна. Первым пальцем;
Первая струна. Третьим пальцем;
Третья струна. Первым пальцем;
Вторая струна. Вторым пальцем;
Третья струна. Первым пальцем.

Как он играется, показано на видео (Вид. 2)

Видео:


Видео 2

В данном случае 4-я струна у нас выступает в роли басовой струны. Но Вы должны запомнить, что басовой струной может быть: 4-я, 5-я или 6-я струны.

Помимо этого, есть и такие виды переборов на гитаре:

4312
43231232
4 (12) (12)

Примечание: Последний вид перебора 4 (12) (12) означает, что сначала вы цепляете 4-ю струну, а потом 1-ю и 2-ю вместе, и опять 1ю и 2ю вместе. Вместе - значит первую струну безымянным пальцем а вторую указательным, вместе, сразу. Запомните это, так как такую вещь вы еще встретите.

Аннотация: Перебор - это очень красивый и простой метод игры на гитаре. В отличие от боя, где что бы извлечь из гитары звук, нам необходимо бить по струнам, при игре переборам струны щипаются (дергаются)

Перебор – это еще один способ игры на гитаре. Отличается от он тем, что вместо того, что бы ударять по струнам их необходимо щипать (дергать).

Метод не сложен и требует лишь набитые пальцы правой руки для перебора и естественно пальцы левой, для зажатия аккордов. Давайте посмотрим, как записывается и читается перебор.

Учимся читать переборы

Переборы могут записывать несколькими способами, давайте их рассмотрим.

Первый способ записи перебора : Самым простым способом записи является запись цифр струн, которые необходимо щипать при игре .

Пример: 4-3-2-1-2-3 (часто таким перебором играются ). Давайте рассмотрим, как это играется:
Сначала вы дергаете четвертую струну (бас), после третью, следующая – вторая и конечно первая. После, мы идем вверх – дергаем вторую, а следом третью. Попробуйте сыграть данный перебор на своей гитаре.

Второй способ записи перебора : отличается от первого тем, что к перебору добавляется .

Пример: Am(4-3-2-1-2-3), Dm (5-3-2-1-2-3).

Давайте разберем, как это играется. Ставим аккорд Am и играем на нем перебор (как играется подобный перебор, Вы уже знаете по первому способу записи), после переходим на следующий аккорд (в нашем случае – это аккорд Dm) и играет на нем не много другой перебор.

Как мы видим, ничего сложного в это нет.

Так же, запись может иметь такой вид: 4-3-2+1-2+1.
Рассмотрим, как играется такой перебор. Сначала щипаем четвертую струну, после третью. Далее идет запись в виде 2+1, т. е нам необходимо щипать одновременно две струны – вторую и первую и т.д.

Уяснили? Отлично, а теперь, давайте попробуем поиграть перебором.

Учимся играть перебором – первые шаги

В первую очередь, давайте выберем перебор, по которому мы будем учиться играть. Я бы предложил Вам такой вид: 4-3-2-1, это на мой взгляд самый простой перебор, к тому же, пальцы рук привыкают к нему очень быстро.

Берем гитару, и пробуем играть (для начала, играем без аккордов). Дергаем четвертую струну, после третьи, вторую и первую. Делаем это несколько раз, дабы пальцы правой руки немного привыкли.

После совмещаем игру с аккордом. Предлагаю взять аккорд Am. Зажимаем аккорд левой рукой и играем перебор правой. Аккорд необходимо зажимать очень хорошо (звук не должен быть глухим).

Переставлять и одновременно играть боем для начала немного сложно, но посидев часок другой с гитарой, Ваши руки привыкнут, и Вы без проблем будете играть перебором!

Арпеджио или еще Арпеджиатура происходит от итальянского слова arpa – арфа и буквально означает «как на арфе». Этим термином называется метод исполнения аккордов на гитаре и некоторых других инструментах, когда ноты аккорда следуют одна за другой. Обычно арпеджио обозначают дугой или волнообразной линией перед аккордом. Аккорды, исполняемые приемом арпеджио, называются также «ломанными» или разбитыми.

В самых общих чертах игра на гитаре перебором выглядит так :

Левая рука – прижимает струны на грифе, образуя аккорд

Правая рука – перебирает струны, исполняя арпеджио

Аппликатура пальцев правой руки

При исполнении арпеджио необходимо следовать следующим правилам :

  • Большой палец – р – ударяет только по басовым струнам
  • Указательный палец – i – взаимодействует только с 3-ей струной
  • Средний палец – m – ударяет только 2-ю струну
  • Безымянный – a – работает лишь на 1-й струне.

