Обломовщина - это характер, образ жизни или мировоззрение? Что такое обломовщина

Илья Ильич Обломов – главный герой одноимённого романа Гончарова. Его именем стали называть целое явление русской действительности.Это «обломовщина»Что это за человек? Чем он «отличился» ,что вошёл в историю?Попробуем разобраться.Обломов – барин,помещик,живущий за счёт труда своих крепостных.Так было всегда в его жизни.Слуги одевали его,кормили,ухаживали за ним,делали его жизнь комфортной и беззаботной.В родовой деревне Обломовых – Обломовке все обитатели чувствовали себя защищёнными.В деревне царили покой,беспечность и нега.Маленький Илья охотно впитал в себя нравы Обломовки.Став взрослым,он видит сон.Сон Обломова – это воспоминание о детстве и одновременно – изображение идеал жизни нашего героя.Там мы найдём и причины,по которым Илюша стал Обломовым,породив «обломовщину» .Его любили,ласкали,лелеяли,баловали.Он вырос добрым,отзывчивым,но не способным к какой – либо деятельности. Сон возвращает Илью Ильича в безмятежную пору детства.Герой шагает по жизни,но фактически он убегает от неё,от действительности в детские воспоминания Опасностей не ведал,трудностей не испытал.»300 Захаров» всегда к его услугам.Он мечтатель.Верит в сказки,где всё разрешается волшебным образом.А так,как он оторван от реальной жизни,то и верит,что в жизни происходит то же самое.Жизни наш герой не знает и боится её .Переехав в город,он прячется в квартирах от жизненных бурь.Он непрактичен – и приказчик обирает его (что приведёт в конце концов его имение к краху)В любви он тоже оказался несостоятелен.Надо было что – то делать.Ведь Ольга полюбила Обломова за его добрый нрав,»голубиный характер» ,за умение понять и проявить высокие чувства.Но Илья Ильич не способен удержать любимую.Одна мысль о том,что надо ухаживать,что-то предпринимать,приводит его в ужас,и он укладывается на свой диван (который стал символом «обломовщины») и там ему легко и покойно.Попытки Штольца как – то изменить образ жизни друга ни к чему хорошему не приводят.Лежание на диване в старом халате – вот нормальное состояние Обломова. Светская суета его утомляет,друзья постепенно уходят.Идеал жизни для героя ещё и в единении с природой,семьёй,мечтами.И он обрёл то,что его устроило вполне.В доме Пшеницыной.Он,можно сказать,вернулся в Обломовку.Всё делалось как по мановению волшебной палочки.Вкусная еда, чарка наливки перед обедом,чистый дом,любящая женщина.Но главное – она привела в порядок заброшенный было халат,(символ «обломовщины» ,и всё вернулось на круги своя.Обломов – хороший человек,утверждает автор.Задатки его натуры прекрасные.Добр,наивен,мечтателен,доверчив,способен на глубокие чувства,но жизнь прожил бессмысленную и в общем –то,пустую.Он лишний человек.И продолжил галерею «лишних людей» в русской литературе,начатую Пушкиным и Лермонтовым.Но стоит Обломов особняком.Печорин и Онегин были борцами по натуре и характеру.Обломов не борец, а бессмысленный мечтатель.Почему он таков? Воспитание и образ жизни,а также нежелание трудиться сделали из героя «умную ненужность «,и все силы его натуры остались без применения.Так что же такое «обломовщина»?Бездеятельность,бессмысленность существования, подмена реальной жизни прожектами и мечтами.Предпочтение активному труду лежание на диване и медленное умирание души и тела.Таков наш герой.

1. Сюжетная канва романа «Обломов».
2. Штольц - антипод Обломова.
3. Значение романа И. Л. Гончарова в наше время.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был закончен в 1857 году, в то время, когда на смену крепостнической эпохе стали приходить новые общественные отношения. В России стало зарождаться «третье сословие», класс буржуазии. Развитие промышленности диктовало другой ритм жизни, но старые полуфеодальные отношения, «барство» тормозили развитие нового.

Эти проблемы волновали И. А. Гончарова, когда он работал над романом. Его интересовало «барство» с социальной и с психологической точек зрения. Мы говорим о «барстве души». Сюжетная канва произведения такова. В первой части Илья Обломов лежит на диване. Во второй части он влюбляется в Ольгу Ильинскую. В третьей части Ольга понимает, что ошиблась в Обломове. В заключительной части Ольга выходит замуж за друга Обломова Андрея Штольца, а Илья Ильич женится на хозяйке дома, в котором он снимает квартиру. Краткое содержание романа умещается в нескольких строчках. Но события не столь важны. Важно отсутствие их. Это произведение о том, что ни любовь, ни дружба, ни работа не пробуждают к активной деятельности главного героя романа, Илью Ильича Обломова.