Основные виды переборов на гитаре

Самым простым способом перебора струн на гитаре считается прямое арпеджио . Схему его исполнения можно изобразить так: 6 – 3 – 2 – 1. То есть, сначала пальцем правой руки следует ударить по 6-й струне, затем – по третьей, затем – по 2-й, и в конце – по1-й.

Теперь подробно разберем каждое действие.

Итак, первым делом правая рука устанавливается в исходную позицию. Левая рука свободна, струны «открыты». Начинается прямое арпеджио с удара большим пальцем правой ладони по басовой струне, например, по шестой. Остальные пальцы в этот момент стоят на своих струнах, не двигаясь. Затем они вступают по очереди. Указательный палец бьет по третьей струне. Средний палец – по второй. Ну и последним задействуется безымянный палец, который извлекает звук из первой струны. Так заканчивается полный цикл данного вида арпеджио. Положение кисти правой руки сохраняется без изменения. После окончания первого цикла его можно повторить несколько раз подряд.

По этой же схеме исполняются также иные виды арпеджио.

Схема обратного арпеджио выглядит следующим образом 6 – 1 – 2 – 3. Его техника исполнения такая же, как и у его прямого аналога, вот только после 6-й струны играется первая, после нее – вторая и заканчивает цикл 3-я струна.

Волнообразное арпеджио. Схема:6 – 3 – 2 – 1 – 2 – 3.

Ломаное арпеджио . Схема: 6 – 3 – 2 – 3 – 1 – 3 – 2 – 3.

Какие существуют красивые и одновременно простые гитарные переборы

В качестве относительно несложных и одновременно довольно приятно звучащих пьес, использующих эти приемы, рекомендуются:

  • М. Джулиани «Аллегро» - произведение, которое просто обязан выучить «на зубок» каждый начинающий гитарист. Играется в первой позиции. Отрабатывает техники ломаного и обратного арпеджио, причем первому уделяется значительно большее внимание. Здесь можно скачать ноты «Аллегро» в виде изображения , а по данной ссылке табулатуры произведения в формате Guitar Pro 6 .
  • М. Джулиани «Ручеек» - полностью построено на технике волнообразного арпеджио. Несколько сложнее за счет того, что играется в разных позициях и один раз требует использования баррэ. Здесь вы сможете скачать ноты и табы замечательного произведения М. Джулиани «Ручеек» .
  • В. Гомес «Романс» - полностью построено на технике прямого арпеджио. Состоит из двух частей, исполняется в различных позициях. В первой части баррэ используются около 2-х раз. Во второй части баррэ используется довольно часто. Вообще, вторая часть на порядок сложнее первой и предложенных выше произведений. Здесь вы сможете скачать табулатуры Романса Гомеса в.gpx формате .

Знакомство с этими работами поможет освоить все виды гитарных переборов. Кроме того, вышеперечисленные пьесы входят в «золотую классику» гитариста, и должны быть разучены каждым новичком.

Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор

В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.

Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.

Ниже речь пойдет о том, как н ачинающим гитаристам научиться играть перебором.

Чтение и воспроизведение записанных последовательностей

В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.

Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.

Первый вариант

Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.

Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3

Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.

Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.


Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.

Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.

Второй вариант

Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.

Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).

Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.


Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.

Третий Вариант

Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.

Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.

Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.

В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).

При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.

Сидеть нужно правильно

Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.

Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.

Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:

  • сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
  • выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
  • играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
  • под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).


Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.

Постановка правой руки

Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.

Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).

Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):

  • Pulgar (большой палец)
  • Indice (указательный палец)
  • Medio (средний палец)
  • Anular безымянный палец

Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы :

  • p – шестая струна;
  • i – третья;
  • m – вторая;
  • a – первая.


Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность

Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.

Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.

Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.

Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.


Извлекать звук можно одним из двух приемов:

  1. Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
  2. Tirando (без опоры).

Извлечение звуков с помощью ногтей

Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.

Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.

Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанца нужно:

  • Захватить струну мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
  • Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.


Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.

Практика практика и еще раз практика

Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.

Освоение техники должно проходить в три этапа:

  1. Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
  2. Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
  3. Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.

Разновидности переборов