Первая часть романа посвящена подробному описанию образа жизни Обломова. Главный герой лежит на диване весь день и вяло переругивается с Захаром (со своим слугой). «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее... для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память... на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки... можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и, вообще, лишено было следов человеческого присутствия».

Друзья не могут вытащить Обломова на прогулку: он отговаривается, ищет всевозможные предлоги для того, чтобы полежать дома на диване. Все, что происходит вокруг, Илья Ильич узнает с чужих слов, но несмотря на это, суждения его весьма разумны. Он не занимается хозяйством, дела его крайне запутаны. Обломов надеется, что все решится само собой и ждет приезда своего друга Андрея Штольца, который поможет разобраться со всеми проблемами.

Писатель пытается понять причину характеров таких людей как Обломов и Штольц. Мы узнаем об их детских годах, о том, как и под воздействием чего формировались их жизненные взгляды. Обломов, выросший в окружении мамок и нянек, впитал в себя мысль, что лучше и проще не работать. А получать все блага жизни за счет других. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» говорил, что характер Обломова сформировали «Захар и еще 300 Захаров». Леность души, которая въелась в главного героя романа, руководит всеми его поступками. Когда Илья Ильич приехал в город поступать на должность, он тянул время, нерадиво справлялся со своими обязанностями. После этого он «заболевает» и не появляется на службе. Так же безуспешно закончились попытки Штольца пробудить Обломова, но даже возникшая в сердце Ильи Ильича любовь к Ольге Ильинской не может вывести его из состояния сна.

Образу Обломова противопоставлен образ Андрея Штольца. Воспитание его в корне отличалось от воспитания Ильи Ильича. Отец-немец приучал сына с малых лет к ответственности за собственные поступки. Говорил ему о том, что только упорный труд, работа приносят и личное и общественное благополучие. Вспомним тот эпизод, когда отец выставляет его из дома «в люди», Андрей обращается к богатым знакомым не за помощью, а как равный к равным. Он зарабатывает свои собственные «сто тысяч дохода и двухэтажный каменный дом». И. А. Гончаров воплотил в образе Штольца свой идеал деятельного и вместе с тем богатого внутренне человека. По мнению писателя, этот симбиоз немецкой практичности и русской духовности должен прийти на смену барствующим бездельникам.

И. А. Гончаров видел опасность «обломовщины», так как она проникала в российскую жизнь. Как отмечал Н.А. Добролюбов, «давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым». Нам вспоминаются характеры Евгения Онегина, Григория Печорина. Они берутся за многое, но ничего стоящего не достигают. Они не умеют любить, не знают, чего искать в любви да и в жизни. Разница между ними и Обломовым только в том, что Гончаров уложил своего героя на диван, надел на него старый халат и приставил к нему Захара, который заботился о своем господине.

В своем произведении Гончаров в образе Обломова показал русский человеческий тип, показал стиль русской жизни, одну из характерных сторон ее действительности. Писатель поднимает образ своего героя до уровня символа, выводя из него социальное явление, губительное для человека - «обломовщину», которая душит любые начинания, усилия личности подавляет волю человека. Так все-таки «обломовщина» - это врожденное или приобретенное состояние души? Разумеется, приобретенное. Ведь жизнь человека заключается в действии, в желании ввести что-то новое, в стремлении придать осмысленность своей жизни, в конце концов, в попытке ускорить процесс развития и своего существования, и развития общества. Это естественные потребности людей. Но все эти стремления и качества могут погибнуть, если их не развивать, если не работать над собой. А это непросто, это постоянный процесс движения мысли. И хотя мы понимаем, что И. А. Гончаров искренне жалеет своего героя, сочувствует ему, но будущее за такими героями, как Андрей Штольц. Кстати, сам писатель говорил, что образ Штольца «не живой, а просто идея». И тем не менее роман «Обломов» вызывал и вызывает много споров среди читателей, потому что проблемы, которые решал автор, злободневны и в наше мобильное сложное время.


Роман «Обломов» создан И.Гончаровым за два года до крупнейших изменений в общественном и политическом устройстве России. В 1859 году уже остро стоял вопрос отмены крепостничества, поскольку общество осознало губительность сложившихся устроев. Герой произведения представляет собой особый тип поместного дворянства, получивший название «обломовщина».

Такое определение укладу жизни лучшего друга дает Андрей Иванович Штольц.

Но что же представляет собой обломовщина, почему она была присуща образованным людям? Ответ пытается найти и сам Илья Ильич, задающийся вопросом: «Отчего я такой?». В главе «Сон Обломова» автор показывает, что инертность и апатия являются результатом воспитания, убедившего героя в исполнении любых желаний безо всяких усилий.

Гончаров рассказывает о детстве Ильи в родной Обломовке. Жизнь в деревушке течет неспешно и размеренно, каждый день похож на предыдущий. Завтрак сменяется обедом, затем наступает ленивый послеобеденный сон и долгие вечера со сказками. В Обломовке не происходят ничего интересного. С малолетства барина опекает прислуга: его одевают, обувают, кормят, отбивая у мальчика любое стремление к самостоятельности.

Провинциальный помещичий быт постепенно переходит в ленивую спячку, становясь образом жизни.

Таким образом, обломовщина представляет собой особый стиль жизни, формировавшийся в течение поколений. Искреннее желание Штольца расшевелить Обломова, «пробудить к жизни» воплощается лишь на короткий период. Даже любовь к Ольге Ильинской не способна заставить Илью Ильича изменить привычкам. Короткое «пробуждение» становится лишь искрой деятельности, которая быстро угасает навсегда.

Обломов не готов отстаивать право на любовь с Ольгой и выбирает удобную размеренную жизнь с Агафьей Пшеницыной. Выборгская сторона становится для героя воплощением его любимой Обломовки. Однако ничегонеделанье и лежание на диване не влияет на душевные качества Ильи Ильича. Он обладает добрым нравом, ласковой душой, нравственностью и тонким пониманием окружающей действительности. Именно эти качества притягивают к нему энергичного Штольца, их разглядела и влюбленная Ольга. При этом герой не бесцельно днями напролет лежит на диване, в его сознании идет внутренняя работа. Он не видит смысла в «работе ради работы», как его друг Андрей.

По моему мнению, само дворянство спровоцировало появление обломовщины. Эта «болезнь», имеющая социальные корни, буквально поразила общество середины 19 века. Когда человек заранее знает, что ему не придется работать ради пропитания и получения благ, он теряет способность к активной деятельности.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Роман И. А. Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознало губительность существующих порядков. Глубокое знание жизни и точность социального анализа характеров позволили писателю найти удивительно верное определение уклада русской жизни того времени - “обломовщина”.
Главная задача автора в романе - показать, как постепенно умирает в человеке человек, насколько не приспособлен к жизни помещик, не привыкший что-либо делать. Главные качества доброго, милого Ильи Ильича Обломова - его инертность, апатия, отвращение к какой-либо деятельности. Верный традициям реализма, И. А. Гончаров показывает, что эти качества явились результатом воспитания Обломова, они рождены уверенностью в том, что любое желание его будет исполнено и для этого не надо прилагать никаких усилий. Обломов - дворянин, ему не надо трудиться ради куска хлеба - на него трудятся сотни крепостных Захаров в имении и полностью обеспечивают его существование. А значит, он может целыми днями лежать на диване, не потому, что устал, а потому, “что это было его нормальным состоянием”. Он почти слился со своим мягким удобным халатом и длинными широкими туфлями, в которые виртуозно попадал с первого раза, едва только свешивал ноги с дивана.
В молодости Обломов “был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли”. Но время шло, а Илья Ильич все собирался, готовился начать новую жизнь, но не продвинулся ни на шаг ни к какой цели. В Москве он получил хорошее образование, но голова его “была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных по частям знаний”. Поступая на службу, которая ранее представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, он и не предполагал, что жизнь сразу разделится для него на две половины, одна из которых будет состоять из труда и скуки, что для него было синонимами, а другая - из покоя и мирного веселья. Он понял, что “надобно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу”, а потому он вскоре подал в отставку, потом прекратил выезды в свет и полностью затворился в комнате. Если Обломов и признает какой-то труд, то только труд души, поскольку десятки поколений его предков “сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”.
В жизни Обломова бывали минуты, когда он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, когда он задавал себе вопрос: “Отчего я такой?” В кульминационной главе романа “Сон Обломова” писатель отвечает на этот вопрос. Он создает картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка постепенно становится нормальным состоянием человека.
Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, “в благословенный уголок земли”, где нет “моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого”. Перед нами предстает идиллическая картина, ряд прекрасных пейзажей. “Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Глубокая тишина лежит на полях. Тишина и жизненное спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю”, - пишет И. А. Гончаров. Обломов видит себя маленьким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной заботой в Обломовке. А все остальное время занимает “какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон”, который И. А. Гончаров делает символом, характеризующим людей типа Обломова, и который называет “истинным подобием смерти”. С самого детства Илья был приучен к тому, что не должен ничего делать, что для любой работы есть “Васька, Ванька, Захарка”, да и сам в какой-то момент понял, что так “покойнее гораздо”. А потому все “ищущие проявления силы” в Илюше “обращались внутрь и никли, увядая”. Такая жизнь лишила героя романа всякой инициативы и постепенно превратила его в раба своего положения, своих привычек и даже раба своего слуги Захара.
В своей статье “Что такое обломовщина?” Н. А. Добролюбов писал: “Обломов - не тупая апатичная фигура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий”. Он наделен многими положительными качествами, да и не глуп. В его суждениях есть грустная правда - также следствие российской жизни. К чему стремятся все эти Судьбинские, Волкины, Пенковы? Действительно, стоит ли вставать с дивана ради той мелочной суеты, которой заняты его бывшие товарищи?
В духе традиции, созданной русскими писателями, И. А. Гончаров подвергает своего героя величайшему испытанию - испытанию любовью. Чувство к Ольге Ильинской, девушке огромной душевной силы, могло бы воскресить Обломова. Но И. А. Гончаров - реалист, и он не может показать счастливый финал романа. “Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?” - с горечью пытается понять Ольга. И писатель дает ответ на эти вопросы, совершенно точно определив имя этого зла - обломовщина. И не один Илья Ильич стал ее жертвой. “Наше имя легион!” - говорит он Штольцу. И действительно, поражены “обломовщиной”, стали ее жертвами почти все герои романа: и Захар, и Агафья Пшеницына, и Штольц, и Ольга.
Величайшая заслуга И. А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно изобразил болезнь, поразившую русское общество середины XIX века, которую Н. А. Добролюбов охарактеризовал как “неспособность деятельно захотеть чего-либо”, и указал на социальные причины этого явления.

«В Гороховой улице, в одном из больших домов <…> лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов»,— так И. А. Гончаров знакомит нас с главным героем произведения, барином в возрасте чуть старше 30 лет, который не знает и не хочет знать о труде. Старый, поношенный шлафрок (спальный халат) и домашние туфли - привычное его облачение. Это символы лени и апатии, красной нитью проходящих через всю жизнь персонажа.

«Да, я барин и делать ничего не умею!» - говорит о себе Обломов.

Н. А. Добролюбов понимал «обломовщину», как нечто социальное, «знамение времени». В его понимании образ Обломова - строго отчеканенный тип русского человека, «разбалованного» возможностью переложить всю ответственность на чужие плечи. С точки зрения критика, «обломовщина» - аллегория крепостного права.

(Кадр из фильма Н. Михалкова "Несколько дней из жизни И.И. Обломова". Илья Обломов - Олег Табаков )

Откуда же проросла «обломовщина»? Об этом читатель узнает из главы «Сон Обломова», где рассказано о детстве Илюши. Жизнь крепостного поместья делится два мира: ленивый, аморфный барский, где нет ничего важнее вкусной еды и крепкого, подобного смети сна, и крестьянский - наполненный трудом, нацеленным на решение бытовых проблем господ. Мы видим мир, закостенелый, замкнутый в традициях и обычаях, которые не поощряют живого стремления и, тем более, труда. А зачем, если есть «Захар да еще 300 Захаров»?

Отойдя от концепции Добролюбова о крепостничестве, можно увидеть в «обломовщине» явление, нередко встречающееся и в наши дни. Страх перед отправкой в «большую жизнь», настойчиво взращиваемый родителями в отпрысках, жизнь «по накатанной» и проторенной поколениями тропе следования традициям и устоям. Чрезмерная опека от труда и создание социального вакуума губят малейшие проявления любознательности и позывы к самостоятельности: «Ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая».

Вся жизнь Обломова - это желание погрузиться в утопию, где все легко и нет нужды принимать решения. Илья Ильич не хочет выходить из дома, все время погружается в грезы о переустройстве усадьбы, но мечты остаются мечтами, а мир Обломова все так же ограничивается диваном, ведь «сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

«Обломовщина» есть сокрушение, «первобытная лень», время, проведенное в мечтах и пустых грезах. То время, которое создано для действий.

Пробудить в Илье Ильиче хоть одну искру не никакая внешняя сила. Желание Андрея Штольца вернуть его к жизни рухнуло под нагромождением страхов, устоев и пресловутого поношенного халата, который окутал не только тело, но и ум, душу Обломова. Не сбылись и стремления Ольги вернуть Илью в общество. Упадничество поглотило его сущность.

("Тот самый Обломов — вчера и сегодня" )

Все, что ни захватывает человека, зараженного «обломовщиной», обречено. Вокруг него все гибнет, ведь нет внутри огня, желания жить, а не волочить существование, лежа на диване и скрываясь от любых «внешних раздражителей».

Последним пристанищем Ильи Ильича стал дом Агафьи Пшенициной, где он нашел отголоски своей «колыбели» - Обломовки, к которой стремилось все его естество.